Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по предмету Основы социальной жизни для обучающихся 8Б класса (АООП вариант 1) Составитель: Лешина Марина Львовна Должность: учитель Реж – 2024год Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе: - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г. - АООП «Центра «Дар»; Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем: расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Программа создана из расчета 2 часа в неделю и рассчитана на 68 часов в год. На основании протокола ППк №219 от 09.08.2023г. идет дифференциация обучающихся на группы. Достаточный уровень Николаев Максим Шатохина Аня 8Б класс Минимальный уровень Ниже минимального Овчинникова Мария 2 Планируемые результаты Достаточный уровень знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук; соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды); навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого); пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач; знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета; составление различных видов деловых бумаг под руководством педагогического работника с целью обращения в различные организации социального назначения. Предметные планируемы результаты Минимальный уровень Представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического работника; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагогического работника посредством обращения в предприятия бытового обслуживания; знание названий торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных товаров под руководством взрослого; первоначальные представления о статьях семейного бюджета; представления о различных видах средств связи; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий организаций социальной направленности и их назначения; Уровень ниже минимального Представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов одежды, некоторых правил ухода за ними; 3 Личностные планируемы результаты Минимальный уровень Достаточный уровень • понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя; • владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий; • владеть элементами оценки и самооценки. • уметь самостоятельно исправлять ошибки. • • • • • • • • • уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий); уметь слушать учителя, выполнять предложенные виды заданий по образцу; использовать помощь при выполнении учебных задач; усвоить элементы контроля учебной деятельности (помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватно реагировать на оценку учебных действий. Выполнять задания при максимальной помощи со стороны (учителя, одноклассников) Календарно-тематическое планирование Тема 1.Личная гигиена и здоровье (повторение). 2.Особенности разных видов одежды. (повторение). 3Мебель в жилых помещениях (повторение). 4Вводная контрольная работа: что такое ОСЖ 5.Экскурсия «Пришкольный участок» 6.Практическая работа «Садовые работы на пришкольном участке.» 7.Практическая работа: уборка овощных культур. 8.Практическая работа: уборка садового инвентаря после сезонной работы. 9.Правила и периодичность уборки кухни и санузла Кол-во часов Дата 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 10.Экскурсия: «Бытовая химия при уборке кухни и санузла» (магазин бытовой химии) 11.Практическая работа: «Мытьё кафельных стен, чистка раковины» 12.Практическая работа: «Чистка санузла» 13.3начение косметики для юноши и девушки 14.Практическая работа: «Упражнения в протирании кожи лица и нанесении маски» 15Значение здоровья для жизни и деятельности человека. 16.Контрольная работа по разделу «Жилище» 17.Первая помощь при несчастном случае (ожог, обморожение, отравление, солнечный удар) 18.Практическая работа: «Первая помощь утопающему» 19.Уход за одеждой из разных тканей 20.Практическая работа: «Глажение одежды из синтетических и шерстяных тканей» 21.Экскурсия: «Виды натуральных и синтетических тканей» (магазин тканей) 22.Предприятия бытового обслуживания: химчистка, прачечная 23.Виды телефонной связи. 24.Культура разговора по телефону. 25.Вызов аварийных служб. 26.Междугородняя телефонная связь. 27.Моя связь (проект) 28.Междугородний автотранспорт, автовокзал (автобусные маршруты, расписание, приобретение билетов, стоимость) 29.Практическая работа: «Организация поездки в другой город» 30.Значение водного транспорта. 31.Контрольная работа по разделу: транспорт 32.Экскурсия: «Знакомство с порядком приобретения билета» (автовокзал) 33.Экскурсия: «Правила и порядок возврата билета» 34.Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. 35.Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей. 36.Правила экономии. 37.Планирование дорогостоящих покупок. Сбережения. Виды вкладов. 38.Кредиты. 39.Бюджет семьи. Сбережение 40.Практическая работа: определение суммы доходов семьи, планирование трат 41.Санитарное состояние кухни, гигиена приготовления пищи (повторение) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 42.Правила техники безопасности при работе с режущими предметами, электроприборами 43.Проверочная работа: «Правила работы на кухне» 44.Значение хлеба в питании человека. Виды теста 45.Технология приготовления песочного теста 46.Практическая работа: «Печенье из песочного теста» 47.Технология приготовления бисквитного теста 48.Практическая работа: «Шарлотка из бисквитного теста» 49.Практическая работа: «Приготовление овощного салата» 50.Контрольная работа: «Виды теста» 51.Технология приготовления пресного теста 52.Практическая работа: «Печенье из пресного теста» 53.Технология приготовления дрожжевого теста 54.Практическая работа: «Пирог с картофелем» 55.Заготовка продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка 56.Практическая работа: «Нарезка зелени и фруктов для сушки» 57.Технология приготовления варенья из яблок 58.Практическая работа: «Варенье из яблок» 59.Технология приготовления варенья из груш 60.Практическая работа: «Варенье из груш» 61.Департамент, муниципалитет, префектура, полиция, их назначение 62.Знакомство с отделами полиции, их возможностями 63.Правила ухода за грудным ребёнком 64.Практическая работа: «Уход за грудным ребёнком: пеленание, одевание, купание» 65Годовая контрольная работа: я самостоятельный 66.Практическая работа: «Обработка клумб для высадки цветочной рассады» 67.Практическая работа: «Высадка цветочной рассады в грунт» 68.Практическая работа: ««Подготовка почвы к посадке овощных культур» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 Тема, раздел Содержание Виды деятельности, формы работы Минимальный уровень Повторение. (4ч) Повторение материла пройденного в 7 классе 1.Личная гигиена и здоровье (повторение). 2.Особенности разных видов одежды. (повторение) 3.Мебель в жилых помещениях (повторение) 4.Вводная контрольная работа: что такое ОСЖ Жилище. (8ч) 1.Экскурсия «Пришкольный участок» 2.Практическая работа «Садовые работы на пришкольном участке.» 3.Практическая работа: уборка овощных культур. 4.Практическая работа: уборка садового инвентаря после сезонной работы. Виды подсобных помещений. Современные средства для уборки санузла и ванной комнаты. Печатные инструкции к моющим средствам. Классификация моющих средств. Оборудование, назначение, правила и периодичность Достаточный уровень Уровень ниже минимального Повторяют и обобщают изученный материал за 7 класс. Участвуют в викторине, отгадывают загадки, ребусы. Выполняют по образцу элементарные задания с помощью учителя от начала до конца. Повторяют и обобщают изученный материал за 7 класс. Участвуют в викторине, отгадывают загадки, ребусы. Понимают учебные задачи и стараются их выполнять. Выполняют элементарные задания по инструкции с помощью учителя от начала до конца. С помощью учителя и одноклассников отвечают на вопросы учителя. Выполняют по образцу элементарные задания с помощью учителя от начала до конца. Работают на пришкольном участке. Слушают объяснения учителя, рассматривают современные средства для уборки санузла и ванной комнаты. Изучают печатные инструкции к моющим средствам. С помощью учителя классифицируют моющие средства. По вопросам учителя называют оборудование, назначение, правила и периодичность уборки санузла и ванной комнаты. Записывают Работают на пришкольном участке. Слушают объяснения учителя, рассматривают современные средства для уборки санузла и ванной комнаты. Изучают печатные инструкции к моющим средствам. Классифицируют моющие средства. Называют оборудование, назначение, правила и периодичность уборки санузла и ванной комнаты. Записывают Повторяют за учителем или одноклассниками правила уборки кухни, санузла. Выполняют по образцу элементарные задания с помощью учителя от начала до конца. 7 5.Правила и периодичность уборки кухни и санузла 6.Экскурсия: «Бытовая химия при уборке кухни и санузла» (магазин бытовой химии) 7.Практическая работа: «Мытьё кафельных стен, чистка раковины» 8.Практическая работа: «Чистка санузла» Личная гигиена и здоровье (4ч) 1.Значение косметики для юноши и девушки 2.