Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Принята на заседании педагогического совета от «___» _________2024 г. Утверждено приказом Директора ГБОУ «Центр «Дар» №____от «____» ________20__г. Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Английский язык» Возраст обучающихся: 10-15 лет Срок реализации: 1 год Количество часов: 34 Автор-составитель: Пушкина Анна Павловна, Педагог дополнительного образования. Реж- 2024 г. 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы. 1.1 Пояснительная записка Данная программа кружка « Английский язык» предназначена для обучающихся 10-15 лет. Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю, всего за год-34 часа. Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативноправовых документов: - федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - адаптированная основная общеобразовательная программа государственного бюджетного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»; - учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»; - программы: Английский язык. 3 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А64 [Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс]. — 5-е изд., перераб — М. : Express Publishing : Просвещение, 2017. — 144 с. : ил. — (Английский в фокусе). Учебник «Spotlight» является центральным элементом учебно-методического комплекта серии «Английский в фокусе» для учащихся 3 класса общеобразовательных организаций. Учебник получил положительные заключения по итогам научной, педагогической и общественной экспертиз на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Особенности УМК «Английский в фокусе»: — модульное построение учебника — всестороннее развитие языковых умений. На занятиях кружка учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении иностранного языка в организации общения, приобретении дополнительной информации, с пользой проводят свое свободное время. Кружок способствует их самопознанию, самоутверждению и самовыражению. Тематики работы кружка дополняют и углубляют материалы урока, способствуют их более прочному усвоению, предусматривают связь с жизнью учащихся и стимулируют их потребность в общении. Особенностью данной программы является широкое использование игр для обучения иностранному языку. Каждое занятие строится как занятие общения, максимально приближенный к естественному общению, чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Для создания коммуникативной обстановки на занятиях немаловажную роль играет поддержка высокой активности каждого ребенка. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. 2 При составлении данной программы были учтены возрастные особенности учащихся, а также увеличение занятости детей в свободное время, развитие личности, ранняя профессиональная ориентация. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа- 40 мин. Общее количество часов в неделю- 1. Объем общеразвивающей программы: 34 часа. Срок освоения общеразвивающей программы- 34 учебных недель. Уровень программы: «Стартовый», предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Форма обучения по программе: очная. Формы организации на занятиях: фронтальная, индивидуальная, парная. Перечень видов занятий: Методы: наглядные, словесные, практические. Эти методы связаны между собой в речевой деятельности. Приемы: Устный перевод, устный обратный перевод, буквенный, словарный диктант, диктант на перевод, соединить слов со значением, иллюстрацией, заглавной буквы со строчной, «Прочитали, закрыли, записали», вставить пропущенную букву, дописать конец или начало слова, дописать предложение, заполнить кроссворд, исправить ошибки, исключить лишнее(букву, слово по определенному признаку), описать, сгруппировать слова по определенному признаку, найти слова в сетке букв, нарисовать , раскрасить по определенному критерию, составить предложение из слов, разбить поток букв на слова. Перечень форм подведения итогов реализации ДОП: беседа, ответы на вопросы, творческая работа как индивидуальная , так и групповая, практическое занятие. Теоретические сведения, представленные в программе, подкрепляются практическими занятиями. На занятиях используются иллюстративные материалы: таблицы, картинки, аудиозаписи, видеозаписи, игрушки. 1.2. Цель и задачи программы. Цель программы: Формирование умений общаться на английском языке с учётом речевых возможностей и потребностей. Задачи: Образовательные: 3 1.Познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.); 2.Способствовать более раннему приобщению школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; 3.Формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках; 4.Способствовать удовлетворению личных познавательных интересов. Развивающие: 1.Формировать у детей готовность к общению на иностранном языке; 2.Развивать технику речи, артикуляцию, интонации. 3.Развитие памяти, внимания, воображения. Воспитательные: 1.Способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре, приобщать к общечеловеческим ценностям; 2.Способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность); 3.Прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранного языка. 