Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» адресована обучающимся 6 класса ТМНР с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Составлена на основе - Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2. - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2. Общая характеристика учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включатьцеленаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Смыслом обучения специальному взаимодействию с окружающими является индивидуальнон поэтапное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную интеграцию в среду сверстников в досткпных ребенук пределах, организованное включение в общение. Где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации. Цель – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Задачи: -формировать навыки установления и поддержания контакта; -формировать умения понимать обращенную речь; -формировать умения употреблять в ходе общения слоги, слова; -формировать начальные навыки письма копирование с образца отдельных букв. Место предмета в учебном плане Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в Образовательную область: Язык и речевая практика и является обязательным. На изучение учебного предмета отведено 102 часов, 3 часа в неделю, 34 учебные недели. По результатам школьного консилиума проведена условная дифференциация обучающихся на микрогруппы Микрогруппа 1 (Сподырякин Егор) Понимание обращенной речи не затруднено. Тактильного контакта не избегает, часто является его инициатором (подходит и становится рядом с детьми или педагогом, берет педагога за руку в классе и т.д.) В общение со сверстниками не вступает. Простые, бытовые инструкции выполняет правильно. Речь разборчива, но не всегда, из-за этого малопонятна для окружающих. Навык чтения несформирован. Буквы знает. Самостоятельно записывает слова, которые запомнил (свое имя). На письме аккуратно штрихует, обводит, раскрашивает. Микрогруппа 2 (Берсенёв Дима) Коммуникацию со взрослыми устанавливает легко. Тактильного контакта не избегает, часто является его инициатором (подходит и становится рядом с детьми или педагогом, берет педагога за руку при подъеме или спуске с лестницы и т.д.) В общение со сверстниками вступает. Попытки сверстников вовлечь в совместную игру. В свободной деятельности, в классе, чувствует себя спокойно, комфортно, рассматривает книги, наблюдает за деятельностью детей, но предпочитает находится любит больше играть один или со взрослыми. В организованной деятельности может немного принять участие, подходит к ребятам, с интересом наблюдает за их действиями. В собственной речи присутствуют отдельные гласные звуки, звукоподражания, простые слова (мама, пока). Реагирует на обращение по имени. Реагирует на знакомые фронтальные инструкции («моем руки», «идем обедать», «одеваемся»). Микрогруппа 3 (Самочёрнов Матвей) Коммуникацию со взрослыми устанавливает на крайне короткий период. Визуальный контакт нестойкий. Тактильного контакта не избегает, часто является его инициатором (подходит и становится рядом с детьми или педагогом, берет педагога за руку при подъеме или спуске с лестницы и т.д.) В общение со сверстниками вступает. Попытки сверстников вовлечь в совместную игру неигнорирует. В свободной деятельности, в классе, Матвей чувствует себя спокойно, комфортно, рассматривает книги, наблюдает за деятельностью детей. В организованной деятельности может немного принять участие, подходит к ребятам, с интересом наблюдает за их действиями. В собственной речи присутствуют отдельные гласные звуки. Реагирует на обращение по имени. Реагирует на знакомые фронтальные инструкции («моем руки», «идем обедать», «одеваемся»). Планируемые результаты Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся Планируемые предметныые результаты Достаточный уровень - понимание слов обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека - умение самостоятельно использовать усвоеный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях Минимальный Ниже минимального 1) Развитие речи как средства общения - понимание слов обозначающих - использование предметов, объекты и явления природы, объекты жестов, взгляда рукотворного мира и деятельность речеподражательных реакций человека для выражения индивидуальных потребностей 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными - понимание обращенной речи, - понимание обращенной - понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков,, речи, понимание смысла простых инструкций, фотографий, других графических рисунков,, фотографий, узнавание знакомых знаков других графических рисунков,, фотографий. - умения строить простое знаков предложение: составление предложений по вопросу, картинке на заданную тему. 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для расширения соответствующих возрасту житейских задач - общение и взаимодействие в разных - использование предметов, видах детской деятельности жестов, взгляда - умение вступать в контакт, речеподражательных реакций поддерживать и завершать его, для выражения используя вербальные и невербальные индивидуальных потребностей средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова - узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошоизвестных предметов и действий - узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошоизвестных предметов и действий - узнавание и различение изображений cо словами, - узнавание и различение изображений cо словами, обозначающими понятия: игрушки, овощи, фрукты, животные, птицы, цветы, насекомые, ягоды, растения; обозначающими понятия: игрушки, овощи, фрукты, животные, птицы, цветы, насекомые, ягоды, растения обозначающими элементарные признаки