Учебный план 2024-2025 учебный год, 2 вариант

Пояснительная записка к учебным планам ГБОУ «Центр «Дар» на
2024/2025 учебный год
В структуре образовательной организации имеются классы для детей с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), классы для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2); осуществляется
обучение на дому.
Учебные планы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями
развития составлены на основе следующих документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273 – ФЗ;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» от 22 марта 2021 года № 115 (с изменениями,
утвержденными приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 11 февраля 2022 г. № 69);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года
№1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля
2024 года №495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных образовательных программ»;
постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил
и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
Учебные планы составлены в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС О
у/о) на основе федеральных учебных планов образовательных организаций,
реализующих
федеральную
адаптированную
основную
общеобразовательную программу обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
В целях обеспечения коррекции нарушений развития и социальной
адаптации обучающихся при составлении учебных планов были учтены
особые
образовательные
потребности
детей,
особенности
их
психофизического развития, индивидуальные возможности, запросы
родителей (законных представителей) и общества в целом.
Начало 1-го урока – 09 часов 00 минут. Занятия организуются по 5-ти
дневной неделе.
Продолжительность обучения составляет в 1 классе - 33 учебных
недели, во 2-9 классах – 34 учебных недели. Продолжительность учебной
нагрузки на уроке составляет в 1 классе: в сентябре-декабре 35 минут, в
январе-мае — 40 минут; во 2-9 классах: 40 минут. В середине третьей
четверти для обучающихся 1 класса организуются дополнительные
недельные каникулы.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных
планов образовательной организации, состоящих из обязательной части и
части, формируемой участниками образовательного процесса, в
совокупности не превышает величину недельной учебной нагрузки при
5дневной учебной неделе, установленной СанПиН 1.2.3685-21:
- в 1 классах – не более 21 часа в неделю;
- во 2–4 классах – не более 23 часов в неделю;
- в 5 классах – не более 29 часов в неделю;
- в 6-10 классах – не более 30 часов в неделю.
Промежуточная аттестация в классах для обучающихся с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными
нарушениями развития проводится не реже одного раза в полугодие в форме
педагогического наблюдения, не предполагающей отметки. Результаты
оформляются описательно в портфолио учебных достижений обучающегося,
специальной индивидуальной программе развития и в форме характеристики
за учебный год.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития АООП-(
специальной индивидуальной программы развития- СИПР) является
достижение обучающимися результатов освоения СИПР последнего года
обучения и развитие их жизненной компетенции. Итоговая аттестация
осуществляется в течение последнего учебного месяца путем наблюдения за
выполнением
обучающимися
специально
подобранных
заданий,
позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке
результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в

освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей,
которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их
обучения и развития в целом.
Обучающимся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития в связи с
завершением обучения выдается свидетельство об обучении.
I. Учебный план обучения по АООП (вариант 2) в соответствии с
ФГОС О у/о в 1-9 классах
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (1-4 или I дополнительный, 1-4
класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (5-9 класс) и 3060
часов на 3 этапе (10-12 класс).
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для каждой группы
обучающихся,
а
также
индивидуальных
потребностей
каждого
обучающегося.
За счет часов части, формируемой участниками образовательных
отношений, предусмотрено увеличение учебных часов, отводимых на
изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение
учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том
числе
этнокультурные,
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей обучающихся и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено
следующими коррекционными курсами:
«Двигательное развитие»,
«Сенсорное
развитие»,
«Логопедические
занятия»,
«Предметнопрактические действия». Выбор коррекционных курсов и их количественное
соотношение самостоятельно определяется образовательной организацией
исходя из особых образовательных потребностей обучающихся на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и (или)
индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных
занятий. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия
варьируется с учетом психофизического состояния обучающегося до 25
минут.
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках
внеурочной деятельности.
Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю.

Внеурочная деятельность направлена на развитие личности
обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического,
трудового воспитания, а также на расширение контактов.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них
часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в
рамках общего количества часов, предусмотренных федеральным учебным
планом.
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных
возрастных групп связано с необходимостью поэтапного повторения и
закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них
«среднего» обучающегося. С учетом расширения знаний и формирующегося
опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического
содержания увеличиваются. Процесс обучения по предметам организуется в
форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса (фронтальные
занятия) или для группы учащихся (групповые занятия), а также
индивидуальную работу (индивидуальные занятия) с обучающимся в
соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных
занятий не должна превышать 25 минут, фронтальных, групповых и
подгрупповых занятий - не более 40 минут. Учитель имеет возможность
сокращать время занятия, исходя из психофизического состояния детей. В
учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам
обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один
ученик (индивидуальная работа), группа (2-3 обучающихся), класс (все
обучающиеся класса).
В соответствии с требованиями ФГОС О у/о
образовательная организация разрабатывает на каждого обучающегося
специальную индивидуальную программу развития (далее — СИПР),
включающую индивидуальный учебный план (далее ИУП), который
определяет индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных
курсов, соответствующий особым образовательным возможностям и
потребностям конкретного обучающегося.
Общий объём нагрузки,
включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным
планом АООП. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках
реализации АООП и СИПР определяется образовательной организацией.
Для обучающихся, которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей
(законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках
которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).

Учебный план АООП (2вариант) в соответствии с ФГОС О у/о для 2б,
6в класса на 2024/2025 учебный год
Предметные области
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Окружающий мир

Учебные предметы/классы
Речь и альтернативная
коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир
Человек
Домоводство
Окружающий социальный мир
4. Искусство
Музыка и движение
Изобразительная деятельность
5. Физическая культура Адаптивная физическая
культура
6. Технология
Труд (технология)
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Внеурочная
деятельность, в том
числе
Коррекционные курсы Логопедические занятия
Двигательное развитие
Сенсорное развитие
Предметно-практические
действия
Внеурочная
деятельность (по
направлениям)

2б
3

6в
3

2
2
2
1
2
3
2

2
2
1
5
2
2
3
2

17
6

2
24
6

23

30

10

10

7

6

3

4

II. Организация обучения на дому для 1-10 классов 2024/2025 уч.
года
Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, которые по
состоянию здоровья не могут посещать образовательную организацию, на
основании заключения медицинской организации и письменного обращения
родителей (законных представителей) организуется обучение на дому.
Рекомендуемое количество учебных часов в неделю для обучающихся
на дому по АООП для учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития составляет – 10 часов. При
составлении индивидуального учебного плана учитываются возможности
обучающегося, уровень его работоспособности, индивидуальный темп
протекания познавательных процессов. Продолжительность индивидуальных
занятий на дому зависит от эмоционально-личностных особенностей ребенка
при обучении и взаимодействии с ним и составляет - 15-35 минут.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».