1.3. Планируемые результаты. Личностные, предметные и метапредметные результаты Личностны е результаты Предметные результаты Метапредметные результаты 1) любовь к своему народу, своему краю и своей Родине; 1)приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме на иностранном языке на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; 1)способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) 2)освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью 4 2)формирование уважение и осознание ценностей семьи и общества; 3) любознател ьность, активное и заинтересо ванное познание мира; 4) владение основами умения учиться, способност ьк организаци и собственно й деятельнос ти; 5)доброжел ательность, умение слушать и слышать собеседник а, обосновыва ть свою позицию, высказыват ь своё мнение; 6) следование правилам на иностранном языке; 3)формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах. 4) ведение и поддержание элементарного диалога: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение; 5) краткое описание и характеристика предмета, картинки, персонажа; 6) рассказ о себе, своей семье, друге, школе, родном крае, стране и т. п. (в пределах тематики начальной школы); 7) воспроизведение наизусть небольших произведений детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата; 3)формирование умения понимать причины 8) краткая передача содержания успеха/неуспеха прочитанного/услышанного текста; учебной 9) понимание на слух речь учителя; связных деятельности и высказываний учителя, построенных на знакомом способности материале и/или содержащие некоторые конструктивно незнакомые слова; выказывания одноклассников; действовать даже в ситуациях 10) понимание основной информации услышанного неуспеха; (небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале, как при 4)освоение непосредственном общении, так и при восприятии начальных форм аудиозаписи); познавательной и 11) извлечение конкретной информации из услышанного; 12) реагирование на услышанное; 13) понимание на слух разных типов текста (краткие диалоги, описания, рифмовки, песни); 14) игнорирование незнакомых слов, не мешающих понимать основное содержание текста. 15) построение основных коммуникативных типов предложений (повествовательные, вопросительные, 5 личностной рефлексии; 5)использование речевых средств и средств информационных и коммуникационны х технологий для решения коммуникативных и познавательных здорового и безопасног о для себя и окружающ их образа жизни. побудительные, восклицательные, невосклицательтные); задач; 16) определение значения незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам (приставки, суффиксы) и по известным составляющим элементам сложных слов, аналогии сродным языком, иллюстративной наглядности; 17) использование справочного материала (англорусским словарь, русско-английский словарь, лингвострановедческий справочник) с применением знаний алфавита и транскрипции; 18) выполнение лексико-грамматических упражнений; 19) выполнение подписей к рисункам; 20) ответы письменно на вопросы; 21) написание открыток-поздравлений с праздником и днём рождения. 6)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Сети Интернет), сбор, обработка, анализ, организация, передача и интерпретация информации в соответствии с коммуникативным ии познавательными задачами. 1.4 Воспитательный потенциал программы Общеразвивающая программа способствовует воспитанию толерантности и уважения к другой культуре, приобщать к общечеловеческим ценностям; личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность); прививает навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранного языка. 1.5. Содержание программы. Учебный план для 1 и 2 групп. № п/п 1 2 Название раздела, темы Знакомство, основные элементы 2 речевого этикета. Я и моя семья. 3 Семейные увлечения. Количество часов Всег о Формы контроля Теория Практ ика - 2 - 3 6 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 3 Мир вокруг нас. 3 Природа. Времена года. - 3 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 4 Мир моих увлечений, 3 досуг. - 3 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 5 Городские здания, дом, жилище. 3 - 3 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 6 Школа, каникулы. 4 - 4 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 7 Путешествия. 4 - 4 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 8 Человек и его мир. 4 - 4 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 9 Здоровье и еда. 4 - 4 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 10 Страны и города, 4 континенты. Страны изучаемого языка. Родная страна. - 4 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. Итого 34 34 Учебный план для 3 группы № п/п Название раздела, темы Количество часов Всег о Формы контроля Теория Прак тика 1 Знакомство. 3 3 2 Моя семья. 