Специальная Индивидуальная Программа Развития для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) вариант 2 на 2024-2025 учебный год, учитель Федорчук К.В.

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Согласовано»
с родителями
Е.В. Авдюкова______________________

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова______________________

А.Э. Боброва________________________
Приказ № ___от «___» _______2024 г.
М.А. Никифорова___________________
У.А. Пархоменко____________________
О.В. Чудакова_______________________
М.В. Фоломкин______________________

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2)
на 2024-2025 уч. год

Составитель: Федорчук К.В.,
учитель первой квалификационной категории
Реж - 2024

Содержание
1. Индивидуальные сведения о ребенке
2. Индивидуальный учебный план
3. Содержание образования
4. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР
5. Программы по предметам
6. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
7. Перечень необходимых технических средств и дидактических
материалов

Страницы
3
4
5
5
7-31
32-34
35

2

1.Общие сведения о ребёнке
ФИО ребенка: Авдюков Илья Евгеньевич
Дата рождения: 09.06.2015
Возраст ребенка: 9 лет
Место жительства: г. Реж
Мать: Авдюкова Евгения Васильевна
Отец: Авдюков Евгений Владимирович
Ступень обучения: 1
ФИО ребенка: Бобров Андрей Эдуардович
Дата рождения: 14.12.2015
Возраст ребенка: 8 лет
Место жительства: г. Реж
Мать: Боброва Алина Эдуардовна
Отец: Ступень обучения: 1
ФИО ребенка: Клевакин Михаил Евгеньевич
Дата рождения: 27.06.2015г.
Возраст ребенка: 9 лет
Место жительства: г. Реж
Мать: Никифорова Марина Анатольевна
Отец: - Клевакин Евгений Александрович
Ступень обучения: 1
ФИО ребенка: Серебрякова Мария Петровна
Дата рождения: 12.06.2014
Возраст ребенка: 10 лет
Место жительства: г. Артёмовский
Мать: Пархоменко Ульяна Александровна
Отец: Серебряков Пётр Владимирович
Ступень обучения: 1
ФИО ребенка: Чудакова Екатерина Владимировна
Дата рождения: 06.04.2015
Возраст ребенка: 9 лет
Место жительства: г. Реж
Мать: Чудакова Ольга Викторовна
Отец: Чудаков Владимир Борисович
Ступень обучения: 1
ФИО ребенка: Фоломкина Ульяна Михайловна
Дата рождения: 28.05.2016
Возраст ребенка: 8 лет
Место жительства: г. Реж
Мать: Отец: Фоломкин Михаил Вячеславович
Ступень обучения: 1

3

2. Индивидуальный учебный план на 2024 – 2025 учебный год
Предметные
области

Учебные
предметы

Количество часов в неделю
I. Обязательная часть
I.четверть II. четверть

1. Язык и
речевая
практика
2. Математика
3. Окружающий
мир

4. Искусство

5.Физическая
культура
6.Коррекционно
-развивающие
занятия
Итого

III. четверть

IV. четверть

1.1. Речь и
3
альтернативная
коммуникация
2.1.
2
Математические
представления
3.1.
Окружающий
2
природный мир

3

3

3

2

2

2

2

2

2

3.2. Человек

2

2

2

1

1

1

2

2

2

3

3

3

2

2

2

2

3.3.
Окружающий
1
социальный мир
4.1. Музыка и 2
движение
4.2.
Изобразительна 3
я деятельность
5.1. Адаптивная 2
физкультура

4

3. Содержание образования.
3.1. Базовые учебные действия.
Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование
готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
-направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
-умение выполнять инструкции педагога;
-использование по назначению учебных материалов;
-умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
-в течение определенного периода времени.
Личностные :
-принятие роли обучающегося;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
-личностное самоопределение с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных
потребностей;
-формирование элементарных представлений о картине мира;
-положительное отношение к окружающей действительности;
-ориентация на самостоятельность и социально-бытовую независимость;
Регулятивные :
-умение выполнять инструкции учителя;
-умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
-использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов;
-умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и
достижения результата учебной деятельности.
Познавательные :
-выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий;
-алгоритмизация практического действия;
-умение слушать учебные тексты;
-освоение элементарных общих понятий.
Коммуникативные :
-умение слушать и вступать в диалог;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;
-владение элементарной диалогической речью.
Рабочая программа по организации учебного процесса составлена на основе:
1.Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)"

2.Программы образования, учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией
Л.Б. Баряевой;
3.Учебного плана Центра «Дар».
Приоритетные образовательные предметы:
1.Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.
3.Окружающий природный мир.
4. Человек.
5. Окружающий социальный мир.
5

4. Музыка и движение.
7. Изобразительная деятельность.
8. Адаптивная физкультура.
9. Коррекционно – развивающие занятия.
4. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель речи и альтернативной коммуникации: Федорчук К.В.
Учитель окружающего природного мира: Федорчук К.В.
Тьютор: Литвина Т.В., Потапова С.В.
Учитель «Человек»: Пименова Ж.А.
Учитель математики: Пименова Ж.А.
Учитель окружающего социального мира: Белозерова Д.Ю.
Учитель изобразительной деятельности Ласкова А.О.
Учитель ритмики: Ельцова Л.И.
Педагог-психолог: Ивакина Н.А.
Учитель - логопед: Ласкова А.О., Федорчук К.В.
Учитель адаптивной физкультуры: Гладких Е.С.

Учитель музыки и движения: Шульгина О.Ю.

