Рабочая программа по предмету Основы социальной жизни для 6А -6Б класса на 2024-2025 г.г. Лешина М.Л.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Утверждено приказом директора
ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г.

Рабочая программа по предмету Основы социальной жизни
для обучающихся 6А и 6Б класса
(АООП вариант 1)

Составитель: Лешина
Марина Львовна
Должность: учитель
Реж – 2024год

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» составлена на основании:
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с УО (интеллектуальными
нарушениями), утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г.
- АООП «Центра «Дар»;
Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в
ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование
умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых
бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Программа создана из расчета 2 часа в неделю и рассчитана на 68 часов в год.
На основании протокола ППк №219 от 09.08.2023г. идет дифференциация обучающихся на группы.
Достаточный
уровень
Петрованова
Настя
Новых Олег

6А класс
Минимальный
уровень
Некрасова Кира

Ниже
минимального
Шестаков Артем

Достаточный
уровень
Москвинов
Тимофей
Баринов Алексей
Худякова
Маргарита
Бобков Илья
Семенов Сергей

6Б класс
Минимальный
уровень
Манишин
Ярослав

Ниже
минимального

2

Планируемые результаты
Достаточный уровень

Предметные планируемые результаты
Минимальный уровень

знание способов хранения и переработки продуктов
питания;
составление ежедневного меню из предложенных
продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых
блюд;
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного
назначения;
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью
рта, волосами, кожей рук;
соблюдение правила поведения в доме и общественных
местах; представления о морально-этических нормах
поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка
дома, стирка белья, мытье посуды);
навыки обращения в различные медицинские учреждения
(под руководством взрослого);
пользование различными средствами связи для решения
практических житейских задач;
знание основных статей семейного бюджета; коллективный
расчет расходов и доходов семейного бюджета;
составление различных видов деловых бумаг под
руководством педагогического работника с целью
обращения в различные организации социального
назначения.

знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к
различным группам; понимание их значения для здорового образа
жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством
педагогического работника;
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу
приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности
при приготовлении пищи;
соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством
взрослого;
знание названий предприятий бытового обслуживания и их
назначения; решение типовых практических задач под руководством
педагогического работника посредством обращения в предприятия
бытового обслуживания;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
представления о различных видах средств связи;
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах
(магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
знание названий организаций социальной направленности и их
назначения;

Уровень
ниже
минимальн
ого
представления о
разных группах
продуктов
питания;
знание
отдельных
видов одежды и
обуви,
некоторых
правил ухода за
ними;

3

Достаточный уровень

•

•
•
•

Личностные планируемые результаты
Минимальный уровень

понимать содержание учебных заданий,
выполнять их самостоятельно
или с помощью учителя;
владеть элементами самоконтроля при выполнен
ии заданий;
владеть элементами оценки и самооценки.
уметь самостоятельно исправлять ошибки.

•

•
•
•
•

уметь последовательно отвечать на вопросы по основным
темам,
выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариант
ов (заданий);
уметь слушать учителя, выполнять предложенные виды зад
аний по образцу;
использовать помощь при выполнении учебных задач;
усвоить элементы контроля учебной деятельности (помощь
ю памяток, инструкций, опорных схем);
адекватно реагировать на оценку учебных действий.

Уровень
ниже
минимальн
ого
Повторяют
ответы за
учителем или
одноклассникам
и

Календарно-тематическое планирование
Тема
1.Забота о себе (повторение).
2.Каким бывает дом (повторение).
3.Мир полезных машин и устройств (повторение)
4.Вводная контрольная работа: что такое ОСЖ
5.Экскурсия «Пришкольный участок»
6.Практическая работа «Садовые работы на пришкольном участке.»
7.Практическая работа: уборка овощных культур.