3 3 7 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 3 Мой дом, квартира. моя 3 3 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 4 Питание 3 3 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 5 Цвета 1 1 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 6 Счет 1 1 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 7 Животные 3 3 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 8 Одежда 3 3 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 9 Путешествия 3 3 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 10 Школа 3 3 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 11 Хобби 6 6 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. 12 Повторение 2 2 Наблюдение, устные , письменные ответы, творческие задания. Итого 34 34 8 Содержание учебного плана. Содержание учебного плана для 1 и 2 групп. «Знакомство и основные элементы речевого этикета» Лексический материал: I, am, hi, bye, yes, no, are, you, who, seven, eight, how, old, Russia, America, from, Great Britain, Africa, where, he, she, is, name, my, what, your, his, her, live. Грамматический материал: личные местоимения: I, you, he, she. Притяжательные местоимения: my, his, her. Глаголы связки: am, is, are. Вопросы: who, how old, what, where. Требования к знаниям и умениям. Знакомясь с грамматическими структурами, дети учатся задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Умеют понимать и выполнять команды: Сядь! Встань! Иди сюда! Закройте глаза! Откройте глаза! Составление диалога между детьми и сказочными персонажами «Я и моя семья. Семейные увлечения». Лексический материал: a mother ,a father, a grandmother, a grandfather, a sister, a brother, an aunt, an uncle, a son, a daughter, a friend, a family, love, fine, thanks, a cousin, a grandmother, a grandfather. Грамматический материал: глагол have/has got. Называть всех членов семьи, рассказывать о своей семье, отвечать и задавать общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Составление рассказа о своей семье по рисунку (фотографии). «Мой дом. Моя квартира» Лексический материал: a desk, a chair, a bed, a window, a house, a floor, a wardrobe , a carpet , an armchair, a bedroom, a living- room, a dining-room, a curtain, a wall, a hall, a sofa. Грамматический материал: конструкция there is…/there are….названия существительных по теме «Мебель», уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Строить диалогическую речь в пределах 4-5 реплик, строить монологическую речь по картинке в пределах 3-4 реплик, используя изученные предлоги. Рисование «Мой дом. Моя квартира». Составление рассказа по рисунку в пределах 4-5 реплик. 9 «Мир вокруг нас. Природа. Времена года». Лексический материал: название погодных условий, дней недели. Месяцев, сезонов. Грамматический материал: конструкция It is…. Today. Today is…. Сообщение даты. «Мир моих увлечений, досуг». Лексический материал: to swim, to sing, boxing, listen to music, to ride a bike, reading, to play computer games, drawing, to dance Грамматический материал: Present Simple, like. знать названия слова по теме « Хобби», уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Строить диалогическую речь в пределах 4-5 реплик, строить монологическую речь по картинке в пределах 4-5 реплик, используя изученные предлоги. рассказ «Мое хобби». «Городские здания, дом, жилище». Лексический материал: название видов комнат, предметов мебели, принадлежностей. Грамматический материал: Конструкция there is/are …. Творческая работа по теме. «Школа, каникулы». Лексический материал: a ruler, an exercise book, an eraser, a pencil-case, paints, a text-book, a brush, a pen, a sharpener, a book, a pencil, a calculator, a felt-tip pen, a bag, a desk, a chair, a school. Грамматический материал: глаголы have/has, to be, конструкции there is…/there are… знать названия существительных по теме «Учебные принадлежности», уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Строить диалогическую речь в пределах 4-5 реплик, строить монологическую речь по картинке в пределах 4-5 реплик, используя изученные предлоги. Обыгрывание ситуаций «Я –ученик». «Путешествия» Лексический материал: a car, a plane, a train, a bout, a bike, a motorbike, a bus, sea, a river, a mountain, an ocean, a forest. Грамматический материал: глаголы go, travel, ride. 10 уметь называть виды транспорта, уметь задавать и отвечать на общий вопрос по пройденной грамматической структуре. Сюжетно –ролевая игра “The Bus”. «Человек и его мир» Лексический материал: to swim, to sing, boxing, listen to music, to ride a bike, reading, to play computer games, drawing, to dance Грамматический материал: Present Simple, like. знать названия слова по теме « Хобби», уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Строить диалогическую речь в пределах 4-5 реплик, строить монологическую речь по картинке в пределах 4-5 реплик, используя изученные предлоги. рассказ «Мое хобби». Лексический материал: trainers, a dress, a jacket, a scarf, a cap, a shirt, jeans, shoes, a hat, tights, a coat, a T-shirt, mittens, a raincoat, wear. Грамматический материал: глаголы like, wear знать названия предметов одежды, уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Строить диалогическую речь в пределах 4-5 реплик, строить монологическую речь по картинке в пределах 3-4 реплик. Сюжетно-ролевая игра «In the Shop». Лексический материал: a cat, a frog, a dolphin, a penguin, a dog, a mouse, a horse, a cow, a chick, a hare, a monkey, a pony, a camel, a kitten, a puppy, zoo, a duck, a crocodile, an elephant, a fish, a parrot. Грамматический материал: I like…, I have…. уметь называть животных и их детенышей, уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Рассказ о любимом животном. «Здоровье и еда» Лексический материал: to play football, to play tennis, to play hockey, to play tennis, to swim, to jump, to run, to skate, to ski, to toboggan, to play snowballs, to ride a bike, can, Do you like to play? Названия продуктов питания, группировка про признаку «здоровая-нездоровая еда», I like… I don’t like… Грамматический материал: Present Simple. 