Рабочая программа по ОСЖ 5 класс Томилов Николай (индивидуальное обучение) на 2024-2025 учебный год, педагог Карфидова Н.В.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» ______20___г

Рабочая программа по предмету Основы социальной жизни
для обучающегося 5 класса Томилова Николая
(АООП вариант 1)
(индивидуальное обучение)

Составитель:
Карфидова Н.В.
Учитель начальных классов
1 квалификационная категория

Реж – 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» составлена на основании:
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»
- Программой образования «Центр «Дар»
Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться
услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); развитие
навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Программа создана из расчета 1 час в неделю и рассчитана на 34 часа в год.

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Планируемые результаты освоения программы
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
знание способов хранения и переработки продуктов питания;
составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук;
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды); некоторые навыки оказания первой
помощи при травмах;
пользование различными видами городского транспорта;
знание о родственных отношениях в семье.
2

•
•
•
•

Личностные результаты
Достаточный уровень
понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя;
владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владеть элементами оценки и самооценки.
уметь самостоятельно исправлять ошибки.

Календарно-тематическое планирование 34 часа
Тема
Кол-во часов
1.Вводный урок.
2.Каким бывает дом. Порядок в доме. Практическая работа: составление плана
уборки дома
3.Практическая работа: « Демонстрация инвентаря и средств для уборки».
4.Комнатные растения
5.Животные в доме
6.Забота о себе. Выбор средств и предметов личной гигиены.
7.Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы). Практическая работа:
Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук.
8.Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног).

1
1

9.Утренняя гимнастика. Закаливание организма (зарядка, обтирание, сезонная
одежда, физические упражнения).
10.Забота о глазах. Забота о правильной осанке
11.Какие бывают врачи. Что нужно делать чтобы быть здоровым
12.Первая помощь при ушибах и травмах. Практическая работа: оказание
первой помощи при порезе, ушибе.
13.Уход за больным на дому
14.По одежке встречают. Правила ухода за одеждой
15.Практическая работа: Ремонт одежды. Чистка одежды.

1

16.Практическая работа: пришивание пуговиц.

1

17.Виды одежды (праздничная, спортивная, повседневная)

1

Дата

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

3

18.Идеальная пара. Правила ухода за обувью
19.Виды городского транспорта. Транспорт-это удобно
20.Правила поведения в транспорте и на улице. Правила проезда в транспорте;
правила передвижения по улице. На заметку пассажиру
21.Еда для здоровья
22.Элементы сервировки, посуда для еды. Практическая работа: « Кухонная
утварь, уход за ней»
23.Как правильно есть. Завтрак-начало дня
24.Практическая работа: «Мастерская бутербродов»
25.Овощи, плоды, ягоды и грибы. Практическая работа: нарезка овощей,
фруктов
26.Практическая работа: «Приготовление салата»
27.Контрольная работа по разделу: питание
28.Виды муки, правила хранения. Виды теста. Практическая работа: оладьи
29.Виды круп. Практическая работа: манная каша
30.Основные средства связи. Работа почтового отделения связи "Почта
России".
31.Порядок отправления писем различного вида.
32.Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества
ближайших родственников
33.Семейный досуг. Традиции семьи
34. Важные правила современного человека: знаю, понимаю, умею.
Контрольная работа за год.

Тема, раздел

1.Вводный урок. (1ч)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование 34 часа
Содержание
Виды деятельности, формы работы

Знакомство с предметом основы
социальной жизни

Достаточный уровень
Знакомятся с новым предметом, названием разделов
предмета учебным кабинетом.
Участвуют в викторине, отгадывают загадки, ребусы.
Выполняют по образцу элементарные задания с
помощью учителя от начала до конца.

Жилище. (4ч)
4

2.Каким бывает дом. Порядок в
доме. Практическая работа:
составление плана уборки дома.

Типы жилых помещений в городе и
сельской местности. Домашний почтовый
адрес. Виды жилых комнат: гостиная,
спальня, детская комната. Их назначение.
Виды нежилых помещений: кухня, ванная
3.Практическая работа:
комната, санузел. Назначение нежилых
«Демонстрация инвентаря и
помещений. Гигиенические требования к
средств для уборки»
жилому помещению
и меры по их обеспечению. Виды уборки
4. Комнатные растения
жилища (сухая, влажная), инвентарь,
моющие средства, электробытовые
5. Животные в доме
приборы для уборки помещений.
Ежедневная уборка.
Личная гигиена и здоровье. (5) Значение закаливания организма для
6.Забота о себе. Выбор средств и поддержания здоровья человека. Способы
закаливания. Воздушные, солнечные,
предметов личной гигиены.
водные процедуры. Уход за кожей рук и
ногтями: значение чистоты рук.
7.Уход за руками (уход за
Практическая работа: приемы обрезания
ногтями и кожей рук, кремы).
ногтей на руках. Уход за кожей ног:
8.Уход за ногами (уход за ногтями необходимость ежедневного мытья ног.
Практическая работа: приемы обрезания
и кожей ног).
ногтей на ногах.
9.Утренняя гимнастика.
Закаливание организма (зарядка,
обтирание, сезонная одежда,
физические упражнения).
10.Забота о глазах. Забота о
правильной осанке.
Охрана здоровья.(3)
11.Какие бывают врачи. Что
нужно делать что бы быть
здоровым

Виды доврачебной помощи. Способ
измерения температуры тела.
Профилактические средства для
предупреждения вирусных и простудных
заболеваний. Практическая работа.