6

5. Программы по предметам
5.1. Речь и альтернативная коммуникация
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная
коммуникация» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)"

-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель : создание условий для формирования коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение
жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для
этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и
социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую
интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в
общение.
Задачи:
-учить понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических
изображений, рисунков
-развивать умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом
-развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные
и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения и фиксировать взгляд на лице
партнёра
- учить понимать и выполнять словесные инструкции (на, дай, возьми)
- учить реагировать на своё имя
- учить понимать обращённую речь
- формировать навыки адекватного реагирования на речь взрослого
- побуждать к эмоционально-звуковому выражению чувств
- развивать мышление и память в процессе общения со взрослым на основе обогащения
представлений об окружающем
Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, экскурсии,
беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов,
рассматривание картин.
На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической
направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость
познания и вызвать желание повторной встречи с учителем.
Планируемые результаты:
Предметные:
-выполняет элементарные задания по словесной инструкции учителя;
-называет предметы (узнавать) и соотносит их с картинками;
-откликается на свое имя, знать имена и отчества учителя, имена одноклассников и
ближайших родственников.
-различает звуки и простые звукосочетания в речи в связи с наблюдением окружающей
действительности в играх;
-подражает действиям учителя, повторяет за учителем предложения о производимых
действиях.
-глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:
-графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание
букв, слов.
7

-начальные навыки чтения и письма.
-обобщающее слово «игрушки»;
-понятие «слово»;
-понятие «часть слова».
Личностные:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,
как члена семьи, одноклассника, друга.
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
-целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических
нормах и правилах поведения в современном обществе.
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик класс, учитель-класс).
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной
ситуации.
-входить и выходить из помещения со звонком
-ориентироваться в пространстве класса (зала, помещения)
-пользоваться мебелью
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т. д.)
-работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и
организовывать рабочее место
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала 2 класса является
динамика становления коммуникативных умений и речевой активности в разнообразных ситуациях
взаимодействия со сверстниками.
Недельный учебный план по предмету «Речь и альтернативная коммуникация 3 часа в
неделю.

8

Календарно-тематическое планирование:
N

Дата

Тема урока

Основной вид учебной деятельности обучающихся
Школа. Школьная жизнь -6ч.

1

2.09

Повторение. Школа, класс.

- Повторение, называние доступным способом слов «школа», «учиться», «учитель». «спортивный зал»,
«библиотека», «класс», «парта», «ученик».

Д/з
Повторение
слов «школа»,
«учитель»,
«библиотека».
2

4.09
Д/з найди 4
лишний.

- Установление контакта, реагирование на собственное имя.

- Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами «школа», «учиться», «класс», «парта»,
«учиться», «учитель». «спортивный зал», «библиотека», «ученик».
Повторение. Учитель и
ученики.

- Приветствие (прощание) доступным способом. Привлечение к себе внимания доступным способом.
-Узнавание (различение), называние (употребление) доступным способом имён учащихся класса,
педагогов. Работа с картинками.
- Узнавание (различение) фотографий, напечатанных слов, обозначающих имена. Понимание карточек
с картинкой и напечатанными словами, обозначающими школьные принадлежности.

3

6.09

З. Александрова «В школу»

- Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово,
звукоподражание, символ, картинка, жест).

Д/з прослушай
стих «В
школу».
4

09.09
Д/з Обведи и
раскрась
школьные
принадлежнос
ти.

- Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения.

Урок, школьные
принадлежности.

- Привлечение к себе внимания доступным способом. Выражение согласия (несогласия) доступным
способом.
- Повторение, называние (употребление) слов, обозначающих деятельность учащихся за партой. Работа
с картинками. Понимание, называние доступным способом слов, обозначающих школьные
принадлежности. Упражнения на закрепление понимания, называния (употребления) слов и сочетаний,
обозначающих деятельность учащихся на уроке.
- Повторение, понимание карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими
деятельность учащихся за партой. Составление сочетаний из карточек с картинкой и напечатанными
словами ( «я ученик», «сидеть за партой», «пишу в тетради», «возьми карандаш» и т.п.
9

5

11.09 Д/з
собери
разрезную
картинку.

Повторение. Перемена,
игра, игрушки.

- Выражение согласия (несогласия) доступным способом. Выражение желаний доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих действия «учиться», «играть».
Рассматривание сюжетных картинок, понимание изображенных действий.
- Составление сочетаний из карточек с картинкой и напечатанными словами «я играю», «я складываю
кубики», «играю с машинкой», «возьми куклу» и т.п.

6

13.09

На уроке, на перемене.

- Выражение согласия (несогласия) доступным способом. Выражение желаний доступным способом.
- Соотнесение картинки со словом, обозначающим деятельность на переменке или на уроке.
Сообщение о изображенном на картинке действии доступным способом
- Составление сочетаний из карточек с картинкой и напечатанными словами

7

16.09Д/з
Прослушать
стихотворение
«Зайка»

А.Барто «Игрушки»

- Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения.
- Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово,
звукоподражание, символ, картинка, жест)
Наши сказки –8 ч.

8

18.09 Д/з
Прослушать
сказку
«Репка»

Знакомые сказки. Репка.

- Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки.
- Слушание сказки. Употребление звукоподражания при слушании «дед», «баба», «внучка», «собака»,
«кошка», «мышка». Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки.
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «дед», «баба», «внучка», «собака»,
«кошка», «мышка».

9

10

20.09 Д/з
собери
разрезную
картинку по
сказке
«Репка».

Герои сказки «Репка».

23.09

Знакомые сказки. Колобок.

- Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки.
- Слушание сказки. Употребление звукоподражания при слушании «дед», «баба», «внучка», «собака»,
«кошка», «мышка». Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки.
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «дед», «баба», «внучка», «собака»,
«кошка», «мышка».
- Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки.
- Слушание сказки. Употребление звукоподражания при слушании «дед», «баба», «заяц», «медведь»,
10

«волк», «лиса». Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки.
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «дед», «баба», «заяц», «медведь»,
«волк», «лиса».
11

28.09

Герои сказки «Колобок»

- Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки.
- Слушание сказки. Употребление звукоподражания при слушании «дед», «баба», «заяц», «медведь»,
«волк», «лиса». Воспроизведение доступным способом слов и действий по сюжету сказки.
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «дед», «баба», «заяц», «медведь»,
«волк», «лиса».

12

27.09

Знакомые сказки. Теремок.

- Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки.
- Слушание сказки. Употребление звукоподражания при слушании. Воспроизведение доступным
способом слов и действий по сюжету сказки.
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими героев сказки

13

30.09

Герои сказки «Теремок»

- Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки.
- Слушание сказки. Употребление звукоподражания при слушании. Воспроизведение доступным
способом слов и действий по сюжету сказки.
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими героев сказки

14

2.10

Знакомые сказки. Три медведя.

- Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки.
- Слушание сказки. Употребление звукоподражания при слушании. Воспроизведение доступным
способом слов и действий по сюжету сказки.
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими героев сказки

15

4.10

Герои сказки «Три медведя»

- Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение эмоций по тексту сказки.
- Слушание сказки. Употребление звукоподражания при слушании. Воспроизведение доступным
способом слов и действий по сюжету сказки.
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими героев сказки

11

Времена года. Осень -4 ч.
16

7.10

Осень золотая.

- Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих время года, цвета осени (красный,
желтый, зеленый). Рассматривание картинок. Ответы на вопросы доступным способом.
- Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами «осень», «листья», «дерево», «гулять»,
«дорожки», «парк».

17

9.10

А. Плещеев «Осенью»

- Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения.
- Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово,
звукоподражание, символ, картинка, жест).
- Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами «осень», «листья», «дерево», «гулять»,
«дорожки», «парк».

18

11.10

Что нам осень принесла. Овощи.

- Выражение благодарности доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих овощи (огурец, помидор, картофель).
Рассматривание картинок «на огороде», «работа в поле».
- Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими овощи.

19

14.10

Что нам осень принесла. Фрукты.

- Выражение благодарности доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих фрукты (яблоко, груша, апельсин)
Рассматривание картинки «работа в саду»
- Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими фрукты.
Одежда. Обувь – 4ч.

20

16.10

Наша одежда

- Выражение просьбы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих предметы одежды, обуви, головные
уборы.
- Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими предметы одежды,
обуви, головные уборы.
12

21

18.10

Одежда в шкафу

- Выражение просьбы доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов «шкаф», «вверху», «внизу», «положить», «взять».
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами при составлении сочетаний,
обозначающих действия с одеждой.

22

21.10

В школу, на прогулку.

- Выражение согласия (несогласия) доступным способом.
- Понимание ситуации «одеваемся в школу», «одеваемся на прогулку». Употребление слов,
обозначающих одежду для школы, для прогулки. Понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих признак предмета «чистый», «красивый», «тёплый».
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами при составлении сочетаний,
обозначающих действия с одеждой.

23

23.10

В магазине.

- Выражение согласия (несогласия) доступным способом.
- Понимание, называние (употребление) слов «магазин», «купить», «деньги».
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами при составлении сочетаний,
обозначающих действия с одеждой.
Животные. Птицы – 13 ч.

24

25.10

Животные дома и на ферме

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
- Понимание, называние (употребление) слов «дом», «животные», «ферма». Закрепление слов,
обозначающих домашних животных.
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими домашних
животных.

25

Детеныши домашних животных

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
- Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих домашних животных и их детенышей
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими домашних
животных и их детенышей.

26

Потешка «Киска»

- Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения.
13

- Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово,
звукоподражание, символ, картинка, жест)
27

Е. Чарушин «Кошка»

- Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения.
- Понимание, воспроизведение доступным способом текста за педагогом (слово, звукоподражание,
символ, картинка, жест)

28

Потешка «Собачка»

- Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения.
- Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово,
звукоподражание, символ, картинка, жест)

29

В Сутеев «Кто сказал «мяу»?»

- Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения.
- Понимание, воспроизведение доступным способом текста за педагогом (слово, звукоподражание,
символ, картинка, жест)

30

Птицы на птичьем дворе

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
- Понимание, называние (употребление) слов «дом», «птицы», «птичий двор». Знакомство со словами,
обозначающими домашних птиц.
- Использование с карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими домашних птиц.

31

Детёныши домашних птиц.

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
- Употребление слов, обозначающих домашних птиц и их детенышей
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими домашних птиц и
их детенышей.

32

Животные леса

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
- Понимание, называние (употребление) слов «лес», «животные». Употребление слов, обозначающими
диких животных.
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими диких животных.

33

Детёныши диких животных

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)

14

- Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих диких животных и их детенышей
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими диких животных и
их детенышей.
34

А. Барто «Зайка»

- Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения.
- Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово,
звукоподражание, символ, картинка, жест).

35

А. Барто «Мишка»

- Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения.
- Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово,
звукоподражание, символ, картинка, жест).

36

Птицы в лесу.

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
- Понимание, называние (употребление) слов «лес», «птицы», «дерево», «кормушка». Использование
слов, обозначающих птиц.
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами, обозначающими птиц.
Времена года. Зима –4 ч.

37

Зима в городе

- Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих время года, цвета зимы (белый, голубой).
Рассматривание картин зимнего города.
- Узнавание карточек с картинкой и напечатанными словами «зима», «снег».

38

Зимний лес

- Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов «зима», «да», «нет», «дерево», «лес» (много деревьев).
Составление сочетаний по картине доступным способом.
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «зима», «да», «нет», «дерево», «лес»
(много деревьев).

39

И. Суриков «Зима»

- Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения.

15

- Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово,
звукоподражание, символ, картинка, жест).
40

Зимние радости

- Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов «зима», снеговик», «дерево», «гулять», «дорожки»,
«парк».
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «зима», снеговик», «дерево»,
«гулять», «дорожки», «парк».
Знакомство с буквами –49 ч.

41

Книжка с буквами – букварь.

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
- Закрепление понимания слов «книга», «школьные принадлежности.
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «книга», «читать».

42

Песенка для куклы «а»

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
-Повторение звука «а» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «а»: Аня
нюхает цветок, качаем куклу, врач смотрит горло. Воспроизведение ситуаций по ролям.

43

Буква Аа

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
-Повторение звука «а» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «а»: Аня
нюхает цветок, качаем куклу, врач смотрит горло. Воспроизведение ситуаций по ролям.
-Знакомство с графическим изображением буквы. Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной.

44

Найди звук «а».

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
-Повторение за педагогом слов, со звуком «а» в начале, в конце и в середине слова.
- Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной.

45

Собери букву А

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
-Складывание заглавной буквы из палочек. Выкладывание контура буквы мелкими предметами.
- Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной. Обведение, дштриховка.
16

46

Воет волк «у»

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
- Повторение звука «у» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «у»: воет
волк, плачет девочка. Воспроизведение ситуаций по ролям.

47

Буква Уу

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
- Знакомство с графическим изображением буквы.
- Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной.

48

Найди звук «у».

