Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» УТВЕРЖДАЮ: Директор _______Шляпникова Н.И. Приказ № ____ От «___» ___ 2023 г. Рабочая программа учебного предмета «Информатика» 8 класс на 2023-2024 учебный год (АООП, вариант 1) Разработчик: Демина С.П. г. Реж, 2023 г. Целевой раздел. 1. Пояснительная записка Программа учебного предмета «Информатика» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ N 1599 от 19.12.2014. 3. Приказ Министерства Просвещения России от 24.11.2022 N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71930). 4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2023-2024 учебный год. 5. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015). 7. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-03 «Об образовании в Свердловской области». 8. Устав ГБОУ «Центр «Дар». 9. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Центр «Дар». 10. Учебный план основного общего образования ГБОУ «Центр «Дар». Программа учебного предмета «Информатика» составлена с учетом психофизических особенностей и потенциала познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Цели: формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики; формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития; усиление культурологической составляющей школьного образования; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Задачи: познакомить учащихся с понятием «Информация»; рассмотреть следующие действия с информацией: хранение, передача, кодирование, обработка, получение новой информации; познакомить с устройством компьютера и его программного обеспечения; закрепить и соблюдать правила техники безопасности и организации рабочего места; развивать навык работы на клавиатуре и с мышью; научить учащихся создавать простейшие анимации в PowerPoint и использовать данную программу в проектных технологиях; освоить навыки работы с файлами и папками; познакомить с текстовым процессором Word; познакомить с программой Excel-электронные таблицы. изучить и соблюдать правила этикета работы в сети Интернет. Общая характеристика учебного предмета Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу. Данная программа актуальна, так как почти практически полностью отсутствуют специальные программы по информатике для коррекционных школ VIII вида. Программы же для массовой школы зачастую неприменимы или малоприменимы для обучения детей с нарушениями развития. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся. Одним из важнейших принципов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими. Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как "информация", "алгоритм", "программа". Поэтому обучение проходит в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребенку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности. На уроках используются следующие методы обучения учащихся: (классификация методов по характеру познавательной деятельности): Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации) Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения) 3 Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы) Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют). Для успешной реализации данной программы используются коррекционно – развивающие, игровые, групповые, здоровьесберегающие технологии, технология деятельностного подхода, элементы технологии РКМ. Данные технологии и формы работы позволяют сформировать у учащихся необходимые жизненно важные компетенции. Место учебного предмета в учебном плане Учебный план на изучение информатики в 8 классе основной школы отводит 1 учебный час в неделю, 34 часа в учебном году. Организация работы в микрогруппах При использовании современных образовательных технологий учитель есть необходимость и возможность организовать работу класса по микрогруппам. Данная форма организации работы необходима в технологиях развития критического мышления, проектной деятельности и многих других технологиях. В микрогруппе учащиеся работают над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения. При этом ученики приобретают знания и навыки не только по конкретному предмету, но и общеучебные компетентности, развитие которых важно для становления личности учащихся, их поведения во взрослой жизни. Общение, диалог является экзистенциальной необходимостью для любого человека. Только диалог способен развить критическое мышление. Диалог рассматривается как особая дидактикокоммуникативная среда, позволяющая усвоить заданное содержание смыслового общения, рефлексии, самореализации личности участников диалога. Включение общения учащихся друг с другом в процесс обучения, которое происходит в микрогруппах, способствует более полноценному образованию. Только диалог в состоянии преодолеть противостояние учителя и ученика в процессе обучения. Общая картина мира и своего внутреннего «Я», формирующаяся у ребенка, напрямую зависит от той точки зрения, с которой ребенок воспринимает мир. Точка же зрения напрямую зависит от вопросов, которые ребенок задает и на которые получает ответы. Следовательно, умения задавать вопросы и анализировать получаемые ответы – одни из важнейших в обучении. Организационные условия работы микрогрупп на уроках информатики: 1. За одним компьютером (ноутбуком) сидят по 2 человека. 