Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» ______20___г Рабочая программа по математике для обучающихся 1 класса (АООП 1 вариант) Составитель: Карфидова Н.В. Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж – 2024 - Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с: - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 -Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар» - Программой образования «Центр «Дар» Цель обучения – подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками. Задачи: формирование умения выделять свойства предметов, такие как цвет, форма, размер и сравнивать их по свойствам предметов; формирование умения определять положения предметов относительно себя, друг друга, показывать на себе положение частей тела, определять положение предметов на плоскости и в пространстве; формирование умения образовывать числа первого десятка, писать цифры, обозначающие числа первого десятка, их сравнение, выполнять арифметические действия (сложение и вычитание) с ними; формирование умения решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка; формирование первоначальных представлений о геометрических фигурах. Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика». На изучение учебного предмета «Математика» по учебному плану в 1 классе отводится 3 часа в неделю, 33 учебных недели, 99 часов в год. Содержание рабочей программы Раздел Дидактические единицы Пропедевтика Формирование интереса к учению (осознание себя как ученика, одноклассника, друга; адекватно использовать ритуалы школьного поведения). Умение слушать и отвечать на простые опросы учителя, ориентироваться в учебнике, на листе бумаги. Вступать в контакт и работать в коллективе. Представление о величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче 2 Нумерация Единицы измерения и их соотношения (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий). Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий. е количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих. е небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Сравнение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади,справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы. Количественные и временные представления: Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Возраст. Геометрический материал. Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 9. Число и цифра 0. Образование, название, записьчисла 10. 10 единиц – 1 десяток. Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными числовыми группами по 2). Количественные,порядковые числительные. Соотношение количества, числительного, цифры. Счет в заданных пределах. Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число. Получение следующего числа путемприсчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа. Сравнение чисел в пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметныхсовокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше. Состав чисел первого десятка из единиц. Состав чисел первого десятка из двух частей (чисел), в том числе с опорой напредставление предметной совокупности в виде двух составных частей. Единицы измерения (меры) стоимости - копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к. Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства. Единица измерения (мера) длины – сантиметр (1 см). Измерение длины предметов с помощью модели сантиметра. Прибор для измерения длины – линейка. Измерение длины предметов с помощью линейки. 3 Единица измерения (мера) массы – килограмм (1 кг). Прибор для измерения массы – весы. Единица измерения (мера) емкости – литр (1 л). Определение емкости предметов в литрах. Единицы измерения (меры) времени – сутки (1 сут.), неделя (1 нед.). Соотношение: неделя – семь суток. Название дней недели. Порядок дней недели. Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной мерой. Арифметические действия и Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий сложения («+») и задачи вычитания («-»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить, вычесть). Составление числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно, получится). Запись числового выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1. Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в пределах 10 на основе состава чисел, ее использование при выполнении действия вычитания. Переместительное свойство сложения (практическое использование). Нуль как результат вычитания (5 – 5 = 0). Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ задачи. Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложения и вычитания: на нахождение суммы и разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. Геометрический материал Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы одинаковой и разной формы. Точка. Линии: прямая, кривая. Построение прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению ккраю листа бумаги. Построение прямой линии через одну точку, две точки. Отрезок. Измерение длины отрезка (в мерках произвольной длины, в сантиметрах). Построение отрезка заданной длины.Овал: распознавание, называние. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам). Умение работать с учебными принадлежностями по математике, умение ориентироваться в учебнике и на доске подруководством учителя. Краткая характеристика контингента обучающихся 1 класс У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. психических функций. У части обучающихся нарушено звукопроизношение, словарный запас ограничен. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Класс разноуровневый: 1 вариант, 2 вариант. 4 Планируемые результаты освоения программы обучающимися. Предметные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень Будет возможность научиться: Будет возможность научиться: - различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе; - сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2—4 предмета; - сравнивать предметы по одному признаку; - сравнивать предметы по одному и нескольким признакам; определять положение предметов на плоскости; - называть положение предметов на плоскости и в - определять положение предметов в пространстве относительносебя; пространстве относительно себя, друг друга; показывать на себе - образовывать, читать и записывать числа первого десятка; положение частей тела, рук и т. д.; - считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10 - изменять количество предметов, устанавливать взаимно(счёт по 2, по 5, по 3 не обязателен); однозначноесоответствие; - сравнивать группы предметов (называть и показывать лишние или - образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10; недостающие не обязательно); - считать в прямом и обратном порядке по единице, по 2, по 5, - решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в по 3 в пределах 10; пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала; - оперировать количественными и порядковыми числительными; - пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей - заменять 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.); сложения и вычитания в пределах 10; - сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять - решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и недостающие, убирать лишние предметы; разности (остатка), записывать решение в виде арифметического - решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, примера (с помощью учителя); требующие выполнения одного и двух действий; - заменять несколько монет по 1 р. (1 к.) одной монетой - пользоваться переместительным свойством сложения; достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; - пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из двух разменивать монеты достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), слагаемых; бумажную купюру достоинством 10 р. по 1 р. (1 к.) (с помощью - пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; учителя); заменять несколько монет по 1 р. (1 к.) одной монетой - строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую достоинством2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру 10 линию (не обязательно проводить прямую линию через одну и две р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 10 р. (5 к., 10 к.), точки); бумажную купюру 10 р. по 1 р. '1 к.) и другими возможными - обводить геометрические фигуры по трафарету; способами (не более трёх монет); усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их - решать простые текстовые арифметические задачи на следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в дней). виде арифметического примера; - отображать точку на листе бумаги, на классной доске; 5 - строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию; - проводить прямую линию через одну и две точки; - обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету; усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7дней). Личностные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень Будет возможность научиться: Будет возможность научиться: - принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося; - принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося; - позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно). - позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно); - начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и доступных видах хозяйственнобытового труда. Календарно — тематическое планирование — 99 ч Тема Кол – во часов Подготовка к изучению математики – 22 часа 1 1.