Министерство общего и профессионального образования Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ________от _______ Рабочая программа по предмету «Чтение» для обучающейся 9 класса (1в) Бабаковой Карины на 2024-2025 учебный год Составитель: Ваганова О.Л. Учитель, высшая квалификационная категория Реж – 2024 Пояснительная записка. Рабочая программа для индивидуального обучения по учебному предмету «Чтение» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г №1026 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» Обучение чтению в 9 классе носит коррекционную и практическую направленность. Программа способствует умственному развитию обучающиейся, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающейся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации Цель: создать условия для чтения доступных пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. Задачи: формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения (с перехода на чтение целыми словами); формирование умения с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного; развитие познавательных интересов, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств; совершенствование техники чтения; обучение «чтению про себя»; установление причинно-следственных связей и закономерностей содержания; обучение работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития; развитие связной устной речи; овладение правильным, полным и последовательным пересказом; уточнение словаря; обучение правильному построению предложений, На предмет « Чтение» в 9 классе при индивидуальном обучении отводится 66 часа в год (2 час в неделю) Планируемые результаты АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень Достаточный уровень Будет возможность научиться( узнать) Будет возможность научиться( узнать) - читать осознанно без ошибок по темпу 90-100 слов в минуту; - соблюдать логические паузы и учитывая знаки препинания; -отвечать на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами и словами автора; - пересказывать текст по частям на основе коллективно составленного плана; - выбирать заголовок к пунктам плана из нескольких предложенных; - устанавливать последовательность событий в произведении; -различать главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием; - составлять характеристики героев на основе предложенного плана и по определять главных героев текста; -составлять характеристики героев на основе предложенного плана и по вопросам учителя; - выражать собственное отношение к поступкам героев (героя); вопросам учителя; - находить в тексте незнакомые слова и выражения, объясняет их значение, - сравнивать собственное отношение и отношение автора к поступкам героев с использованием примеров из текста; опираясь на словарь учебника; - находить в тексте незнакомые слова и выражения, объясняет их значение, - заучить7-9 стихотворений наизусть; - читает небольшие по объему и несложные по содержанию произведения опираясь на словарь учебника; для внеклассного чтения, выполняет задания -читать осознанно без ошибок по темпу 81-90 слов в минуту; - выделять паузы при чтении по знакам препинания; - отвечать на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами; -пересказывать текст по частям на основе коллективно составленного плана; -выбирать заголовок к пунктам плана из нескольких предложенных; -устанавливает последовательность событий в произведении; К личностным результатам относятся: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своѐ место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; - восприятие мира целостно, социально ориентировано в единстве его природной и социальной частей; - самостоятельное выполнение учебных заданий, поручений, договоренностей; - понимание и принятие личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе. Содержание Тема, раздел Устное народное творчество Содержание Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Выявление знаний по теме «устное народное творчество». Определение видов устного Виды деятельности Минимальный уровень Чтение былины не спеша, плавно, медленно. Выделение особенностей этого жанра. Работа над сложными для понимания Достаточный уровень Соблюдение знаков препинания Умение составлять характеристику Выделение главной мысли сказки Из произведений русской литературы 19 века Из произведений русской литературы 20 века Из произведений зарубежной литературы народного творчества. Чтение пословиц и поговорок. Выявление смысла пословиц. Составление пословиц из 2-х частей. Упражнение «Одним словом» (замена поговорок одним словом): (на попятный двор, заткнуть за пояс, при царе Горохе, хоть шаром покати, легок на помине, у черта на куличиках, яблоку негде упасть, как снег на голову, ни к селу ни к городу) Рассказ учителя с опорой на иллюстративный материал. Зачитывание отрывков из биографии писателей и поэтов XIX века. Соотнесение произведений и авторов. Определение, из какого произведения данный отрывок. Угадывание иллюстраций к произведениям Книги о приключениях и путешествиях. Дифференциация понятий «литературная сказка», «народная сказка». Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе Знакомство с биографией и основными этапами творчества Знакомство с биографией зарубежных писателей и основными этапами творчества Формирования умения излагать текст, располагая смысловые части в соответствии с словами и выражениями.. Работа с иллюстративным материалом. Сопоставление пословицы с содержанием текста былины Составление плана пересказа былины. Определение морали басни о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д Заучивать наизусть Чтение, пересказ Выделение главной мысли текста Выяснение главной мысли произведения. Работа с иллюстративным материалом Ответы на вопросы по содержанию произведения Соотнесение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей. Ответы на вопросы учебника по содержанию произведения. Заучивание наизусть. Объяснение значения непонятных слов и выражений. Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений. Работа с иллюстративным материалом Ответы на вопросы учебника по содержанию произведения Передача содержания авторского текста своими словами. Определение главной мысли произведения. планом. Смысловой анализ текста. Календарно – тематическое планирование Чтение Наименование темы, уроков 1 четверть 1. Устное народное творчество Устное народное творчество: пословицы, сказки, былины, песни Русская народная песня. «Колыбельная». Выразительное чтение Русская народная песня. «За морем синичка не пышно жила…» Былина. «На заставе богатырской» (В сокращении). Анализ произведения «Сказка про Василису Премудрую» (В сокращении).Чтение 1 части, обсуждение «Сказка про Василису Премудрую» (В сокращении).Чтение 2 части, обсуждение «Сказка про Василису Премудрую» (В сокращении)Чтение 3 части, обсуждение «Сказка про Василису Премудрую» (В сокращении).Чтение 4 части, анализ прочитанного Сказка «Лиса и тетерев». Чтение по ролям 2. Из произведений русской литературы 19 века В.А Жуковский. Биография В.А. Жуковский. «Три пояса». Выразительное чтение. В.А. Жуковский. «Три пояса». Главная мысль произведения. Анализ И.А. Крылов. Биография И.А. Крылов. Басня «Кот и повар». Заучивание наизусть А.С. Пушкин. Биография А.С. Пушкин. Поэма (в сокращении) «Руслан и Людмила». Чтение Песнь первая. А.С. Пушкин. Поэма (в сокращении) «Руслан и Людмила». Песнь вторая А.С. Пушкин. Поэма (в сокращении) «Руслан и Людмила». Песнь третья А.С. Пушкин. Поэма (в сокращении) «Руслан и Людмила». Анализ произведения 2 четверть А.С. Пушкин. Повесть «Барышня-Крестьянка». Выразительное чтение А.С. Пушкин. Повесть «Барышня-Крестьянка».Работа над сложными словами А.С. Пушкин. Повесть «Барышня-Крестьянка». Характеристика героев А.С. Пушкин. Повесть «Барышня-Крестьянка». Анализ прочитанного М.Ю. Лермонтов. Биография «Тучи». Заучивание наизусть Кол-во часов 16ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16ч 1 1 1 1 1 Дата М.Ю. Лермонтов. «Баллада». Определение главной мысли М.Ю. Лермонтов. «Морская царевна» (В сокращении) Н.В. Гоголь. Биография Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница» (Отрывки в сокращении). Часть 1. Ганна Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница» (Отрывки в сокращении). Чтение 5 части 1 1 1 1 1 Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница» (Отрывки в сокращении). Чтение 6 части Н.А.Некрасов. Биография. «Рыцарь на час» (Отрывки). Главная мысль Н.А.Некрасов. Саша (Отрывок). Заучивание наизусть А.А. Фет. Биография А.А. Фет. «На заре ты еѐ не буди». Выразительное чтение А.А. Фет. «Помню я: старушка няня…». Выразительное чтение А.А. Фет. «Это утро, радость эта…» . Заучивание наизусть 3 четверть А.П.Чехов. Биография А.П.Чехов. «Злоумышленник» (В сокращении). Чтение, обсуждение прочитанного А.П. Чехов. «Пересолил». Чтение, составление плана 3. Из произведений русской литературы 20 века М. Горький. Биография М. Горький «Песня о Соколе». Выразительное чтение В.В. Маяковский. Биография В.В. Маяковский. «Необычное приключение…» (В сокращении). Выделение основной мысли М.И. Цветаева. Биография М.И. Цветаева. «Красною кистью…». Заучивание наизусть М.И. Цветаева. «Вчера ещѐ в глаза глядел…». Выразительное чтение К.Г. Паустовский. Биография. К.Г. Паустовский. «Стекольный мастер».Чтение по ролям К.Г. Паустовский. «Стекольный мастер». Анализ текста С.А. Есенин. Биография. «Нивы сжаты, рощи голы…». Заучивание наизусть С.А. Есенин. «Собаке Качалова». Раскрытие темы любви М. А. Шолохов. Биография М. А. Шолохов «Судьба человека» (Отрывки в сокращении). Чтение М. А. Шолохов. «Судьба человека» (Отрывки в сокращении). Характеристика героев М. А. Шолохов. «Судьба человека» (Отрывки в сокращении). Анализ текста 1 1 1 1 1 1 20ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Внеклассное чтение. Чтение произведений о ВОВ, о подвиге народа. 4 четверть Е.И. Носов. Биография Е.И. Носов. «Трудный хлеб». Чтение по ролям Н.М. Рубцов. Биография Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина» (В сокращении) Н.М. Рубцов. «Русский огонѐк». Выразительное чтение Н.М. Рубцов. «Зимняя песня». Заучивание наизусть Ю.И. Коваль. Биография Ю.И. Коваль. «Приключения Васи Куролесова». (Отрывок). Чтение 1, 2 главы Ю.И. Коваль. «Приключения Васи Куролесова». (Отрывок). Чтение 3, 4 главы Ю.И. Коваль. «Приключения Васи Куролесова». (Отрывок). Чтение5, 6, 7 главы 4. Из произведений зарубежной литературы Р.Л. Стивенсон. Биография Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мѐд». Выразительное чтение Э.Сетон-Томпсон. Биография Э.Сетон-Томпсон. «Снап». Чтение 1, 2 части Э.Сетон-Томпсон. «Снап». Чтение 3 части.Анализ текста Д.Даррелл. Биография Д. Даррелл. «Живописный жираф».Выразительное чтение Д. Даррелл. «Живописный жираф».Анализ прочитанного 1 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 1 1 1 1 1 66ч Критерии оценки предметных результатов: Оценка «5» ставится, если обучающаяся: − читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения; − выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя; − делит текст на части и озаглавливает части; − называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; − отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; Оценка «4» − читает в основном правильно, бегло; − допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений; − допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; − допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; − называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; − допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя: Оценка «3» − читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; − допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; а выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя; − делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; − затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки; − отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения; − обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2» - стих не выучен.