Министерство образования молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр Дар» ________________/Шляпникова Н.И./ Приказ №______от «_____»______2024г. Рабочая программа по предмету «Профильный труд» («Художественный труд») для обучающегося 5 класса Томилова Николая (АООП вариант 1) (индивидуальное обучение) Составитель: Карфидова Н.В. Учитель начальных классов 1 квалификационная категория г. Реж 2024 0 Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Профильный труд» составлена на основании: - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 -Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар» - Программой образования «Центр «Дар» Характеристика предмета: Программа «Художественный труд» предназначена для профессиональной организации обучающихся, которые в силу своего психофизического состояния не могут заниматься производительным трудом, овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобной по уровню сложности, поскольку это связано с довольно серьезными физическими нагрузками и требует выносливости к производственным шумам. Формирование умений учащихся включает в себя дозированную помощь учителя в ориентировке и планировании работы. При обучении используются образцы изделий и материалов, технические рисунки, предметно технологические карты, поясняющие пооперационное выполнение изделия, таблицы, показывающие те или иные приемы труда, а также положения рук при работе с ножом и ножницами, схемы оборудования. Занятия по труду проводятся в специально оборудованной мастерской. Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. Цель: Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры. Задачи: Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач: ― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.); ― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; ― формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; ― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); 1 ― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); ― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений; ― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); ― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; ― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности. Учебная программа рассчитана на 34 учебных недели по 1 часу в неделю, 34 часа в год. Планируемые результаты. Предметные планируемые результаты Достаточный Определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; -экономное расходование материалов; планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической работы; -знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; -осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; -понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. Личностные планируемые результаты Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. 2 Календарно-тематическое планирование 34 часа. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тема Кол-во часов Повторение. Правила поведения в мастерской. Введение в предмет «Художественный труд». Природный материал его виды и свойства. Практическая работа. Изготовление фоторамки из природного материала. Практическая работа. Изготовление фоторамки из природного материала. Завершение работы Аппликация. Виды аппликаций. Практическая работа: Выполнение предметной аппликации. Практическая работа: Выполнение предметной аппликации. Завершение работы. Сюжетная аппликация. Практическая работа: Выполнение сюжетной аппликации. Практическая работа: Выполнение сюжетной аппликации. Завершение работы. Плоские и объемные аппликации. Практическая работа: Выполнение объемной аппликации. Практическая работа: Выполнение объемной аппликации. Завершение работы. Симметричная аппликация. Практическая работа: Выполнение симметричной аппликации. Практическая работа: Выполнение симметричной аппликации. Завершение работы. Декупаж. История возникновения. Виды декупажа. Практическая работа. Декорирование поверхности в технике декупаж. 1 дата 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Практическая работа. Декорирование поверхности в технике декупаж. Завершение работы. Полимерная глина. Происхождение. Свойства и применение полимерной глины. Хранение полимерной глины. Техники лепки из полимерной глины. Практическая работа: Лепка из полимерной глины Практическая работа: Лепка из полимерной глины. Завершение работы Пластилинография. Виды, свойства и применение пластилина. Практическая работа. Украшение для дома. Практическая работа. Украшение для дома. Завершение работы. Анимация Пластилиновая анимация. Практическая работа. Изготовление пластилиновых фигурок для анимации. Русские народные промыслы. Роспись. Виды росписи. Инструменты и материалы для росписи. Уральская роспись. Практическая работа: Проработка основных элементов уральской росписи на листе бумаги. Практическая работа: Нанесение росписи на поверхность разделочной доски. Гжельская роспись. Практическая работа: Прорисовка простых элементов гжельской росписи на листе бумаги. Практическая работа: Нанесение гжельской росписи на бумажную тарелку. Дымковская роспись. Практическая работа: Прорисовка основных элементов дымковской росписи на бумаге. Практическая работа: Оформление дымковской росписью глиняную игрушку (чашу) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 № Тема урока. Количест во часов Календарно-тематическое планирование. 1 Повторение. Правила поведения в мастерской. Введение в предмет «Художественный труд». 1 2 Природный материал его виды и свойства. 1 3 Практическая работа. Изготовление фоторамки из природного материала. 1 4 Практическая работа. Изготовление фоторамки из природного материала. Завершение работы 1 Программное содержание Достаточный уровень Повторение правил поведения на уроках труда. Инструктаж по технике безопасности Знакомство с предметом «Художественный труд». Просмотр видеоматериалов. Обсуждение и анализ просмотренного фильма. Подробный разбор видов природного материала. Анализ свойств материала. Составление плана рабочего процесса. Подготовка основания для рамки. Декорирование фоторамки природным материалом. Знают и выполняют самостоятельно правила поведения на уроках труда. Знакомятся с задачами обучения в 5 классе, с планом работы на год. Расширяют представление о Художественном труде. Организуют рабочее место Умеют производить самостоятельный отбор материала и инструментов, необходимых для работы, могут определить возможности различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач предметнопрактической деятельности; − экономно расходовать материалы; − планировать предстоящую практическую работу. 