Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» ______20___г Рабочая программа по русскому языку для обучающегося 5 класса Томилова Николая (АООП вариант 1) (индивидуальное обучение) Составитель: Карфидова Н.В. Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж – 2024 Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основании: - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 -Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар» - Программой образования «Центр «Дар» Цель обучения – развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности. Задачи обучения: - расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; - ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; - использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых задач); - развитие положительных качеств и свойств личности. Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе рассчитана на 34 часа (34 учебные недели) и составляет 1 час в неделю. Планируемые результаты освоения программы Предметные планируемые результаты Достаточный уровень - знать значимые части слова и их дифференцировать по существенным признакам; - разбирать слова по составу с использованием опорных схем; - образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; - дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам; - определять грамматические признаки изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя; - пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова; - составлять простые распространенные и предложения с однородными членами по схеме, опорным словам, на предложенную тему; - устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме; 2 - находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем. Личностные результаты Достаточный уровень - овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; - использование доступных информационных технологий для коммуникации; - проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; - сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Содержание рабочей программы Название раздела Звуки и буквы Количество часов 7 Предложение. Текст 4 Состав слова. Текст 8 Части речи. Текст 12 Предложение. Текст 3 3 Календарно-тематическое планирование 34 часа Тема Кол-во часов 1.Повторение. Звуки и буквы. Текст. Гласные и согласные. Алфавит. 2.Твердые и мягкие согласные перед буквами: и, е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова . 3.Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова 4.Ударные и безударные гласные в слове. Проверка безударных гласных в слове 5.Текст. Определение темы текста. Заголовок. 6.Закрепление знаний. Упражнения на правописание безударных гласных в словах. 7.Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы. Текст» 8.Распространение предложений. Порядок слов в предложении . Связь слов в предложении. 9.Главные члены предложения. Сказуемое. Подлежащее. Второстепенные члены предложения. 10.Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. 11.Разные по интонации предложения. Повествовательные,вопросительные и восклицательные предложения. 12.Корень и однокоренные слова. 13.Окончание. Окончание – изменяемая часть слова. 14.Приставка. Приставка как часть слова. 15.Контрольная работа «Корень и однокоренные слова». 16.Приставка и предлог. 17.Суффикс. Суффикс как часть слова. 18.Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. 19.Состав слова. Закрепление знаний. 20.Понятие о частях речи. Существительное 21.Глагол. 22.Прилагательное. Дата 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 23.Имя существительное. Значение имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 24.Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных 25.Контрольная работа по теме «Части речи». 26.Понятие о единственном и множественном числе имён существительных. Изменение имен существительных по числам. 27.Род имён существительных. Знакомство с понятием рода. Различение имен существительных по родам. 28.Имя прилагательное. Значение имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по родам. 29.Глагол. Значение глаголов в речи. Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов. 30.Прошедшее время глаголов. 31.Будущее время глаголов. 32.Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. 33.Однородные члены предложения. Знакомство с однородными членами предложения. Дополнение предложения однородными членами. 34.