Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И. Шляпникова Приказ №___от «__» ______2024г Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительная деятельность) для обучающихся ТМНР 1 ступень класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 Составитель: Ласкова А.О. учитель 1 квалификационной категории Реж – 2024 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительная деятельность)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ). ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Рисование (изобразительная деятельность)» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительная деятельность)» в классе ТМНР 1 ступень 2 вариант рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная образовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство». Цель обучения - формирование элементарных представлений об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке. Задачи обучения: воспитание интереса к изобразительному искусству; раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах; расширение художественно-эстетического кругозора; 2 развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них; формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка; обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках; обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке); обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности; формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению; развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции; воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»). Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительная деятельность») в ТМНР 1 ступень 2 вариант классе определяет следующие задачи: обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование в нетрадиционных техниках. обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке). формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению воспитание интереса к рисованию (изобразительному искусству). 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Преподавание учебного предмета «Рисование (изобразительная деятельность») в ТМНР 1 ступень 2 вариант классе пропедевтическую и коррекционную работу, направленную на формирование познавательной деятельности и навыков работы с художественными материалами. В ходе выполнения практических видов деятельности обучающиеся получают первоначальные представления о правилах поведения и работы на уроках рисования, правилах организации рабочего места, материалах и инструментах, используемых в процессе рисования, и правила их хранения. В процессе обучения у обучающихся совершенствуются мелкие, дифференцированные движения пальцев и кисти рук, зрительнодвигательная координация, выработка изобразительных умений. Уточняются знания о геометрических формах, цветах, включаются новые для обучающегося термины, что способствует расширению словарного запаса, обогащению знаний об окружающем мире. Содержание программы представлено видами работ с различными материалами: красками, пластилином, бумагой и картоном. Изучение учебного предмета способствует эстетическому воспитанию обучающихся. № Название раздела, темы п/п Количество Контрольные часов работы 1. Лепка 34 - 2. Аппликация 34 - 3. Рисование 34 - 102 - Итого: 4 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: будет возможность научиться - Овладеть начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; - Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - Сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. - Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. - Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, проявлять собственные чувства; осознавать, что может, а что ему пока не удается. - Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки. - Определять свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); определяет состояние своего здоровья. Предметные: будет возможность(научиться) иметь Рисование: - Соблюдать последовательность действий при работе с красками; - Представления об основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый); - Рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; - Рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы; - Рисовать по контурным линиям; по опорным точкам; - Рисовать основные элементы, изображения простой формы на листе бумаги; - Закрашивать внутри контура (слева на право, сверху вниз). Лепка: - Разминать материал (пластилин, тесто, глина); - Отрывать (откручивание, отщипывание) кусочка материала от целого куска; - Катать шарики разными приемами (между ладонями, ладонью о рабочую поверхность); - Прищипывать; - Складывать колбаски в форму улитки; Аппликация: - Сминать бумаги; - Отрывать мелкие части бумаги; 5 - складывать бумагу; - выполнять рваную аппликацию; - намазывать рабочую поверхность клеем; - вырезать по контуру; - разрезать лист бумаги; - выполнять надрез; - собирать изображения объекта из нескольких деталей; - составлять композиции из 2-3 объектов. 