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
- Повторение за педагогом слов, со звуком «у» в начале, в конце и в середине слова.
- Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной.

49

Собери букву У

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
- Складывание заглавной буквы из палочек. Выкладывание контура буквы мелкими предметами.
- Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной. Обведение, дштриховка.

50

Повторение звуков «а», «у».

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог).
-Повторение слов, обозначающих предметы, изображённые на картинке. Выделение первого звука.
Указание на букву, обозначающую звук.

51

Звук «а» в начале слова.

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог).
-Повторение слов, обозначающих предметы, изображённые на картинке. Выделение первого звука.
Указание на букву, обозначающую звук.

52

Звук «у» в начале слова.

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог).
-Повторение слов, обозначающих предметы, изображённые на картинке. Выделение первого звука.
Указание на букву, обозначающую звук.

53

Слог «Ау».

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог). Рассматривание картинки. Повторение
звуков за педагогом. Знакомство с графическим изображение слога «ау». Воспроизведение ситуации
«заблудились» по ролям.
17

54

Смотай клубочек. Сочетание «Ау»

Закрепление графического изображения слога «ау». Игра «смотай клубочек»: слияние звуков.
Проведение дорожки от буквы «А» к букве «у».

55

Повторение по картинке «В лесу».

Слушание рассказа педагога, повторение звуков: кричит филин, девочка заблудилась. Называние
предметов, изображенных на картинке доступными способами.

56

Слог «уа»

Рассматривание картинки. Повторение звуков за педагогом. Знакомство с графическим изображение
слога «уа». Воспроизведение ситуации «плачет малыш» по ролям.

57

Смотай клубочек. Сочетание «Уа»

Закрепление графического изображения слога «уа». Игра «смотай клубочек»: слияние звуков.
Проведение дорожки от буквы «У» к букве «а».

58

Повторение по картинке «Успокоим
малыша».

Слушание рассказа педагога, повторение звуков: малыш плачет, мама укачивает. Называние
предметов, изображенных на картинке доступными способами.

59

Звук «м». Буква Мм

Повторение звука «м» за педагогом Знакомство с графическим изображением буквы. Проведение
дорожки от заглавной буквы к строчной.

60

Найди звук «м».

Повторение за педагогом слов, со звуком «м» в начале, в конце и в середине слова. Проведение
дорожки от заглавной буквы к строчной.

61

Собери букву М

Складывание заглавной буквы из палочек. Выкладывание контура буквы мелкими предметами.
Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной.

62

Слог «ам»

Рассматривание картинки. Повторение звуков за педагогом. Знакомство с графическим изображение
слога «ам». Воспроизведение ситуации «кушает малыш» по ролям.

63

Смотай клубочек. Сочетание «Ам»

Закрепление графического изображения слога «ам». Игра «смотай клубочек»: слияние звуков.
Проведение дорожки от буквы «А» к букве «м».

64

Повторение по картинке «Кушает
малыш».

Слушание рассказа педагога, повторение звуков: малыш кушает, мама кормит. Называние предметов,
изображенных на картинке доступными способами.

65

Смотай клубочек. Сочетание «Ум»

Закрепление графического изображения слога «ум». Игра «смотай клубочек»: слияние звуков.
Проведение дорожки от буквы «У» к букве «м».

66

Три медведя «ам-ам-ам»

Закрепление сочетания слога «ам». Рассматривание картинки. Повторение сочетания звуков за
педагогом. Воспроизведение ситуации по ролям.

67

Закрепление звука, буквы Мм.

Рассматривание картинки. Называние доступным способом слов «мама», «малыш». Игра «Смотай
18

Мама, малыш.

клубочек»: слияние звуков, проведение дорожки от буквы «М» к букве «а».

68

Закрепление звука, буквы Мм. Слог
«му».

Рассматривание картинки. Называние доступным способом слов «корова», «телёнок». Игра «Смотай
клубочек»: слияние звуков, проведение дорожки от буквы «М» к букве «у».

69

Оля плачет «о»

Повторение звука «о» за педагогом. Рассматривание ситуаций, в которых произносится звук «о»: у Оли
зуб болит, осуждение, удивление. Воспроизведение ситуаций по ролям.

70

Буква Оо

Знакомство с графическим изображением буквы. Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной.

71

Найди звук «о».

Повторение за педагогом слов, со звуком «а» в начале, в конце и в середине слова. Проведение
дорожки от заглавной буквы к строчной.

72

Что похоже на букву «О»

Называние предметов круглой формы. Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной.

73

Смотай клубочек. Сочетание «ом»

Закрепление графического изображения слога «ом». Игра «смотай клубочек»: слияние звуков.
Проведение дорожки от буквы «о» к букве «м».

74

Слоги «ам», «ум», «ом»

Узнавание сочетаний «ам», «ум», «ом». Слияние слогов.

75

Смотай клубочек. Сочетание «мо»

Закрепление графического изображения слога «мо». Игра «смотай клубочек»: слияние звуков.
Проведение дорожки от буквы «м» к букве «о».

76

Слоги «ма», «му», «мо»

Узнавание сочетаний «ма», «му», «мо». Слияние слогов.

77

Закрепление звука, буквы «о»

Рассматривание картинок. Называние доступным способом слов «мальчик», «ведро», «девочка»,
«обруч», «дед», «орден». Выделение звука «о» в начале, в конце слова

78

Узнай букву.

Обведение, штриховка знакомых букв. Узнавание (чтение) слогов.

79

Звук «х». Буква Хх

Повторение звука «х» за педагогом Знакомство с графическим изображением буквы. Обведение,
штриховка буквы.

80

Найди звук «х».

Повторение за педагогом слов, со звуком «х» в начале, в конце слова. Обведение, штриховка буквы.

81

Собери букву Х

Складывание буквы из палочек. Выкладывание контура буквы мелкими предметами.

82

Слоги «ах», «ух», «ох»

Рассматривание картинок. Повторение звуков за педагогом. Знакомство с графическим изображение
слогов. Воспроизведение ситуации, изображенной на картинках по ролям. Обведение контура.

19

83

Слоги «ха», «ху», «хо»

Повторение сочетаний за педагогом. Знакомство с графическим изображением слогов. Обведение
контура.

