Рабочая программа по «Ручному труду» для 4 Б класса на 2024-2025 учебный год педагог Баринова Е.В.

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» ______20___г

Рабочая программа по ручному труду
для обучающихся 4 «Б» класса
(АООП 1 вариант)

Составитель:
Баринова Е.В.
Учитель начальных классов

Реж – 2024г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Цель обучения:
– всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Изучение предмета способствует
развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности.
Задачи обучения:
− формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
− формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
− формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− формирование интереса к разнообразным видам труда;
− развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
− развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
− развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
− развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности;
− духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе определяет следующие задачи:
− формирование трудовых навыков, обучение доступным приемам труда, знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки,
в зависимости от свойств материалов, развитие элементарной самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

2

− формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия по труду, организованно входить в класс ручного труда, работать
только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила
внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования;
− обогащение представлений о процессе труда;
− воспитание потребностей и готовности работать в коллективе;
− умственное воспитание (развитие восприятия, представлений, овладение элементарными действиями с орудиями, приобретения учения
планировать и предвидеть результаты работы);
− нравственное воспитание, воспитание коллективизма, взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до конца,
формировать положительного отношения к труду взрослых;
− физическое воспитание: физическое развитие, развитие зрительно-двигательной координации мелкой моторики, координированности
движений рук, четкость и ловкость рабочих движений, правильность выполнения рабочих приемов, правильный захват инструментов;
− речевое развитие: расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания, полноте и последовательности изложения,
грамматическому строю;
− эстетическое воспитание: воспитание работать не только быстро, но и правильно, и красиво, понять и почувствовать красоту изделия, красоту
материала, особенности его фактуры.
Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области «Технологии» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии
с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час
в неделю).

Содержание программы
Раздел
Работа с бумагой и
картоном;

Работа с текстильными
материалами

Количе
ство
часов
21 ч.

8 ч.

Дидактические единицы
Проверка знаний о бумаге (материалы, инструменты и
приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги;
технологические операции с бумагой; виды работы с бумагой).
Совершенствование умения дифференцировать и объединять в
группы материалы, инструменты и приспособления. Проверка
организационных навыков учащихся (подготовка и содержание в
порядке рабочего места; правила поведения на уроках труда;
работа с учебником и рабочей тетрадью)
Проверка знаний о ткани (материалы, инструменты и
приспособления; изделия; виды ткани; свойства ткани; цвет).
Совершенствование умения дифференцировать и объединять в
группы материалы, инструменты и приспособления.
Формирование представлений о плотности переплетения нитей в
ткани (редкое, частое переплетение).

Коррекционная работа
Развитие координации движений рук,
зрительно-двигательной координации;
Совершенствование навыков текущего
контроля при выполнении действий по
инструкции
Чтение схем.
Развитие зрительного, слухового
восприятия
Коррекция координации движений рук
при работе с текстильными материалами.
Упражнение «Исключи лишнее»
Проблемные ситуации
Формирование навыков выполнения

3

действий по инструкции
Работа с древесиной.

2 ч.

Работа с металлом и
проволокой

3 ч.

Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах
Ознакомление с приѐмом получения древесной стружки в
процессе заточки карандаша с применением точилки. Сообщение
сведений о применении карандашной стружки в аппликации.
Обучение приѐмам затачивания карандаша, соединения кусочков
карандашной стружки и технологии клеевой обработки деталей из
карандашной стружки. Развитие умения работать в коллективе.
Развитие воображения, внимания, точности, координации
движений правой и левой рук, регуляции мышечного усилия
Закрепление знаний о функциональном назначении изделий из
металла, сгибание, разрывание и разрезание по линии сгиба
алюминиевую фольгу. Обучение приёмам формообразования
(сминания, сжимания и скручивания) изделий из алюминиевой
фольги, умения распределять мышечное усилие при сминании,
сжимании и скручивании фольги. Развивать умение анализировать
объект и действовать в соответствии с намеченным планом
работы.

Работа с шаблоном
Пальчиковая гимнастика
Развитие координации движений рук,
зрительно-двигательной координации;
Формирование навыков выполнения
действий по инструкции

Коррекция зрительного и слухового
восприятия через узнавание, запоминание;
Формирование навыков выполнения
действий по инструкции
Описание предметов по плану
Конструирование на ощупь

Планируемые результаты освоения программы обучающимися.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
− знать правила рациональной организации труда, включающей в себя
− знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его
упорядоченность действий и самодисциплину;
организовать в зависимости от характера выполняемой работы,
− знать об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на
− знать виды художественных ремесел;
рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
− находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей
− знать виды трудовых работ;
тетради;
− знать названия и некоторые свойства поделочных материалов,
− знать и использовать правила безопасной работы с режущими и
используемых на уроках ручного труда;
колющими инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические
− знать и соблюдать правила их хранения, санитарно-гигиенические
требованиями при выполнении трудовых работ;
требования при работе с ними;
− осознанно подбирать материалы по физическим, декоративно− знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
художественным и конструктивным свойствам;
устройства, правила техники безопасной работы с колющими и режущими
− отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной
инструментами;