Практическая работа: «Упражнения в протирании кожи лица и нанесении маски» уборки санузла и ванной комнаты. Мытье кафельных стен, чистка раковины, использование инструкции, соблюдение правил техники безопасности, использование резиновых перчаток. Электробытовые приборы в ванной комнате и кухне. Классификация нагревательных приборов в кухне. Их назначение, правила использования, уход и ТБ. рекомендации в тетрадь, составляют таблицу. Учатся мыть кафельные стены, чистить раковины, пользоваться инструкциями, соблюдать правила техники безопасности, пользоваться резиновыми перчатками. По вопросам учителя называют электробытовые приборы в ванной комнате и кухне, рассказывают об их назначении, правилах использования, ухода и ТБ. Работают с карточками, иллюстрациями, таблицами. Просматривают презентации,. Применяют знания, полученные на уроках в быту. Типы кожи лица. Правила и приёмы ухода за кожей лица. Косметические средства и правила пользования ими. Правила и приёмы сохранения чистоты и здоровья тела. Слушают объяснения учителя. Определяют тип кожи в ходе практической работы. Узнают правила и приёмы ухода за кожей лица. Записывают рекомендации в тетрадь. С помощью учителя называют косметические средства и правила пользования ими. С помощью учителя выбирают средства косметики в зависимости от цели, состояния кожи, времени года, читать рекомендации в тетрадь, составляют таблицу. Учатся мыть кафельные стены, чистить раковины, пользоваться инструкциями, соблюдать правила техники безопасности, пользоваться резиновыми перчатками. Называют электробытовые приборы в ванной комнате и кухне. Классифицируют нагревательные приборы в кухне. Рассказывают об их назначении, правилах использования, ухода и ТБ. Работают с карточками, иллюстрациями, таблицами. Просматривают презентации, отвечают на вопросы, делают выводы. Точно выполняют инструкции учителя. Применяют знания, полученные на уроках в быту. Слушают объяснения учителя. Различают типы кожи лица. Определяют тип кожи в ходе практической работы. Узнают правила и приёмы ухода за кожей лица. Записывают рекомендации в тетрадь. Называют косметические средства и правила пользования ими. Учатся выбирать средства косметики в зависимости от Повторяют за учителем или одноклассниками необходимость соблюдения здорового образа жизни. Выполняют по образцу элементарные задания с помощью учителя от начала до конца. 8 3.Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Охрана здоровья (2ч) 1.Первая помощь при несчастном случае (ожог, обморожение, отравление, солнечный удар) 2.Практическая работа: «Первая помощь утопающему» Средства связи (6ч) инструкцию и правильно пользоваться. Выполняют практические задания: протирают кожу лица лосьоном, наносят крем. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, Тепловых и солнечных ударах. Причины несчастных случаев. Степени ожогов, обморожений, признаки отравлений. Выполнение упражнений по оказанию первой помощи. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. Просматривают видеоматериалы и таблицы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах. Участвуют в беседах по содержанию. С помощью учителя называют степени ожогов, обморожений, признаки отравлений, составляют таблицу в тетради. Знакомятся с правилами и приёмами оказания первой помощи. Записывают рекомендации в тетрадь. цели, состояния кожи, времени года, читать инструкцию и правильно пользоваться. Выполняют практические задания: протирают кожу лица лосьоном, наносят крем. Знают и выполняют правила и приёмы сохранения чистоты и здоровья тела. Понимают инструкции учителя, принимают помощь. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. Просматривают видеоматериалы и таблицы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах. Участвуют в беседах по содержанию, объясняют причины несчастных случаев. Называют степени ожогов, обморожений, признаки отравлений. Составляют таблицу в тетради. Знакомятся с правилами и приёмами оказания первой помощи. Выполняют упражнения по оказанию первой помощи. Записывают рекомендации в тетрадь. Рассказывают о мерах по предупреждению несчастных случаем в быту и соблюдают их. Повторяют за учителем или одноклассниками первую помощь при ожогах, обморожениях, отравлениях, солнечном ударе. Виды телефонов. Виды 9 1.Виды телефонной связи. 2.Культура разговора по телефону. 3.Вызов аварийных служб. 4.Междугородняя телефонная связь. 5.Моя связь (проект) Транспорт (6ч) 1.Междугородний автотранспорт, автовокзал (автобусные маршруты, расписание, приобретение билетов, стоимость) телефонной связи. Названия сотовых компаний, тарифы, номера телефонов срочного вызова.