2. Микрогруппы должны быть обеспечены материалами для фиксации и представления процесса и результата работы (бумага, ручки, фломастеры, ватман, скотч и др.). 3. В микрогруппе обучающиеся по инструкции выполняют задания, обсуждая каждый шаг. В конце урока (темы, если материал распределен не на один урок) каждая микрогруппа представляет результат своей работы, защищает «продукт» своей деятельности, отвечают на вопросы одноклассников и учителя. 4. В своей работе группа соблюдает правила взаимодействия и правила работы. Правила работы в микрогруппе обсуждаются с обучающимися на одном из первых уроков и заносятся в «Памятки правил». 5. Состав микрогрупп должен периодически меняться. Частоту смены определяет учитель в соответствии с целями, которые он решает в обучении. С одной стороны, частая смена участников микрогрупп может снизить эффективность работы, так как время будет тратиться на «притирку» участников друг к другу. С другой стороны, результатом смены участников будет развитие толерантности, навыков общения и установление более сплоченных взаимоотношений в классе в целом. В микрогруппах формируется положительная взаимозависимость. Учащиеся понимают, что нуждаются друг в друге для выполнения группового задания. Учителя должны создавать и поддерживать взаимозависимость. И педагогу, и учащимся следует четко осознать, что в микрогруппе не может быть «победителя». Если один из участников «побеждает», узурпируя обсуждение или настаивая на своем мнении не слушая других, то группа в целом проигрывает. 4 Оценивание работы группы и работы каждого из ее членов. Для установления положительной взаимозависимости и взаимопомощи в группе можно ввести следующие методы оценивания: • Учитель организует индивидуальные отчеты и выставляет среднюю оценку всей группе. • Учитель по собственному выбору предлагает одному члену группы дать ответ за всех и на основе его ответа ставит оценку всем. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы по информатике. Личностные результаты освоения учебного предмета «Информатика» Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. К личностным результатам освоения (по ФАООП УО, вариант 1) относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 14) проявление готовности к самостоятельной жизни. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; 5 ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика» Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов. Минимальный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приѐмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.). Достаточный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приѐмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами; пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации; запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ. 6 Система оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей программы по информатике Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации, обучающихся с интеллектуальными нарушениями включают: - особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, обучающихся с интеллектуальными нарушениями; - привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); - присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; - соответствие инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей, обучающихся с интеллектуальными нарушениями: упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; - упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; - соответствие текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; - упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); - при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); - увеличение времени на выполнение заданий; - возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Особенности оценки предметных результатов Все виды контрольно-оценочных работ оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу: Оценка «удовлетворительно» - выполнено от 30 % до 50 % заданий. Оценка «хорошо» - выполнено от 51 % до 65 % заданий. Оценка «отлично» - выполнено свыше 65 % заданий. 3. Оценивание текущих устных и письменных (практических) работ Отметка «5» ставится в случае, если учащийся: - показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала; - умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации; - не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Отметка «4» ставится в случае, если учащийся: - показывает знания всего изученного программного материала; - умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; 7 - допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Отметка«3» ставится в случае, если учащийся: - показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований; - умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; - допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Отметка «2» ставится в случае, если учащийся: - показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале; - не умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; - допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Содержательный раздел. Содержание учебного предмета «Информатика» 8 класс Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1). Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приѐмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 8 классе основной школы может быть определена следующими укрупнѐнными тематическими блоками (разделами): Раздел курса Кол-во часов Теория Практика Раздел 1. Информация в нашей жизни. Раздел 2. Назначение и устройство компьютера. Правила безопасной работы с компьютером. Раздел 3. Графический редактор. Работа с изображениями Раздел 4. Текстовый редактор. Работа с текстом. Раздел 4. Программа PowerPoint – создание презентаций. Раздел 5. Действия с информацией в Интернете. Итого: 1 6 1 4 0 2 6 1 5 9 1 8 8 1 7 4 3 1 34 11 23 8 Раздел 1. Информация в нашей жизни.(1 час). Вводный урок. Предмет информатики, что изучает информатика. Раздел 2. Устройство компьютера (6 час.) Программное и аппаратное обеспечение ПК. Программы и файлы. Устройства ввода и вывода. (манипулятор, клавиатура, монитор). Клавиатура. Блоки клавиатуры, назначение. Внешние и внутренние устройства ПК. Практическая работа №1. Создание (копирование, удаление, перемещение) папок и файлов. Проверочная работа «Информация. Устройство компьютера». Раздел 3. Графический редактор. Работа с изображениями (6 час). Графическая информация. Способы представления графической информации. Графический редактор – приложение для работы с графической информацией. Создание и редактирование изображений в графическом редакторе. Добавление текста в изображение. Практическая работа № 2 .Создание графических объектов с использованием элементов командного меню. Практическая работа № 3 . Основные действия с графическими объектами: отражение, поворот, наклон. Практическая работа № 4. Работа со цветом. Палитра, смешивание цветов. Практическая работа №5. «План школьного двора». Практическая работа №6. «Праздничная открытка» Контрольная работа №1.«Информация. Информационные процессы. Графическая информация». Раздел 4. Текстовый редактор. Работа с текстом. (9 час). Запуск программы Word. Интерфейс программы. Создание, редактирование и форматирование документа Списки. Нумерованный, многоуровневый, маркированный список. WordArt - одна из функций текстового редактора Word. Вставка объекта в текстовый документ. Автофигуры. Вставка автофигур в текст. Практическая работа №4. «Создание и редактирование документа»Панель форматирования. Практическая работа №5. «Форматирование текстового документа» Практическая работа №6. «Список» Практическая работа №7. «Создание рекламного листа» Практическая работа №8. . Таблицы. Редактирование таблиц. Практическая работа №9. «Плакат» Практическая работа №10. Вставка автофигур в текст. Контрольная работа №2. «Текстовый редактор Word» Раздел 5. Программа PowerPoint – создание презентаций (8 час). Программа PowerPoint. Назначение программы. Окно программы. Панели, командное меню. Слайды. Элементы на слайдах. Вставка объектов в презентацию. (рисунка, фото, объекта WordArt). Дизайн. Переходы. Анимация объектов на слайде. Вставка звука, видео в презентацию. Запуск, показ презентации. Практическая работа №11.«Знакомство с интерфейсом программы PowerPoint» Практическая работа №12 «Вставка объекта на слайд» Практическая работа №13.. Создание простейшей презентации» Практическая работа №14. «Создание презентации по теме» Практическая работа №15. «Анимация в презентации» Практическая работа №16. «Создание Презентации тематической презентации» Проверочная работа «Презентация по любимому учебному предмету» Раздел 6. Действия с информацией в Интернете (4 часа). Браузер. Поисковые системы. Сетевой этикет. Безопасность работы в Интернете. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Практическая работа № 20. «Электронная почта». 9 Организационный раздел. Тематическое планирование учебного предмета «Информатика» 8 класс (34 часа) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Раздел, тема урока Вводный урок. Предмет информатики, что изучает информатика. Программное и аппаратное обеспечение ПК. Программы и файлы. Содержание Виды учебной деятельности, формы работы обучающихся на уроке Минимальный уровень Достаточный уровень Раздел 1. Информация в нашей жизни.(1 час) Слушают, записывают. Информация, виды информации, информационные процессы. Значение информатики в современном мире. Раздел 2. Устройство компьютера (6 час.) Программный принцип работы ПК. Слушают, записывают. Кодирование. Устройства ввода и вывода. (манипулятор, клавиатура, монитор). Практическая работа.№1. Клавиатурный тренажер Примеры и назначение устройства ввода-вывода информации в ПК. Смотрят презентацию, слушают учителя, записывают в тетрадь. Клавиатура. Блоки клавиатуры, назначение. Практическая работа №2. Клавиатурный тренажер Изучение клавиатуры, сочетание клавиш. Клавиатурный тренажер. Смотрят презентацию, слушают учителя, записывают в тетрадь. Внутренние устройства ПК: материнская плата и периферия, основные характеристики. Смотрят презентацию, слушают учителя, записывают в тетрадь. Внешние и внутренние устройства ПК. Слушают и смотрят презентацию по теме. Записывают основные аспекты в тетрадь. Приводят примеры информации, называют профессии, связанные с информацией. Слушают и смотрят презентацию по теме. Записывают основные аспекты в тетрадь. Приводят примеры информации, называют профессии, связанные с информацией. Слушают и смотрят презентацию по теме. Записывают основные аспекты в тетрадь. Приводят примеры информации, называют профессии, связанные с информацией. Слушают и смотрят презентацию по теме. Записывают основные аспекты в тетрадь. Приводят примеры информации, называют профессии, связанные с информацией. Слушают и смотрят презентацию по теме. Записывают основные аспекты в тетрадь. Приводят Внешние устройства (принтер, сканер, телефон, микрофон,…) 6. 