Рабочая программа дополнительного образования Школьный музей для 8 класса на 2023-2024 учебный год, педагог Демина С.П.

1

Содержание:
1.

Комплекс основных характеристик программы………………………………..

3

1.1.

Пояснительная записка………………………………………………………….

3

1.2.

Цель и задачи программы………………………………………………………..

6

1.3.

Планируемые результаты……………………………………………………….

6

1.4.

Воспитательный потенциал программы………………………………………..

8

1.5.

Содержание программы. Учебный план………………………………………

8

2.

Комплекс организационно-педагогических условий…………………………

12

2.1.

Календарно-тематический план………………………………………………..

14

2.2.

Условия реализации программы………………………………………………..

18

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………………..

24

3.

Список литературы.
Список литературы для педагога……………………………………………….

24

Список литературы для обучающихся (родителей)……………………………

25

Приложения.
Приложение 1. Оценочные материалы. Промежуточная аттестация (декабрь).
Тест…………………………………………………………………..

27

Приложение 2. Фото музея………………………………………….................

29

2

1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный
музей» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в РФ»;
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта2022 г.
№ 678-р;
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период да 2025 года»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении требований к условиям реализации и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Распоряжение Правительства Свердловской области №646-РП от 26.10.2018 г. « О
создании в Свердловской области целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей»;
- Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 г. № Р-20 «Об утверждении
методических рекомендаций по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению
3

материально-технической базы, с целью реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и
гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в
сельской местности и малых городах»;
- Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях» (утверждены приказом
ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 г. №219-д);
- Устав ГБОУ «Центр «Дар».
- Рабочая программа воспитания ГБОУ «Центр «Дар» на 2023-2024 учебный год.
- Положение о проектировании, структуре и порядке утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в ГБОУ «Центр «Дар».
Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового
контроля освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ в ГБОУ
«Центр «Дар».
Программа «Школьный музей» предполагает обучение учащихся основам
краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности
школьного музея и имеет краеведческую направленность
Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный
музей» сегодня, как никогда, соответствует потребностям времени, нормативно правовым актам, имеющим в своем содержании требования к воспитанию у
подрастающего поколения чувства патриотизма, любви и уважения к Родине, к предкам.
Опираясь на федеральные и региональные документы патриотической
направленности:
• Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» национального проекта «Образование» с 2021 по 2024 годы
• Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военно патриотических
молодежных и детских объединениях» - ополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Школьный музей» способствует тому, что обучающиеся
знакомятся с основными видами музейной деятельности, приобщаются к поисковособирательской работе, изучают и описывают музейные предметы, создают коллекции,
проводят экскурсии.
Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и
показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого
общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. В
школьном музее учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией
подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов
и документов. Собранные экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда
России, а специальности, связанные с музейной деятельностью, являются
востребованными.
Новизна, педагогическая целесообразность
Новизна данной программы заключается в том, что, помимо обучения основам
краеведения, она позволяет разнообразить и мотивировать самостоятельную деятельность
обучающихся в соответствии с рекомендациями по музееведению, экскурсионному делу, а
также с использованием музейного материала (фактов, документов, краеведческих
источников о родном крае). В программе отражены основные цели и задачи,
4

