Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по предмету Основы социальной жизни для обучающихся 8А и 8Б класса (АООП вариант 1) Составитель: Яковлева Галина Александровна Должность: учитель, 1к.к. Реж – 2024год Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе: - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г. - АООП «Центра «Дар»; Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем: расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Программа создана из расчета 2 часа в неделю и рассчитана на 68 часов в год. На основании протокола ППк №237 от 05.08.2024г. идет дифференциация обучающихся на группы. Достаточный уровень Николаев Максим Шатохина Анна Ржанникова Ульяна Перминов Дмитрий 8Б класс Минимальный уровень Овчинникова Мария Першин Кирилл Гариповва Светлана Планируемые результаты Предметные планируемы результаты Достаточный уровень Минимальный уровень знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук; соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды); навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого); пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач; знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета; составление различных видов деловых бумаг под руководством педагогического работника с целью обращения в различные организации социального назначения. Представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического работника; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагогического работника посредством обращения в предприятия бытового обслуживания; знание названий торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных товаров под руководством взрослого; первоначальные представления о статьях семейного бюджета; представления о различных видах средств связи; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий организаций социальной направленности и их назначения; Личностные планируемы результаты Достаточный уровень Минимальный уровень понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя; владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий; уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий); уметь слушать учителя, выполнять предложенные виды заданий владеть элементами оценки и самооценки. уметь самостоятельно исправлять ошибки. по образцу; использовать помощь при выполнении учебных задач; усвоить элементы контроля учебной деятельности (помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватно реагировать на оценку учебных действий. Календарно-тематическое планирование Тема Повторение. Вводная контрольная работа: что такое ОСЖ Экскурсия «Пришкольный участок» Практическая работа «Садовые работы на пришкольном участке.» Практическая работа: уборка овощных культур. Практическая работа: уборка садового инвентаря после сезонной работы. Правила и периодичность уборки кухни и санузла Экскурсия: «Бытовая химия при уборке кухни и санузла» (магазин бытовой химии) Практическая работа: «Мытьё кафельных стен, чистка раковины» Практическая работа: «Чистка санузла» Значение косметики для юноши и девушки Практическая работа: «Упражнения в протирании кожи лица и нанесении маски» Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Контрольная работа по разделу «Жилище» Первая помощь при несчастном случае (ожог, обморожение, отравление, солнечный удар) Практическая работа: «Первая помощь утопающему» Уход за одеждой из разных тканей Практическая работа: «Глажение одежды из синтетических и шерстяных тканей» Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата Экскурсия: «Виды натуральных и синтетических тканей» (магазин тканей) Предприятия бытового обслуживания: химчистка, прачечная Санитарное состояние кухни, гигиена приготовления пищи (повторение) Правила техники безопасности при работе с режущими предметами, электроприборами Проверочная работа: «Правила работы на кухне» Значение хлеба в питании человека. Виды теста Технология приготовления песочного теста Практическая работа: «Печенье из песочного теста» Технология приготовления бисквитного теста Практическая работа: «Шарлотка из бисквитного теста» Практическая работа: «Приготовление овощного салата» Контрольная работа: «Виды теста» Технология приготовления пресного теста Практическая работа: «Печенье из пресного теста» Технология приготовления дрожжевого теста Практическая работа: «Пирог с картофелем» Заготовка продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка Практическая работа: «Нарезка зелени и фруктов для сушки» Технология приготовления варенья из яблок Практическая работа: «Варенье из яблок» Технология приготовления варенья из груш Практическая работа: «Варенье из груш» Виды телефонной связи. Правила пользования телефонным справочником. Культура общения по телефону. Вызов аварийных служб. Междугородняя телефонная связь. Сюжетно-ролевая игра «Телефонная справочная служба». Междугородний автотранспорт, автовокзал (автобусные маршруты, расписание, приобретение билетов, стоимость) Практическая работа: «Организация поездки в другой город» Значение водного транспорта. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Контрольная работа по разделу: транспорт Экскурсия: «Знакомство с порядком приобретения билета» (автовокзал) Экскурсия: «Правила и порядок возврата билета» Департамент, муниципалитет, префектура, полиция, их назначение Знакомство с отделами полиции, их возможностями Правила ухода за грудным ребёнком Практическая работа: «Уход за грудным ребёнком: пеленание, одевание, купание» Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей. Правила экономии. Планирование дорогостоящих покупок. Сбережения. Виды вкладов. Кредиты. Бюджет семьи. Сбережение Практическая работа: определение суммы доходов семьи, планирование трат Годовая контрольная работа: Практическая работа: «Обработка клумб для высадки цветочной рассады» Практическая работа: «Высадка цветочной рассады в грунт» Практическая работа: ««Подготовка почвы к посадке овощных культур» Практическая работа: «Посадка овощных культур» Тема, раздел 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание Виды деятельности, формы работы Минимальный уровень Повторение. (2ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Повторение материла пройденного в 7 классе Повторяют и обобщают изученный материал за 7 класс. Участвуют в Достаточный уровень Повторяют и обобщают изученный материал за 7 класс. Участвуют в викторине, отгадывают загадки, 1.Повторение. 2.Вводная контрольная работа: что такое ОСЖ Жилище. (8ч) 1.Экскурсия «Пришкольный участок» 2.Практическая работа «Садовые работы на пришкольном участке.» 3.Практическая работа: уборка овощных культур. 4.Практическая работа: уборка садового инвентаря после сезонной работы. 5.Правила и периодичность уборки кухни и санузла 6.Экскурсия: «Бытовая химия при уборке кухни и санузла» (магазин бытовой химии) 7.Практическая работа: «Мытьё кафельных стен, чистка раковины» Виды подсобных помещений. Современные средства для уборки санузла и ванной комнаты. Печатные инструкции к моющим средствам. Классификация моющих средств. Оборудование, назначение, правила и периодичность уборки санузла и ванной комнаты. Мытье кафельных стен, чистка раковины, использование инструкции, соблюдение правил техники безопасности, использование резиновых перчаток. Электробытовые приборы в ванной комнате и кухне. Классификация нагревательных приборов в кухне. Их назначение, викторине, отгадывают загадки, ребусы. Выполняют по образцу элементарные задания с помощью учителя от начала до конца. ребусы. Понимают учебные задачи и стараются их выполнять. Выполняют элементарные задания по инструкции с помощью учителя от начала до конца. Работают на пришкольном участке. Слушают объяснения учителя, рассматривают современные средства для уборки санузла и ванной комнаты. Изучают печатные инструкции к моющим средствам. С помощью учителя классифицируют моющие средства. По вопросам учителя называют оборудование, назначение, правила и периодичность уборки санузла и ванной комнаты. Записывают рекомендации в тетрадь, составляют таблицу. Учатся мыть кафельные стены, чистить раковины, пользоваться инструкциями, соблюдать правила техники безопасности, пользоваться резиновыми перчатками. По вопросам учителя называют электробытовые приборы в ванной комнате и кухне, рассказывают об их назначении, правилах использования, ухода и ТБ. Работают с карточками, иллюстрациями, таблицами. Просматривают презентации,. Применяют знания, полученные на уроках в быту. Работают на пришкольном участке. Слушают объяснения учителя, рассматривают современные средства для уборки санузла и ванной комнаты. Изучают печатные инструкции к моющим средствам. Классифицируют моющие средства. Называют оборудование, назначение, правила и периодичность уборки санузла и ванной комнаты. Записывают рекомендации в тетрадь, составляют таблицу. Учатся мыть кафельные стены, чистить раковины, пользоваться инструкциями, соблюдать правила техники безопасности, пользоваться резиновыми перчатками. Называют электробытовые приборы в ванной комнате и кухне. Классифицируют нагревательные приборы в кухне. Рассказывают об их назначении, правилах использования, ухода и ТБ. Работают с карточками, иллюстрациями, таблицами. Просматривают презентации, отвечают на вопросы, делают выводы. Точно выполняют инструкции учителя. Применяют знания, полученные на уроках в быту. 8.Практическая «Чистка санузла» работа: Личная гигиена и здоровье (4ч) 1.