Кол-во
часов

Дата

1
1
1
1
1
1
1
4

8.Садовый инвентарь.
9.Практическая работа: уборка садового инвентаря после сезонной работы.
10.Какие планы?
11.Отчего я свободен в свободное время?
12.Досуг с пользой для ума. Досуг с пользой для здоровья.
13.Увлечения для развлечения.
14.Какие планы на выходные?
15.Мне скучать некогда! А вам? (проект)
16. Животные в доме человека. Забота о домашних животных.
17.Домашняя ферма. Ветеринарная служба.
19.О хвостатых, пернатых и других домашних любимцах(проект).
20.Еда с пользой для здоровья.
21.Идеальный завтрак.
22.Хлеб-всему голова.
23.Практическая работа : приготовление простых и сложных бутербродов.
24.Каша-матушка наша.
25. Практическая работа : приготовление рисовой каши.
26.Раз яичко, два яичко
27.Практическая работа: приготовление блюд из яиц.
28.Секреты вкуса: специи и пряности.
29. Чай или кофе?
30.Виды теста.
31.Практическая работа : приготовление оладий.
32.Контрольная работа по разделу: питание.
33.Планировка жилища.
34.Санузел и ванная комната.
35.Мебель в жилых помещениях.
36.Гигиена тела.
37.Выбор средств и предметов личной гигиены.
38.Профилактика грибковых заболеваний.
39.Закаливание организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения).
40.Гигиена зрения
41.Виды медицинской помощи
42.Профилактика вирусных и простудных заболеваний.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5

43.Первая помощь при ушибах и травмах.
44.Практическая работа: оказание первой помощи при порезе, ушибе.
45.Экскурсия в аптеку.
46.Документы, подтверждающие нетрудоспособность
47.Контрольная работа по разделу «Охрана здоровья»
48.Особенности разных видов одежды.
49. Секреты бережной стирки.

1
1
1
1
1
1
1

50. Практическая работа: мелкий ремонт одежды: пришивание пуговиц, петель.

1

51.Обувь и здоровье человека.

1

52.Экскурсия: виды одежды (праздничная, спортивная, повседневная)
53.Виды городского транспорта.
54.Основные виды транспортных средств, имеющихся в городе. Пригородный транспорт.
55.Правила поведения в транспорте и на улице.
56.Правила дорожного движения.
57.Экскурсия «Городской транспорт». (район «Быстринский»)
58.Основные средства связи.
59.Работа почтового отделения связи "Почта России".
60.Экскурсия «Почтовое отделение как средство связи» (отделение почты).
61.Практическая работа: адрес на конверте.
61.За покупками.
62.Образовательные организации.
63.Исполнительные органы государственной власти (города, района)
64.Родственные отношения в семье
65.Годовая контрольная работа: я самостоятельный
66.Состав семьи.
67.Фамилии, имена, отчества ближайших родственников
68.За покупками.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6

Тема,
раздел

Содержание
Виды деятельности, формы работы
Минимальный
уровень

Достаточный
уровень

Повторение. (3ч)
1.Забота о себе
(повторение).
2. Каким бывает дом
(повторение).
3. Мир полезных машин
и устройств(повторение)

Повторение материла пройденного в
5 классе

Повторяют и обобщают
изученный материал за 5

Повторяют и обобщают
изученный материал за 5

класс. Участвуют в
викторине, отгадывают
загадки, ребусы.
Выполняют по образцу
элементарные задания с
помощью учителя от
начала до конца.

Пришкольный
участок. (6ч)
1.Вводная контрольная
работа: что такое
ОСЖ.
2.Экскурсия
«Пришкольный участок»
3.Практическая работа
«Садовые работы на
пришкольном участке.»
4.Практическая работа:
уборка овощных
культур.
5.Садовый инвентарь.
6.Практическая работа:
уборка садового
инвентаря после
сезонной работы.

Знакомство с пришкольным
участком, с посадками на грядках.
Знакомство с садовым инвентарем,
Способы уборки инвентаря. Способы
уборки урожая. Практическая работа.

Слушают объяснения
учителя и записывают в
тетрадь название овощей,
зелени, цветов, название
инвентаря. Выполняют
практические задания с
помощью учителя от
начала до конца.
Применяют полученные
знания, навыки в
самостоятельной жизни.

класс. Участвуют в
викторине, отгадывают
загадки, ребусы. Понимают
учебные задачи и стараются
их выполнять. Выполняют
элементарные задания по
инструкции с помощью
учителя от начала до конца.
Слушают объяснения
учителя и записывают в
тетрадь название овощей,
зелени, цветов. Отвечают на
вопросы для чего и где
сажают овощи и фрукты. По
вопросам учителя
перечисляют названия
инвентаря. Оценивают свою
работу и работу товарищей.
Выполняют практические
задания, понимают
инструкции учителя,
принимают помощь.
Применяют полученные
знания, навыки в
самостоятельной жизни.

.

.