Итоговая контрольная работа (диктант) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование 34 часа № Тема предмета 1 Повторение. Звуки и буквы. Текст. часов Повторение. Звуки и буквы. Текст. Программное содержание Активизирование знаний в области различения, называния звуков и букв. Выполнение упражнений, отрабатывающих данные правила Активизирование знаний в области различения, называния звуков и букв, Виды деятельности, формы работы Достаточный уровень Различают и соотносят звук и букву. Выбирают себе напарника. Читают диалог о звуках и буквах в учебнике по ролям. Обсуждают с одноклассниками содержание диалога. Выполняют письменные упражнения 5 Гласные и согласные. Алфавит. гласных и согласных звуков по их существенным признакам. Проведение звукового анализа слова, схематичного обозначения звуков. Заучивание правильное произношение букв в алфавите. Написание алфавита в тетради строчными буквами 2 Твердые и мягкие согласные перед буквами: и, е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова 3 Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова Различение на слух и четкое произнесение твердых и мягких согласных. Различение на письме: - какие гласные пишутся после твердых согласных ?; -какие гласные пишутся после мягких согласных ? Активизирование знаний в области обозначения мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я по их существенным признакам. Формирование правильного написания мягкого знака (ь) на конце и в середине слова. Доказательство правильной постановки мягкого знака в слове по данному образцу рассуждения. Ознакомление со словарным словом: область, обозначение ударения, выделение орфограммы, составление и запись предложения с данным словом Различение звонких и глухих согласных на слух. Сравнение, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Различают на слух гласные и согласные звуки. Проводят звуковой анализ слов, выделяют в словах упражнения учебника первые буквы: гласные отмечают красным кружком, согласные подчеркивают. Называют буквы алфавита по памяти. Записывают в тетрадь слова загадок по алфавиту. Пишут в скобках отгадки. Подчеркивают слова, в которых букв больше, чем звуков Определяют на слух и четко произносят твердые и мягкие согласные. Сравнивают, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Упражняются в написании твердых и мягких согласных в заданиях учебника Списывают сказку из упражнения учебника, вставляют пропущенные буквы, подчеркивают в словах мягкие согласные двумя чертами. Доказывают правильность постановки мягкого знака (ь) в слове по данному образцу рассуждения Определяют звонкие и глухие согласные на слух. Сравнивают, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Доказывают правильность написания парных согласных на конце слова по данному образцу 6 4 Ударные и безударные гласные в слове. Проверка безударных гласных в слове 5 Текст. Определение темы текста. Заголовок. 6 Закрепление знаний. Упражнения на правописание безударных гласных в словах. Доказательство правильности написания парных согласных на конце слова по данному образцу рассуждения. Изменение слова для проверки сомнительного согласного Сравнение, как произносятся гласные под ударением, без ударения. Определение ударных и безударных гласных в слове. Объяснение правописания безударных гласных в словах Активизирование знаний в области различения, называния звуков и букв, гласных ударных и безударных звуков по их существенным признакам. Умение определять ударные и безударные гласные в словах. Объяснение правописания безударных гласных. Подбор проверочных слов по образцу Определение темы текста. Упражнение в отражении темы текста в заголовке. Рассуждение о необходимости заголовка в тексте рассказа, стихотворения, сказки Выделение в словах орфограммы. Объяснение правописания безударных гласных в словах, подбор проверочных слов рассуждения. Изменяют слова для проверки сомнительного согласного Различают, как произносятся гласные под ударением, без ударения. Выделяют ударные и безударные гласные в словах. Объясняют правописание безударных гласных. Ставят знак ударения и подчёркивают безударные гласные в словах упражнения учебника Изменяют слово для проверки безударной гласной. Объясняют правописание безударных гласных в словах. Подбирают проверочные слова по образцу учебника. Делают вывод о том, как надо писать безударные гласные Отвечают, о чем рассказывается в тексте и отражают тему в заголовке. Объясняют свой выбор. Записывают текст с заголовком из упражнения учебника. Вставляют пропущенные орфограммы в текст упражнения учебника и объясняют их правописание Определяют орфограммы в словах. Объясняют правописание безударных гласных в словах, подбирают проверочные слова 7 7 Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы. Текст» Проверка знаний обучающихся. Применение на практике полученных знаний. Выделение в словах орфограммы Пишут текст под диктовку. Выполняют задания контрольной работы. Применяют изученные правила самостоятельно 8 Предложение. Текст Распространение предложений. Порядок слов в предложении Связь слов в предложении Минутка чистописания. Умение аргументированно выражать мысль в предложении. Распространение предложений в тексте упражнения учебника Закрепление умения выделять предложения из текста, делить текст на предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении Грамматическая разминка. Объединение слов по смыслу с помощью вопросов «Где? Куда? Откуда?» Расположение слов в предложении в определённом порядке Выражают мысль в предложении и распространяют предложения в тексте упражнения учебника. Записывают получившийся текст Выделяют предложения из текста, делят текст на предложения. Восстанавливают нарушенный порядок слов в предложении. Продолжают текст, составляя из данных слов предложения Связывают слова по смыслу с помощью вопросов, изменяя форму слов. Употребляют слова в предложении в определенном порядке. Записывают получившиеся предложения и читают их одноклассникам 8 9 Главные члены предложения. Сказуемое. Подлежащее. Второстепенные члены Предложения. 