Рабочая программа по речевой практике для обучающихся 2 класса 1 вариант. Педагог Ивакина Н.А

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Утверждаю:
Директор
________
/Н.И.Шляпникова /
Приказ №
от «
» ________ 2016

Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» _______20__Г

Рабочая программа
по речевой практике для обучающихся 2 класса
с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2024-2025 уч. год

Составитель: Ивакина Н.А.,
учитель первой квалификационной категории

Г. Реж, 2024 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями),
утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г.;
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»
Цель обучения: развитие речевой коммуникации обучающихся для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи обучения:
− совершенствование речевого опыта;
− обогащение языковых средств;
− формирование выразительной стороны речи;
− формирование умений и навыков связной речи;
− воспитание культуры речевого общения.
Краткая характеристика обучающихся 2 класса.
У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. псих. функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой
сфере. Слабая моторика рук.
В классе 1 вариант обучающихся.
По результатам обучения в 1 классе, обучающихся можно отнести к достаточному и минимальному уровню. По результатам консилиума
№240 от 7 августа 2024 года к достаточному уровню относятся: Игнатьев Павел, Егоров Тимофей, Щегалева Варвара, Леонтьев Арсений. К
минимальному: Слободчиков Мирон, Шакина Валерия, Коробицына Елена, Расчектаева Валерия. На достаточном уровне ребята охотно принимают
участие в ролевых играх. Отвечают на вопросы учителя. На минимальном уровне ребята научились работать с трафаретом, шаблоном, проводить
линии по контуру с помощью учителя. Соблюдают пределы контура при штриховке фигуры под контролем. В ролевых играх участвуют неохотно.
На вопросы учителя отвечают с трудом.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов
не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
2

Минимальный уровень
− формулировать просьбы и желания с использованием
этикетных слов и выражений;
− участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми
возможностями;
− воспринимать на слух сказки и рассказы; отвечать на
вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный
материал;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие
стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
− участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту
ребенка;
− отвечать на вопросы учителя по содержанию
прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень
− понимать содержания небольших по объему сказок,
рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы;
− понимать содержания детских радио - и телепередач,
отвечать на вопросы учителя;
− выбирать правильные средства интонации с опорой на
образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
− активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
− высказывать свои просьбы и желания; выполнение речевых
действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя
соответствующие этикетные слова и выражения;
− участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки
по темам речевых ситуаций;
− составлять рассказы с опорой на картинный или картинно
символический план.

Личностные
Минимальный уровень
Достаточный уровень
−
владение
принятыми
ритуалами
социального
− владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
взаимодействия;
социального взаимодействия;
− понимание личной ответственности за свои поступки на
− понимание личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о этических нормах и правилах поведения в основе представлений о этических нормах и правилах поведения в
современном обществе.
современном обществе;
− в предложенных педагогом ситуациях общения и
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.

3

Содержание учебного курса
Раздел
1. Аудирование

Дидактические единицы
Развитие у детей у детей способности
воспринимать и пониматьобращенную к ним речь.
Слушание
и
запоминание ряда речевых
комплексов и слов (2 слога, 2 – 3 слова).
Слоги и слова с рядом свистящих и шипящих
звуков, дифференциация свистящих и шипящих
звуков.
Слоги и односложные слова со стечением двух –
трех согласных.
Слова, близкие по звучанию.
2. Дикция
и Отработка у школьников четкости произношения,
выразительност эмоциональной выразительности речи. Голос,
ь речи
сила голоса. Индивидуальные и хоровые
упражнения с использованием силы голоса.
Мимика и жесты. Лицо, выражение лица.
Практическое использование мимики в речевых
ситуациях.
3. Подготовка
В
содержание
раздела
входит
перечень
речевой
лексических тем и речевых ситуаций по
ситуации
и названным темам, связанных со школьной жизнью
организация
и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с
высказывания
окружающими.
Рассказ и не рассказ, тема рассказа, ее
обсуждение. Заголовок к речевой ситуации.
Активизация, обогащение, уточнение словаря по
теме.
Составление из символов связного высказывания
из 3 – 5 предложений. Использование личных

Коррекционная работа
Упражнения на нахождение и исправление ошибок
Описание предметов по плану
Использование картинного материала
Этические беседы

Упражнения по поиску сходств и различий при сравнении
изображений
Игровые упражнения
Речевые упражнения
Тесты
Упражнения на нахождение и исправление ошибок
Описание предметов по плану
Использование картинного материала
Этические беседы
Психологический настрой
Создание «ситуации успеха»

4

4. Культура
общения

местоимений вместо существительного для связи
предложений в тексте.
Использование известных, новых слов в ролевой
игре по теме.
Проведение специальной работы по обогащению
речи учащихся словами, оборотами, служащими
для
выражения
благодарности,
просьбы,
приветствия.
Выражение
благодарности.
Вежливые слова. Тон речи.
Речевое внимание к собеседнику. Поведение
собеседников в ходе беседы.

