Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова Н.И. Приказ № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по внеурочной деятельности Художественно-эстетическое направление "Творческая мастерская" для обучающихся 5 класса (АООП Вариант 1) на 2024-2025 уч. год Составитель: Дзбановская Н.А. учитель, ВКК Реж - 2024г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности "Творческая мастерская"составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026. Адресована обучающимся 5 класса, с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Творческая деятельность направлена на раскрытие творческого потенциала ребенка, на повышение уровня духовного и интеллектуального развития. Во внеурочной работе гораздо больше возможностей, чем на уроке, для развития интересов, склонностей обучащихся. Цель программы: - создание оптимальных условий для реализации потенциала детей, развитие творческой индивидуальности обучающихся; - помощь обучающимся проявить себя в декоративно-творческой деятельности. Задачи: - формировать основы культуры труда, умение следовать инструкции; обучать самым разнообразным методам и приемам работы с разнообразными материалами; расширять знания и умения, содействовать освоению новыми техниками. - развивать умения создавать свои собственные объекты, развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, память, фантазию, творческие способности, умение анализировать, делать выводы. - прививать интерес к творческой работе; воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь, экономичное отношение к используемым материалам. - способствовать коррекции и развитию внимания (произвольного, непроизвольного, увеличению объема внимания); коррекции и развитию связной устной речи; коррекции и развитию памяти (кратковременной, долговременной); коррекции и развитию зрительных восприятий; развитию слухового восприятия; коррекции и развитию тактильного восприятия; коррекции и развитию мелкой моторики кистей рук (формированию ручной умелости, развитию ритмичности, плавности движений, соразмерности движений); коррекции и развитию мыслительной деятельности; коррекции и развитию личностных качеств учащихся, их эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости, умению выражать свои чувства и т.д.); В ходе реализации программы ведется знакомство с начальными экономическими сведениями (знания и умения экономического расчѐта при выполнении работ). 2 Планируемые результаты Личностные результаты: - проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной деятельности; - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; - самооценка своих умственных и физических способностей; - бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; Предметные результаты Знание ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой, правильное их использование. - Знание правил безопасности труда при работе ручным инструментом, соблюдение правил при работе. - Знание правил разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику, способов обработки различных материалов предусмотренных программой.Организация рабочего места и поддержание на нем порядка.Экономное использование материалов. - Самостоятельное изготавление различных изделий по замыслу. Содержание программы № 1 2 3 4 5 6 7 Название разделов Вводное занятие. Что такое декоративно-прикладное творчество. Техника рисования методом "Отпечатки". Пейп-арт - удивительная бумага. Тычкование (Пуантилизм) Метод Штриховки. "Кляксография". Радуга творчества" коллективный проект Итого Тема раздела Техника рисования методом "Отпечатки". Пейп-арт удивительная бумага. Тычкование (Пуантилизм) 3 Количество часов Теория Экскурсия 1 2 2 2 2 2 3 4 4 4 4 4 34 ч Содержание Знакомство с новым видом изобразительной деятельности (печать штампами, отпечатки ткани, кружева, отпечатки овощей и фруктов, поролоновые штампы). Расширение и закрепление знаний и умений в работе с красками. История создания техники. Техника выполнения. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с красящими составами. Знакомство с техникой работы. История возникновения бумаги. Автор и история создания техники. Виды бумаги подходящие для техники Пейп-Арт. Технологии обработки бумаги. Развитие практических приемов и навыков работы с бумагой.