Программа по чтению 5 класс Томилов Николай (индивидуальное обучение) на 2024-2025 учебный год, педагог Карфидова Н.В.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» ______20___г

Рабочая программа по чтению
для обучающегося 5 класса Томилова Николая
(АООП вариант 1)
(индивидуальное обучение)

Составитель:
Карфидова Н.В.
Учитель начальных классов
1 квалификационная категория

Реж – 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена на основании:
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»
- Программой образования «Центр «Дар»
Цель обучения – учить правильному объяснительному чтению слов, предложений и текстов, направленному на изучение
произведений, понимание которых основано на имеющемся личном опыте обучающихся.
Задачи обучения:
− совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
− развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
− развитие положительных качеств и свойств личности.
Учебный предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного
плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения программы
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
- уметь осознанно и правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях — по слогам;
- читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;
- уметь отвечать на вопросы учителя;
- уметь пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты — самостоятельно;
- выражать своё отношение к поступкам героев и событиям;
- выучить наизусть 8–10 стихотворений.
Личностные результаты
Достаточный уровень
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- использование доступных информационных технологий для коммуникации;
2

- проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Содержание рабочей программы
Название раздела, темы

Количество часов

Давайте читать

2

Школьная страна

2

Круглый год. Осень

3

Истоки мудрости

3

Наша Родина

3

Люби все живое

3

Круглый год. Зима

4

В кругу семьи

3

Защитники Отечества

2

О мастерах и мастерицах, труде и трудолюбии

3

Круглый год. Весна

3

Никто не забыт, ничто не забыто

2

Когда люди в опасности

1
3

Круглый год. Лето

1
Итого:

Календарно-тематическое планирование 34 часа
Тема
Кол-во часов
1.Знакомство с учебником «Чтение». Вступительная статья к разделу «Давайте
читать».
Ю. Энтин. Стихотворение «Слово про слово»
С. Михалков. Стихотворение
«Обращение писателя к читателям»
2.Л.Крутько. Стихотворение «Замечательные книжки».
С.Вербова. Рассказ «Зачем книги нужны?»
3.Вступительная статья к разделу «Школьная страна».
М. Бородицкая. Стихотворение «Первое сентября» (В сокращении)
Я.Аким.Стихотворение «Где ты ходишь, осень?»
4.Л. Гераскина.
Сказка «В Стране невыученных уроков» (Отрывок)
5.Вступительная статья к разделу «Круглый год. Осень».
Приметы осени.
Заклички. «Осень, осень, погости недель восемь…». «Хороша зима –
снегами…»
6.Г. Скребицкий. Сказка «Четыре художника» (Отрывок)
7.А.Фет. Стихотворение «Ласточки пропали».
А.Пушкин. Стихотворение «Уж небо осенью дышало…»
(Из романа в стихах «Евгений Онегин»)
8.Вступительная статья по теме «Истоки мудрости».
Берёза и три сокола. Каша из топора. (Русские народные сказки)
9.Лисица и тетерев. Русская народная сказка). (В пересказе Л.Н.Толстого)
И.Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак»
10.К.Ушинский. Басня «Два плуга».
Л.Толстой. Басня «Муравей и голубка».
К.Ушинский. Басня «Ворон и сорока»

34

Дата

1

1
1

1
1

1
1

1
1
1

4

11.Вступительная статья к теме «Наша Родина».
Ф.Савинов. Стихотворение «Родина».
Г. Ладонщиков. Стихотворение «Родная земля»
12.С.Романовский. Рассказ «Русь»
М.Пришвин. Рассказ «Моя родина»
13.«Никита Кожемяка» (Русская народная сказка в обработке К.Ушинского)
14.Вступительная статья к разделу «Люби все живое».
Р.Сеф. Стихотворение «Кто любит собак…»
15.Д.Мразкова. Рассказ «Охота на уток» (Отрывок из книги «Не плачь,
мухоморчик!»
16.К.Паустовский. Рассказ «Кот Ворюга» (В сокращении)
17.Вступительная статья к разделу «Круглый год. Зима». «Народная песня»
Я.Аким. Стихотворение «Первый снег»
18.Э. Шим. Сказка «Всем вам крышка»
19.А.Пушкин. Стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…» (Из романа в
стихах «Евгений Онегин»).
С.Михалков. Стихотворение «Белые стихи» (Отрывок)
20.А.Гайдар. Рассказ «Чук и Гек» (Отрывок)
21.Вступительная статья к разделу «В кругу семьи».
Е.Серова. Стихотворение «Три мамы»
Я.Аким. Стихотворение «Моя родня»
22.В.Осеева. Рассказ «Волшебное слово»
23.В.Драгунский. Рассказ «Сестра моя Ксения» (Отрывок)
24.Вступительная статья по теме «Защитники Отечества».
И. Гамазкова Стихотворение «Бей, барабан!»
25.С.Алексеев. Рассказ «Измаил»
26.Вступительная беседа к разделу «О мастерах и мастерицах, труде и
трудолюбии»
А.Блинов. Рассказ «Рабочие руки»
27.Е.Пермяк. Сказка «Волшебные краски»
28.Братья Гримм. Сказка «Маленькие человечки»
29.Вступительная статья к разделу «Круглый год. Весна».
«Народные приметы» Заклички.
В. Ладыжец. «Веснянка».

