Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по предмету Основы социальной жизни для обучающихся 9 класса (АООП вариант 1) Составитель: Яковлева Галина Александровна Должность: учитель, 1к.к. Реж – 2024год Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе: - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г. - АООП «Центра «Дар»; Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем: расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Программа создана из расчета 2 часа в неделю и рассчитана на 66 часов в год. На основании протокола ППк №239 от 06.08.2024г. идет дифференциация обучающихся на группы. Класс 9 Достаточный уровень Березов Вячеслав Коровин Сергей Минимальный уровень Пинаева Анна Редькин Виктор Ржанникова Полина Овчинников Владимир Коровин Сергей Котов Кирилл на основании ПМПК № 438 от 23.03.2016г. обучается по ИУП Ниже минимального Зяблицев Павел Борисихина Самира Кузьминых Кирилл Планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук; соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды); навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого); пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач; знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета; составление различных видов деловых бумаг под руководством педагогического работника с целью обращения в различные организации социального назначения. знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического работника; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагогического работника посредством обращения в предприятия бытового обслуживания; знание названий торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных товаров под руководством взрослого; первоначальные представления о статьях семейного бюджета; представления о различных видах средств связи; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); Уровень ниже минимального представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; знание названий организаций социальной направленности и их назначения; Достаточный уровень Минимальный уровень понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя; владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий; владеть элементами оценки и самооценки. уметь самостоятельно исправлять ошибки. Уровень ниже минимального Выполнять задания при максимальной уметь последовательно отвечать на помощи со стороны (учителя, вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных одноклассников) вариантов (заданий); уметь слушать учителя, выполнять предложенные виды заданий по образцу; использовать помощь при выполнении учебных задач; усвоить элементы контроля учебной деятельности (помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватно реагировать на оценку учебных действий. Календарно-тематическое планирование Тема Повторение. Вводная контрольная работа: что такое ОСЖ Экскурсия «Пришкольный участок» Практическая работа «Садовые работы на пришкольном участке.» Практическая работа: уборка овощных культур. Практическая работа: уборка садового инвентаря после сезонной работы. Интерьер жилого дома. Стекло и зеркала в интерьере Практическая работа: «Рациональная расстановка мебели» Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата Сохранение жилищного фонда Практическая работа: «Чтение квитанций за коммунальные услуги» Последствия вредных привычек для организма человека Практическая работа: «Курение и алкоголь: в чём опасность?» 1 1 1 1 Значение физических упражнений: в здоровом теле –здоровый дух. 1 Контрольная работа по разделу «Жилище» 1 Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению 1 Практическая работа: «Уход за больным» (кабинет медика) (16) 1 Стиль одежды, мода. Обновление одежды 1 Экскурсия: «Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением» 1 Санитарное состояние кухни, гигиена приготовления пищи (повторение) 1 Правила техники безопасности при работе с режущими предметами, электроприборами 1 Проверочная работа: «Правила работы на кухне» 1 Диетическое питание 1 Практическая работа: «Подбор рецептов диетического питания» 1 Практическая работа: «Составление меню диетического питания на день, неделю» 1 Технология приготовления диетической пиццы с овощами 1 Практическая работа: «Пицца с овощами» 1 Питание детей ясельного возраста. Технология приготовления манной каши на молоке 1 Практическая работа: «Манная каша на молоке» 1 Сервировка праздничного стола 1 Контрольная работа: по разделу «питание » 1 Национальные блюда разных стран. Русские национальные блюда. 1 Практическая работа: «Национальное блюдо - блины» (16) 1 Технология приготовления вареников с картофелем 1 Практическая работа: «Национальное блюдо – вареники с картофелем» 1 Технология приготовления ватрушки с творогом 1 Практическая работа: «Национальное блюдо – ватрушка с творогом» 1 Практическая работа: «Сервировка праздничного стола» 1 Практическая работа: «Салфетки для праздничного стола» 1 Виды связи (сотовая, автоответчик, факс, интернет). 