10 Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения Минутка чистописания. Находят сказуемое в предложении по вопросам Определение сказуемого в предложении по «Что делает? Что делал? Что сделает?» вопросам «Что делает? Что делал? Что Различают сказуемое по значению. сделает?» Подчеркивают двумя чертами названия действий в Выделение названий действий в каждом каждом предложении упражнения учебника. предложении. Подбирают вместо вопросов по смыслу Различие сказуемого по значению и пропущенные сказуемые в упражнении учебника вопросам Выделяют подлежащее в предложении по вопросам к Определение подлежащего в предложении тому, кто совершает действие. по вопросам к тому, кто совершает действие Различают подлежащее по значению. – «Кто? Что?» Подчеркивают подлежащие одной чертой в Различие подлежащего по значению и предложениях из упражнения учебника вопросам Различают главные и второстепенные члены Знакомство с главными и второстепенными предложения. членами предложения. Выделяют второстепенные члены предложения, Выделяют второстепенные члены задавая вопросы от подлежащего и сказуемого. предложения, задавая вопросы от Подчёркивают в предложениях подлежащее, подлежащего и сказуемого сказуемое и второстепенные члены Отличие предложение от текста. Деление Выделяют предложение в тексте. текста на предложения. Отличают предложение от текста. Определение границ предложений. Делят текст на предложения. Определяют границы Правильное обозначение на письме начала и предложений. конца предложения Правильно обозначают на письме начало и конец предложения 9 11 Разные по интонации предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. 12 Состав слова. Текст Корень и однокоренные слова 13 Окончание. Окончание – изменяемая часть слова. Минутка чистописания. Выделение разных по интонации предложений. Упражнения в выразительном чтении предложений. Постановка знаков препинания в предложении в зависимости от интонационной окраски Умение соблюдать повествовательную интонацию. Выделение предложений по интонации. Сравнение их, выделяя видимые признаки (восклицательные или вопросительные слова в начале предложения, знаки препинания в конце предложений). Ознакомление со словарным словом: облако, правильная постановка ударения в слове. Составление и запись в тетради предложения с данным словом Активизирование знаний в области уточнения представления о корне слова как о главной части основы слова, в области определения общей части слова – корня в словах. Нахождение однокоренных родственных слов, определение корня в родственных словах. Выделение устное и графическое на письме части слова - корень. Выполнение упражнений, закрепляющих данное правило Орфографическая минутка. Знакомство с изменяемой частью слова – окончанием. Выделяют окончания в словах, различая его Определяют разные по интонации предложения. Упражняются в выразительном чтении предложений. Ставят знаки препинания в конце предложений в зависимости от интонационной окраски Различают предложения по интонации. Ставят знаки препинания. Сравнивают предложения, выделяя видимые признаки (восклицательные или вопросительные слова в начале предложения, знаки препинания в конце предложений) Подбирают однокоренные родственные слова. Определяют в них корень. Выделяют устно и графически на письме корень в однокоренных словах Выписывают слово из упражнения учебника в разных формах. Подчеркивают часть слова, которая изменялась. Упражняются в выделение окончания на письме. 10 по функции 14 Приставка. Приставка как часть слова. Минутка чистописания. Знакомство с приставкой. Выделение части слова, стоящей перед корнем. 15 Контрольная работа «Корень и однокоренные слова». 