действия, состояние; 5) Обучение чтению и письму - узнавание и различение образов -копирование с образца графем (букв) отдельных букв - чтение по слогам и целыми словами - умения узнавать - запись слов при побуквенном графические изображения диктовании буквы ; - развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму; овладевать чтением и письмом на доступном уровне; Планируемые личностные результаты - Социально-эмоциональное участие в - Социально- Социально-эмоциональное процессе общения и совместной эмоциональное участие в участие в процессе общения и деятельности процессе общения и совместной деятельности - Освоение досткпных социальных совместной деятельности - Освоение доступных ролей - Освоение досткпных социальных ролей - Развитие самостоятельности и социальных ролей ответственности за свои поступки - Развитие - Развитие навыков сотрудничества со самостоятельности и взрослыми и сверстниками ответственности за свои - Формирование мотивации к труду, поступки работа на результат - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками - Формирование мотивации к труду СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися ФАООП и СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обучения учитывается, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении предмета, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Учитываются следующие факторы и проявления: − особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося; − выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ; − в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.; − при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей осуществляются в качественных критериях по итогам практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Система оценки достижения предметных результатов ФАООП (вариант 2) исключает наличие шкалы балльного (отметочного) оценивания. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. На её основе составляется характеристика каждого обучающегося. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД) Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью Основой для разработки рабочей программы учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» класса ТМНР является -Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее программа формирования БУД,), которая конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП (вариант 2). В основе формирования БУД лежит деятельностный подход к обучению, который позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью. Основная цель реализации программы формирования БУД в ТМНР классе состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе. Задачами реализации программы в классе ТМНР являются: 1. Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание); выполнение инструкции учителя; использование по назначению учебных материалов; выполнять действия по образцу и по подражанию. 2. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени от начала до конца, с заданными качественными параметрами. 3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности. Мониторинг базовых учебных действий В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется система реально присутствующего опыта деятельности и его уровня. деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом; деятельность осуществляется по подражанию: деятельность осуществляется по образцу; деятельность осуществляется по последовательной инструкции; деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности; самостоятельная деятельность; умение исправить допущенные ошибки. Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности используются условные обозначения: действие (операция) сформировано – «ДА»; действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ» действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО» действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ». Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, позволяет судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальной программы обучения.. Содержание учебного предмета «Речи и альтернативная коммуникация» Тема Содержание Виды деятельности, формы работы раздела Достаточны Минимальный Ниже й минимально го Установление и поддержание Слушание Слушание Наблюдение Коммун объяснений объяснений учителя. за икация контакта с собеседниками: зрительного, эмоционального, учителя. Наблюдение за действиями тактильного на продолжительное Наблюдение действиями учителя. учителя. время с учетом эмоционального за Дидактическая игра. Дидактическа состояния собеседника действиями Слушают я игра. Реагирование на собственное имя учителя. инструкции, Слушают и имена одноклассников, Дидактическа выполняют действия инструкции, приветствие собеседников, я игра. по подражанию. выполняют привлечение к себе внимания, Слушают Работа с действия по выражение своих желаний, инструкции, предметнымикартин подражанию. обращение с просьбой о помощи. выполняют ками. Упражнения . Прощание с действия по на активное собеседникам подражанию. употребление слов, и звуком, Работа с предложений для жестом. предметными обращения ко картинками. взрослому, Упражнения сверстнику. на активное Прощание с употребление собеседниками слов, звуком, предложений словом, простым для предложением обращения ко взрослому, сверстнику. Задавание вопросов простым распростране нным предложение м. Прощание Развити е речи средств ами вербаль ной и неверба льной коммун икации Выражение мимикой/жестом/действием согласия/несогласия, удовольствия/ неудовольствия, приветствия/прощания. Обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием мимики/жестов/действий. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие/прощание, ответы на вопросы с предъявлением конкретных предметных символов. Выражение согласия/несогласия, удовольствия/неудовольствия, благодарности, своих желаний, приветствие/прощание, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие/ прощание, ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражениесогласия/несогласия,у довольствия/неудовольствия, благодарности, своих желаний, приветствие/прощание, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения: фотография, цветная картинка, чернобелая картинка, пиктограмма. Выражение согласия/несогласия, удовольствия/неудовольствия, благодарности, своих желаний, приветствие/прощание, обращение за помощью, ответы с собеседникам и звуком, словом, простым предложение м Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Чтение. Письмо. Дидактически е игры. Практические упражнения. Обращение за помощью, ответы на вопросы с использовани ем слова, короткого предложения. Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Дидактические игры. Практические упражнения. Упражнения на активное употребление жестов, сигнальных карточек для обращения ко взрослому, сверстнику. Наблюдение за действиями учителя. Обращение за помощью, с использовани ем звука, жеста. на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв. Понимание слов с различной слоговой структурой. Понимание слов, обозначающих предмет. Понимание обобщающих понятий: овощи, фрукты, деревья, животные, птицы, цветы, насекомые, ягоды, растения. Понимание слов, обозначающих различные действия предмета. Понимание слов, обозначающих признаки предмета. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов. Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении: в, на, под, из, из-за и др. Понимание простых распространенных предложений. Экспрес Употребление слов с различной сивная слоговой структурой. Употребление слов, речь обозначающих предмет. Употребление обобщающих понятий: овощи, фрукты, деревья, животные, птицы, цветы, насекомые, ягоды, растения. Употребление слов, обозначающих различные действия предмета. Употребление слов, обозначающих признаки предмета. Употребление слов, обозначающих признак действия, состояние. Употребление слов, указывающих на предмет, его признак. Употребление слов, обозначающих число, количество предметов. Употребление слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении: в, на, над, под, из, за, изза и др. Употребление простых Импрес сивная речь Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Чтение. Письмо. Игры. Работа с предметными картинками.П рактические упражнения. Работа со схемой предложения и сюжетными картинками. Составление предложений с помощью учителя. Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Чтение. Письмо. Игры. Работа с предметными картинками.П рактические упражнения. Рассматриван ие иллюстраций, обсуждение. Слушание рассказа учителя по последовател ьно продемонстри рованным действиям. Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Игры. Работа с предметнымикартин ками.Практические упражнения. Наблюдение за действиями учителя. Игры. Работа с предметными картинками. Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Игры. Работа с предметными картинками.Практич еские упражнения. Рассматривание иллюстраций,обсужд ение. Слушание рассказа учителя Составление рассказа по одной сюжетной картинке с помощью. Наблюдение за действиями учителя. Игры. Работа с предметными картинками.П рактические упражнения. Рассматриван ие иллюстраций, распространенных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа о себе по образцу. Чтение и письмо Начальные навыки чтения и письма Узнавание звука в слове, предложении. Узнавание графического изображения буквы в слове, предложении. Называние буквы. Выделение звука в начале, в конце слова. Соотнесение слов с предметами, картинками. Послоговое чтение и переход к чтению целыми словами. Чтение слов со стечением согласных. Чтение коротких текстов: 4-5 предложений. Выборочное чтение. Упражнение в чтении рукописного материала. Соотнесение изученных фонем и графем. Дифференциация сходных по начертанию. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Построение простого предложения: составление предложений по вопросу, картинке на заданную тему Выполняют задание, правильно и точно озвучить продемонстри рованные действия. Составление рассказа по последовател ьно продемонстри рованным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа о себе по образцу. Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Игры. Работа с предметными картинками. Практические задания. Узнавание звука в слове, предложении. Узнавание графического изображения буквы в слове, предложении. Называние буквы. Выделение звука в начале, в конце слова. Соотнесение слов с предметами, Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Игры. Работа с предметными картинками. Практические задания. Работа с трафаретами, штриховки,обводки. Узнавание графического изображения буквы в слове, нахождение такой же буквы. Соотнесение слов с предметами, картинками с помощью. Копирование печатных букв, коротких слов. Наблюдение за действиями учителя. Игры. Работа с предметными картинками. Практические задания. Работа с трафаретами, штриховки,об водки. картинками. Календарно-тематический план по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» Тема Кол-во Дата часов плану №п/п 1 Повторение. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. 1 2 «Чтение» изображений на картинках, упражнения с использованием картинок, изображающих продукты питания: «Слушай и показывай на картинке» Продуктовые магазины моего города. Упражнения с использованием картинок, изображающих природу: «Слушай и показывай на картинке» и ЦКИ им. в г. Реже. Приветствие собеседника звуком. Привлечение к себе внимания звуком. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель). Понимание слов, обозначающих предмет (одежда, обувь). Понимание обобщающих понятий (одежда, обувь). Упражнения с использованием картинок, изображающих продукты профессии людей (продавец, кассир): «Слушай и показывай на картинке» и т. п. Прослушивание стихотворения и показ картинки, изображающей действие, на выбор нужной картинки из двух-трех. Слушание рассказа Л.Н.Толстого «Как волки учат своих детей» Прощание с собеседником звуком. Приветствие (прощание) с использованием мимики. Понимание слов, обозначающих предмет (овощи, фрукты, продукты). Понимание обобщающих понятий (овощи, фрукты продукты). Выполнение движений в соответствии с прослушанным текстом стихотворения или короткого рассказа. Слушание рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка» 1 3 4 5 6 7 8 9 10 1 1 1 1 1 1 1 1 по Дата факту по Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм типа «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки» и др. Понимание слов, обозначающих предмет (бытовые приборы, транспорт). Понимание обобщающих понятий (бытовые приборы, транспорт). 1 13 Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на развитие произвольных движений артикуляционных органов по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные). 1 17 Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком. Просьба о помощи в открывании бутылки (пакета). 1 18 Понимание слов, обозначающих предмет (животные, птицы). Понимание обобщающих понятий (животные, птицы). 1 19 Упражнения на развитие произвольных движений пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений). 1 20 Пальчиковая гимнастика. Отработка навыка владения учащимся приемами самомассажа рук с использованием специальных массажеров и закрепление этих навыков. 1 21 Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком. Просьба о помощи в одевании одежды. 1 22 Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять). Использование и узнавание пикограмм, изображающих действия. 1 23 Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, шариковыми ручками. 1 24 Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (снеговика, неваляшки, пирамидки из трех шаров). 1 25 Повторение. Обводка и штриховка карандашами, шариковыми ручками. 1 26 Рисование (совместно с учителем и по образцу) узоров в круге, овале. Анализ образца перед его воспроизведением. 1 11 12 1 27 Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Выбор предметов по форме, цвету. 1 28 Создание ситуаций, в которых учащийся знакомятся с приемами стирания рисунка, сделанного простым карандашом. Пиктограмма «ластик», «карандаш», «тетрадь», «ручка». 1 29 Понимание слов, обозначающих признак действия (громко, тихо, быстро, медленно). Выбор пиктограммы. Выполнение действия. 1 30 «Письмо» по трафарету букв Л, О, У. 1 31 «Письмо» по трафарету букв Э, Ы, М. 1 32 Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Раскладывание карточек со словами на соответствующие картинки или прикрепление их к реальным предметам: к доске, окну и т. п. 1 33 Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами среди картинок. 1 34 «Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам, на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение. 1 35 Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). 1 36 Чтение слов под пиктограммами и накладывание (подкладывание) букв А, О, У к таким же буквам в словах. 1 37 Слушание аудиокниг. Слушание стихотворений В.А. Жуковского «Птичка», «Котик и козлик» 1 38 Слушание книг. Слушание стихотворений В.А. Жуковского «Птичка», «Котик и козлик» 1 39 Повторение. Использование жеста для выражения своих желаний 1 40 Повторение. состояния. 1 41 Повторение. Слушание стихотворений для детей Понимание слов, обозначающих 1 42 Письмо по точкам букв Э, Ы, М. 1 43 Понимание слов, обозначающих признак действия (громко, тихо, быстро, медленно). Выбор пиктограммы. Выполнение действия. 1 44 Создание образовательных ситуаций для закрепления умения учащихся слушать сказки, стихи, короткие рассказы и называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений. Слушание стихотворений В.А. Жуковского «Спящая царевна» 1 45 Письмо по точкам букв Л.О,У. 1 46 Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Выбор пиктограммы с количеством предметов в пределах 5. 1 47 Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на развитие произвольных движений головы, артикуляционных органов по образцу и по словесной инструкции (последовательные движения и серии движений). 1 48 Упражнения на развитие произвольных движений головы, артикуляционных органов, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции (последовательные движения и серии движений). 1 49 Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа. Использование картинки (желание сходить в туалет). 1 50 Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Выбор предметов в количестве 1-5. 1 51 Применение навыков учащимся приемами самомассажа рук с использованием специальных массажеров и закрепление этих навыков. Пальчиковая гимнастика. 1 52 Применение навыков владения учащимся приемами самомассажа рук с использованием импровизированных массажеров и закрепление этих навыков. Пальчиковая гимнастика. 1 53 Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). 1 Ориентация на столе, листе бумаги. Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа. Использование пиктограмм (желание попить, поесть). «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Создание игровых ситуаций на узнавание продуктов питания по их изображению и по упаковке, по описанию учителя. 