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1

5

Заклички. «Весна, весна красная!» (В обработке К.Ушинского)
30.М. Пляцковский. Стихотворение «Весна»
Р. Сеф. Стихотворение «Весна»
В.Жуковский. Стихотворение «Жаворонок»
31.Вступительная статья к разделу «Никто не забыт, ничто не забыто…»
А.Сурков.
Стихотворение «Красоту, что дарит нам природа…»
32.А.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»
33.Вступительная статья к разделу «Когда люди в опасности».
Е.Груданов Стихотворение «Половодье»
Л.Толстой. Рассказ (быль) «Прыжок».
С.Маршак Стихотворение «Пожар». (Отрывок)
34.Вступительная статья к разделу «Круглый год. Лето»
Закличка «Солнышко, вёдрышко…»
Песня «Берёзонька моя, берёзонька…».
И.Заграевская Стихотворение «Лето»

№
1

Раздел, тема
Давайте читать.
Знакомство с учебником
«Чтение». Вступительная статья к
разделу «Давайте читать».
Ю. Энтин. Стихотворение «Слово
про слово»
С. Михалков. Стихотворение
«Обращение писателя к
читателям»

1

1

1
1

1

Календарно-тематическое планирование 34 часа
Содержание
Виды деятельности, формы работы
Знакомство с учебником, его разделами,
условными обозначениями.
Осознанное, выразительное чтение статьи и
стихотворения целыми словами или по
слогам.
Ответы на вопросы автора.
Словарная работа (разбор непонятных слов).
Самостоятельное чтение стихотворения
С. Михалкова «Обращение писателя к
читателям»

Достаточный уровень
Знакомятся с учебником, его разделами,
условными обозначениями.
Отвечают на вопросы: «Зачем люди читают?
Что можно узнать из книг?»
Читают статью и стихотворение осознанно,
выразительно целыми словами.
Находят и выделяют в тексте непонятные слова.
Самостоятельно читают стихотворения С.
Михалкова «Обращение писателя к читателям»

6

2

Л.Крутько.
Стихотворение «Замечательные
книжки».
С.Вербова.
Рассказ «Зачем книги нужны?»

Чтение стихотворения учителем.
Чтение стихотворения осознанно, правильно,
целыми словами и по слогам.
Формирование умения выразительного
чтения.
Ответы на вопросы по содержанию.
Выборочное чтение, чтение по цепочке.
Нахождение сравнения в тексте
стихотворения и объяснение этого
выражения.
Объяснение выражения «держаться верного
курса», «разбегаются глаза», «оживают
чудеса»
Чтение рассказа учителем.
Чтение рассказа осознанно, правильно,
целыми словами и по слогам.
Выборочное чтение.
Ответы на вопросы по содержанию.
Беседа о прочитанных произведениях с
опорой на знания и опыт школьников

Слушают чтение стихотворения.
Читают стихотворение целыми словами,
передают интонацию волнения и радости.
Находят в тексте сравнения, учатся объяснять
их (с помощью учителя).
Объясняют выражения: «держаться верного
курса», «разбегаются глаза», «оживают чудеса»
Слушают чтение рассказа.
Читают рассказ осознанно, правильно, целыми
словами (в сложных случаях по слогам).
Находят в тексте и зачитывают основную
мысль.
Принимают участие в беседе о прочитанных
произведениях с опорой на свои знания и опыт

7

3

4

Школьная страна.
Вступительная статья к разделу
«Школьная страна».
М. Бородицкая. Стихотворение
«Первое сентября»
(В сокращении)
Я.Аким.
Стихотворение «Где ты ходишь,
осень?»

Л. Гераскина.
Сказка «В Стране невыученных
уроков» (Отрывок)

Вступительная беседа.
Ответы на вопросы, опираясь на
иллюстрации.
Составление рассказа о своей «школьной
стране».
Составление и отгадывание кроссворда по
теме «Учебные принадлежности».
Самостоятельное чтение
стихотворения М. Бородицкой «Первое
сентября» (в сокращении)
Чтение стихотворения учителем.
Чтение стихотворения по цепочке
осознанное, правильное, целыми словами и
по слогам.
Ответы на вопросы по содержанию.
Заучивание стихотворения наизусть. Чтение
слов для объяснения (разбор сложных для
понимания слов и выражений).
Составление рассказа на тему «Как я провел
лето».
Возможно использование аудио- или
видеозаписи
Чтение сказки учителем.
Чтение сказки осознанное, правильное,
целыми словами или по слогам.
Ответы на вопросы по содержанию. Чтение
сказки по ролям.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Объяснение выражения из текста «учебники
были ужасно скучные, но они были сильные».
Просмотр отрывка из мультфильма

