Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ №___от «__» ______20__г Рабочая программа по речевой практике для обучающихся 4 «Б» класса (АООП 1 вариант) Составитель Баринова Е.В. Учитель начальных классов Реж – 2024г. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель: развитие речевой коммуникации школьников для осуществления общения с окружающими людьми. Задачи: – формировать у детей общеречевые навыки; учить строить устные связные высказывания; – развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение слов, – организация связных высказываний школьников Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. На изучение учебного предмета «Речевая практика» по учебному плану в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебных недели, 68 часов в год. Содержание учебного предмета Раздел Общение и его значение в жизни. Дидактические единицы Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д. Аудирование Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание коротких сказок и рассказов в магнитофонной записи с их последующими пересказом. Дикция и выразительность Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. речи. Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речь и без неё, с опорой на пиктограммы и без них. 2 Подготовка речевой Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире ситуации и организация природы». высказывания. Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение). Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания. Культура общения Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления. Извинение. Вежливый отказ от предложения, приглашения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. Формулы «здравствуйте», «до свидания». Жесты приветствия и прощания. Планируемые результаты освоения программы обучающимися. Предметные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень – будут понимать содержания небольших по объёму сказок, рассказов и – научатся формулировке просьб и желаний с использованием этикетных стихотворений; отвечать на вопросы; слов и выражений; – будут понимать содержания детских радио- и телепередач, ответы на –будет возможность участвовать в ролевых играх в соответствии с вопросы учителя; речевыми возможностями; – научатся выбирать правильные средства интонации с опорой на образец –научатся восприятию на слух сказок и рассказов; отвечать на вопросы речи учителя и анализ речевой ситуации; учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; – будут принимать участие в диалогах по темам речевых ситуаций; – научатся выразительно произносить чистоговороик, короткие – научатся высказывать свои просьбы и желания; выполнять речевые стихотворения с опорой на образец чтения учителя; действия, используя соответствующие этикетные слова и выражения; – будут участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребёнка; – будут участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по – научатся отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных темам речевых ситуаций; и/или просмотренных радио- и телепередач – научатся составлению рассказов с опорой на картинный или картинносимволический план Личностные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень -Расширение представлений о праздниках: личных и государственных, -Будет возможность культурно общаться в различных ситуациях; связанных с -Научатся преодолевать собственные трудности историей страны; -Будет возможность выстраивать свои отношения на основе уважения в 3 -Закрепление представлений о различных социальных ролях: собственных и окружающих людей; -Закрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; -Закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения); -Закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения). процессе совместной работы -Научатся использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; Календарно-тематическое планирование-68ч Тема Кол-во часов Дата 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 06.09 09.09 13.09 16.09 20.09 23.09 27.09 30.09 04.10 04.10 07.10 11.10 14.10 18.10 21.10 25.10 1 четверть 1.Введение в предмет «Знакомство с книгой» 2.Летние каникулы 3.Беседа по картине. «Летние каникулы». Составление предложений с опорой на заданные слова 4.Составление рассказа с помощью фиксирования частей текста 5.Игра «Рассказ по кругу» 6.Знакомство со стихотворением «Прошлым летом» 7.Знакомство с книгами. Виды книг 8.Чтение стихотворения «маленьким учителям» 9.Индивидуальный рассказ обучающихся о принесённых книгах 10.Экскурсия в библиотеку 11.Ролевая игра «моя любимая книга» 12.Сказка «Петушок - золотой гребешок» 13.