Ниже
минимального
Повторяют за учителем
или одноклассниками
изученный материал за
5 класс. Выполняют
элементарные задания
с максимальной
помощью учителя или
одноклассников
Повторяют за учителем
или одноклассниками
названия овощей,
зелени, цветов,
инвентаря.
Повторяют за учителем
или одноклассниками
название инвентаря.
Выполняют
элементарные задания
с максимальной
помощью учителя или
одноклассников.

Повторяют за учителем
или одноклассниками
названия кухонной
мебели, с
максимальной
7

Я сам (6)
1.Какие планы?
2.Очего я свободен в
свободное время.
3.Досуг с пользой для
ума. Досуг с пользой для
здоровья.
4.Увлечения для
развлечения.
5. Какие планы на
выходные?
6.. Мне скучать некогда!
А вам? (проект)

Знакомство со словом «План». Как
можно составить план. Зачем
человеку план. Свободное время.
Досуг. Хобби. Проект.

Слушают объяснения
учителя и записывают в
тетрадь виды досуга,
полезные развлечения,
полезные дела. По
вопросам учителя
рассказывают о
планировании времени.
Выполняют практические
задания с помощью
учителя от начала до
конца. Применяют
полученные знания в
самостоятельной жизни.

Слушают объяснения
учителя и записывают в
тетрадь виды досуга,
полезные дела, полезные
развлечения. Узнают о
планировании времени, по
вопросам учителя
рассказывают о своем
планировании времени.
Работают по карточкам, с
тестами. Оценивают свою
работу и работу товарищей.
Применяют полученные
знания в самостоятельной
жизни.

Домоводство (3)
1. Животные в доме
человека. Забота о
домашних животных.
2. Домашняя ферма.
Ветеринарная служба.
3. О хвостатых,
пернатых и других
домашних
любимцах(проект).

Домашние животные: декоративные,
служебные, дающие пищу.
Ответственность за здоровье.
Ответственность за содержание
животного. Ответственность за
воспитание животного. Домашняя
ферма: коровник, козлятник,
конюшня, птичник. Ветеринарная
служба. Проект.

Слушают объяснения
учителя и записывают
виды домашних
животных, пользу для
человека. По вопросам
учителя рассказывают о
животных , живущих на
ферме. Выполняют
практические задания с
помощью учителя от

Слушают объяснения
учителя и записывают виды
домашних животных, пользу
для человека. Узнают о
ответственности за здоровье,
за содержание животных.
Узнают о профессии
ветеринар. Работают по
карточкам, с тестами.
Оценивают свою работу и

помощью учителя
показывают её.
Повторяют за учителем
или одноклассниками
правила пользования
общими
коммунальными
удобствами в
многоквартирных
домах (лифт, домофон,
мусоропровод,
почтовые ящики)
Повторяют за учителем
или одноклассниками
названия видов досуга,
полезных развлечений.
Выполняют
элементарные задания
с максимальной
помощью учителя или
одноклассников.

Повторяют за учителем
или одноклассниками
названия животных,
пользе для человека.
развлечений.
Выполняют
элементарные задания
с максимальной
помощью учителя или
одноклассников.
8

Питание (14)

Режим питания. Гигиена
приготовления пищи. Блюда для
горячего и холодного завтрака. Виды
1. Еда с пользой для
круп, их вредители. Правила
здоровья.
хранения круп. Посуда для сыпучих
2. Идеальный завтрак.
продуктов и уход за ней. Блюда для
3. Хлеб-всему голова.
4. Практическая работа : завтрака. Каши. Приготовление
рисовой (манной)каши. Яйца. Место
приготовление простых
хранения яиц. Блюда из яиц (яйца
и сложных бутербродов
отварные, яичница - глазунья).
5. Каша-матушка наша.
6. Практическая работа : Напитки для завтрака. Виды кофе.
Польза и негативные последствия
приготовление рисовой
чрезмерного употребления чая и
каши.
кофе. Составление меню для
7. Раз яичко, два яичко.
завтрака. Отбор необходимых
8. Практическая работа:
продуктов. Стоимость и расчет
приготовление блюд из
продуктов. Виды муки, виды теста.
яиц.
9. Секреты вкуса: специи Основные отделы в продуктовых
магазинах. Виды товаров:
и пряности.
фасованные, на вес и в разлив.
10.Чай или кофе?
11.Виды теста.
13.Практическая работа :
приготовление оладий.
14. Контрольная
работа по разделу:
питание.

начала до конца.
Применяют полученные
знания в самостоятельной
жизни.

работу товарищей.
Применяют полученные
знания в самостоятельной
жизни.

