Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по предмету Основы социальной жизни для обучающихся 5 класса (АООП вариант 1) Составитель: Лешина Марина Львовна Должность: учитель Реж – 2024 год Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» составлена на основании: - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г. - АООП «Центра «Дар»; Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем: расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Программа создана из расчета 2 часа в неделю и рассчитана на 68 часов в год. На основании протокола ППк №219 от 09.08.2023г. идет дифференциация обучающихся на группы. Достаточный уровень Данилова Варя 5 класс Минимальный уровень Федорахин Сергей Ниже минимального Николаева Аня Демин Максим 2 Планируемые результаты Достаточный уровень знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук; соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды); некоторые навыки оказания первой помощи при травмах; пользование различными видами городского транспорта; знание о родственных отношениях в семье. Достаточный уровень • понимать содержание учебных задани й, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя; Предметные планируемые результаты Минимальный уровень знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического работника; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; представления о навыках оказания первой помощи при травмах; представления о различных видах средств связи; представления о различных видах городского транспорта; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях). Личностные планируемые результаты Минимальный уровень • уметь последовательно отвечать на в опросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий); Уровень ниже минимального представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; представления о различных видах связи; представления о назначении городского транспорта . Уровень ниже минимального Повторяют ответы за учителем или одноклассниками 3 • • • • владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий; владеть элементами оценки и самооце нки. уметь самостоятельно исправлять оши бки. • • • уметь слушать учителя, выполнять п редложенные виды заданий по образцу; использовать помощь при выполнени и учебных задач; усвоить элементы контроля учебной деятельности (помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватно реагировать на оценку уче бных действий. Календарно-тематическое планирование Тема 1.Вводный урок. 2.Вводная контрольная работа: что такое ОСЖ 3.Экскурсия «Пришкольный участок» 4.Практическая работа: садовые работы на пришкольном участке. 5.Практическая работа: уборка овощных культур. 6.Садовый инвентарь. 7.Практическая работа: уборка садового инвентаря после сезонной работы. 8.Забота о себе. 9.Выбор средств и предметов личной гигиены. 10.Утренняя гимнастика. 11.Закаливание организма. 12.Забота о руках. Практическая работа. 13.Забота о ногах. 14. Забота о глазах. Гимнастика для глаз. 15.Забота о правильной осанке. 16.Важные правила здорового человека( проект). Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 класс 4 17.Какие бывают врачи. 18.Первая помощь при ушибах и травмах. 19.Практическая работа : оказание первой помощи при порезе, ушибе. 20.Уход за больным на дому. 21. Экскурсия в аптеку. 22.Контрольная работа по разделу: «Охрана здоровья» 23.Каким бывает дом. 24.Порядок в доме. 25.Практическая работа: демонстрация инвентаря и средств для уборки. 26.Комнатные растения. 27.Животные в доме. 27.По одежке встречают. 28.Виды одежды. 29.Правила ухода за одеждой. 30.Практическая работа: пришивание пуговиц. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31.Правила хранения чистой одежды. 1 32. Важные правила аккуратного человека (проект). 33. Идеальная пара. 34. Правила ухода за обувью. 35.Виды городского транспорта. 36.Транспорт - это удобно. 37.Правила поведения в транспорте и на улице. Правила проезда в транспорте; правила передвижения по улице. 38.На заметку пассажиру 39.Экскурсия: «Мы - пассажиры» 40.Еда для здоровья 41.Элементы сервировки, посуда для еды 42.Практическая работа: «Кухонная утварь, уход за ней» 43.Как правильно есть. 44.