Прослушивание аудиозаписи сказки 14.Беседа по картинкам в учебнике 15.Составление предложений к каждому эпизоду сказки 16. Рассказывание сказки по «цепочке» 2 четверть 17.Театрализованное представление отрывков сказки 18.Кто сочиняет сказки? Виды сказок. 19.Сочиняем сказку. Рассматривание картинок, выяснение их содержания 20.Составление замысла к сказкам. Иллюстрация к частям сказки 1 1 1 1 4 21.Составление предложений к каждой части сказки 22.Прослушивание сказки в записи 23.Составление текстов к сказке 24.Прослушивание и обыгрывание полученных текстов 25.Беседа «Телевидение» 26.Знакомство с телепередачами 27.Пользование телевизором 28.Составление коротких рассказов по плану о телепередачах 29.Ролевая игра «Телеведущий» 30.Беседа «Условные знаки» 31.Чтение стихотворений о знаках 32.Рисуем знаки 33.Запрещённые знаки 34.Составление диалога «условные знаки на твоём пути» 35.Обыгрывание диалога «На дороге» 36.Просмотр видео фильма «Условные знаки» 37.Беседа по картине «Природа» 38.Экскурсия в лес. Береги природу. 39.Составление предложений по картинкам 40.Просмотр фильма о лесе 41.Обсуждение ситуаций «Что может нанести вред в лесу» 42.Составление рассказа «В гостях у леса» 43. Викторина «В гостях у леса» 44.Беседа по картине «Настроение» 45.Чтение стихотворения 46.Знакомство и обыгрывание эмоции человека. Испуг, гнев, спокойствие 47.Беседа «Предотвращение конфликтных ситуаций» 48.Обсуждение конфликтных ситуаций с просмотром видео фильма 49.Составление диалогов между героями картинок 50.Слушание рассказа В. Осеева «Волшебные слова» 51.Обыгрывание предотвращение конфликтных ситуаций 52.Рассматривание открыток Приглашение» 53.Составление устного приглашения 54.Коллективное составление письменного текста к приглашению 55.Оформление пригласительной открытки 56.Составление диалога принятия или вежливый отказ от приглашения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 57.Обыгрывание диалога-приглашения по телефону 58.Ролевая игра «В гостях» 59.Введение в тему. Рассматривание картинок, чтение стихотворения «маленьким учителям» 60.Составление поздравлений 61.Обыгрывание в признании поздравлений 62.Составление текста письменного поздравления 63.Изготовление поздравительных открыток друг другу 64.Выставка и защита поздравительных открыток 65.Коллективное составление письменного поздравления другу 66.Коллективное составление письменного поздравления взрослому 67.Упражнение «Закончи и запомни поздравления» 68. Ролевая игра «Я тебя поздравляю…» Раздел, тема Содержание 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Виды деятельности, формы работы Минимальный Общение и его значение в жизни (Делимся новостями) – 6 ч 1.Введение в предмет «Знакомство с книгой» 2.Летние каникулы 3.Беседа по картине. «Летние каникулы». Составление предложений с опорой на заданные слова 4.Составление рассказа с помощью фиксирования частей текста 5.Игра «Рассказ по кругу» 6Знакомство со стихотворением «Прошлым летом» Дикция, выразительность речи (Я выбираю книгу) – 5 ч 1.Знакомство с книгами. Виды книг 2.Чтение стихотворения «маленьким учителям» 3.Индивидуальный рассказ учащихся о принесённых книгах 4.Экскурсия в библиотеку 5.Ролевая игра «моя любимая книга» Достаточный Поздравление с Началом нового учебного года. Работа иллюстрациями. Составление рассказа о том, как провели каникулы. -участие в беседах на темы, -высказывание своих просьб близкие личному опыту и желаний; выполнение речевых действий ребенка; (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; Работа по учебнику, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы. Беседа о книге, что Интересного можно узнать из книги. Выбор книги, беседа и рассказ чем понравилась данная книга. -восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; -понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; 6 Аудирование (Петушок - золотой гребешок) -6 ч 1.Сказка «Петушок - золотой гребешок» 2.Прослушивание аудиозаписи сказки 3.Беседа по картинкам в учебнике 4.Составление предложений к каждому эпизоду сказки 5. Рассказывание сказки по «цепочке» 6.Театрализованное представление отрывков сказки Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. (Сочиняем сказку) – 7 ч 1.Кто сочиняет сказки? Виды сказок. 2.Сочиняем сказку. Рассматривание картинок, выяснение их содержания 3.Составление замысла к сказкам. Иллюстрация к частям сказки 4.Составление предложений к каждой части сказки 5.Прослушивание сказки в записи 6.Составление текстов к сказке 7.Прослушивание и обыгрывание полученных текстов Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. (У телевизора) – 5 ч 1.Беседа «Телевидение» 2.