направленные на воспитание патриотизма и гражданственности, верности Отечеству,
развитие интереса к историческим ценностям.
Отличительными особенностями данной программы является то, что
рассматривается именно школьный музей - самостоятельный, цельный культурноисторический организм, со своей неповторимой судьбой и характером, который является
призмой, через которую школьник получает возможность узнать прошлое своих предков,
оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего.
Выразить свои впечатления, свое понимание окружающей действительности воспитанник
может через формирование собственных экспозиций в коллективном долгосрочном
образовательном проекте – презентации на ученической конференции. Предметом
комплексного рассмотрения на занятиях будет социальный объект, изучая который
воспитанники овладеют основами музееведения.
Адресат программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Школьный музей» рассчитана для учащихся среднего звена, имеющие особые
образовательные потребности (интеллектуальные нарушения).
Нозология такой группы учащихся характеризуется такими симптомами:
Дефицит интеллектуального функционирования. Трудности с абстрактным
мышлением, рассуждениями, принятием решений, обучаемостью.
Дефицит адаптивного поведения. Несоответствие принятым культурным и
социальным стандартам, невозможность жить самостоятельно, пониженная социальная
ответственность, трудности с общением.
Человек затрудняется выполнять задания, требующие памяти, внимания, речи,
письма, чтения, математических рассуждений, не в состоянии получить практические
навыки.
Проблемы в социальной сфере. Не имеет навыков социализации – общения с
людьми, не может подружиться и поддерживать отношения. Не понимает своих чувств и
мыслей.
Исходя из рекомендаций ПМПК, разработаны формы, методы и виды деятельности
обучающихся по данной программе, по ее реализации и результативности.
Группы учащихся: минимальное число – 5 человек., максимальное- 10 человек.
Возрастные особенности развития учащихся: 14-15 лет.
Учащиеся данного возраста хорошо адаптированы к требованиям школьной
программы обучения и воспитания. Учитывая их интересы, способности, в группу
набираются обучающиеся исключительно добровольно, по желанию, в соответствии с их
физическим здоровьем.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Объем и срок освоения программы:
Объем программы – 34 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения:
Особенности организации образовательного процесса.
Формы реализации образовательной программы: Традиционная модель.
Занятия проводятся на базе школьного музея.
Уровень программы - Стартовый уровень.
5

Форма обучения по программе – очная.
Перечень видов занятий:
- эвристические беседы,
- самостоятельно-поисковая деятельность,
- игра, экскурсии,
- групповая работа,
- мини-исследования,
- проектная деятельность,
- встречи,
-практические занятия.
Методы обучения:
- словесные, наглядные, практические (изложение учебного материала);
- продуктивные (ремонт экспонатов фонда, составление экспозиции).
- объяснительно-иллюстративные (рассказ о тематических событиях).
- поисковые, исследовательские (используя Интернет, знакомых, родственников,
местное население, пополнение материалов музея, исторических сведений).
Педагогические технологии:
- технология личностно-ориентированного подхода;
- дифференцированного обучения;
- здоровьесберегающая технология;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология коллективной творческой деятельности.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: творческий отчет на ученической конференции.
1.2.Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей обучающихся, формирование их
гражданского сознания и патриотизма на основе краеведения и музееведения.
Задачи:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре
родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и
уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности
поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование
национальной терпимости, активной жизненной позиции.
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности,
развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
1.3. Планируемые результаты
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
школьниками следующих метапредметных, личностных и предметных образовательных
результатов.
Метапредметные:
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные,
регулятивные и коммуникативные действия:
6

-познавательные как способность применять для решения учебных и практических
задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и
др.);
-регулятивные как владение способами организации, планирования различных
видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой),
понимание специфики каждой;
-коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме
речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением,
описанием повествованием.
Личностные:
- В сфере гражданского воспитания: активное участие в жизни страны, родного
края и семьи; готовность в разнообразной совместной деятельности, стремление в
взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности.
- В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, своей
школы; ценностное отношение к достижениям своей Родины (подвигам и трудовым
достижениям); уважение к историческому и природному наследию, памятникам и
традициям.
- В сфере духовно-нравственного воспитания: ценностное отношение к школе,
своему городу, народу, Родине, к героическому прошлому и настоящему нашего
Отечества; начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.
- В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к традициям своей школы и
своего народа в целом, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности культуры как средства коммуникации и самовыражения.
- В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности.
- В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
- В сфере ценности научного познания: овладение языковой и читательской
культуры как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Предметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Школьный музей» представлены с учетом специфика
содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса.
- Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею.
- История: соотносить события истории с событиями региональной историей
родного края и школы; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов
людей; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку
7

зрения с опорой на фактических материалах; уважение к историческому наследию
народов России.
1.4. Воспитательный потенциал программы
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования,
развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора,
исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих
воспитательную и познавательную ценность. Музей является центром военнопатриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения,
центром жизни школы.
Воспитательный потенциал школьного музея реализуется по различным
направлениям:
• работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного
отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными
ценностями;
• развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык
музейной экспозиции;
• воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности
через исследовательскую деятельность и участие в конкурсном движении;
• использование и популяризация новых технологий музейного образования в
форме проектов;
• активизация гражданской позиции через участие в Совете музея.