Завтрак-начало дня. 45.Практическая работа: «Мастерская бутербродов» 46.Овощи, плоды, ягоды и грибы 47.Практическая работа: нарезка овощей, фруктов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 48.Практическая работа: приготовление салата. 49. Виды муки, правила хранения. 50.Виды теста. 51.Контрольная работа по разделу: питание. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 52. Практическая работа: печенье из песочного теста. 53.Виды круп. 54.Практическая работа: манная каша 55.Зачем нужны средства связи. 56.Мои средства связи (проект). 57.Работа почтового отделения связи "Почта России". 58.Экскурсия: «Почтовое отделение как средство связи» (отделение почты). 59.Порядок отправления писем различного вида. 60.Практическая работа: адрес на конверте. 61.Родственные отношения в семье 62.Годовая контрольная работа: я самостоятельный 63.Моя семья (проект) 64.Фамилии, имена, отчества ближайших родственников 65.Семейные традиции 66.Семейные обязанности 67.Досуг семьи 68.Важные правила современного человека: знаю, понимаю, умею Тема, раздел Содержание Виды деятельности, формы работы Достаточный уровень Минимальный уровень Ниже минимального 1.Вводный урок. (2ч) 6 2.Вводная контрольная работа: что такое ОСЖ Пришкольный участок. (5ч) 1.Экскурсия «Пришкольный участок» 2. Практическая работа: садовые работы на пришкольном участке. 3.Практическая работа: уборка овощных культур. 4.Садовый инвентарь. 5.Практическая работа: уборка садового инвентаря после сезонной работы. Забота о себе (9) 1.Забота о себе. 2.Выбор средств и предметов личной гигиены. 3.Утренняя гимнастика. 4. Закаливание организма. Знакомство с предметом «Основы социальной жизни» Знакомятся с новым предметом, названием разделов предмета учебным кабинетом. Участвуют в викторине, отгадывают загадки, ребусы. Выполняют по образцу элементарные задания с помощью учителя от начала до конца. Знакомство с пришкольным Слушают объяснения участком, с посадками на грядках. учителя и записывают в Знакомство с садовым инвентарем, тетрадь название овощей, Способы уборки инвентаря. Способы зелени, цветов, название уборки урожая. Практическая работа. инвентаря. Выполняют практические задания с помощью учителя от начала до конца. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные, солнечные, водные процедуры. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук. Практическая работа: приемы обрезания ногтей на руках. Уход за кожей ног: необходимость Слушают объяснения учителя о значении закаливания для здоровья человека. Отвечают на вопросы. Называют способы закаливания, правила и приёмы выполнения процедур. По Знакомятся с новым предметом, названием разделов предмета. Участвуют в викторине, отгадывают загадки, ребусы. Понимают учебные задачи и стараются их выполнять. Выполняют элементарные задания по инструкции с помощью учителя от начала до конца. Слушают объяснения учителя и записывают в тетрадь название овощей, зелени, цветов. С помощью учителя отвечают на вопросы для чего и где сажают овощи и фрукты. С помощью учителя перечисляют названия инвентаря. Оценивают свою работу и работу товарищей. Выполняют практические задания, понимают инструкции учителя, принимают помощь. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. Слушают объяснения учителя о значении закаливания для здоровья человека. Задают вопросы, отвечают на вопросы, делают выводы. Называют способы закаливания, правила и приёмы Повторяют за учителем или одноклассниками название предмета, название разделов предмета. Выполняют элементарные задания с максимальной помощью учителя или одноклассников Повторяют за учителем или одноклассниками названия овощей, зелени, цветов, инвентаря. Повторяют за учителем или одноклассниками название инвентаря. Выполняют элементарные задания с максимальной помощью учителя или одноклассников. Повторяют за учителем или одноклассниками значение закаливания для здоровья человека. - способы закаливания, правила и приёмы выполнения процедур, необходимость 7 5.Забота о руках. Практическая работа. 6.Забота о ногах. 7.Забота о глазах Гимнастика для глаз. 8.Забота о правильной осанке. 