6 Контроль и оценка достижения планируемых результатов предмета «Изобразительная деятельность» Предметные результаты 1 полугодие На конец года соблюдает последовательность действий при работе с красками имеет представления об основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый); научился рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; научился рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы; рисует по контурным линиям рисует по опорным точкам самостоятельно рисует основные элементы изображений простой формы на листе бумаги закрашивает внутри контура (слева на право, сверху вниз) разминает пластилин отрывает кусочки пластилина от целого куска откручивает кусочки пластилина от целого куска отщипывает кусочки пластилина от целого куска катает шарик разными приемами (между ладонями, ладонью о рабочую поверхность) прищипывает складывает колбаски в форму улитки сплющивает сминает бумагу отрывает мелкие части бумаги складывает бумагу выполняет из рваной бумаги аппликации; намазывает рабочую поверхность клеем вырезает по контуру разрезает лист бумаги выполняет надрез собирает изображения объекта из нескольких деталей составляет композиции из 2-3 объектов 7 Условные обозначения Уровни освоения (выполнения) действий / операций 1. Пассивное участие / соучастие: - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним) - 1. Активное участие. Действие выполняется ребенком: - со значительной помощью взрослого зп - с частичной помощью взрослого чп - по последовательной инструкции (изображения или вербально) и - по подражанию или образцу о - самостоятельно с ошибками сш - самостоятельно с Сформированность представлений 1. Представления отсутствуют - 1. Не выявить наличие представлений ? 2. Представления на уровне: - использования по прямой подсказке пп - использования с косвенной подсказкой (изображение) п - самостоятельного использования + 8 Дата № IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КолТема предмета во Программное содержание часов Работа с пластилином – 34 часа 1. Знакомство 1 Знакомство с художественными материалами – карандаши, бумага, ластик, точилка для карандашей, пластилин 2. Как приготовить рабочее место 1 Организация рабочего места. 3. Знакомство с лепкой 1 4. «Месим тесто» 1 Знакомство с пластичными материалами и приемами работы с пластилином. Изучение материалов для лепки. Подготовка рабочего места для занятий лепкой. Изучение техники безопасности при работе с пластилином Разминание материала (пластилин): - в ладонях; - на индивидуальной доске для пластилина 5. «Месим тесто» 1 Разминание материала (пластилин): - в ладонях; - на индивидуальной доске для пластилина 6. «Колбаски» 1 7. «Колбаски» 1 8. Лепка «Осенние листья» 1 Раскатывание колбасок из пластилина по заданным параметрам (толстые/тонкие, длинные/короткие): - в ладонях; - на индивидуальной доске для пластилина Раскатывание колбасок из пластилина по заданным параметрам (толстые/тонкие, длинные/короткие): - в ладонях; - на индивидуальной доске для пластилина Отщипывание маленького кусочка от целого куска, с последующим прижиманием пальцем к поверхности картона 9. Лепка «Грибная поляна» 1 Отщипывание маленького кусочка от целого куска, с последующим прижиманием пальцем к поверхности картона 10. Ленка «Пластилиновые заплатки» 1 Отщипывание маленького кусочка от целого куска, с последующим прижиманием пальцем к поверхности картона 11. Лепка «Бусы» 1 Скатывание шариков по заданным параметрам (однотонных, цветных, больших и маленьких), с последующим соединением друг с другом 12. Лепка гусеницы 1 Скатывание шариков заданных параметров, с последующим соединением друг с другом 13. Лепка «Пластилиновые колечки» 1 14. Лепка овощей и фруктов 1 Раскатывание колбасок из пластилина по заданным параметрам (толстые/тонкие, длинные/короткие): - в ладонях; - на индивидуальной доске для пластилина Отработка умений работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь 15. Лепка овощей и фруктов 1 Отработка умений работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь 16. Лепка овощей и фруктов 1 Отработка умений работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь 17. Лепка овощей и фруктов 1 Отработка умений работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь 18. Лепка плетенки, крендели, батон, булочки, крендельки, пряники, печенье, бублики, баранки. Пластилинографика «Лесные дорожки» 1 Отработка умений работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь 1 Размазывание пластилина внутри контура, раскатывание колбасок с последующим накладыванием на контур 20. Пластилинографика «Солнце» 1 Размазывание пластилина внутри контура, раскатывание колбасок с последующим накладыванием на контур 21. Размазывание пластилина внутри контура «Помидор» 1 Размазывание пластилина внутри контура, раскатывание колбасок с последующим накладыванием на контур 19. 10 22. Буква «А» из жгутиков 1 Размазывание пластилина внутри контура, раскатывание колбасок с последующим накладыванием на контур 23. Лепка «Улитка» 1 Размазывание пластилина внутри контура, раскатывание колбасок с последующим накладыванием на контур 24. Лепка «Пряники» 1 Размазывание пластилина внутри контура, раскатывание колбасок с последующим накладыванием на контур 25. Лепка «Палочки (Конфетки)» 1 Размазывание пластилина внутри контура, раскатывание колбасок с последующим накладыванием на контур 26. Лепка «Большие и маленькие рыбки» 1 Отработка умений работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь 27. Лепка «Большие и маленькие птицы на кормушке» 1 Отработка умений работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь 28. Лепка «Воздушные шары большие и маленькие, разной формы». 1 Отработка умений работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь 29. Лепка «Букет цветов» 1 Отработка умений работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь 30. Лепка «Ветки вербы» 1 Отработка умений работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь 31. Лепка рисование пластилином «Пчёлы» 1 Отработка умений работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь 32. Лепка способом размазывания открытки ко дню Победы. 1 Размазывание пластилина внутри контура, раскатывание колбасок с последующим накладыванием на контур 11 33. Лепка по замыслу 1 Отработка умений работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь 34. Лепка по замыслу 1 Отработка умений работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь Работа с бумагой – 34 часа 1. Знакомство с аппликацией. 1 Знакомство с бумагой. Изучение свойств бумаги. Изучение техники аппликация 2. Виды бумаги «Из чего можно делать аппликации?» 1 Узнавание (различение) разных видов бумаги 3. Приёмы сминания бумаги «Шарики» 1 Сминание бумаги разных видов до состояния «шарика» 4. Приёмы обрывания бумаги «Осенние листья» 1 Знакомство с аппликацией в технике «рваной» бумаги 5. Аппликация «Дерево» 1 Знакомство с аппликацией в технике «рваной» бумаги 6. Аппликация из осенних листьев. 1 Знакомство с аппликацией в технике «рваной» бумаги 7. Аппликация. Игра с бумагой «Коллаж осенний» 1 Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации 8. Украшение новогодней елки разноцветными флажками. Аппликация и рисунок 1 Знакомство с понятиями – Новый год, елка, флажки, украшение. Передача ощущения праздника художественными средствами. Украшение елки нарисованными флажками (готовая форма) 12 9. Украшение новогодней елки разноцветными флажками. Аппликация и рисунок 1 Знакомство с понятиями – Новый год, елка, флажки, украшение. Передача ощущения праздника художественными средствами. Украшение елки нарисованными флажками (готовая форма) 10. Зима. Аппликация «Снеговик» 1 Выполнение аппликации «Снеговик». Украшение снеговика 11. Снежинки 1 Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации 12. Аппликация «Весёлая гирлянда» 1 Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации 13. Аппликация «Гусеница» 1 Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации 14. Аппликация «Гусеница» 1 Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации 15. Аппликация «Кораблик» 1 Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации 16. Аппликация «Кораблик» 1 Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации 17. Аппликация «Домик» 1 Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации 18. Аппликация «Домик» 1 Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации 13 19. «Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок 1 Изучение формы. Форма и создание композиции внутри заданной формы. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знания простых форм. Работа с шаблоном. Творческие умения и навыки работы фломастерами и цветными карандашами Изучение формы. Форма и создание композиции внутри заданной формы. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знания простых форм. Работа с шаблоном. Творческие умения и навыки работы фломастерами и цветными карандашами Изучение частей многоэтажного дома (дом, стены, окна, дверь, крыша, этажи) Различие зданий. Знакомство с ножницами. Устройство ножниц. Техника безопасности при работе с ножницами. Приемы резания ножницами по прямым линиям. Выполнение аппликации Изучение частей многоэтажного дома (дом, стены, окна, дверь, крыша, этажи) Различие зданий. Знакомство с ножницами. Устройство ножниц. Техника безопасности при работе с ножницами. Приемы резания ножницами по прямым линиям. Выполнение аппликации Знакомство с узором, орнаментом, ритмичностью формы, украшением. Правильное расположение узора в полосе 20. «Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок 1 21. Аппликация «Дом в городе» 1 22. Аппликация «Дом в городе» 1 23. Аппликация «Коврик для куклы» 1 24. Аппликация «Коврик для куклы» 1 Знакомство с узором, орнаментом, ритмичностью формы, украшением. Правильное расположение узора в полосе 25. Аппликация из ватных дисков «Цветок ромашка» 1 Знакомство с узором, орнаментом, ритмичностью формы, украшением. Правильное расположение узора в полосе 14 26. Аппликация из пуговиц «Машина» 1 Знакомство с узором, орнаментом, ритмичностью формы, украшением. Правильное расположение узора в полосе 27. Аппликация из фантиков и фольги «Одеяло для куклы» 1 Знакомство с узором, орнаментом, ритмичностью формы, украшением. Правильное расположение узора в полосе 28. Аппликация из геометрических фигур (спутник земли, ракета). Начало работы Аппликация из геометрических фигур (спутник земли, ракета). Окончание работы «Знакомятся с Оригами» 1 Знакомство с узором, орнаментом, ритмичностью формы, украшением. Правильное расположение узора в полосе 1 Знакомство с узором, орнаментом, ритмичностью формы, украшением. Правильное расположение узора в полосе 1 Сгибание листа бумаги разных видов пополам (вчетверо, по диагонали) 31. «Знакомятся с Оригами» 1 Сгибание листа бумаги разных видов пополам (вчетверо, по диагонали) 32. «Знакомятся с Оригами» 1 Сгибание листа бумаги разных видов пополам (вчетверо, по диагонали) 33. Аппликация «Пасхальная радость» 1 Знакомство с узором, орнаментом, ритмичностью формы, украшением. Правильное расположение узора в полосе 34. Аппликация «Узор на круге» 1 Знакомство с узором, орнаментом, ритмичностью формы, украшением. Правильное расположение узора в полосе 29. 30. 1. Как приготовить рабочее место. Чем рисуют? На чем рисуют? Рисование – 34 часа 1 Знакомство с художественными материалами – карандаши, бумага, ластик, точилка для карандашей. Организация рабочего места. Отработка навыка правильного захвата карандаша. Изучение последовательного открывания альбома 15 2. Упражнения на развитие моторики рук 1 Формирование правильного удержания карандаша, умения и навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (замедление, ускорение) 3. Упражнения на развитие моторики рук 1 Формирование правильного удержания карандаша, умений и навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (замедление, ускорение) 4. Простые формы предметов. Рисование 1 Знакомство с понятиями «форма», «простая форма». Соотношение геометрических форм – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с предметами окружающей действительности. Разбор формы предмета. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами 5. Сложные формы предметов. Рисование 1 6. Сложные формы предметов. Рисование 1 Знакомство с понятием «сложная форма». Изучение разных форм у игрушек. Изучение разных форм у посуды. Рисование зайца из овалов. Рисование чашки прямоугольной формы. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами 7. Игровые графические упражнения. Линии. Точки 1 Знакомство с разными линиями – прямые, волнистые, ломаные. Отработка умения проводить различные линии. Дорисовывание картинок разными линиями. 