Министерство общего и профессионального образования Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Согласовано с родителями _______________ Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ________от _______ СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ для обучающегося 10 класса Путилова Андрея на 2024-2025 учебный год (индивидуальное обучение) Составитель: Ваганова О.Л. Учитель, высшая квалификационная категория Реж 2024 Структура СИПР 1. Пояснительная записка 2.Общие сведения о ребѐнке. 3. Характеристика обучающегося 4.Индивидуальный учебный план. 5. Содержание образования СИПР. 5.1. Программа формирования базовых учебных действий 5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий 5.3. Нравственное развитие 5.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 5.5. Внеурочная деятельность 6.Специалисты, участвующие в реализации СИПР. 7.Мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося 8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов 9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения 1.Пояснительная записка Специальная индивидуальная рабочая программа (СИПР) составлена на основе: - Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2. - В соответствии Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"вариант 2 На индивидуальном обучении мальчик находится с 5 класса. Задачи решены частично. По заявлению мамы принято решение продолжить обучение в 10 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2. Специфические образовательные потребности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. Цель программы: создание условий для обретения обучающимся с умственной отсталостью жизненных компетенций, которые позволят ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечат его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах. Формы организации учебного процесса: Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно практической деятельности с дифференцированным, «пошаговым» обучением. Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения. Проведение уроков проходит в соответствии с специальной организацией предметно-развивающей среды и рабочего места с учетом характера множественных нарушений. Последовательность использования упражнений: практические упражнения; упражнения с картинками; «письменные» упражнения; Виды деятельности обучающегося на уроке: наблюдение; упражнения по подражанию, по инструкции, с частичной физической помощью: двигательные, ритмические; игры-имитации, жестовообразные игры; рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка; предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, резание; обводка, письмо цифр, письмо элементов букв и букв. Основные задачи коррекционного обучения: Развитие всех психических функций и познавательной деятельности обучающегося впроцессе обучения и коррекция их недостатков. Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности. Формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих. Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде. Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность. Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы. Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями ребенка. 2.Общие сведения. ФИО ребенка: Путилов Андрей Андреевич Дата рождения: 02.03.2007 г. Место жительства: г. Реж, ул.Спортивная10а,61 Мать: Юнчина Людмила Викторовна Год обучения: 10 3.Характеристика обучающегося на начало учебного года. Андрей обучается в ГБОУ Центр "Дар" десятый год. Мальчик воспитывается в благополучной семье. Он второй ребенок в семье, есть старшая сестра Юля. Отношение к ребенку в семье – доброжелательные, заботливые. Семья интересуется учебой мальчика. Кроме занятий в центре «Дар», посещают занятия в Екатеринбурге. Андрей в контакт с взрослыми вступает достаточно легко, поддерживает его во всех ситуациях общения доступными ему способами: тактильным контактом, словами. Проявляет доверие к сопровождающему взрослому. Мальчик при встрече называет фамилию и имя. Обращенную к нему речь понимает. Однако запас слов мал, фразы короткие, аграмматичные. Чѐткое звукопроизношение затруднено из-за слабости артикуляционной моторики. Темп работы на уроке медленный, внимание неустойчивое, с трудом включается в работу, переключается с одного вида деятельности на другой, легко отвлекается. Инструкцию учителя понимает, но к письменным учебным заданиям без помощи учителя не приступает, самостоятельно выполняет устные задания и работы, связанные с предметной деятельностью, например: выложи из данных букв слово по образцу, соотнеси количество изображенных на карточке предметов с числом. Ошибки в выполненном задании находит только с учителем, объективную самооценку результатам своего труда дать не может. Андрей быстро утомляется и отказывается от выполнения задания. Снижение работоспособности наблюдается через 10 - 15 минут от начала урока. На замечания учителя реагирует адекватно. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного требуется обучающая помощь. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом. Андрей умеет слушать и выполнять словесные задания, работать с наглядными пособиями, дидактическим материалом, тетрадью. По математике счѐт до 20. Счѐтные операции в пределах 10. Состав чисел не знает. Эмоционально реагирует на правильно выполненные задания. Геометрические фигуры называет, но не может самостоятельно назвать их отличия. Буквы знает не все. При направляющей помощи учителя может соотнести букву с предметной картинкой, название которого начинается с изучаемого звука. На вопросы отвечает односложно. Самостоятельно не пишет. В тетради работает по точкам. Может напечатать буквы: А, Н, Т, О. Андрей всегда эмоционально реагирует на любые жизненные явления, ожидание встречи, праздника и т.д. Мелкая моторика обучающегося развита недостаточно. Манипулирует предметами, в том числе, учебными инструментами по назначению. Умеет держать ручку, карандаш, кисточку, пользоваться клеем. Раскрашивает, не соблюдая границ рисунка К взрослым относится с уважением. Приоритетные образовательные области и предметы: Речь и альтернативная коммуникация. Математика (математические представления) Окружающий мир (окружающий природный мир, окружающий социальный мир) 4.