Принимают участие в обсуждении новых
предметов, которые будут изучать в 5 классе.
Рассказывают о своей «школьной стране».
Самостоятельно составляют кроссворд по теме
«Учебные принадлежности».
Самостоятельное чтение
стихотворения
М. Бородицкой «Первое сентября»
(В сокращении)
Слушают чтение учителя.
Читают стихотворение осознанно,
выразительно, целыми словами.
Выделяют в тексте непонятные слова
(разбирают сложные для понимания слова и
выражения с помощью учителя).
Составляют рассказ на тему «Как я провел
лето».
Заучивают стихотворение наизусть

Слушают чтение сказки.
Читают сказку осознанно, выразительно,
целыми словами (в трудных случаях по слогам).
Читают сказку по ролям.
Выделяют непонятные слова в тексте
(разбирают сложные для понимания слова и
выражения с помощью учителя).
Объясняют выражение
«учебники были ужасно скучные, но они были
сильные».
Смотрят отрывок из мультфильма
8

Круглый год
Вступительная статья к разделу
«Круглый год. Осень».
Приметы осени
Заклички.
«Осень, осень, погости недель
восемь…».

5

«Хороша зима – снегами…»

6

Г. Скребицкий.
Сказка «Четыре художника»
(Отрывок)

7

А.Фет.
Стихотворение «Ласточки
пропали».
А.Пушкин.
Стихотворение «Уж небо осенью
дышало…»

Вступительная беседа.
Ответы на вопросы по теме «Круглый год.
Осень».
Чтение и объяснение примет, предсказаний.
Отгадывание загадок по теме «Осень».
Объяснение выражения «мягкая зима».
Рисование на тему «Осенняя экскурсия»
Чтение закличек учителем.
Правильное чтение вслух и про себя
доступного текста целыми словами и по
слогам.
Ответы на вопросы по предметному
содержанию текста.
Чтение слов для объяснения (разбор
сложных для понимания слов и выражений)
Нахождение в тексте строчек,
соответствующих иллюстративному
материалу.
Объяснение смысла слова Русь
Чтение отрывка из сказки учителем.
Чтение сказки осмысленное, выразительное,
целыми словами и по слогам.
Выборочное чтение.
Ответы на вопросы по содержанию.
Пересказ сказки.
Работа с иллюстративным материалом
Чтение стихотворения учителем (или
аудиозапись).
Выразительное, осознанное чтение
стихотворения целыми словами и по слогам.
Выборочное чтение.
Ответы на вопросы по содержанию.
Нахождение в тексте описания изменений в

Принимают участие в обсуждении.
Читают приметы целыми словами.
Отгадывают загадки по теме Осень».
Объясняют выражение «мягкая зима».
Выполняют рисунки на тему «Осенняя
экскурсия»
Слушают чтение закличек.
Читают текст закличек осознанно,
выразительно, целыми словами.
Находят в тексте строчки, соответствующие
иллюстративному материалу.
Выделяют в тексте непонятные слова и
выражения.
Объясняют своими словами понятие слова Русь

Слушают чтение отрывка из сказки.
Читают сказку осмысленно, выразительно,
целыми словами (в трудных случаях по слогам).
Находят в тексте и зачитывают строчки,
подходящие к иллюстративным материалам.
Пересказывают сказку.
Доказывают словами из текста, что выдумка, а
что происходит на самом деле
Слушают чтение стихотворения в исполнении
учителя.
Читают стихотворение осознанно,
выразительно, целыми словами.
При выразительном чтении передают
тревожную, тоскливую интонацию, обращая
внимание на паузы.
9

8

(Из романа в стихах «Евгений
Онегин»)

природе, листопада и сравнений.
Устное рисование картин к стихотворению

Истоки мудрости.
Вступительная статья по теме
«Истоки мудрости».
Берёза и три сокола. Каша из
топора. (Русские народные сказки)

Вводная беседа по теме «Истоки мудрости».
Ответы на вопросы по содержанию статьи.
Рубрика «Обсуди с одноклассниками»
(ответы на вопросы):
Почему всем нравятся сказки?
За что народ ценит пословицы и пользуется
ими?
Чтение сказки учителем.
Чтение вслух правильно, выразительно,
целыми словами и по слогам.
Ответы на вопросы по тексту.
Выборочное чтение, чтение по цепочке.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Нахождение в тексте отрывка к иллюстрации.
Нахождение зачина (начала сказки)
Чтение отрывка из сказки учителем.
Чтение вслух правильно, выразительно,
целыми словами и по слогам.
Ответы на вопросы по тексту.
Выборочное чтение по ролям.
Разыгрывание сказки по ролям.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Нахождение в тексте зачина и концовки.
Выяснение морали сказки, признаков