Знакомство с телепередачами 3.Пользование телевизором 4.Составление коротких рассказов по плану о телепередачах 5.Ролевая игра «Телеведущий» Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. (Знаки-помощники) – 7 ч 1.Беседа «Условные знаки» 2.Чтение стихотворений о знаках 3.Рисуем знаки Просмотр сказки, обсуждение. Пересказ сказки с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу». Инсценирование сказки -восприятие на слух сказок и -понимание содержания рассказов; ответы на вопросы детских радиои учителя по их содержанию телепередач, ответы на вопросы учителя; Просмотр сказки, обсуждение. Пересказ сказки с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу». Инсценирование сказки. -участие в коллективном -участие в ролевых играх в составлении рассказа или соответствии с речевыми сказки по темам речевых возможностями; ситуаций; Беседа о назначении телевизора, работа по учебнику. Беседа о передачах, которые показывают по телевизору, что можно смотреть. Составление собственных телепередач на неделю, время, канал и т.д. -понимание содержания -ответы на вопросы учителя детских радио- и телепередач, по содержанию ответы на вопросы учителя; прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. Рассматривание картинок, чтение стихотворения, ответы на вопросы. Урок- экскурсия по школе, знаки в коридоре, значение, беседа. Знаки. -участие в ролевых играх в -составление рассказов с соответствии с речевыми опорой на картинный или возможностями; картинно – символический план. 7 4.Запрещённые знаки 5.Составление диалога «условные знаки на твоём пути» 6.Обыгрывание диалога «На дороге» 7.Просмотр видео фильма «Условные знаки» Дикция и выразительность речи. (В гостях у леса) – 7 ч 1.Беседа по картине «Природа» 2.Экскурсия в лес 3.Составление предложений по картинкам 4.Просмотр фильма о лесе 5.Обсуждение ситуаций «Что может нанести вред в лесу» 6.Составление рассказа «В гостях у леса» 7. Викторина «В гостях у леса» Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. (Задушевный разговор) – 8 ч 1.Беседа по картине «Настроение» 2.Чтение стихотворения 3.Знакомство и обыгрывание эмоции человека. Испуг, гнев, спокойствие 4.Беседа «Предотвращение конфликтных ситуаций» 5.Обсуждение конфликтных ситуаций с просмотром видео фильма 6.Составление диалогов между героями картинок 7.Слушание рассказа В. Осеева «Волшебные слова» 8.Обыгрывание предотвращение конфликтных ситуаций Культура общения (Приглашение) – 7 ч 1.Рассматривание открыток «Приглашение» 2.Составление устного приглашения 3.Коллективное составление письменного текста к приглашению 4.Оформление пригласительной открытки 5.Составление диалога принятия или вежливый Работа по учебнику. Рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы, составление небольшого рассказа. Зарисовка, ответы на вопросы, работа по учебнику. -участие в ролевых играх в -участие в коллективном соответствии с речевыми составлении рассказа или возможностями; сказки по темам речевых ситуаций; -составление рассказов с опорой на картинный или картинно – символический план. Ответы на вопросы, Работа с картинками. Чтение стихотворения, Беседа по содержанию, работа по картинкам. -участие в беседах на темы, -выбор правильных средств близкие личному опыту интонации с опорой на ребенка; образец речи учителя и анализ речевой ситуации; -активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; Изготовление поздравительной открытки. Работа в парах. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы, составление поздравлений -формулировка просьб и -высказывание своих просьб желаний с использованием и желаний; выполнение этикетных слов и выражений; речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; 8 отказ от приглашения 6.Обыгрывание диалога-приглашения по телефону 7.Ролевая игра «В гостях» Культура общения (Поздравляю) – 10 ч 1.Введение в тему. Рассматривание картинок, чтение стихотворения «маленьким учителям» 2.Составление поздравлений 3.Обыгрывание в признании поздравлений 4.Составление текста письменного поздравления 5.Изготовление поздравительных открыток друг другу 6.Выставка и защита поздравительных открыток 7.Коллективное составление письменного поздравления другу 8.Коллективное составление письменного поздравления взрослому 9.Упражнение «Закончи и запомни поздравления» 10. Ролевая игра «Я тебя поздравляю…» Изготовление поздравительной открытки. Работа в парах. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы, составление поздравлений -формулировка просьб и -выбор правильных средств желаний с использованием интонации с опорой на этикетных слов и выражений; образец речи учителя и анализ речевой ситуации; 9