Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основныеобщеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» ______20___г Рабочая программа по речевой практике для обучающихся 1 класса (АООП 1 вариант) Составитель: Карфидова Н.В. Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж – 2024 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с: - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 -Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар» - Программой образования «Центр «Дар» Цель обучения - развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) для осуществления общения с окружающими людьми. Задачи обучения: − совершенствование речевого опыта; − обогащение языковых средств обучающихся; − формирование выразительной стороны речи; − формирование у обучающихся навыков связной речи; − воспитание культуры речевого общения. Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 1классе определяет следующие задачи: − формирование умения понимать и четко выполнять речевые инструкции; − формирование умения взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий; − развитие интонационной речи; − совершенствование грамматического строя речи; − формирование связного монологического высказывания; − воспитание уважительного отношения к собеседнику, его пожеланиям. Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. На изучение учебного предмета «Речевая практика» по учебному плану в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 33 учебных недели, 66 часов год. Раздел Аудирование Содержание рабочей программы. Дидактические единицы Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных 2 Дикция и выразительность речи Подготовка речевой ситуации и организация высказывания действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Проведение игр и упражнений на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение. Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен. Перечисление предметов (2-3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений. Различение громкой и тихой речи в игре или специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях. Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией типа: Бабушка медленно спрашивает: «Ты…куда…идешь…внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке». Разучивание детских стихотворений, мини – диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх. Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя). Выражение лица: веселое, сердитое, грустное,удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакцияна речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием. Примерная тематика речевых ситуаций: «Давайте познакомимся», «Терем-теремок», «Репка», «Колобок» «Покупаем школьные принадлежности», «В магазине игрушек», «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Зимняя прогулка», «Помощники», «Спокойной ночи», «Доброе утро», «Мой адрес». Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу. Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики. Сравнение двух предметов или изображений по заданному признаку. Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме речевой ситуации. Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или товарищу. Коллективное 3 Культура общения составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинносимволической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного тетра. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Пока. Использование выразительных средств речи и невербальных средств, выражающие внимание к партнеру.Употребление «вежливых» слов: пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией. Краткая характеристика контингента обучающихся 1 класса. У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. психических функций. У части обучающихся нарушено звукопроизношение, словарный запас ограничен. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Класс разноуровневый: 1вариант, 2 вариант. Планируемые результаты освоения программы обучающимися. Предметные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень - Будет возможность научиться - Будет возможность научиться − выполнять задания по словесной инструкции; − выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя; − называть предметы и действия, соотносить −называть предметы и соотносить их их ссоответствующимикартинками; ссоответствующимикартинками; − слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опоройнаиллюстративный материал; − употреблять вежливые слова при обращении к другим людям; − внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова; − правильно здороваться при встрече и прощаться при − соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании; расставании; − знать свое имя и фамилию, имя и отчество учителя,воспитателя, − объяснять, как можно доехать или дойти до школы; имена ближайших родственников и товарищей по классу; − сообщать своё имя и фамилию, − слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с имена и отчества учителей, воспитателей, имена их содержанием. ближайшихродственников, адрес дома; − составлять небольшие рассказы. Личностные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень 4 - Будет возможность научиться − осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - определение и высказывание под руководством педагога самыхпростых общих для всех людей правил поведения; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми вповседневной жизни. - Будет возможность научиться - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Календарно — тематическое планирование — 66 ч Тема Кол – во часов 1.Давайте познакомимся. 1 2.Где мы учимся. Школа 1 3.Урок музыки. Урок физкультуры. 1 4.Школа. Кто нас лечит и кормит. 1 5.Школа. Школьный двор. 1 6.Знакомство во дворе. 1 7.Знакомство во дворе. Экскурсия. 1 8.Дорога домой. Какие бывают дома. 1 9.Дорога домой. Читаем сказку «Гуси-лебеди». 1 10.Играем в сказку «Гуси-лебеди». 1 1 11.Кто в теремочке живёт? (по сказке «Теремок») 12.Мы играем в «Теремок». 1 13.Моя семья. 1 14.Приглашаем гостей. 1 15.Мы в гостях. 1 16.Сказка «Репка». 1 17.Сказка «Репка». Закрепление содержания сказки 1 18.Школьные принадлежности. 1 Дата 5 19.Покупка школьных принадлежностей. 20.Покупка школьных принадлежностей. Экскурсия в магазин 21.«Игрушки». 22.«Магазин игрушек». 23.Играем вместе. 24.Готовимся к празднику. Письмо Деду Морозу. 25.Готовимся к празднику. 26.Готовимся к празднику. Составление диалогов. 27.Новогодние чудеса. 28.Новогодние чудеса. Составление новогодних. Поздравлений. 29.Новогодние чудеса. 30.Новогодние чудеса. Составление рассказа по теме. 31.Зимняя одежда. 32.Зимняя одежда. «Кукла одевается на прогулку». 33.Зимние забавы. 34.Зимняя прогулка. Экскурсия. 35.«Мойдодыр». 36.Я умываюсь. 37.Режим дня. 38.Я – помощник. 39.Я – помощник. Составление диалогов «Делаем уборку вместе». 40.Я – помощник. Составление предложений по сюжетной картинке и схемам предложения «Делаем уборку вместе». 41.Я помогаю маме убирать в доме. 42.Я помогаю маме убирать в доме. Составление предложений по теме ситуации 43.Я помогаю маме убирать на кухне. Загадки. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 44.Посуда. 45.Посуда. Знакомство со стихотворением К. И. Чуковского «Федорино горе» 46.Я одеваюсь и обуваюсь. 47.Содержу одежду в чистоте. 48.Содержу одежду в чистоте. Закрепление. 49.Я ухаживаю за обувью. 50.Опрятному человеку нужны помощники. 51.У нас праздник. 52.Поздравляем папу и дедушку. 53.Поздравляем маму и бабушку. 54.Сказка «Заячья избушка». 55.Сказка «Заячья избушка». Закрепление содержания сказки. 56.Сказка «Заячья избушка». Инсценирование сказки. 57.Спокойной ночи! 58.Спокойной ночи! Составление диалогов 59.Спокойной ночи! Разучивание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная» 60.Спокойной ночи! Закрепление. 61.«Спасибо за мир!» 62.«Спасибо за мир!». Конструирование диалогов. 63.«Спасибо за мир!». Экскурсия к памятнику. 64.Доброе утро! 65.Доброе утро! Составление диалогов. 66.Доброе утро! Закрепление. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 Календарно-тематическое планирование-66 часов № Тема предмета Программное содержание 1 Давайте познакомимся – 4 часа Давайте познакомимся 2 Где мы учимся Школа Знакомство, приветствие Игра «Наши имена» Введение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций) Знакомство с основными правилами поведения в диалоге, при знакомстве: собеседники приветливо смотрят друг на друга, первым представляется старший Моделирование мини-диалогов между учителем и учеником. Употребление фразы «Меня зовут…» Игра «Приветствие» Прослушивание песни из мультфильма «Крошка Енот» («Улыбка», слова М.