9. Важные правила здорового человека(проект). ежедневного мытья ног. Приемы обрезания ногтей на ногах. Гимнастика для глаз. Способы сохранения правильной осанки. Важные правила здорового человека. Охрана здоровья.(6) 1.Какие бывают врачи 2.Первая помощь при ушибах и травмах. 3.Практическая работа: оказание первой помощи при порезе, ушибе. 4.Уход за больным на дому. 5.Экскурсия в аптеку. 6.Контрольная работа по разделу «Охрана здоровья». Виды доврачебной помощи. Способ измерения температуры тела. Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний. Практическая работа. аналогии составляют комплекс утренней гимнастики и выполняют его. Объясняют необходимость одеваться по погоде, закалять свой организм и соблюдать правила личной гигиены. Учатся ухаживать за телом: за кожей рук, ног, ногтями. Знакомятся с приёмами обрезания ногтей на руках, ногах. По вопросам учителя называют косметические средства для ухода за кожей, рассказывают о необходимости чтения инструкций. Делают гимнастику для глаз. Обсуждают важные правила здорового человека. Знакомятся с профессиями работников медицинских учреждений, записывают их названия в тетрадь. По вопросам учителя называют функции основных врачей –специалистов. Узнают о видах медицинской помощи: доврачебной и врачебной. работают с сюжетными картинками. Изучают виды доврачебной помощи. Учатся измерять выполнения процедур. Составляют комплекс утренней гимнастики и выполняют его. Объясняют необходимость одеваться по погоде, закалять свой организм и соблюдать правила личной гигиены. Учатся ухаживать за телом: за кожей рук, ног, ногтями. Знакомятся с приёмами обрезания ногтей на руках, ногах, выполняют это самостоятельно. Называют косметические средства для ухода за кожей, рассказывают о необходимости чтения инструкций. С помощью учителя делают гимнастику для глаз. С помощью учителя обсуждают важные правила здорового человека. Знакомятся с профессиями работников медицинских учреждений, записывают их названия в тетрадь. Называют функции основных врачей – специалистов. Узнают о видах медицинской помощи: доврачебной и врачебной. Самостоятельно работают с сюжетными картинками. Изучают виды доврачебной помощи. Учатся измерять температуру, обрабатывать раны, порезы с помощью одеваться по погоде, закалять свой организм и соблюдать правила личной гигиены. С помощью учителя и одноклассников повторяют гимнастику для глаз. С помощью учителя и одноклассников участвуют в обсуждении темы о важных правилах здорового человека. Повторяют за учителем или одноклассниками виды профессий работников медицинских учреждений. Узнают о видах медицинской помощи: доврачебной и врачебной. С максимальной помощью учителя измеряют температуру, обрабатывают раны, порезы с помощью специальных средств. 8 Домоводство (13) 1.Каким бывает дом 2.Порядок в доме 3.Практическая работа: демонстрация инвентаря и средств для уборки. 4.Комнатные растения. 5.Животные в доме. 6. По одежке встречают. 7.Виды одежды. 8. Правила ухода за одеждой. 9. Практическая работа: пришивание пуговиц. 10. Правила хранения чистой одежды. 11. Важные правила аккуратного человека (проект). 12. Идеальная пара. Типы жилых помещений в городе и сельской местности. О коммунальных удобствах. Домашний почтовый адрес. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений. Ежедневная уборка. Комнатные растения. Домашние животные. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная и т. д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. температуру, обрабатывать раны, порезы с помощью специальных средств. Слушают объяснения учителя, просматривают презентации, отвечают на вопросы. С помощью учителя выполняют учебные задания, используют полученные на уроках навыки и знания в повседневной жизни, соблюдая правила безопасности. Слушают объяснения учителя и записывают в тетрадь названия жилых помещений в городе и сельской местности. Отвечают на вопрос: каким бывает дом. Перечисляют какие виды коммунальных удобств используют в жилых помещениях. Отвечают на вопрос для чего нужен почтовый адрес. Узнают о гигиенических требованиях к жилому помещению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки специальных средств. Умеют находить эти средства в аптечке, читать инструкцию. Слушают объяснения учителя, просматривают