Узнают о правилах
гигиены приготовления
пищи, записывают их в
тетрадь. Повторяют
правила выбора
доброкачественных
продуктов, с помощью
учителя определяют срок
хранения. По вопросам
учителя называют
способы хранения
продуктов и готовой
пищи. Изучают
устройство холодильника,
работают с
иллюстрациями. Учатся
по образцу размещать
продукты и готовую пищу
в холодильнике и других
местах, ухаживать за
холодильником.
Перечисляют блюда из
круп. Узнают рецепт
приготовления каш и их
виды. С помощью
учителя готовят
рисовую(манную) кашу.
Моют посуду. Изучают
виды муки, сорта хлеба. С
помощью учителя готовят
бутерброды. По образцу
заваривают чай,
сервируют стол к

Узнают о правилах гигиены
приготовления пищи,
записывают их в тетрадь.
Повторяют правила выбора
доброкачественных
продуктов, определяют срок
хранения. Называют
способы хранения продуктов
и готовой пищи. Изучают
устройство холодильника,
работают со схемами,
иллюстрациями. Учатся
размещать продукты и
готовую пищу в
холодильнике и других
местах, ухаживать за
холодильником. Показывают
виды круп, правильно их
называют, знают правила
хранения. Записывают
названия в тетрадь.
Перечисляют блюда из круп.
Узнают рецепт
приготовления каш и их
виды. С помощью учителя
готовят рисовую (манную)
кашу. Моют посуду.
Изучают блюда из яиц,
способы хранения яиц.
Называют виды чая и кофе,
способы заварки чая.
Заваривают чай, сервируют
стол к чаепитию. Понимают

Повторяют за учителем
или одноклассниками
правила гигиены
приготовления пищи. с
максимальной
помощью учителя
учатся находить срок
годности на продуктах.
Повторяют за учителем
или одноклассниками
устройство
холодильника, по
образцу размещать
продукты и готовую
пищу в холодильнике и
других местах,
ухаживать за
холодильником. С
максимальной
помощью учителя
готовят рисовую
(манную) кашу. Моют
посуду. Повторяют за
учителем или
одноклассниками
правила хранения яиц.
С максимальной
помощью учителя
готовят салаты.

9

Жилище(3)

1. Планировка жилища.
2. Санузел и ванная
комната.

3.Мебель в жилых
помещениях.

Виды плит в городской квартире;
печь и плита в сельской местности;
микроволновая печь. Правила
техники безопасности.
Электробытовые приборы на кухне
(холодильник, морозильник).
Назначение, правила использования и
ухода, техника безопасности.
Виды жилых комнат: гостиная,
спальня, детская комната. Их
назначение. Виды нежилых
помещений: кухня, ванная комната,
санузел. Назначение нежилых
помещений. Назначение, правила
использования и ухода, техника
безопасности.
Виды жилых комнат: гостиная,
спальня, детская комната. Их
назначение. Виды нежилых
помещений: кухня, ванная комната,

чаепитию. По вопросам
учителя перечисляют
блюда из яиц. Соблюдают
правила гигиены
приготовления пищи и
ТБ. С помощью учителя
применяют знания,
полученные на уроках в
быту.

пользу и негативные
последствия чрезмерного
употребления чая. Изучают
виды муки, сорта хлеба.
Изучают виды теста способы
приготовления печенья из
песочного теста. Соблюдают
правила гигиены
приготовления пищи и ТБ.
Точно выполняют
инструкции учителя.
Применяют знания,
полученные на уроках в
быту.

Слушают объяснения
учителя и записывают в
тетрадь названия
кухонной мебели, с
помощью учителя
показывают её. По
вопросам учителя
объясняют её назначение.
Работают по карточкам, с
тестами. Знакомятся с
видами коммунальных
удобств в городе и селе.
По вопросам учителя
называют общие
коммунальные удобства.
Соблюдают правила
пользования общими
коммунальными
удобствами в
многоквартирных домах

Слушают объяснения
учителя и записывают в
тетрадь названия кухонной
мебели, показывают её.
Объясняют её назначение.
Работают по карточкам, с
тестами. Оценивают свою
работу и работу товарищей.
Знакомятся с видами
коммунальных удобств в
городе и селе. Называют
общие коммунальные
удобства. Объясняют и
соблюдают правила
пользования общими
коммунальными удобствами
в многоквартирных домах
(лифт, домофон,
мусоропровод, почтовые
ящики). Выполняют