16 Игровые графические упражнения. Линии. Точки Изображение деревьев 1 Дорисовывание человечкам волос разной длины. Дорисовывание забора. Дорисовывание волн на море 1 Различие деревьев по временам года. Изучение строения дерева – ствол, ветки, листья, иголки, корни 10. Изображение деревьев 1 Различие деревьев по временам года. Изучение строения дерева – ствол, ветки, листья, иголки, корни 11. Пирамидка, рыбка. Рисование 1 Правильное расположение картинки на листе бумаги. Работа с шаблоном. Дорисовывание картинок. Раскрашивание картинок 12. Пирамидка, рыбка. Рисование 1 Правильное расположение картинки на листе бумаги. Работа с шаблоном. Дорисовывание картинок. Раскрашивание картинок 13. Сказка «Колобок». Рисование 1 14. Сказка «Колобок». Рисование 1 Рассматривание иллюстрации сказки «Колобок». Анализ форм предметов. Развитие наблюдательности. Усвоение понятий «слева» и «справа» 15. Рисование песком «Снежинка» 1 Знакомство с песком разными линиями – прямые, волнистые, ломаные. Отработка умения проводить различные линии. 16. Рисование кинетическим песком Рисование пальчиками: папа, мама, я. 1 Знакомство с кинетическим песком, отличие от классического песка. 1 Знакомство с песком разными линиями – прямые, волнистые, ломаные. Отработка умения проводить различные линии. 8. 9. 17. 17 18. Рисование. Дорисовывание симметричной половины (мяч, ёлка, дом) 1 19. Рисование по сырому «Снегирь». Начало работы. 1 20. Рисование по сырому «Снегирь». Окончание работы. 1 21. Весна. Почки на деревьях. Рисование 1 22. Весна. Почки на деревьях. Рисование 1 23. Рисование картины по опорным точкам «Кораблик» 1 Рассматривание рисунков. Отбор объектов изображения. Формирование пространственных представлений у детей. Расположение объектов на листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. Расстановка предметов в рисунке. Понятие вертикальной плоскости (небо или стена). Развитие пространственных представлений. Понятия «над», «под», «посередине», «в центре» Рассматривание рисунков. Отбор объектов изображения. Формирование пространственных представлений у детей. Расположение объектов на листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. Расстановка предметов в рисунке. Понятие вертикальной плоскости (небо или стена). Развитие пространственных представлений. Понятия «над», «под», «посередине», «в центре» Рассматривание рисунков. Отбор объектов изображения. Формирование пространственных представлений у детей. Расположение объектов на листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. Расстановка предметов в рисунке. Понятие вертикальной плоскости (небо или стена). Развитие пространственных представлений. Понятия «над», «под», «посередине», «в центре» Определение времени года. Повторение ориентировки на альбомном листе – слева, справа, над, под Знакомство с красотой и разнообразием весеннего мира природы. Эстетическое восприятие деталей природы (красоты весенних деревьев Определение времени года. Повторение ориентировки на альбомном листе – слева, справа, над, под Знакомство с красотой и разнообразием весеннего мира природы. Эстетическое восприятие деталей природы (красоты весенних деревьев Повторение времен года. Рисование по описанию. Построение рисунка с использованием вспомогательных точек. Выбор необходимого цвета 18 24. 25. Рисование ватными палочками «Весенняя капель» Знакомство с гуашью 1 Соблюдение последовательности действий при работе с красками 1 Подготовка рабочего места для рисования гуашью. Знакомство со свойствами гуаши. Знакомство с художественными инструментами – краска гуашь, кисти, палитра. 26. «Каляки-маляки» Соблюдение последовательности действий при работе с красками 27. «Каляки-маляки» Соблюдение последовательности действий при работе с красками 28. Рисование радуги 1 Повторение цветов радуги. Использование метода «примакивания» 29. Рисование «Цветные карандаши» 1 Соблюдение последовательности действий при работе с красками 30. Рисование «Школьные принадлежности» Нарисуй свою картину 1 Соблюдение последовательности действий при работе с красками 1 32. Рисование по замыслу 1 33. Рисование по замыслу 1 34. Рисование по замыслу 1 Рассматривание рисунков. Отбор объектов изображения. Формирование пространственных представлений у детей. Расположение объектов на листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. Расстановка предметов в рисунке. Понятие вертикальной плоскости (небо или стена). Развитие пространственных представлений. Понятия «над», «под», «посередине», «в центре» Закрепление умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композиция рисунка, учим детей выбирать размер и цвет бумаги, краски, карандаши или другие материалы. Закрепление умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композиция рисунка, учим детей выбирать размер и цвет бумаги, краски, карандаши или другие материалы. Закрепление умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композиция рисунка, учим детей выбирать размер и цвет бумаги, краски, карандаши или другие материалы. 31. 19 20