84

Звук «с». Буква Сс

Повторение звука «с» за педагогом Знакомство с графическим изображением буквы. Обведение,
штриховка буквы.

85

Найди звук «с».

Повторение за педагогом слов, со звуком «с» в начале, в конце слова. Обведение, штриховка буквы.

86

Что похоже на букву «с»

Называние предметов, похожих на букву «с». Выкладывание контура буквы мелкими предметами.

87

Слоги «ас», «ус», «ос»

Знакомство со слогами. Повторение сочетаний за педагогом. Знакомство с графическим изображением
слогов. Узнавание слогов. Обведение контура.

88

Слоги «са», «су», «со»

Повторение сочетаний за педагогом. Знакомство с графическим изображением слогов. Обведение
контура

89

Повторение.

Рассматривание картинок. Узнавание (чтение) букв, слогов, слов. Воспроизведение ситуации,
изображенной на картинках по ролям.
Времена года. Весна – 5 ч.

90

Весна пришла

- Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих время года, цвета весны (зеленый).
Рассматривание картин весенней природы. Ответы на вопрос доступным способом.
- Повторение (употребление) с карточками с картинкой и напечатанными словами «весна», «сосулька»,
«ручей», «трава».

91

92

Потешка «Уж как красно солнышко
припекло»

- Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения.

Б Заходер «Рассеянная зима»

- Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения.

- Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово,
звукоподражание, символ, картинка, жест).

- Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово,
звукоподражание, символ, картинка, жест).
93

В Сутеев «Как зима кончилась»

- Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения.
20

- Понимание, воспроизведение доступным способом текста за педагогом (слово, звукоподражание,
символ, картинка, жест)
94

Весенние развлечения.

- Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов «весна», «ручей», «почки», «гулять», «проталинки»,
«парк».
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами «весна», «ручей», «почки», «гулять»,
«проталинки», «парк».
Времена года. Лето – 4 ч.

95

Скоро лето.

- Выражение своих желаний доступным способом при рассматривании картинок.
- Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих время года. Рассматривание картин
летней природы.
- Повторение (узнавание) карточек с картинкой и напечатанными словами «лето», «жара», «цветы»,
«трава».

96

Б. Заходер «Лесная дорожка»

- Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения.
- Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово,
звукоподражание, символ, картинка, жест).

97

98

И.С. Соколов-Микитов «Лето в
лесу»

- Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения.

И.С.Соколов-Микитов «Летний
рассвет»

- Понимание эмоционального состояния, повторение эмоций по тексту стихотворения.

- Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово,
звукоподражание, символ, картинка, жест).

- Понимание, воспроизведение доступным способом текста стихотворения за педагогом (слово,
звукоподражание, символ, картинка, жест).
Знакомство с буквами. Повторение – 5 ч.

99

Буквы Аа, Уу, Мм

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
- Складывание заглавной буквы из палочек. Выкладывание контура буквы мелкими предметами.
21

- Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной. Обведение, штриховка.
100

Смотай клубочек. Слоги с буквами
«а», «у», «м»

Рассматривание картинок. Повторение звуков за педагогом. Знакомство с графическим изображение
слогов. Воспроизведение ситуации, изображенной на картинках по ролям. Обведение контура.

101

Буквы Оо, Сс, Хх

- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
- Складывание заглавной буквы из палочек. Выкладывание контура буквы мелкими предметами.
- Проведение дорожки от заглавной буквы к строчной. Обведение, штриховка.

102

Смотай клубочек. Слоги с буквами
«о», «с», «х».

Рассматривание картинок. Повторение звуков за педагогом. Знакомство с графическим изображение
слогов. Воспроизведение ситуации, изображенной на картинках по ролям. Обведение контура.

22

5.2 Окружающий природный мир
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир»
разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)"

-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии
человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:

формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях
неживой природы;

формирование интереса к разнообразию окружающего мира;

формирование временных представлений;

формирование представлений о растительном и животном мире;

формирование и расширение словарного запаса (пассивный словарь);

знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения;

формирование представлений о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях
(лето, осень, зима, весна, день, ночь);

формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и
животные; строение тела, способ передвижения, питание);

развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые
объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности).
Программа представлена следующими разделами «Растительный мир», «Животный мир»,
«Временные представления», «Объекты неживой природы».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
-узнает изученные объекты и явления неживой и живой природы;
-сравнивает объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков, проводит
простейшую классификацию изученных объектов природы;
-умеет работать с пиктограммами по теме «растения»;
-совместно с учителем отбирает картинки с изображением осени, зимы весны, лета;
-показывает и берет предмет одежды, называемый учителем;
-рассматривает лист, раскрашивает;
-проводит элементарные наблюдения;
-умеет рассматривать картинки в книге, на мониторе;
-узнает изученные природные объекты;
-узнает и выделяет объект среди 2-3х совместно с учителем;
-узнает изученные объекты;
-узнает изученных животных;
-узнает и определять объекты окружающей действительности;
-различает объекты природы и рукотворного мира;
-классифицирует предметы по характеру материала; бережно относится к вещам;
- понимает необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице;
Личностные:
- определяет свои внешние данные (с помощью);
- определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
23

- проявляет уважение к людям старшего возраста.
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).
- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);
- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно,
рисунков, аппликаций);
Недельный учебный план по предмету «Окружающий природный мир» 2 часа в неделю.

24

Календарно-тематическое планирование
№

Дата
1. 3.09
Д/з обведи и
раскрась
«Летняя
картинка»
2. 5.09
Д/з Обведи и
раскрась
«Цветы»
3. 10.09 Д/з
выполни
штриховку
4. 12.09 Д/з
«Повторить
признаки
осени»
5. 17.09 Д/з
«Найди пару»
6. 19.09 Д/з «С
какого дерева
листочек»
7. 24.09
8. 26.09

Тема
Воспоминания о лете.

Основной вид учебной деятельности обучающихся

Лето – 3 ч.
Рассматривание картины на тему «Летний отдых». Карточки с
изображением играющих детей. Сюжетные и предметные картинки.
Фотографии детей. Ответы на вопросы. Рассказывание о своем отдыхе.

Признаки лета.