4

обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей,
− знать приемы работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
экономно расходовать материалы;
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые
− использовать в работе разнообразную наглядность: составлять план
на уроках ручного труда;
работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические
− анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть
планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи,
его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
читать их и выполнять действия в соответствии с ними в процессе
− пользоваться доступными технологическими (и инструкционными)
изготовления изделия;
картами; − составлять стандартный план работы по пунктам;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
− владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки
действий и корректировать ход практической работы;
материалов;
− оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
− работать с доступными материалами;
образец);
− использовать в работе доступные материалы (глину и пластилин;
− устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
природный материал; бумагу и картон; нитки и ткань; проволоку и металл;
действиями и их результатами;
древесину; конструировать из металлоконструктора);
− выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской) после − выполнять несложный ремонт одежды.
уроков трудового обучения
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
− формирование чувства гордости за свою Родину;
- научатся умению преодолевать собственные трудности и помогать
− воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
другому;
культуре других народов;
- научатся работать в коллективе;
− формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие -понимание того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице);
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
- будет возможность научиться оказывать в сотрудничестве необходимую
отношению к материальным и духовным ценностям;
взаимопомощь;
− формирование готовности к самостоятельной жизни.
- научатся корректно строить речь при решении коммуникативных задач

Календарно-тематическое планирование-34 ч
Тема

Кол-во часов

Дата

1
1
1
1
1
1
1

04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10

1 четверть
1.Свойства, сорта бумаги. Виды работ с бумагой.
2.Геометрическая фигура, раскладка.
3.Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка».
4.Игра «Геометрический конструктор»
5.Бумажная схема полотняного переплетения нитей.
6.Игрушка «Кукла скрутка».
7.Салфетка с аппликацией.

5

8.Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок».

1

23.10

2 четверть
9.Игрушка «Летающий диск».
10.Игрушка из бумажных кругов «Попугай».
11.Конверт для писем с клеевым соединением деталей.
12.Конверт без клеевого соединения деталей.
13.Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом».
14.Закладка для книг из зигзагообразных полос.
15.Закладка для книг со «свободным плетением».
16.Изделие «Салфетка-прихватка».
17.Изделие «Дерево».
18.Изделие «Паук».
19.Изделие «Геометрическая фигура-раскладка».
20.Объемное елочное украшение, елочная игрушка «Солнышко».
21.Растягивающаяся игрушка «Матрешка».
22.Елочное украшение «Птица».
23.Елочное украшение «Снежинка».
24.Летающая модель «Планер».
25.Летающая модель «Самолет».
26.Аппликация «Цветок из ниток».
27.Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков.
28.Экскурсия в мастерскую по картонажно-переплётному делу.
29.Изделие «Открытая коробочка».
30.Что ты знаешь о древесине? Экскурсия в мастерскую по деревообработке.
31.Аппликация из карандашной стружки «Цветок».
32.Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями.
33.Пришивание пуговиц с ушком.
34. Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки.

Раздел, тема
Работа с бумагой и
картоном – 4 часа
1.Свойства, сорта бумаги.
Виды работ с бумагой

Содержание
Проверка знаний о бумаге (материалы, инструменты
и приспособления; изделия; виды бумаги; размер и
форма бумаги; технологические операции с бумагой;
виды работы с бумагой).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Виды деятельности, формы работы
Минимальный
Достаточный
Рассказывают о бумаге.
Рассказывают о бумаге
Дифференцируют и
(материалы, инструменты и
объединяют в группы
приспособления; изделия;
материалы, инструменты и
виды бумаги; размер и форма

6

2.Геометрическая фигура,
раскладка

Выполнение упражнений в дифференцировании и
объединении в группы материалов, инструментов и
приспособлений.
Подготовка и содержание порядка рабочего места.
Соблюдение правил поведения на уроках труда.
Работа с учебником и рабочей тетрадью

приспособления по вопросам
учителя.
Подготавливают и содержат в
порядке рабочее место.
Соблюдают правила
поведения на уроках труда.
Работают с учебником и
рабочей тетрадью

Выполнение различных видов работы с бумагой
(складывание, вырезание, аппликация, объемное
конструирование). Подготовка рабочего места к
работе с бумагой. Разбор изделия: форма,
особенности конструкции изделия и его
пространственные отношения. Соблюдение правила
разметки бумаги. Складывание из треугольников.
Овладение сборкой изделия способом склеивания
деталей

Называют виды работы с
бумагой.
Подготавливают рабочее место
к работе с бумагой.
Устанавливают общую форму,
особенности конструкции
изделия и его
пространственные отношения
по вопросам учителя.
Рассказывают о геометрических
фигурах «квадрат» и
«треугольник» и их признаках.
Рассказывают правила разметки
бумаги.
Владеют навыком сгибания
треугольника пополам и
соединения нижних углов с
вершиной.
Владеют навыком склеивания
деталей и сборки изделия с
помощью клея под контролем
учителя

бумаги; технологические
операции с бумагой; виды
работы с бумагой).
Дифференцируют и
объединяют в группы
материалы, инструменты и
приспособления.
Подготавливают и содержат в
порядке рабочее место.
Соблюдают правила
поведения на уроках труда.
Работают с учебником и
рабочей тетрадью
Называют виды работы с
бумагой.
Подготавливают рабочее
место к работе с бумагой.
Устанавливают общую форму,
особенности конструкции
изделия и его
пространственные отношения.
Рассказывают о
геометрических фигурах
«квадрат» и «треугольник» и
их признаках.
Рассказывают правила
разметки бумаги.
Владеют навыком сгибания
треугольника пополам и
соединения нижних углов с
вершиной.
Владеют навыком склеивания
деталей и сборки изделия с
помощью клея

7

3.Складывание простых
форм из квадрата
Фигурка «Рыбка»

4.Игра
«Геометрический
конструктор»

