Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ №___от «__» ______20__г Рабочая программа по части формируемой участниками образовательных отношений (изобразительная деятельность) для обучающихся 6 класса (АООП 2 вариант) Составитель Карфидова Н.В. Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж – 2024 Пояснительная записка Рабочая программа по части формируемой участниками образовате6льных отношений (Изобразительная деятельность) составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель обучения - формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Задачи обучения: - развитие интереса к изобразительной деятельности; - формирование умений пользоваться инструментами; - обучение доступным приемам работы с различными материалами; - обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, - развитие художественно-творческих способностей. Учебный предмет «Изобразительная деятельность» относится к предметной области «Искусство». В 6 в классе отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели, 34 часа в год. № Раздел 1 «Рисование» Содержание рабочей программы. Дидактические единицы Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания. Выбор цвета для рисования. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали). Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового 2 2 «Аппликация» 3 «Лепка» орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование с использованием нетрадиционных техник: пальцами, ладошками, ватными палочками, восковыми мелками. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, трафарет, шаблон. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданного размера. Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Разрезание бумаги ножницами: разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, форма, подложка. Разминание пластилина (теста, глины). Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Сгибание колбаски в кольцо. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Дополнение изделия мелкими деталями. Планируемые результаты освоения программы обучающимися. Предметные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень - овладение предметно-орудийными действиями с различными материалами (тесто, глина, пластилин): брать, отдавать, класть, удерживать в руке, перекладывать из руки в руку, отрывать, - проявление сенсомоторных реакций на ощущения, вызываемые практическими действиями с отдельными предметами: брать, удерживать в руке, перекладывать из руки в руку, опускать 3 прикладывать и т.д.; - овладение умением передавать изобразительными средствами простые свойства и качества знакомых предметов (слепить, нарисовать и выполнить аппликацию), требуется помощь и контроль в процессе использования инструментов изобразительной деятельности (стеки, ножницы и др.). - проявление включенности при выполнении заданий в процессе совместных действий предметы в емкость, ощупывать предмет одной - двумя руками в зависимости от размера и т.д.; - проявлять реакции на действия с предметами разного свойства (большой-маленький, круглый-квадратный, шероховатый (колючий) - гладкий, громкий-тихий и т.д.); - овладение доступным способом обследования (ощупывание, касание, обведение пальцем, поглаживание, перекладывание из руки в руку и т.д.) предметов простой формы. Личностные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень - проявление положительного отношения к выполнению заданий по изобразительной деятельности, - положительное взаимодействие со сверстниками в процессе продуктивных видов деятельности. - проявление положительного отношения к заданиям, связанным с предметами разных форм и качеств (мячик-кубик; большоймаленький, холодный-теплый); - положительное взаимодействие со знакомыми людьми в ситуации продуктивных действий с простыми предметами. Календарно-тематическое планирование-34 ч № п/п Тема Колво часов 1 1 «Рисование» – 11 ч. Рисование красками «Солнышко» 2 Рисование красками, приемом касания «Осенний пейзаж» 1 3 Декоративное рисование из отпечатков листьев. “Осенний хоровод” 1 Виды деятельности, формы работы Дата Упражнение в распознавании цветов. Просмотр видео (мультфильм, песня) по теме. Повторение приемов раскрашивания. Повторение правил ТБ при работе с красками. Рисование солнца. Раскрашивание по контуру красками. Просмотр видео (мультфильм, песня) по теме. Повторение правил ТБ при работе с красками. Рисование контура предметов (деревья) простым карандашом. Освоение приемов рисования кистью: прием касания (листья). Упражнение в умении делать отпечатки листьями. Смешивание красной и желтой краски для получения оранжевого цвета. Создание узора из отпечатков на листе по образцу. 