Учебный план 2024-2025 учебный год, 1вариант

Пояснительная записка к учебным планам ГБОУ «Центр «Дар» на
2024/2025 учебный год
В структуре образовательной организации имеются классы для детей с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), классы для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития (вариант 2); осуществляется
обучение на дому.
Учебные планы для обучающихся с легкой умственной отсталостью
составлены на основе следующих документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273 – ФЗ;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» от 22 марта 2021 года № 115 (с изменениями,
утвержденными приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 11 февраля 2022 г. № 69);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года
№1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля
2024 года №495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных образовательных программ»;
постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил
и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;

Учебные планы составлены в соответствии с
федеральным
государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС О
у/о) на основе федеральных учебных планов образовательных организаций,
реализующих
федеральную
адаптированную
основную
общеобразовательную программу обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
В целях обеспечения коррекции нарушений развития и социальной
адаптации обучающихся при составлении учебных планов были учтены
особые
образовательные
потребности
детей,
особенности
их
психофизического развития, индивидуальные возможности, запросы
родителей (законных представителей) и общества в целом.
Сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее АООП, вариант 1) – 9 -13 лет.
Начало 1-го урока – 09 часов 00 минут. Занятия организуются по 5-ти
дневной неделе.
Продолжительность обучения составляет в 1 классе - 33 учебных
недели, во 2-9 классах – 34 учебных недели. Продолжительность учебной
нагрузки на уроке составляет в 1 классе: в сентябре-декабре 35 минут, в
январе-мае — 40 минут; во 2-9 классах: 40 минут. В середине третьей
четверти для обучающихся 1 класса организуются дополнительные
недельные каникулы.
Учебные планы в 1-9-х классах составлены в соответствии с
требованиями ФГОС О у/о.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных
планов образовательной организации, состоящих из обязательной части и
части, формируемой участниками образовательного процесса, в
совокупности не превышает величину недельной учебной нагрузки при
5дневной учебной неделе, установленной СанПиН 1.2.3685-21:
- в 1 классах – не более 21 часа в неделю;
- во 2–4 классах – не более 23 часов в неделю;
- в 5 классах – не более 29 часов в неделю;
- в 6-9 классах – не более 30 часов в неделю.
Сроки проведения промежуточной (годовой) аттестации - с 14 апреля
по 16 мая 2025 года без прекращения образовательной деятельности.
Промежуточная (годовая) аттестация проводится по всем учебным
предметам учебного плана в письменной (контрольная работа, контрольное
списывание, тест, контрольный диктант, творческое задание) или устной
форме (чтение наизусть, пересказ текста, собеседование, сообщение, учет
текущих образовательных результатов).
Четвертная (полугодовая) промежуточная аттестация проводится в
форме итоговой отметки во 2-9 классах - за четверть. При организации

годовой промежуточной аттестации вычисляется среднее арифметическое
четвертных (полугодовых) отметок.
Промежуточная аттестация в 1 классе проводится не реже одного раза в
полугодие в форме педагогического наблюдения, не предполагающей
отметки. Результаты оформляются описательно в портфолио учебных
достижений обучающегося и (или) в форме характеристики за учебный год.
Обучение по АООП, вариант 1 в соответствии с требования ФГОС О
у/о завершается итоговой аттестацией в форме двух испытаний (комплексной
оценки предметных результатов усвоения учащимися русского языка, чтения
(литературного чтения), математики, основ социальной жизни и оценки
знаний и умений по профилю выбранного труда).
I. Учебный план обучения по АООП (вариант 1) в соответствии с
ФГОС О у/о для 1-9 классов 2024/2025 уч. года
Сроки освоения АООП (вариант 1) составляют 9 – 13 лет.
В реализации АООП (вариант 1) может быть выделено три этапа:
I этап – 1-4 классы или 1 дополнительный, 1-4 классы;
II этап – 5-9 классы;
III этап – 10-12 классы.
Цель первого этапа состоит в формировании основ предметных знаний
и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
На данном этапе может быть организован первый дополнительный класс,
деятельность
которого направлена на
решение
диагностикопропедевтических задач:
выявить индивидуальные возможности каждого обучающегося,
особенности его психофизического развития, оказывающие влияние на
овладение учебными умениями и навыками;
сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную,
коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП;
сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в
разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и
одноклассниками в урочное и внеурочное время;
обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт
в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация,
ручной труд, игра).
Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и
систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных
областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
Цель третьего этапа направлена на углубленную трудовую подготовку
и
социализацию
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их
самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.

Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (1-4 или I дополнительный, 1-4
класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (5-9 класс) и 3060
часов на 3 этапе (10-12 класс).
В учебном плане представлены семь образовательных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете
особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме того, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся
в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
формирование здорового образа
жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, через содержание коррекционно-развивающей
области и внеурочной деятельности обеспечивает реализацию особых
(специфических) образовательных потребностей, характерных для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
За счет часов части, формируемой участниками образовательных
отношений, предусмотрено увеличение учебных часов, отводимых на
изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение
учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том
числе
этнокультурные,
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей обучающихся и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии.
В связи с отсутствием в учебном плане предмета «Основы безопасной
жизнедеятельности» сведения о безопасном поведении учащихся
предусмотрены в предметах: «Мир природы и человека», «Основы

социальной жизни», «Биология», «Труд (технология)». Интегрированное
изучение основ безопасности жизнедеятельности в рамках данных предметов
направлено на формирование у школьников здорового образа жизни,
навыков безопасной работы с инструментами, элементарных знаний для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в
конкретных природных и климатических условиях, знаний о поведении в
экстремальных ситуациях, во время стихийных бедствий, т.е. основам
безопасности жизнедеятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено
следующими коррекционными курсами:
«Ритмика»,
«Развитие
психомоторики и сенсорных процессов», «Логопедические занятия».
Коррекционные курсы реализуются в форме фронтальных, групповых и
индивидуальных
занятий.
Выбор
фронтальных,
групповых
и
индивидуальных коррекционных занятий, их количественное соотношение
осуществляется образовательной организацией самостоятельно, исходя из
особых образовательных потребностей обучающихся на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Всего на
реализацию коррекционно-развивающей области отводится не менее 5 часов
в неделю.
Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями:
спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное.
Выбор направлений и программ внеурочной деятельности, распределение на
них часов самостоятельно осуществляется образовательной организацией с
учетом выбора обучающихся и их родителей (законных представителей) в
рамках общего количества часов, предусмотренных учебным планом (4 часа).
На занятиях образовательной области «Технология», начиная с 5
класса, класс делится на две группы.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП определяется образовательной организацией.
Для обучающихся, которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей
(законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках
которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).

Учебный план общего образования для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов на 2024/2025
учебный год
Предметные области
1. Язык и речевая
практика

Учебные предметы/классы
Русский язык
Чтение
Речевая практика
2. Математика
Математика
3. Естествознание
Мир природы и человека
4. Искусство
Музыка
Рисование (изобразительное
искусство)
5. Физическая культура Адаптивная физическая
культура
6. Технология
Труд (технология)
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
КоррекционноЛогопедические занятия
развивающая область
Ритмика
(коррекционные
Развитие психомоторики и
занятия и ритмика)
сенсорных процессов
Внеурочная
деятельность

1
3
3
2
3
2
2
1

2
3
4
2
4
1
1
1

3
3
4
2
4
1
1
1

4
3
4
2
4
1
1
1

3

3

3

3

2
21
-

1
20
3

1
20
3

1
20
3

21

23

23

23

3
1
2

3
1
2

3
1
2

3
1
2

4

4

4

4

Учебный план общего образования для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классов на 2024/2025
учебный год
Предметные области
1. Язык и речевая
практика

Учебные предметы/классы
Русский язык
Чтение (литературное
чтение)
2. Математика
Математика
Информатика
3. Естествознание
Природоведение
Биология
4. Человек и общество География
Основы социальной жизни
Мир истории
История Отечества
5. Искусство
Музыка
Рисование (изобразительное
искусство)
5. Физическая
Адаптивная физическая
культура
культура
6. Технология
Труд (технология)
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
КоррекционноЛогопедические занятия
развивающая область Ритмика
(коррекционные
Развитие психомоторики и
занятия и ритмика)
сенсорных процессов
Внеурочная
деятельность

5
4
4

6
4
4

7
4
4

8
4
4

9
4
4

4
2
2
1
2

4
2
2
2
2
-

3
1
2
2
2
2
-

3
1
2
2
2
2
-

3
1
2
2
2
2
-

2

2

2

2

2

6
27
2

6 7
28 29
2 1

7
29
1

7
29
1

29

30 30

30

30

3
1
2

3
1
2

3
1
2

3
1
2

3
1
2

4

4

4

4

4

II. Организация обучения на дому для 1-9 классов 2024/2025
уч. года
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, которые по
состоянию здоровья не могут посещать образовательную организацию, на
основании заключения медицинской организации и письменного обращения
родителей (законных представителей) организуется обучение на дому.
При составлении индивидуального учебного плана учитываются
возможности
обучающегося,
уровень
его
работоспособности,
индивидуальный
темп
протекания
познавательных
процессов.
Продолжительность индивидуальных занятий на дому зависит от
эмоционально-личностных особенностей ребенка при обучении и
взаимодействии с ним и составляет - 15-35 минут.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».