Рассматривание картины на тему «Лето». Называние и показ признаков
лета. Выбор и показ картинок с изображением лета. Выбор карточек –
символов с признаками лета. Выкладывание в определенной
последовательности. Рассказывание по карточкам о лете.
Одежда и обувь человека летом.
Выбор иллюстрации с изображением лета. Рассматривание предметных
картинок с изображением одежды. Выбор летней одежды. Заполнение
таблицы «Я одену на прогулку».
Осень – 5 ч.
Осень. Признаки осени: похолодание, пасмурные Рассматривание картины «Осень». Называние и показ признаков осени.
дни.
Использование карточки-символа «пасмурно».
Признаки осени: дождь, ветер.

Рассматривание картинок «Осень», «Идет дождь», «Дует ветер».
Использование карточек-символов «дождь», «ветер».
Признаки осени: изменение окраски листьев,
Рассматривание картинок «Осень», «Листопад». Называние и показ
листопад.
признаков осени. Использование карточек-символов «ветер»,
«листопад».
Одежда и обувь человека осенью.
Выбор иллюстрации с изображением осени. Рассматривание предметных
картинок с изображением одежды. Выбор осенней одежды. Заполнение
таблицы «Я надену на прогулку».
Экскурсия в парк. Наблюдения за изменениями в Экскурсия. Игра-путешествие «В гости к осени». Наблюдение за погодой
природе осенью.
(сыро, холодно, ветер). Рассматривание опавших листьев. Сбор листьев.
Составление букетов. Раскладывание в классе под пресс. Использование
карточек-символов для обозначения признаков осени.
Овощи – 7 ч.
25

9. 1.10

Овощи: морковь, лук. Различение.

10. 3.10

Помидор. Форма, цвет.

11. 8.10

Помидор. Вкус, запах.

12. 10.10

Огурец. Форма, цвет.

13. 15.10

Огурец. Вкус запах.

14. 17.10

Помидор. Огурец. Различение.

15. 22.10

Помидор. Огурец. Употребление в пищу.

16. 24.10

Фрукты: яблоко, груша. Различение.

17.

Апельсин. Форма, цвет.

18.

Апельсин. Вкус, запах.

19.

Лимон. Форма, цвет.

Рассматривание картины «В огороде». Рассматривание овощей.
Называние. Выбор моркови и лука. Различение. Использование карточексимволов для сравнения по форме, цвету, вкусу, запаху. Игра «Чудесный
мешочек», «Угадай на вкус».
Рассматривание картинок овощей. Рассматривание помидора.
Использование карточек-символов для обозначения признаков (цвет,
форма). Раскрашивание помидора.
Рассматривание картинок овощей. Выбор помидора. Узнавание по вкусу,
по запаху. Использование карточек-символов для обозначения признаков
(вкус, запах).
Рассматривание картинок овощей. Рассматривание огурца.
Использование карточек-символов для обозначения признаков (цвет,
форма). Раскрашивание огурца.
Рассматривание картинок овощей. Выбор огурца. Узнавание по вкусу, по
запаху. Использование карточек-символов для обозначения признаков
(вкус, запах).
Рассматривание натуральных овощей и картинок помидора и огурца.
Использование карточек-символов для сравнения по форме, цвету, вкусу,
запаху. Игра «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус».
Рассматривание натуральных овощей и картинок помидора и огурца.
Выбор по заданию. Рассматривание картинок с изображением различных
блюд. Выбор блюд с заданными овощами.
Фрукты – 7 ч.
Рассматривание картины «В саду». Рассматривание картинок и
натуральных фруктов. Выбор яблока и груши. Рассматривание,
сравнение. Использование карточек-символов для сравнения по форме,
цвету, вкусу, запаху. Игра «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус».
Рассматривание картинок фруктов. Выбор апельсина. Рассматривание
натурального апельсина. Использование карточек-символов для
обозначения признаков (цвет, форма). Раскрашивание апельсина.
Рассматривание картинок фруктов. Выбор апельсина. Узнавание по
вкусу, по запаху. Использование карточек-символов для обозначения
признаков (вкус, запах).
Рассматривание картинок фруктов. Выбор лимона. Рассматривание
натурального лимона. Использование карточек-символов для
26

20.
21.
22.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

обозначения признаков (цвет, форма). Раскрашивание лимона.
Лимон. Вкус, запах.
Рассматривание картинок фруктов. Выбор лимона. Узнавание по вкусу,
по запаху. Использование карточек-символов для обозначения признаков
(вкус, запах).
Апельсин. Лимон. Различение.
Рассматривание натуральных фруктов и картинок апельсина и лимона.
Использование карточек-символов для сравнения по форме, цвету, вкусу,
запаху. Игра «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус».
Апельсин. Лимон. Употребление в пищу.
Рассматривание натуральных фруктов и картинок апельсина и лимона.
Рассматривание картинок с изображением блюд, где употребляются
данные фрукты. Выбор коробочки с апельсиновым соком. Питье через
соломинку.
Деревья – 5 ч.
Деревья.
Рассматривание картинок с изображением деревьев. Называние или
показ деревьев. Раскрашивание деревьев.
Берёза. Внешний вид.
Рассматривание березы на картинке. Определение цвета листьев, ствола.
Определение формы листа. Выбор листа березы из массы других.
Узнавание березы среди других деревьев.
Ель. Внешний вид.
Рассматривание ели на картинке. Определение цвета хвои, ствола.
Рассматривание веточки ели. Определение формы листа - иголки.
Узнавание ели среди других деревьев.
Берёза. Ель. Различение.
Выбор березы и ели из массы других деревьев. Сравнение цвета листьев,
стволов. Рассказывание о деревьях с использованием карточек –
символов.
Экскурсия в парк с целью распознавания
Выход в парк. Нахождение березы и ели. Определение по стволу, по
деревьев. Берёза, ель.
веточкам ели. Использование карточек – символов.
Зима – 4 ч.
Зима. Признаки зимы: холодно, мороз, снег.
Рассматривание картины «Зима». Выбор и показ картинок с
изображением зимы. Называние и показ признаков зимы. Использование
карточек-символов «мороз», «снег».
Признаки зимы: метель.
Рассматривание картин «Зима», «Метель». Называние и показ признаков
зимы. Использование карточек-символов «мороз», «снег». Просмотр
видеоролика «Метель».
Одежда и обувь человека зимой.
Выбор иллюстрации с изображением зимы. Показ и называние признаков
зимы. Рассматривание предметных картинок с изображением одежды.
Выбор зимней одежды. Заполнение таблицы «Я одену на прогулку».
27

31.
32.
33.