презентации, делают выводы, отвечают на вопросы. Самостоятельно выполняют учебные задания. Умеют использовать полученные на уроках навыки и знания в повседневной жизни, соблюдая правила безопасности. Слушают объяснения учителя и записывают в тетрадь названия жилых помещений в городе и сельской местности. С помощью учителя отвечают на вопросы : каким бывает дом, для чего нужен почтовый адрес. С помощью учителя перечисляют виды коммунальных удобств. С помощью учителя узнают о гигиенических требованиях к жилому помещению о видах уборки жилища (сухая, влажная), инвентаре, моющих средствах, электробытовых приборах для уборки помещений. Оценивают свою работу и работу товарищей. Слушают объяснения учителя, просматривают презентации. С максимальной помощью учителя выполняют учебные задания, используют полученные на уроках навыки и знания в повседневной жизни, соблюдая правила безопасности. Повторяют за учителем или одноклассниками названия жилых помещений в городе и сельской местности. Повторяют за учителем или одноклассниками виды коммунальных удобств,. Повторяют за учителем или одноклассниками о видах уборки жилища (сухая, влажная), о инвентаре, моющих средствах, электробытовых приборах для уборки помещений. Выполняют элементарные задания с максимальной 9 13. Правила ухода за обувью. Значение одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная стирка изделий замачивание, кипячение, полоскание. Практическая работа. Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств. Правила сушки белья из различных тканей. Практическая работа. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека. Правила ухода за обувью из различных материалов. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов. Сушка обуви. Практическая работа: шнуровка. помещений. . Выполняют по образцу элементарные задания с помощью учителя от начала до конца. Обсуждают и объясняют значение опрятного вида человека. По вопросам учителя перечисляют санитарно-гигиенические требования к одежде, правила личной гигиены и внешнего вида. Учатся правилам повседневного ухода и поддержания одежды в порядке. Соблюдают правила ТБ с колючими и режущими инструментами. По вопросам учителя называют виды белья, рассказывают о его назначении. Делают зарисовки и записи в тетрадях. Узнают о правилах и приёмах ручной стирки изделий из х/б тканей. По образцу стирают носовые платки, небольшие полотенца. Изучают устройство утюга. С помощью учителя выполняют практические задания, принимают помощь. Выполняют практические задания, понимают инструкции учителя, принимают помощь. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. Обсуждают и объясняют значение опрятного вида человека. Перечисляют санитарно-гигиенические требования к одежде, правила личной гигиены и внешнего вида. Учатся правилам повседневного ухода и поддержания одежды в порядке. Классифицируют пуговицы. Самостоятельно пришивают пуговицы. Соблюдают правила ТБ с колючими и режущими инструментами. Называют виды белья, рассказывают о его назначении. Делают зарисовки и записи в тетрадях. Узнают о правилах и приёмах ручной стирки изделий из х/б тканей. Самостоятельно стирают носовые платки, небольшие полотенца, умеют подбирать моющие средства согласно инструкции. Выполняют правила безопасной работы с бытовыми химическими средствами. Изучают устройство утюга. Называют помощью учителя или одноклассников 10 Транспорт.(5) 1.Виды городского транспорта. 2.Транспорт –это удобно 3.Правила поведения в транспорте и на улице. Правила проезда в транспорте; правила передвижения по улице. 4.На заметку пассажиру 5.