Повторяют за учителем
или одноклассниками
названия кухонной
мебели, с
максимальной
помощью учителя
показывают её.
Повторяют за учителем
или одноклассниками
правила пользования
общими
коммунальными
удобствами в
многоквартирных
домах (лифт, домофон,
мусоропровод,
почтовые ящики)

10

Личная гигиена и
здоровье.(5)
1.Гигиена тела.
2.Выбор средств и
предметов личной
гигиены.
3.Профилактика
грибковых заболеваний.
4.Закаливание организма
(зарядка, обтирание,
сезонная одежда,
физические
упражнения).
5.Гигиена зрения

санузел. Назначение нежилых
помещений. Использование мебели
по назначению.

(лифт, домофон,
мусоропровод, почтовые
ящики). Выполняют
практические задания по
образцу, принимают
помощь учителя.

практические задания,
понимают инструкции
учителя, принимают
помощь. Применяют
полученные знания, навыки
в самостоятельной жизни

Значение закаливания организма для
поддержания здоровья человека.
Способы закаливания (зарядка,
обтирание, сезонная одежда,
физические упражнения).
Воздушные, солнечные, водные
процедуры. Уход за кожей рук и
ногтями: значение чистоты рук.
Практическая работа: приемы
обрезания ногтей на руках. Уход за
кожей ног: необходимость
ежедневного мытья ног.
Практическая работа: приемы
обрезания ногтей на ногах.
Гимнастика для глаз.

Слушают объяснения
учителя о значении
закаливания для здоровья
человека. Отвечают на
вопросы. Называют
способы закаливания,
правила и приёмы
выполнения процедур. По
аналогии составляют
комплекс утренней
гимнастики и выполняют
его. Объясняют
необходимость одеваться
по погоде, закалять свой
организм и соблюдать
правила личной гигиены.
Учатся ухаживать за
телом: за кожей рук, ног,
ногтями. Знакомятся с
приёмами обрезания
ногтей на руках, ногах.
По вопросам учителя
называют косметические
средства для ухода за
кожей, рассказывают о
необходимости чтения
инструкций. Узнают о

Слушают объяснения
учителя о значении
закаливания для здоровья
человека. Задают вопросы,
отвечают на вопросы,
делают выводы. Называют
способы закаливания,
правила и приёмы
выполнения процедур.
Составляют комплекс
утренней гимнастики и
выполняют его. Объясняют
необходимость одеваться по
погоде, закалять свой
организм и соблюдать
правила личной гигиены.
Учатся ухаживать за телом:
за кожей рук, ног, ногтями.
Знакомятся с приёмами
обрезания ногтей на руках,
ногах, выполняют это
самостоятельно. Называют
косметические средства для
ухода за кожей,
рассказывают о
необходимости чтения
инструкций. Узнают о

Повторяют за учителем
или одноклассниками
значение закаливания
для здоровья человека.
- способы закаливания,
правила и приёмы
выполнения процедур,
необходимость
одеваться по погоде,
закалять свой организм
и соблюдать правила
личной гигиены.
Узнают о
гигиенических
требованиях к
использованию
личного белья,
выполняют их по
аналогии.
Просматривают
учебный фильм о вреде
наркотиков и
токсических веществ.

11

гигиенических
требованиях к
использованию личного
белья, выполняют их.
Просматривают учебный
фильм о вреде наркотиков
и токсических веществ.
Участвуют в беседе по
содержанию фильма.

Охрана здоровья. (7)
1.Виды медицинской
помощи
2.Профилактика
вирусных и простудных
заболеваний.
3.Первая помощь при
ушибах и травмах.
4.Практическая работа:
оказание первой помощи
при порезе, ушибе.
5.Экскурсия в аптеку.
6.Документы,
подтверждающие
нетрудоспособность
7.Контрольная работа
по разделу «Охрана
здоровья»

Виды доврачебной помощи. Способ
измерения температуры тела.
Профилактические средства для
предупреждения вирусных и
простудных
заболеваний. Практическая работа. .

Знакомятся с видами
медицинских
учреждений,
профессиями работников
медицинских
учреждений, записывают
их названия в тетрадь. По
вопросам учителя
называют функции
основных врачей –
специалистов. Узнают о
видах медицинской
помощи: доврачебной и
врачебной. работают с
сюжетными картинками.
Изучают виды
доврачебной помощи.
Учатся измерять
температуру,
обрабатывать раны,
порезы с помощью
специальных средств.