Пляцковского, музыка В. Шаинского) Повторение основных правил поведения в диалоге, при знакомстве Тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица по отношению друг к другу Рассматривание картинки в учебнике Ответы на вопросы учителя по содержанию картинки Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Употребляют в речи слова Употребляют в речи слова – Здравствуйте! – Здравствуйте! Доброе До свидания! утро, Знакомятся с правилами До свидания! поведения по алгоритму Знакомятся с правилами Называют свое имя и имена поведения по алгоритму одноклассников Называют свое имя, используя предложение «Меня зовут…» Слушают музыкальное произведение Повторяют правила поведения при знакомстве по алгоритму Слушают музыкальное произведение Повторяют правила поведения при знакомстве по алгоритму Отвечают на вопросы учителя по содержанию картинки 8 3 Урок музыки Урок физкультуры 4 Школа Кто нас лечит и кормит 5 Знакомство во дворе - 3 часа Школа Школьный двор Игра «Приветствие» Рассматривание картинки в учебнике Ответы на вопросы учителя по содержанию картинки Экскурсия в спортивный зал Знакомство с учителем физкультуры (возможна экскурсия в кабинет музыки, кабинет логопеда) Беседа – «С кем ты познакомился(ась) в школе?» Игра «Приветствие» Рассматривание картинки по теме урока Ответы на вопросы учителя по содержанию картинки Составление предложений по картинкам Экскурсия в медицинский кабинет, столовую Знакомство с персоналом Беседа – «С кем ты познакомился(ась) в школе?» Введение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта) Разучивание чистоговорок «Ра-ра-ра – нам гулять пора. Ру-ру-ру - начинаем мы игру» Экскурсия по школьному двору Беседа во время экскурсии по школьному двору Употребляют в речи словаЗдравствуйте! Доброе утро! Повторяют правила поведения при знакомстве по алгоритму Отвечают на простые вопросы учителя Употребляют в речи слова – Здравствуйте! Доброе утро! Повторяют правила поведения при знакомстве по алгоритму Отвечают на вопросы учителя Употребляют в речи слова Здравствуйте! Доброе утро! Повторяют правила поведения при знакомстве Отвечают на простые вопросы учителя по содержанию картинки Употребляют в речи слова Здравствуйте! Доброе утро! Повторяют правила поведения при знакомстве Отвечают на вопросы учителя Повторяют чистоговорку за учителем Отвечают на простые вопросы учителя во время экскурсии по школьному двору Проговаривают чистоговорку самостоятельно Отвечаютна вопросы учителя во время экскурсии по школьному двору Называют объекты, находящиеся на школьном дворе (школьный стадион, спортивная площадка, игровая площадка, клумбы и т.д.) 9 6 Знакомство во дворе 7 Знакомство во дворе. Экскурсия 8 Дорога домой – 3 часа Дорога домой Какие бывают дома 9 Дорога домой Читаем сказку «Гусилебеди» 10 Играем в сказку «Гусилебеди» Повторение чистоговорок «Ра-ра-ра – нам гулять пора. Ру-ру-ру - начинаем мы игру» Закрепление правил поведения при знакомстве Составление рассказа по теме ситуации (игра «Дополни предложение») Конструирование диалога «Знакомство во дворе» Повторяют чистоговорку за учителем Повторяют правила поведения при знакомстве Называют свое имя Введение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта) Разучивание чистоговорок про дома Рассматривание картинок к уроку Ответы на вопросы учителя по содержанию картинок Составление рассказа о доме, в котором он живет. Беседа о правилах безопасного поведения на улице Повторение чистоговорок Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди» Составление рассказа по картинкам о том, как дети возвратились домой Повторяют чистоговорки за учителем Отвечают на вопросы учителя по картинке Закрепление содержания сказки (прослушивание сказки в аудиозаписи) Коллективное рассказывание сказки Драматизация фрагментов сказки Повторяют чистоговорки за учителем Называют героев сказкипо картинкам Составляют предложения по картинкам с помощью учителя Называют героев сказки по картинкам Повторяют фразы героев сказки за учителем Проговаривают чистоговорку самостоятельно Повторяют правила