Складывание из бумаги— оригами.
Разбор изделия: форма, особенности конструкции
изделия и его пространственные отношения. Чтение
схем-рисунков по условным обозначениям.
Овладение складыванием базовой формы
«треугольник» и на его основе — фигурки рыбки

Нахождение на линейке длины, заданной в
миллиметрах. Работа с учебником и рабочей
тетрадью
Разметка заготовки изделия. Изготовление игры
«Геометрический конструктор»
по плану в учебнике

Рассказывают о способе
складывания из бумаги
(оригами).
Устанавливают общую форму,
конструкцию изделия и его
пространственные отношения
по вопросам учителя.
Рассказывают о геометрических
фигурах «квадрат» и
«треугольник» и их признаках.
Складывают базовую форму
«треугольник» и на его основе
— фигурку рыбки под
контролем учителя.
Владеют навыком чтения схем,
рисунков по условным
обозначениям с помощью
учителя.
Работают в соответствии с
намеченным планом под
контролем учителя
Закрепляют представления о
миллиметре как о мере длины.
Находят на линейке нужное
количество миллиметров (20,
80) и переводят их в
сантиметры под контролем
учителя.
Чертят отрезки заданной
длины в миллиметрах с
помощью учителя.
Изготавливают игру
«Геометрический
конструктор» по плану в
учебнике с помощью учителя

Рассказывают о способе
складывания из бумаги
(оригами).
Устанавливают общую форму,
конструкцию изделия и его
пространственные отношения.
Рассказывают о
геометрических фигурах
«квадрат» и «треугольник» и
их признаках. Складывают
базовую форму «треугольник»
и на его основе — фигурку
рыбки. Владеют навыком
чтения схем-рисунков по
условным обозначениям.
Работают в соответствии с
намеченным планом

Закрепляют представления о
миллиметре как о мере
длины. Находят на линейке
нужное количество
миллиметров (20,
80) и переводят их в
сантиметры.
Чертят отрезки заданной
длины в миллиметрах.
Изготавливают игру
«Геометрический
конструктор» по плану в
учебнике

8

Работа с текстильными
материалами – 3 часа
5. Бумажная схема
полотняного переплетения
нитей

Проверка знаний о ткани. Упражнение в
дифференцировании и объединении в группы
материалы, инструменты и приспособления.
Изучение плотности переплетения нитей в ткани.
Знакомство с процессом ткачества на примере
полотняного переплетения нитей.
Выполнение бумажной схемы переплетения нитей

Рассказывают о ткани.
Дифференцируют и
объединяют в группы
материалы, инструменты и
приспособления по вопросам
учителя. Изучают плотность
переплетения нитей в ткани.
Знакомятся с процессом
ткачества на примере
полотняного переплетения
нитей (поперечные нити уток,
продольные нити — основа) и
устройством ткацкого станка
на примере игрушечного
станка. Выполняют
бумажную схему
переплетения нитей с
помощью учителя

6.Игрушка «Кукла скрутка»

Проверка знаний о видах работы с тканью, о
технологических операциях при работе с тканью.
Проведение беседы об искусстве изготовления
тряпичных кукол-скруток. Выполнение приема
скручивания ткани.
Изготовление куклы-скрутки по плану и
самостоятельно

Рассказывают о видах работы с
тканью, о технологических
операциях при работе с тканью.
Владеют приемом скручивания
ткани под контролем учителя.
Изготавливают куклу-скрутку
по плану с помощью учителя

7. Салфетка с аппликацией

Знакомство со способами отделки изделий из ткани.
Знакомство с видами ткани, ткачество.
Беседа о холсте как о ткани с полотняным
переплетением нитей.
Разбор изделия, выделение его основных признаков
и деталей. Выполнение приема обработки края
салфетки способом выдергивания нитей (бахрома)
Выполнение приема обработки края салфетки

Рассказывают о способах
отделки изделий из ткани.
Рассказывают о понятии
«аппликация».
Рассказывают о видах ткани,
ткачестве.
Изучают сведения о холсте как

Рассказывают о ткани.
Дифференцируют и
объединяют в группы
материалы, инструменты
и приспособления.
Изучают плотность
переплетения нитей в
ткани. Знакомятся с
процессом ткачества на
примере полотняного
переплетения нитей
(поперечные нити уток,
продольные нити —
основа) и устройством
ткацкого станка на
примере игрушечного
станка.
Выполняют бумажную
схему переплетения нитей
Рассказывают о видах работы
с тканью, о технологических
операциях при работе с
тканью.
Владеют приемом
скручивания ткани.
Изготавливают куклу-скрутку
по плану, самостоятельно
Рассказывают о способах
отделки изделий из ткани.
Рассказывают о понятии
«аппликация».
Рассказывают о видах ткани,
ткачестве.
Изучают сведения о холсте

9

способом выдергивания нитей (бахрома)

Работа с бумагой и
картоном – 8 часов
8.Игрушка с подвижным
соединением деталей
«Цыпленок»

Разбор объекта, особенности конструкции изделия.
Выполнение технологических операций с бумагой.
Освоение приемов разметки округлых деталей
изделия по шаблону и вырезания по кривым
линиям (овалов). Выполнение подвижного
соединения деталей.
Самостоятельное изготовление изделия по готовому
плану

9.Игрушка «Летающий
диск»

Определение особенностей конструкции изделия.
Выполнение черчения окружности с помощью
циркуля.
Освоение технологических операций: «разметка по
шаблону», «вырезание по линии разметки».