Правил пользования телефонами и культура разговора. Влиянии на здоровье человека излучений мобильного телефона. Телефонный справочник. Причины вызова по номерам экстренных служб, ответственность за ложный вызов. Правила оплаты различных видов телефонной связи. По вопросам учителя перечисляют виды телефонов. Различают виды телефонной связи. Записывают в тетрадях названия сотовых компаний, тарифы, номера телефонов срочного вызова. Рассказывают правила пользования телефонами и культуры разговора. Узнают о влиянии на здоровье человека излучений мобильного телефона. С помощью учителя выполняют практические задания по телефонному справочнику. Учатся кратко объяснять причину вызова по номеру экстренных служб. Узнают правила оплаты различных видов телефонной связи. Пользуются различными средствами связи для решения практических задач. Учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Виды транспорта. Виды автотранспорта. Понятие «автовокзал». Службы автовокзала, их назначение. Основные автобусные маршруты. Ориентирование в По вопросам учителя повторяют виды транспорта. Слушают объяснения учителя, просматривают презентацию, отвечают на вопросы по содержанию. Работают с иллюстрациями, раздаточным материалом. С помощью учителя Перечисляют виды телефонов. Различают виды телефонной связи. Записывают в тетрадях названия сотовых компаний, тарифы, номера телефонов срочного вызова. Рассказывают правила пользования телефонами и культуры разговора. Узнают о влиянии на здоровье человека излучений мобильного телефона. Выполняют практические задания по телефонному справочнику. Учатся кратко объяснять причину вызова по номеру экстренных служб. Узнают правила оплаты различных видов телефонной связи. Слушают и анализируют объяснения учителя. Понимают учебные задачи и стараются их выполнять. Пользуются различными средствами связи для решения практических задач. Учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Повторяют виды транспорта. Слушают объяснения учителя, просматривают презентацию, делают выводы и отвечают на вопросы по содержанию. Работают с иллюстрациями, раздаточным материалом. Называют виды Повторяют за учителем или одноклассниками современные виды связи – виды аварийных служб.. Повторяют за учителем или одноклассниками автотранспорт, порядок приобретения и возврата билетов, правила посадки в автобус, 10 2.Практическая работа: «Организация поездки в другой город» 3.Значение водного транспорта. 4.Контрольная работа по разделу: транспорт 5.Экскурсия: «Знакомство с порядком приобретения билета» (автовокзал) 6.Экскурсия: «Правила и порядок возврата билета» расписании автобусов, приобретении билетов в кассах. Обращение к работникам вокзала за справочной информацией. Правила безопасности при поездке на автобусе, маршрутном такси. Виды водного транспорта. Понятия «пристань», «порт», «причал». Названия крупных портов нашей страны, службы и маршруты. Правила безопасной поездки на речном и морском видах транспорта. Меры предосторожности по предотвращению различают службы автовокзала, объясняют их назначение. Знакомятся с основными автобусными маршрутами. Учатся обращаться к работникам вокзала за справочной информацией. Изучают правила безопасности при поездке на автобусе, маршрутном такси, записывают их в тетрадь. По вопросам учителя классифицируют виды водного транспорта. Слушают объяснения учителя, просматривают презентацию. Работают с иллюстрациями, раздаточным материалом. Учатся обращаться с просьбами, вопросами к работникам транспорта, доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми автотранспорта. Формулируют понятие «автовокзал». Различают службы автовокзала, объясняют их назначение. Знакомятся с основными автобусными маршрутами. Выполняют упражнения по ориентированию в расписании автобусов, приобретении билетов в кассах. Учатся обращаться к работникам вокзала за справочной информацией. Изучают правила безопасности при поездке на автобусе, маршрутном такси, записывают их в тетрадь. Классифицируют виды водного транспорта. Слушают объяснения учителя, просматривают презентацию, делают выводы и отвечают на вопросы по содержанию. Работают с иллюстрациями, раздаточным материалом. Формулируют понятия «пристань», «порт», «причал», объясняют назначение. Называют и записывают названия крупных портов нашей страны, службы и маршруты. Изучают правила безопасной поездки на речном и морском видах транспорта. Знают меры предосторожности по предотвращению 11 чрезвычайных ситуаций и выполняют их. Соблюдают усвоенные правила в повседневной жизни. Учатся обращаться с просьбами, вопросами к работникам транспорта, доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми. Семья (9ч) 1.