поведения при знакомстве Называют свое имя Составляют диалог с вопросительными предложениями «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Проговаривают чистоговорки самостоятельно Отвечают на вопросы учителя Составляют рассказ о доме Называют домашний адрес Проговаривают чистоговорки самостоятельно Называют героев сказки по памяти Составляют рассказ по картинкам к сказке Называют героев сказки Говорят, самостоятельно фразы героев сказки 10 Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) Разучивание чистоговорки «В чистом поле теремок, всем найдется уголок» Знакомство со сказкой «Теремок» Называние героев сказки Хоровод «Кто-кто в теремочке живёт?» Повторение чистоговорки Актуализация содержания сказки «Теремок»: прослушивание аудиозаписи Проигрывание эпизодов сказки с направляющей помощью учителя 11 «Теремок» - 2 часа Кто в теремочке живёт? (по сказке «Теремок») 12 Мы играем в «Теремок» 13 Знакомство в гостях – 5 Слушание стихотворения Е. часов Благининой «Посидим в тишине» Моя семья Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братьев и сестёр, их занятий «Кто старше, кто младше?» Конструирование диалога «Играем в семью» Приглашаем гостей Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта) 14 Повторяют чистоговорки за учителем Слушают сказку Называют героев сказкипо картинкам Повторяют чистоговорки за учителем Слушают аудиозапись Повторяют фразы героев сказки за учителем Устанавливают последовательность действий героев сказки Повторяют чистоговорки самостоятельно Устанавливают последовательность появления в теремке животных с называнием их Называют членов семьи, их имена, фамилии Составляют диалог с помощью опорных предложений Проговаривают чистоговорки самостоятельно Слушают аудиозапись Повторяют самостоятельно фразы героев сказки Рассказывают сказку с помощью опорных слов Называют членов семьи их имена, отчества и фамилии своих родителей, места их работы Составляют диалог Повторяют правила этикета при знакомстве с взрослыми Повторяют правила этикета при знакомстве со взрослыми 11 15 Мы в гостях 16 Сказка «Репка» 17 Сказка «Репка». Закрепление содержания сказки 18 Покупка школьных принадлежностей - 3 часа Школьные принадлежности Сообщение правил этикета при знакомстве с взрослым в гостях Слушание детской песни «К нам гости пришли» Коллективное составление рассказа с опорой на иллюстрации и условнографические схемы предложений Проговаривание правил поведения при знакомстве с ровесниками и старшими Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам Ролевые игры по теме ситуации («Кукла встречает гостей») Составляют предложение с опорой на иллюстрации Составляют предложение с опорой на иллюстрацию и условно-графические схемы предложений Рассказывают о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими Составляют предложения по опорным картинкам Рассказывают о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими Составляют рассказ «Как мы ходили в гости» по опорным предложениям Разучивание чистоговорки Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) Закрепление содержания сказки (просмотр мультипликационного фильма) Инсценирование сказки Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (школьные принадлежности и их назначение) Разучивание чистоговорок («Аш-аш-аш – вот зелёный (синий и пр.) карандаш) Конструирование диалога «Попроси у товарища …» Игра «Еще какой(ая)?» (упражнения в согласовании существительного и прилагательного в числе и роде) Повторяют чистоговорки за учителем Называют героев сказки по картинкам Повторяют фразы героев за учителем Проговаривают чистоговорки самостоятельно Рассказывают сказку Повторяют самостоятельно фразы героев сказки Повторяют чистоговорки за учителем Называют школьные принадлежности и их признаки (цвет, величина и пр.) на примере реальных предметов и по картинкам Проговаривают чистоговорки самостоятельно Называют школьные принадлежности и их признаки (цвет, величина и пр.) 12 19 20 21 22 Покупка школьных принадлежностей Разучивание скороговорки «Расскажи мне про покупку…» Отгадывание загадок Знакомство с основными правилами Покупка школьных поведения в магазине (беседа с принадлежностей. элементами рассказа) Экскурсия в магазин. Использование фраз «Дайте мне, пожалуйста, …» «Мне нужен (нужна, нужны) …» Конструирование диалога с продавцом магазина Ролевая игра «Магазин «Школьник» Описание предметов по картиннографической схеме (размер, цвет, форма) В магазине игрушек – 3 Обогащение лексического запаса часа обучающихся словами, обозначающими «Игрушки» игрушки, их основные признаки и действия с ними Разучивание стихотворения А. Барто. «Самолёт» Конструирование диалога «Давай поиграем» Повторяют скороговорку за учителем Называют школьные принадлежности и их признаки (цвет, величина и пр.) Используют фразы в диалоге «Дайте мне, пожалуйста, …» «Мне нужен (нужна, нужны) …» Повторяют скороговорку Называют школьные принадлежности и их признаки (цвет, величина и пр.) Используют фразы в диалоге «Дайте мне, пожалуйста, …» «Мне нужен (нужна, нужны) …» Описывают предметы по картиннографической схеме (размер, цвет, форма) Называют игрушки и их основные признаки Повторяют стихотворение за учителем Сравнивают игрушки по заданному учителем признаку «Магазин игрушек» Повторяют стихотворение за учителем Повторяют правила поведения в магазине Составляют предложения по картинке Называют игрушки и их основные признаки Рассказывают стихотворение наизусть Сравнивают игрушки по заданному учителем признаку Составляют диалог с опорой на картинку Рассказывают стихотворение наизусть Называют игрушки Составляют диалог, с опорой на план Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку» Повторение правил поведения в магазине (беседа с элементами рассказа) Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в 13 23 Играем вместе 24 Готовимся к празднику – 3 часа Готовимся к празднику Письмо Деду Морозу 25 Готовимся к празднику 26 Готовимся к празднику Составление диалогов магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки Конструирование диалога в игровых ситуациях Игра «Кто быстрее?» Умение объяснять правила игры своим товарищам Умение выбирать интонацию для того, чтобы договориться с товарищем Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя с опорой на иллюстрацию) Разучивание новогоднего стихотворения (по выбору учителя) Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений Разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка» сл. Р.Кудшовой, муз. Л. Бекмана Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства с Дедом Морозом Повторение песенки «В лесу родилась ёлочка» сл. Р. Кудшовой, муз. Л. Бекмана Разучивание новогоднего стихотворения (по выбору учителя) Составление приглашений на новогодний праздник Моделирование возможных диалогов при приглашении на праздник Умеют соблюдать правила игры Составляют диалог с опорой на картинку Умеют соблюдать правила игры Составляют диалог с опорой на символический план Отвечают на простые вопросы учителя Повторяют стихотворение за учителем Составляют письмо Деду Морозу с помощью учителя Отвечают на вопросы учителя Рассказывают стихотворение наизусть Составляют письмо Деду Морозу по опорной схеме Повторяют слова песни за учителем Повторяют правила поведения при знакомстве Используют их в новой ситуации Знают слова песни Исполняют песню Повторяют правила поведения при знакомстве Используют их в новой ситуации Повторяют слова песни за учителем Рассказывают стихотворение, повторяя за учителем Повторяют слова песни Исполняют песню Рассказывают наизусть стихотворение Составляют диалоги с опорой на картинку 14 27 Новогодние чудеса – 4 часа Новогодние чудеса 28 Новогодние чудеса Составление новогодних поздравлений 29 Новогодние чудеса 30 Новогодние чудеса. Составление рассказа по теме. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию) Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства на карнавале Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем Разучивание чистоговорки Составление новогодних поздравлений Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией Игра «Узнай меня» Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?» Составление рассказа по теме ситуации (составление предложений о новогоднем празднике с последующим использованием для коллективного рассказа) Повторяют правила поведения при знакомстве Используют их в новой ситуации Повторяют правила поведения при знакомстве Используют их в новой ситуации Моделируют