8

1.5. Содержание программы
Учебный (тематический) план.
№ п/п

Название раздела, темы
Вводное занятие.

1.

Изучение истории школы

Количество часов
Всего Теория Практи
ка
1
1
2

1

1

1.1. Основные события в жизни
школы. Учителя школы прошлых
лет.

1

0,5

0,5

1.2. История деятельности
пионерской и комсомольской
организаций.
2.
Музей как институт
социальной памяти

1

1

2.1.

Происхождение музея. Профили
и типы музеев.

2.2.

Специфика школьного музея
как центра музейнопедагогической и
краеведческой работы в школе.
Музейный предмет и
способы его изучения

3.
3.1.

3.2.
4.

4.1.
4.2.
5.

5.1.
5.2.

Формы
аттестации/контроля
опрос

Составление
хронологической таблицы
с обозначением
деятельности
опрос

2
Составление таблицы
«Профили и типы
музеев» с примерами.
Примеры из фонда
музея, как
доказательство профиля
нашего музея.

1

1

2

Понятия: музейный предметпредмет музейного назначения
– экспонат.
Способы изучения музейных
предметов.

1

1

1

1

Проведение научных
исследований активом
школьного музея
Экспедиции и краеведческие
походы.

2

Способы комплектования
фондов школьного музея.

1

Фонды школьного музея.
Основные направления
фондовой работы
Фонды школьного музея и их
значение.

4

Комплектование музейных
фондов.

1

1

1

Привести примеры
экспонатов различных
видов.
опрос

1

Результаты экскурсии

1

опрос

1

опрос
1

Самостоятельно
составить экспозицию
на определенную тему.
9

5.3.

Учет музейных фондов.

1

1

5.4.

Хранение музейных фондов.

1

1

Экспозиция школьного
музея

3

Понятия: экспонат,
экспозиция, экспозиционный
комплекс.
Выставка как форма
презентации коллекций.

1

1

Составить
тематическую выставку

6.3.

Этапы создания экспозиций.

1

План создания
экспозиции.

7
7.1.

Работа с аудиторией
Аудитория школьного музея.

3
1

7.2.

Музейная экскурсия и ее
подготовка.

1

7.3.

Работа экскурсовода.

1

Изучение истории школьного
музея

4

8.1.

Школьный музей – источник
изучения родного края.

1

8.2.

История создания школьного
музея.

1

1

8.3.

Фонды и экспозиции
школьного музея.
Направление работы
школьного музея.
Историческое краеведение
Историческое краеведение как
наука.
Записи историкокраеведческих наблюдений.
Как проводить беседы с
очевидцами исторических
событий.
Изучение и охрана памятников
Великой Отечественной
войны.
Военно-патриотическая
работа
Воспитательное значение
военно-патриотической
работы.

1

1

6
6.1.

6.2.

8

8.4.
9
9.1.
9.2.
9.3.

9.4.

10
10.1.

Запись в инвентарную
книгу
опрос

опрос

1

Беседа с опросом.

1

План экскурсии
1

Составить
характеристику качеств
экскурсовода.

Анкета, тест

1

1

1

Выступление по теме с
испозованием
экспонатов музея
Составить обзорный
рассказ о музее
опрос

4
1

1

тест

1

1

1

1

1

1

Записать собственные
наблюдения.
Составить вопросы для
беседы.
Поиск информации в
Интернете.

4
1

1

Анкета.

10

10.2.
10.3.
10.4.
11

11.1.
11.2.

Учителя школы – ветераны и
труженики тыла ВОВ.
Пропаганда героических
подвигов советских воинов.
Ученики школы – защитники
Отечества.
Организация и проведение
исторических экспедиций,
поездок по местам боевой
славы
Как организовать
историческую поездку.
Как организовать поездку по
местам боевой славы.
Подведение итогов
Организация отчетной
выставки и подготовка
выступления на конференции.