Правила ухода за грудным ребёнком 2.Практическая работа: «Уход за грудным ребёнком: пеленание, одевание, купание» 3.Отдых и его разновидности. Отдых и бездеятельность. 4.Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей. 5.Правила экономии. 6.Планирование дорогостоящих покупок. Сбережения. Виды вкладов. 7.Кредиты. Виды досуга, активные и пассивные виды досуга. Понятие «хобби». Правила ухода за грудным ребёнком. Предметы и оборудование для грудного ребёнка. Правила и периодичность кормления, купания, пеленания. Санитарногигиенические требования к содержанию детской посуды, постели, одежды, игрушек. Роль семьи в жизни человека и общества. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Слушают объяснения учителя, анализируют, отвечают на вопросы. По вопросам учителя повторяют виды досуга, называют активные и пассивные виды досуга. Рассказывают о видах досуга в своих семьях. Работают с карточками, иллюстрациями. Узнают о правилах ухода за грудным ребёнком, записывают в тетрадь. С помощью учителя объясняют назначения предметов и оборудования для грудного ребёнка. Повторяют правила и периодичность кормления, купания, пеленания. Учатся кормить, купать, пеленать, одевать куклу на практических занятиях. Рассказывают санитарно-гигиенические требования к содержанию детской посуды, постели, одежды, игрушек. Учатся Слушают объяснения учителя, анализируют, отвечают на вопросы. Повторяют виды досуга, называют активные и пассивные виды досуга. Формулируют понятие «хобби». Рассказывают о видах досуга в своих семьях. Анализируют житейские ситуации. Работают с карточками, иллюстрациями. Узнают о правилах ухода за грудным ребёнком, записывают в тетрадь. Объясняют назначения предметов и оборудования для грудного ребёнка. Повторяют правила и периодичность кормления, купания, пеленания. Учатся кормить, купать, пеленать, одевать куклу на практических занятиях. Повторяют за учителем о правилах ухода за грудным ребенком. основах семейных отношений, семейных традициях, организации досуга и отдыха в семье. Выполняют по образцу элементарные задания с помощью учителя от начала до конца. 12 8.Бюджет семьи. Сбережение 9.Практическая работа: определение суммы доходов семьи, планирование трат Предприятия, организации, учреждения (2ч) 1.Департамент, муниципалитет, префектура, полиция, их назначение 2.Знакомство с отделами полиции, их возможностями Питание (21ч) 1.Санитарное состояние кухни, гигиена общаться и взаимодействовать с людьми. Исполнительные органы государственной власти города, их назначение и структуру. Отделы муниципалитета. Назначение полиции. Обращение с вопросами и просьбами к работникам Слушают объяснения учителя, просматривают презентацию, анализируют, отвечают на вопросы. Узнают и записывают в тетрадях исполнительные органы государственной власти города, их назначение и структуру. С помощью учителя объясняют назначение полиции. Учатся обращаться с вопросами и просьбами к работникам муниципальных учреждений на практических занятиях. Значение и использование при приготовлении блюд соли, сахара, пряностей, Узнают о значении и использовании при приготовлении блюд соли, сахара, пряностей, приправ. Рассказывают санитарногигиенические требования к содержанию детской посуды, постели, одежды, игрушек. Самостоятельно выполняют задания, помогают товарищам. Понимают роль семьи в жизни человека и общества. Оказывают помощь родителям в семье. Учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Слушают объяснения учителя, просматривают презентацию, анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы. Узнают и записывают в тетрадях исполнительные органы государственной власти города, их назначение и структуру. Различают отделы муниципалитета, называют их. Объясняют назначение полиции. Учатся обращаться с вопросами и просьбами к работникам муниципальных учреждений на практических занятиях. Усваивают морально-этические нормы поведения и навыки общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Узнают о значении и использовании при приготовлении блюд соли, сахара, пряностей, приправ. Повторяют за учителем названия исполнительных органов, названия отделов полиции. Повторяют за учителем или одноклассниками способы приготовления бисквитного теста, 13 приготовления пищи приправ. Пряности и приправы, ихвиды, (повторение) 2.Правила техники правила хранения. безопасности при работе Домашние заготовки, их с режущими предметами, виды. Способы электроприборами заготовки, соления, 3.