Находят ответы на вопросы в тексте.
Заучивают стихотворение наизусть
Слушают чтение стихотворения в исполнении
учителя.
Читают стихотворение осознанно,
выразительно, целыми словами.
Устно рисуют картину к стихотворению.
Находят в тексте описание изменений в
природе, листопада и сравнений
Читают статью целыми словами (в трудных
случаях по слогам).
Отвечают на вопросы.
Выделяют незнакомые слова в тексте,
правильно их объясняют (с помощью учителя).
Слушают чтение сказки.
Читают сказку осознанно, выразительно,
целыми словами.
Выделяют в тексте слова для объяснения
(разбирают сложные для понимания слова и
выражения).
Находят и зачитывают в тексте отрывок к
иллюстрации.
Находят и зачитывают зачин (начало сказки),
волшебные приметы
Слушают чтение отрывка из сказки.
Читают сказку целыми словами (в трудных
случаях по слогам).
Составляют образ солдата и хозяйки,
анализируют их характеры и поступки.
Определяют мораль сказки.
Находят в тексте зачин и концовку.
Разыгрывают сказку по ролям.
Смотрят отрывок из мультфильма
10

9

Лисица и тетерев.
Русская народная сказка).
(В пересказе Л.Н.Толстого)
И.Крылов.
Басня «Лебедь, Щука и Рак»

10

К.Ушинский.
Басня «Два плуга».
Л.Толстой.
Басня «Муравей и голубка».
К.Ушинский.

бытовой сказки, сказочных формул.
Работа над описанием героев сказки, их
характерами и поступками.
Просматривание отрывка из мультфильма
Чтение отрывка из сказки учителем.
Чтение вслух правильно, выразительно,
целыми словами и по слогам.
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение сказки по ролям.
Разыгрывание сказки по ролям.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Выяснение морали сказки, признаков
бытовой сказки, сказочных формул.
Работа над описанием героев сказки, их
характерами и поступками.
Просматривание отрывка из мультфильма
Чтение басни учителем (или аудиозапись).
Чтение вслух правильно, выразительно,
целыми словами и по слогам.
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Объяснение слова «поклажа».
Нахождение в басне слов, похожих на
пословицу.
Выяснение морали басни.
Заучивание басни наизусть.
Работа над описанием героев басни, их
характерами и поступками
Чтение басни учителем.
Чтение вслух правильно, выразительно,
целыми словами и по слогам.
Ответы на вопросы по тексту.

Слушают чтение отрывка из сказки.
Читают сказку осмысленно, выразительно,
целыми словами (в сложных случаях по слогам).
Составляют образ главных героев, анализируют
их характеры и поступки.
Выясняют мораль сказки.
Находят в тексте сказочные формулы, называют
признаки бытовой сказки.
Разыгрывают сказку по ролям.
Смотрят отрывок из мультфильма
Слушают чтение басни.
Читают басню целыми словами (в сложных
случаях по слогам).
Объясняют слово «поклажа».
Анализируют поступки главных героев.
Находят и зачитывают слова, похожие на
пословицу.
Выясняют мораль басни.
Заучивают басню наизусть

Слушают чтение басни.
Читают басни осмысленно, выразительно,
целыми словами (в трудных случаях по слогам).
Определяют главную мысль (идею) басни (с
помощью учителя).
11

Басня «Ворон и сорока»

11

Наша Родина.
Вступительная статья к теме
«Наша Родина».
Ф.Савинов.
Стихотворение «Родина».
Г. Ладонщиков.
Стихотворение «Родная земля»

Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Определение главной мысли (морали) басни.
Повторение особенностей басни как жанра
литературы.
Самостоятельное чтение басни
К. Ушинского «Ворон и сорока»
Вводная беседа по теме «Наша Родина».
Рубрика «Обсуди с одноклассниками»
(ответы на вопросы).
Чтение вслух правильно, выразительно,
целыми словами и по слогам.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Рисование любимых мест родного края.
Оформление выставки рисунков и
фотографий на тему «Наш любимый уголок
Родины».
Самостоятельное чтение стихотворения
Г. Ладонщикова «Родная земля»

Отвечают на вопрос «Чему учит басня»?
Вспоминают особенности басни как жанра
литературы.
Самостоятельное чтение басни К. Ушинского
«Ворон и сорока»

Принимают участи в обсуждении статьи к теме
«Наша Родина», отвечают на вопросы.
Читают стихотворение «Родина» осмысленно,
выразительно целыми словами.
Объясняют смысл непонятных слов (с помощью
учителя).
Заучивают стихотворение наизусть.
Рисуют рисунки, приносят фотографии,
оформляют выставку на тему «Наш любимый
уголок Родины».
Самостоятельное чтение стихотворения
Г. Ладонщикова «Родная земля»

12

12

С.Романовский.
Рассказ «Русь»
М.Пришвин.
Рассказ «Моя родина»

13

«Никита Кожемяка»
(Русская народная сказка в
обработке К.Ушинского)

14

Люби все живое.
Вступительная статья к разделу
«Люби все живое».
Р.Сеф.
Стихотворение
«Кто любит собак…»

Чтение рассказа учителем.
Чтение рассказа осмысленное,
выразительное, целыми словами и по слогам.
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Объяснение выражения: «ловил старинные
слова», «для глухих две обедни не служат».
Чтение рассказа по ролям
Чтение рассказа учителем.
Чтение рассказа осмысленное,
выразительное, целыми словами и по слогам.
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Нахождение в тексте и подбор подходящего
отрывка к иллюстративным материалам.
Пересказ отрывка из текста с опорой на
иллюстрацию
Чтение отрывка из сказки учителем.
Чтение сказки осмысленное, правильное,
выразительное, целыми словами и по слогам.
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Нахождение в тексте и подбор подходящего
отрывка к иллюстративным материалам.
Пересказ сказки по данному плану
Вступительная беседа или рассказ учителя к
разделу «Люби все живое» с использованием
наглядного материала.
Рубрика «Обсуди с одноклассниками»
(ответы на вопросы).
Составление рассказа на тему «Что или кого
вы любите больше всего».