11 знать названия спортивных игр и игр-забав, уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Строить диалогическую речь в пределах 4-5 реплик, стоить монологическую речь по картинке в пределах 3-4 реплик. «Страны и города, континенты. Страны изучаемого языка. Родная страна». Лексический материал: Названия стран Великобритании, глав королевства, символов стран Великобритании, персонажей английских книг, мультфильмов, фильмов, праздников. Название основных достопримечательностей родной страны. Умение составлять рассказ о себе как итог изучения курса. Содержание учебного плана для 3 группы. «Знакомство» Лексический материал: I, am, hi, bye, yes, no, are, you, who, seven, eight, how, old, Russia, America, from, Great Britain, Africa, where, he, she, is, name, my, what, your, his, her, live. Грамматический материал: личные местоимения: I, you, he, she. Притяжательные местоимения: my, his, her. Глаголы связки: am, is, are. Вопросы: who, how old, what, where. Требования к знаниям и умениям. Знакомясь с грамматическими структурами, дети учатся задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Умеют понимать и выполнять команды: Сядь! Встань! Иди сюда! Закройте глаза! Откройте глаза! Составление диалога между детьми и сказочными персонажами «Я и моя семья». Лексический материал: a mother ,a father, a grandmother, a grandfather, a sister, a brother, an aunt, an uncle, a son, a daughter, a friend, a family, love, fine, thanks, a cousin, a grandmother, a grandfather. Грамматический материал: глагол have/has got. Называть всех членов семьи, рассказывать о своей семье, отвечать и задавать общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Составление рассказа о своей семье по рисунку (фотографии). «Мой дом. Моя квартира» 12 Лексический материал: a desk, a chair, a bed, a window, a house, a floor, a wardrobe , a carpet , an armchair, a bedroom, a living- room, a dining-room, a curtain, a wall, a hall, a sofa. Грамматический материал: конструкция there is…/there are….названия существительных по теме «Мебель», уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Строить диалогическую речь в пределах 4-5 реплик, строить монологическую речь по картинке в пределах 3-4 реплик, используя изученные предлоги. Рисование «Мой дом. Моя квартира». Составление рассказа по рисунку в пределах 4-5 реплик. «Питание» Лексический материал: banana, pear, cherry, orange, grapes, plum, strawberry, apricot, lemon, apple, onion, pea, tomato, red pepper, cucumber, cabbage, рotato, carrot, bacon, butter, marmalade, milk, tea, roll, range, grapefruit, tomato, juice, toasts, coffee, mushrooms, sausage, fried eggs, eat, drink, cook, cake Грамматический материал: глагол like, речевой образец Would you like some…названия по теме «Еда», уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Строить диалогическую речь в пределах 4-5 реплик, строить монологическую речь по картинке в пределах 3-4 реплик. Сюжетно-ролевая игра «In the Shop». «Цвета» Лексический материал: grey, black, green, brown, yellow, white, red, blue, pink, brown. Грамматический материал: глагол to be, конструкция there is…/there are… называть названия цветов, уметь отвечать и задавать общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Описание картины. «Животные» Лексический материал: a cat, a frog, a dolphin, a penguin, a dog, a mouse, a horse, a cow, a chick, a hare, a monkey, a pony, a camel, a kitten, a puppy, zoo, a duck, a crocodile, an elephant, a fish, a parrot. Грамматический материал: I like…, I have…. уметь называть животных и их детенышей, уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Рассказ о любимом животном. «Одежда» 13 Лексический материал: trainers, a dress, a jacket, a scarf, a cap, a shirt, jeans, shoes, a hat, tights, a coat, a T-shirt, mittens, a raincoat, wear. Грамматический материал: глаголы like, wear знать названия предметов одежды, уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Строить диалогическую речь в пределах 4-5 реплик, строить монологическую речь по картинке в пределах 3-4 реплик. Сюжетно-ролевая игра «In the Shop». «Путешествия» Лексический материал: a car, a plane, a train, a bout, a bike, a motorbike, a bus, sea, a river, a mountain, an ocean, a forest. Грамматический материал: глаголы go, travel, ride. уметь называть виды транспорта, уметь задавать и отвечать на общий вопрос по пройденной грамматической структуре. Творческая работа. «Школа» Лексический материал: a ruler, an