Использование сигнальных карточек, схем
Упражнения на тренировку произвольного внимания,
запоминания
Игровые упражнения
Речевые упражнения
Физминутки
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

Календарно-тематическое планирование – 68 часов
Тема
1. Снова в школу!
2. Игра «Приветствие»
3. Общее настроение ситуации
4. Составление рассказа «День знаний»
5. Беседа «Праздник школы»
6. Что за чудная пора? Отдыхает детвора.
7. Игра «Рассказ по кругу»
8. Составление предложений о лете.
9. Дополнение предложений с опорой на картинки.
10. Истории о прошедшем лете.
11. Игра «Копилка вопросов»

Коли-во
часов

Дата

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5

12. Наши любимые сказки. Беседа. Экскурсия
13. Знакомство со сказкой «Три поросёнка».
14. Разучивание песенки трёх поросят.
15. Моделирование мини -диалогов
16. Коллективное рассказывание сказки «Три поросёнка»
17. Сказка «Три поросёнка»
18. Инсценирование отрывка сказки «Три поросёнка»
19. Расскажи мне о школе
20. Моделирование диалогов «сообщение – уточнение»
21. Помещения школы.
22. Составление рассказа о своей школе с опорой на символы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23. Игра «Угадай, где я был»
24. Моделирование возможных диалогов
25. Алло, алло!
26. Моделирование телефонных разговоров
27. Правила ведения телефонного разговора
28. Разные модели телефонов
29. Сигналы телефонной сети
30. Моделирование типового диалога с диспетчером
31. Традиции празднования дня рождения.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

32. Подарки на день рождения. Экскурсия в магазин сувениров.
33. Мы в гостях на день рождении
34. День рождения! Знакомимся с гостями.
35. День рождения! Провожаем гостей.
36. Составление рассказа о праздновании дня рождения
37. Кто такой дежурный?
38. Составление рассказа о дежурстве в столовой
39. Диалог между дежурным учеником и работником столовой

1
1
1
1
1
1
1
1
6

40. Обязанности дежурного по столовой
41. Ролевая игра «В столовой»
42. Обязанности дежурного по классу
43. Игра «Живое предложение»
44. Практическое занятие «Я дежурный»
45. У меня есть щенок.

1
1
1
1
1
1

46. Игра «Учу попугая говорить»
47. «А у нас в квартире кот! А у вас?»
48. Игра «Узнай моего питомца»
49. Знакомство с песней Ю.Чичкова, сл. П.Синявского «Мой щенок»
50. Игра «Узнай моего питомца»
51. Знакомство с стихотворением И. Михалков «Щенок»
52. Знакомство со сказкой «Красная Шапочка»
53. Проигрывание фрагментов из сказки «Красная Шапочка»
54. Звуковые загадки
55. Коллективное рассказывание сказки
56. Просмотр мультипликационного фильма «Красная Шапочка»
57. Инсценирование сказки «Красная Шапочка»
58. Проигрывание фрагментов из сказки «Красная Шапочка»
59. Я записался в кружок!
60. Я иду в кружок. Кто со мной?
61. Я тоже занимаюсь в кружке. Беседа
62. Я записался в кружок. Конструирование реплик-обращений.
63. Игра «Живое предложение»
64. Занятия в спортивной секции. Экскурсия в «Антей»
65. Составление рассказа о занятиях в кружках.
66. Здравствуй, лето!
67. Подведение итогов за год

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

68. Подвижные игры на воздухе.

Раздел

Тема

1

Содержание

Дата

Достаточный уровень
Добро
пожаловать!
(6ч.)

История
лете!
(6ч.)

1.Снова в школу!
2.Игра
«Приветствие»
3.Общее
настроение
ситуации
4.Моделирование
мини –диалогов
5.Составление
рассказа
«День
знаний»
6.Беседа «Праздник
школы»

Беседа
с
привлечением
личного опыта, ответы на
вопросы
на
основе
иллюстраций, выбор картинки,
соответствующей
предложению,
повторение
предложений за учителем,
составление
предложений,
ответы
на
вопросы.
Тренировочные упражнения в
использовании приветливого
выражения
лица,
произнесении
реплик
приветливым
тоном.
Конструирование диалогов на
основе иллюстраций. Ролевые
игры по теме.
о 1.Что за чудная Отгадывание загадки; беседа
пора?
Отдыхает по картинке; работа с условнодетвора.
графическими изображениями.
2.Игра «Рассказ по Разучивание считалки; игры
кругу»
«Рассказ по кругу», «Дополни
3.Составление
предложение»,
«Копилка

Минимальный уровень

Применяют на практике правила Повторяют (слушают)
поведения
(на
уроке,
на одноклассниками.
перемене)
Отвечают на вопросы учителя в
процессе беседы. Проигрывают
ситуаций, изображённых на
картинке
Составляют
предложения
(рассказ) на заданную тему.