ситуацию знакомства на карнавале Повторяют чистоговорки, повторяя за учителем Составляют новогоднее поздравление с помощью учителя Проговаривают чистоговорки самостоятельно Составляют новогоднее поздравление по опорным схемам Отвечают на вопросы учителя Составляют рассказ о новогоднем празднике по картинкам Отвечают на простые вопросы учителя Составляют предложения по картинкам 15 31 32 33 34 35 Введение в тему (беседа, называние предметных картинок с изображениями зимней одежды и Зимняя прогулка – 4 часа обуви) изображениями зимней одежды и Зимняя одежда обуви) Разучивание чистоговорки «В шапке да шубке хорошо Мишутке» Зимняя одежда Введение в ситуацию: просьба о «Кукла одевается на помощи (беседа по сюжетной прогулку» картинке) Использование в диалоге просьбы: «Помоги мне, пожалуйста, найти...» Конструирование в диалоге возможных реплик, содержащих просьбу Зимние забавы Разучивание чистоговорки о зиме (по выбору учителя) Знакомство с зимними забавами Выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух: У Миши санки. У Маши санки Составление предложений по схеме Зимняя прогулка. Повторение чистоговорки о зиме (по Экскурсия выбору учителя) Составление предложений по теме Составление рассказа по теме «Надо, надо умываться…» - 3 часа «Мойдодыр» Введение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку) Повторяют чистоговорки, повторяя за учителем Называют предметы зимней одежды и обуви по картинкам Называют предметы зимней одежды и обуви по картинкам Используют в диалоге просьбы: «Помоги мне, пожалуйста, найти...» Проговаривают чистоговорки самостоятельно Называют предметы зимней одежды и обуви Описывают зимнюю одежду детей по данному символическому плану Описывают зимнюю одежду детей по данному символическому плану Используют в диалоге просьбы: «Помоги мне, пожалуйста, найти...». Составляют диалоги Повторяют чистоговорки, повторяя за учителем Называют зимние забавы по сюжетным картинкам Проговаривают чистоговорки самостоятельно Называют зимние забавы Составляют предложения по схеме Повторяют чистоговорки, повторяя за учителем Составляют короткое высказывание по теме с помощью учителя Прослушивают текст стихотворения Проговаривают чистоговорки самостоятельно Составляют короткие высказывания по теме Прослушивают текст стихотворения 16 36 Я умываюсь 37 Режим дня 38 Помощники – 13 часов Я - помощник 39 Я – помощник Составление диалогов «Делаем уборку вместе» 40 Я – помощник Составление предложений по сюжетной картинке и Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр» Работа с серией картинок к стихотворению Разучивание фрагментов стихотворения Составление предложений по теме ситуации (просьба в утвердительной и вопросительной формах) Ролевые игры по теме с использованием игрушек как героев ситуации Моделирование диалогов Коллективное составление рассказа по теме «Режим дня школьника» Игра «Кто знает, пусть продолжит» Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку) Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница» Рисование «живой» картины по стихотворению Составление диалогов «Делаем уборку вместе» с опорой на сюжетные картинки и личный опыт детей Повторение слов, обозначающих предметы быта Составление предложений по сюжетной картинке и схемам предложения Отвечают на простые вопросы учителя Повторяют часть стихотворения за учителем Отвечают на вопросы учителя Рассказывают стихотворение наизусть Составляют предложения по картинкам Составляют предложения по опорным схемам Составляют диалоги с помощью учителя Составляют рассказ по теме «Режим дня школьника» по картинкам Отвечают на простые вопросы учителя Составляют предложения с помощью учителя Составляют диалоги Составляют рассказ по теме «Режим дня школьника» Проигрывают ситуацию по уборке дома Составляют предложения по сюжетным картинкам Проигрывают ситуацию по уборке дома Составляют предложения по сюжетной картинке и схемам предложения Отвечают на вопросы по стихотворению Составляют предложения по сюжетным картинкам 17 41 42 43 схемам предложения «Делаем уборку вместе» Я помогаю маме убирать в доме Я помогаю маме убирать в доме. Составление предложений по теме ситуации. Я помогаю маме убирать на кухне. Загадки. 