exercise book, an eraser, a pencil-case, paints, a text-book, a brush, a pen, a sharpener, a book, a pencil, a calculator, a felt-tip pen, a bag, a desk, a chair, a school. Грамматический материал: глаголы have/has, to be, конструкции there is…/there are… знать названия существительных по теме «Учебные принадлежности», уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Строить диалогическую речь в пределах 4-5 реплик, строить монологическую речь по картинке в пределах 4-5 реплик, используя изученные предлоги. «Хобби» Лексический материал: to swim, to sing, boxing, listen to music, to ride a bike, reading, to play computer games, drawing, to dance Грамматический материал: Present Simple, like. знать названия слова по теме « Хобби», уметь задавать и отвечать на общие и специальные вопросы по пройденным грамматическим структурам. Строить диалогическую речь в пределах 4-5 реплик, строить монологическую речь по картинке в пределах 4-5 реплик, используя изученные предлоги. Рассказ «Мое хобби». 14 «Повторение». Повторение лексико-грамматического материала по изученным темам. Составление рассказа о себе и презентация информации классу. 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1. Календарный учебный график. № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1 Количество учебных недель 34 2 Количество учебных дней 34 3 Количество часов в неделю 1 4 Количество часов 34 5 Недель в 1 полугодии 16 6 Недель во 2 полугодии 18 7 Начало занятий 01.09.2024 8 Выходные дни/каникулы 9 Окончание учебного года 31.05.2025 Контроль проводится по окончанию изучения каждого раздела. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность академического часа- 40 минут. Календарно-тематический план для 1 и 2 групп. Меся ц Числ о Время провед ения Форма занятия Всег о часо в Тема занятия сент Ознаком ление с новым мат. 1 Каб. Знакомство. ин.яз. Входящая диагностик а. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. сент Отработ ка 1 Приятно Каб. познакомит ин.яз. ься. Меня Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и 15 Мес то про веде ния Форма контроля умений сент зовут… Ознаком ление с новым мат. 1 сен т Отрабо тка умени й 1 окт Отрабо тка умени й окт парные письменные задания, творческие задания. Члены семьи, их характерист ики. Личные местоимени я. Люди, животные, предметы вокруг меня. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. 1 Семейные праздники. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. Ознако мление с новым мат. 1 Мир вокруг меня. Животные. Природа, погодные условия. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. окт Отрабо тка умени й 1 Времена года. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. окт Отрабо тка умени й 1 Месяцы. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. ноя б Ознако мление с 1 Мои любимые занятия дома. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные 16 новым мат. задания, творческие задания. ноя б Отрабо тка умени й 1 Чем можно заняться на улице? Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. ноя б Отрабо тка умени й 1 Проведение Каб. досуга в ин.яз. каникулы. Чтение книг. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. ноя б Ознако мление с новым мат. 1 Мой дом (квартира). Названия комнат. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. дек Отрабо тка умени й 1 Предметы мебели. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. дек Отрабо тка умени й 1 Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. дек Отрабо тка умени й 1 Дома и здания вокруг нас. Промежуто чная диагностик а. Мой класс. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. дек Ознако мление с новым 1 Досуг на школьных переменах. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные 17 мат. задания, творческие задания. янв Отрабо тка умени й 1 Мои занятия. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. янв Отрабо тка умени й 1 Готовлюсь к школьным занятиям. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. янв Ознако мление с новым мат. 1 Интересные Каб. места в ин.яз. городе. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. фев Отрабо тка умени й 1 фев Отрабо тка умени й 1 фев Отрабо тка умени й 1 Транспорт каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. фев Ознако мление с новым 1 Человек. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие Природа города. Рельеф, водоемы. 18 Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. Природа Каб. города, ин.яз. растительно сть, природный мир. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. задания. мат. мар т Отрабо тка умени й 1 Части тела. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. мар т Отрабо тка умени й 1 Части лица. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. мар т Комби нир.ур ок 1 Внешность Каб. и ин.яз. настроение. Прилагател ьные для описания. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. апр Ознако мление с новым мат. 1 Здоровая пища. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. апр Отрабо тка умени й 1 Спорт Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. апр Отрабо тка умени й 1 За столом Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. апр Отрабо тка умени й 1 Мой рацион Каб. питания на ин.