Рабочая программа Математическое представление для ТМНР 2 ступень класса на 2024-2025 учебный год. Учитель Лушникова И.В.

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету "Математичекие представления" адресована
обучающимся 6 класса ТМНР с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2.
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2.
Общая характеристика учебного предмета «Математические представления»
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений
формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженнымнарушением интеллекта не
могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально
организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети
непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным
приемом в обучении.
Знания, умения, навыки приобретаемые обучающимся в ходе освоения программного
материала по математике, необходимы им для ориентировки в окружающей
действительности, во временных, количественных, постранственных отношениях,
решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные
соответствия могут использоваться при раздаче материала одноклассникам, количества
предметов. Закрепляют сведения о дате рождения, календарных датах.
Цель - формирование элементарных математических представлений и умений и
применение их в повседневной жизни.
Основные задачи уроков:
1.Формирование элементарных математических представлений о форме, величине,
количественных,
пространственных, временных представлениях.
2.Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом
числа в доступных ребёнку пределах, счёт, решение простых арифметических задач с
опорой на наглядность.
3.Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математические представления» входит в Образовательную область:
математика и является обязательным. На изучение учебного предмета отведено 68 часов,
2 часа в неделю, 34 учебные недели. Обучающимся, для которых содержание предмета
недоступно, программа по математике не включается в СИПР, предмет не вносится в
ИУП.

По результатам школьного консилиума проведена условная дифференциация
обучающихся на микрогруппы
Микрогруппа 1 (Сподырякин Е.)
Геометрические фигуры различает (круг, треугольник). Требуется постоянная
организующая, направляющая помощь педагога. Ошибок своих не видят, самостоятельно
не исправляет. Цифры повторяет, счёт до 20 , число с количеством предметов не
соотносит.
Микрогруппа 2 (Берсенёв Д.)
Показывает геометрические фигуры с помощью. Нуждается в постоянной помощи
педагога. Ошибок своих не видит, самостоятельно не исправляет.
Микрогруппа 3 (Самочёрнов М.)
Работу выполняет только рука в руке. Когда устает, при этом выражая негативизм,
выражает свой протест вокализациями. Нуждается в присмотре, постоянной помощи
педагога

Планируемые результаты
Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам представляют собой описание возможных результатов образования
данной категории обучающихся
Планируемые предметныые результаты
Достаточный уровень
Минимальный
Ниже минимального
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные
представления
* Умение различать и сравнивать предметы
* Умение различать и сравнивать предметы по
Обьединять предметы по форме, цвету.
по форме, величине, цвету,
форме, величине, цвету.
Сотавлять предметы из нескольких частей.
удаленности.
* Умение ориентироваться в схеме тела.
* Умение ориентироваться в схеме тела, в
*Умение знать и называть геометрический
пространстве, на плоскости.
материал: построить квадрат.
*Умение знать и называть геометрический
материал: построить квадрат, треугольник.

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых
арифметических задач с опорой на наглядность.
*Умение соотносить число с
*Умение пересчитывать предметы.
*Умение выкладывать числовой ряд в
соответствующим количеством
правильной последовательности.
предметов, обозначать его цифрой.
* Умение пересчитывать предметы в
доступных пределах.

3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
* Умение распознавать цифры, обозначающие
номер дома, квартиры,
автобуса, телефона и др.
* Умение различать части суток, называть
дни недели.

* Социально-эмоциональное участие в
процессе общения и совместной деятельности
*Развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками
* Формирование мотивации к труду, работа на
результат.

* Умение распознавать цифры, обозначающие
номер дома, квартиры,
и др.
Умение различать части суток

Планируемые личностные результаты
* Развитие самостоятельности.
*Развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками.
*Формирование мотивации к труду

Умение узнавать части суток, времена года на
картинках

*Социально-эмоциональное участие в процессе
общения и совместной деятельности
* Освоение доступных социальных ролей