1 Интернет-связь. Электронная почта. Видео-связь (скайп). Особенности, значение в современной 1 жизни Денежные переводы: виды, стоимость Экскурсия: «Заполнение бланков на отправление денежного перевода» Виды транспорта (повторение материала за 5-8 классы). Авиатранспорт Аэропорт: службы, порядок приобретения билетов Правила поведения в самолёте. Багаж Творческая работа: «Ручная кладь и багаж» «Порядок организации авиа перелёта» «Стоимость авиа перелётов, порядок посадки на рейс» Творческая работа: «Я лечу в другую страну» Контрольная работа по разделу: транспорт Предприятия бытового обслуживания Экскурсия: предприятие бытового обслуживания – парикмахерская. (20) Российская семья. Семейный кодекс РФ. Основные виды семейных отношений. Семейные традиции Практическая работа: «Брачный договор» Домашний бюджет Ответственность родителей за будущее ребенка Поведение родителей в семье, где ждут ребенка. Новорожденный в семье Грудной ребенок в семье Закон Российской Федерации о браке и семье. Взаимоотношения в семье. Культуры поведения в современном обществе. Обобщение пройденной темы Годовая контрольная работа: я готов к самостоятельной жизни Практическая работа: «Обработка клумб для высадки цветочной рассады» Практическая работа: «Высадка цветочной рассады в грунт» Практическая работа: ««Подготовка почвы к посадке овощных культур» Практическая работа: «Посадка овощных культур» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема, раздел Повторение. (2ч) Содержание Виды деятельности, формы работы Минимальный уровень Достаточный уровень Ниже минимального Повторение материла пройденного в 8 классе Повторяют и обобщают изученный материал за 8 класс. Участвуют в викторине, отгадывают загадки, ребусы. Выполняют по образцу элементарные задания с помощью учителя от начала до конца. Повторяют изученный материал за 8 класс за учителем или одноклассниками. Выполняют по образцу элементарные задания с максимальной помощью учителя или одноклассников. Работа на пришкольном участке. Интерьер. Рациональная расстановка мебели в квартире. Сохранение жилищного фонда. Рациональная расстановка мебели, побор деталей интерьера. Пр.р. Косметический ремонт. Подсчет расходов на косметический ремонт. Перечисляют правила расстановки мебели в квартире. Объясняют требования к подбору интерьера, светильников и других деталей. Расставляют мебель в квартире (на макете). Подбирают детали интерьера. Называют правила сохранения жилищного фонда. С помощью учителя. Повторяют и обобщают изученный материал за 8 класс. Участвуют в викторине, отгадывают загадки, ребусы. Понимают учебные задачи и стараются их выполнять. Выполняют элементарные задания по инструкции с помощью учителя от начала до конца. Перечисляют правила расстановки мебели в квартире. Объясняют требования к подбору интерьера, светильников и других деталей. Расставляют мебель в квартире (на макете). Подбирают детали интерьера. Называют правила сохранения жилищного фонда 1.Повторение. 2.Вводная контрольная работа: что такое ОСЖ Жилище (8ч) Экскурсия «Пришкольный участок» Практическая работа «Садовые работы на пришкольном участке.» Практическая работа: уборка овощных культур. Практическая работа: уборка садового инвентаря после сезонной работы. Интерьер жилого дома. Стекло и зеркала в интерьере Практическая работа: «Рациональная расстановка мебели» Сохранение жилищного фонда Практическая работа: Повторяют за учителем или однокласниками правила расстановки мебели в квартире. требования к подбору интерьера, светильников и других деталей. Расставляют мебель в квартире (на макете) с максимальной помощью учителя или одноклассников.. «Чтение квитанций за коммунальные услуги» Личная гигиена и здоровье (4ч) Последствия вредных привычек для организма человека Практическая работа: «Курение и алкоголь: в чём опасность?» Значение физических упражнений: в здоровом теле –здоровый дух. Контрольная работа по разделу «Жилище» Охрана здоровья (2ч) Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению Практическая работа: «Уход за больным» (кабинет медика) Одежда и обувь (2ч) Стиль одежды, мода. Обновление одежды Практическая работа: «Выбор одежды и обуви Здоровый образ жизни- одно из условий успеха в жизни человека. Вред курения, алкоголя и наркотиков. Значение физических упражнений: в здоровом теле -здоровый дух. Современные спортивные увлечения. Рассказывают о необходимости соблюдения здорового образа жизни. Перечисляют современные спортивные увлечения. Объясняют вред воздействия алкоголя, наркотиков и табака на организм человека. С помощью учителя. Рассказывают о необходимости соблюдения здорового образа жизни. Перечисляют современные спортивные увлечения. Объясняют вред воздействия алкоголя, наркотиков и табака на организм человека Повторяют за учителем или одноклассниками о необходимости соблюдения здорового образа жизни. Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка, и лист нетрудоспособности. Уход за больным. Уход за больным: измерение температуры, наложение горчичников, чтение аннотаций к лекарствам, смена постельного белья. Пр.