яз. неделю Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие 19 задания. май Ознако мление с новым мат. 1 Моя каб. страна. ин.яз. Великобрит ания и ее Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. май Комби нир.ур ок 1 Великобрит Каб. ания и ее ин.яз. основные реалии Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. май Комби нир.ур ок 1 Известные персонажи, мультфиль мы страны изучаемого языка. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. май Урокобобщ ение 1 Итоговое занятие по изученным темам. Рассказ о себе. Итоговая диагностик а. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. Мес то пров еден ия Форма контроля Итого 34 Календарно-тематический план для 3 группы. Меся ц сен т Числ Время о проведен ия Форма занятия Всего часов Ознак.с нов.мат. 1 Тема занятия Знакомст во. Приветст вие. Цифры. 20 Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. Сколько мне лет? сен т Комбини р.урок 1 Счет до 10. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. сен т Обобщ.у рок 1 Где ты живешь? Откуда ты? Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. сен т Ознак.с нов.мат . 1 Моя семья Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. окт Отрабо тка знаний и умений 1 Обязанно сти членов семьи. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. окт Отрабо тка знаний и умений 1 Семейны е обычаи и традиции Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. окт Ознак.с нов.мат . 1 Мой дом. Моя квартира. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. окт Отрабо тка знаний и 1 Предмет Каб. ы мебели. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные 21 умений задания, творческие задания. ноя б Отрабо тка знаний и умений 1 Организа ция вещей Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. ноя б Ознак.с нов.мат . 1 Еда Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. ноя б Отрабо тка знаний и умений 1 Напитки Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. ноя б Отрабо тка знаний и умений 1 Продукто вый шопинг Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. дек Ознак.с нов.мат . 1 Цвета Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. дек Ознак.с нов.мат . 1 Счет до 30. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. дек Ознак.с нов.мат . 1 Домашни Каб. е ин.яз. животные . Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие 22 задания. дек Отрабо тка знаний и умений 1 Дикие Каб. животные ин.яз. . Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. янв Отрабо тка знаний и умений 1 Насекомы Каб. еи ин.яз. другие обитатели нашей планеты. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. янв Ознак.с нов.мат . 1 Одежда Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. янв Отрабо тка знаний и умений 1 Обувь, головные уборы, аксессуар ы Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. фев Отрабо тка знаний и умений 1 Приобрет ение одежды в магазине. Как я одеваюсь ? Глагол to wear. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. фев Ознак.с нов.мат . 1 Транспор т Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. фев Отрабо тка 1 Путешест вия. каб. Наблюдение, устный, письменный опрос, 23 знаний и умений Глаголы to go, to travel, to ride. ин.яз. индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. фев Отрабо тка знаний и умений 1 Куда Каб. отправить ин.яз. ся в путешест вие? Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. мар т Ознак.с нов.мат . 1 Учебные принадле жности Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. мар т Отрабо тка знаний и умений 1 В школе. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. мар т Отрабо тка знаний и умений 1 Глагол have/has. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. апр Ознак.с нов.мат . 1 Хобби Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. апр Отрабо тка знаний и умений 1 Глагол To Каб. like. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. апр Отрабо тка 1 Игры Наблюдение, устный, письменный опрос, 24 Каб. знаний и умений ин.яз. индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. апр Отрабо тка знаний и умений 1 Спорт Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. май Отрабо тка знаний и умений 1 Глаголы to go, to play. каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. май Комби н. урок 1 Рассказ о своих увлечени ях. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. май Обобщ. урок 1 Обобщен ие материал а по изученны м темам. Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. май Урок контро ля знаний 1 Итоговое занятие «Рассказ о себе» Каб. ин.яз. Наблюдение, устный, письменный опрос, индивидуальные и парные письменные задания, творческие задания. Итого 34 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. 1. Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор); 25 2. Аудиозаписи и видеозаписи детских песен, стихов, мультиков, другой языковой информации. Кадровое обеспечение. Дополнительную адаптированную образовательную общеразвивающую программу «Английский язык» реализует педагог дополнительного образования по специальности «Иностранный язык». Методическое обеспечение. 