16 Приставка и предлог Проверка знаний обучающихся. Применение на практике полученных знаний. Выполнение заданий теста. Применение на практике полученных знаний Нахождение различия между приставками и предлогами. Подбор вспомогательного слова между предлогом и словом 17 Суффикс. Суффикс как часть слова Знакомство с новой частью слова – суффикс. Выделение суффиксов: –ик-, -ниц-, -к-, -акв словах. Образование новых слов при помощи суффиксов Определяют, как изменяются слова в словосочетаниях Составляют небольшой рассказ к картинкам учебника, используя слова под рисунками, записывают его. Подчеркивают части слов, которые стоят перед корнем. Называют два однокоренных слова с разными приставками Выделяют и записывают предложения из теста, обозначают изученные части слова. Выполняют задания контрольной работы. Применяют изученные правила самостоятельно Списывают текст предложения в учебнике. Выделяют в словах приставки, подчеркивают предлоги. Выписывают слова с приставками и предлоги со словами. Обозначают приставки и подчеркивают предлоги. Устно вставляют другие слова между предлогом и словом. Объясняют отличие предлога от приставки. Доказывают, что предлоги с другими словами пишутся отдельно Объясняют, какое место в словах занимает новая часть слова – суффикс. Выделяют в словах суффиксы: – ик-, -ниц-, -к-, -ак-. Образуют новые слова при помощи суффиксов. Находят в тексте упражнения однокоренные слова. Выделяют в них корень и суффикс 11 18 Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. 19 Состав слова. Закрепление знаний 20 Части речи. Текст Понятие о частях речи. Существительное 21 Глагол 22 Прилагательное Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне, применяя правило учебника Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова. Проверка сомнительной согласной в корне слова при помощи гласной с добавлением окончания Закрепление полученных знаний. Повторение изученных правил. Ознакомление со словарным словом: библиотека, правильная постановка ударения в слове. Составление и запись словосочетания и предложения с данным словом Минутка чистописания. Выделение в предложении имени существительного по вопросам «Кто? Что?» Доказательство своего выбора Узнавание названий действий по вопросам «Что делал? Что сделал? Что сделает?» Доказательство своего выбора Узнавание имен прилагательных по вопросам «Какой? Какая? Какое?» Доказательство своего выбора Вставляют безударную гласную в корне слова. Изменяют форму слова для проверки безударной гласной, применяя правило учебника Подчеркивают сомнительные гласные в упражнение учебника. Проверяют сомнительную согласную в корне с помощью гласной. Добавляют к корню слова окончание. Вставляют сомнительные согласные в корне Называют пропущенные орфограммы в тексте учебника. Объясняют их написание. Связывают по смыслу слова в каждой строчке. Определяют тему получившихся словосочетаний. Записывают тему и словосочетания к ней. Составляют и записывают наиболее интересные предложения Определяют имя существительное по вопросам «Кто? Что?» Доказывают свой выбор по образцу рассуждения учебника Определяют названия действий по вопросам «Что делал? Что сделал? Что сделает?» Доказывают свой выбор, используя образец рассуждения учебника Определяют имена прилагательные по вопросам «Какой? Какая? Какое?» Доказывают свой выбор. Выписывают из упражнения учебника прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится 12 23 Имя существительное. Значение имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Понимание значения имен существительных в речи. Подбор к обобщающим названиям названия конкретных предметов, применяя образец учебника Знакомство с понятиями «одушевлённые и неодушевленные имена существительные». Постановка вопросов и определение одушевленных и неодушевленных имен существительных 24 Собственные и нарицательные имена существительные Правописание имен собственных 25 Контрольная работа по теме «Части речи» Минутка чистописания. Знакомство с понятиями «собственные и Нарицательные имена существительные». Отличие собственных имен существительных от нарицательных Правильная запись имен собственных. Вывод о правилах правописания имен собственных, используя прошлый опыт. Ознакомление со словарным словом «космос», правильная постановка ударения в слове. Составление и запись словосочетания и предложения с данным словом Проверка знаний обучающихся. Применение знаний на практике Объясняют значение существительных в речи. Подбирают к обобщающим названиям названия конкретных предметов. Дописывают существительные с обобщающим названием в упражнение учебника Знакомятся с понятиями «одушевлённые и неодушевленные существительные». Задают вопросы к именам существительным «Кто?» или «Что?» Определяют имена существительные одушевлённые и неодушевленные Знакомятся с понятиями «собственные и нарицательные имена существительные». Умеют объяснить, чем они различаются, для чего даётся собственное имя предмету Пишут имена собственные с заглавной буквы. Делают вывод о правилах правописания имен собственных, используя свой прошлый опыт. Составляют предложения с именами собственными и записывают его Выполняют тестовые упражнения по вариантам. Находят в тексте и выделяют изученные орфограммы 13 26 Понятие о единственном и множественном числе имён существительных. Изменение имен существительных по числам 27 Род имён существительных Знакомство с понятием рода Различение имен существительных по родам Имя прилагательное. Значение имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по родам. 