р. Перечисляют инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Рассказывают о правилах ухода за больным. Объясняют условия освобождения от работы (по болезни, для ухода за больным). С помощью учителя. Перечисляют инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Рассказывают о правилах ухода за больным. Объясняют условия освобождения от работы (по болезни, для ухода за больным). Повторяют за учителем или одноклассниками инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. правила ухода за больным. Стиль одежды, мода. Обновление одежды (замена мелких деталей). Внешний вид молодого человека и средства Определяют стиль в одежде. Рассказывают о способах обновления одежды с помощью мелких деталей. Перечисляют средства для Определяют стиль в одежде. Рассказывают о способах обновления одежды с помощью мелких деталей. Перечисляют средства для выражения Повторяют за учителем или одноклассниками о способах обновления одежды с помощью мелких деталей. при покупке соответствии назначением» в выражения с индивидуальности. Выбор одежды и обуви при покупке. Определение размеров одежды и обуви, примерка одежды и обуви. Пр.р. Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях. Выведение пятен. Пр.р. Приготовление Питание (20ч) Санитарное состояние национальных блюд. кухни, гигиена Приготовление приготовления пищи национального блюда. Пр.р. Меню (повторение) Правила техники праздничного стола. безопасности при работе с Составление меню режущими предметами, праздничного стола. Пр.р. Сервировка праздничного электроприборами Проверочная работа: стола. Сервировка «Правила работы на праздничного стола. Пр.р. Питание детей ясельного кухне» возраста. Диетическое питание Практическая работа: Приготовление блюда для «Подбор рецептов детей ясельного возраста. Пр.р. Диетическое питание. диетического питания» Практическая работа: Приготовление диетического «Составление меню блюда. Пр.р. диетического питания на день, неделю» Технология приготовления диетической пиццы с овощами Практическая работа: «Пицца с овощами» выражения индивидуальности. Объясняют правила рационального выбора одежды и обуви при покупке, учитывая их назначение и собственные возможности. С помощью учителя. индивидуальности. Объясняют правила рационального выбора одежды и обуви при покупке, учитывая их назначение и собственные возможности - средства для выражения индивидуальности. -правила рационального выбора одежды и обуви при покупке, учитывая их назначение и собственные возможности. Перечисляют способы приготовления национальных блюд. Объясняют правила сервировки праздничного стола. Составляют меню праздничного стола. Называют блюда для детей ясельного возраста. Составляют меню для ребенка ясельного возраста. Перечисляют диетические блюда. С помощью учителя. Перечисляют способы приготовления национальных блюд. Объясняют правила сервировки праздничного стола. Составляют меню праздничного стола. Называют блюда для детей ясельного возраста. Составляют меню для ребенка ясельного возраста. Перечисляют диетические блюда Повторяют за учителем или одноклассниками способы приготовления национальных блюд. - правила сервировки праздничного стола. - блюда для детей ясельного возраста. Питание детей ясельного возраста. Технология приготовления манной каши на молоке Практическая работа: «Манная каша на молоке» Сервировка праздничного стола Контрольная работа: по разделу «питание » Национальные блюда разных стран. Русские национальные блюда. Практическая работа: «Национальное блюдо блины» Технология приготовления вареников с картофелем Практическая работа: «Национальное блюдо – вареники с картофелем» Технология приготовления ватрушки с творогом Практическая работа: «Национальное блюдо – ватрушка с творогом» Практическая работа: «Сервировка праздничного стола» Практическая работа: «Салфетки для праздничного стола» Средства связи (4ч) Виды связи (сотовая, автоответчик, факс, интернет). Виды связи (сотовая, автоответчик, факс, интернет). Правила пользования основными Рассказывают о современных видах связи. Сравнивают сотовую связь, факс и интернет. Знакомятся Рассказывают о современных видах связи. Сравнивают сотовую связь, факс и интернет. Знакомятся с видами денежных Повторяют за учителем или одноклассниками современные виды связи. - виды денежных Интернет-связь. Электронная почта. Видеосвязь (скайп). Особенности, значение в современной жизни Денежные переводы: виды, стоимость Экскурсия: «Заполнение бланков на отправление денежного перевода» Транспорт (8ч) Виды транспорта (повторение материала за 5-8 классы). Авиатранспорт Аэропорт: службы, порядок приобретения билетов Правила поведения в самолёте. Багаж Творческая работа: «Ручная кладь и багаж» «Порядок организации авиа перелёта» «Стоимость авиа перелётов, порядок посадки на рейс» Творческая работа: «Я лечу в другую страну» Контрольная работа по разделу: транспорт Предприятия, организации, учреждения. (2ч) Предприятия бутового обслуживания средствами связи. Пр.р. Мультикасса. Денежные переводы. Виды переводов. с видами денежных переводов. Различают виды денежных переводов. Определяют стоимость денежных переводов. С помощью учителя. переводов. Различают виды денежных переводов. Определяют стоимость денежных переводов переводов. Авиатранспорт. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Регистрация рейсов. Стоимость проезда. Экскурсия в кассу Аэрофлота. Сюжетноролевая игра "На каникулы летим самолетом". Описывают авиатранспорт, порядок приобретения и возврата билетов, правила посадки в самолет, службы аэровокзала. Называют основные маршруты самолетов. Определяют маршруты и выбирают транспортные средства. С помощью учителя. Описывают авиатранспорт, порядок приобретения и возврата билетов, правила посадки в самолет, службы аэровокзала. Называют основные маршруты самолетов. Определяют маршруты и выбирают транспортные средства. Повторяют за учителем или одноклассниками авиатранспорт, порядок приобретения и возврата билетов, правила посадки в самолет, службы аэровокзала. Предприятия бытового обслуживания населения, их назначение. Виды услуг. Правила пользования услугами Характеризуют предприятия бытового обслуживания. Определяют назначение предприятий бытового обслуживания. Различают Характеризуют предприятия бытового обслуживания. Определяют назначение предприятий бытового обслуживания. Различают виды Повторяют за учителем или одноклассниками характеристики предприятия бытового обслуживания. виды оказываемых ими услуг. Объясняют правила пользования услугами предприятий бытового обслуживания. Перечисляют профессии работников предприятий. (с помощью учителя) Основы семейного очага Рассказывают о порядке и Семья (10ч) (условия для создания семьи, условиях заключения и Российская семья. семейные отношения, расторжения брака, основах Семейный кодекс РФ. семейные семейных отношений, Основные виды семейных традиции). Закон семейных традициях, отношений. Семейные Российской Федерации о организации досуга и отдыха традиции в семье. Перечисляют Практическая работа: браке и семье. Взаимоотношения в семье. морально-этические нормы «Брачный договор» Культуры поведения в взаимоотношений в семье, Домашний бюджет современном обществе. об обязанностях членов Ответственность Распределение семьи, связанных с заботой о родителей за будущее хозяйственно-бытовых детях. Распределяют ребенка обязанностей между обязанности между членами Поведение родителей в членами семьи. Семейные семьи. С помощью учителя. семье, где ждут ребенка. ситуации. Пр.р. Новорожденный в семье Грудной ребенок в семье Закон Российской Федерации о браке и семье. Взаимоотношения в семье. Культуры поведения в современном обществе. Обобщение пройденной темы Годовая контрольная работа: я готов к самостоятельной жизни Весенние работы на Работают на пришкольном Жилище (4ч) Экскурсия: предприятие бытового обслуживания – парикмахерская. предприятиями бытового обслуживания. оказываемых ими услуг. Объясняют правила пользования услугами предприятий бытового обслуживания. Перечисляют профессии работников предприятий. -назначение предприятий бытового обслуживания. - виды оказываемых ими услуг. -профессии работников предприятий. (с помощью учителя) Рассказывают о порядке и условиях заключения и расторжения брака, основах семейных отношений, семейных традициях, организации досуга и отдыха в семье. Перечисляют морально-этические нормы взаимоотношений в семье, об обязанностях членов семьи, связанных с заботой о детях. Распределяют обязанности между членами семьи. Повторяют за учителем или одноклассниками порядок и условия заключения и расторжения брака, основах семейных отношений, семейных традициях, организации досуга и отдыха в семье. - обязанности между членами семьи. Работают на пришкольном Повторяют действия за Практическая работа: пришкольном участке «Обработка клумб для высадки цветочной рассады» Практическая работа: «Высадка цветочной рассады в грунт» Практическая работа: ««Подготовка почвы к посадке овощных культур» Практическая работа: «Посадка овощных культур» участке с помощью учителя участке учителем или одноклассниками График экскурсий Экскурсия «Пришкольный участок» Экскурсия: «Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением» Экскурсия: «Заполнение бланков на отправление денежного перевода» Экскурсия: предприятие бытового обслуживания – парикмахерская. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся При устном опросе: -Оценка «5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки. -Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся: допускает неточности, оговорки и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя. Если обучающийся в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5». -Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе: обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, правил; отвечает неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя; не может применить знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом. При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ: -Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей обучающегося; допустил 1-3 недочета или 1-2 ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы обучающихся. - Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки. - Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно (30%50%); выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой наглядности.