7. 8. 9. 10. 11. Создание своей Папки, Выполняют практическую Практическая работа №3. наименование. Создание работу по алгоритму, при Создание (копирование, (копирование) файлов. помощи учителя. удаление, перемещение) папок и Перемещение, удаление, файлов. переименование. Тест на проверку уровня усвоения Выполняют тестовые задания Проверочная работа темы. не менее, чем 30 % «Информация. Устройство Критерии оценки в карточке с компьютера». тестом. Раздел 3. Графический редактор. Работа с изображениями (6 час). Виды графических редакторов. Графические редакторы. Среда, ТБ. Используя инструменты Графический редактор Paint. режим работы, основные команды, графического редактора Paint, основные инструменты. создают по образцу Практическая работа № 2 . элементарные модели Создание графических объектов графических объектов. с использованием элементов командного меню. Используя инструменты Основные действия с Создание графических объектов с графического редактора Paint, графическими объектами: помощью комбинирования создают по образцу отражение, поворот, наклон. элементов. элементарные модели Практическая работа № 3 . графических объектов. Выполняют практическую работу по алгоритму и образцу, обращаются за помощью к учителю. примеры информации, называют профессии, связанные с информацией. Выполняют практическую работу самостоятельно. Выполняют тестовые задания более, чем на 40 % ТБ. Используя инструменты графического редактора Paint, создают по образцу элементарные модели графических объектов. Проявляют творческий характер выполнения практической работы. Используя инструменты графического редактора Paint, создают по образцу элементарные модели графических объектов. Проявляют творческий характер выполнения практической работы. Выполняют практическую работу творческого характера. Работа со цветом. Палитра, смешивание цветов. Практическая работа № 4 . Создание графических объектов. Работа со цветом. (Работа творческой направленности) Практическая работа «План школьного двора». Практическая работа №5. Выполняют практическую Выполняют практическую работу С помощью инструментов работу по алгоритму и образцу творческого характера. графического редактора изобразить с помощью учителя. план школьного двора. Файл 11 Практическая работа №6. «Праздничная открытка» 12. 13. Контрольная работа №1. «Информация. Информационные процессы. Графическая информация». 14. Запуск программы Word. Интерфейс программы. 15. Практическая работа №4. «Создание и редактирование документа» 16. Панель форматирования. Практическая работа №5. «Форматирование текстового документа» 17. Списки. Нумерованный, многоуровневый, маркированный список. Практическая работа №6. «Список» сохранить в своей Папке. Выполняют практическую Используя инструменты работу по алгоритму и графического редактора и образцу. коллекцию картинок, составить праздничную открытку. Контрольная работа состоит из Выполняют контрольную двух разделов: 1) тестовое задание работу с помощью учителя. (на компьютере в программе Показывают самые ТЕСТ); 2) практическая работа на элементарные навыки работы ПК в графическом редакторе Paint. с информацией. Раздел 4. Текстовый редактор. Работа с текстом. (9 час). Знакомство с интерфейсом Слушают, запускают на ПК программы Word. Назначение программы текстовых Панелей инструментов и редакторов, знакомятся с командного меню. Панелями инструментов и Меню. Освоение клавиатуры, верхнийПо алгоритму с помощью нижний регистр. Удаление, учителя выполняют задание, копирование, перемещение задают вопросы. Осваивают символов. простейшие элементы текстового редактора. По алгоритму с помощью учителя выполняют задание, задают вопросы. Осваивают Изменение шрифта, размера и простейшие элементы цвета шрифта по заданию. текстового редактора. Создают и сохраняют текстовый документ с помощью учителя. По алгоритму с помощью учителя выполняют задание, Примеры списков. Выполнение задают вопросы. Осваивают практической работы по простейшие элементы алгоритму. текстового редактора. Создают и сохраняют текстовый документ с помощью учителя. Выполняют практическую работу творческого характера. Выполняют контрольную работу самостоятельно, применяя элементы творчества. Анализируют, сравнивают, различные текстовые редакторы. Поддерживают диалог с учителем о преимуществах текстовых редакторов. По алгоритму самостоятельно выполняют задание. Работа со шрифтом, размер шрифта, выравнивание текста, сохранение документа в своей папке. По алгоритму самостоятельно выполняют задание. Работа со шрифтом, размер, цвет шрифта, выравнивание текста, сохранение документа в своей папке. По алгоритму самостоятельно выполняют задание. Работа со шрифтом, размер, цвет шрифта, выравнивание текста, сохранение документа в своей папке. 