Слушают объяснения учителя и записывают в тетрадь
названия жилых помещений в городе и сельской
местности. Отвечают на вопрос: каким бывает дом.
Перечисляют виды жилых комнат: гостиная, спальня,
детская комната. Перечисляют виды нежилых
помещений: кухня, ванная комната, санузел. Узнают о
гигиенических требованиях к жилому помещению.
Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь,
моющие средства, электробытовые приборы для уборки
помещений. . Выполняют по образцу элементарные
задания с помощью учителя от начала до конца.
Слушают объяснения учителя о значении закаливания
для здоровья человека. Отвечают на вопросы. Называют
способы закаливания, правила и приёмы выполнения
процедур. По аналогии составляют комплекс утренней
гимнастики и выполняют его. Объясняют
необходимость одеваться по погоде, закалять свой
организм и соблюдать правила личной гигиены. Учатся
ухаживать за телом: за кожей рук, ног, ногтями.
Знакомятся с приёмами обрезания ногтей на руках,
ногах. По вопросам учителя называют косметические
средства для ухода за кожей, рассказывают о
необходимости чтения инструкций. Узнают о
гигиенических требованиях к использованию личного
белья, выполняют их. Просматривают учебный фильм о
вреде наркотиков и токсических веществ. Участвуют в
беседе по содержанию фильма.
Знакомятся с профессиями работников медицинских
учреждений, записывают их названия в тетрадь. По
вопросам учителя называют функции основных врачей –
специалистов. Узнают о видах медицинской помощи:
доврачебной и врачебной. работают с сюжетными
5

12.Первая помощь при ушибах и
травмах. Практическая работа:
оказание первой помощи при
порезе, ушибе.
13.Уход за больным на дому
Одежда и обувь. (5)
14.По одежке встречают.
Правила ухода за одеждой.

Виды одежды в зависимости от пола и
возраста, назначения
(деловая, праздничная, спортивная и т. д.),
способа ношения (верхняя,
нижняя), сезона (летняя, зимняя,
демисезонная), вида тканей. Особенности
15.Практическая работа: Ремонт разных видов одежды. Головные уборы:
виды и назначение. Значение одежды и
одежды. Чистка одежды.
головных уборов для сохранения здоровья
человека.
Правила и приемы повседневного ухода за
одеждой: стирка, глажение, чистка,
16.Практическая работа:
починка. Ручная стирка изделий
пришивание пуговиц.
замачивание, кипячение, полоскание.
Практическая работа.
Стиральные средства для ручной стирки.
Техника безопасности при использовании
17.Виды одежды (праздничная,
моющих средств. Правила сушки белья из
спортивная, повседневная)
различных тканей. Практическая работа.
Значение правильного выбора обуви для
здоровья человека. Правила ухода за
обувью из различных материалов.
18.Идеальная пара. Правила
Использование кремов для чистки обуви.
ухода за обувью.
Виды кремов. Сушка обуви. Практическая
работа.
Транспорт.(2)

картинками. Изучают виды доврачебной помощи.
Учатся измерять температуру, обрабатывать раны,
порезы с помощью специальных средств. Слушают
объяснения учителя, просматривают презентации,
отвечают на вопросы. С помощью учителя выполняют
учебные задания, используют полученные на уроках
навыки и знания в повседневной жизни, соблюдая
правила безопасности.
Обсуждают и объясняют значение опрятного вида
человека. По вопросам учителя перечисляют санитарногигиенические требования к одежде, правила личной
гигиены и внешнего вида. Учатся правилам
повседневного ухода и поддержания одежды в порядке.
Соблюдают правила ТБ с колючими и режущими
инструментами. По вопросам учителя называют виды
белья, рассказывают о его назначении. Делают
зарисовки и записи в тетрадях. Узнают о правилах и
приёмах ручной стирки изделий из х/б тканей. По
образцу стирают носовые платки, небольшие полотенца.
Изучают устройство утюга. По образцу гладят мелкие
изделия. С помощью учителя выполняют практические
задания, принимают помощь.

6

19.Виды городского транспорта.
Транспорт –это удобно.

Виды общественного транспорта.
Оплата проезда на всех видах
общественного транспорта. Правила
поведения в общественном транспорте.