1

Информация из
Интернета.
опрос

1

Рассказ по фото и
информации

1

1

1

1

Составление проекта и
плана
Составление проекта и
плана

1
1

1

1
1
1

1

2

Защита экспозиции

Содержание учебного плана.
Вводное занятие – 1 час
1.Вводное занятие. Задачи, содержание и значение работы кружка «Школьного музея».
Особенности работы историков-краеведов.
1. Изучение истории школы – 2 часа
Основные события в жизни школы. Учителя школы. История создания школы. Основные
события в жизни школы. Учителя школы. Деятельность школы в 70-90 гг. Организация обучения,
школьное хозяйство, жизнь учащихся после уроков. История деятельности пионерской и
комсомольской организаций по экспозиции школьного музея. Юбилеи школы. Летопись школы.
2. Музей как институт социальной памяти – 2 часа
Происхождение музея. Профили и типы музеев. Происхождение музея. Изучение музеев
античного мира и эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Рассмотрение профилей и
типов музея. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой
работы в школе. Выбор профиля и темы музея.
3. Музейный предмет и способы его изучения – 2 часа
Понятия: музейный предмет-предмет музейного назначения – экспонат. Знакомство с
понятиями: музейный предмет, предмет музейного назначения, экспонат и работа с ними в рамках
школьного музея. Классификация музейных предметов. Способы изучения музейных предметов.
Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет.
Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации
сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет,
модель.
4. Проведение научных исследований активом школьного музея – 2 часа
Экспедиции и краеведческие походы. Экспедиции и краеведческие походы как способ
изучения темы и основная форма комплектования фондов. Способы комплектования фондов
школьного музея. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в библиотеках и архивах.
Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика,
11

нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций
статей по результатам научных исследований.
5. Фонды школьного музея. Основные направления фондовой работы – 4 часа
Фонды школьного музея и их значение. Работа с понятием: фонды школьного музея.
Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Комплектование музейных фондов. Изучение
структуры фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд
временного хранения. Учет музейных фондов. Основные направления фондовой работы:
комплектование, учѐт и хранение.
6. Экспозиция школьного музея – 3 часа
Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс. Работа с понятиями: экспонат,
экспозиция, экспозиционный комплекс. Выставка как форма презентации коллекций. Выставка
(экспозиция временного характера) как актуальная для школьного музея форма презентации его
коллекций. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиций. Тексты в экспозиции – виды и
функции, правила составления.
7. Работа с аудиторией – 3 часа
Аудитория школьного музея. Понятие: аудитория школьного музея – учащиеся данной
школы или других школ, родители, жители посѐлка, воспитанники детских садов и т. д.
Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с
аудиторией. Музейная экскурсия и ее подготовка. Основные требования к музейной экскурсии.
Этапы подготовки экскурсии. Работа экскурсовода.
8. Изучение истории школьного музея – 4 часа
Школьный музей – источник изучения родного края. Рассмотреть школьный музей как
источник изучения родного края. Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма,
гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея. Направление работы школьного
музея.
9. Историческое краеведение – 4 часа
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер
исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения
дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий. Как
проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение
записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников Великой
Отечественной войны. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего
народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.
10. Военно-патриотическая работа – 4 часа
Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и
труженики тыла ВОВ. Пропаганда героических подвигов советских воинов. Ученики школы –
защитники Отечества.
11. Организация и проведение исторических экспедиций, поездок по местам боевой
славы - 2 часа.
Составление плана поездки: тема, цель, маршрут, инвентарь.
Подведение итогов – 1 час
Организация отчетной выставки. Фотоальбом. Защита(выступление).

12

2. Комплекс организационно-педагогических условий.
№ Основные характеристики
п/п образовательного процесса
1
2
3
4
5
6
7
8

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные дни/каникулы

9

Окончание учебного года

34
34
1
34
16
18
1 сентября 2023
Выходные:
Сентябрь – 9 дней
Октябрь – 9 дней
Ноябрь – 8 дней
Декабрь – 10 дней
Январь – 6 дней
Февраль – 8 дней.
Март – 10 дней.
Апрель – 4 дня
Май – 8 дней.
Каникулы:
Осенние: 27.10 – 5.11
Зимние: 01.01. – 07.01.24 г.
Весенние:25.03. – 31.03.
31 мая 2024

13

Октябрь

Сентябрь

Месяц

2.1. Календарно-тематический план
Группа/ дата

Время
прове
дения

8 А
(среда)
06

8Б
(вторник)
05

14-30

13

12

14-30

20

19

14-30

27

26

14-30

4

3

14-30

Форма
занятия

Всего
часов

Тема занятия

Место проведения

Форма
контроля

Лекция,
беседа с
демонстрацие
й музея, его
фонда.
Лекция,
беседа с
демонстрацие
й музея, его
фонда. Практ.
работа.
Встречабеседа с
ветераном
пионерского
движения.
Практ. работа.