Слушают чтение рассказа.
Читают рассказ осмысленно, целыми словами (в
трудных случаях по слогам).
Выделяют в тексте незнакомые слова (с
помощью учителя).
Объясняют выражения: «ловил старинные
слова», «для глухих две обедни не служат» (с
помощью учителя).
Читают рассказ по ролям
Слушают чтение рассказа.
Читают рассказ осмысленно, целыми словами (в
трудных случаях по слогам).
Выделяют незнакомые слова в тексте,
правильно их объясняют (с помощью учителя).
Находят в тексте и подбирают подходящий
отрывок к иллюстративным материалам.
Пересказывают отрывок, опираясь на
иллюстрацию
Слушают чтение отрывка из сказки.
Читают сказку осмысленно, выразительно,
целыми словами (в трудных случаях по слогам).
Выделяют незнакомые слова в тексте,
правильно их объясняют (с помощью учителя).
Находят в тексте и подбирают подходящий
отрывок к иллюстративным материалам.
Пересказывают весь текст сказки по данному
плану
Принимают участие в обсуждении с
одноклассниками (отвечают на вопросы).
Составляют рассказ на тему «Что или кого вы
любите больше всего».
Выразительно читают стихотворение Р. Сефа
«Кто любит собак…»
13

15

Д.Мразкова.
Рассказ «Охота на уток» ч.1.
(Отрывок из книги «Не плачь,
мухоморчик!»

16

К.Паустовский.
Рассказ «Кот Ворюга» (В
сокращении)

Выразительное чтение стихотворения Р.Сефа
«Кто любит собак…».
Объяснение выражения «любить животных»
Чтение текста (отрывка) учителем.
Чтение вслух осмысленное, выразительное,
целыми словами и по слогам.
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Нахождение в тексте и подбор подходящего
отрывка к иллюстративным материалам.
Пересказ с опорой на иллюстрацию
Чтение отрывка из рассказа учителем.
Чтение вслух правильно, выразительно,
целыми словами и по слогам.
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Объяснение выражения «вцепился мертвой
хваткой».
Нахождение в тексте и подбор подходящего
отрывка к иллюстративным материалам.
Составление характеристики главных героев

Объясняют выражение «любить животных»
строчками из стихотворения
Слушают чтение учителя.
Читают рассказ осмысленно, целыми словами
(в сложных случаях по слогам).
Выделяют незнакомые слова в тексте,
правильно их объясняют (с помощью учителя).
Находят в тексте и подбирают подходящий
отрывок к иллюстрациям.
Пересказывают текст с опорой на иллюстрацию
Слушают чтение учителя.
Читают рассказ целыми словами (в сложных
случаях по слогам).
Выделяют незнакомые слова в тексте,
правильно их объясняют (с помощью учителя).
Объясняют выражение «вцепился мертвой
хваткой».
Находят в тексте и подбирают подходящий
отрывок к иллюстративным материалам.
Составляют характеристику главных героев

14

17

Круглый год
Вступительная статья к разделу
«Круглый год. Зима».
«Народная песня»
Я.Аким.
Стихотворение «Первый снег»

Вступительная беседа или рассказ учителя
по теме «Круглый год. Зима».
Рубрика «Обсуди с одноклассниками»
(ответы на вопросы).
Чтение примет на с.32.
Рисование на тему «Зимние забавы» для
выставки зимних рисунков.
Рассказывание стихотворений о зиме.
Выразительное чтение стихотворного текста
«Народная песня».
Ответы на вопросы учителя по тексту песни.
Определение характера народной песни.
Прослушивание аудиозаписей
Чтение стихотворения правильно,
выразительно, целыми словами.
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Выделение главной мысли произведения.
Радостное чтение стихотворения.
Объяснение выражения «прикорнул на
фонаре»

18

Э. Шим.
Сказка «Всем вам крышка»

Чтение учителя сказки.
Чтение вслух правильно, выразительно,
целыми словами и по слогам.
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Чтение отрывка, где Морозко рассердился, и
описания крышечек для разных водоемов.
Выделение главной мысли произведения.
Чтение по ролям

Принимают участие в обсуждении с
одноклассниками (отвечают на вопросы).
Рисуют на тему «Зимние забавы».
Рассказывают стихи о зиме.
Читают песню осмысленно, выразительно.
Определяют характер народной песни (с
помощью учителя). Прослушивают аудиозапись
Читают стихотворение выразительно, целыми
словами, соблюдая небольшие паузы в конце
каждой строки.
Выделяют главную мысль произведения.
Находят в тексте сравнения.
Объясняют выражение «прикорнул на фонаре»

