Рабочая программа по «Речевой практике» для 4 Б класса на 2024-2025 учебный год педагог Баринова Е.В.

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ №___от «__» ______20__г
Рабочая программа по речевой практике
для обучающихся 4 «Б» класса
(АООП 1 вариант)
Составитель
Баринова Е.В.
Учитель начальных классов

Реж – 2024г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено
Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Цель: развитие речевой коммуникации школьников для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи:

– формировать у детей общеречевые навыки;
 учить строить устные связные высказывания;
– развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение слов,
– организация связных высказываний школьников
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного
плана. На изучение учебного предмета «Речевая практика» по учебному плану в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебных недели, 68 часов в год.

Содержание учебного предмета
Раздел
Общение и его значение в
жизни.

Дидактические единицы
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по
радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги?
Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого
слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский
туалет, нельзя фотографировать и т.д.

Аудирование

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание коротких сказок и рассказов в магнитофонной записи с их последующими пересказом.

Дикция и выразительность Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
речи.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса,
радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речь и без неё, с
опорой на пиктограммы и без них.

2

Подготовка
речевой Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире
ситуации и организация природы».
высказывания.
Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов
речевой ситуации.
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации.
Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение).
Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по
теме и с учетом фиксированной структуры высказывания.
Культура общения

Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения,
поздравления.
Извинение.
Вежливый отказ от предложения, приглашения.
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
Формулы «здравствуйте», «до свидания». Жесты приветствия и прощания.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
– будут понимать содержания небольших по объёму сказок, рассказов и
– научатся формулировке просьб и желаний с использованием этикетных
стихотворений; отвечать на вопросы;
слов и выражений;
– будут понимать содержания детских радио- и телепередач, ответы на
–будет возможность участвовать в ролевых играх в соответствии с
вопросы учителя;
речевыми возможностями;
– научатся выбирать правильные средства интонации с опорой на образец
–научатся восприятию на слух сказок и рассказов; отвечать на вопросы
речи учителя и анализ речевой ситуации;
учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
– будут принимать участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
– научатся выразительно произносить чистоговороик, короткие
– научатся высказывать свои просьбы и желания; выполнять речевые
стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
действия, используя соответствующие этикетные слова и выражения;
– будут участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребёнка;
– будут участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по
– научатся отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных
темам речевых ситуаций;
и/или просмотренных радио- и телепередач
– научатся составлению рассказов с опорой на картинный или картинносимволический план
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
-Расширение представлений о праздниках: личных и государственных,
-Будет возможность культурно общаться в различных ситуациях;
связанных с
-Научатся преодолевать собственные трудности
историей страны;
-Будет возможность выстраивать свои отношения на основе уважения в

3

-Закрепление представлений о различных социальных ролях: собственных
и окружающих людей;
-Закрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
через расширение
представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
-Закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые
нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов
начального обучения);
-Закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной
жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).

процессе совместной работы
-Научатся использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;

Календарно-тематическое планирование-68ч
Тема

Кол-во часов

Дата

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

06.09
09.09
13.09
16.09
20.09
23.09
27.09
30.09
04.10
04.10
07.10
11.10
14.10
18.10
21.10
25.10

1 четверть
1.Введение в предмет «Знакомство с книгой»
2.Летние каникулы
3.Беседа по картине. «Летние каникулы». Составление предложений с опорой на заданные слова
4.Составление рассказа с помощью фиксирования частей текста
5.Игра «Рассказ по кругу»
6.Знакомство со стихотворением «Прошлым летом»
7.Знакомство с книгами. Виды книг
8.Чтение стихотворения «маленьким учителям»
9.Индивидуальный рассказ обучающихся о принесённых книгах
10.Экскурсия в библиотеку
11.Ролевая игра «моя любимая книга»
12.Сказка «Петушок - золотой гребешок»
13.Прослушивание аудиозаписи сказки
14.Беседа по картинкам в учебнике
15.Составление предложений к каждому эпизоду сказки
16. Рассказывание сказки по «цепочке»
2 четверть
17.Театрализованное представление отрывков сказки
18.Кто сочиняет сказки? Виды сказок.
19.Сочиняем сказку. Рассматривание картинок, выяснение их содержания
20.Составление замысла к сказкам. Иллюстрация к частям сказки

