Пояснительная записка к учебным планам ГБОУ «Центр «Дар» на 2024/2025 учебный год В структуре образовательной организации имеются классы для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), классы для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2); осуществляется обучение на дому. Учебные планы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития составлены на основе следующих документов: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ; приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22 марта 2021 года № 115 (с изменениями, утвержденными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 г. № 69); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 года №495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»; постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Учебные планы составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС О у/о) на основе федеральных учебных планов образовательных организаций, реализующих федеральную адаптированную основную общеобразовательную программу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В целях обеспечения коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся при составлении учебных планов были учтены особые образовательные потребности детей, особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, запросы родителей (законных представителей) и общества в целом. Начало 1-го урока – 09 часов 00 минут. Занятия организуются по 5-ти дневной неделе. Продолжительность обучения составляет в 1 классе - 33 учебных недели, во 2-9 классах – 34 учебных недели. Продолжительность учебной нагрузки на уроке составляет в 1 классе: в сентябре-декабре 35 минут, в январе-мае — 40 минут; во 2-9 классах: 40 минут. В середине третьей четверти для обучающихся 1 класса организуются дополнительные недельные каникулы. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных планов образовательной организации, состоящих из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной учебной нагрузки при 5дневной учебной неделе, установленной СанПиН 1.2.3685-21: - в 1 классах – не более 21 часа в неделю; - во 2–4 классах – не более 23 часов в неделю; - в 5 классах – не более 29 часов в неделю; - в 6-10 классах – не более 30 часов в неделю. Промежуточная аттестация в классах для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития проводится не реже одного раза в полугодие в форме педагогического наблюдения, не предполагающей отметки. Результаты оформляются описательно в портфолио учебных достижений обучающегося, специальной индивидуальной программе развития и в форме характеристики за учебный год. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития АООП-( специальной индивидуальной программы развития- СИПР) является достижение обучающимися результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие их жизненной компетенции. Итоговая аттестация осуществляется в течение последнего учебного месяца путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Обучающимся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития в связи с завершением обучения выдается свидетельство об обучении. I. Учебный план обучения по АООП (вариант 2) в соответствии с ФГОС О у/о в 1-9 классах Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1 этапе обучения (1-4 или I дополнительный, 1-4 класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (5-9 класс) и 3060 часов на 3 этапе (10-12 класс). Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. За счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, предусмотрено увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими коррекционными курсами: «Двигательное развитие», «Сенсорное развитие», «Логопедические занятия», «Предметнопрактические действия». Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется образовательной организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида. Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния обучающегося до 25 минут. Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках внеурочной деятельности. Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных федеральным учебным планом. Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп связано с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них «среднего» обучающегося. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержания увеличиваются. Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса (фронтальные занятия) или для группы учащихся (групповые занятия), а также индивидуальную работу (индивидуальные занятия) с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 минут, фронтальных, групповых и подгрупповых занятий - не более 40 минут. Учитель имеет возможность сокращать время занятия, исходя из психофизического состояния детей. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2-3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса). В соответствии с требованиями ФГОС О у/о образовательная организация разрабатывает на каждого обучающегося специальную индивидуальную программу развития (далее — СИПР), включающую индивидуальный учебный план (далее ИУП), который определяет индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, соответствующий особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и СИПР определяется образовательной организацией. Для обучающихся, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Учебный план АООП (2вариант) в соответствии с ФГОС О у/о для 2б, 6в класса на 2024/2025 учебный год Предметные области 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Окружающий мир Учебные предметы/классы Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Человек Домоводство Окружающий социальный мир 4. Искусство Музыка и движение Изобразительная деятельность 5. Физическая культура Адаптивная физическая культура 6. Технология Труд (технология) Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность, в том числе Коррекционные курсы Логопедические занятия Двигательное развитие Сенсорное развитие Предметно-практические действия Внеурочная деятельность (по направлениям) 2б 3 6в 3 2 2 2 1 2 3 2 2 2 1 5 2 2 3 2 17 6 2 24 6 23 30 10 10 7 6 3 4 II. Организация обучения на дому для 1-10 классов 2024/2025 уч. года Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательную организацию, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) организуется обучение на дому. Рекомендуемое количество учебных часов в неделю для обучающихся на дому по АООП для учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития составляет – 10 часов. При составлении индивидуального учебного плана учитываются возможности обучающегося, уровень его работоспособности, индивидуальный темп протекания познавательных процессов. Продолжительность индивидуальных занятий на дому зависит от эмоционально-личностных особенностей ребенка при обучении и взаимодействии с ним и составляет - 15-35 минут.