Цвет. Классификация предметов по цвету. Назначение предметов. 2.Выделение предметов, обладающих формой круга. 1 3.Большой – маленький. 1 Различение предметов по размерам. Сравнение предметов по размерам. 4.Выделение направлений: слева, справа, в середине, между. 1 5.Выделение предметов, имеющих форму квадрата. 1 6.Пространственные представления. 1 Дата 6 Выделение положений: вверху, внизу, верхний, нижний, на, над, под. 7.Длинный – короткий. Сравнение предметов по длине. Определение пространственного положения: внутри, снаружи, в, около, рядом. 8.Выделение предметов, имеющих форму треугольника. 9.Широкий – узкий. Сравнение предметов по ширине. 10.Положения: далеко – близко, дальше – ближе, к, от. Сравнение предметов по удалённости. Экскурсия. 11.Выделение предметов, имеющих форму прямоугольника. 12.Высокий – низкий. Различение, сравнение предметов по высоте. 13.Глубокий – мелкий. Различение, сравнение предметов по глубине. 14.Отношения порядка следования: впереди, сзади, перед, за, первый, последний, крайний, после, следом, следующий за. Экскурсия. 15.Толстый – тонкий. Сравнение предметов по толщине. 16.Временные представления: сутки (утро, день, вечер, ночь), рано, поздно, сегодня, завтра, вчера, на следующий день. 17.Быстро – медленно. Сравнение предметов по скорости движения предметов. 18.Тяжёлый – лёгкий. Сравнение предметов по массе (весу). 19.Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов их составляющих: много, мало, несколько, один, ни одного. 20.Временные представления: давно, недавно, молодой, старый. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 21.Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов их составляющих: больше, меньше, столько же, одинаковое количество, лишние, недостающие предметы. 22.Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ. Первый десяток – 74 часа 23.Количество и счет. Число и цифра 1. 24.Число и цифра 2. Образование числа 2 путем присчитывания единицы. Пара. 25.Число и цифра 2. Сложение и вычитание в пределах 2. 26.Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. 27. Шар. 28.Число и цифра 3. Образование, счет в пределах 3. 29.Число и цифра 3. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 3. Получение числа 2 путем отсчитывания единицы. 30.Сложение и вычитание в пределах 3. Решение простых задач на нахождение суммы. 31.Состав числа 3. Решение примеров на сложение и вычитание. 32. Решение задач. 33. Куб. 34.Число и цифра 4. Образование числа 4. Счет до 4. 35.Число и цифра 4. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 4. Получение числа 3 путем отсчитывания единицы. 36.Числовой ряд 1-4. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Сравнение чисел, запись и решение примеров в пределах 4. 37.Решение простых задач на нахождение суммы. 38.Состав числа 4. Решение примеров на сложение и вычитание. 39.Решение задач на нахождение остатка. 40.Брус. 41.Число и цифра 5. Образование, счет в пределах 5 42.Число и цифра 5. Сравнение предметных множеств в пределах 5. Получение числа 4 путем отсчитывания единицы. 43.Числовой ряд 1-5. Сравнение чисел, запись и решение примеров в пределах 5. 44.Решение простых задач на нахождение суммы, остатка. 45.Состав числа 5. Сравнение, запись и решение примеров в пределах 5. Решение задач 46.Контрольная работа. «Числа и цифры от 1 до 5» 47.Повторение. Счет от 1-5. Экскурсия. 48.Точка, линии. 49.Числа и цифры от 1 до 5. Овал. 50.Число и цифра 0. 51.Число и цифра 0. Повторение. 52.Число и цифра. Образование, счет в пределах 6. 53.Число и цифра 6. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 6. 54.Получение числа 5 путем отсчитывания единицы. 55.Числовой ряд 1-6. Следующее и предыдущее число. 56.Сложение и вычитание чисел в пределах 6. 57.Переместительное свойство сложения. Счет по 2 до 6. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 58. Решение задач. 59.Построение прямой линии через одну точку, две точки. 60.Число и цифра 7. Образование, счёт в пределах 7. 61.Число и цифра 7. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 7. 62.Запись и решение примеров в пределах 7. 63.Получение числа 6 путем отсчитывания единицы. 64.Числовой ряд 1-7. Сравнение чисел. 65.Запись и решение примеров в пределах 7. 66. Решение задач. 67.Сутки, неделя. 68.Отрезок. 69.Число и цифра 8. Образование, счёт в пределах 8. 70.Число и цифра 8. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 8 Запись и решение примеров в пределах 8. 71.Получение числа 7 путем отсчитывания единицы. Построение треугольника. 72. Место числа 8 в числовом ряду. Счет прямой и обратный. Состав числа 8. 73. Сложение и вычитание чисел в пределах 8. 74.Решение выражений в два действия. 75.Решение задач. 76.Построение квадрата. 77.Число и цифра 9. Образование, счёт в пределах 9. Построение прямоугольника. 78.Число и цифра 9. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 9. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 79.Запись и решение примеров в пределах 9. Получение числа 8 путем отсчитывания единицы. 80.Число и цифра 9. Место числа в числовом ряду. 81. Сравнение чисел в пределах 9. Состав числа в пределах 9. 82.Сложение и вычитание чисел в пределах 9. 83.Решение задач. 84.Мера длины – сантиметр. 85.Число 10. Образование, счёт в пределах 10 86.Число 10. Сравнение предметных множеств в пределах 10. 87.Запись и решение примеров в пределах 10. 88.Получение числа 9 путем отсчитывания единицы. 89.Числовой ряд 1-10. Сравнение чисел, запись и решение примеров в пределах 10. 90.Решение задач. 91.Состав чисел до 10. Подготовка к контрольной работе. 92.Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел до 10» 93.Работа над ошибками. «Сложение и вычитание чисел до 10» 94.Меры стоимости. 95.Мера массы – килограмм. 96.Мера ёмкости – литр. Повторение – 3 часа 97.Геометрические фигуры. Экскурсия 98.Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 10. 99. Экскурсия. Счет предметов в пределах 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование-99 часов 11 Раздел, тема 1.Цвет Классификация предметов по цвету. Назначение предметов. 2.Выделение предметов, обладающих формой круга. 3.