20.Правила поведения в
транспорте и на улице. Правила
проезда в транспорте; правила
передвижения по улице. На
заметку пассажиру.

Питание. (9)
21.Еда для здоровья
22. Элементы сервировки, посуда
для еды. Практическая работа.
«Кухонная утварь, уход за ней».
23.Как правильно есть. Завтракначало дня.
24.Практическая работа:
Мастерская бутербродов
25.Овощи, фрукты, ягоды и
грибы. Практическая работа:
нарезка овощей, фруктов.
26.Практическая работа:
«Приготовление салата»
27.Контрольная работа по
разделу: питание
28.Виды муки, правила хранения.
Виды теста. Практическая
работа: оладьи.
29.Виды круп. Практическая
работа: манная каша.
Средства связи (2)

Значение питания в жизни и деятельности
людей. Влияние правильного питания на
здоровье человека. Режим питания.
Разнообразие продуктов, составляющих
рацион питания.
Блюда для горячего и холодного завтрака.
Назначение посуды для еды, кухонной
утвари. Виды круп, их вредители. Правила
хранения круп. Посуда для сыпучих
продуктов и уход за ней. Практическая
работа: бутерброды. Приготовление манной
каши. Овощи, фрукты, ягоды, нарезка
овощей фруктов. Напитки для завтрака.
Виды теста. Практическая работа: оладьи.
Составление меню для завтрака. Отбор
необходимых продуктов. Стоимость и
расчет продуктов. Основные отделы в
продуктовых магазинах. Виды товаров:
фасованные, на вес и в разлив.

Рассматривают иллюстрации, просматривают
презентацию, участвуют в беседе по содержанию. По
вопросам учителя классифицируют транспортные
средства. Называют и показывают виды городского
транспорта по карточкам. Знают стоимость проезда по
городу. По вопросам учителя формулируют понятие
«пригородный транспорт», называют виды. С помощью
учителя учатся ориентироваться в расписании движения
автобусов и электричек. По вопросам учителя называют
службы вокзалов и объясняют их назначение. Знают и
соблюдают правила дорожного движения и правила
поведения в общественных местах. Умеют слушать,
обращаться за помощью, принимать помощь.
Узнают о значении питания в жизни людей, режиме
питания, разнообразии продуктов. записывают их в
тетрадь. Узнают о назначении посуды и кухонной
утвари. Практическая работа: бутерброды. Перечисляют
блюда из круп. Узнают рецепт приготовления каш и их
виды. С помощью учителя готовят гречневую (манную)
кашу. Моют посуду. Изучают правила хранения и
первичной обработки овощей, фруктов, ягод, грибов.
Учатся их мыть, чистить, резать. С помощью учителя
готовят салаты. С помощью учителя узнают о видах
теста, готовят тесто для приготовления оладий,
записывают в тетрадь. По образцу заваривают чай,
сервируют стол к чаепитию. Соблюдают правила
гигиены приготовления пищи и ТБ. С помощью учителя
применяют знания, полученные на уроках в быту.

7

30.Основные средства связи.
Работа почтового отделения
связи "Почта России".
31.Порядок отправления писем
различного вида.

Семья. (3)
32.Родственные отношения в
семье. Состав семьи. Фамилии,
имена, отчества ближайших
родственников.
33.Семейный досуг. Традиции
семьи.
34. Важные правила
современного человека: знаю,
понимаю, умею. Контрольная
работа за год.

Работа почтового отделения связи «Почта
России». Виды почтовых отправлений:
письмо, бандероль, посылка. Письмо.
Личные письма. Порядок отправления
писем различного вида. Стоимость
пересылок. Практическая работа.

Распределение обязанностей в семье.
Помощь старших младшим: домашние
обязанности. Виды досуга: чтение книг,
просмотр телепередач, прогулки и др.
правильная, рациональная организация
досуга. Любимые и нелюбимые занятия в
свободное время.

Слушают объяснения учителя, просматривают
видеоматериалы из истории развития средств связи.
Записывают в тетради основные средства связи. С
помощью учителя различают виды почтовых
отправлений, делают их зарисовки в тетрадях.
Знакомятся с видами писем, порядком отправления
писем различного вида и стоимостью пересылки. По
образцу учатся находить индекс почтового отделения по
справочнику, в интернете и записывать адрес на
конверте.
Просматривают видеофильм о профессиях, отвечают на
вопросы по содержанию. По вопросам учителя
рассказывают о составе своей семьи, называют имена,
отчества, фамилии членов семьи, возраст, место работы,
должность. Записывают эти сведения в тетрадь. Изучают
права и обязанности членов семьи. Знают и выполняют
правила поведения в семье. Учатся общаться и
взаимодействовать с людьми. Уважительно относятся к
старшим по возрасту, помогают им по дому и заботятся
о младших членах семьи.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».