гигиенических требованиях
к использованию личного
белья, выполняют их.
Просматривают учебный
фильм о вреде наркотиков и
токсических веществ.
Участвуют в беседе по
содержанию фильма, делают
выводы о губительном
влиянии вредных привычек.
Умеют слушать и понимать
инструкцию, обращаться за
помощью, принимать
помощь. Моделируют и
анализируют различные
житейские ситуации.
Знакомятся с видами
медицинских учреждений,
профессиями работников
медицинских учреждений,
записывают их названия в
тетрадь. Называют функции
основных врачей –
специалистов. Узнают о
видах медицинской помощи:
доврачебной и врачебной.
Самостоятельно работают с
сюжетными картинками.
Изучают виды доврачебной
помощи. Учатся измерять
температуру, обрабатывать
раны, порезы с помощью
специальных средств. Умеют
находить эти средства в
аптечке, читать инструкцию.
Слушают объяснения
учителя, просматривают
презентации, делают

Повторяют за учителем
или одноклассниками
виды медицинских
учреждений,
профессий работников
медицинских
учреждений. Узнают о
видах медицинской
помощи: доврачебной
и врачебной. С
максимальной
помощью учителя
измеряют температуру,
обрабатывают раны,
порезы с помощью
специальных средств.
Слушают объяснения
учителя,
просматривают
презентации. С
максимальной
помощью учителя
12

Одежда и обувь. (7)
1.Особенности разных
видов одежды.
2.Секреты бережной
стирки.
3.Практическая работа:

Роль одежды и головных уборов для
сохранения здоровья человека.
Особенности разных видов одежды.
Правила и приемы повседневного
ухода за одеждой: стирка, глажение,
чистка, починка. Ручная стирка
изделий замачивание, кипячение,
мелкий ремонт одежды: полоскание. Практическая работа.
Стиральные средства для ручной
пришивание пуговиц.
стирки. Техника безопасности при
4.Практическая работа:
использовании моющих
Мелкий ремонт одежды: средств. Правила сушки белья из
пришивание вешалок,
различных тканей. Практическая
петель и крючков.
работа. Значение правильного выбора
5. Обувь и здоровье
обуви для здоровья человека.
человека.
Правила ухода за обувью из
различных материалов.
5.Экскурсия: виды
Использование кремов для чистки
одежды (праздничная,
спортивная,
обуви. Виды кремов. Сушка обуви.
Практическая работа.
повседневная)

Слушают объяснения
учителя, просматривают
презентации, отвечают на
вопросы. С помощью
учителя выполняют
учебные задания,
используют полученные
на уроках навыки и
знания в повседневной
жизни, соблюдая правила
безопасности.
Обсуждают и объясняют
значение опрятного вида
человека. По вопросам
учителя перечисляют
санитарно-гигиенические
требования к одежде,
правила личной гигиены и
внешнего вида. Учатся
правилам повседневного
ухода и поддержания
одежды в порядке.
Соблюдают правила ТБ с
колючими и режущими
инструментами. По
вопросам учителя
называют виды белья,
рассказывают о его
назначении. Делают
зарисовки и записи в
тетрадях. Узнают о
правилах и приёмах
ручной стирки изделий из
х/б тканей. По образцу
стирают носовые платки,
небольшие полотенца.
Изучают устройство
утюга. По образцу гладят

выводы, отвечают на
вопросы. Самостоятельно
выполняют учебные задания.
Умеют использовать
полученные на уроках
навыки и знания в
повседневной жизни,
соблюдая правила
безопасности.

выполняют учебные
задания, используют
полученные на уроках
навыки и знания в
повседневной жизни,
соблюдая правила
безопасности.

Обсуждают и объясняют
значение опрятного вида
человека. Перечисляют
санитарно-гигиенические
требования к одежде,
правила личной гигиены и
внешнего вида. Учатся
правилам повседневного
ухода и поддержания
одежды в порядке.
Классифицируют пуговицы.
Самостоятельно пришивают
пуговицы, крючки.
Соблюдают правила ТБ с
колючими и режущими
инструментами. Называют
виды белья, рассказывают о
его назначении. Делают
зарисовки и записи в
тетрадях. Узнают о правилах
и приёмах ручной стирки
изделий из х/б тканей.
Самостоятельно стирают
носовые платки, небольшие
полотенца, умеют подбирать
моющие средства согласно
инструкции. Выполняют

Повторяют за учителем
или одноклассниками
значение опрятного
вида человека,
-санитарногигиенические
требования к одежде,
правила личной
гигиены и внешнего
вида. С максимальной
помощью учителя
делают зарисовки и
записи в тетрадях.
Узнают о правилах и
приёмах ручной стирки
изделий из х/б тканей.
С максимальной
помощью учителя
стирают носовые
платки, небольшие
полотенца. С
максимальной
помощью учителя
гладят мелкие изделия

13

мелкие изделия. С
помощью учителя
выполняют практические
задания, принимают
помощь.