Индивидуальный учебный план на 2024 – 2025 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Количество часов Обязательная часть 1.Язык и речевая практика 1.1 Речь и альтернативная коммуникация 2 68 2.Математика 2.1 Математические представления 1 34 3.Окружающий мир 3.1 Окружающий природный мир 1 34 3.2 окружающий социальный мир 1 34 5 170 Итого Расписание индивидуальных занятий День недели Учебный предмет Понедельник 8.30 – 9.10 Математические представления 9.20 – 10.00 Окружающий социальный мир 10.10 – 10.50 чфу четверг 11.00 – 11.40 Речь и альтернативная коммуникация 11.50 – 12.30 Окружающий природный мир 5.Содержание образования 5.1. Программа формирования базовых учебных действий Содержание Оценка результативности освоения ИПР стартовая Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками. Принятие контакта, инициированного взрослым Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса: нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек Формирование учебного поведения Поддержание правильной позы Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание Использование по назначению учебных материалов Сидение за столом в течение определенного периода времени на занятии Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками Выполнение задания полностью (от начала до конца) Выполнение задания с заданными качественными параметрами Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. промежуточная итоговая 5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий. Предметные области и предметы 1. Оценка результативности освоения ИПР промежуто стартовая итоговая чная Языки речевая практика 1.1. Речь и альтернативная коммуникация Коммуникация с использованием вербальных средств: 1 Установление зрительного контакта с собеседником 2 Установление контакта с собеседником 3 Реагирование на собственное имя и 4 Приветствие собеседника звуком (словом, предложением) о 5 Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением) о 6 Обращение с просьбой о помощи, выражая еѐ звуком (словом, предложением) 7 Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением) 8 Выражение благодарности звуком (словом, предложением) о 9 Прощание с собеседником звуком (словом, предложением) о Коммуникация с использованием невербальных средств: 10 11 12 13 Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание), 14 15 16 ответы на вопросы с предъявлением предметного символа Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв 1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Импрессивная речь: 17 Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. 18 Реагирование на собственное имя о 19 Узнавание (различение) имѐн членов семьи, учащихся класса, педагогов о 20 Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) Экспрессивная речь: 21 Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов о 22 Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) о 1.3. Чтение и письмо. Начальные навыки чтения и письма. 23 Узнавание (различение) образов графем (букв) ! 24 Узнавание звука в слоге (слове) ! 25 Соотнесение звука с буквой ! 26 Узнавание буквы в слоге (слове) ! 27 Называние буквы 2. Математика ! 2.1. Математические представления Количественные представления: 1 Нахождение одинаковых предметов 2 Разъединение множеств 3 Объединение множеств 4 Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» 5 Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом) 6 Узнавание цифр 1-9, их написание 7 Соотнесение количества предметов с числом 8 Обозначение числа цифрой 9 Счѐт до 20 Представления о величине: 10 Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине 11 12 Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения Сравнение предметов по длине 13 Сравнение предметов по весу 14 Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение ! Представление о форме: 15 Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «брусок» 16 Соотнесение формы предметов с геометрическими телами 17 Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник,квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой 18 19 20 Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) 24 Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по шаблону (трафарету, контурной линии) Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам Рисование геометрической фигуры: точка, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение 25 Рисование круга произвольной (заданной) величины 26 Измерение отрезка 21 22 23 Пространственные представления: 27 28 29 30 31 Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела) Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол Составление предмета (изображения) из нескольких частей и 32 Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз 33 Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между Определение месторасположения предметов в ряду 34 Временные представления: 35 Узнавание (различение) частей суток ! 36 Знание порядка следования частей суток ! 37 Узнавание (различение) дней недели ! 38 Знание последовательности дней недели ! 39 Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра ! 40 ! 41 Соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно Различение времен года 42 Знание порядка следования сезонов в году 43 Узнавание (различение) месяцев 2. Окружающий мир ! 2.1.Окружающий природный мир Растительный мир: 1 Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) 2 Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок) 3 Знание значения частей растения ! 4 Знание значения растений в природе и жизни человека ! 5 Узнавание (различение) деревьев (берѐза, дуб, ель,) ! 