1. Английский язык. 3 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А64 [Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс]. — 5-е изд., перераб — М. : Express Publishing : Просвещение, 2017. — 144 с. : ил. — (Английский в фокусе). 3. Английский для самых маленьких. – Кузнецова А.А. – Ростов н/Д: Владис, 2018. – 160с. 4. Английский язык. Книга для учителя.. 2 класс: учеб.пособие для общеобразоват.организаций [Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс].- 8-е изд.М.: Express Publishing: Просвещение, 2021.-132 с. с ил.- (Английский в фокусе). – ISBN 978-5-09-078343-9. 5.Биболетова М. З. Английский язык: рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных организаций/М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. трубанева.- 7-е изд., стереотип.-М.: Просвещение, 2021.-80 с.: с ил.- (Enjoy English= "Английский с удовольствием»). 6. Барашкова Е. А. Английский язык: Учим слова: 2 класс: к учебнику Н. И. Быковой и др. «Spotlight. Английский язык. 2 класс. В 2-х частях». ФГОС НОВЫЙ (к новому учебнику)/ Е. А. Барашкова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2024.- 68 с. (вкладка- 12 с.). (Серия «Учебно-методический комплект») 7. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие/ И. А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федер. ун-т.- Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2018.- 104 с. 8. Быкова Н. И. Английский язык. Книга для родителей. 3 класс: пособие для общеобразоват. организаций/ Н. И. Быкова, М. Д. Поспелова.- 6-е изд.- М.:Просвещение, 2016.- 96 с.- ISBN 978-5-09-037132-2. 9. Быкова Н. И. Английский язык: 2 –й класс: сборник упражнений: учебное пособие/ Н. И. Быкова, М. Д. Поспелова.- 14-е изд., перераб.- Москва: просвещение, 2023.- 128 с.(Английский в фокусе). 10. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учеб. пособие для студ. Лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений/Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 336 с. 11. Шишкина И. А. Тесты по английскому языку. 2 класс: к учебнику Н. И. Быковой и др. «Английский язык. 2 класс. В 2-х частях». ФГОС НОВЫЙ (к новому учебнику) /И. зд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2024.- 47, [1] с. (Серия 2Учебнометодический комплект») 12. Юшина Д.Г. Английский язык: 2-й класс: грамматический тренажер: учебное пособие/ Д. Г. Юшина.-6-е изд., стер.- Москва: Просвещение, 2023.-79, [1] c. 13. 12 шагов к английскому языку. Ч. 1,2,3,4 под ред. Мильруд Р.П., Обнинск, изд. Титул, 2015. 26 14. Таблицы, карточки по изучаемым темам. 15. Наглядные пособия по изучаемым темам. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Характеристика оценочных материалов Лично стные резуль таты Планируемые результаты Критерии оцениван ия Виды контр оля Диагн. инструментар ий (формы, методы диагностики) 1) любовь к своему народу, своему краю и своей Родине; 2) уважение и осознание ценностей семьи и общества; 3) любознательность, активное и заинтересованное познание мира; 4) владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности; 5 б. – 91100 % правильн о выполнен ного задания. Наблю дение, устны й, письме нный опрос, индив идуаль ные и парны е письме нные задани я, творче ские задани я. Формы: фронтальная, индивидуальн ая, парная. 5)доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; 6) следование правилам здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. 4 б. – 7089% правильн о выполнен ного задания. 3 б. – 5069% правильн о выполнен ного задания. 2 б. – менее 50% правильн о выполнен ного задания. 27 Методы: наглядные, словесные, практические. Эти методы связаны между собой в речевой деятельности. Метап редме тные резуль таты 1)способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата; 3)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 5)использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 6)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Сети Интернет), сбор, обработка, анализ, организация, передача и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. 5 б. – 91100 % правильн о выполнен ного задания. 4 б. – 7089% правильн о выполнен ного задания. 3 б. – 5069% правильн о выполнен ного задания. Наблю дение, устны й, письме нный опрос, индив идуаль ные и парны е письме нные задани я, творче ские задани я. Формы: фронтальная, индивидуальн ая, парная. Наблю дение, устны й, письме нный опрос, индив идуаль ные и парны е письме Формы: фронтальная, индивидуальн ая, парная. Методы: наглядные, словесные, практические. Эти методы связаны между собой в речевой деятельности. 2 б. – менее 50% правильн о выполнен ного задания. Предм етные резуль таты 1)приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме на иностранном языке на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; 2)освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке; 3)формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах. 4) ведение и поддержание элементарного диалога: 28 5 б. – 91100 % правильн о выполнен ного задания. 