Читают отрывок сказки целыми словами (в
сложных случаях по слогам).
Находят в тексте непонятные слова.
Выделяют главную мысль произведения.
Читают разговор по ролям, соблюдая
просительную и сердитую интонацию героев
сказки

15

19

20

А.Пушкин.
Стихотворение «Вот север, тучи
нагоняя…»
(Из романа в стихах «Евгений
Онегин»).
С.Михалков.
Стихотворение «Белые стихи»
(Отрывок)

А.Гайдар.
Рассказ «Чук и Гек»
(Отрывок)

Чтение текста стихотворения учителем.
Чтение вслух правильно, осмысленно,
выразительно, целыми словами (в трудных
случаях по слогам).
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Объяснение выражения «брега с недвижною
рекою».
Заучивание стихотворения наизусть.
Возможно использование аудио- или
видеозаписи.
Самостоятельное чтение стихотворения
С.Михалкова «Белые стихи» (Отрывок)
Чтение рассказа учителем. Чтение по
абзацам, правильно, выразительно, целыми
словами и по слогам.
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Объяснение выражения «таежная красавица».
Чтение отрывка с опорой на иллюстрацию.
Выражение своего отношения к героям.
Рассказ о своей подготовке к Новому году.
Высказывание собственной точки зрения

Слушают чтение учителя, аудиозапись.
Читают стихотворение выразительно,
осмысленно, целыми словами.
Выделяют незнакомые слова в тексте,
правильно их объясняют (с помощью учителя).
Объясняют выражение «брега с недвижною
рекою».
Учатся читать стих торжественно, радостно,
размеренно.
Заучивают стихотворение наизусть.
Самостоятельное чтение стихотворения
С.Михалкова «Белые стихи» (Отрывок)
Слушают чтение учителя. Читают рассказ по
абзацам, целыми словами (в сложных случаях
по слогам).
Выделяют незнакомые слова в тексте.
Объясняют выражение «таежная красавица».
Находят в тексте и зачитывают отрывок к
иллюстрации.
Рассказывают, как готовятся к встрече Нового
года в школе и дома

16

21

В кругу семьи
Вступительная статья к разделу
«В кругу семьи».
Е.Серова.
Стихотворение «Три мамы»
Я.Аким.
Стихотворение «Моя родня»

22

В.Осеева.
Рассказ «Волшебное слово»

23

В.Драгунский.
Рассказ «Сестра моя Ксения»
(Отрывок)

Беседа или рассказ учителя по теме «В кругу
семьи» в сочетании с наглядным материалом,
репродукциями картин, аудио- и
видеоматериалом.
Чтение статьи к разделу вслух правильно,
выразительно, целыми словами или по
слогам.
Чтение рассуждения В.Сухомлинского о
семье.
Объяснение выражения «приносить в дом
мир и покой».
Чтение стихотворения Е.Серовой «Три
мамы» по ролям.
Ответы на вопросы учителя
Чтение текста (фрагмента текста) учителем.
Выборочное чтение.
Чтение стихотворения правильное,
выразительное, целыми словами и по слогам.
Работа с незнакомыми словами в тексте.
Составление рассказа о своем друге
Чтение рассказа учителем (или аудиозапись
рассказа).
Выборочное чтение, рассказывание отрывков
из произведения.
Выделение основной мысли рассказа.
Высказывание своего мнения о прочитанном.
Нахождение отрывков, соответствующих
иллюстрациям.
Чтение и пересказ по ролям
Чтение рассказа учителем. Чтение отрывка
правильное, выразительное, целыми словами
и по слогам.
Чтение отрывка из рассказа по ролям
(разговор мамы и Дениса).
Выборочное чтение.

Читают статью к разделу осмысленно, целыми
словами.
Принимают участие в обсуждении с
одноклассниками (отвечают на вопросы).
Объясняют выражение «приносить в дом мир и
покой».
Выразительно читают стихотворение Е.Серовой
«Три мамы» по ролям
Слушают чтение учителя.
Читают осмысленно, выразительно, целыми
словами.
Выделяют незнакомые слова в тексте, учатся
правильно их объяснять (с помощью учителя).
Составление рассказа о своем друге

Слушают чтение учителя.
Читают рассказ осмысленно, целыми словами (в
трудных случаях по слогам).
Учатся выделять тему и идею произведения (с
помощью учителя).
Пересказывают по ролям

Слушают чтение учителя.
Читают рассказ целыми словами (в сложных
случаях по слогам).
Читают разговор мамы и Дениса по ролям.
Выделяют незнакомые слова в тексте, учатся их
объяснять (с помощью учителя)
17

24

25

Защитники Отечества
Вступительная статья по теме
«Защитники Отечества».
И. Гамазкова
Стихотворение
«Бей, барабан!»