12 18. 19. 20. 21. 22. WordArt - одна из функций текстового редактора Word. Практическая работа №7. «Создание рекламного листа» Практическая работа №8. . Таблицы. Редактирование таблиц. Вставка объекта в текстовый документ. Практическая работа №9. «Плакат» Технология вставки в текст объекта: рисунок, фото, таблица, объект WordArt, диаграмма. Технология вставки, основные параметры расположения объекта в тексте. Работа с таблицей в текстовом документе: создание таблиц, формирование, редактирование таблиц, размер, цвет ячеек таблицы. Использование инструментов и команд для создания и форматирования текстового документа с встроенными графическими объектами. (работа на два урока). Автофигуры. Вставка автофигур в текст. Практическая работа №10. Работа с автофигурами и Панелью инструментов. Формат автофигур. Контрольная работа «Текстовый редактор Word» Карточки с алгоритмом выполнения задания. Контрольная работа по изучению освоения обучающимися работы в текстовом редакторе. Смотрим примеры текстов с вставленными объектами. Слушаем и записываем алгоритм вставки объектов в текст. Выполняем практическую работу по алгоритму и с помощью учителя. Смотрим примеры текстовых документов с различными таблицами вставленными объектами. Слушаем и записываем алгоритм работы с таблицей. Выполняем практическую работу по алгоритму и с помощью учителя. По алгоритму создать плакат, используя простейшие элементы вставки в текстовый документ. Смотрим примеры текстов с вставленными объектами. Слушаем и записываем алгоритм вставки объектов в текст. Выполняем практическую работу самостоятельно, применяя творческую активность. По алгоритму создают текстовый документ, с помощью учителя выполняют действия вставки объектов в текст, оформление и сохранение текстового документа. Обучающиеся выполняют задания контрольной работы, с помощью учителя. Создают свое резюме самостоятельно, по необходимости - помощь учителя. Проявляют творческую направленность. Смотрим примеры текстовых документов с различными таблицами вставленными объектами. Слушаем и записываем алгоритм работы с таблицей. Выполняем практическую работу самостоятельно, применяя творческую активность. По примерам или самостоятельно создать электронный плакат, с использованием графических объектов. Наблюдается творческая направленность в работе. Обучающиеся выполняют задания контрольной работы самостоятельно, применяя свою творческую направленность. 13 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Раздел 4. Программа PowerPoint – создание презентаций (8 час). Программа PowerPoint. ТБ. Используя инструменты Назначение программы. Окно программы, создают по программы. Панели, командное образцу элементарные модели Знакомство с интерфейсом меню. графических объектов. программы, командами и Панелью Практическая работа инструментов. №11.«Знакомство с интерфейсом программы PowerPoint» Слайды. Элементы на слайдах. ТБ. Используя инструменты Вставка объектов в программы, создают по Правила вставки объекта на слайд. презентацию. (рисунка, фото, образцу элементарные модели Редактирование и форматирование объекта WordArt). графических объектов. объектов. Практическая работа №12 «Вставка объекта на слайд» Выполняют практическую Практическая работа №13.. Используя «Переходы», создаем работу по алгоритму и Создание простейшей простейшую презентацию. образцу, обращаются за презентации» помощью к учителю. Команда «Дизайн», Выполняют практическую Дизайн. Переходы. автоматическое оформление фона работу по алгоритму и образцу Практическая работа №14. слайда, стиля шрифта. с помощью учителя. «Создание презентации по Переходы слайдов: по щелчку, по теме» времени, автоматические. Анимация. Выполняют практическую Создание анимации на объектах: Практическая работа №15. работу по алгоритму и по щелчку, автоматически. «Анимация в презентации» образцу. Вставка звука, видео в Выполняют практическую презентацию. работу по алгоритму и Правила вставки объектов Практическая работа №16. образцу. мультимедиа на слайд. «Создание Презентации тематической презентации» Выполняют практическую Автоматический запуск, запуск по Запуск, показ презентации. работу по алгоритму и щелчку. образцу. ТБ. Используя инструменты графического редактора Paint, создают по образцу элементарные модели графических объектов. Проявляют творческий характер выполнения практической работы. ТБ. Используя инструменты графического редактора Paint, создают по образцу элементарные модели графических объектов. Проявляют творческий характер выполнения практической работы. Выполняют практическую работу творческого характера. Выполняют практическую работу творческого характера. Выполняют практическую работу творческого характера. Выполняют практическую работу творческого характера. Выполняют практическую работу творческого характера. 14 30. 31. 32. 33. Проверочная работа «Презентация по любимому учебному предмету» Браузер. Поисковые системы. Сетевой этикет. Безопасность работы в Интернете. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Практическая работа № 20. Электронная почта. Практическая работа № 21. 