о ткани с полотняным
переплетением нитей.
Разбирают изделие, выделяя его
основные признаки и детали по
вопросам учителя.
Работают в соответствии с
планом под контролем учителя.
Владеют приемом обработки
края салфетки способом
выдергивания нитей с помощью
учителя.
Ориентируются в пространстве
на плоскости изделия в
процессе наклеивания деталей
на основу
Разбирают объект и
разбираются в особенностях
конструкции изделия по
вопросам учителя.
Рассказывают о
технологических операциях с
бумагой.
Владеют приемами разметки
округлых деталей изделия по
шаблону и вырезания по
кривым линиям с частичной
помощью учителя.
Работают самостоятельно по
готовому плану под контролем
учителя
Определяют особенности
конструкции изделия по
вопросам учителя.
Рассказывают о
технологических операциях:

как о ткани с полотняным
переплетением нитей.
Разбирают изделие, выделяя
его основные признаки и
детали.
Работают в соответствии с
планом.
Владеют приемом обработки
края салфетки способом
выдергивания нитей
(бахрома). Ориентируются в
пространстве на плоскости
изделия в процессе
наклеивания деталей на
основу
Разбирают объект и
разбираются в особенностях
конструкции изделия.
Рассказывают о
технологических операциях с
бумагой.
Владеют приемами разметки
округлых деталей изделия по
шаблону и вырезания по
кривым линиям.
Работают самостоятельно по
готовому плану

Определяют особенности
конструкции изделия.
Рассказывают о
технологических операциях:
«разметка по шаблону»,

10

Изготовление игрушки
«Летающий диск» по плану

10. Игрушка из бумажных
кругов «Попугай»

Разбор конструкции многодетального изделия,
Выделение его основных признаков и свойств.
Вычерчивание окружности с помощью циркуля.
Экономное использование бумаги при
вычерчивании нескольких окружностей. Сборка
изделия по намеченному плану

11. Конверт для писем с
клеевым соединением
деталей

Определение функционального назначения изделий
из бумаги. Знакомство с понятием «развертка».
Изготовление изделия на основе развертки.
Разбор конструкции изделия, его основные признаки

«разметка по шаблону»,
«вырезание по линии
разметки».
Знакомятся с циркулем как с
чертежным инструментом.
Рассказывают о геометрических
понятиях «окружность» и
«круг», «радиус» и «диаметр».
Вычерчивают окружность с
помощью циркуля.
Изготавливают игрушку
«Летающий диск» по плану под
контролем учителя
Рассматривают конструкцию
многодетального изделия,
выделяя его основные признаки
и свойства по вопросам
учителя.
Рассказывают о циркуле и
вычерчивают окружность с
помощью циркуля.
Экономно размечают бумагу
при вычерчивании нескольких
окружностей под контролем
учителя. Работают в
соответствии с намеченным
планом под контролем учителя.
Вырезают и сгибают бумагу.
Соблюдают точность при
сборке изделия под контролем
учителя
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Изготавливают изделия на

«вырезание по линии
разметки».
Знакомятся с циркулем как с
чертежным инструментом.
Рассказывают о
геометрических понятиях
«окружность» и «круг»,
«радиус» и «диаметр».
Вычерчивают окружность с
помощью циркуля.
Изготавливают игрушку
«Летающий диск» по плану
Рассматривают конструкцию
многодетального изделия,
выделяя его основные
признаки и свойства.
Рассказывают о циркуле и
вычерчивают окружность с
помощью циркуля.
Экономно размечают бумагу
при вычерчивании нескольких
окружностей.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Вырезают и сгибают бумагу.
Соблюдают точность при
сборке изделия

Рассказывают о
функциональном
назначении изделий из
бумаги. Изготавливают

11

и свойства.
Выполнение технологии склеивания клапанов
конверта. Выполнение сборки изделия по
намеченному плану

12.Конверт без клеевого
соединения деталей

Знакомство со способами изготовления конвертов.
Разбор изделия, выделение его основных признаков
и деталей. Выполнение сгибания бумаги по
заданным условным обозначениям.
Изготовление конвертов без клеевого соединения.
Выполнение сборки изделия по намеченному плану

13. Аппликация «Коврик с
геометрическим
орнаментом»

Знакомство с изделиями декоративно-прикладного
искусства.
Знакомство с понятием «геометрический орнамент»,
рассмотрение пространственного размещения его
элементов.

основе развертки под
контролем учителя. Разбирают
конструкцию изделия,
выделяя его основные
признаки и свойства по
вопросам учителя.
Производят разметку развертки
на бумаге по шаблону.
Выполняют надрез, разрез по
прямой длинной линии.
Работают по плану.
Выполняют склеивание
клапанов конверта
Рассказывают о назначении
конвертов.
Рассказывают о способах
изготовления конвертов (с
клеевым соединением).
Разбирают объект, выделяя его
признаки, свойства и детали по
вопросам учителя.
Сгибают бумагу по условным
обозначениям.
Применяют полученные знания
и умения при изготовлении
конвертов без клеевого
соединения.
Работают в соответствии с
намеченным планом под
контролем учителя
Рассказывают об изделиях
декоративно-прикладного
искусства (коврах).
Рассказывают о понятии