Экскурсия «Мыпассажиры» (район «Быстринский») Виды общественного транспорта. Оплата проезда на всех видах общественного транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. символы обозначения температуры нагрева на утюге, правила ТБ. Выполняют практические задания, понимают инструкции учителя, принимают помощь. Применяют полученные знания, навыки в самостоятельной жизни. Рассматривают Рассматривают иллюстрации, иллюстрации, просматривают просматривают презентацию, участвуют в презентацию, участвуют в беседе по содержанию. По беседе по содержанию. вопросам учителя Классифицируют классифицируют транспортные средства. транспортные средства. Формулируют определение Называют и показывают городского транспорта. виды городского Называют и показывают транспорта по карточкам. виды городского транспорта. Знают стоимость проезда Знают стоимость проезда по по городу. Учатся городу и рассчитывают ориентироваться в стоимость проезда от дома расписании движения до школы и обратно. Учатся городского транспорта. ориентироваться в По вопросам учителя расписании движения объясняют значение городского транспорта. По остановок городского вопросам учителя объясняют общественного значение остановок транспорта. Знают и городского общественного соблюдают правила транспорта. Активно дорожного движения и участвуют в деятельности, правила поведения в контролируют и оценивают общественных местах. свои действия и действия Умеют слушать, одноклассников. Знают и обращаться за помощью, соблюдают правила принимать помощь. дорожного движения и Рассматривают иллюстрации, просматривают презентацию. По карточкам соотносят виды транспорта. С максимальной помощью учителя показывают виды городского. Повторяют за учителем или одноклассниками правила дорожного движения и правила поведения в общественных местах. 11 правила поведения в общественных местах. Умеют слушать и понимать инструкцию, обращаться за помощью, принимать помощь. Питание (15) 1.Еда для здоровья 2. Элементы сервировки, посуда для еды 3. Практическая работа. «Кухонная утварь, уход за ней» 4.Как правильно есть 5.Завтрак- начало дня 6.Практическая работа: Мастерская бутербродов 7.Овощи, фрукты, ягоды и грибы 8.Практическая работа: нарезка овощей, фруктов. 9.Практическая работа: приготовление салата. 10. Виды муки, правила хранения. 11. Виды теста. 12.Контрольная работа по разделу: питание 13.Практическая работа: печенье из песочного теста. 14.Виды круп Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Блюда для горячего и холодного завтрака. Назначение посуды для еды, кухонной утвари. Виды круп, их вредители. Правила хранения круп. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней. Практическая работа: бутерброды. Приготовление манной каши. Овощи, фрукты, ягоды, нарезка овощей фруктов. Напитки для завтрака. Виды теста. Практическая работа: оладьи. Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов. Стоимость и расчет продуктов. Основные отделы в продуктовых магазинах. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Узнают о значении питания в жизни людей, режиме питания, разнообразии продуктов. записывают их в тетрадь. Узнают о назначении посуды и кухонной утвари. Практическая работа: бутерброды. Перечисляют блюда из круп. Узнают рецепт приготовления каш и их виды. С помощью учителя готовят гречневую (манную) кашу. Моют посуду. Изучают правила хранения и первичной обработки овощей, фруктов, ягод, грибов. Учатся их мыть, чистить, резать. С помощью учителя готовят салаты. С помощью учителя узнают о видах теста, готовят тесто для приготовления оладий, записывают в тетрадь. По образцу заваривают чай, Узнают о значении питания в жизни людей, режиме питания, разнообразии продуктов, записывают их в тетрадь. С помощью учителя изучают о назначении посуды и кухонной утвари. Показывают виды круп, правильно их называют, знают правила хранения. Записывают названия в тетрадь. Перечисляют блюда из круп. Узнают рецепт приготовления каш и их виды. С помощью учителя готовят гречневую (манную) кашу. Моют посуду. Изучают правила хранения и первичной обработки овощей, плодов, ягод, грибов. Учатся их мыть, чистить, резать. Готовят по рецептам салаты. Рецепт записывают. С помощью учителя узнают о видах теста, записывают рецепт приготовления оладий. Повторяют за учителем или одноклассниками значение питания в жизни людей, режиме питания, разнообразии продуктов. Повторяют за учителем или одноклассниками назначение посуды и кухонной утвари. С максимальной помощью учителя готовят гречневую (манную) кашу. Моют посуду. Повторяют за учителем или одноклассниками правила хранения и первичной обработки овощей, плодов, ягод, грибов. С максимальной помощью учителя готовят салаты. Повторяют за учителем или одноклассниками виды муки, правила хранения, виды теста. 12 15.