Значение косметики для юноши и девушки правила использования, уход и ТБ. Типы кожи лица. Правила и приёмы ухода за кожей лица. Косметические средства и правила пользования ими. Правила и приёмы сохранения чистоты и здоровья тела. Слушают объяснения учителя. Определяют тип кожи в ходе практической работы. Узнают правила и приёмы ухода за кожей лица. Записывают рекомендации в тетрадь. С помощью учителя называют косметические средства и правила пользования ими. С помощью учителя выбирают средства косметики в зависимости от цели, состояния кожи, времени года, читать инструкцию и правильно пользоваться. Выполняют практические задания: протирают кожу лица лосьоном, наносят крем. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. Слушают объяснения учителя. Различают типы кожи лица. Определяют тип кожи в ходе практической работы. Узнают правила и приёмы ухода за кожей лица. Записывают рекомендации в тетрадь. Называют косметические средства и правила пользования ими. Учатся выбирать средства косметики в зависимости от цели, состояния кожи, времени года, читать инструкцию и правильно пользоваться. Выполняют практические задания: протирают кожу лица лосьоном, наносят крем. Знают и выполняют правила и приёмы сохранения чистоты и здоровья тела. Понимают инструкции учителя, принимают помощь. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, Тепловых и солнечных ударах. Причины несчастных случаев. Степени ожогов, обморожений, признаки отравлений. Выполнение упражнений по оказанию первой помощи. Просматривают видеоматериалы и таблицы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах. Участвуют в беседах по содержанию. С помощью учителя называют степени ожогов, обморожений, признаки отравлений, составляют таблицу в тетради. Знакомятся с правилами и приёмами оказания первой помощи. Просматривают видеоматериалы и таблицы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах. Участвуют в беседах по содержанию, объясняют причины несчастных случаев. Называют степени ожогов, обморожений, признаки отравлений. Составляют таблицу в тетради. Знакомятся с правилами и приёмами оказания первой помощи. Выполняют упражнения по оказанию первой помощи. Записывают рекомендации в тетрадь. Рассказывают о мерах по 2.Практическая работа: «Упражнения в протирании кожи лица и нанесении маски» 3.Значение здоровья для жизни и деятельности человека. 4.Контрольная работа по разделу «Жилище» Охрана здоровья (2ч) 1.Первая помощь при несчастном случае (ожог, обморожение, отравление, солнечный удар) 2.Практическая «Первая утопающему» работа: помощь Одежда и обувь (4ч) 1.Уход за одеждой разных тканей из 2.Практическая работа: «Глажение одежды из синтетических и шерстяных тканей» 3.Экскурсия: натуральных синтетических (магазин тканей) «Виды и тканей» Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. Записывают рекомендации в тетрадь. предупреждению несчастных случаем в быту и соблюдают их. Таблица условных обозначений по уходу за одеждой. Условные обозначения на этикетках. Моющие средства длястирки шерстяных и синтетических тканей, этапы стирки. Инструкции на упаковках МС. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей, соблюдение ТБ. Бытовая техника для стирки белья. Режим стирки, температура при машинной стирке. Устройство и виды утюгов. Правила и приемы заутюживания фасонного белья. Правила ТБ. Читают условные обозначения на этикетках. С помощью учителя подбирают моющие средства для стирки шерстяных и синтетических тканей, повторяют этапы стирки. Изучают инструкции на упаковках МС. Стирают изделия шерстяных и синтетических тканей, соблюдают ТБ. По вопросам учителя называют бытовую технику для стирки белья. По карточкам повторяют устройство и виды утюгов. Подготавливают рабочее место для глажения. С помощью учителя выполняют практические задания по утюжке блузок, рубашек, платьев. Соблюдают правила ТБ. Повторяют таблицу условных обозначений по уходу за одеждой. Читают условные обозначения на этикетках. Подбирают моющие средства для стирки шерстяных и синтетических тканей, повторяют этапы стирки. Изучают инструкции на упаковках МС. Стирают изделия шерстяных и синтетических тканей, соблюдают ТБ. Называют бытовую технику для стирки белья. Выбирают режим стирки, температуру при машинной стирке. Повторяют устройство и виды утюгов. Изучают правила и приёмы глажения фасонного белья. Делают зарисовки в тетрадях. Подготавливают рабочее место для глажения. Выполняют практические задания по утюжке блузок, рубашек, платьев. Соблюдают правила ТБ. Понимают учебные задачи и стараются их выполнять. Выполняют элементарные задания по инструкции с помощью учителя от начала до конца. Значение и использование при приготовлении блюд соли, сахара, пряностей, приправ. Пряности и приправы, ихвиды, правила хранения. Узнают о значении и использовании при приготовлении блюд соли, сахара, пряностей, приправ. Делают записи в тетрадях. Просматривают презентации, слушают объяснения учителя. С помощью учителя Узнают о значении и использовании при приготовлении блюд соли, сахара, пряностей, приправ. Делают записи в тетрадях. Просматривают презентации, слушают объяснения учителя, анализируют, делают выводы. Различают пряности и приправы, называют их виды, правила хранения. 