5 5 Аппликация. Виды аппликаций. 1 6 Практическая работа: Выполнение предметной аппликации. 1 7 Практическая работа: Выполнение предметной аппликации. Завершение работы. Сюжетная аппликация. 1 Практическая работа: Выполнение сюжетной аппликации. Практическая работа: Выполнение сюжетной аппликации. Завершение работы. Плоские и объемные аппликации. 1 Практическая работа: Выполнение объемной 1 8 9 10 11 12 1 Знакомство с историей появления техники аппликации. Знакомство с видами техники аппликации. Показ слайдов. Знакомство с техниками выполнения аппликаций. Знакомство с основными материалами для аппликаций Изучение инструментов для аппликаций, уход и хранение инструментов. Повторение инструктажа по технике безопасности с колющими и режущими предметами. Выполнение предметной аппликации по технологической карте. Знакомство с сюжетной аппликацией. Технологии выполнения аппликации. Выполнение сюжетной аппликации с соблюдением техники безопасности. Знают правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Применяют в работе правила хранения инструментов, приспособлений и материалов. Умеют вырезать сложные элементы. Знакомятся с возможным браком и умеют его отбирать. 1 1 Знакомство с плоскими и объемными аппликациями. Способы изготовления плоской и объемной аппликации. Выполнение объемной аппликации. Применение знаний на практике. 6 аппликации. 13 14 15 16 17 18 19 Практическая работа: Выполнение объемной аппликации. Завершение работы. Симметричная аппликация. 1 Практическая работа: Выполнение симметричной аппликации. Практическая работа: Выполнение симметричной аппликации. Завершение работы. Декупаж. История возникновения. Виды декупажа. 1 Практическая работа. Декорирование поверхности в технике декупаж. Практическая работа. Декорирование поверхности в технике декупаж. Завершение работы. 1 Знакомство с симметрией. Способы изготовления симметричной аппликации. Выполнение симметричной аппликации по технологической карте. 1 1 1 1 Знакомство со способом декорирования в технике декупаж. История возникновения техники. Применение техники в современном мире. Знакомство с видами техники декупаж. Составление плана работы. Подготовка рабочего места. Подготовка инструментов, материалов, поверхности для работы. Выполнение практической работы согласно плану. Знают правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Применяют в работе правила хранения инструментов, приспособлений и материалов. Умеют вырезать сложные элементы. Знакомятся с возможным браком и умеют его отбирать 7 20 Полимерная глина. Происхождение. Свойства и применение полимерной глины. Хранение полимерной глины. Техники лепки из полимерной глины. 1 21 Практическая работа: Лепка из полимерной глины Практическая работа: Лепка из полимерной глины. Завершение работы Пластилинография. Виды, свойства и применение пластилина. Практическая работа. Украшение для дома. 1 Практическая работа. Украшение для дома. Завершение работы. Анимация Пластилиновая анимация. 1 Практическая работа. Изготовление пластилиновых фигурок для анимации. 1 22 23 24 25 26 27 1 1 1 1 Знакомство с полимерной глиной. История происхождения. Использование полимерной глины в современном мире. Основные свойства глины. Варианты применения. Технология хранения глины. Знакомство с техниками лепки из полимерной глины. Планирование работы. Определение с видом изделия (игрушка, брелок, цветок). Подготовка рабочего места для выполнения работы. Изготовление изделия. Знакомство с пластилинографией. Изучение свойств пластилина. Изучение видов пластилина. Составление плана работы. Организация рабочего пространства. Подготовка инструментов и материалов для работы. Выбор украшения. Изготовление поделки. Знакомство с анимацией. История Знакомятся с видом деятельности. Знают правила возникновения. техники безопасности. Знают материалы и свойства Знакомство с пластилиновой материалов. Изготавливают самостоятельно анимацией. Показ мультфильма. несложные элементы анимации Разработка проекта для анимации. Составление плана работы. Изготовление пластилиновых фигурок. 8 28 Русские народные промыслы. Роспись. Виды росписи. Инструменты и материалы для росписи. 1 29 Уральская роспись. Практическая работа: Проработка основных элементов уральской росписи на листе бумаги. 1 30 Практическая работа: Нанесение росписи на поверхность разделочной доски. 1 Знакомство с русскими народными промыслами. История возникновения. Русские народные промыслы в современном мире. Показ видеофильма. Знакомство с видами росписи (уральская, гжельская, хохлома, городецкая, палехская живопись) Знакомство с красками для росписи. Знакомство с видами кистей для росписи. Знакомство с уральской росписью. История возникновения. Основные элементы росписи. Работа на бумаге. Подготовка краски. Прорисовка элементов уральской росписи. Работа с тонкими и широкими кистями. Работа с круглыми и плоскими кистями. Выполнение элемента «Ягодка» и элемента «Оживка» Разработка эскиза рисунка. Подготовка инструментов и материалов для работы. Нанесение основных элементов (ягодок). Нанесение оживки. Завершение работы. Покрытие изделия акриловым лаком. Знакомятся с видами росписи. Знают инструменты и материалы. Знают технику безопасности с колющими предметами и красящими составами. Читают технологические карты и схемы. Выполняют самостоятельно несложные элементы росписи. 9 31 Гжельская роспись. Практическая работа: Прорисовка простых элементов гжельской росписи на листе бумаги. 1 32 Практическая работа: Нанесение гжельской росписи на бумажную тарелку. 1 33 Дымковская роспись. Практическая работа: Прорисовка основных элементов дымковской росписи на бумаге. 1 34 Практическая работа: Оформление дымковской росписью глиняную игрушку (чашу) 1 Знакомство с гжельской росписью. История возникновения. Применение в современном мире. Показ видеофильма. Видеоэкскурсия. Знакомство с техникой выполнения росписи. Прорисовка на бумаге несложных элементов гжельской росписи по технологической карте. Работа с широкими и узкими кистями. Работа с гуашью. Разработка эскиза рисунка. Разметка на бумажной тарелке основного рисунка. Работа с цветом. Проработка всех деталей рисунка. Знакомство с дымковской росписью. Изучение основных элементов росписи. Знакомство с особенностями росписи. Показ слайдов. На подготовленном рисунке оформить дымковскую роспись с применением с применением основных цветов и элементов росписи. На листе бумаги нарисовать орнамент дымковской росписи. Подготовка поверхности к росписи. Подготовка инструментов и материалов. Разметка расположения основных элементов росписи. Нанесение росписи. Покрытие лаком. 10