Транспорт. (4)
1.Виды городского
транспорта.
2.Основные виды
транспортных средств,
имеющихся в городе.
Пригородный транспорт.
3.Правила дорожного
движения.
4.Экскурсия «Городской
транспорт». (район
«Быстринский»)

Проезд из дома в школу. Выбор
рационального маршрута проезда из
дома в разные точки населенного
пункта. Стоимость проезда на всех
видах городского транспорта
(разовый билет, проездной билет,
удостоверение); порядок
приобретения билетов. Расчет
стоимости проезда. Правила проезда
в транспорте; правила передвижения
по улице. Практическая работа

Рассматривают
иллюстрации,
просматривают
презентацию, участвуют в
беседе по содержанию.
По вопросам учителя
классифицируют
транспортные средства.
Называют и показывают
виды городского
транспорта по карточкам.
Знают стоимость проезда
по городу. По вопросам
учителя формулируют
понятие «пригородный
транспорт», называют
виды. С помощью
учителя учатся
ориентироваться в
расписании движения
автобусов и электричек.
По вопросам учителя
называют службы

правила безопасной работы с
бытовыми химическими
средствами. Изучают
устройство утюга. Называют
символы обозначения
температуры нагрева на
утюге, правила ТБ.
Самостоятельно гладят
мелкие изделия. Выполняют
практические задания,
понимают инструкции
учителя, принимают
помощь. Применяют
полученные знания, навыки
в самостоятельной жизни.
Рассматривают
иллюстрации,
просматривают
презентацию, участвуют в
беседе по содержанию.
Классифицируют
транспортные средства.
Формулируют определение
городского транспорта.
Называют и показывают
виды городского транспорта.
Знают стоимость проезда по
городу и рассчитывают
стоимость проезда от дома
до школы и обратно.
Формулируют понятие
«пригородный транспорт»,
называют виды. Учатся
ориентироваться в
расписании движения
автобусов и электричек.
Называют службы вокзалов
и объясняют их назначение.

Рассматривают
иллюстрации,
просматривают
презентацию. По
карточкам соотносят
виды транспорта. С
максимальной
помощью учителя
показывают виды
городского. Повторяют
за учителем или
одноклассниками
правила дорожного
движения и правила
поведения в
общественных местах.

14

вокзалов и объясняют их
назначение. Знают и
соблюдают правила
дорожного движения и
правила поведения в
общественных местах.
Умеют слушать,
обращаться за помощью,
принимать помощь.

Средства связи (4)
1.Основные средства
связи
2.Работа почтового
отделения связи "Почта
России"
3.Экскурсия «Почтовое
отделение как средство
связи» (отделение
почты)
4.Практическая работа:
адрес на конверте

Работа почтового отделения связи
«Почта России». Виды почтовых
отправлений: письмо, бандероль,
посылка. Письмо. Письма. Деловые
письма: заказное, с уведомление.
Личные письма. Порядок
отправления писем различного вида.
Стоимость пересылок. Практическая
работа.

Слушают объяснения
учителя, просматривают
видеоматериалы из
истории развития средств
связи. Записывают в
тетради основные
средства связи. С
помощью учителя
различают виды почтовых
отправлений, делают их
зарисовки в тетрадях.
Знакомятся с видами
писем, порядком
отправления писем
различного вида и
стоимостью пересылки.
По образцу учатся
находить индекс
почтового отделения по
справочнику, в интернете
и записывать адрес на
конверте.

Активно участвуют в
деятельности, контролируют
и оценивают свои действия и
действия одноклассников.
Знают и соблюдают правила
дорожного движения и
правила поведения в
общественных местах.
Умеют слушать и понимать
инструкцию, обращаться за
помощью, принимать
помощь.
Слушают объяснения
учителя, просматривают
видеоматериалы из истории
развития средств связи.
Называют и записывают в
тетради основные средства
связи. Сравнивают и
объясняют их назначение.
Различают виды почтовых
отправлений, делают их
зарисовки в тетрадях.
Знакомятся с видами писем,
порядком отправления писем
различного вида и
стоимостью пересылки.
Учатся находить индекс
почтового отделения по
справочнику, в интернете и
записывать адрес на
конверте. Умеют
положительно относиться к
окружающей
действительности,
пользоваться современными
средствами связи, принимать
помощь взрослых.