за

Под руководством учителя
Слушают.
«проигрывают»
обозначенные Составляют предложения по
ситуации.
наводящимвопросам
Дополняют
предложения
с
опорой на картинки.
Распространяют
рассказ
по
8

Наши
любимые
сказки
(6ч.)

О школе.
(6ч.)

предложений
о
лете.
4.Дополнение
предложений
с
опоройна картинки.
5Истории
о
прошедшем лете
6.Игра
«Копилка
вопросов»

вопросов».
плану.
Уметь правильно обращаться к Составляют
незнакомому
человеку. предложения.
Приветствовать взрослых и
ровесников

1.Наши любимые
сказки.
Беседа.
Экскурсия.
2.Знакомство
со
сказкой
«Три
поросёнка».
3.Разучивание
песенка
трёх
поросят.
4.Коллективное
рассказывание
сказки
«Три
поросёнка»
5.Сказка
«Три
поросёнка»
6.Инсценирование
отрывка
сказки
«Три поросёнка»
1.Расскажи мне о
школе
2.Моделирование

Отгадывание
загадки,
«звуковое письмо».
Работа
с
картинками;
выборочный пересказ с опорой
на иллюстрации. Разучивание
песенки из сказки.
Инсценирование,
моделирование
диалогов.
Драматизация
отдельных
сюжетов,
просмотр
мультфильма.

вопросительные

Слушают чтение сказки
Слушают чтение
«Три
поросёнка». Участвуют
Пересказывают и инсценируют инсценировании.
сказку.
Передают
голосом
характер
героев
сказки
Проговаривают
правила
культурного
поведения
в
обществе.

в

Беседа.
Моделирование Рассказывают
о
правилах Повторяют правила
диалогов
на
основе поведения в школе и на уроке
иллюстраций с опорой на Называют помещения в школе,
9

диалогов
«сообщение
–
уточнение»
3.Помещения
школы.
4.Составление
рассказа о своей
школе с опорой на
символы
5.Игра «Угадай, где
я был»
6.Моделирование
возможных
диалогов

имеющиеся
знания.
Составление
рассказа
об
отдельных местах в школе;
игра «Угадай, где я был».
Составление рассказов из
личного опыта по теме
ситуации с опорой на план и
иллюстрации.
Составление
рассказов об отдельных местах
в школе.

назначение
Составляют рассказ о своей
школе
Участвуют в предложенных
ситуациях,
диалогах
на
школьную тему.

Общение по 1.Алло, алло!
телефону
2.Моделирование
(6ч.)
телефонных
разговоров
3.Правила ведения
телефонного
разговора
4.Разные
модели
телефонов
5.Сигналы
телефонной сети
6.Моделирование
типового диалога с
диспетчером

Конструирование
предложений с соблюдением
правил:
говорить
чётко,
громко,
использовать
приветствие
в
начале
разговора, завершать разговор
фразой
прощания.
Упражнения
в
наборе
заданного телефонного номера
на телефонных аппаратах
разных типов. Упражнения в
чтении телефонных номеров
разных
типов.
Конструирование возможных
реплик в телефонном диалоге
с опорой на иллюстрации.

Называют слова –приветствия.
Повторяют
Ориентируются в разнообразии Слушают
телефонов.
Называют правила общения.
Применяют полученные
знания на практике.

10

С
днем 1.Традиции
рождения!
празднования дня
(6ч.)
рождения.
2.Подарки на день
рождения.
Экскурсия
в
магазин сувениров.
3. Мы в гостях на
день рождении
4.День рождения!
Знакомимся
с
гостями.
5.День рождения!
Провожаем гостей.
6.Составление
рассказа
о
праздновании дня
рождения
Дежурный
1.Кто
такой
(8ч.)
дежурный?
2.Составление
рассказа
о
дежурстве
в
столовой
3.Диалог
между
дежурным
учеником
и
работником
столовой
4.Обязанности
дежурного
по

Беседа
с
привлечением
личного
опыта.
Конструирование
предложений
с
нужной
интонацией. Предложения поздравления
и
ответные
реплики.
Поздравления,
адресованные ровеснику и
взрослому.
Составление
рассказа о праздновании дня
рождения
с
опорой
на
картинно-символический план

Участвуют в беседе, составляют Включаются в беседу
предложения с опорой на
картинку и графическую схему,
отвечают на вопросы в беседе

Закрепить среди учащихся
понимание социальной роли
дежурного
по
классу.
Повысить
ответственность
воспитанников за порядок в
классе,
наметить
пути
совершенствования
организации
дежурства.
Помочь каждому ученику
самовыразиться.
Тренировочные упражнения в
произнесении
реплики
интонацией
просьбы.