1 56 Упражнения на нахождение картинок (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, составленная из четырех частей) с изображением продуктом питания. 1 57 Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа. Использование картинки (желание попить, поесть). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Ориентация в помещении. 1 59 Упражнения на нахождение картинок (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, составленная из четырех частей) с изображением труда людей (продавец, кассир). 1 60 Совместное с учащимся рассматривание сюжетнобытовых картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстраций к рассказам, изображений продуктов питания. 1 61 Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа. Использование пиктограмм (просьба дать планшет, включить телевизор). 1 62 Использование графического (электронного устройства) для предметов (посуда, мебель). изображения обозначения 1 63 Совместное с учащимся рассматривание сюжетнобытовых картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстраций к изображений бытовых технических приборов и предметов быта. 1 64 Совместное с учащемуся рассматривание сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстраций к природы в разное время года. 1 65 Использование (электронного 1 54 55 58 графического устройства) для изображения обозначения 1 1 предметов (одежда, обувь). 66 «Чтение» журналов: просмотр, знакомство с «иллюстрациями», «названиями статей» и «текстом». Показ и чтение учащемуся статей из журналов для детей и других журналов. 1 67 Инсценировка ситуаций «чтение журналов», в ходе которых учащийся учатся перелистывать страницы, рассматривать иллюстрации, используя невербальные средства общения. 1 68 Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа. Использование коммуникационной доски (просьба дать планшет, включить телевизор). Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (овощи, фрукты, продукты). 1 70 Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами среди картинок и цифр. 1 71 Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами среди картинок и цифр. 1 72 Использование графического изображения для обозначения действия (пить, есть, сидеть). 1 73 Знакомство с карточками, на которых напечатаны слова, состоящие из знакомых учащимся букв: МАМА, ПАПА, БАБА, ШАР, ЗАЯЦ, КНИГА. 1 74 «Рисуночное письмо». Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, шариковыми ручками. 1 75 Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). 1 76 Ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Ответы «Да» и «Нет» с использованием пиктограмм. 1 77 Наклеивание контурных изображений букв и цифрам лист бумаги, на два листа — цифры и буквы. 1 69 1 78 «Письменные упражнения». Рисование горизонтальных, вертикальных, ломаных линий по двум и нескольким опорным точкам. 1 79 Повторение. Пространственная ориентация на столе, в помещении 1 80 Повторение. Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами среди картинок и цифр. 1 81 Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия (громко, тихо, быстро, медленно). 1 82 Рисование горизонтальных, вертикальных, ломаных линий по двум и нескольким опорным точкам. 1 83 «Письмо» линий в тетради в клетку и в линейку под ритмичные удары музыкальных инструментов: длинная линия и короткая линия, одинаковые линии. 1 84 Использование графического изображения для обозначения состояния (хорошо, плохо, весело, грустно). 1 85 «Письмо» линий в тетради в клетку и в линейку под ритмичные хлопки учителя: длинная линия и короткая линия, одинаковые линии. 1 86 «Письмо» стрелок по точкам и пунктирным линиям. 1 87 Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). 1 88 Ответы на вопросы с использованием картинок. 1 89 «Письмо» букв А, О, У, И по трафарету в тетради. 1 90 «Письмо» букв А, О, У, И по трафарету в тетради 1 91 Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком. 1 92 Использование напечатанного слова, указывающего на предмет, его признак (это, этот, тот). 1 93 «Письмо» букв Э, Ы, М, Н по трафарету в тетради. 1 94 «Письмо» букв Э, Ы, М, Н по трафарету в тетради 1 95 Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения на соотнесение знакомых слов с предметами, картинками, пиктограммами. 1 96 Упражнения на соотнесение знакомых слов с предметами, картинками, пиктограммами. 1 97 Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения Л.Толстой «Филиппок» (выбор картинки, подходящей к тексту). 1 98 Обучение учащегося узнавать буквы в изученных словах (мама, папа, баба, стул, стол, дом). 1 99 «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Упражнения, в которых учащийся должны выбрать информационные, предупреждающие и запрещающие знаки: «Аптека», «Школа», «Больница», «Дети». 1 100 Упражнения, в которых учащийся должны выбрать информационные, предупреждающие и запрещающие знаки: «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено». «Чтение» сигналов трехи двухсекционного светофора. 1 101 Установление коммуникационного контакта с собеседником. 1 102 Повторение. Слушание книг. 1 Итого Учебно-методический комплекс Для учителя: 102 ч 34 недели 1. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. 2. Комарова С.В. Речевая практика. 1класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 3. Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык.2класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Для обучающегося: Лента букв; картинки с последовательностью выполнения действий: картинки с выражением согласия\несогласия в виде изображения, в печатном виде; тест имени родственников; альбом; цветные карандаши.