4.Предприятия бытового обслуживания: химчистка, прачечная Питание (20ч) 1.Санитарное кухни, приготовления (повторение) состояние гигиена пищи 2.Правила техники Домашние заготовки, их безопасности при работе с виды. Способы режущими предметами, заготовки, соления, электроприборами 3.Проверочная работа: квашения, маринования, «Правила работы на варки, сушки, заморозки кухне» овощей, фруктов и ягод. 4.Значение хлеба в питании человека. Виды Правила ТБ на кухне. Меры предосторожности при теста хранении и употреблении 5.Технология приготовления песочного консервированных теста продуктов. Первая помощь 6.Практическая работа: при отравлении. «Печенье из песочного Виды и сорта муки, теста» названия круп. Правила 7.Технология хранения муки и круп. приготовления бисквитного теста Виды теста. Изделия из 8.Практическая работа: разных видов теста. «Шарлотка из бисквитного Способы приготовления теста» теста, пресное и дрожжевое 9.Практическая работа: тесто. «Приготовление овощного Рецепты в кулинарных салата» книгах и интернете. 10.Контрольная работа: «Виды теста» 11.Технология приготовления пресного теста 12.Практическая работа: «Печенье из пресного теста» 13.Технология приготовления дрожжевого теста различают пряности и приправы, называют их виды, правила хранения. По вопросам учителя рассказывают о пользе и вреде соли, сахара. Выполняют практические задания по консервированию, моют и убирают посуду. Повторяют правила ТБ на кухне. С помощью учителя рассказывают о мерах предосторожности при хранении и употреблении консервированных продуктов. Учатся оказывать первую помощь при отравлении. По вопросам учителя объясняют правила хранения муки и круп. С помощью учителя классифицируют виды теста, записывают их названия в тетрадь. Работают по таблице. Называют изделия из разных видов теста. Узнают способы приготовления теста, различают пресное и дрожжевое тесто. Записывают рецепты в тетрадь. С помощью учителя учатся находить рецепты в кулинарных книгах и интернете. Учатся на практических занятиях готовить по рецепту печенье, блины, оладушки и др. Моют и убирают посуду. Учатся подбирать продукты по рецепту, инструменты, посуду. Повторяют и соблюдают санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности. Рассказывают о пользе и вреде соли, сахара. Классифицируют домашние заготовки, называют их виды. Составляют таблицу в тетради. Изучают и объясняют способы заготовки, соления, квашения, маринования, варки, сушки, заморозки овощей, фруктов и ягод. Выполняют практические задания по консервированию, моют и убирают посуду. Знают и выполняют правила ТБ на кухне. Рассказывают о мерах предосторожности при хранении и употреблении консервированных продуктов. Учатся оказывать первую помощь при отравлении. Различают виды и сорта муки, знают названия круп, показывают их. Объясняют правила хранения муки и круп. Классифицируют виды теста, записывают их названия в тетрадь. Работают по таблице. Называют изделия из разных видов теста. Узнают способы приготовления теста, различают пресное и дрожжевое тесто. Записывают рецепты в тетрадь. Учатся находить рецепты в кулинарных книгах и интернете. Учатся на практических занятиях готовить по рецепту лапшу, печенье, блины, оладушки и др. Моют и убирают посуду. Умеют подбирать продукты по рецепту, инструменты, посуду. Знают и соблюдают санитарногигиенические требования и правила техники безопасности. Понимают инструкции учителя, принимают помощь. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. 14.Практическая работа: «Пирог с картофелем» 15.Заготовка продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка 16.Практическая работа: «Нарезка зелени и фруктов для сушки» 17.Технология приготовления варенья из яблок 18.Практическая работа: «Варенье из яблок» 19.Технология приготовления варенья из груш 20.Практическая работа: «Варенье из груш» Средства связи (6ч) 1.Виды телефонной связи. 2.Правила пользования телефонным справочником. 3.Культура разговора по телефону. 4.Вызов аварийных служб. Виды телефонов. Виды телефонной связи. Названия сотовых компаний, тарифы, номера телефонов срочного вызова.