Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по предмету Основы социальной жизни для обучающихся 5 класса (АООП вариант 1) Составитель: Яковлева Галина Александровна Должность: учитель, 1к.к. Реж – 2024 год Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» составлена на основании: - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г. - АООП «Центра «Дар»; Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем: расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Программа создана из расчета 2 часа в неделю и рассчитана на 68 часов в год. На основании протокола ППк №219 от 07.08.2024г. идет дифференциация обучающихся на группы. Достаточный уровень Баранов Иван Дёмин Максим Овчинникова Полина Николаева Анна Розиков Михаил 5 класс Минимальный уровень Сунагатова Арина Федорахин Сергей Данилова Варвара Ниже минимального 2 Планируемые результаты Достаточный уровень знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук; соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды); некоторые навыки оказания первой помощи при травмах; пользование различными видами городского транспорта; знание о родственных отношениях в семье. Предметные планируемые результаты Минимальный уровень знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического работника; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; представления о навыках оказания первой помощи при травмах; представления о различных видах средств связи; представления о различных видах городского транспорта; Уровень ниже минимального представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; представления о различных видах связи; представления о назначении городского транспорта . знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях). Достаточный уровень понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя; Личностные планируемые результаты Минимальный уровень уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда Уровень ниже минимального Повторяют ответы за учителем или одноклассниками 3 владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий; владеть элементами оценки и самооценки. уметь самостоятельно исправлять ошибки. предложенных вариантов (заданий); уметь слушать учителя, выполнять предложенные виды заданий по образцу; использовать помощь при выполнении учебных задач; усвоить элементы контроля учебной деятельности (помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватно реагировать на оценку учебных действий. Календарно-тематическое планирование Тема Вводный урок. Каким бывает дом Вводная контрольная работа: что такое ОСЖ Экскурсия «Пришкольный участок» Практическая работа «Садовые работы на пришкольном участке.» Практическая работа: уборка овощных культур. Садовый инвентарь. Практическая работа: уборка садового инвентаря после сезонной работы. Порядок в доме. Практическая работа: « Демонстрация инвентаря и средств для уборки». Комнатные растения Животные в доме Практическая работа: составление плана уборки класса Контрольная работа по разделу «Жилище» Забота о себе Кол-во часов Дата По плану По факту 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 Выбор средств и предметов личной гигиены. (16) Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы). Практическая работа: Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук. Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног). 1 1 1 1 Утренняя гимнастика Закаливание организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения). Забота о глазах Забота о правильной осанке Какие бывают врачи Что нужно делать чтобы быть здоровым Первая помощь при ушибах и травмах. Практическая работа: оказание первой помощи при порезе, ушибе. Уход за больным на дому Экскурсия в аптеку. Контрольная работа по разделу «Охрана здоровья» Еда для здоровья Элементы сервировки, посуда для еды (16) Практическая работа: « Кухонная утварь, уход за ней» Как правильно есть Завтрак-начало дня Практическая работа: «Мастерская бутербродов» Овощи, плоды, ягоды и грибы Практическая работа: нарезка овощей, фруктов Практическая работа: «Приготовление салата» Виды муки, правила хранения. Виды теста. Практическая работа: оладьи Виды круп. Практическая работа: манная каша Контрольная работа по разделу: питание По одежке встречают Правила ухода за одеждой Практическая работа: Ремонт одежды. Чистка одежды. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 Практическая работа: пришивание пуговиц. 1 Виды одежды (праздничная, спортивная, повседневная) Идеальная пара Правила ухода за обувью (20) Виды городского транспорта. Транспорт-это удобно Правила поведения в транспорте и на улице. Правила проезда в транспорте; правила передвижения по улице. На заметку пассажиру Экскурсия : «Мы- пассажиры» Основные средства связи. Работа почтового отделения связи "Почта России". Экскурсия «Почтовое отделение как средство связи» (отделение почты). Порядок отправления писем различного вида. Родственные отношения в семье Годовая контрольная работа: я самостоятельный Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников Семейный досуг Традиции семьи Важные правила современного человека: знаю, понимаю, умею 1 1 1 1 1 1 Тема, раздел Содержание Виды деятельности, формы работы Достаточный уровень Вводный урок. (1ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Знакомство с предметом основы социальной жизни Знакомятся с новым предметом, названием разделов предмета учебным кабинетом. Минимальный уровень Знакомятся с новым предметом, названием разделов предмета. Участвуют в викторине, Ниже минимального Повторяют за учителем или одноклассниками название предмета, название разделов 6 Жилище. (13ч) 1.