28 Минутка чистописания Распознавание числа имен существительных. Изменение числа существительных (единственное на множественное, и наоборот) Применение в устной и письменной речи существительных в единственном и множественном числе. Упражнения в изменении существительных по числам. Определяют число имени существительного при словоизменении. Изменяют, где надо, число имени существительного Употребляют существительные в единственном и множественном числе. Изменяют существительные по числам, выделяют окончания имен существительных Минутка чистописания. Формирование понятия рода. Указание рода имен существительных Различие имен существительных по родам, с помощью личных местоимений Определяют род имен существительных. Объясняют, как определить род имени существительного, следуя выделенному правилу в учебнике Определяют существительные по родам (используя слова мой, моя, мое) Понимание значения имен прилагательных в речи Определение зависимости рода имен прилагательных от рода имен существительных. Доказательство этой зависимости на конкретных примерах Определяют имя прилагательное. Рассказывают о значение имени прилагательного в речи. Обсуждают тему урока с одноклассниками. Приводят примеры из жизни. Записывают названия предметов и их признаков в тетради Изменяют имена прилагательные по родам с помощью опорных слов. Доказывают свой выбор примерами. Записывают примеры в тетрадь 14 29 Глагол. Значение глаголов в речи Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов Минутка чистописания. Формирование понятия о значении глагола в речи Умение ставить вопросы к глаголам настоящего времени. Составлять предложения с глаголами настоящего времени. Рассказывают о значении глагола в речи. Обсуждают тему урока с одноклассниками. Приводят примеры из жизни. Составляют предложения. Наиболее интересные из них записывают в тетрадь. Находят глаголы в предложениях. Подчеркивают глаголы двумя чертами самостоятельно Ставят вопросы к глаголам настоящего времени. Составляют предложения с глаголами настоящего времени самостоятельно, записывают их. 30 Прошедшее время глаголов Ставят вопросы к глаголам прошедшего времени. Составляют предложения с глаголами прошедшего времени самостоятельно, записывают их. 31 Будущее время глаголов 32 Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения Главные члены Предложения. Второстепенные члены предложения Грамматическая разминка. Умение ставить вопросы к глаголам прошедшего времени Составлять предложения с глаголами прошедшего времени Грамматическая разминка. Умение ставить вопросы к глаголам будущего времени Составлять предложения с глаголами будущего времени Выделение в предложении главных членов и подчеркивание их. Умение ставить вопросы к главным членам предложения Выделение в предложении второстепенных членов предложения и подчеркивание их Ставят вопросы к глаголам будущего времени. Составляют предложения с глаголами настоящего времени самостоятельно, записывают их. Записывают упражнение из учебника. Выделяют главные члены предложения и ставят вопросы к ним. Обсуждают с одноклассниками правильность постановки вопросов. Записывают в тетрадь предложения с вопросами Записывают упражнение из учебника. Выделяют второстепенные члены с помощью вопросов. Подчеркивают второстепенные члены предложения 15 33 Однородные члены предложения. Знакомство с однородными членами Предложения. Дополнение предложения однородными членами Выделение в тексте одинаковых членов предложения. Чтение предложений с однородными членами с интонацией перечисления Выделение в предложении однородных членов. Ознакомление со словарным словом «однажды», правильная постановка ударения в слове. Составление и запись словосочетания и предложения с данным словом 34 Итоговая контрольная работа (диктант) Написание итогового контрольного диктанта с грамматическими заданиями: разбор слов по составу, выделение орфограмм, определение главных и второстепенных членов предложения, указание частей речи в предложении, правильное написание словарных слов Читают близкие по смыслу предложения. Определяют однородные члены предложения в тексте. Упражняются в чтении данных предложений с интонацией перечисления. Отмечают цветной ручкой однородные члены предложения Отмечают в предложении однородные члены. Придумывают и записывают предложения с однородными членами. Выбирают самые интересные предложения. Составляют и записывают словосочетания и предложения с новым словарным словом. Оценивают свою работу Записывают текст на слух. Находят части речи в предложении. Выделяют главные и второстепенные члены предложения. Выделяют в предложении однородные члены предложения. Подчеркивают орфограммы. Разбирают слова по составу 16