4 4 Рисование красками «Ветка винограда» 1 5 Рисование с «Автобус» шаблонов 1 6 Рисование с помощью шаблона «Ежик» 1 7 Рисование ватными палочками “Зимняя картина” 1 8 Рисование карандашами «Танк» 1 9 Рисование по сюжету медведя». Рисование. 10 Рисование красками «Лисичка». 1 11. Рисование с «Пирамидка». 1 12 «Аппликация» - 12ч. Аппликация из цветной бумаги «Дождь идет!» помощью сказки помощью «Три шаблонов 1 1 Рассматривание образца рисунка. Рисование красками линий (веток) и кружков (ягоды) Раскрашивание красками по образцу. Рассматривание изображения объекта (автобус). Знакомство с шаблонами (квадрат, прямоугольник). Правила работы с шаблоном. Обведение шаблона по заданию. Раскрашивание цветными карандашами. Узнавание трафаретов ежика. Рисование простым карандашом с помощью шаблонов «Ежик». Раскрашивание цветными карандашами, дорисовывание деталей (иголки, нос, глаза). Рассматривание изображений. Упражнение в рисовании дерева. Освоение приема рисования ватными палочками: касание пучком (снег) Эмоциональный настрой (просмотр и обсуждение видео – мультфильма, песни и т.д.). Рассматривание изображения по теме, строения. Рисование простым карандашом по образцу. Раскрашивание по контуру цветными карандашами (по образцу). Просмотр и обсуждение видео – мультфильма, песни и т.д.). Рассматривание изображения героев сказки. Поэтапное рисование домика, медведей. Повторение приемов раскрашивания. Дополнение рисунка деталями, предметами (трава, деревья, солнышко) Эмоциональный настрой (просмотр и обсуждение видео – мультфильма, песни и т.д.). Рассматривание изображений. Рассматривание образца рисунка. Упражнение в раскрашивании красками по образцу. Дополнение рисунка деталями (дерево, травка) Рассматривание изображения по теме. Расположение шаблонов на поверхности листа при рисовании предметного рисунка. Подбор цвета в соответствии с образцом рисунка. Раскрашивание цветными карандашами. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон. Разрезание цветной бумаги на полоски по линии. Правила пользования клеем. Намазывание всей поверхности деталей клеем. Приклеивание полосок бумаги в вертикальном направлении (дополнение сюжетной картины с тучкой). Дополнение сюжета 5 13 Аппликация из полосок “Полосатый коврик” 1 14 Аппликация из геометрических фигур «Домики». 1 15 Аппликация из рваной бумаги «Бабочка» 1 16 Конструирование и аппликация из готовых деталей «Пингвин» 1 17 Аппликация из смятой салфетки «Варежка» 1 18 Аппликация из ватных дисков «Заяц» 1 19 Сюжетная аппликация «В деревне» (коллективная работа). Завершение работы. 1 20 Аппликация из цветной бумаги «Цветы для мамы» 1 деталями из рваной бумаги Упражнение в работе с ножницами: правильно держать ножницы, сжимать и разжимать кольца, резать по прямой линии; Разрезание цветной бумаги на полоски по линии. Упражнение в украшении прямоугольника цветными полосками, чередуя их по цвету. Дополнение аппликацией из готовых деталей (кружки, цветочки) Упражнение в работе с шаблонами (квадрат, треугольник). Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей (дома). Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Рассматривание изображения по теме. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Рассматривание образца- иллюстрации. Отрывание кусочков цветной бумаги, аппликация на контуре рисунка. Рассматривание изображения работы. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Видео о пингвинах. Рассматривание образца- иллюстрации. Сборка изделия из частей (деталей), аппликация. Рассматривание изображения по теме. Загадки и сказка про зиму. Рассматривание образца. Сминание салфетки. Аппликация на контуре- варежка, по образцу. Рассматривание образца. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: соединение деталей между собой. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Аппликация по образцу. Просмотр фото-видео материалов по теме. Рассматривание образца. Сборка сюжета изображения из нескольких предметов (дома, машины, деревья, животные). Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Изготовление сюжетной аппликации. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Загадки про весну. Просмотр видео 6 21 Аппликация из рваной бумаги «Птичка на ветке» 1 22 Аппликация из геометрических фигур «Лисичка» 1 23 Аппликация из рваной бумаги «Цветочная поляна» 1 24 «Лепка» - 11 ч. Расплющивание материала «Тарелочки». 1 25 Лепка из пластилиновых шариков «Гусеница» 1 26 Выдавливание формочкой «Печенье». 