34.
35.

36.

37.

38.
39.

40.
41.

Экскурсия в парк. Наблюдения за изменениями в Выход в парк. Игра-путешествие «В гости к зиме». Наблюдение за
природе зимой.
погодой (снег, холодно, ветер). Фотографирование.
Домашние животные – 5 ч.
Домашние животные. Кошка. Собака.
Рассматривание картинок домашних животных. Выбор и показ по
заданию учителя кошки, собаки.
Кошка. Внешний вид. Повадки. Польза для
Рассматривание картинок домашних животных. Выбор кошки.
человека.
Рассматривание кошки. Использование карточек-символов для описания
внешнего вида (цвет, шерсть, части тела). Просмотр видеоролика. Беседа
о пользе кошки.
Кошка. Забота человека.
Рассказывание о кошке с помощью карточек-символов. Беседа о том, как
человек заботится о кошке. Обязательные условия: корм, вода, осмотр
ветеринара в случае болезни.
Собака. Внешний вид. Повадки. Польза для
Рассматривание картинок домашних животных. Выбор собаки.
человека.
Рассматривание собаки. Использование карточек-символов для описания
внешнего вида (цвет, шерсть, части тела). Просмотр видеоролика. Беседа
о пользе собаки.
Собака. Забота человека.
Рассказывание о собаке с помощью карточек-символов. Беседа о том, как
человек заботится о собаке. Обязательные условия: корм, вода, осмотр
ветеринара в случае болезни.
Дикие животные – 3 ч.
Дикие животные. Заяц. Внешний вид, питание,
Рассматривание картинок диких животных. Выбор зайца.
где живет.
Рассматривание зайца. Описание зайца с использованием карточексимволов (цвет, размер, части тела). Беседа о том, где живет, чем
питается.
Лиса. Внешний вид. Где живет.
Рассматривание картинок диких животных. Выбор лисы. Рассматривание
лисы. Описание лисы с использованием карточек-символов (цвет, размер,
части тела). Беседа о том, где живет.
Лиса. Питание, повадки.
Рассказывание о лисе с использованием карточек-символов (цвет, размер,
части тела), где живет. Просмотр видеоролика. Беседа о повадках, чем
питается.
Птицы в природе– 7 ч.
Птицы в природе. Голубь.
Рассматривание картинок птиц. Выбор голубя. Рассматривание голубя.
Использование карточек-символов для называния частей тела.
Ворона. Внешний вид.
Рассматривание картинок птиц. Выбор вороны. Рассматривание.
Описание внешнего вида с использованием карточек-символов (перья,
28

42.

43.
44.

45.
46.
47.
48.
49.

50.
51.
52.

цвет, части тела).
Ворона. Образ жизни.
Рассказывание о внешнем виде вороны с использованием карточексимволов (перья, цвет, части тела). Просмотр видеоролика. Беседа об
образе жизни (где живет, питание, строит гнезда, несет яйца, высиживает
птенцов).
Воробей. Внешний вид.
Рассматривание картинок птиц. Выбор воробья. Рассматривание.
Описание внешнего вида с использованием карточек-символов (перья,
цвет, части тела).
Воробей. Образ жизни.
Рассказывание о внешнем виде воробья с использованием карточексимволов (перья, цвет, части тела). Просмотр видеоролика. Беседа об
образе жизни (где живет, питание, строит гнезда, несет яйца, высиживает
птенцов).
Ворона. Воробей. Сравнение.
Выбор картинок вороны, воробья среди других птиц. Сравнение по
внешнему виду с помощью карточек-символов.
Экскурсия в парк с целью наблюдения и
Выход в парк. Наблюдение за птицами. Узнавание голубя, вороны,
распознавания птиц.
воробья. Показ картинок. Фотографирование птиц.
Весна – 4 ч.
Весна. Признаки весны: потепление, таяние
Рассматривание картины «Весна». Называние и показ признаков весны.
снега, распускание листьев.
Использование карточек-символов для обозначения признаков весны
«таяние снега», «сосульки», «распускание листьев».
Весна. Признаки весны: цветение деревьев,
Рассматривание картины «Весна». Просмотр видеоролика.
появление подснежников.
Использование карточек-символов для обозначения признаков весны
«цветущее дерево», «подснежник».
Одежда и обувь человека весной.
Выбор иллюстрации с изображением весны. Показ и называние
признаков весны. Рассматривание предметных картинок с изображением
одежды. Выбор весенней одежды. Заполнение таблицы «Я одену на
прогулку».
Экскурсия в парк. Наблюдение за изменениями в Выход в парк. Игра-путешествие «В гости к весне». Наблюдение за
природе весной.
погодой. Фотографирование.
Домашние птицы – 5 ч.
Домашние птицы. Курица. Петух.
Рассматривание картинок домашних птиц. Выбор и показ по заданию
учителя курицы, петуха.
Курица. Внешний вид.
Рассматривание картинок домашних птиц. Выбор курицы.
Рассматривание. Описание внешнего вида с использованием карточексимволов (перья, цвет, части тела).
29

53.
54.
55.

56.
57.
58.
59.
60.

61.
62.
63.

64.

Петух. Внешний вид.