6 Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья) 7 Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня) 8 Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев 9 Узнавание (различение) кустарников (крыжовник, смородина) 10 11 Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша,) по внешнему виду (вкусу, запаху) Различение съедобных и несъедобных частей фрукта 12 Знание значения фруктов в жизни человека 13 14 Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла) по внешнему виду (вкусу, запаху) Различение съедобных и несъедобных частей овоща 15 Знание значения овощей в жизни человека 16 17 Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник) по внешнему виду (вкусу, запаху) Различение лесных и садовых ягод 18 Знание значения ягод в жизни человека 19 Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор) по внешнему виду 20 Знание строения гриба (ножка, шляпка) 21 Различение съедобных и несъедобных грибов ! 22 Знание значения грибов в природе и жизни человека ! 23 Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра, тюльпан, роза) 24 Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок); 25 Узнавание (различение) комнатных растений (кактус, фиалка) 26 Знание особенностей ухода за комнатными растениями ! 27 Знание значения комнатных растений в жизни человека ! ! Животный мир: 28 Знание основных признаков животного 29 30 Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака Знание питания домашних животных 31 Знание способов передвижения домашних животных 32 Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок) Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь) 33 35 Знание строения птицы Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь) Знание особенностей внешнего вида птиц 36 Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей) 37 Узнавание (различение) перелетных птиц (ласточка, грач, журавль) 38 Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры); установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни Знание строения насекомого; установление связи строения тела насекомого с его образом жизни 34 39 40 Знание строения морских обитателей; установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни Объекты природы: 41 Узнавание Солнца 42 Знание значения солнца в жизни человека и в природе 43 Узнавание Луны 44 Знание значения луны в жизни человека и в природе 45 Различение земли, неба 46 Определение месторасположения земли и неба ! ! и И 47 Определение месторасположения объектов на земле и небе 48 Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека 49 Узнавание (различение) суши (водоема) 50 Узнавание леса 51 Знание значения леса в природе и жизни человека 52 Различение растений (животных) леса 53 Узнавание воды 54 Знание свойств воды 55 Знание значения воды в природе и жизни человека 56 Узнавание реки 57 Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека 58 Узнавание огня 59 Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное) ! 60 Знание значения огня в жизни человека ! 61 Соблюдение правил обращения с огнем ! ! ! Временные представления: 62 Узнавание (различение) частей суток(утро, день, вечер, ночь) 63 Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь) ! 64 Соотнесение частей суток с видами деятельности ! 65 Узнавание (различение) дней недели ! 66 Представление о неделе как о последовательности 7 дней ! 67 Различение выходных и рабочих дней ! 68 Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности 69 Узнавание (различение) месяцев 70 Представление о годе как о последовательности 12 месяцев 71 Соотнесение месяцев с временами года ! 72 Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года ! 73 Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года ! 74 Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года ! 75 Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер) Соотнесение явлений природы с временем года ! 76 2.2. Окружающий социальный мир Квартира, дом, двор: 1 Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол) 2 Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт) Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон) Знание функционального назначения помещений квартиры 3 4 5 Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество) Предметы быта: 6 8 Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод Знание назначения предметов мебели 9 Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, 7 ! ! 10 11 12 сковорода, чайник, половник, нож Знание назначение предметов посуды Узнавание (различение) кухонного инвентаря: терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка Знание назначения кухонного инвентаря 14 Узнавание (различение) предметов интерьера: светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи Знание назначения предметов интерьера 15 Узнавание (различение) светильников: люстра, бра, настольная лампа 16 Узнавание (различение) часов: наручные, настенные, механические, электронные часы 17 Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат 13 Школа: 18 Школьные принадлежности (ручка, тетрадь, карандаш, пенал, учебник, фломастер, линейка) 19 Игра «Собери пенал». Предметы и материалы, изготовленные человеком: 20 Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает) 21 22 Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол) Знание свойств дерева (прочность, твѐрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит) 23 Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость) 24 Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.) 25 Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла 26 Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость) 27 Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.) 28 Знание свойств металла (прочность, твѐрдость – трудно сломать, тонет в воде) 29 Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.) 30 Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвѐтся)) 31 Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельѐ, обивка мебели и др.) Знание свойств пластмассы (лѐгкость, хрупкость) 32 33 Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.) 5.3. Нравственное развитие. Содержание Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей. Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.). Умение выражать свои желания, делая выбор; умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения. Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге. Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи. Наблюдения 5.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Содержание Наблюдения Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе. Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья. Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. 5.5. Внеурочная деятельность Название мероприятия Планируемая деятельность ребенка "День знаний" присутствие на торжественной линейке “День Матери” изготовление поделок Декада детей-инвалидов участие в мероприятиях «Новогодняя елка» Присутствие на празднике, участие в выставке (изготовление поделки) “23 февраля” участие в выставке (изготовление поделки) “8 марта” участие в выставке (изготовление поделки) День космонавтики Участие в выставке рисунков "Светлая Пасха" участие в выставке (изготовление поделки) 9 Мая Участие на празднике. В выставке рисунков Участие ребенка в мероприятии 6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР. № Специалисты Основные функции 1 Учитель надомного обучения Обучение ребѐнка в соответствии с содержанием дисциплин, входящих в образовательную область 2 Учитель-дефектолог Формирование поисковых способов ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач. Создание условий для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности. 3 Учитель-логопед Формирование коммуникативных навыков с использованием предметных, пиктографических и мануальных символов, а так же сигналов тела, средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. 4 Психолог Развитие всех видов восприятия через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторные системы. 5 Социальный педагог Социально – педагогическое сопровождение семьи и ребенка в рамках учебно – воспитательного процесса 6 Медицинский работник Медицинское сопровождение семьи и ребенка 7.Мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося. Задачи Психологическая поддержка семьи Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и Мероприятия индивидуальные консультации индивидуальные консультации родителей со специалистами ( по запросу родителей) тематические семинары участие родителей в разработке и реализации СИПР посещение родителями уроков/занятий в организации домашнее визитирование Отчет о проведении реализации СИПР Организация участия родителей в деятельности образовательной организации ведение дневника наблюдений (краткие записи) информирование электронными средствами личные встречи, беседы участие родителей в планировании, разработке и реализации мероприятий участие родителей во взаимодействии с другими организациями 8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР. Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками и т. д. Наглядный и дидактический (демонстрационный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», Набор предметов для группировки по цвету, форме и величиине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей. Компьютер, презентации. Дидактический материал: трафареты для рисования, мешочек с предметами разной на ощупь фактуры, мелкая мозаика, инструкции пошагового выполнения рисунка, раскраски, готовые шаблоны для аппликации. Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски (гуашь, акварель), кисточки (белка, нейлон, синтетика), стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, набор бумаги высокой плотности, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, самоклеящаяся бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, формы для лепки. 9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Уровни усвоения (выполнения) действий/операций 1. Пассивное участие/соучастие - действие выполняется взрослым 1. Активное участие действия выполняются ребѐнком: - со значительной помощью взрослого зп - с частичной помощью взрослого чп - по последовательной инструкции пи - по подражанию или по образцу по - самостоятельно с ошибками со - самостоятельно + Сформированность представлений 1. Представление отсутствует - 1. Не выявить наличие представлений ? 1. Представление на уровне: - использования по прямой подсказке пп - использование с косвенной подсказкой (изображение) кп - самостоятельного использования + 10. Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Динамика состояния ребѐнка: В конце первого полугодия _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________ Результативность обучения (на конец учебного года) _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________ Рекомендации по дальнейшей работе _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Дата начала СИПР_________________ Подпись специалистов Учитель надомного обучения:__________ Учитель-логопед:___________ Учитель-дефектолог: ____________ Педагог-психолог:____________ Социальный педагог:_____________ Медицинский работник:_______________ Дата окончания СИПР ______________ Подпись родителя ____________________ Календарно тематическое планирование Индивидуальные возможности освоения предметов учебного плана. Минимальный уровень усвоения программы Будет возможность научиться(узнать, повторить) - выполнять задания по словесной инструкции учителя; - называть предметы и действия, соотносить их с картинками; - соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании; - знать, называть своѐ имя и фамилию, имена и отчества учителей, ближайших родственников; -знать и понимать условные обозначения (переход, туалет, пандус); «Речь и альтернативная - слушать тексты, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, соотносить иллюстрации со словами из текста; коммуникация» - называть усвоенные буквы и соотносить их с названием предмета на картинке по начальной букве; -обводить по контуру написанные печатным шрифтом слова способом « рука в руке»; -знать наизусть 2-3 небольших стихотворения; - составлять рассказ по серии сюжетных картинок; -читать слоги, односложные и двусложные слова. - строить прямую линию с помощью линейки, кривую линию; - читать и обводить по контуру числа первого и второго десятка до 20; - считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10; - решать примеры, на сложение и вычитание в пределах 20 с помощью счѐтного и дидактического материала без «Математические перехода через разряд; представления» -соотносить количество предметов с числом; - решать простые арифметические задачи, составлять решение с помощью учителя на основе разрезных карточек; -знать и различать основные геометрические фигуры; -уметь вычерчивать геометрические фигуры по точкам. - правильно называть изучаемые объекты, явления, признаки живой и неживой природы; -распознавать времена года; «Окружающий - узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы и т.