Проверочная работа: «Правила работы на квашения, маринования, кухне» варки, сушки, заморозки 4.Значение хлеба в овощей, фруктов и ягод. питании человека. Виды Правила ТБ на кухне. теста Меры 5.Технология предосторожности при приготовления хранении и употреблении песочного теста 6.Практическая работа: консервированных «Печенье из песочного продуктов. Первая теста» помощь при отравлении. 7.Технология Виды и сорта муки, приготовления названия круп. Правила бисквитного теста 8.Практическая работа: хранения муки и круп. «Шарлотка из Виды теста. Изделия из бисквитного теста» разных видов теста. 9.Практическая работа: Способы приготовления «Приготовление теста, пресное и овощного салата» дрожжевое тесто. 10.Контрольная Рецепты в кулинарных работа: «Виды теста» книгах и интернете. 11.Технология приготовления пресного теста 12.Практическая работа: «Печенье из пресного теста» Делают записи в тетрадях. Просматривают презентации, слушают объяснения учителя. С помощью учителя различают пряности и приправы, называют их виды, правила хранения. По вопросам учителя рассказывают о пользе и вреде соли, сахара. Выполняют практические задания по консервированию, моют и убирают посуду. Повторяют правила ТБ на кухне. С помощью учителя рассказывают о мерах предосторожности при хранении и употреблении консервированных продуктов. Учатся оказывать первую помощь при отравлении. По вопросам учителя объясняют правила хранения муки и круп. С помощью учителя классифицируют виды теста, записывают их названия в тетрадь. Работают по таблице. Называют изделия из разных видов теста. Узнают способы приготовления теста, различают пресное и дрожжевое тесто. Записывают рецепты в тетрадь. С помощью учителя учатся находить рецепты в кулинарных книгах и интернете. Учатся на практических занятиях готовить по рецепту печенье, блины, Делают записи в тетрадях. Просматривают презентации, слушают объяснения учителя, анализируют, делают выводы. Различают пряности и приправы, называют их виды, правила хранения. Рассказывают о пользе и вреде соли, сахара. Классифицируют домашние заготовки, называют их виды. Составляют таблицу в тетради. Изучают и объясняют способы заготовки, соления, квашения, маринования, варки, сушки, заморозки овощей, фруктов и ягод. Выполняют практические задания по консервированию, моют и убирают посуду. Знают и выполняют правила ТБ на кухне. Рассказывают о мерах предосторожности при хранении и употреблении консервированных продуктов. Учатся оказывать первую помощь при отравлении. Различают виды и сорта муки, знают названия круп, показывают их. Объясняют правила хранения муки и круп. Классифицируют виды теста, записывают их названия в тетрадь. Работают пресного, дрожжевого теста. Выполняют по образцу элементарные задания с помощью учителя от начала до конца. 14 13.Технология приготовления дрожжевого теста 14.Практическая работа: «Пирог с картофелем» 15.Заготовка продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка 16.Практическая работа: «Нарезка зелени и фруктов для сушки» 17.Технология приготовления варенья из яблок 18.Практическая работа: «Варенье из яблок» 19.Технология приготовления варенья из груш 20.Практическая работа: «Варенье из груш» 21.Годовая контрольная работа: оладушки и др. Моют и убирают посуду. Учатся подбирать продукты по рецепту, инструменты, посуду. Повторяют и соблюдают санитарногигиенические требования и правила техники безопасности. Пришкольный Работа на пришкольном участок(4ч) участке. 1.Практическая работа: «Обработка клумб для высадки цветочной рассады» 2.Практическая работа: «Высадка цветочной рассады в грунт» 3.Практическая работа: ««Подготовка почвы к посадке овощных культур» Работают на пришкольном участке. Учатся помогать взрослым и товарищам по таблице. Называют изделия из разных видов теста. Узнают способы приготовления теста, различают пресное и дрожжевое тесто. Записывают рецепты в тетрадь. Учатся находить рецепты в кулинарных книгах и интернете. Учатся на практических занятиях готовить по рецепту лапшу, печенье, блины, оладушки и др. Моют и убирают посуду. Умеют подбирать продукты по рецепту, инструменты, посуду. Знают и соблюдают санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности. Понимают инструкции учителя, принимают помощь. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. Работают на пришкольном участке. Учатся помогать взрослым и товарищам Работают на пришкольном участке. С помощью учителя и одноклассников сажают рассаду, овощные культуры. 15 4.Практическая работа: «Посадка овощных культур» 16