Большой – маленький. Различение предметов по размерам. Сравнение предметов по размерам. Содержание Знакомство с учебником, рабочей тетрадью Различение предметов по цвету на основе предметно-практической деятельности и показа изображений в учебнике Выделение предметов в совокупности по цвету Сравнение предметов по цвету Распознавание среди моделей геометрических фигур круга, называние Определение формы предметов путём соотнесения с кругом (похожа на круг, круглая; не похожа на круг) Различение предметов, имеющих форму круга Сравнение предметов по форме Выделение предметов в совокупности по размеру Сравнение предметов по размеру на основе предметно-практической деятельности и показа изображений в учебнике Различение слов, определяющих величину предметов: большой, маленький, равные (одинаковые) по величине Виды деятельности, формы работы Минимальный Достаточный Различают (понимают в речи Различают и используют в учителя) слова, собственной речи слова, определяющие цвет определяющие цвет предметов. предметов Различают 2 предмета по Различают предметы по цвету. цвету Сравнивают предметы по Сравнивают предметы по цвету 2 предмета цвету 2 - 4 предмета Распознают, называют круг Распознают, называют как геометрическую фигуру круг как геометрическую Различают 2 предмета по фигуру форме (круг) Выделяют в окружающей Сравнивают предметы по обстановке предметы, форме, 2 предмета имеющие форму круга Сравнивают предметы по Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форме (2 - 4 предмета) форма) Сравнивают предметы по Обводят круг по шаблону и одному и нескольким трафарету признакам (цвет, форма) Обводят круг по контуру, шаблону и трафарету Различают (понимают в речи Различают и используют в учителя) слова, собственной речи слова, определяющие величину определяющие величину предметов предметов Различают 2 предмета по Различают предметы по размеру (большой, размеру маленький, равные) Сравнивают предметы по Сравнивают предметы по размеру (2 - 4 предмета) размеру, 2 предмета Сравнивают предметы по одному и нескольким 12 Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма, размер) Определяют положение предметов на плоскости Различают направления: правый, левый; справа, слева, в середине, между Определяют положение предметов в пространстве относительно себя 4.Выделение направлений: слева, справа, в середине, между Различение расположения объектов в пространстве и на плоскости Выполнение практических упражнений на различение направлений: правый, левый, справа, слева, в середине, между 5.Выделение предметов, имеющих форму квадрата Распознавание среди моделей геометрических фигур квадрата, называние формы Определение формы предметов путем соотнесения с квадратом (похожа на квадрат, квадратная; не похожа на квадрат) Выделение предметов в совокупности по форме Дифференциация круга и квадрата Сравнение предметов по форме на основе предметно-практической деятельности и показа изображений в учебнике Распознают, называют квадрат как геометрическую фигуру. Различают 2 предмета по форме (квадрат) Сравнивают предметы по форме, 2 предмета Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма, размер) Обводят геометрические фигуры (квадрат) по шаблону и трафарету 6.Пространственные представления. Выделение положений: вверху, внизу, верхний, нижний, на, над, под. Различение расположения объектов в пространстве и на плоскости Определение положения «вверху», «внизу» применительно к предметам в Определяют положение предметов на плоскости, в пространстве относительно себя признакам (цвет, форма, размер) Определяют и называют положение предметов на плоскости и в пространстве Различают направления: правый, левый, справа, слева, в середине, между Определяют и называют положение предметов в пространстве относительно себя, друг друга Распознают, называют квадрат как геометрическую фигуру Различают предметы по форме (квадрат) Сравнивают предметы по форме (2 - 4 предмета) Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма) Обводят геометрические фигуры (квадрат) по контуру, шаблону и трафарету Определяют и называют положение предметов на плоскости и в пространстве, 13 7.Длинный – короткий. Сравнение предметов по длине. Определение пространственного положения: внутри, снаружи, в, около, рядом. 8.Выделение предметов, имеющих форму треугольника. пространстве относительно себя; по отношению друг к другу; на плоскости Определение положения «выше», «ниже», «верхний», «нижний» применительно к положению предметов в пространстве по отношению друг к другу; на плоскости Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов «на», «над», «под» Перемещение предметов в указанное положение Сравнение двух предметов по размеру: длинный – короткий, длиннее – короче Сравнение трех-четырех предметов по длине (длиннее, самый длинный, короче, самый короткий) Выявление одинаковых, равных по длине предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов Определение положения «внутри», «снаружи» применительно к положению предметов в пространстве по отношению друг к другу; на плоскости Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов и наречий «в», «рядом», «около» Перемещение предметов в указанное положение Различают положения: вверху, внизу, верхний, нижний, на, над, под относительно себя, друг друга Различают положения: вверху, внизу, верхний, нижний, на, над, под Понимают в речи слова длинный, короткий, длиннее, короче Различают 2 предмета по длине Сравнивают предметы по длине, 2 предмета Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма, размер, длина) Определяют положение предметов на плоскости. Различают положения внутри, снаружи, в, около, рядом Знакомство с геометрической фигурой треугольник: распознавание, называние Распознают, называют треугольник как геометрическую фигуру Понимают и используют в речи: длинный, короткий, длиннее, короче Различают предметы по длине Сравнивают предметы по длине 2 - 4 предмета Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер, длина) Определяют и называют положение предметов на плоскости и в пространстве Различают используют в речи слова, называющие положения: внутри, снаружи, в, около, рядом Распознают, называют треугольник как геометрическую фигуру 14 Определение формы предметов путем соотнесения с треугольником (похожа на треугольник, треугольная; не похожа на треугольник) Дифференциация круга, квадрата, треугольника Выделение в целостном объекте (предмете, изображении предмета) его частей, определение формы этих частей Составление целостного объекта из отдельных частей (в виде композиции из геометрических фигур) 9.Широкий – узкий. Сравнение двух предметов по размеру: Сравнение предметов по ширине. широкий – узкий, шире – уже Сравнение трех-четырех предметов по ширине (шире, самый широкий, уже, самый узкий) Выявление одинаковых, равных по ширине предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов 10.Положения: далеко – близко, Определение положения «далеко», дальше – ближе, к, от. «близко», «дальше», «ближе» Сравнение предметов по применительно к положению предметов в удалённости. Экскурсия пространстве относительно себя, по отношению друг к другу Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов «к», «от» Перемещение предметов в указанное положение 11.Выделение предметов, Знакомство с геометрической фигурой имеющих форму прямоугольник: распознавание, называние прямоугольника. Сравнивают предметы по форме, 2 предмета Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма, размер) Обводят геометрические фигуры (треугольник) шаблону и трафарету Сравнивают предметы по форме, 2 - 4 предмета Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма) Обводят геометрические фигуры (треугольник) по контуру, шаблону и трафарету Различают 2 предмета по ширине Сравнивают предметы по ширине, 2 предмета Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма, размер, длина, ширина) Различают положения: далеко – близко, дальше – ближе, к, от Определяют положение предметов в пространстве относительно себя Различают предметы по ширине Сравнивают предметы по ширине 2 - 4 предмета Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер, длина, ширина) Определяют и называют положение предметов на плоскости и в пространстве Различают и используют в речи слова, называющие положения: далеко – близко, дальше – ближе, к, от Распознают, называют прямоугольник как геометрическую фигуру Распознают, называют прямоугольник как геометрическую фигуру 15 12.Высокий – низкий. Различение, сравнение предметов по высоте. 13.