Рассматривание картинок домашних птиц. Выбор петуха.
Рассматривание. Описание внешнего вида с использованием карточексимволов (перья, цвет, части тела).
Курица. Петух. Сравнение.
Выбор картинок курицы, петуха среди других домашних птиц.
Сравнение по внешнему виду с помощью карточек-символов.
Курица. Петух. Польза для человека.
Выбор картинок курицы, петуха среди других домашних птиц.
Сравнение по внешнему виду с помощью карточек-символов. Просмотр
видеоролика. Беседа о пользе для человека.
Время суток – 5 ч.
Время суток: день, ночь.
Рассматривание иллюстраций с изображением дня и ночи.
Использование карточек-символов. Выполнение заданий учителя.
Время суток: утро.
Рассматривание иллюстраций с изображением частей суток. Выбор
иллюстраций с изображением утра. Выполнение заданий учителя.
Время суток: вечер.
Рассматривание иллюстраций с изображением частей суток. Выбор
иллюстраций с изображением вечера. Выполнение заданий учителя.
Время суток: утро, день, вечер, ночь.
Рассматривание иллюстраций с изображением разных частей суток.
Выбор иллюстраций по заданию учителя. Составление простого
распорядка дня.
Различение времени суток.
Рассматривание иллюстраций с изображением разных частей суток.
Выбор иллюстраций по заданию учителя. Рассказывание своего
распорядка дня.
Насекомые – 3 ч.
Насекомые. Бабочка.
Рассматривание картинок насекомых. Выбор бабочки. Рассказывание о
внешнем виде с помощью карточек-символов.
Муха. Внешний вид. Где живет.
Рассматривание картинок насекомых. Выбор мухи. Беседа о том, где
живет. Рассматривание мухи. Описание внешнего вида с использованием
карточек-символов (цвет, размер, части тела).
Бабочка. Муха. Различение.
Рассматривание картинок насекомых. Выбор бабочки, мухи. Сравнение.
Описание внешнего вида с использованием карточек-символов (цвет,
размер, части тела).
Комнатные растения – 2 ч.
Комнатные растения. Герань. Внешний вид.
Рассматривание комнатных растений в классе. Нахождение герани.
Соотнесение с картинкой. Рассматривание. Описание внешнего вида с
помощью карточек-символов (части растения).
30

65.

Уход за геранью.

66.

Лето. Признаки лета: тепло, жаркие дни,
солнечно.

67.

Летний отдых. Правила поведения в природе.

68.

Обобщающий урок.

Рассматривание картинок с комнатными растениями. Выбор картинки
герани. Беседа по уходу за растением. Использование карточек-символов.
Лето – 3 ч.
Рассматривание картины «Лето». Называние и показ признаков лета.
Использование карточек-символов для обозначения признаков лета.
Рассматривание картины на тему «Лето», «Отдых детей». Беседа по
правилам поведения в природе. Использование карточек-символов.
Раскрашивание тематических раскрасок.

31

6. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Контроль и оценка достижения планируемых результатов предмета « Речь и альтернативная
коммуникация»

№

Предметные результаты

1.

Понимает слова, обозначающие объекты и явления природы,
объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Умеет самостоятельно использовать усвоенный лексикограмматический материал в учебных и коммуникативных целях
Качество сформированности устной речи в соответствии с
возрастными показаниями.
Понимает обращенную речь, понимает смысл рисунков,
фотографий
Умеет
пользоваться
средствами
альтернативной
коммуникации: жестами, взглядом
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и
взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности
Умеет вступать в контакт, поддерживать и завершать его,
используя невербальные и вербальные средства, соблюдение
общепринятых правил коммуникации.
Умеет использовать средства альтернативной коммуникации в
процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда,
шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для
выражения индивидуальных потребностей и т.д.
Узнаёт и различает напечатанные слова, обозначающие имена
людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как
средства коммуникации
Узнаёт и различает образов графем (букв).
Умеет копировать с образца отдельные буквы, слоги, слов.

2.
3.
4.
5.
6
7
8

9
10
11
12
.

Первое
Конец
полугодие уч.года

32

Контроль и оценка достижений планируемых результатов по предмету «Окружающий
природный мир»
Предметные результаты
1 полугодие
На конец
года
-узнаёт изученные объекты и явления

неживой и живой

природы;
-сравнивает объекты живой и неживой природы на основе
внешних признаков, проводит простейшую классификацию
изученных объектов природы;
-умеет работать с пиктограммами по теме «растения»;
-совместно с учителем отбирает картинки с изображением
осени, зимы весны, лета;
-показывает и берёт предмет одежды, называемый учителем;
-рассматривает лист, раскрашивает;
-проводит элементарные наблюдения;
-умеет рассматривать картинки в книге, на мониторе;
-узнает изученные природные объекты;
-узнает и выделяет объект (елка) среди 2-3х совместно с
учителем;
-узнаёт изученных животных;
-узнаёт и определяет объекты окружающей действительности;
-различает объекты природы и рукотворного мира;
-классифицирует предметы по характеру материала; бережно
относиться к вещам
- понимает необходимость

соблюдения правил безопасного

поведения на улице;

33

Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие:
- действие выполняется взрослым
(ребенок позволяет что-либо сделать с ним)
1. Активное участие. Действие выполняется ребенком:
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
- по последовательной инструкции (изображения
или вербально)
- по подражанию или образцу
- самостоятельно с ошибками
- самостоятельно
Сформированность представлений
1. Представления отсутствуют
1. Не выявить наличие представлений
2. Представления на уровне:
- использования по прямой подсказке
использования
с
косвенной
подсказкой
(изображение)
- самостоятельного использования

-

зп
чп
и
о
сш
с
?
пп
п
+

34

7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции
тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия,
изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с
«колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие
другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры;
нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки,
желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).
Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы,
бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур
человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.
Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.
Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик,
треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают
сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями,
ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления
мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой,
шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые
шарики, лоскутки и т. д.
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе
используются информационно-компьютерные технологии.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики,
пирамидки, пазлы, мозаики,
футляры с вырезанными в их крышках контурами предметов, как для правильного
помещения, так и для ошибочных вариантов;
трафареты,
закрепляемые
неподвижно
в
приборе «Школьник», с внутренним
контуром;
доски, покрытые слоем пластилина или другими вяжущими веществами;
геометрические фигуры, доступные для изучения в соответствии с возрастными
возможностями;
карточки с рельефными рисунками линий, геометрических плоских предметов (бархат,
пластмасса, наждачная бумага);
магнитные доски;
строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал,
строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной
геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);
наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;
сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;
наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок
(сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;
наборы палочек;
сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор
коробок, прозрачные ёмкости;
пуговицы разного размера и различных цветов;
природный материал: ракушки, камушки, шишки;
муляжи овощей и фруктов;
материал для лепки: пластилин;
35

палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке;
наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;
детские музыкальные инструменты.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».