1
1
1
1

4

21.Составление предложений к каждой части сказки
22.Прослушивание сказки в записи
23.Составление текстов к сказке
24.Прослушивание и обыгрывание полученных текстов
25.Беседа «Телевидение»
26.Знакомство с телепередачами
27.Пользование телевизором
28.Составление коротких рассказов по плану о телепередачах
29.Ролевая игра «Телеведущий»
30.Беседа «Условные знаки»
31.Чтение стихотворений о знаках
32.Рисуем знаки
33.Запрещённые знаки
34.Составление диалога «условные знаки на твоём пути»
35.Обыгрывание диалога «На дороге»
36.Просмотр видео фильма «Условные знаки»
37.Беседа по картине «Природа»
38.Экскурсия в лес. Береги природу.
39.Составление предложений по картинкам
40.Просмотр фильма о лесе
41.Обсуждение ситуаций «Что может нанести вред в лесу»
42.Составление рассказа «В гостях у леса»
43. Викторина «В гостях у леса»
44.Беседа по картине «Настроение»
45.Чтение стихотворения
46.Знакомство и обыгрывание эмоции человека. Испуг, гнев, спокойствие
47.Беседа «Предотвращение конфликтных ситуаций»
48.Обсуждение конфликтных ситуаций с просмотром видео фильма
49.Составление диалогов между героями картинок
50.Слушание рассказа В. Осеева «Волшебные слова»
51.Обыгрывание предотвращение конфликтных ситуаций
52.Рассматривание открыток Приглашение»
53.Составление устного приглашения
54.Коллективное составление письменного текста к приглашению
55.Оформление пригласительной открытки
56.Составление диалога принятия или вежливый отказ от приглашения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5

57.Обыгрывание диалога-приглашения по телефону
58.Ролевая игра «В гостях»
59.Введение в тему. Рассматривание картинок, чтение стихотворения «маленьким учителям»
60.Составление поздравлений
61.Обыгрывание в признании поздравлений
62.Составление текста письменного поздравления
63.Изготовление поздравительных открыток друг другу
64.Выставка и защита поздравительных открыток
65.Коллективное составление письменного поздравления другу
66.Коллективное составление письменного поздравления взрослому
67.Упражнение «Закончи и запомни поздравления»
68. Ролевая игра «Я тебя поздравляю…»
Раздел, тема

Содержание

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Виды деятельности, формы работы
Минимальный

Общение и его значение в жизни
(Делимся новостями) – 6 ч
1.Введение в предмет «Знакомство с книгой»
2.Летние каникулы
3.Беседа по картине. «Летние каникулы».
Составление предложений с опорой на заданные
слова
4.Составление рассказа с помощью фиксирования
частей текста
5.Игра «Рассказ по кругу»
6Знакомство со стихотворением «Прошлым летом»
Дикция, выразительность речи
(Я выбираю книгу) – 5 ч
1.Знакомство с книгами. Виды книг
2.Чтение стихотворения «маленьким учителям»
3.Индивидуальный рассказ учащихся о принесённых
книгах
4.Экскурсия в библиотеку
5.Ролевая игра «моя любимая книга»

Достаточный

Поздравление с
Началом нового учебного года.
Работа иллюстрациями.
Составление рассказа о
том, как провели
каникулы.

-участие в беседах на темы, -высказывание своих просьб
близкие
личному
опыту и желаний; выполнение
речевых
действий
ребенка;
(приветствия,
прощания,
извинения и т. п.), используя
соответствующие этикетные
слова и выражения;

Работа по учебнику,
рассматривание
иллюстраций, ответы на
вопросы.
Беседа о книге, что
Интересного можно узнать из
книги.
Выбор книги, беседа и рассказ
чем понравилась данная книга.

-восприятие на слух сказок и
рассказов; ответы на вопросы
учителя по их содержанию с
опорой на иллюстративный
материал;

-понимание
содержания
небольших
по
объему
сказок,
рассказов
и
стихотворений; ответы на
вопросы;

6

Аудирование
(Петушок - золотой гребешок) -6 ч
1.Сказка «Петушок - золотой гребешок»
2.Прослушивание аудиозаписи сказки
3.Беседа по картинкам в учебнике
4.Составление предложений к каждому эпизоду
сказки
5. Рассказывание сказки по «цепочке»
6.Театрализованное представление отрывков сказки
Подготовка речевой ситуации и организация
высказывания.
(Сочиняем сказку) – 7 ч
1.Кто сочиняет сказки? Виды сказок.
2.Сочиняем сказку. Рассматривание картинок,
выяснение их содержания
3.Составление замысла к сказкам. Иллюстрация к
частям сказки
4.Составление предложений к каждой части сказки
5.Прослушивание сказки в записи
6.Составление текстов к сказке
7.Прослушивание и обыгрывание полученных
текстов
Подготовка речевой ситуации и организация
высказывания.
(У телевизора) – 5 ч
1.Беседа «Телевидение»
2.Знакомство с телепередачами
3.Пользование телевизором
4.Составление коротких рассказов по плану о
телепередачах
5.Ролевая игра «Телеведущий»
Подготовка речевой ситуации и организация
высказывания.
(Знаки-помощники) – 7 ч
1.Беседа «Условные знаки»
2.Чтение стихотворений о знаках
3.Рисуем знаки

Просмотр сказки, обсуждение.
Пересказ
сказки с опорой
на иллюстрации, по вопросам
учителя, игра «Рассказ по кругу».
Инсценирование сказки

-восприятие на слух сказок и -понимание
содержания
рассказов; ответы на вопросы детских
радиои
учителя по их содержанию
телепередач,
ответы
на
вопросы учителя;

Просмотр сказки, обсуждение.
Пересказ сказки с опорой
на иллюстрации, по вопросам
учителя, игра «Рассказ по кругу».
Инсценирование сказки.