Глубокий – мелкий. Различение, сравнение предметов по глубине. Определение формы предметов путем соотнесения с прямоугольником (похожа на прямоугольник, прямоугольная; не похожа на прямоугольник) Дифференциация круга, квадрата, треугольника, прямоугольника; дифференциация предметов по форме. Выделение в целостном объекте (предмете, изображении предмета) его частей, определение формы этих частей. Составление целостного объекта из отдельных частей (в виде композиции из геометрических фигур) Сравнение двух предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже Сравнение трех-четырех предметов по высоте (выше, самый высокий, ниже, самый низкий) Выявление одинаковых, равных по высоте предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов на основе предметно-практической деятельности и показа изображений в учебнике Сравнивают предметы по форме, 2 предмета Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма, размер) Обводят геометрические фигуры (прямоугольник) по трафарету Сравнивают предметы по форме (2 - 4 предмета) Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма) Обводят геометрические фигуры (прямоугольник) по контуру, шаблону и трафарету Различают 2 предмета по высоте Сравнивают 2 предмета по высоте Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма, размер, длина, ширина, высота) Сравнение двух предметов по глубине: глубокий – мелкий, глубже – мельче Сравнение трех-четырех предметов по глубине (глубже, самый глубокий, мельче, самый мелкий) Выявление одинаковых, равных по глубине предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов Различают 2 предмета по глубине. Сравнивают 2 предмета по глубине Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма, размер, длина, ширина, высота, глубина) Различают предметы по высоте Употребляют в речи слова: высокий, низкий, выше, ниже Сравнивают предметы по высоте (2 - 4 предмета) Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер, длина, ширина, высота) Различают предметы по глубине Употребляют в речи слова: глубже – мельче Сравнивают предметы по глубине, 2 - 4 предмета Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, 16 14.Отношения порядка следования: впереди, сзади, перед, за, первый, последний, крайний, после, следом, следующий за. Экскурсия 15.Толстый – тонкий. Сравнение предметов по толщине. 16.Временные представления: сутки (утро, день, вечер, ночь), Определение положения «впереди», «сзади», применительно к положению предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов «перед», «за» Перемещение предметов в указанное положение Определение порядка следования линейно расположенных предметов, изображений предметов на основе понимания и использования в собственной речи слов, характеризующих их пространственное расположение (первый – последний, крайний, после, следом, следующий за) Сравнение двух предметов по размеру: толстый – тонкий, толще – тоньше Сравнение трех-четырех предметов по толщине (толще, самый толстый, тоньше, самый тонкий). Выявление одинаковых, равных по толщине предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов Определяют положение предметов на плоскости Определяют положение предметов в пространстве относительно себя Различают отношения порядка следования: впереди, сзади, перед, за, первый, последний, после, следующий за Различают 2 предмета по толщине Сравнивают 2 предмета по толщине Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма, размер, длина, ширина, высота, толщина) Выделение частей суток (утро, день, вечер, Имеют представления о ночь), установление порядка их временах года, о днях следования. недели, о частях суток, их размер, длина, ширина, высота, глубина) Определяют и называют положение предметов на плоскости и в пространстве Определяют и называют положение предметов в пространстве относительно себя, друг друга Различают, используют в речи слова, обозначающие отношения порядка следования: впереди, сзади, перед, за, первый, последний, крайний, после, следом, следующий за Различают предметы по толщине Употребляют в речи слова: толстый, тонкий, толще, тоньше Сравнивают предметы по толщине, 2 - 4 предмета Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер, длина, ширина, высота, толщина) Имеют представления о временах года, о днях недели, о частях суток, их 17 рано, поздно, сегодня, завтра, вчера, на следующий день. 17.Быстро – медленно. Сравнение предметов по скорости движения предметов. 18.Тяжёлый – лёгкий. Сравнение предметов по массе (весу). Овладение представлением: утро, день, вечер, ночь – это одни сутки. Определение времени событий в жизни обучающихся применительно к частям суток. Ориентирование во времени на основе усвоения временных представлений: «рано», «поздно», «сегодня», «завтра», «вчера», «на следующий день» применительно к событиям в жизни обучающихся. Установление последовательности событий на основе оперирования понятиями «раньше», «позже» (на конкретных примерах из жизни обучающихся) Сравнение двух предметов по скорости передвижения на основе рассмотрения конкретных примеров движущихся объектов Различение понятий быстрее, медленнее Сравнение двух предметов по массе: тяжелый – легкий, тяжелее – легче Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (тяжелее, самый тяжелый, легче, самый легкий) Выявление одинаковых, равных по тяжести предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов последовательности (возможно с помощью наглядного материала) последовательности. Используют в речи названия времен года, дней недели, частей суток Различают 2 предмета по скорости движения предметов Сравнивают 2 предмета по скорости движения предметов Различают понятия: тяжёлый, лёгкий, тяжелее, легче Различают 2 предмета по массе Сравнивают 2 предмета по массе Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма, размер, длина, ширина, высота, толщина, Различают предметы по скорости движения предметов Употребляют в речи слова: быстро, медленно, быстрее, медленнее Сравнивают предметы по скорости движения предметов (2 - 4 предмета) Различают предметы по массе Употребляют в речи слова: тяжёлый, лёгкий, тяжелее, легче Сравнивают предметы по массе (2 - 4 предмета) Сравнивают предметы по одному или нескольким 18 скорость движения предметов) 19.Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов их составляющих: много, мало, несколько, один, ни одного. Сравнение двух-трех предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих Оценивание количества предметов в совокупностях на глаз: много – мало, несколько, один, ни одного Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих (стало несколько, много; осталось несколько, мало, ни одного) 20.Временные представления: Ориентирование во времени на основе давно, недавно, молодой, старый. усвоения представлений «давно», «недавно» применительно к событиям в личном опыте обучающихся Сравнение по возрасту: молодой – старый, моложе (младше) – старше Сравнение по возрасту двух - трех людей из ближайшего социального окружения обучающихся (членов семьи, участников образовательного процесса) 21.Сравнение предметных Сравнение небольших предметных совокупностей по количеству совокупностей путем установления предметов их составляющих: взаимно однозначного соответствия между больше, меньше, столько же, ними или их частями: больше, меньше, одинаковое количество, лишние, одинаковое, равное количество, столько недостающие предметы. же, сколько, лишние, недостающие предметы Различают предметные совокупности по количеству предметов их составляющих: много, мало, несколько, один, ни одного (с помощью учителя) признакам (цвет, форма, размер, длина, ширина, высота, толщина, скорость движения предметов) Различают предметные совокупности по количеству предметов их составляющих, используют в собственной речи слова: много, мало, несколько, один, ни одного Различают временные представления: давно, недавно, раньше, позже, молодой, старый, моложе, старше (на примере близких людей, с помощью наглядного материала) Различают временные представления, используют в собственной речи слова: давно, недавно, раньше, позже, молодой, старый, моложе, старше Различают количественные отношения: больше, меньше, столько же, одинаковое количество, лишние, недостающие предметы (возможно с помощью) Различают количественные отношения, используют в собственной речи слова: больше, меньше, столько же, одинаковое количество, лишние, недостающие предметы 19 22.Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ. 23.Количество и счет. Число и цифра 1. 24.Число и цифра 2. Образование числа 2 путем присчитывания единицы. Пара. Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях: больше, меньше, одинаково, равно, столько же Знакомство с числом и цифрой 1 Обозначение цифрой (запись) числа 1 Соотношение количества, числительного и цифры Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 2 Определение места числа 2 в числовом ряду Числовой ряд в пределах 2 Счёт предметов в пределах 2 Соотношение количества, числительного и цифры Сравнение чисел в пределах 2 Усвоение понятия «пара предметов»: определение пары предметов, составление пары из знакомых предметов Различают 2 предмета по объёму. Сравнивают 2 предмета по объёму Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма, размер, длина, ширина, высота, толщина, масса, объём) Различают, читают и записывают число 1 (возможно с помощью учителя) Образовывают, различают, читают и записывают число 2 (возможно с помощью учителя) Различают предметы по объёму Используют в собственной речи слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же Сравнивают 2 - 4 предмета по объёму Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер, длина, ширина, высота, толщина, масса, объём) Различают, читают и записывают число 1 Образовывают, различают, читают и записывают число 2 25.Число и цифра 2. 20 Сложение и вычитание в пределах 2. 26.Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. 27. Шар. 28.Число и цифра 3. Образование, счет в пределах 3. Знакомство с арифметическими действиями: сложение, вычитание; их название: плюс, минус; их значение прибавить, вычесть Знакомство со знаком «=», его значением (равно, получится) Составление математического числового выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией) Запись математического выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1 Задача, ее структура: условие, вопрос, решение и ответ. Составление арифметических задач на нахождение суммы, остатка по предложенному сюжету Знакомство с объёмной фигурой шар: распознавание, называние Определение форм предметов окружающей среды путем соотнесения с шаром Дифференциация круга и шара Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на круг, похожи на шар) Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (мяч, апельсин – похожи на шар, одинаковые по форме; монета, пуговица – похожи на круг, одинаковые по форме и т. п.), разной формы Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 3 Числовой ряд в пределах 3 Решают примеры на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала Составляют и решают простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка с помощью учителя Распознают объёмную фигуру: шар Дифференцируют объёмные и плоские фигуры: шар и круг Решать примеры на сложение и вычитание Составляют и решают простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка Распознают и называют объёмную фигуру: шар Дифференцируют и называют объёмные и плоские фигуры: шар и круг Образовывают, различают, читают и записывают число Образовывают, различают, читают и записывают число 3 21 29.Число и цифра 3. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 3. Получение числа 2 путем отсчитывания единицы. 30.Сложение и вычитание в пределах 3. Решение простых задач на нахождение суммы. 31.Состав числа 3. Решение примеров на сложение и вычитание. 32. Решение задач. 33. Куб. Определение места числа 3 в числовом ряду Счет предметов в пределах 3 Соотношение количества, числительного и цифры Количественные и порядковые числительные, их дифференциация Знание числового ряда в пределах 3 Счет предметов в пределах 3 Использование порядковых числительных для определения порядка следования предметов Сравнение чисел в пределах 3 Изучение состава чисел 2, 3 Знакомство с переместительным свойством сложения (практическое использование) Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы, по предложенному сюжету Практическое использование переместительного свойства сложения Составление арифметических задач на нахождение суммы, остатка по предложенному сюжету Определение форм предметов окружающей среды путем соотнесения с кубом Дифференциация квадрата и куба 3 (возможно с помощью учителя) Считают в прямом и обратном порядке с помощью числового ряда Считают в прямом и обратном порядке Образовывают, различают, читают и записывают число 3 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 3 (возможно с помощью учителя) Различают действие сложения, записывают его в виде примера Составляют и решают простые арифметические задачи на нахождение суммы, записывают решение в виде арифметического примера (с помощью учителя) Образовывают, различают, читают и записывают число 3 Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Решают примеры на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала Образовывают, различают, читают и записывают число 3 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 3 Различают действие сложения, записывают его в виде примера Составляют и решают простые арифметические задачи на нахождение суммы, записывают решение в виде арифметического примера Образовывают, различают, читают и записывают число 3 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Решают примеры на сложение и вычитание 22 34.Число и цифра 4. Образование числа 4. Счет до 4. 35.Число и цифра 4. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 4. Получение числа 3 путем отсчитывания единицы. 36.Числовой ряд 1-4. Сравнение чисел, запись и решение примеров в пределах 4. Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на квадрат, похожи на куб) Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (кубик игровой, деталь конструктора в форме куба – похожи на куб, одинаковые по форме; платок, салфетка – похожи на квадрат, одинаковые по форме и т. п.), разной формы Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 4. Числовой ряд в пределах 4. Определение места числа 4 в числовом ряду. Счет предметов в пределах 4. Соотношение количества, числительного и цифры Счет предметов в пределах 4 Соотношение количества, числительного и цифры Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 4 Изучение состава числа 4 Сравнение чисел в пределах 4 Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 4 Решение примеров на последовательное присчитывание по 1 единице (1 + 1 + 1 + = 4) Различают объёмные и плоские фигуры: куб и квадрат Различают и называют объёмные и плоские фигуры: куб и квадрат Образовывают, различают, читают и записывают число 4 (возможно с помощью). Считают в прямом и обратном порядке с помощью числового ряда Образовывают, различают, читают и записывают число 4. Считают в прямом и обратном порядке Образовывают, различают, читают и записывают число 4 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 4 (возможно с помощью учителя) Образовывают, различают, читают и записывают число 4 Сравнивают числа в пределах 4 (возможно с помощью). Составляют, записывают, решают примеры на сложение и вычитание с Образовывают, различают, читают и записывают число 4 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 4 Образовывают, различают, читают и записывают число 4 Сравнивают числа в пределах 4 Составляют, записывают, решают примеры на сложение и вычитание 23 37.Решение простых задач на нахождение суммы. Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы в пределах 4 по предложенному сюжету Составление задач по готовому решению 38.Состав числа 4. Решение примеров на сложение и вычитание. Закрепление знания состава числа 4 Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 4 Составление и решение арифметических задач на нахождение остатка в пределах 4 по предложенному сюжету Знакомство с объёмной фигурой брус: распознавание, называние Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с брусом Дифференциация прямоугольника и бруса. Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на прямоугольник, похожи на брус) Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (коробка, шкаф – похожи на брус, одинаковые по форме; тетрадь, классная доска – похожи на прямоугольник, одинаковые по форме и т. п.), разной формы 39.Решение задач на нахождение остатка. 40.Брус. помощью счётного и дидактического материала Составляют и решают простые арифметические задачи на нахождение суммы, записывают решение в виде арифметического примера (с помощью учителя) Образовывают, различают, читают и записывают число 4 Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Читают, записывают, решают примеры на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала Распознают объёмную фигуру: брус Различают объёмные и плоские фигуры: брус и прямоугольник Составляют и решают простые арифметические задачи на нахождение суммы, записывают решение в виде арифметического примера Образовывают, различают, читают и записывают число 4 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Составляют, читают, записывают, решают примеры на сложение и вычитание Распознают и называют объёмную фигуру: брус. Различают и называют объёмные и плоские фигуры: брус и прямоугольник 24 41.