д.; природный мир» - называть наиболее распространѐнных диких и домашних животных, птиц, насекомых и т.д.; - знать свойства воды, воздуха, их значение для жизни человека. - название помещений в своей квартире; - правила учебного поведения; «Окружающий - название страны и города, в котором живѐшь, адрес проживания; социальный мир» - символы государства; - названия профессий людей с деятельностью которых соприкасаешься ( учитель, врач, парикмахер,водитель); - называть материалы, изготовленные человеком (бумага,ткань,резина, стекло). Предметы 1 Календарно-тематическое планирование по предмету «Математические представления» Раздел Колич Дат Основные виды учебной деятельности Тема ество а часов Устный счет. Работа с палочками. Работа со счѐтами. Нумерация в пределах 10. 1 2 Присчитывание и отсчитывание по единице в пределах 10 1 3 Сравнение чисел. (=, <, >) 1 4 Сутки. Неделя. Ориентировка во времени: вчера, сегодня, завтра 1 5 Арифметические действия ( -,+,=,) Решение примеров на сложение, нахождение суммы. 1 Распознание частей суток по картинкам. Раскладывание в правильной последо-вательности карточек с обозначенными днями недели. Ответы на вопросы учителя по ориентировке во времени: Когда это было? Составление предложений с использованием временных понятий. Выполнение упражнений на дифференциацию арифметических действий, озвучивание названий арифметических действий при выполнении практических заданий № п\п Работа с палочками. Работа со счѐтами. Выполнение упражнений на сравнение чисел первого десятка 6 Число и цифра 0. Сложение чисел с числом 0. 1 Выполнение практических заданий на формирование понятия 0 (нуль), Образования числа 0.Решение примеров на сложение чисел с числом 0. 7 Точка. Линия. Луч. Линии: прямая, кривая. 1 Задание на нахождение точек среди других геометрических фи-гур. Упражнения на распознание и различие линии и луча. Геометрические фигуры : круг, овал. Распознание. Счѐт группами по 2 и по5 в пределах 10.Повторение. 1 Упражнения на распознание и различие круга и овала. Нахождение и называние предметов, имеющих форму данных геометрических фигур. 1 Работа с числовым рядом, счѐтным материалом. Структура простой задачи. Решение простых задач в пределах 10 на нахождение суммы Угол. Виды углов. Элементы угла. Вычерчивание угла. 1 Составление алгоритма решения и записи простой арифметической задачи. 8 9 10 11 1 Распознание видов углов, нахождение углов на предметах, окружающих нас. Получение прямого угла. путѐм сгибания листа бумаги. 12 Геометрические фигуры :квадрат, прямоугольник. Построение квадрата и прямоугольника по точкам. 13 Меры стоимости: рубль, копейка, обозначение: «р.», « к». Задачи и примеры по теме «Меры стоимости». Мера ѐмкости :литр, обозначение «л». 14 15 Геометрическая фигура : треугольник. Виды треугольников. Построение треугольника по точкам. 1 1 Сравнение монет, различие монет, решение именованных примеров с использованием правильного обозначения. 1 Работа с литровыми ѐмкостями, решение именованных примеров с использованием правильного обозначения «л» Упражнения на распознание и различие видов треугольников. Нахождение и называние предметов, имеющих форму треугольника. 1 Число 11 (одиннадцать). 16 17 1 Число 12 (двенадцать) 1 Число 13 (тринадцать) 18 19 1 Меры времени: год, месяц. Работа с календарѐм. 1 Число 14 (четырнадцать) 20 1 Число 15 (пятнадцать) 1 Число 16 (шестнадцать) 1 Число 17 (семнадцать) 1 21 22 23 Запоминание названий элементов угла. Вычерчивание угла. Проведение от точки двух лучей. Штриховка полученного угла. Упражнения на распознание и различие квадрата и прямоугольника. Нахождение и называние предметов, имеющих форму данных геометрических фигур. Выполнение практических действий по образованию числа 11 из одного десятка и одной палочки. Печатанье и произношение слова 11(одиннадцать) Выполнение практических действий по образованию числа 12 из одного десятка и двух палочек. Печатанье и произношение слова 12(двенадцать) Выполнение практических действий по образованию числа 13 из одного десятка и трѐх палочек. Печатанье и произношение слова 13(тринадцать) Соотнесение времѐн года с определѐнными месяцами. Соотнесение 12-и месяцев и года. Решение именованных примеров. Выполнение заданий по календарю. Нахождение в календаре знаменательных дат, праздничных дней, дня своего рождения Выполнение практических действий по образованию числа 14 из одного десятка и четырѐх палочек. Печатанье и произношение слова 14 (четырнадцать). Состав числа 15 (один десяток и 5 единиц). Печатанье и произношение слова 15 (пятнадцать). Состав числа 16 (один десяток и 6 единиц). Печатанье и произношение слова 16 (шестнадцать). Состав числа 17 (один десяток и 7 единиц). Печатанье и произношение слова 17 (семнадцать). 24 Число 18 (восемнадцать) 1 25 Число 19 (девятнадцать) 1 Число 20 (двадцать) Числовой ряд от 0 до 20.Сравнение чисел. Счѐт прямой и обратный в пределах 20. 1 26 27 28. 29 30 31 1 Состав числа 18 (один десяток и 8 единиц). Печатанье и произношение слова 18 (восемнадцать). Состав числа 19 (один десяток и 9 единиц). Печатанье и произношение слова 19 (девятнадцать). Состав числа 20 (один десяток и 10 единиц или два десятка). Печатанье и произношение слова 20 (двадцать). Работа с числовым рядом от 0до 20. Сравнение чисел второго десятка. Присчитывание и отсчитывание по 1 в пределах 20. 1 Счѐт группами по 2 и по 5 в пределах 20. Решение примеров на сложение в пределах 20 без перехода через разряд. Решение примеров на вычитание в пределах 20 без перехода через разряд 1 Работа с числовым рядом, счѐтными палочками.Счѐт равными числовыми группами по 2 и по 5 в пределах 20. Решение примеров с использованием счѐтных палочек и счѐт 1 Решение примеров с использованием счѐтных палочек и счѐт. 1 Решение именованных примеров с использованием правильного обозначения «см». Мера длины: сантиметр, обозначение 1 «см». Нахождение на линейке изучаемого Работа с маленькой линейкой ( 20 см) 33 числа (с названием сантиметров) Нахождение на линейке изучаемого числа (с названием сантиметров) Отрезок. Вычерчивание отрезка по 1 линейке. 