С.Алексеев.
Рассказ «Измаил»

Анализ текста по вопросам учителя.
Объяснение трудных для понимания и
незнакомых слов и выражений
Беседа или рассказ учителя по теме
«Защитники Отечества» в сочетании с
наглядным материалом, репродукциями
картин, аудио- и видеоматериалом.
Чтение статьи к разделу «Защитники
Отечества» правильно, выразительно,
целыми словами и по слогам.
Рубрика «Обсуди с одноклассниками»
(ответы на вопросы).
Рассказ о своих родных и близких, кто
служил в армии.
Самостоятельное чтение стихотворения И.
Гамазковой «Бей, барабан!»
Чтение учителя рассказа.
Чтение рассказа осмысленное, правильное,
выразительное, целыми словами и по слогам.
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Объяснение выражения «зимние квартиры».
Чтение отрывка с опорой на иллюстрацию.
Выражение своего отношения к героям.
Пересказ рассказ по плану

Слушают сообщение учителя.
Читают статью, участвуют в обсуждении.
Принимают участие в обсуждении с
одноклассниками (отвечают на вопросы).
Рассказывают о своих родных, кто служил в
армии.
Самостоятельное чтение стихотворения И.
Гамазковой «Бей, барабан!»

Слушают чтение учителя. Читают отрывок из
рассказа осмысленно, целыми словами (в
сложных случаях по слогам).
Выделяют незнакомые слова в тексте,
объясняют их (с помощью учителя).
Объясняют выражение «зимние квартиры».
Пересказывают с опорой на иллюстрации и
план

18

26

О мастерах и мастерицах, труде
и трудолюбии
Вступительная беседа к разделу
«О мастерах и мастерицах, труде и
трудолюбии»
А.Блинов.
Рассказ «Рабочие руки»

Беседа или рассказ учителя по теме «О
мастерах и мастерицах, труде и трудолюбии»
в сочетании с наглядным материалом,
репродукциями картин, аудио- и
видеоматериалом.
Чтение статьи к разделу осмысленное,
правильное, выразительное, целыми словами
и по слогам.
Рубрика «Обсуди с одноклассниками»
(ответы на вопросы)
Чтение рассказа учителем.
Чтение рассказа осмысленное, правильное,
выразительное, целыми словами и по слогам.
Выборочное чтение, чтение по абзацам.
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Проведение беседы о знакомых профессиях.
Составление рассказа по картинкам

27

Е.Пермяк.
Сказка «Волшебные краски»

28

Братья Гримм.
Сказка «Маленькие человечки»

Чтение рассказа учителем.
Чтение вслух правильно, выразительно,
целыми словами и по слогам.
Выборочное чтение.
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений)
Чтение сказки учителем.
Чтение вслух правильно, выразительно,
целыми словами или по слогам.
Выборочное чтение.
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Умение находить отрывки в тексте,

Принимают участие в обсуждении с
одноклассниками (отвечают на вопросы).
Рассказывают о разных профессиях, мастерских
в школе, кем хотели бы стать в будущем
Слушают чтение учителя.
Читают рассказ по абзацам, осмысленно,
выразительно, целыми словами (в сложных
случаях по слогам).
Выделяют незнакомые слова в тексте,
объясняют их (с помощью учителя).
Составляют рассказы по картинкам

Слушают чтение учителя.
Читают сказку осмысленно, целыми словами (в
сложных случаях по слогам).
Выделяют незнакомые слова в тексте,
объясняют их (с помощью учителя)

Слушают чтение учителя.
Читают сказку осознанно, выразительно,
целыми словами (в сложных случаях по слогам).
Выделяют незнакомые слова в тексте,
объясняют их (с помощью учителя).
Пересказывают сказку по плану
19

29

Круглый год. Весна
Вступительная статья к разделу
«Круглый год. Весна».
«Народные приметы»
Заклички.
В. Ладыжец. «Веснянка».
Заклички.
«Весна, весна красная!»
(В обработке К.Ушинского)

подходящие к иллюстрации.
Пересказ по плану
Беседа или рассказ учителя по теме «Круглый
год. Весна» в сочетании с наглядным
материалом, репродукциями картин, аудио- и
видеоматериалом.
Ознакомительное чтение статьи к разделу
«Круглый год. Весна» целыми словами и по
слогам.
Чтение статьи «Народные приметы» с
ответами на вопросы.
Объяснение народных примет и выражений
«скорое лето», «красная весна», «мокрое
лето»
Чтение закличек учителем.
Чтение закличек осмысленно, выразительно,
целыми словами и по слогам.
Выборочное чтение, чтение по цепочке.
Ответы на вопросы по содержанию.
Нахождение в тексте ласковых слов.
Объяснение выражения «обильный хлеб»

Слушают сообщение учителя.
Читают народные приметы осмысленно, целыми
словами.
Объясняют народные приметы и выражения
«скорое лето», «красная весна», «мокрое лето»
Слушают чтение учителя.
Читают заклички осмысленно, выразительно,
целыми словами (в сложных случаях по слогам).
Находят в тексте непонятные слова, учатся их
объяснять (с помощью учителя).
Объясняют выражение «обильный хлеб»