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения
обучающимися ФАООП и СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и
умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их
применяет. При оценке результативности обучения учитывается, что у обучающихся
могут быть вполне закономерные затруднения в освоении предмета, но это не должно
рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Учитываются следующие факторы и проявления:
− особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого
обучающегося;
− выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом
психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных,
речевых, предметных действий, графических работ;
− в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна
оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и
жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и
др.;
− при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности
ребенка.
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей осуществляются
в качественных критериях по итогам практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Система оценки достижения предметных результатов ФАООП (вариант 2) исключает
наличие шкалы балльного (отметочного) оценивания. Промежуточная (годовая)
аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных
компетенций ребёнка по итогам учебного года. На её основе составляется характеристика
каждого обучающегося.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД)
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью
Основой для разработки рабочей программы учебного предмета «Математические
представления» класса ТМНР является -Программа формирования базовых учебных
действий обучающихся с умственной отсталостью (далее программа формирования БУД,),
которая конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам
освоения ФАООП (вариант 2). В основе формирования БУД лежит деятельностный
подход к обучению, который позволяет реализовывать коррекционно-развивающий
потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации программы формирования БУД в классе ТМНР состоит в
формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности,
которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в
обществе.

Задачами реализации программы в классе ТМНР являются:
1. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание);
выполнение инструкции учителя;
использование по назначению учебных материалов;
выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия.
учебных действий
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает
индивидуальные достижения обучающихся и позволит
делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия используется система реально
присутствующего опыта деятельности и его уровня.
деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
деятельность осуществляется по подражанию:
деятельность осуществляется по образцу;
деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету
деятельности;
самостоятельная деятельность;
умение исправить допущенные ошибки.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри
целостной деятельности используются условные обозначения:
действие (операция) сформировано – «ДА»;
действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»
действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»
действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ».
Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности,
позволяет судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т. е.
критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют
оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальной
программы обучения.

Содержание учебного предмета «Математические представления»
Тема раздела

Содержание

Количественные
представления

Нахождение одинаковых предметов.
Разъединение множеств.Объединение в единое
множество. Пересчет предметов по единице.
Узнавание цифр. Счет до 10.

Представления о
форме

Геометрический материал: квадрат, треугольник,
прямоугольник.
Практические упражнения: на соотнесение
плоскостных и объемных форм.
Конструирование постройки из элементов
строительного набора по образцу. Сборка
геометрической фигуры из 2-х, 3-х, 4-х частей.

Представления о

Понятия «большой» - «маленький». Понятия

Виды деятельности, формы работы
Достаточный
Минимальный
Ниже минимального
Узнавание цифр.
Узнавание цифр.
Наблюдение за
Соотнесение количества Написание цифры.
действиями учителя.
предметов с числом.
Узнавание цифр
Дидактическая игра.
Обозначение числа
1,2,3,4.
Работа с наглядностью
цифрой. Написание
правильном и
(картинки,
цифры от 1 до 5. Счет в
перевернутом виде.
иллюстрации, счетный
прямой .
Дорисовывание и
материал и др.).
рисование цифр от 1 до3 Раскладывание цифр в
по трафарету, опорным
правильном порядке в
точкам.
пределах 2.
Дорисовывание цифр по
опорным точкам.
Узнавание (различение) Различать и сравнивать
Нахождение
и построение
предметы по форме,
одинакофых фигур по
геометрических
величине, удаленности.
цвету, размеру.
фигур: треугольник,
Складывание
Наблюдение за
квадрат, круг.
предметных и
действиями учителя.
Соотнесение формы
сюжетных разрезных
Дидактическая игра.
предметов с
Картинок .Штриховка
Работа с наглядностью
геометрическими
геометрических фигур.
(картинки,
телами. Упражнения по
Обведение
иллюстрации)
конструированию.
геометрических фигур.
Дорисовывание,
Складывание
геометрических фигур
предметных и
штриховка,
сюжетных разрезных
раскрашивание
картинок.
Конструктивная
использованием
счётных палочек и
плоских фигур.
Сравнение двух

Наблюдение за

Наблюдение за

величине

«широкий – узкий», «шире – уже». Понятия
«толстый – тонкий», толще – тоньше».
Сравнение предметов по длине, ширине, высоте.
Узнавание весов, сравнение предметов по весу.

предметов по величине,
длине, ширине, высоте.
Узнавание линейки
(шкалы делений), её
назначение.
.Дидактические игры.
Пратические работы по
измерению длины.
Сравнение предметов по
высоте, длине, ширине.