34 Геометрическое тело: шар.куб 1 Нахождение предметов, имеющих форму шара.Сравнение круга и шара. Обеспечение: Наборы цифр, чисел до 20, счѐтный материал, счѐтные палочки, Наборы геометрических фигур, тел Линейка, счѐты 32 Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир» № Тема 1. Человек и природа 1 2 Неживая природа. Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца. Части суток. 1 Беседа: представления об объектах и явлениях окружающей природы во времени. Презентация. Работа по инструкции педагога, отвечать на вопросы, используя слова из вопроса. Изучение схемы. Нахождение солнца на горизонте в разные времена года. 3. Восход и закат солнца. Части суток. 1 Изучение схемы. Нахождение солнца на горизонте в разные части суток 4. Календарь. Дни недели, месяц, год. 1 Работа с календарем. Рассмотрение различных видов календарей. 5. «Осень, в гости просим!» (осенние явления природы) 1 Беседа, рассмотрение картин. Обозначить осенние изменения в природе и рассказывать о них. 6. Животные и растения осенью. 1 7 Экскурсия. Осень в городе. 1 Составление рассказа по прос-мотренной презентации и опорному плану « Животные осенью» Составление рассказа по посмотренной презентации и опорному плану. Почему листья деревьев меняют свою окраску? Нахождение признаков осени в городе 8 Составление листьев. осенних 1 Упражнения на распознание листьев. Определение названий деревьев по листьям, цвету коры. веткам дерева. 9 «Что нам осень принесла?» Овощи., фрукты, ягоды 1 10 «Что нам осень принесла?». Грибы. 1 Беседа, рассмотрение картинок. Упражнения: выбор нужного предмета, картинки из представленных (овощи, фрукты, ягоды, грибы, орехи). Дидактическая игра «Найди лишнее» Разгадывание кроссвордов. 11 Воздух. Значение воздуха для жизни человека Термометр – прибор для измерения температуры воздуха. 1 Выполнение практических заданий по определению свойств воздуха. 1 Определение температуры воздуха по термометру. Дифференциация и понимание значений: « Выше 0» +, « Ниже 0» -. Ознакомление с понятиями компас, флюгер. Соотношение направления 12 Кол-во часов гербария 13. Ветер. Направление ветра. из 1 Дата Основные виды учебной деятельности 14 15 Разнообразие растительного мира 1 Части дерева. 1 16 Лиственные и хвойные деревья 1 17 Дикорастущие кустарники. 1 18 "Здравствуй, зимушка-зима!" и культурные 1 ветра со сторонами света.. Беседа, рассмотрение картин их описание.Называние среды обитания растений Выполнение упражнений: нахождение и показ части растений (плод,лист стебель, корень), Распознание лиственных и хвойных деревьев. Составление рассказа по описанию лиственного дерева. Распознание кустарников. Раскрашивание цветов и листьев кустарника. Викторина «Угадай растение?» Выполнение тестовых заданий. Наблюдение за изменениями в природе и устанавливание взаимосвязи. Работа с календарем природы. Беседа, рассмотрение картин: представления о зимней одежде, ее назначении. Просмотр презентации. Упражнения на узнавание действий и занятий людей на картинках и схемах; имитирование действий людей. Беседа, рассмотрение картин: представления о жизни растений зимой. 19. Одежда и обувь человека зимой. Зимние забавы 1 20. Жизнь растений и животных зимой. 1 21 Разнообразие растительного Травы. Растения поля мира. 1 22 Декоративные, лекарственные растения. 1 23 Комнатные растения Охрана растений. 1 Составление правил ухода за комнатными растениями. 24 Вода. Свойства воды. Вода в природе 1 25 Воды суши: реки, ручьи., болота, пруды 1 Выполнение практических заданий по изучению свойств воды. Разгадывание загадок о трѐх состояниях воды Объяснение схемы «Круговорот воды в природе» Составить рассказ о значении реки в жизни людей. Рассмотрение картинок. Ответы на вопросы. Распознание обитателей водоѐмов. Рассмотрение картинок. Ответы на вопросы. Распознание обитателей морей и океанов. Беседа, рассмотрение иллюстраций: усвоить, что чистая вода – одно из главных богатств Земли, которые необходимо охранять. 26. Моря и океаны. 1 27. Значение воды для жизни растений животных и человека. 1 28 Оживает все кругом! (весна). 1 Просмотр презентации « Разнообразие растительного мира. Ответы на вопросы учителя. Работа с учебником. Беседа, рассмотрение картин: весенние изменения в природе. Работа с 29 Одежда и обувь весной. 1 30 Растения и животные весной. 1 31 Жизнь птиц и насекомых весной. 1 32. Поверхность суши. Равнины. Холмы. Овраги. Горы. 33 Скоро лето! Летние явления природы. 34. Викторина "Когда это бывает?" Материал, для проведения уроков: Картинки по темам. Лото Демонстрационный материал 1 календарѐм. Беседа, рассмотрение картин. Просмотр презентации. Ответы на вопросы. Беседа, рассмотрение картин: расширение представлений о растениях. Ответы на вопросы. Беседа, рассмотрение картин: представления о животных, их образе жизни и повадках весной Беседа, рассмотрение картин: представления о птицах, их образе жизни и повадках весной. Дидактическая игра. Ответы на вопросы. Составление рассказа о строение насекомых. Ответы на вопросы по презентации. Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Что за насекомое», «Четвертый лишний» . Рассматривание иллюстраций. Ответы на вопросы. Нарисовать холм в тетради. 1 Карточки с заданиями. Отгадывание загадок. 1 Карточки с заданиями. Викторина "Когда это бывает?" Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир» N п/п Тема Колво часов 1 Да та Основные виды учебной деятельности 1 Соблюдение распорядка школьного дня. Поведение школьника Составление правил поведения школьника.Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы, действовать по инструкции учителя. Ознакомление с распорядком школьного дня. 3 Знание назначения школьных принадлежностей, названий изучаемых учебных предметов 1 4 Двор. Части территории двора 1 5. Типы домов. Части дома 1 6 Помещения квартиры (детская, прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон) 1 8 Представление об убранстве квартиры, дома. 1 Называние предметов интерьера (картина,светильник, зеркало,штора, скатерть,статуэтка,свечи),определение их назначения. 