изделия на основе
развертки. Разбирают
конструкцию изделия,
выделяя его основные
признаки и свойства.
Производят разметку
развертки на бумаге по
шаблону.
Выполняют надрез, разрез по
прямой длинной линии.
Работают по плану.
Выполняют склеивание
клапанов конверта
Рассказывают о назначении
конвертов.
Рассказывают о способах
изготовления конвертов (с
клеевым соединением).
Разбирают объект, выделяя
его признаки, свойства и
детали.
Сгибают бумагу по условным
обозначениям.
Применяют полученные
знания и умения при
изготовлении конвертов без
клеевого соединения.
Работают в соответствии с
намеченным планом
Рассказывают об изделиях
декоративно-прикладного
искусства (коврах).
Рассказывают о понятии

12

Разметка геометрического орнамента с помощью
угольника.
Разбор изделия, выделение его основных признаков
и деталей. Выполнение сборки изделия по
намеченному плану

14. Закладка для книг из
зигзагообразных полос

Рассказ о функциональном назначении изделий из
бумаги, изготовленных на уроках труда.
Выполнение разметки прямоугольника с помощью
угольника.
Проведение сборки изделия по намеченному плану.
Выполнение контроля за производимыми
операциями (сравнение со схемой для контроля в
рабочей тетради). Выполнение переплетения деталей
из бумажных зигзагообразных полос

«геометрический орнамент» и о
пространственном размещении
его элементов.
Рассказывают об аппликации.
Рассказывают о видах бумаги
(бархатная бумага).
Разбирают объект, выделяя его
признаки, свойства и детали по
вопросам учителя.
Рассказывают о
геометрическом понятии
«прямой угол».
Вычерчивают прямой угол с
помощью линейки и угольника
под контролем учителя.
Используют приобретенный
навык при разметке деталей
изделия под контролем учителя.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Ориентируются в пространстве
при составлении
геометрического орнамента
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги,
изготовленных на уроках труда.
Размечают прямоугольник с
помощью чертежных
инструментов под контролем
учителя.
Размечают детали изделия под
прямым углом под контролем
учителя.
Выполняют разрез по коротким

«геометрический орнамент» и
о пространственном
размещении его элементов.
Рассказывают об аппликации.
Рассказывают о видах бумаги
(бархатная бумага).
Разбирают объект, выделяя
его признаки, свойства и
детали.
Рассказывают о
геометрическом понятии
«прямой угол».
Вычерчивают прямой угол с
помощью линейки и
угольника.
Используют приобретенный
навык при разметке деталей
изделия.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Ориентируются в
пространстве при составлении
геометрического орнамента
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги,
изготовленных на уроках
труда.
Размечают прямоугольник с
помощью чертежных
инструментов.
Размечают детали изделия
под прямым углом.
Выполняют разрез по
коротким линиям и

13

15. Закладка для книг со
«свободным плетением»

Рассказ о функциональном назначении изделий из
бумаги, изготовленных на уроках труда. Проведение
разметки наклонных линий с помощью угольника.
Выполнение сборки изделия по намеченному плану.
Выполнение работы по технологии «свободное
плетение» из бумаги

Работа с текстильными
материалами – 1 час
16. Изделие «Салфеткаприхватка»

Рассказ о функциональном назначении изделий из
ткани. Разбор изделия, выделение его основных
признаков и деталей. Повторение правил работы с
режущими и колющими инструментами.
Проведение сборки изделия по намеченному плану.
Выполнение соединения деталей изделия строчкой
косого стежка

линиям и используют
соответствующий прием
вырезания ножницами из
бумаги.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Контролируют выполняемые
операции.
Переплетают детали из
бумажных зигзагообразных
полос
Рассказывают о применении
закладок.
Рассказывают о
геометрических понятиях
«прямой угол», «острый угол»,
«тупой угол». Вычерчивают
острый угол с помощью
угольника под контролем
учителя. Используют этот
способ разметки при
изготовлении изделия.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Владеют «свободным
плетением» из бумаги
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из ткани.
Разбирают объект, выделяя его
признаки, свойства и детали по
вопросам учителя.
Рассказывают о правилах
работы режущими и колющими
инструментами.

используют соответствующий
прием вырезания ножницами
из бумаги.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Контролируют выполняемые
операции.
Переплетают детали из
бумажных зигзагообразных
полос
Рассказывают о
применении закладок.
Рассказывают о
геометрических понятиях
«прямой угол», «острый
угол», «тупой угол».
Вычерчивают острый угол с
помощью угольника.
Используют этот способ
разметки при изготовлении
изделия.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Владеют «свободным
плетением» из бумаги
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из ткани.
Разбирают объект, выделяя
его признаки, свойства и
детали.
Рассказывают о правилах
работы режущими и
колющими инструментами.

14

Работа с металлом – 2 часа
17. Изделие «Дерево»

Знакомство с функциональным назначением изделий
из металла.
Беседа о видах, свойствах, цвете, технологической
ручной обработке металлов и об используемых при
этом инструментах. Освоение приемов
формообразования: сминание, сжимание,
скручивание алюминиевой фольги.
Выполнение сборки изделия по намеченному плану

18. Изделие «Паук»

Рассказ о функциональном назначении изделий из
металла. Беседа о видах, свойствах, цвете,
технологической ручной обработке металлов и об
используемых при этом инструментах. Выполнение
приемов формообразования (сминания, сжимания и
скручивания) изделий из алюминиевой фольги.
Выполнение сборки изделия по намеченному плану

Работают в соответствии с
намеченным планом.
Сметывают детали изделия
строчкой прямого стежка. под
контролем учителя
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из металла.
Рассказывают о видах,
свойствах, цвете,
технологической ручной
обработке металлов и об
используемых при этом
инструментах. Сгибают,
разрывают и разрезают по
линии сгиба алюминиевую
фольгу под контролем
учителя. Владеют приемами
формообразования изделий из
алюминиевой фольги.
Работают в соответствии с
намеченным планом
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из металла.
Рассказывают о видах,
свойствах, цвете,
технологической ручной
обработке металлов и об
используемых при этом
инструментах. Сгибают,
разрывают и разрезают по
линии сгиба алюминиевую
фольгу под контролем
учителя.