Число и цифра 5. Образование, счет в пределах 5 42.Число и цифра 5. Сравнение предметных множеств в пределах 5. Получение числа 4 путем отсчитывания единицы. 43.Числовой ряд 1-5. Сравнение чисел, запись и решение примеров в пределах 5. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 5. Числовой ряд в пределах 5. Определение места числа 5 в числовом ряду. Счет предметов в пределах 5. Соотношение количества, числительного и цифры Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 5 Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 5 Изучение состава числа 5 Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 5 Решение примеров на прибавление (вычитание) числа 5 с помощью последовательного присчитывания по 1 (1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 5) 44.Решение простых задач на нахождение суммы, остатка. Счет предметов в пределах 5 Изучение состава числа 5. Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 5 по предложенному сюжету. Составление задач по готовому решению 45.Состав числа 5. Сравнение, запись и решение примеров в пределах 5. Решение задач Закрепление знания состава числа 5 Сравнение чисел в пределах 5 Составление и решение примеров на сложение и вычитание Образовывают, различают, читают и записывают число 5 (возможно с помощью). Считают в прямом и обратном порядке с помощью числового ряда Образовывают, различают, читают и записывают число 5. Считают в прямом и обратном порядке Образовывают, различают, читают и записывают число 5 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 5 (возможно с помощью) Сравнивают числа в пределах 5 (возможно с помощью). Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала Составляют и решают простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, записывают решение в виде арифметического примера (с помощью учителя) Образовывают, различают, читают и записывают число 5 Образовывают, различают, читают и записывают число 5 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 5 Сравнивают числа в пределах 5. Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание Составляют и решают простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, записывают решение в виде арифметического примера Образовывают, различают, читают и записывают число 5 25 Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 5 по предложенному сюжету Составление задач по готовому решению 46.Числа и цифры от 1 до 5. 47.Повторение. Счет от 1-5. Экскурсия. 48.Точка, линии. 49.Числа и цифры от 1 до 5. Овал. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 5 Составление и решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5 Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 5 Знакомство с геометрическими фигурами: точка, линия Распознавание, называние Дифференциация точки и круга Линии прямые и кривые: распознавание, называние, дифференциация Моделирование прямых, кривых линий на основе практических действий с предметами (веревка, проволока, нить и пр.) Нахождение линий в иллюстрациях, определение их вида Изображение кривых линий на листке бумаги Знакомство с геометрической фигурой овал: распознавание, называние Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Читают, записывают, решают примеры на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Составляют, читают, записывают, решают примеры на сложение и вычитание, требующие выполнения одного действия Образовывают, различают, Образовывают, читают и записывают число различают, читают и 5 записывают число 5 Пользуются таблицей Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) состава чисел первого Сравнивают предметные десятка из двух слагаемых множества и числа в Сравнивают предметные пределах 5 (возможно с множества и числа в помощью) пределах 5) Читают, записывают, Составляют, читают, решают примеры в одно записывают, решают действие на сложение и примеры на сложение и вычитание с помощью вычитание, требующие счётного и дидактического выполнения одного материала действия Различают геометрические Различают и называют фигуры: точка, линия, геометрические фигуры: прямая линия, кривая линия точка, линия, прямая Строят прямую линию с линия, кривая линия помощью линейки, проводят Строят прямую линию с кривую линию помощью линейки (через одну и две точки), проводят кривую линию Различают 2 предмета по Различают предметы по форме (овал) форме (овал) 26 50.Число и цифра 0. 51.Число и цифра 0. Повторение. 52.Число и цифра. Образование, счет в пределах 6. Определение формы предметов путем соотнесения с овалом (похожа на овал, овальная; не похожа на овал) Дифференциация круга и овала; дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на круг, похожи на овал) Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (зеркало, поднос – похожи на овал, одинаковые по форме; тарелка, часы – похожи на круг, одинаковые по форме и т. п.), разной формы Получение нуля на основе практических действий с предметами, в результате которых не остается ни одного предмета, использованного для счета Название, обозначение цифрой числа 0 Число 0 как обозначение ситуации отсутствия предметов, подлежащих счету Сравнение чисел с числом 0 Нуль как результат вычитания (2 – 2 = 0) Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 6 Числовой ряд в пределах 6 Определение места числа 6 в числовом ряду Счет предметов в пределах 6 Соотношение количества, числительного и цифры Сравнивают 2 предмета по форме Сравнивают предметы по одному признаку (цвет, форма, размер) Различают геометрические фигуры (овал) Обводят геометрические фигуры (овал) по трафарету Сравнивают 2 - 4 предмета по форме Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер) Различают геометрические фигуры (овал) Обводят геометрические фигуры (овал) по контуру, шаблону и трафарету Образовывают, различают, читают и записывают число 0 Сравнивают число 0 с числами в пределах 5 (возможно с помощью) Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на вычитание с помощью счётного и дидактического материала Образовывают, различают, читают и записывают число 6 (с помощью учителя) Считают в прямом и обратном порядке с помощью числового ряда Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 6 (возможно с помощью) Образовывают, различают, читают и записывают число 0 Сравнивают число 0 с числами в пределах 5 Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на вычитание Образовывают, различают, читают и записывают число 6 Считают в прямом и обратном порядке Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 6 Определяют следующее число, предыдущее число 27 53.Число и цифра 6. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 6. 54.Получение числа 5 путем отсчитывания единицы. 55.Числовой ряд 1-6. Следующее и предыдущее чвисло. 56.Сложение и вычитание чисел в пределах 6. 57.Переместительное свойство сложения. Счет по 2 до 6. 58. Решение задач. 59.Построение прямой линии через одну точку, две точки. Счет предметов в пределах 6 Изучение состава числа 6 Соотношение количества, числительного и цифры Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 6 Определение следующего числа, предыдущего числа по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд и без опоры на числовой ряд Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 6 Счет в заданных пределах Сложение и вычитание чисел в пределах 6 Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 6 Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению Составление и решение арифметических задач по краткой записи с использованием иллюстраций Знакомство с линейкой Использование линейки как чертежного инструмента Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд Образовывают, различают, читают и записывают число 6 Сравнивают предметные множества в пределах 6 (возможно с помощью) Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд Оперируют количественными и порядковыми числительными с помощью учителя Образовывают, различают, читают и записывают число 6 Сравнивают числа в пределах 6 (возможно с помощью) Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд Образовывают, различают, читают и записывают число 6 Сравнивают предметные множества в пределах 6 Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд Оперируют количественными и порядковыми числительными Образовывают, различают, читают и записывают число 6. Сравнивают числа в пределах 6. Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых. Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание. Различают и называют линии: прямая, кривая. 28 60.Число и цифра 7. Образование, счёт в пределах 7. 61.Число и цифра 7. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 7. 62.Запись и решение примеров в пределах 7. 63.Получение числа 6 путем отсчитывания единицы. Построение прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги Построение прямой линии через одну точку, две точки Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 7 Числовой ряд в пределах 7 Определение места числа 7 в числовом ряду Счет предметов в пределах 7 Соотношение количества, числительного и цифры Получение следующего числа путем присчитывания (прибавления) 1 к числу Получение предыдущего числа путем отсчитывания (вычитания) 1 от числа Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 7 Изучение состава числа 7 Сложение и вычитание чисел в пределах 7 Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 7 Различают линии: прямая, кривая Строят прямую линию с помощью линейки, проводят кривую линию Образовывают, различают, читают и записывают число 7 (возможно с помощью) Считают в прямом и обратном порядке с помощью числового ряда Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 7 (возможно с помощью) Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд Образовывают, различают, читают и записывают число 7 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 7 (возможно с помощью) Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд Оперируют количественными и порядковыми числительными с помощью Строят прямую линию с помощью линейки (через одну и две точки), проводят кривую линию Образовывают, различают, читают и записывают число 7 Считают в прямом и обратном порядке Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 7 Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд Образовывают, различают, читают и записывают число 7 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 7 Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд Оперируют количественными и порядковыми числительными 29 64.Числовой ряд 1-7. Сравнение чисел. 65.Запись и решение примеров в пределах 7. 66. Решение задач. Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 7 Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций Образовывают, различают, читают и записывают число 7 Сравнивают числа в пределах 7 (возможно с помощью) Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала Образовывают, различают, читают и записывают число 7 Сравнивают числа в пределах 7 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых. Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание 67.Сутки, неделя. Знакомство с понятием сутки как мере времени. Краткое обозначение суток (сут.) Знакомство с понятием неделя Изучение соотношения: неделя – семь суток Различение названий дней недели Изучение порядка дней недели Получение отрезка на основе практических действий с предметами (отрезание куска веревки, нити) Получение отрезка как части прямой линии Распознавание, называние отрезка Построение отрезка произвольной длины с помощью линейки Сравнение отрезков по длине на глаз (самый длинный, самый короткий, длиннее, короче, одинаковой длины) Различают временные понятия: сутки, неделя, дни недели, порядок дней недели (возможно с помощью дидактического материала) Различают, называют временные понятия: сутки, неделя, дни недели, порядок дней недели Строят отрезок произвольной длины с помощью линейки Сравнивают отрезки по длине «на глаз» (самый длинный, самый короткий, длиннее, короче, одинаковой длины) с помощью педагога Строят прямую линию с помощью линейки, проводят кривую линию Сравнивают отрезки по длине «на глаз» (самый длинный, самый короткий, длиннее, короче, одинаковой длины) 68.Отрезок. 30 69.Число и цифра 8. Образование, счёт в пределах 8. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 8 Числовой ряд в пределах 8 Определение места числа 8 в числовом ряду Счет предметов в пределах 8 Соотношение количества, числительного и цифры Сравнение отрезков по длине на основе результатов измерения в мерках 70.Число и цифра 8. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 8 Запись и решение примеров в пределах 8. 71.Получение числа 7 путем отсчитывания единицы. Построение треугольника. 72. Место числа 8 в числовом ряду. Счет прямой и обратный. Состав числа 8. Счет предметов в пределах 8 Соотношение количества, числительного и цифры. Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 8 Изучение состава числа 8 Сложение и вычитание чисел в пределах 8 Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 8 Практическое знакомство с переместительным свойством сложения, его использование при решении примеров Построение треугольника по точкам (вершинам) с помощью линейки Образовывают, различают, читают и записывают число 8 (возможно с помощью) Считают в прямом и обратном порядке с помощью числового ряда Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 8 (возможно с помощью) Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд Образовывают, различают, читают и записывают число 8 Сравнивают предметные множества в пределах 8 (возможно с помощью) Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд Оперируют количественными и порядковыми числительными с помощью Строят треугольник на плоскости по точкам (вершинам) с помощью линейки (возможно помощь педагога) Образовывают, различают, читают и записывают число 8 Считают в прямом и обратном порядке Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 8 Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд Образовывают, различают, читают и записывают число 8 Сравнивают предметные множества в пределах 8 Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд Оперируют количественными и порядковыми числительными Строят треугольник на плоскости по точкам (вершинам) с помощью линейки 31 73. Сложение и вычитание чисел в пределах 8. 74.Решение выражений в два действия. 75.Решение задач. Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 8 76.Построение квадрата. Построение квадрата по точкам (вершинам) с помощью линейки 77.Число и цифра 9. Образование, счёт в пределах 9. Построение прямоугольника. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 9 Числовой ряд в пределах 9 Определение места числа 9 в числовом ряду Счет предметов в пределах 9 Соотношение количества, числительного и цифры Построение прямоугольника по точкам (вершинам) с помощью линейки Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций Образовывают, различают, читают и записывают число 8 Сравнивают числа в пределах 8 (возможно с помощью) Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала Строят квадрат на плоскости по точкам (вершинам) с помощью линейки (возможна помощь педагога) Считают в прямом и обратном порядке с помощью числового ряда Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 9 (возможно с помощью) Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд Строят прямоугольник на плоскости по точкам (вершинам) с помощью линейки (возможна помощь педагога) Образовывают, различают, читают и записывают число 8 Сравнивают числа в пределах 8 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание Строят квадрат на плоскости по точкам (вершинам) с помощью линейки Образовывают, различают, читают и записывают число 9 Считают в прямом и обратном порядке. Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 9 Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд Строят прямоугольник на плоскости по точкам 32 78.Число и цифра 9. Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 9. 79.Запись и решение примеров в пределах 9. Получение числа 8 путем отсчитывания единицы. 80.Число и цифра 9. Место числа в числовом ряду. 81. Сравнение чисел в пределах 9. Состав числа в пределах 9. 82.Сложение и вычитание чисел в пределах 9. 83.Решение задач. 84.Мера длины – сантиметр. Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 9 Сложение и вычитание чисел в пределах 9. Счет по 3 Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 9 Рассмотрение в практическом плане ситуации, когда невозможно от меньшего количества предметов отнять большее количество предметов Составление примеров на вычитание на основе понимания невозможности вычитания из меньшего числа большего числа Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 9 Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций Знакомство с мерой длины – сантиметром Краткое обозначение сантиметра (см) Образовывают, различают, читают и записывают число 9 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 9 (возможно с помощью) Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд Оперируют количественными и порядковыми числительными с помощью Образовывают, различают, читают и записывают число 9 Сравнивают числа в пределах 9 (возможно с помощью) Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала Различают меру длины – сантиметр (вершинам) с помощью линейки Образовывают, различают, читают и записывают число 9 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 9 Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд Оперируют количественными и порядковыми числительными Образовывают, различают, читают и записывают число 9 Сравнивают числа в пределах 9 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание Различают и называют меру длины – сантиметр 33 85.Число 10 Образование, счёт в пределах 10 86.Число 10. Сравнение предметных множеств в пределах 10. 87.Запись и решение примеров в пределах 10. 88.Получение числа 9 путем отсчитывания единицы. Знакомство с прибором для измерения длины – линейкой Измерение длины предметов и отрезков с помощью линейки Запись и чтение числа, полученного при измерении длины в сантиметрах (6 см) Построение отрезка заданной длины Образование, название, запись числа 10 Числовой ряд в пределах 10 Определение места числа 10 в числовом ряду Счёт в прямом и обратном порядке Счет предметов в пределах 10 Получение 1 десятка из 10 единиц на основе практических действий с предметными совокупностями Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 10 Изучение состава числа 10 Сложение и вычитание чисел в пределах 10 Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 10 Умеют кратко обозначать меру длины Учатся измерять дину отрезка с помощь линейки (возможно с помощью) Умеют кратко обозначать меру длины Учатся измерять дину отрезка с помощь линейки Образовывают, различают, читают и записывают число 10 (возможно с помощью) Считают в прямом и обратном порядке в пределах 10 Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 10 (возможно с помощью) Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Образовывают, различают, читают и записывают число 10 (возможно с помощью) Считают в прямом и обратном порядке в пределах 10 (счёт по 2) Заменяют 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.) Сравнивают предметные множества в пределах 10 (с помощью дидактического материала) Соотносят количество, числительное и цифру в Образовывают, различают, читают и записывают число 10 Считают в прямом и обратном порядке в пределах 10 Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 10 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Образовывают, различают, читают и записывают число 10 Заменяют 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.) Сравнивают предметные множества и числа в пределах 10 Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 10 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых 34 89.Числовой ряд 1-10. Сравнение чисел, запись и решение примеров в пределах 10. 90.Решение задач. Сложение и вычитание чисел в пределах 10 Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 10 Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 10 91.Состав чисел до 10. Подготовка к контрольной работе. 92.Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел до 10» 93.Работа над ошибками. «Сложение и вычитание чисел до 10» Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 10 Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций пределах 10 (возможно с помощью) Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Образовывают, различают, читают и записывают число 10 (возможно с помощью) Сравнивают числа в пределах 10 (возможно с помощью) Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала Решают примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала Пользуются переместительным свойством сложения с помощью учителя Пользуются таблицей сложения и вычитания в пределах 10 Решают простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, записывают Образовывают, различают, читают и записывают число 10 Сравнивают числа в пределах 10 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание Решают примеры на сложение и вычитание в пределах 10, требующие выполнения одного действия Пользуются переместительным свойством сложения Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Пользуются таблицей сложения и вычитания в пределах 10 Решают простые текстовые 35 решение в виде арифметического примера (с помощью учителя) 94.Меры стоимости. 95.Мера массы – килограмм. Знакомство с мерой стоимости - рубль. Краткое обозначение рубля (р.) Знакомство с монетой достоинством 10 р. Знакомство с мерой стоимости – копейкой Краткое обозначение копейки (к.). Чтение и запись мер стоимости: 1 р., 1 к. Чтение и запись числа: 10 к. Чтение и запись чисел, полученных при измерении стоимости конкретных знакомых предметов одной мерой (5 р., 10 р.). Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства (на основе оперирования монетами рублевого достоинства) Знакомство с мерой массы – килограммом Краткое обозначение килограмма (кг) Чтение и запись меры массы: 1 кг Знакомство с прибором для измерения массы предметов – весами Практические упражнения по определению массы предметов с помощью весов и гирь Чтение и запись чисел, полученных при измерении массы предметов (2 кг, 5 кг) Различают меры стоимости – рубль, копейка Кратко обозначают меру стоимости Разменивают монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства (возможно с помощью) Различают меру массы – килограмм Кратко обозначают меру массы Читают и записывают числа, полученные при измерении массы (возможно с помощью) арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, записывают решение в виде арифметического примера Различают и называют меры стоимости – рубль, копейка Используют краткое обозначение меры стоимости Разменивают монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства Различают и называют меру массы – килограмм Используют краткое обозначение меры массы Читают и записывают числа, полученные при измерении массы 36 96.Мера ёмкости – литр. Повторение – 3 часа 97. Геометрические фигуры. Эксакурсия. 98.Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 10. 99. Экскурсия. Счет предметов в пределах 10 Знакомство с мерой емкости – литром Краткое обозначение литра (л) Чтение и запись меры емкости: 1 л Практические упражнения по определению емкости конкретных предметов путем заполнения их жидкостью (водой) с использованием мерной кружки (литровой банки) Чтение и запись чисел, полученных при измерении ёмкости предметов (2 л, 5 л) Сложение и вычитание в пределах 10 Решение простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка Запись решения задачи в виде арифметического примера Различают меру ёмкости – литр Кратко обозначают меру ёмкости Выполняют практические упражнения по измерению ёмкости путём заполнения их жидкостью с помощью мерной кружки (возможно с помощью) Решают примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала Пользуются переместительным свойством сложения с помощью учителя Пользуются таблицей сложения и вычитания в пределах 10 Решают простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, записывают решение в виде арифметического примера (с помощью учителя) Различают и называют меру ёмкости – литр Используют краткое обозначение меры ёмкости Выполняют практические упражнения по измерению ёмкости путём заполнения их жидкостью с помощью мерной кружки Решают примеры на сложение и вычитание в пределах 10, требующие выполнения одного действия Пользуются переместительным свойством сложения Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Пользуются таблицей сложения и вычитания в пределах 10 Решают простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, записывают решение в виде арифметического примера 37 38