Техника безопасности при работе с инструментами, организация рабочего места. Знакомство с нетрадиционным приемом рисования. Овладение техникой рисования ватной палочкой, жесткой клеевой кистью. Метод Штриховки. "Кляксография". Расширение и закрепление знаний и умений в работе с красками. История создания техники. Техника выполнения. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с красящими составами. Упражнения на овладение различными способми штриховки. Виды карандашей. Способы держать карандаш. Понятие - Контур, дорисовка. Графические упражнение, рисование и раскрашивание. Знакомство с работами художников - графиков. Знакомтво с многовековой историей Кляксографии.Последовательность выпонения работы, необходимые материалы и инструменты для работы. Дорисовывание деталей полученых в ходе изображения. Знакомство с понятиями теплых и холодных оттенков. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с красящими составами. Тематическое планирование N п/п Тема занятия Вводное занятие. Многообразие видов творческой деятельности. Профессии людей связаных с декоративно-прикладным творчеством и художественным искусством 2. 1 Техника рисования методом "Отпечатки". Техника выполнения. Материалы и инструменты 3. 2 Посещение мастер-класса в Художественной мастерской. Инструктаж по правилам поведения в общественном транспорте, в общественных местах и на улице. 4. 3 Автобусный Маршрут Школа - Художественная мастерская 5. 4 Мастер-класс "Рисование в технике "Отпечатки" 6. 5 Автобусный Маршрут Художественная мастерская - Школа 7. 6 Оформление выставки работ.Словарик - Повторение терминов, понятий, составление списка материалов и инструментов для выполнения рисунка в данной технике. 8. 7 Пейп-арт - удивительная бумага. Основные техники «пейп-арт». Узоры в технике «пейп-арт» 9. 8 Посещение мастер-класса в Художественной мастерской. Инструктаж по правилам поведения в общественном транспорте, в общественных местах и на улице. 10. 9 Автобусный Маршрут Школа - Художественная мастерская 11. 1 Мастер-класс "Создаем узоры в технике "Пейп - Арт" 0 12. 1 Автобусный Маршрут Художественная мастерская - Школа 1 13. 1 Оформление выставки работ. Словарик - Повторение терминов, 2 понятий, составление списка материалов и инструментов для данной техники. 14. 1 Тычкование (Пуантилизм) Техника выполнения. Материалы и 3 инструменты Количество часов Теоре Экскури тич. я 1. 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15. 1 Посещение мастер-класса в Художественной мастерской. 4 Инструктаж по правилам поведения в общественном транспорте, в общественных местах и на улице. 16. 1 Автобусный Маршрут Школа - Художественная мастерская 5 17. 1 Мастер-класс "Рисование в технике "Тычкование" 6 18. 1 Автобусный Маршрут Художественная мастерская - Школа 7 19. 1 Оформление выставки работ.Словарик - Повторение терминов, 8 понятий, составление списка материалов и инструментов для выполнения рисунка в данной технике. 20. 1 Метод Штриховки. Техника выполнения. Материалы и 9 инструменты 21. 2 Посещение мастер-класса в Художественной мастерской. 0 Инструктаж по правилам поведения в общественном транспорте, в общественных местах и на улице. 22. 2 Автобусный Маршрут Школа - Художественная мастерская 1 23. 2 Мастер-класс "Рисование в технике "Штриховка" 2 24. 2 Автобусный Маршрут Художественная мастерская - Школа 3 25. 2 Оформление выставки работ.Словарик - Повторение терминов, 4 понятий, составление списка материалов и инструментов для выполнения рисунка в данной технике. 26. 2 "Кляксография". Техника выполнения. Материалы и 5 инструменты 27. 2 Посещение мастер-класса в Художественной мастерской. 6 Инструктаж по правилам поведения в общественном транспорте, в общественных местах и на улице. 28. 2 Автобусный Маршрут Школа - Художественная мастерская 7 29. 2 Мастер-класс "Рисование в технике "Кляксография" 8 30. 2 Автобусный Маршрут Художественная мастерская - Школа 9 31. 3 Оформление выставки работ.Словарик - Повторение терминов, 0 понятий, составление списка материалов и инструментов для выполнения рисунка в данной технике. 32. 3 Коллективный проект "Радуга творчества ". Обсуждение техник 1 рисования, которые изучали в течение года, выбор наиболее понравившихся. 33. 3 Самостоятельное (с привлечением родителей) выполнение работы в 2 выбранной технике. 34. 3 Презентация своей работы Оформление выставки 3 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1