Практическая работа: манная каша. Средства связи (6.) 1.Зачем нужны средства связи 2.Мои средства связи (проект). 3.Работа почтового отделения связи "Почта России" 4.Экскурсия «Почтовое отделение как средство связи» (отделение почты). 5. Порядок отправления писем различного вида. 6.Практическая работа: адрес на конверте. сервируют стол к чаепитию. Соблюдают правила гигиены приготовления пищи и ТБ. С помощью учителя применяют знания, полученные на уроках в быту. Значение средств связи. Мои средства связи(творческая работа). Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка. Письмо. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылок. Практическая работа. Слушают объяснения учителя, просматривают видеоматериалы из истории развития средств связи. Записывают в тетради основные средства связи. С помощью учителя различают виды почтовых отправлений, делают их зарисовки в тетрадях. Знакомятся с видами писем, порядком отправления писем различного вида и стоимостью пересылки. По образцу учатся находить индекс почтового отделения по справочнику, в интернете и записывать адрес на конверте. Называют виды чая и кофе, способы заварки чая. Заваривают чай, сервируют стол к чаепитию. Понимают пользу и негативные последствия чрезмерного употребления чая. Соблюдают правила гигиены приготовления пищи и ТБ. Точно выполняют инструкции учителя. Применяют знания, полученные на уроках в быту. Слушают объяснения учителя, просматривают видеоматериалы из истории развития средств связи. Называют и записывают в тетради основные средства связи. Сравнивают и объясняют их назначение. Различают виды почтовых отправлений, делают их зарисовки в тетрадях. Знакомятся с видами писем, порядком отправления писем различного вида и стоимостью пересылки. Учатся находить индекс почтового отделения по справочнику, в интернете и записывать адрес на конверте. Умеют положительно относиться к окружающей действительности, пользоваться современными С максимальной помощью учителя готовят оладьи. Слушают объяснения учителя, просматривают видеоматериалы из истории развития средств связи. С максимальной помощью учителя делают зарисовки в тетрадях. С максимальной помощью учителя учатся записывать адрес на конверте. 13 средствами связи, принимать помощь взрослых. Семья. (8) 1.Родственные отношения в семье 2.Годовая контрольная работа: я самостоятельный 3.Моя семья (проект). 4.Фамилия, имена, отчества ближайших родственников 5.Семейные традиции 6.Семейные обязанности 7. Досуг семьи 8. Важные правила современного человека: знаю, понимаю, умею Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки и др. правильная, рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в свободное время. Просматривают видеофильм о профессиях, отвечают на вопросы по содержанию. По вопросам учителя рассказывают о составе своей семьи, называют имена, отчества, фамилии членов семьи, возраст, место работы, должность. Записывают эти сведения в тетрадь. Изучают права и обязанности членов семьи. Знают и выполняют правила поведения в семье. Учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Уважительно относятся к старшим по возрасту, помогают им по дому и заботятся о младших членах семьи. Просматривают видеофильм о профессиях, отвечают на вопросы по содержанию. Рассказывают о составе своей семьи, называют имена, отчества, фамилии членов семьи, возраст, место работы, должность. Записывают эти сведения в тетрадь. Анализируют взаимоотношения в семьях, распределение хозяйственнобытовых обязанностей между членами семьи. Обсуждают проблемные ситуации. Анализируют житейские ситуации. Изучают права и обязанности членов семьи. Знают и выполняют правила поведения в семье. Учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Уважительно относятся к старшим по возрасту, помогают им по дому и заботятся о младших членах семьи. Просматривают видеофильм о профессиях. По карточкам рассказывают о составе своей семьи, называют имена, отчества, фамилии членов семьи, возраст, место работы, должность. Изучают права и обязанности членов семьи. Учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Уважительно относятся к старшим по возрасту, помогают им по дому и заботятся о младших членах семьи. 14 15