44 Посуда 45 Посуда. Знакомство со стихотворением К. И. Чуковского «Федорино горе» Я одеваюсь и обуваюсь 46 Разучивание стихотворения А. Барто «Помощница» Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах) Повторяют стихотворение за учителем Составляют предложения по сюжетной картинке Рассказывают наизусть стихотворение Составляют предложения по сюжетной картинке Слушание и отгадывание загадки Повторение названий предметов мебели, посуды, бытовой техники по сюжетным и предметным картинкам Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбуи/или распределение обязанностей Повторение слов, обозначающих предметы посуды Знакомство со стихотворением К. И. Чуковского «Федорино горе» Инсценирование разговора Федоры с посудой с показом игровых действий Называют предметы мебели, посуды, бытовой техники по картинкам Составляют диалоги с помощью учителя Называют предметы мебели, посуды, бытовой техники Составляют диалоги по сюжетной картинке и символическому плану Называют предметы посуды по картинкам Участвуют в инсценировке фрагмента сказки «Федорино горе» Называют предметы посуды по картинкам Проигрывают разговор Федоры с посудой с показом игровых действий Знакомство со стихотворением «Научу обуваться и братца» Е. Благининой Повторение слов, обозначающих предметы обуви Составление диалогов по заданной ситуации «Где мои вещи», «Положи вещи на своё место» Игра «Назови, какая у тебя обувь» Называют предметы обуви по картинкам Составляют диалоги по сюжетным картинкам Называют предметы обуви по картинкам Составляют диалоги по опорным предложениям 18 47 Содержу одежду в чистоте 48 Содержу одежду в чистоте. Закрепление 49 Я ухаживаю за обувью 50 Опрятному человеку нужны помощники Знакомство с отрывком из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?» Повторение слов, обозначающих предметы, используемые при уходе за одеждой Составление диалога с опорой на сюжетную картинку Игра «Кто знает, пусть продолжает» Рассматривание картинок Выбор предложения, наиболее подходящего к ее содержанию Составление диалогов с опорой на сюжетную картинку Игра «Кто знает, пусть продолжает» Повторение слов, обозначающих предметы для ухода за обувью Составление диалога «Давай почистим обувь» по сюжетной картинке и заданной ситуации Составление предложений по наблюдениям за практическими действиями одноклассников Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции) Моделирование диалогов Называют предметы, используемые при уходе за одеждой по картинкам Участвуют в игре «Кто знает, пусть продолжает» Называют предметы, используемые при уходе за одеждой Составляют диалог с опорой на сюжетную картинку Активно участвуют в игре «Кто знает, пусть продолжает» Называют предметы, Называют предметы, используемые при уходе за используемые при уходе одеждой за одеждой Составляют диалоги с Составляют диалоги по помощью учителя сюжетным картинкам и Участвуют в игре «Кто знает, вопросам учителя пусть продолжает» Активно участвуют в игре «Кто знает, пусть продолжает» Называют предметы для Называют предметы для ухода за обувью ухода за обувью Отвечают на вопросы Составляют предложения учителя по реальной по реальной ситуации и по ситуации и по картинкам сюжетным картинкам Называют предметы, используемые при уходе за одеждой Отвечают на вопросы учителя по картинкам Называют предметы, используемые при уходе за одеждой Составляют диалоги по сюжетным картинкам и вопросам учителя 19 51 Весенние праздники – 3 часа У нас праздник Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию) Дополнение деталей ситуации по вопросам учителя Выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух произнесенных учителем Слушают и отвечают на простые вопросы учителя Называют праздники Составляют предложение с опорой на картинки Составление поздравлений Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата Составление поздравлений Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Составляют поздравление с помощью учителя Произносят поздравления с различной интонацией в зависимости от адресата Составляют поздравление с помощью учителя Составляют диалоги с помощью учителя 52 Поздравляем папу и дедушку 53 Поздравляем маму и бабушку 54 «Заячья избушка» - 3 Введение в тему ситуации (работа с часа иллюстрацией, отгадывание2 