9 Мебель ( назначение, виды,уход) 1 10 Предметы посуды 1 11 Часы. Различение часов(наручные, настенные, механические, электронные), Стрелка минутная и часовая 1 Сравнение предметов мебели. Знание назначения предметов мебели. Дидактическая игра «Назови одним словом» Назвать виды посуды. Выполнить задание на распознание видов посуды.Определить назначение посуды. Знание видов часов, их назначение. Определение времени по часам: целые часы. Рассматривание картинок, отгадывание загадок. Просмотр презентации. Беседа о правильном использовании предмета-часы.Знать строение, назначение Уметь распознавать разные часы, называть время по электронным часам. Отгадывание загадок , просмотр презентации, словарная работа Дидактическая игра «Назови лишнее». Уметь распознавать изучаемый предмет, правильно подбирать к программному предмету условное обозначение. Понятие «двор». Назначение частей территории двора. Правила безопасности и поведения во дворе. Распознание и называние типов домов. Сравнение частей дома ( стена, крыша, потолок, пол, дверь. Различие между ними. Представление о местах общего пользования в доме: подъезд, лифт, лестничная площадка. Упражнение на нахождение заданного помещения на схеме. Называние комнат и определение их назначения. Дидактическая игра «Квартира». 12 Электроприборы в квартире 1 Виды электроприборов, их назначение. Знание правил ТБ. Демонстрация умения пользоваться приборами 13 Правила безопасного поведения дома 1 Просмотр презентации. Ответы на вопросы. 14 Предметы быта 1 15 Виды транспорта Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в общественном транспорте. Автобус Трамвай и троллейбус. Сравнение. Железная дорога. Вокзал Виды и назначение поездов 1 19. Виды воздушного транспорта, назначение Аэропорт 1 20. Виды водного тран-спорта, назначение Спец транспорт, его назначение 1 Профессии людей, работающих на разных видах транспорта Город, в котором мы живѐм 1 Учреждения города. Поликлиника, почта, парикмахерская и др 1 Беседа, рассмотрение картинок. Упражнения: выбор нужного предмета, картинки из представленных. Тестовые задания. Беседа, работа с иллюстрациями, просмотр видео, прослушивание аудиозаписей по теме раздела «Транспорт». Рассматривание картинок. Выполнение тестовых заданий. Составление правил поведения в общественном транспорте. Рассматривание картинок. Выполнение тестовых заданий. Составление правил поведения в общественном транспорте. Рассматривание и анализ картинок. Сравнение изображений. Рассматривание картинок, отгадывание загадок. Просмотр презентации. Сравнение изображений Знать назначение поездов, условия перевозки пассажиров. Презентация. Загадки. Беседа, рассмотрение картинок. Упражнения: выбор нужного предмета, картинки из представленных. Знание служб, имеющихся в помещении железнодорожного вокзала. Презентация. Беседа, рассмотрение картинок. Упражнения: выбор нужного предмета, картинки из представленных. Загадки Назначение воздушного транспорта. Составление простых предложений. Знание служб, имеющихся в помещении аэропорта Презентация. Работа с иллюстративным материалом. Отработка словаря по теме. Составление простых предложений. Презентация. Беседа, рассмотрение картинок. Упражнения: выбор нужного предмета, картинки из представленных. Загадки Соотнесение деятельности с профессией. Отгадывание загадок. Дидактическая игра « Профессии людей» Беседа, работа с иллюстрациями, просмотр видео, прослушивание аудиозаписей по теме раздела. Называние учреждений города. (Административные, культурные, спортивные) Отработка словаря: улицы, площади, здания, набережная) Работа с иллюстративным материалом. Отработка словаря по теме: регистратура, врач,медсестра, скорая помощь, палата, диагноз. парик махер, стрижка, причѐска,фен, ножницы, почтальон,перевод,посылка, письмо. 16 17 18. 21. 22 23 24 1 1 1 1 1 25 Памятные места нашего города. 1 Соотнести изображение памятных мест города с их названиями. 1.Памятник Верным сынам Отечества 2.Памятник Воину-освободителю 3.Памятник «Первопроходцы» 1 Называние государства его презедента. Распознание и расшифровка напечатанного названия страны 27 Государство, в котором мы живем Государственная символика Люди , прославившие страну 1 28 Традиции, обычаи, праздники 1 29 Бумага, еѐ свойства. Виды бумаги( картон, альбомный лист, сал-фетка) 1 Просмотр презентации. Ответы на вопросы. Знание выдающихся людей и их достижений. Беседа, рассмотрение картинок. Упражнения: выбор нужной п картинки из представленных. Выполнение тестовых заданий на распознание различных праздников, называние атрибутов праздников. Называет свойства бумаги, исходя из проведенных опытов ( мнется, рвется, складывается,режется, намокает, толстая, тонкая, мягкая, жесткая, гладкая, клеится, на ней можно рисовать) 30 Пластик, его свойства. Предметы из пластика (рамы, посуда, бытовая техника) 1 Нызывает свойства пластика, знает способы ухода за ним. Влияние пластика на здоровье человека и экологию планеты. 31 Стекло, его свойства. Предметы из стекла (окно, стакан) 1 Знает свойства стекла и правила безопасности при пользовании стеклянными предметами 32 Древесина, еѐ свой-ства. Предметы из дерева (стол, деревянные игрушки) 1 Знает свойства дерева, распознаѐт деревянные предметы 33 Металл, свойства металла. Предметы из металла ( игла, кастрюля, машина) 1 Знает свойства металла, распознаѐт металлические предметы 34 Ткани. Виды тканей. Предметы из ткани (одежда, постельное бельѐ) 1 Называет свойства ткани, исходя из проведенных опытов ( мнется, рвется, складывается,режется, намокает, толстая, тонкая, мягкая, жесткая, гладкая, клеится, на ней можно вышивать, еѐ можно шить) 26 Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» № п\п Раздел Тема Колич ество часов Дата Основные виды учебной деятельности Беседа. Вопрос-ответ. Работа с предметными картинками. 1 2 3 Установления контакта с собеседником Обращение с просьбой о помощи. Ответы на вопросы словом, предложением. Выражение благодарности. Прощание с собеседником. 1 1 Беседа. Вопрос - ответ. Отработка словаря и произносительных навыков. Беседа. Отработка словаря, интонационной выразительности речи. 1 Дифференциация слов –предметов, постановка вопросов. 