Строят простые предложения и Включаются в беседу
короткие рассказы с опорой на Строят
простые
символический план.
предложения
Строят высказывания
содержащие
просьбу.
Составляют рассказы из личного
опыта. Ведут диалог, используя
вежливые слова

11

столовой
Формирование
5.Ролевая игра «В взаимопомощи.
столовой»
6.Обязанности
дежурного
по
классу
7.Игра
«Живое
предложение»
8.Практическое
занятие
«Я
дежурный»
Мой
домашний
питомец
(7ч.)

1.У
меня
есть
щенок.
2.Игра
«Учу
попугая говорить»
3.«А у нас в
квартире кот! А у
вас?»
4.Игра
«Узнай
моего питомца»
5.Знакомство
с
песней Ю.Чичкова,
сл. П.Синявского
«Мой щенок»
6.Игра
«Узнай
моего питомца»
7. Знакомство с
стихотворением И.
Михалков
«Щенок»

навыков

Подбор
слов,
точно
характеризующих щенков на
иллюстрациях, игра «Живое
предложение», прослушивание
детских песен на тему), игра
«Раз вопрос, два вопрос».
Составление
рассказаописания, игра «Узнай моего
питомца».
Работа
с
содержанием стихотворения
С.
Михалкова
«Щенок»:
беседа
по
содержанию,
составление
рассказа
о
происшествии, описанном в
стихотворении, проигрывание
ситуации.
Составление
рассказа о происшествии с
домашним
питомцем
(на
основе
личного
опыта,

Строят
предложения
на Слушают чтение
заданную тему, отвечают на Участники
вопросы полным предложением. моментов
Используют
на
практике
полученныезнания.
Слушают
чтение
учителя
Участники игровых моментов

учителя.
игровых

12

Сказка
1.Знакомство
со
снова к нам сказкой «Красная
пришла
Шапочка»
(7ч)
2.Проигрывание
фрагментов
из
сказки
«Красная
Шапочка»
3.Звуковые загадки
4.Коллективное
рассказывание
сказки
5.Просмотр
мультипликационн
ого
фильма
«Красная
Шапочка»
6.Инсценирование
сказки
«Красная
Шапочка»
7.Проигрывание
фрагментов
из
сказки
«Красная
Шапочка»
Я записался 1.Я записался в
в кружок
кружок!
(10 .)
2.Я иду в кружок.
Кто со мной?
3.Я
тоже

иллюстрации, серии картинок
и т. д. по выбору учителя)
Беседа,
работа
с
иллюстрацией,
отгадывание
загадки,
коллективный
пересказ
с
опорой
на
иллюстрации,
драматизация
фрагментов сказки, ролевая
игра по сюжету сказки,
прослушивание аудиозаписи
сказки,
просмотр
мультипликационного фильма,
игры
«Живые
загадки»,
«Звуковые
загадки»).
Инсценирование сказки

Беседа,
работа
с
иллюстрацией,
конструирование возможных
реплик-обращений в ситуации
записи в кружок, спортивную

Слушают
чтение
сказки Слушают чтение сказки
Пересказывают
сказку. Высказывают отношения к
Инсценируют
сказку. героям
Анализируют,
высказывают
отношения кгероям

Строят реплику - предложение, Работают
с
картинками
альтернативные
ответные Включаются в беседу
реплики.
Составляют диалог покартинкам
Делают простейшие обобщения,
13

занимаюсь
в секцию; диалог, составление сравнивают, классифицируют на
кружке. Беседа
рассказа по плану
наглядном материале.
4. Я записался в
Дают словесные отчёты о
кружок.
выполняемом
действии,
Конструирование
поддерживают диалог.
реплик-обращений.
5.Игра
«Живое
предложение»
6.Занятия
в
спортивной секции.
Экскурсия
в
«Антей»
7.Составление
рассказа о занятиях
в кружках.
8. Здравствуй, лето!
9.Подведение
итогов за год
10.Подвижные
игры на воздухе.

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».