Правила пользования телефонами и культура разговора. Влиянии на здоровье человека излучений мобильного телефона. Телефонный справочник. Причины вызова по номеру экстренных служб, ответственность за ложный По вопросам учителя перечисляют виды телефонов. Различают виды телефонной связи. Записывают в тетрадях названия сотовых компаний, тарифы, номера телефонов срочного вызова. Рассказывают правила пользования телефонами и культуры разговора. Узнают о влиянии на здоровье человека излучений мобильного телефона. С помощью учителя выполняют практические задания по телефонному справочнику. Учатся кратко объяснять причину вызова по номеру экстренных служб. Узнают правила Перечисляют виды телефонов. Различают виды телефонной связи. Записывают в тетрадях названия сотовых компаний, тарифы, номера телефонов срочного вызова. Рассказывают правила пользования телефонами и культуры разговора. Узнают о влиянии на здоровье человека излучений мобильного телефона. Выполняют практические задания по телефонному справочнику. Учатся кратко объяснять причину вызова по номеру экстренных служб. Узнают правила оплаты различных видов телефонной связи. Слушают и анализируют объяснения учителя. Понимают учебные задачи и стараются их выполнять. Пользуются различными средствами связи для решения практических задач. Учатся общаться и взаимодействовать с людьми. 5.Междугородняя телефонная связь. 6.Сюжетно-ролевая игра «Телефонная справочная служба». Транспорт (6ч) 1.Междугородний автотранспорт, автовокзал (автобусные маршруты, расписание, приобретение билетов, стоимость) 2.Практическая работа: «Организация поездки в другой город» 3.Значение водного транспорта. 4.Контрольная работа по разделу: транспорт вызов. Правила оплаты различных видов телефонной связи. оплаты различных видов телефонной связи. Пользуются различными средствами связи для решения практических задач. Учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Виды транспорта. Виды автотранспорта. Понятие «автовокзал». Службы автовокзала, их назначение. Основные автобусные маршруты. Ориентирование в расписании автобусов, приобретении билетов в кассах. Обращение к работникам вокзала за справочной информацией. Правила безопасности при поездке на автобусе, маршрутном такси. Виды водного транспорта. Понятия «пристань», «порт», «причал». Названия крупных портов нашей страны, службы и маршруты. Правила безопасной поездки на речном и морском видах транспорта. Меры предосторожности по предотвращению По вопросам учителя повторяют виды транспорта. Слушают объяснения учителя, просматривают презентацию, отвечают на вопросы по содержанию. Работают с иллюстрациями, раздаточным материалом. С помощью учителя различают службы автовокзала, объясняют их назначение. Знакомятся с основными автобусными маршрутами. Учатся обращаться к работникам вокзала за справочной информацией. Изучают правила безопасности при поездке на автобусе, маршрутном такси, записывают их в тетрадь. По вопросам учителя классифицируют виды водного транспорта. Слушают объяснения учителя, просматривают презентацию. Работают с иллюстрациями, раздаточным материалом. Учатся обращаться с просьбами, вопросами к работникам транспорта, доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми. Повторяют виды транспорта. Слушают объяснения учителя, просматривают презентацию, делают выводы и отвечают на вопросы по содержанию. Работают с иллюстрациями, раздаточным материалом. Называют виды автотранспорта. Формулируют понятие «автовокзал». Различают службы автовокзала, объясняют их назначение. Знакомятся с основными автобусными маршрутами. Выполняют упражнения по ориентированию в расписании автобусов, приобретении билетов в кассах. Учатся обращаться к работникам вокзала за справочной информацией. Изучают правила безопасности при поездке на автобусе, маршрутном такси, записывают их в тетрадь. Классифицируют виды водного транспорта. Слушают объяснения учителя, просматривают презентацию, делают выводы и отвечают на вопросы по содержанию. Работают с иллюстрациями, раздаточным материалом. Формулируют понятия «пристань», «порт», «причал», объясняют назначение. Называют и записывают названия крупных портов нашей страны, службы и маршруты. Изучают правила безопасной поездки на речном и морском видах транспорта. Знают меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций и выполняют их. Соблюдают усвоенные правила в повседневной жизни. Учатся обращаться с просьбами, вопросами к работникам транспорта, доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с 5.Экскурсия: «Знакомство с порядком приобретения билета» (автовокзал) людьми. чрезвычайных ситуаций. Обращение с просьбами, вопросами к работникам транспорта. 6.Экскурсия: «Правила и порядок возврата билета» Предприятия, организации, учреждения (2ч) 1.