34. Проверка уровня усвоения Выполняют не менее 30 % материала по теме, корректировка работы с помощью учителя, по знаний и умений. алгоритму. Раздел 6. Действия с информацией в Интернете. Виды браузером, их возможности и Слушают, смотрят преимущества. презентацию, записывают. Базовые нормы информационной Слушают, смотрят этики и права при работе в сети презентацию, записывают. Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете. Поиск информации по Выполняют практическую ключевым словам и по работу, обращаясь за изображению. Достоверность помощью к учителю. информации, полученной из Интернета. Электронная почта. Почтовый Создаем электронный ящик, ящик. Почтовые программы. Адрес пересылаем письма друг электронной почты. другу. Обращаются за помощью к учителю. Выполняют работу в основном самостоятельно. Слушают, смотрят презентацию, записывают. Слушают, смотрят презентацию, записывают, обсуждают, задают вопросы. Выполняют практическую работу самостоятельно, применяя творческую напрвленность. Создаем электронный ящик, пересылаем письма друг другу. Обращаются за помощью к учителю. 15 Календарно-тематический план учебного курса «Информатика», 8 кл. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Раздел, тема Раздел 1. Информация в нашей жизни.(1 час) Вводный урок. Предмет информатики, что изучает информатика. Раздел 2. Устройство компьютера (6 час.) Программное и аппаратное обеспечение ПК. Программы и файлы. Устройства ввода и вывода. (манипулятор, клавиатура, монитор). Клавиатура. Блоки клавиатуры, назначение. Внешние и внутренние устройства ПК. Практическая работа №1. Создание (копирование, удаление, перемещение) папок и файлов. Проверочная работа «Информация. Устройство компьютера». Раздел 3. Графический редактор. Работа с изображениями. Виды графических редакторов. Графический редактор Paint. Основные действия с графическими объектами: отражение, поворот, наклон. Практическая работа № 3 . Работа со цветом. Палитра, смешивание цветов. Практическая работа № 4 . Практическая работа «План школьного двора». Практическая работа №5. Практическая работа №6. «Праздничная открытка» Контрольная работа №1. «Информация. Информационные процессы. Графическая информация». Раздел 4. Текстовый редактор. Работа с текстом. (9 час). Запуск программы Word. Интерфейс программы. Практическая работа «Создание и редактирование документа» Панель форматирования. Практическая работа «Форматирование текстового документа» Списки. Нумерованный, многоуровневый, маркированный список. Практическая работа «Список» WordArt - одна из функций текстового редактора Word. Практическая работа «Создание рекламного листа» Практическая работа. Таблицы. Редактирование таблиц. Вставка объекта в текстовый документ. Практическая работа «Плакат» Автофигуры. Вставка автофигур в текст. Контрольная работа «Текстовый редактор Word» Раздел 5. Программа PowerPoint – создание презентаций (8 час). Программа PowerPoint. Назначение программы. Окно программы. Панели, командное меню. Кол-во часов Дата 1 6 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 16 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Слайды. Элементы на слайдах. Вставка объектов в презентацию. (рисунка, фото, объекта WordArt) Практическая работа. Создание простейшей презентации» Дизайн. Переходы. Практическая работа «Создание презентации по теме» Анимация. Практическая работа «Анимация в презентации» Вставка звука, видео в презентацию. Практическая работа. «Создание Презентации тематической презентации» Запуск, показ презентации. Проверочная работа «Презентация по любимому учебному предмету» Раздел 6. Действия с информацией в Интернете. Браузер. Поисковые системы. Сетевой этикет. Безопасность работы в Интернете. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Практическая работа № Практическая работа №. Электронная почта. 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 Материально-технического обеспечение образовательного процесса: Аппаратные средства: ▪ компьютер; ▪ проектор; ▪ принтер; ▪ устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь. Программные средства: Операционная система Windows; Текстовый редактор MS Word; Приложение Калькулятор; Графический редактор Paint программа создания презентаций PowerPoint; Web –браузер; текстовый редактор MSWord. Список литературы: 1. Информатика. Программа для основной школы 5-9 классы. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова М.: 2. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015; 3. Информатика. 5-11 классы: развѐрнутое тематическое планирование авт. - сост. А.М. Горностаева, Н.П. Серова. - Волгоград: Учитель, 2012. 4. Информатика. Программа для основной школы 5-9 классы. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015; 5. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной)школе VIII вида. Князева Е.В. Коррекционная педагогика. -2009 - № 4 (34) 6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/). 17 Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://www.uchportal.ru/ - Учительский портал; http://pedsovet.su/ - - Pedsovet.su Сообщество взаимопомощи учителей; http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»; http://fcior.edu - Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC). 18