4 б. – 7089% правильн о Методы: наглядные, словесные, практические. Эти методы связаны между собой в речевой деятельности, этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение; 5) краткое описание и характеристика предмета, картинки, персонажа; 6) рассказ о себе, своей семье, друге, школе, родном крае, стране и т. п. (в пределах тематики начальной школы); 7) воспроизведение наизусть небольших произведений детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни; 8) краткая передача содержания прочитанного/услышанного текста; 9) понимание на слух речь учителя; связных высказываний учителя, построенных на знакомом материале и/или содержащие некоторые незнакомые слова; выказывания одноклассников; 10) понимание основной информации услышанного (небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале, как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи); 11) извлечение конкретной информации из услышанного; 12) реагирование на услышанное; 13) понимание на слух разных типов текста (краткие диалоги, описания, рифмовки, песни); 14) игнорирование незнакомых слов, не мешающих понимать основное содержание текста. 15) построение основных коммуникативных типов предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные, невосклицательтные); 16) определение значения незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам (приставки, суффиксы) и по известным составляющим элементам сложных слов, аналогии сродным языком, иллюстративной наглядности; 17) использование справочного материала (англо-русским словарь, русскоанглийский словарь, лингвострановедческий справочник) с применением знаний алфавита и транскрипции; 18) выполнение лексикограмматических упражнений; 19) выполнение подписей к рисункам; 20) ответы письменно на вопросы; 21) написание открытокпоздравлений с праздником и днём рождения. 29 выполнен ного задания. 3 б. – 5069% правильн о выполнен ного задания. 2 б. – менее 50% правильн о выполнен ного задания. нные задани я, творче ские задани я. а именно: устный перевод, устный обратный перевод, буквенный, словарный диктант, диктант на перевод, соединить слов со значением, иллюстрацией , заглавной буквы со строчной, «Прочитали, закрыли, записали», вставить пропущенную букву, дописать конец или начало слова, дописать предложение, заполнить кроссворд, исправить ошибки, исключить лишнее(букву, слово по определенном у признаку), описать, сгруппировать слова по определенном у признаку, найти слова в сетке букв, нарисовать , раскрасить по определенном у критерию, составить предложение из слов, разбить поток букв на слова. 3. Список литературы. Литература для педагога: 1. Английский язык. Книга для учителя.. 2 класс: учеб.пособие для общеобразоват.организаций [Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс].- 8-е изд.М.: Express Publishing: Просвещение, 2021.-132 с. с ил.- (Английский в фокусе). – ISBN 978-5-09-078343-9. 2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учеб. пособие для студ. Лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений/Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 336 с. 3. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие/ И. А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федер. ун-т.- Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2018.- 104 с. Литература для обучающихся (родителей): 1. Английский язык. 3 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А64 [Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс]. — 5-е изд., перераб — М. : Express Publishing : Просвещение, 2017. — 144 с. : ил. — (Английский в фокусе). 2. Английский для самых маленьких. – Кузнецова А.А. – Ростов н/Д: Владис, 2018. – 160с. 3.Биболетова М. З. Английский язык: рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных организаций/М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. трубанева.- 7-е изд., стереотип.-М.: Просвещение, 2021.-80 с.: с ил.- (Enjoy English= "Английский с удовольствием»). 4. Барашкова Е. А. Английский язык: Учим слова: 2 класс: к учебнику Н. И. Быковой и др. «Spotlight. Английский язык. 2 класс. В 2-х частях». ФГОС НОВЫЙ (к новому учебнику)/ Е. А. Барашкова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2024.- 68 с. (вкладка- 12 с.). (Серия «Учебно-методический комплект») 5. Быкова Н. И. Английский язык. Книга для родителей. 3 класс: пособие для общеобразоват. организаций/ Н. И. Быкова, М. Д. Поспелова.- 6-е изд.- М.:Просвещение, 2016.- 96 с.- ISBN 978-5-09-037132-2. 6. Быкова Н. И. Английский язык: 2 –й класс: сборник упражнений: учебное пособие/ Н. И. Быкова, М. Д. Поспелова.- 14-е изд., перераб.- Москва: просвещение, 2023.- 128 с.(Английский в фокусе). 7. Шишкина И. А. Тесты по английскому языку. 2 класс: к учебнику Н. И. Быковой и др. «Английский язык. 2 класс. В 2-х частях». ФГОС НОВЫЙ (к новому учебнику) /И. зд., 30 перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2024.- 47, [1] с. (Серия 2Учебнометодический комплект») 8. Юшина Д.Г. Английский язык: 2-й класс: грамматический тренажер: учебное пособие/ Д. Г. Юшина.-6-е изд., стер.- Москва: Просвещение, 2023.-79, [1] c. 9. 12 шагов к английскому языку. Ч. 1,2,3,4 под ред. Мильруд Р.П., Обнинск, изд. Титул, 2015. 31