Департамент, муниципалитет, префектура, полиция, их назначение Исполнительные органы государственной власти города, их назначение и структуру. Отделы муниципалитета. Назначение полиции. Обращение с вопросами и просьбами к работникам Слушают объяснения учителя, просматривают презентацию, анализируют, отвечают на вопросы. Узнают и записывают в тетрадях исполнительные органы государственной власти города, их назначение и структуру. С помощью учителя объясняют назначение полиции. Учатся обращаться с вопросами и просьбами к работникам муниципальных учреждений на практических занятиях. Слушают объяснения учителя, просматривают презентацию, анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы. Узнают и записывают в тетрадях исполнительные органы государственной власти города, их назначение и структуру. Различают отделы муниципалитета, называют их. Объясняют назначение полиции. Учатся обращаться с вопросами и просьбами к работникам муниципальных учреждений на практических занятиях. Усваивают морально-этические нормы поведения и навыки общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Виды досуга, активные и пассивные виды досуга. Понятие «хобби». Правила ухода за грудным ребёнком. Предметы и оборудование для грудного ребёнка. Правила и периодичность кормления, купания, Слушают объяснения учителя, анализируют, отвечают на вопросы. По вопросам учителя повторяют виды досуга, называют активные и пассивные виды досуга. Рассказывают о видах досуга в своих семьях. Работают с карточками, иллюстрациями. Узнают о правилах Слушают объяснения учителя, анализируют, отвечают на вопросы. Повторяют виды досуга, называют активные и пассивные виды досуга. Формулируют понятие «хобби». Рассказывают о видах досуга в своих семьях. Анализируют житейские ситуации. Работают с карточками, иллюстрациями. Узнают о правилах ухода за грудным ребёнком, записывают в тетрадь. 2.Знакомство с отделами полиции, их возможностями Семья (10ч) 1.Правила ухода за грудным ребёнком 2.Практическая работа: «Уход за грудным ребёнком: пеленание, одевание, купание» 3.Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. 4.Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей. 5.Правила экономии. пеленания. Санитарногигиенические требования к содержанию детской посуды, постели, одежды, игрушек. Роль семьи в жизни человека и общества. 6.Планирование дорогостоящих покупок. Сбережения. Виды вкладов. 7.Кредиты. 8.Бюджет семьи. Сбережение 9.Практическая работа: определение суммы доходов семьи, планирование трат 10.Годовая контрольная работа: Работа на пришкольном Жилище (4ч) 1.Практическая работа: участке. «Обработка клумб для высадки цветочной рассады» 2.Практическая работа: «Высадка цветочной рассады в грунт» 3.Практическая работа: ухода за грудным ребёнком, записывают в тетрадь. С помощью учителя объясняют назначения предметов и оборудования для грудного ребёнка. Повторяют правила и периодичность кормления, купания, пеленания. Учатся кормить, купать, пеленать, одевать куклу на практических занятиях. Рассказывают санитарно-гигиенические требования к содержанию детской посуды, постели, одежды, игрушек. Учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Объясняют назначения предметов и оборудования для грудного ребёнка. Повторяют правила и периодичность кормления, купания, пеленания. Учатся кормить, купать, пеленать, одевать куклу на практических занятиях. Рассказывают санитарногигиенические требования к содержанию детской посуды, постели, одежды, игрушек. Самостоятельно выполняют задания, помогают товарищам. Понимают роль семьи в жизни человека и общества. Оказывают помощь родителям в семье. Учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Работают на пришкольном участке. Учатся помогать взрослым и товарищам Работают на пришкольном участке. Учатся помогать взрослым и товарищам ««Подготовка почвы к посадке овощных культур» 4.Практическая работа: «Посадка овощных культур» График экскурсий Экскурсия «Пришкольный участок» Экскурсия: «Бытовая химия при уборке кухни и санузла» (магазин бытовой химии) Экскурсия: «Виды натуральных и синтетических тканей» (магазин тканей) Экскурсия: «Знакомство с порядком приобретения билета» (автовокзал) Экскурсия: «Правила и порядок возврата билета» Критерии и нормы оценки знаний обучающихся При устном опросе: -Оценка «5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки. -Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся: допускает неточности, оговорки и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя. Если обучающийся в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5». -Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе: обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, правил; отвечает неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя; не может применить знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом. При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ: -Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей обучающегося; допустил 1-3 недочета или 1-2 ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы обучающихся. - Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки. - Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно (30%50%); выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой наглядности.