Пространственные
представления

Перемещение в пространстве различных
помещений школы. Движение в заданном
направлении в пространстве (вперед, назад).
Ориентация на листе бумаги (центр, верх, низ,
правая, левая сторона). Ориентация в
пространственном расположении частей тела на
себе (другом человеке)

Определение
месторасположения
предметов в
пространстве:
сверху (вверху),
снизу (внизу), впереди,
сзади, справа, слева, на,
в, внутри, перед, за, над,
под, напротив, между, в
середине, в центре.
ориентировка в схеме
собственного тела.
Узнавание
дней недели.
Знание порядка
следования сезонов в
году.
Временные понятия:
неделя.

Временные
представления

Чести суток, дни недели, порядок следования
сезонов в году. Сравнение людей по возрасту.

действиями учителя.
Дидактическая игра.
Работа с предметными
картинками.
Практические
упражнения. Сравнение
предметов. Выделение и
объединение предметов.
Определение величины
«большой-маленький,
длинный-короткий,
легкий-тяжелый».
Различение предметов
по длине.
Ориентация на
плоскости: вверху
(верх), внизу (низ),
в середине (центре).
Ориентация в
пространстве.
Ориентировка в схеме
собственного тела.
Сравнение предметов.

действиями учителя.
Дидактическая игра.
Работа с предметными
картинками. Выделение
объединение,
сортировка предметов в
группы, с помощью
учителя.

Временные понятия:
утро, день, вечер, ночь.
Различение времён года
по картинкам.
Игры на
последовательное
распределение
предметов, картинок.

Наблюдение за
действиями учителя
Дидактическая игра
Работа с предметными
картинками. Узнавание
времен года на
картинке.

Наблюдение за
действиями учителя.
Дидактическая игра.
Работа с предметными
картинками. Игры на
передвижение игрушек
по плоскости.
Передвижение в
пределах класса.
Ориентация в
пространстве.

Календарно-тематическое планирование
№п/
п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Тема
1 четверть
Поторение. Всё обо мне.
Много , немного, несколько, один, ни одного.
Брус.
Прямоугольник.
Каждый ,все.
Столько же, сколько.
Между, посередине.
Куб, брус.
Квадрат, прямоугольник.
Круг, овал.
Количественные понятия ( повторение)
Число и цифра 1.
Круг.
В центре, посередине.
Повторение.
Повторение.
2 четверть
Точка.
Число и цифра 2.
Пара.
Сложение.
Овал.
Вычитание.
Сложение и вычитание.
Число и цифра 3.
Сложение с получением суммы 3. Вычитание из
3.
Число и цифра 4.
Состав числа 4.

Количес
тво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата по
плану

Дата по
факту

28
29
30
31
32
33
34
35

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

Сложение с получением суммы 4. Вычитание из
4.
Число и цифра 5.
Состав числа 5.
Повторение.
Повторение.
3 четверть
Сложение с получением суммы 5.
Вычитание из 5.
Пространственные понятия : направо –
налево.Пространственные понятия; слева –
справо.
Повторение числа и цифр от 1 до 5.
Пространственные понятия: за, перед, напротив.
Утро, день, вечер, ночь.
Столько же, сколько, одинаковое количество.
Число и цифра 6.
Пространственные понятия: между, посередине,
справо, слева.
Состав числа 6.

1

Поровну, непоровну, больше, меньше.

1
1
1
1

Сложение с получением суммы 6.

Вычитание из 6.
Пространственные понятия: на, в, внутри, за,
перед, над, под, между.
Число и цифра 7.
Состав числа 7.

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Вычитание из 7.
Большой – маленький.
Повторение.

1
1
1
1
1
1

4 четверть
Повторение числа и цифр от 1до 7.
Куб, шар.

1
1

Сложение с получением суммы 7.

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Число и цифра 8.
Состав числа 8.
Сложение с получением суммы 8.

Вычитание из 8.
Длинный – короткий, широкий – узкий.
Число и цифра 9.
Состав числа 9.
Сложение с получением суммы 9.

Вычитание из 9.
Число и цифра 10.
Состав числа 10.
. Сложение с получением суммы 10.
Вычитание из 10.
Повторение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».