4 Слова, обозначающие предметы Обобщающие понятия « Одежда и обувь» 1 Предметные картинки. Карточки со словами. Отработка словаря и произносительных навыков. 5 1 6 Обобшающие понятия «Продукты» Предметные картинки. Карточки со словами. Отработка словаря и произносительных навыков. 1 Обобщающие понятия «Транспорт» 8 9 Обобщающие понятие «Бытовые приборы» 10 11 Гласные буквы Согласные буквы 12 Чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур 1 Предметные картинки. Карточки со словами. Отработка словаря и про износительных навыков. Предметные картинки. Карточки со словами. Отработка словаря и про износительных навыков. Предметные картинки. Карточки со словами. Отработка словаря и произносительных навыков Работа с кассой букв и предметными картинками Работа с кассой букв и предметными картинками Работа с кассой букв. Составление слов на основе предметных картинок 13 Чтение небольших предложений и текстов по 1 Работа со слоговой таблицей. Составление слов из прочитанных слогов. 7 1 Обобщающие понятие «Животные и птицы» 1 1 теме «Осень» Печатанье слов по опорным точкам 14 Печатанье простых односложных и двусложных слов 1 15 Печатанье имен членов семьи, собственного имени. 1 Печатанье слов по опорным точкам. 16 17 Деление слов на слоги Составление двусложных слов из слогов 1 1 Выполнение упражнений на деление слов на слоги. Выполнение заданий на составление слов из слогов 18 Слова , обозначающие действие предмета 1 19 Слова, обозначающие признак предмета 1 Упражнение на нахождение и подбор слов, указывающих на действия предмета, постановка вопросов Упражнение на нахождение и подбор слов, указывающих на признак предмета, постановка вопросов 20 Предложение. Графическая схема предложения 1 Изучение правила « понятие предложение». Составление графических схем к простым предложениям. 21 Предложение. Графическая схема предложения. 1 Составление графических схем к простым предложениям. Предложение с предлогом «в», «на» 1 1 23 Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Изучение правила о написании предлогов со словами.Составление по сюжетным картинкам предложений с предлогами «На»«В».Нахождение предлогов в небольших текстах. Составление рассказа с использованием опорных слов. 24 Предложение с предлогом «из» 1 25 Предложение с предлогами «к», «с» 1 22 Составление по сюжетным картинкам предложений с предлогом «из» Нахождение предлога «из» в небольших текстах. Составление по сюжетным картинкам предложений с предлогом «к», «с» .Нахождение предлога «к», «с» в небольших текстах. Подбор слов,предло-жений к сюжетным картинкам Подбор слов к пиктограммам, выражающим эмоциональное состояние 26 Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать. огорчать, утешать, мирить, сердить 1 27 Слова, указывающие на предмет, его признак, но не называющие его ( мой, твой, он) Слова, обозначающие число, количество предметов Практические упражнения в чтении и напечатание слов 1 30 Практические упражнения в составлении и напечатание слов 1 31 1 32 33 Чтение небольших предложений и текстов по теме «Весна» Разучивание небольших четверостиший Разучивание тематических стихов Нахождение слов, указывающих на предмет, его признак, но не называющий его. Нахождение в небольших текстах слов , обозначающих число, количество предметов Составление слов на различие звуков г-к Написание соответствующих букв ( вместо пропущенных) в названиях предметных картинок. Составление слов на различие звуков а-я. Написание соответствующих букв ( вместо пропущенных) в названиях предметных картинок. Ответы на вопросы, выполнение заданий по инструкции учителя 1 1 Ответы на вопросы, выполнение заданий по инструкции учителя Упражнения на развитие памяти. 1 34 Составление рассказа по серии сюжетных картинок на тему «Лето» Составление рассказа с использованием опорных слов с опорой на сюжет картинки 28 29 1 1 Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»(ЧФУ) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Тема урока Кол-во часов Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Речь с движением. Игра «Покажи и назови». Осень. Актуализация словаря. Упражнения на развитие артикуляционной моторики Игра «Один – много». Овощи. Обучение отгадыванию загадок. Штриховка Уточнение артикуляции изученных звуков. Игра «Большой – маленький». Закрепление понятия о действии (кто? что делает?) Гласные звуки [а], [у], [о], [ы], [и] Печатание букв Буквы: М, К, Т. Подбор слов на заданные звуки, слог Печатание букв, коротких слов: кот, ток, кит, мак Анализ и синтез простых слов. Звук [р]. Буква Р. Печатание слов: рак, ру-ка, рот Звуки [и], [й]. Буквы: И, Й. Подбор слов на заданные звуки. Деление предложений на слова. Уточнение артикуляции изученных звуков. Рассматривание сюжетной картинки «Одежда для Маши». Заучивание коротких скороговорок. Звуки [ж], [Ж]. Буквы Ж, ж. Игра «Поваренок». Печатание слов жук, ко-жа Дифференциация звуков Ж-Ш. Анализ и синтез простых слов. Обучение отгадыванию загадок по теме. Зима. Актуализация словаря. Зимние забавы. Слоги и слова с сочетанием жи. Анализ и синтез слогов и звукосочетании. Игра «Сделай снеговика». Звук [б]. Согласная буква: Б. Печатание буквы и слов Слухопроизносительная дифференциация звуков: [б] – [п]. Буква: Б, П. Игра «Что лишнее?», составление простых предложений по теме. Игра «Выпал беленьки снежок», учить согласовывать слова с движением. Звук [д], Буква Д. Игра «Один – много» (стол – столы). Дифференциация звуков Д-Т. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Речь с движением. Весна. Актуализация словаря. Игра «Что бывает весной». Звук [г], Буква Г. Анализ и синтез слогов и слов. Составление простых предложений по образцу. Буква Ь. Обозначение мягкости согласных. Гласные звуки. Буква Е. Подбор слов на заданный звук. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 29 30 31 32 33 34 Гласные звуки. Буква Ё. Подбор слов на заданный звук. Гласные звуки. Буква Ю Подбор слов на заданный звук. Гласные звуки. Буква Я Подбор слов на заданный звук. Речевые и неречевые звуки. Работа с разрезными картинками, составление простых предложений. Составление предложений по теме «Скоро лето» 1 1 1 1 1 1