Каким бывает дом 2.Вводная контрольная работа: что такое ОСЖ 3.Экскурсия «Пришкольный участок» 4.Практическая работа «Садовые работы на пришкольном участке.» 5.Практическая работа: уборка овощных культур. 6.Садовый инвентарь. 7.Практическая работа: уборка садового инвентаря после сезонной работы. 8. Порядок в доме 9.Практическая работа : «Демонстрация инвентаря и средств для уборки» 10. Комнатные растения 11. Животные в доме 12.Практическая работа : составление плана уборки класса 13.Контрольная работа по разделу «Жилище» Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Домашний почтовый адрес. Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Их назначение. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение нежилых помещений. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений. Ежедневная уборка. Участвуют в викторине, отгадывают загадки, ребусы. Выполняют по образцу элементарные задания с помощью учителя от начала до конца. Слушают объяснения учителя и записывают в тетрадь названия жилых помещений в городе и сельской местности. Отвечают на вопрос: каким бывает дом. Перечисляют виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Перечисляют виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Узнают о гигиенических требованиях к жилому помещению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений. . Выполняют по образцу элементарные задания с помощью учителя от начала до конца. отгадывают загадки, ребусы. Понимают учебные задачи и стараются их выполнять. Выполняют элементарные задания по инструкции с помощью учителя от начала до конца. Слушают объяснения учителя и записывают в тетрадь названия жилых помещений в городе и сельской местности. С помощью учителя отвечают на вопрос : каким бывает дом. С помощью учителя перечисляют виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната, виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. С помощью учителя узнают о гигиенических требованиях к жилому помещению о видах уборки жилища (сухая, влажная), инвентаре, моющих средствах, электробытовых приборах для уборки помещений. Оценивают свою работу и работу товарищей. Выполняют практические задания, понимают инструкции учителя, принимают помощь. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. предмета. Выполняют элементарные задания с максимальной помощью учителя или одноклассников Повторяют за учителем или одноклассниками названия жилых помещений в городе и сельской местности. Повторяют за учителем или одноклассниками виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната, виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Повторяют за учителем или одноклассниками о видах уборки жилища (сухая, влажная), о инвентаре, моющих средствах, электробытовых приборах для уборки помещений. Выполняют элементарные задания с максимальной помощью учителя или одноклассников 7 Личная гигиена и здоровье. (9) 1.Забота о себе. 2.Выбор средств и предметов личной гигиены. 3.Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы). 4.Практическая работа: Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук. 5.Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног). 6.Утренняя гимнастика 7.Закаливание организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения). 8.Забота о глазах 9.Забота о правильной осанке Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные, солнечные, водные процедуры. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук. Практическая работа: приемы обрезания ногтей на руках. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног. Практическая работа: приемы обрезания ногтей на ногах. Слушают объяснения учителя о значении закаливания для здоровья человека. Отвечают на вопросы. Называют способы закаливания, правила и приёмы выполнения процедур. По аналогии составляют комплекс утренней гимнастики и выполняют его. Объясняют необходимость одеваться по погоде, закалять свой организм и соблюдать правила личной гигиены. Учатся ухаживать за телом: за кожей рук, ног, ногтями. Знакомятся с приёмами обрезания ногтей на руках, ногах. По вопросам учителя называют косметические средства для ухода за кожей, рассказывают о необходимости чтения инструкций. Узнают о гигиенических требованиях к использованию личного белья, выполняют их. Просматривают учебный фильм о вреде наркотиков и токсических веществ. Участвуют в беседе по содержанию фильма. Слушают объяснения учителя о значении закаливания для здоровья человека. Задают вопросы, отвечают на вопросы, делают выводы. Называют способы закаливания, правила и приёмы выполнения процедур. Составляют комплекс утренней гимнастики и выполняют его. Объясняют необходимость одеваться по погоде, закалять свой организм и соблюдать правила личной гигиены. Учатся ухаживать за телом: за кожей рук, ног, ногтями. Знакомятся с приёмами обрезания ногтей на руках, ногах, выполняют это самостоятельно. Называют косметические средства для ухода за кожей, рассказывают о необходимости чтения инструкций. Узнают о гигиенических требованиях к использованию личного белья, выполняют их. Просматривают учебный фильм о вреде наркотиков и токсических веществ. Участвуют в беседе по содержанию фильма, делают выводы о губительном влиянии вредных привычек. Умеют слушать и понимать Повторяют за учителем или одноклассниками значение закаливания для здоровья человека. - способы закаливания, правила и приёмы выполнения процедур, необходимость одеваться по погоде, закалять свой организм и соблюдать правила личной гигиены. Узнают о гигиенических требованиях к использованию личного белья, выполняют их по аналогии. Просматривают учебный фильм о вреде наркотиков и токсических веществ. 