Работают в соответствии с
намеченным планом.
Сметывают детали изделия
строчкой прямого стежка
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из металла.
Рассказывают о видах,
свойствах, цвете,
технологической ручной
обработке металлов и об
используемых при этом
инструментах. Сгибают,
разрывают и разрезают по
линии сгиба алюминиевую
фольгу. Владеют приемами
формообразования изделий
из алюминиевой фольги.
Работают в соответствии с
намеченным планом
Рассказывают о
функциональном
назначении изделий из
металла. Рассказывают о
видах, свойствах, цвете,
технологической ручной
обработке металлов и об
используемых при этом
инструментах. Сгибают,
разрывают и разрезают по
линии сгиба алюминиевую
фольгу.
Владеют приемами

15

Работа с бумагой и
картоном – 7 часов
19.Изделие
«Геометрическая фигурараскладка»

Рассказ о чертежных инструментах и правилах
работы циркулем.
Деление круга на равные части способом
складывания. Выполнение сборки изделия по
намеченному плану. Выполнение склеивания
деталей и сборка изделия с помощью клея

20. Объемное елочное
украшение, елочная игрушка
«Солнышко»

Повторение функционального назначения изделий
из бумаги. Разбор изделия, выделение его основных
признаков и деталей. Выполнение деления круга на
равные части с помощью угольника и линейки.
Проведение сборки изделия по намеченному плану.
Выполнение склеивания деталей и сборка изделия с
помощью клея

Владеют приемами
формообразования изделий
из алюминиевой фольги.
Работают в соответствии с
намеченным планом
Рассказывают о геометрической
фигуре «круг».
Рассказывают о чертежных
инструментах и правилах
работы циркулем.
Владеют приемом вырезания по
кругу.
Делят круг на равные части
способом сгибания. Владеют
умением сгибания бумаги.
Владеют приемами склеивания
деталей и сборки изделия с
помощью клея под контролем
учителя
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Разбирают объект, выделяя его
признаки, свойства и детали по
вопросам учителя.
Рассказывают о
геометрической фигуре «круг».
Рассказывают правила
вычерчивания окружности с
применением циркуля или по
шаблону.
Вырезают по короткой прямой
и по кругу.
Делят круг на равные части с

формообразования изделий
из алюминиевой фольги.
Работают в соответствии с
намеченным планом
Рассказывают о
геометрической фигуре
«круг».
Рассказывают о чертежных
инструментах и правилах
работы циркулем.
Владеют приемом вырезания
по кругу.
Делят круг на равные части
способом сгибания.
Владеют умением сгибания
бумаги.
Владеют приемами
склеивания деталей и сборки
изделия с помощью клея
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Разбирают объект, выделяя
его признаки, свойства и
детали.
Рассказывают о
геометрической фигуре
«круг».
Рассказывают правила
вычерчивания окружности с
применением циркуля или по
шаблону.
Вырезают по короткой
прямой и по кругу.

16

21. Растягивающаяся
игрушка «Матрешка»

Рассказ о функциональном назначении изделий из
бумаги. Определение особенностей конструкции
изделия. Овладение способом тиражирования для
получения большого количества одинаковых
деталей.
Выполнение деления круга на равные части с
помощью угольника.
Выполнение склеивания деталей изделия с
использованием приема «точечное склеивание»

22. Елочное украшение
«Птица»

Повторение материала о функциональном
назначении изделий из бумаги.
Определение особенностей конструкции изделия.
Выполнение приема разметки деталей изделия по
шаблону. Овладение приемом: «надрез по короткой
линии». Выполнение вырезания симметричных
деталей из бумаги, сложенной пополам.
Осуществление контроля за правильностью
выполнения трудовых действий

помощью угольника и
линейки. Работают в
соответствии с намеченным
планом.
Владеют навыком склеивания
деталей и сборки изделия с
помощью клея под контролем
учителя
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Определяют особенности
конструкции изделия по
вопросам учителя. Владеют
способом тиражирования для
получения большого
количества одинаковых
деталей. Размечают заготовки
с помощью линейки под
контролем учителя. Вырезают
по кругу.
Делят круг на равные части с
помощью угольника.
Склеивают детали изделия с
использованием приема
«точечное склеивание»
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Определяют особенности
конструкции изделия по
вопросам учителя.
Владеют приемами разметки
деталей изделия по шаблону.
Владеют приемом «надрез по

Делят круг на равные части с
помощью угольника и
линейки.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Владеют навыком склеивания
деталей и сборки изделия с
помощью клея
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Определяют особенности
конструкции изделия.
Владеют способом
тиражирования для
получения большого
количества одинаковых
деталей. Размечают заготовки
с помощью линейки.
Вырезают по кругу.
Делят круг на равные части с
помощью угольника.
Склеивают детали изделия с
использованием приема
«точечное склеивание»
Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Определяют особенности
конструкции изделия.
Владеют приемами разметки
деталей изделия по шаблону.
Владеют приемом «надрез по
короткой линии».