1 27 Размазывание пластилина «Осеннее дерево» 1 28 Лепка 1 из пластилина «Волшебная (мультфильм, песня) по теме. Приклеивание полосок бумаги в вертикальном направлении (букет листьев), сминание кусочков салфетки и приклеивание (цветы). Рассматривание изображения объекта. Обсуждение деталей аппликации. Выполнение аппликации из рваной бумаги. Правила пользования клеем. Намазывание деталей клеем. Приклеивание кусочков бумаги на листе. Работа по сказке «Колобок». Рассматривание образца. Вырезание геометрических фигур по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Аппликация. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Загадки. Рассматривание образца. Сборка сюжета из нескольких деталей (солнце, цветы, трава). Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Раскатывание шарика ладошкой (пальчиками). Соединение деталей. Разминание теста. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Получение формы путем выдавливания формочкой. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Смешивание цветного пластилина. Расплющивание материала между пальцами. Размазывание пластилина внутри контура. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого 7 елочка». 29 Лепка шариков из теста «Торт» 1 30 Лепка из пластилина «Самолет» 1 31 Лепка из пластилина «Черепашка». 1 32 Лепка из пластилина пластилина» 33 Катание шарика из глины. 34 Картина из царство». «Картина пластилина из 1 1 «Подводное 1 куска. Скатывание колбаски. Соединение деталей изделия прижатием. Прижатие к пластилиновым веткам иголок от ели. Разминание теста. Отрывание кусочка материала от целого куска. Расплющивание материала между пальцами. Лепка шариков, сплющивание их между ладонями (пальцами) и прикрепление к картону, украшение из мелких деталей. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Скатывание колбаски ладонями. Скатывание шарика, сплющивание шарика пальцами. Соединение деталей изделия прижатием. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Скатывание колбаски ладонями. Скатывание шарика, сплющивание шарика пальцами. Соединение деталей изделия прижатием. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Расплющивание материала между пальцами. Размазывание по готовому контуру пластилина. Выкладывание колбасок, на картоне. Разминание глины. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Катание шарика на доске (в руках). Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Расплющивание материала между пальцами. Размазывание по готовому контуру пластилина. Выкладывание рыбок, водорослей и камней из колбасок и сплющенных шариков на картоне. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Система оценки личностных результатов. Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на 8 основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в карту наблюдений. Оценка результатов осуществляется в баллах: 0 - нет фиксируемой динамики; 1 - минимальная динамика; 2 - удовлетворительная динамика; 3 - значительная динамика. Система оценки предметных результатов. Навыки Уровни сформированности на 1 полугодие Уровни сформированности на 2 полугодие Умеет пользоваться красками, карандашами, кисточками. Умеет пользоваться пластилином. Умеет работать с отдельными заготовками, умеет пользоваться клеем при работе с бумагой. Умеет дополнять рисунок декоративными элементами. Умеет пользоваться мелками, фломастерами. Узнаёт инструменты и приспособления для работы с пластилином, стэка, подложка, валик. Знает различные виды бумаги. Умеет пользоваться трафаретом, ножницами. Умеет работать с карандашами, проводить линии с нажимом и без нажима. Освоил приёмы работ с кистью (касание, примакивание). Умеет получать цвета красок путём смешивания. Умеет соединять точки. Умеет закрашивать внутри контура. Умеет работать с пластилином. Знает приёмы раскатывания, отрывания, размазывание. Умеет отщипывать кусочки пластилина от целого куска. Умеет катать шарики на доске. Умеет сгибать колбаски в кольцо. 9 Умеет закручивать колбаски в жгутик. Умеет соединять детали изделия прижатием. Умеет работать с бумагой. Умеет бумагу сгибать, сминать, работать с ножницами, резать по прямой линии. Умеет соблюдать последовательность действий при изготовлении аппликации. Умеет рисовать вертикальные и горизонтальные линии. Умеет рисовать по трафарету, шаблону. Умеет отрезать кусочки пластилина стекой. Умеет соединять детали между собой. Умеет дополнять рисунок декоративными элементами. Баллы Уровень сформированности навыка 0 Навык или умение отсутствует 1 Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним) 2 Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого 3 Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого 4 Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно 5 Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно 10