Слушают объяснения
учителя,
просматривают
видеоматериалы из
истории развития
средств связи. С
максимальной
помощью учителя
делают зарисовки в
тетрадях. С
максимальной
помощью учителя
учатся записывать
адрес на конверте.

15

Предприятия,
организации,
учреждения. (2)
1.Образовательные
организации.
2.Исполнительные
органы государственной
власти (города, района)

Образовательные организации.
Местные и промышленные и
сельскохозяйственные предприятия.
Названия предприятия, вид
деятельности, основные виды
выпускаемой продукции, профессии
рабочих и служащих.
Исполнительные органы
государственной власти (города,
района). Муниципальные власти.
Структура, назначение.

Семья. (5)

Распределение обязанностей в семье.
Помощь старших младшим:
домашние обязанности. Виды досуга:
чтение книг, просмотр телепередач,
прогулки и др. правильная,
рациональная организация досуга.
Любимые и нелюбимые занятия в
свободное время.

1.Родственные
отношения в семье
2.Годовая контрольная
работа: я
самостоятельный
3.Состав семьи.
4.Фамилии, имена,
отчества ближайших
родственников

Узнают из рассказа
учителя о деятельности
образовательных
учреждений:
дошкольных, школьных и
дополнительного
образования. По образцу
записывают в тетрадь
виды этих учреждений.
Узнают основные
направления их работы.
Слушают и с помощью
учителя выполняют
элементарные
инструкции,
эмоционально реагируют
на окружающую
школьную среду в
соответствии с
психофизическими
особенностями. По
вопросам учителя
рассказывают о правилах
поведения в
общественных местах.
Просматривают
видеофильм о
профессиях, отвечают на
вопросы по содержанию.
По вопросам учителя
рассказывают о составе
своей семьи, называют
имена, отчества, фамилии
членов семьи, возраст,
место работы, должность.
Записывают эти сведения
в тетрадь. Изучают права

Узнают из рассказа учителя
о деятельности
образовательных
учреждений: дошкольных,
школьных и
дополнительного
образования. Записывают в
тетрадь виды этих
учреждений. Знают
основные направления их
работы. Слушают и
выполняют элементарные
инструкции, эмоционально
реагируют на окружающую
школьную среду в
соответствии с
психофизическими
особенностями.
Самостоятельно работают по
карточкам, с раздаточным
материалом. Рассказывают о
правилах поведения в
общественных местах.

Узнают из рассказа
учителя о деятельности
образовательных
учреждений:
дошкольных,
школьных и
дополнительного
образования. Узнают
основные направления
их работы. Слушают и
эмоционально
реагируют на
окружающую
школьную среду в
соответствии с
психофизическими
особенностями.

Просматривают видеофильм
о профессиях, отвечают на
вопросы по содержанию.
Рассказывают о составе
своей семьи, называют
имена, отчества, фамилии
членов семьи, возраст, место
работы, должность.
Записывают эти сведения в
тетрадь. Анализируют
взаимоотношения в семьях,
распределение

Просматривают
видеофильм о
профессиях. По
карточкам
рассказывают о составе
своей семьи, называют
имена, отчества,
фамилии членов семьи,
возраст, место работы,
должность. Изучают
права и обязанности
членов семьи. Учатся
16

5.За покупками

и обязанности членов
семьи. Знают и
выполняют правила
поведения в семье. Учатся
общаться и
взаимодействовать с
людьми. Уважительно
относятся к старшим по
возрасту, помогают им по
дому и заботятся о
младших членах семьи.

хозяйственно-бытовых
обязанностей между
членами семьи. Обсуждают
проблемные ситуации.
Анализируют житейские
ситуации. Изучают права и
обязанности членов семьи.
Знают и выполняют правила
поведения в семье. Учатся
общаться и
взаимодействовать с
людьми. Уважительно
относятся к старшим по
возрасту, помогают им по
дому и заботятся о младших
членах семьи.

общаться и
взаимодействовать с
людьми. Уважительно
относятся к старшим
по возрасту, помогают
им по дому и заботятся
о младших членах
семьи.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».