20

30

31

32

М. Пляцковский. Стихотворение
«Весна»
Р. Сеф.
Стихотворение «Весна»
В.Жуковский. Стихотворение
«Жаворонок»

Чтение стихотворения учителем (и
аудиозапись).
Совершенствование техники выразительного
чтения.
Ответы на вопросы учителя по тексту.
Формирование умения находить в тексте
признаки весны.
Самостоятельное чтение стихотворения
Р.Сефа «Весна»
Чтение стихотворения учителем (или
аудиозапись).
Чтение стихотворения осмысленное,
выразительное, целыми словами (в сложных
случаях по слогам).
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Устное рисование картины к стихотворению.
Заучивание стихотворения наизусть
Никто не забыт, ничто не
Беседа или рассказ учителя по теме
забыто…
«Никто не забыт, ничто не забыто…» в
Вступительная статья к разделу
сочетании с наглядным материалом,
«Никто не забыт, ничто не
репродукциями картин, аудио- и
забыто…»
видеоматериалом.
А.Сурков.
Ознакомительное чтение статьи к разделу
Стихотворение «Красоту, что
«Никто не забыт, ничто не забыто…»
дарит нам природа…»
осмысленное, выразительное, целыми
словами и по слогам.
Рубрика «Обсуди с одноклассниками»
(ответы на вопросы).
Выразительное чтение стихотворения
А.Твардовский.
Чтение текста (фрагмента текста)
Стихотворение «Рассказ танкиста» стихотворения учителем.
Чтение стихотворения по ролям.
Составление характеристики мальчишки по

Слушают чтение учителя.
Читают стихотворение осмыслено,
выразительно, целыми словами.
Высказывают свое мнение о прочитанном
произведении.
Рисуют картинки к прочитанному тексту.
Самостоятельное чтение стихотворения
Р.Сефа «Весна»
Слушают чтение учителя.
Читают стихотворение осмысленно,
выразительно, целыми словами.
Выделяют в тексте непонятные слова.
Устно рисуют картину к стихотворению.
Заучивают стихотворение наизусть

Читают статью осмысленно, целыми словами (в
сложных случаях по слогам).
Рассказывают, что знают об акции
«Бессмертный полк».
Выразительно читают стихотворение.
Отвечают на вопросы по содержанию

Слушают чтение стихотворения учителем.
Читают стихотворение осмысленно,
выразительно, целыми словами (в сложных
случаях по слогам).
21

33

Когда люди в опасности
Вступительная статья к разделу
«Когда люди в опасности».
Е.Груданов
Стихотворение «Половодье»
Л.Толстой.
Рассказ (быль)
«Прыжок».
С.Маршак
Стихотворение «Пожар».
(Отрывок)

34

Круглый год. Лето
Вступительная статья к разделу
«Круглый год. Лето»
Закличка
«Солнышко, вёдрышко…»
Песня
«Берёзонька моя, берёзонька…».
И.Заграевская
Стихотворение «Лето»

опорным словам.
Ответы на вопросы по содержанию.
Объяснение выражения «бедовый
мальчишка»
Беседа или рассказ учителя по теме «Когда
люди в опасности» в сочетании с наглядным
материалом, репродукциями картин, аудио- и
видеоматериалом.
Чтение осмысленное, выразительное, целыми
словами и по слогам.
Рубрика «Обсуди с одноклассниками»
(ответы на вопросы).
Словесное рисование опасных ситуаций.
Самостоятельное чтение
стихотворения Е.Груданова
«Половодье»
Чтение текста (фрагмента текста) рассказа
учителем.
Чтение слов для объяснения (разбор сложных
для понимания слов и выражений).
Подбор к иллюстрациям подходящих
отрывков из текста и заголовков.
Ответы на вопросы.
Самостоятельное чтение стихотворения
С.Маршака «Пожар».
(Отрывок)
Беседа или рассказ учителя по теме «Круглый
год. Лето» в сочетании с наглядным
материалом, репродукциями картин, аудио- и
видеоматериалом.
Чтение статьи и заклички осмысленное,
выразительное, целыми словами и по слогам.
Рубрика «Обсуди с одноклассниками»
(ответы на вопросы).
Отгадывание загадок на тему «Лето».

Составляют характеристику мальчишки.
Объяснение выражения «бедовый мальчишка».
Читают стихотворение по ролям
Высказывают свое мнение.
Рассказывают свои истории об опасных
ситуациях.
Самостоятельное чтение
стихотворения Е.Груданова
«Половодье»
Слушают чтение учителя.
Читают рассказ осмысленно, целыми словами (в
сложных случаях по слогам). Придумывают
заголовки к каждой иллюстрации.
Самостоятельное чтение стихотворения
С.Маршака «Пожар».
(Отрывок)

Принимают участие в обсуждении с
одноклассниками (отвечают на вопросы).
Определяют, какой текст закличка, а какой
песня (с помощью учителя).
Отгадывают загадки.
Самостоятельное чтение стихотворения
И.Заграевской «Лето»

22

Самостоятельное чтение стихотворения
И.Заграевской «Лето»

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».