8 инструкцию, обращаться за помощью, принимать помощь. Моделируют и анализируют различные житейские ситуации. Охрана здоровья.(7) 1.Какие бывают врачи 2.Что нужно делать что бы быть здоровым 3.Первая помощь при ушибах и травмах 4.Практическая работа: оказание первой помощи при порезе, ушибе. 5.Уход за больным на дому 6.Экскурсия в аптеку. 7.Контрольная работа по разделу «Охрана здоровья» Виды доврачебной помощи. Способ измерения температуры тела. Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний. Практическая работа. Знакомятся с профессиями работников медицинских учреждений, записывают их названия в тетрадь. По вопросам учителя называют функции основных врачей –специалистов. Узнают о видах медицинской помощи: доврачебной и врачебной. работают с сюжетными картинками. Изучают виды доврачебной помощи. Учатся измерять температуру, обрабатывать раны, порезы с помощью специальных средств. Слушают объяснения учителя, просматривают презентации, отвечают на вопросы. С помощью учителя выполняют учебные задания, используют полученные на уроках навыки и знания в повседневной жизни, соблюдая правила Знакомятся с профессиями работников медицинских учреждений, записывают их названия в тетрадь. Называют функции основных врачей – специалистов. Узнают о видах медицинской помощи: доврачебной и врачебной. Самостоятельно работают с сюжетными картинками. Изучают виды доврачебной помощи. Учатся измерять температуру, обрабатывать раны, порезы с помощью специальных средств. Умеют находить эти средства в аптечке, читать инструкцию. Слушают объяснения учителя, просматривают презентации, делают выводы, отвечают на вопросы. Самостоятельно выполняют учебные задания. Умеют использовать полученные на уроках навыки и знания в повседневной жизни, соблюдая правила Повторяют за учителем или одноклассниками виды профессий работников медицинских учреждений. Узнают о видах медицинской помощи: доврачебной и врачебной. С максимальной помощью учителя измеряют температуру, обрабатывают раны, порезы с помощью специальных средств. Слушают объяснения учителя, просматривают презентации. С максимальной помощью учителя выполняют учебные задания, используют полученные на уроках навыки и знания в повседневной жизни, соблюдая правила безопасности. 9 Питание (15) 1.Еда для здоровья 2. Элементы сервировки, посуда для еды 3. Практическая работа. «Кухонная утварь, уход за ней» 4.Как правильно есть 5.Завтрак- начало дня 6.Практическая работа: Мастерская бутербродов 7.Овощи, фрукты, ягоды и грибы 8.Практическая работа: нарезка овощей, фруктов. 9.Практическая работа: приготовление салата 10. Виды муки, правила хранения. 11.виды теста. 12.практическая работа: оладьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Блюда для горячего и холодного завтрака. Назначение посуды для еды, кухонной утвари. Виды круп, их вредители. Правила хранения круп. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней. Практическая работа: бутерброды. Приготовление манной каши. Овощи, фрукты, ягоды, нарезка овощей фруктов. Напитки для завтрака. Виды теста. Практическая работа: оладьи. Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов. Стоимость и расчет продуктов. Основные отделы в продуктовых магазинах. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. безопасности. Узнают о значении питания в жизни людей, режиме питания, разнообразии продуктов. записывают их в тетрадь. Узнают о назначении посуды и кухонной утвари. Практическая работа: бутерброды. Перечисляют блюда из круп. Узнают рецепт приготовления каш и их виды. С помощью учителя готовят гречневую (манную) кашу. Моют посуду. Изучают правила хранения и первичной обработки овощей, фруктов, ягод, грибов. Учатся их мыть, чистить, резать. С помощью учителя готовят салаты. С помощью учителя узнают о видах теста, готовят тесто для приготовления оладий, записывают в тетрадь. По образцу заваривают чай, сервируют стол к чаепитию. Соблюдают правила гигиены приготовления пищи и ТБ. С помощью учителя применяют знания, полученные на уроках в безопасности. Узнают о значении питания в жизни людей, режиме питания, разнообразии продуктов, записывают их в тетрадь. С помощью учителя изучают о назначении посуды и кухонной утвари. Показывают виды круп, правильно их называют, знают правила хранения. Записывают названия в тетрадь. Перечисляют блюда из круп. Узнают рецепт приготовления каш и их виды. С помощью учителя готовят гречневую (манную) кашу. Моют посуду. Изучают правила хранения и первичной обработки овощей, плодов, ягод, грибов. Учатся их мыть, чистить, резать. Готовят по рецептам салаты. Рецепт записывают. С помощью учителя узнают о видах теста, записывают рецепт приготовления оладий. Называют виды чая и кофе, способы заварки чая. Заваривают чай, сервируют стол к чаепитию. Понимают пользу и негативные последствия чрезмерного употребления чая. Повторяют за учителем или одноклассниками значение питания в жизни людей, режиме питания, разнообразии продуктов. Повторяют за учителем или одноклассниками назначение посуды и кухонной утвари. С максимальной помощью учителя готовят гречневую (манную) кашу. Моют посуду. Повторяют за учителем или одноклассниками правила хранения и первичной обработки овощей, плодов, ягод, грибов. С максимальной помощью учителя готовят салаты. Повторяют за учителем или одноклассниками виды муки, правила хранения, виды теста. С максимальной помощью учителя готовят оладьи. 