загадки) Сказка «Заячья избушка» Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опоройна Сказка «Заячья избушка» иллюстрации) Закрепление содержания Закрепление содержания сказки (коллективное рассказывание сказки) сказки. Инсценирование сказки с показом Сказка «Заячья игровых действий избушка». Инсценирование сказки Спокойной ночи! – 4 Введение в тему (беседа с опорой на часа сюжетную картинку) Спокойной ночи! 55 56 57 Слушают и отвечают на вопросы учителя Называют праздники Выбирают предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух произнесенных учителем Составляют поздравление с опорой на схему Произносят поздравления с различной интонацией в зависимости от адресата Составляют поздравление с опорой на схему Составляют диалоги с опорой на схему Называют героев сказки по картинкам Повторяют фразы героев за учителем Проговаривают чистоговорки самостоятельно Называют героев сказки Рассказывают сказку Говорят, самостоятельно фразы героев сказки Отвечают на простые вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя 20 58 Спокойной ночи! Составление диалогов 59 Спокойной ночи! Разучивание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная» Спокойной ночи! Закрепление 60 61 День Победы! - 3 часа «Спасибо за мир!» 62 «Спасибо за мир!». Конструирование диалогов. Разучивание чистоговорки «Та–та-та – наступила темнота. Ты-ты-ты – ты боишься темноты?» Повторяют чистоговорку за учителем Проговаривают чистоговорку самостоятельно Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой интонацией Составление предложений на тему «Перед сном» Разучивание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная» Моделирование диалогов по теме ситуации Составление рассказов «Как я ложусь спать» (по образцу, данному учителем, с опорой на символический или картинный план) Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию) Составление поздравлений Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Знакомятся с этикетными формами пожелания перед сном Составляют предложения на тему «Перед сном» по картинкам Знакомятся с этикетными формами пожелания перед сном Составляют предложения на тему «Перед сном» по опорным схемам Повторяют этикетные формы пожелания перед сном Составляют предложения на тему «Перед сном» с помощью учителя Составляют рассказы «Как я ложусь спать» (по образцу, данному учителем, с опорой на символический или картинный план) Отвечают на простые вопросы учителя Составляют поздравление с помощью учителя Составляют диалоги с помощью учителя Отвечают на вопросы учителя Составляют поздравление с опорой на схему Составляют диалоги с опорой на символический план 21 63 «Спасибо за мир!». Экскурсия к памятнику. 64 Доброе утро! – 3 часа Доброе утро! 65 Доброе утро! Составление диалогов 66 Доброе утро! Закрепление Развивать патриотические чувства и формировать чувство гордости за свою Родину; Познакомить учащихся с исторически значимыми для страны датами и событиями, прививать интерес к истории, формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом. Введение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки) Разучивание чистоговорки «Вот проснулся петушок…» Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и пожеланий Тренировочные упражнения в произнесении этикетных форм с различной интонацией Повторение чистоговорки Составление диалогов по заданной ситуации «С добрым утром!» Ролевые игры по теме Составление предложений по сюжетным картинкам Повторение чистоговорки Беседа на тему «Как начинается твоё утро?» Составление коротких рассказов из личного опыта Отвечают на простые вопросы учителя Повторяют чистоговорку за учителем Знакомятся с этикетными формами пожелания утром Повторяют чистоговорку за учителем Повторяют слова приветствия «Доброе утро!» Повторяют чистоговорку за учителем Повторяют слова приветствия «Доброе утро!» Отвечают на вопросы учителя Проговаривают чистоговорку самостоятельно Знакомятся с этикетными формами пожелания утром Произносят этикетные формы с различной интонацией Проговаривают чистоговорку самостоятельно Составляют диалоги по заданной ситуации «С добрым утром!» Проговаривают чистоговорку самостоятельно Составляют короткие рассказы по сюжетным 22 картинкам, используя слова-приветствия 23 24