17

23. Елочное украшение
«Снежинка»

Разбор изделия: форма изделия, конструкция
изделия и пространственное соотношение его
деталей.
Складывание базовой формы «змей» и
использование ее в изделии.
Чтение схем-рисунков с условными обозначениями.
Выполнение сборки изделия по намеченному плану.
Осуществление контроля за правильностью
выполнения трудовых действий

24. Летающая модель
«Планер»

Проведение беседы о чертеже. Чтение чертежа и
технического рисунка по чертежным линиям.
Выполнение разметки с опорой на чертеж.
Сравнение своего чертежа с контрольной схемой в

короткой линии».
Владеют приемом вырезания
симметричных деталей из
бумаги, сложенной пополам
под контролем учителя.
Контролируют правильность
выполнения трудовых действий
по вопросам учителя
Определяют геометрическую
форму изделия, конструкцию
изделия и пространственное
соотношение его деталей.
Рассказывают о геометрических
фигурах «квадрат»,
«треугольник»,
«многоугольник» и их
признаках.
Складывают базовую форму
«змей» и используют ее в
изделии под контролем
учителя.
Владеют навыком чтения схемрисунков с условными
обозначениями под контролем
учителя.
Работают в соответствии с
намеченным планом.
Ориентируются в пространстве.
Контролируют правильность
выполнения трудовых действий
по вопросам учителя
Рассказывают о чертеже.
Читают чертеж и технический
рисунок по чертежным линиям.
Называют чертежные линии.

Владеют приемом вырезания
симметричных деталей из
бумаги, сложенной пополам.
Контролируют правильность
выполнения трудовых
действий

Определяют геометрическую
форму изделия, конструкцию
изделия и пространственное
соотношение его деталей.
Рассказывают о
геометрических фигурах
«квадрат», «треугольник»,
«многоугольник» и их
признаках.
Складывают базовую форму
«змей» и используют ее в
изделии.
Владеют навыком чтения
схем-рисунков с условными
обозначениями. Работают в
соответствии с намеченным
планом. Ориентируются в
пространстве.
Контролируют правильность
выполнения трудовых
действий

Рассказывают о чертеже.
Читают чертеж и технический
рисунок по чертежным
линиям.

18

рабочей тетради.
Проведение сборки изделия по намеченному плану

25. Летающая модель
«Самолет»

Чтение чертежа и технического рисунка по
чертежным линиям. Выполнение разметки с опорой
на чертеж.
Сравнение своего чертежа с контрольной схемой в
рабочей тетради.
Выполнение контроля за правильностью
выполнения трудовых действий

Работа с текстильными
материалами – 1 час
26. Аппликация
«Цветок из ниток»

Рассказ об изделиях декоративно-прикладного
искусства.
Знакомство с видами, свойствами ниток, видами
работы с нитками.
Разбор аппликации, выделение деталей и их
пространственное соотношение.
Выполнение связывания ниток в пучок.
Проведение сборки изделия по намеченному плану

Находят общие детали в
чертеже и на объемном
рисунке объекта по вопросам
учителя. Выполняют разметку
изделия с опорой на чертеж
под контролем учителя.
Выполняют контрольные
операции.
Действуют в соответствии с
планом работы.
Читают чертеж по чертежным
линиям.
Называют чертежные линии.
Находят общие детали в
чертеже и на объемном рисунке
объекта.
Выполняют разметку изделия с
опорой на чертеж под
контролем учителя. Выполняют
контроль операций по вопросам
учителя. Действуют в
соответствии с планом работы.
Контролируют правильностью
выполнения трудовых действий
Рассказывают об изделиях
декоративно-прикладного
искусства.
Рассказывают об аппликации.
Рассказывают о видах,
свойствах ниток, видах работы
с нитками.
Рассматривают аппликацию,
выделяя в ней детали и их
пространственное

Называют чертежные линии.
Находят общие детали в
чертеже и на объемном
рисунке объекта.
Выполняют разметку изделия
с опорой на чертеж.
Выполняют контрольные
операции.
Действуют в соответствии с
планом работы.
Читают чертеж по чертежным
линиям.
Называют чертежные линии.
Находят общие детали в
чертеже и на объемном
рисунке объекта.
Выполняют разметку изделия
с опорой на чертеж.
Выполняют контроль
операций. Действуют в
соответствии с планом
работы.
Контролируют правильностью
выполнения трудовых
действий
Рассказывают об изделиях
декоративно-прикладного
искусства.
Рассказывают об аппликации.
Рассказывают о видах,
свойствах ниток, видах
работы с нитками.
Рассматривают аппликацию,
выделяя в ней детали и их
пространственное

19

Работа с проволокой – 1
час
27. Декоративные фигурки
птиц, зверей, человечков

Работа с бумагой и
картоном – 2 час
28.Экскурсия в мастерскую
по картонажнопереплетному делу
29. Изделие «Открытая
коробочка»

Рассказ о видах проволоки, ее свойствах, приемах
сгибания. Выполнение приемов
формообразования изделий из проволоки. Разбор
изделия. Выполнение изделия по намеченному
плану

Рассказ о функциональном назначении изделий из
бумаги (коробочки).
Чтение схем-рисунков с условными обозначениями.
Изготовление открытой коробочки способом
сгибания бумаги.
Выполнение изделия по намеченному плану

соотношение по вопросам
учителя. Работают в
соответствии с намеченным
планом под контролем учителя
Рассказывают о видах
проволоки, ее свойствах,
приемах ее сгибания.
Разбирают объект и действуют
в соответствии с намеченным
планом работы по вопросам
учителя