10 13. Виды круп. быту. Соблюдают правила гигиены приготовления пищи и ТБ. Точно выполняют инструкции учителя. Применяют знания, полученные на уроках в быту. Обсуждают и объясняют значение опрятного вида человека. По вопросам учителя перечисляют санитарно-гигиенические требования к одежде, правила личной гигиены и внешнего вида. Учатся правилам повседневного ухода и поддержания одежды в порядке. Соблюдают правила ТБ с колючими и режущими инструментами. По Обсуждают и объясняют значение опрятного вида человека. Перечисляют санитарно-гигиенические требования к одежде, правила личной гигиены и внешнего вида. Учатся правилам повседневного ухода и поддержания одежды в порядке. Классифицируют пуговицы. Самостоятельно пришивают пуговицы, крючки. Соблюдают правила ТБ с 14. Практическая работа: манная каша. 15.контрольная работа по разделу «Питание» Одежда и обувь. (7) 1.По одежке встречают 2.Правила ухода за одеждой. 3.Практическая работа: Ремонт одежды. Чистка одежды. 4.Практическая работа: пришивание пуговиц 5. Виды одежды (праздничная, спортивная, повседневная) 6.Идеальная пара Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная и т. д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. Значение одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная стирка изделий замачивание, кипячение, Повторяют за учителем или одноклассниками значение опрятного вида человека, -санитарногигиенические требования к одежде, правила личной гигиены и внешнего вида. С максимальной помощью учителя делают зарисовки и записи в тетрадях. Узнают о правилах и 11 7. Правила ухода за обувью полоскание. Практическая работа. Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств. Правила сушки белья из различных тканей. Практическая работа. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека. Правила ухода за обувью из различных материалов. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов. Сушка обуви. Практическая р. вопросам учителя называют виды белья, рассказывают о его назначении. Делают зарисовки и записи в тетрадях. Узнают о правилах и приёмах ручной стирки изделий из х/б тканей. По образцу стирают носовые платки, небольшие полотенца. Изучают устройство утюга. По образцу гладят мелкие изделия. С помощью учителя выполняют практические задания, принимают помощь. колючими и режущими инструментами. Называют виды белья, рассказывают о его назначении. Делают зарисовки и записи в тетрадях. Узнают о правилах и приёмах ручной стирки изделий из х/б тканей. Самостоятельно стирают носовые платки, небольшие полотенца, умеют подбирать моющие средства согласно инструкции. Выполняют правила безопасной работы с бытовыми химическими средствами. Изучают устройство утюга. Называют символы обозначения температуры нагрева на утюге, правила ТБ. Самостоятельно гладят мелкие изделия. Выполняют практические задания, понимают инструкции учителя, принимают помощь. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. приёмах ручной стирки изделий из х/б тканей. С максимальной помощью учителя стирают носовые платки, небольшие полотенца. С максимальной помощью учителя гладят мелкие изделия Транспорт.(5) 1.Виды городского транспорта. 2.Транспорт –это удобно Виды общественного транспорта. Оплата проезда на всех видах общественного транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Рассматривают иллюстрации, просматривают презентацию, участвуют в беседе по содержанию. По вопросам учителя классифицируют транспортные средства. Рассматривают иллюстрации, просматривают презентацию, участвуют в беседе по содержанию. Классифицируют транспортные средства. Формулируют определение Рассматривают иллюстрации, просматривают презентацию. По карточкам соотносят виды транспорта. С максимальной помощью учителя 3.Правила поведения в транспорте и на улице. Правила проезда в транспорте; правила 12 передвижения по улице. 4.На заметку пассажиру 5.Экскурсия «Мыпассажиры» (район «Быстринский») Средства связи (4) 1.Основные средства связи 2.Работа почтового отделения связи "Почта России" 3.Экскурсия «Почтовое отделение как средство связи» (отделение почты) 4.Мои средства связи Называют и показывают виды городского транспорта по карточкам. Знают стоимость проезда по городу. По вопросам учителя формулируют понятие «пригородный транспорт», называют виды. С помощью учителя учатся ориентироваться в расписании движения автобусов и электричек. По вопросам учителя называют службы вокзалов и объясняют их назначение. Знают и соблюдают правила дорожного движения и правила поведения в общественных местах. Умеют слушать, обращаться за помощью, принимать помощь. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка. Письмо. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылок. Практическая работа. Слушают объяснения учителя, просматривают видеоматериалы из истории развития средств связи. Записывают в тетради основные средства связи. С помощью учителя различают виды почтовых отправлений, делают их зарисовки в тетрадях. городского транспорта. Называют и показывают виды городского транспорта. Знают стоимость проезда по городу и рассчитывают стоимость проезда от дома до школы и обратно. Формулируют понятие «пригородный транспорт», называют виды. Учатся ориентироваться в расписании движения автобусов и электричек. Называют службы вокзалов и объясняют их назначение. Активно участвуют в деятельности, контролируют и оценивают свои действия и действия одноклассников. Знают и соблюдают правила дорожного движения и правила поведения в общественных местах. Умеют слушать и понимать инструкцию, обращаться за помощью, принимать помощь. Слушают объяснения учителя, просматривают видеоматериалы из истории развития средств связи. Называют и записывают в тетради основные средства связи. Сравнивают и объясняют их назначение. Различают виды почтовых отправлений, делают их зарисовки в тетрадях. показывают виды городского. Повторяют за учителем или одноклассниками правила дорожного движения и правила поведения в общественных местах. Слушают объяснения учителя, просматривают видеоматериалы из истории развития средств связи. С максимальной помощью учителя делают зарисовки в тетрадях. С максимальной 13 Знакомятся с видами писем, порядком отправления писем различного вида и стоимостью пересылки. По образцу учатся находить индекс почтового отделения по справочнику, в интернете и записывать адрес на конверте. Семья. (7) 1.Родственные отношения в семье 2.Годовая контрольная работа: я самостоятельный 3.Состав семьи. 4., имена, отчества ближайших родственников 5.Семейный досуг 6.Традиции семьи Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки и др. правильная, рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в свободное время. Просматривают видеофильм о профессиях, отвечают на вопросы по содержанию. По вопросам учителя рассказывают о составе своей семьи, называют имена, отчества, фамилии членов семьи, возраст, место работы, должность. Записывают эти сведения в тетрадь. Изучают права и обязанности членов семьи. Знают и выполняют правила Знакомятся с видами писем, порядком отправления писем различного вида и стоимостью пересылки. Учатся находить индекс почтового отделения по справочнику, в интернете и записывать адрес на конверте. Умеют положительно относиться к окружающей действительности, пользоваться современными средствами связи, принимать помощь взрослых. Просматривают видеофильм о профессиях, отвечают на вопросы по содержанию. Рассказывают о составе своей семьи, называют имена, отчества, фамилии членов семьи, возраст, место работы, должность. Записывают эти сведения в тетрадь. Анализируют взаимоотношения в семьях, распределение хозяйственнобытовых обязанностей между членами семьи. Обсуждают проблемные помощью учителя учатся записывать адрес на конверте. Просматривают видеофильм о профессиях. По карточкам рассказывают о составе своей семьи, называют имена, отчества, фамилии членов семьи, возраст, место работы, должность. Изучают права и обязанности членов семьи. Учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Уважительно 14 7. Важные правила современного человека: знаю, понимаю, умею поведения в семье. Учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Уважительно относятся к старшим по возрасту, помогают им по дому и заботятся о младших членах семьи. ситуации. Анализируют житейские ситуации. Изучают права и обязанности членов семьи. Знают и выполняют правила поведения в семье. Учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Уважительно относятся к старшим по возрасту, помогают им по дому и заботятся о младших членах семьи. относятся к старшим по возрасту, помогают им по дому и заботятся о младших членах семьи. График экскурсий Экскурсия «Пришкольный участок» Экскурсия в аптеку. Экскурсия : «Мы- пассажиры» Экскурсия «Почтовое отделение как средство связи» (отделение почты). Критерии и нормы оценки знаний обучающихся При устном опросе: -Оценка «5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки. -Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся: допускает неточности, оговорки и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя. Если обучающийся в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5». -Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе: обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, правил; отвечает неполно на вопросы учителя, 15 недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя; не может применить знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом. При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ: -Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей обучающегося; допустил 1-3 недочета или 1-2 ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы обучающихся. - Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки. - Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно (30%50%); выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой наглядности. 16