-участие
в
коллективном -участие в ролевых играх в
составлении рассказа или соответствии с речевыми
сказки по темам речевых возможностями;
ситуаций;

Беседа о назначении телевизора,
работа по учебнику.
Беседа о передачах, которые
показывают по телевизору, что
можно смотреть.
Составление собственных
телепередач на неделю, время,
канал и т.д.

-понимание
содержания -ответы на вопросы учителя
детских радио- и телепередач, по содержанию
ответы на вопросы учителя;
прослушанных и/или
просмотренных радио- и
телепередач.

Рассматривание картинок, чтение
стихотворения, ответы на
вопросы.
Урок- экскурсия по школе, знаки
в коридоре, значение, беседа.
Знаки.

-участие в ролевых играх в -составление рассказов с
соответствии с речевыми опорой на картинный или
возможностями;
картинно – символический
план.

7

4.Запрещённые знаки
5.Составление диалога «условные знаки на твоём
пути»
6.Обыгрывание диалога «На дороге»
7.Просмотр видео фильма «Условные знаки»
Дикция и выразительность речи.
(В гостях у леса) – 7 ч
1.Беседа по картине «Природа»
2.Экскурсия в лес
3.Составление предложений по картинкам
4.Просмотр фильма о лесе
5.Обсуждение ситуаций «Что может нанести вред в
лесу»
6.Составление рассказа «В гостях у леса»
7. Викторина «В гостях у леса»
Подготовка речевой ситуации и организация
высказывания.
(Задушевный разговор) – 8 ч
1.Беседа по картине «Настроение»
2.Чтение стихотворения
3.Знакомство и обыгрывание эмоции человека.
Испуг, гнев, спокойствие
4.Беседа «Предотвращение конфликтных ситуаций»
5.Обсуждение конфликтных ситуаций с просмотром
видео фильма
6.Составление диалогов между героями картинок
7.Слушание рассказа В. Осеева «Волшебные слова»
8.Обыгрывание
предотвращение
конфликтных
ситуаций
Культура общения
(Приглашение) – 7 ч
1.Рассматривание открыток «Приглашение»
2.Составление устного приглашения
3.Коллективное составление письменного текста к
приглашению
4.Оформление пригласительной открытки
5.Составление диалога принятия или вежливый

Работа по учебнику.

Рассматривание иллюстраций,
ответы на вопросы, составление
небольшого рассказа.
Зарисовка, ответы на вопросы,
работа по учебнику.

-участие в ролевых играх в -участие в коллективном
соответствии с речевыми составлении рассказа или
возможностями;
сказки по темам речевых
ситуаций;
-составление рассказов с
опорой на картинный или
картинно – символический
план.

Ответы на вопросы,
Работа с картинками.
Чтение стихотворения,
Беседа по содержанию, работа по
картинкам.

-участие в беседах на темы, -выбор правильных средств
близкие
личному
опыту интонации с опорой на
ребенка;
образец речи учителя и
анализ речевой ситуации;
-активное
участие
в
диалогах по темам речевых
ситуаций;

Изготовление поздравительной
открытки.
Работа в парах.
Работа с иллюстрациями, ответы
на вопросы, составление
поздравлений

-формулировка
просьб
и -высказывание своих просьб
желаний с использованием и желаний; выполнение
этикетных слов и выражений; речевых
действий
(приветствия,
прощания,
извинения и т. п.), используя
соответствующие этикетные
слова и выражения;

8

отказ от приглашения
6.Обыгрывание диалога-приглашения по телефону
7.Ролевая игра «В гостях»
Культура общения
(Поздравляю) – 10 ч
1.Введение в тему. Рассматривание картинок, чтение
стихотворения «маленьким учителям»
2.Составление поздравлений
3.Обыгрывание в признании поздравлений
4.Составление текста письменного поздравления
5.Изготовление поздравительных открыток друг
другу
6.Выставка и защита поздравительных открыток
7.Коллективное
составление
письменного
поздравления другу
8.Коллективное
составление
письменного
поздравления взрослому
9.Упражнение «Закончи и запомни поздравления»
10. Ролевая игра «Я тебя поздравляю…»

Изготовление поздравительной
открытки.
Работа в парах.
Работа с иллюстрациями, ответы
на вопросы, составление
поздравлений

-формулировка
просьб
и -выбор правильных средств
желаний с использованием интонации с опорой на
этикетных слов и выражений; образец речи учителя и
анализ речевой ситуации;

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».