соотношение.
Работают в соответствии с
намеченным планом

Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Определяют названия вида
искусства, в котором изделия
складываются из бумаги по
вопросам учителя.
Рассказывают о приемах
сгибания бумаги.
Складывают базовую форму
«треугольник» и на ее основе
коробочку под контролем
учителя.
Складывают базовую форму
«блин» и на ее основе
коробочку под контролем
учителя. Действуют в
соответствии с намеченным
планом работы

Рассказывают о
функциональном назначении
изделий из бумаги.
Определяют названия вида
искусства, в котором изделия
складываются из бумаги.
Рассказывают о приемах
сгибания бумаги.
Складывают базовую форму
«треугольник» и на ее основе
коробочку.
Складывают базовую форму
«блин» и на ее основе
коробочку.
Действуют в соответствии с
намеченным планом работы

Рассказывают о видах
проволоки, ее свойствах,
приемах ее сгибания.
Разбирают объект и
действуют в соответствии с
намеченным планом работы

20

Работа с древесиной – 2
часа
30.Что ты знаешь о
древесине? Экскурсия в
мастерскую по
деревообработке
31. Аппликация из
карандашной стружки
«Цветок»

Работа с текстильными
материалами – 3 часа
32. Пришивание пуговиц с
четырьмя сквозными
отверстиями

Выполнение обработки древесины ручными
инструментами.
Применение карандашной стружки в аппликации.
Выполнение приемов получения древесной стружки
в процессе заточки карандаша с применением
точилки и соединения кусочков карандашной
стружки. Освоение технологии клеевой обработки
деталей из
карандашной стружки

Беседа о различных операциях по ремонту одежды.
Овладение технологией пришивания пуговиц с
четырьмя сквозными отверстиями.
Повторение правила работы с иглой.
Выполнение приемов отрезание нитки нужной
длины, завязывание узелка на конце нитки.
Проведение работы по намеченному плану

Рассказывают о древесных
материалах, их свойствах и
ручной обработке различными
видами резцов.
Владеют приемом получения
древесной стружки в процессе
заточки карандаша с
применением точилки.
Изготовление аппликации с
применением карандашной
стружки под контролем
учителя.
Владеют приемами затачивания
карандаша, соединения
кусочков карандашной стружки
и технологией клеевой
обработки деталей из
карандашной стружки
Рассказывают о различных
операциях по ремонту
одежды. Рассказывают о
пуговицах и различают их.
Владеют технологией
пришивания пуговиц с
четырьмя сквозными
отверстиями с частичной
помощью учителя.
Рассказывают правила работы с
иглой.

Рассказывают о древесных
материалах, их свойствах и
ручной обработке различными
видами резцов.
Владеют приемом получения
древесной стружки в процессе
заточки карандаша с
применением точилки.
Изготовление аппликации с
применением карандашной
стружки.
Владеют приемами
затачивания карандаша,
соединения кусочков
карандашной стружки и
технологией клеевой
обработки деталей из
карандашной стружки
Рассказывают о различных
операциях по ремонту
одежды.
Рассказывают о пуговицах
и различают их. Владеют
технологией пришивания
пуговиц с четырьмя
сквозными отверстиями.
Рассказывают правила работы
иглой.
Отрезают нитку нужной

21

33. Пришивание пуговиц с
ушком

Обучение технологии пришивания пуговиц с ушком.
Повторение правила работы с иглой.
Овладение приемами отрезание нитки нужной
длины, завязывание узелка на конце нитки.
Работа по намеченному плану

34. Ремонт одежды.
Изготовление и пришивание
вешалки

Беседа о различных операциях при ремонте одежды.
Овладение технологией изготовления и пришивания
вешалки.
Повторение правила работы с иглой.
Овладение приемами отрезания нитки нужной
длины, завязывания узелка на конце нитки.
Выполнение работы по намеченному плану

Отрезают нитку нужной длины,
завязывают узелок на конце
нитки под контролем учителя.
Работают по намеченному
плану
Рассказывают о пуговицах и
различают их. Владеют
технологией пришивания
пуговиц с ушком с частичной
помощью учителя.
Рассказывают правила работы
с иглой.
Отрезают нитку нужной длины,
завязывают узелок на конце
нитки под контролем учителя.
Работают по намеченному
плану
Рассказывают о различных
операциях при ремонте
одежды. Рассказывают правила
работы с иглой.
Отрезают нитку нужной длины,
завязывают узелок на конце
нитки.
Рассказывают о строчке
прямого и косого стежков и
применяют их при
изготовлении и пришивании
вешалки.
Работают по намеченному
плану под контролем учителя.
Изготавливают лекало вешалки
из бумаги, размечают и
выкраивают деталь из ткани,
сшивают вешалку и пришивают

длины, завязывают узелок на
конце нитки.
Работают по намеченному
плану
Рассказывают о пуговицах и
различают их. Владеют
технологией пришивания
пуговиц с ушком.
Рассказывают правила
работы с иглой.
Отрезают нитку нужной
длины, завязывают узелок на
конце нитки. Работают по
намеченному плану

Рассказывают о различных
операциях при ремонте
одежды.
Рассказывают правила работы
с иглой.
Отрезают нитку нужной
длины, завязывают узелок на
конце нитки.
Рассказывают о строчке
прямого и косого стежков и
применяют их при
изготовлении и пришивании
вешалки.
Работают по намеченному
плану.
Изготавливают лекало
вешалки из бумаги, размечают
и выкраивают деталь из ткани,

22

ее к ткани под контролем
учителя

сшивают вешалку и
пришивают ее к ткани

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».