1

Вводное занятие. Цель, задачи
курса, режим работы, направления
основной деятельности, результат.

Школьный музей

Опрос.

1

1.Изучение истории школы:
1.1. Основные события в жизни
школы. Учителя школы прошлых
лет.

Школьный музей

Составление
хронологической
таблицы с
обозначением
деятельности

1

1.2. История деятельности
пионерской и комсомольской
организаций.

Школьный музей.

опрос

1

2.Музей как институт
социальной памяти:
2.1.Происхождение музея.
Профили и типы музеев.

Школьный музей

Составление
таблицы «Профили и
типы музеев» с
примерами.

Рассказ с
элементами
беседы.

1

2.2. Специфика школьного музея
как центра музейнопедагогической и краеведческой
работы в школе.

Школьный музей

Примеры из фонда
музея, как
доказательство
профиля нашего
музея.

14

Ноябрь
Декабрь

11

10

14-30

Практ. работа

1

Школьный музей

Привести примеры
экспонатов
различных видов.

18

17

14-30

Экскурсия.

1

Экскурсия в музей
школы №1.
Школьный музей

опрос

25

24

14-30

1

8

7

14-30

Встреча с
ветераном
труда,
создателем
нашего музея
Голендухины
м В.И.
Практ. работа.

1

4.2. Способы комплектования
фондов школьного музея.

Школьный музей

5. Фонды школьного музея.
Основные направления
фондовой работы:
5.1. Фонды школьного музея и их
значение.
5.2. Комплектование музейных
фондов.

Школьный музей

Практ. работа на ПК
с инвентарной
книгой.
Опрос.

15

14

14-30

Беседа с
наглядным
материалом.

1

22

21

14-30

1

29

28

14-30

Практ. работа
с ПК – фонд
музея.
Лекция +
практ. работа.

Школьный музей

тест

1

5.3. Учет музейных фондов.

06

05

14-30

Практ. работа.

1

5.4. Хранение музейных фондов.

13

12

14-30

Лекция с
демонстрации
ей экспонатов.

1

6. Экспозиция школьного
музея.
6.1. Понятия: экспонат,
экспозиция, экспозиционный
комплекс.

3. Музейный предмет и способы
его изучения:
3.1. Понятия: музейный предметпредмет музейного назначения –
экспонат.
3.2. Способы изучения музейных
предметов.
4. Проведение научных
исследований активом
школьного музея:
4.1. Экспедиции и краеведческие
походы.

Городской исторический
музей. Беседа с
хранителем.
Школьный музей
Школьный музей

Проблемные
вопросы,
проблемные
ситуации.

Записать
собственные
наблюдения.
Составить вопросы
для беседы.
Опрос

15

Январь
Февраль
Март

20

19

14-30

Практ. работа.

1

6.2. Выставка как форма
презентации коллекций.

Школьный музей

27

26

14-30

1

6.3.Этапы создания экспозиций.

Школьный музей

10

09

14-30

1

7. Работа с аудиторией
7.1. Аудитория школьного музея.

Школьный музей

17

16

14-30

Работа на ПК
Фонд музея.
Лекция с
демонстрацие
й.
Беседа

1

Школьный музей

24

23

14-30

Экскурсия

1

7.2. Музейная экскурсия и ее
подготовка.
7.3. Работа экскурсовода.

31

30

14-30

Практ. работа.

1

07

06

14-30

1

14

13

14-30

21

20

14-30

28

27

14-30

Лекция +
практ. работа.
Рассказ с
демонстрацие
й.
Рассказ с
элементами
беседы.
Лекция.

06

05

14-30

Беседа с
демонстрацие
й материала.

1

13

12

14-30

Беседа.

1

1

8. Изучение истории школьного
музея.
8.1. Школьный музей – источник
изучения родного края.
8.2. История создания школьного
музея.
8.3. Фонды и экспозиции
школьного музея.

Самостоятельно
составить
экспозицию на
определенную тему.
Запись в
инвентарную книгу
опрос

Экскурсия в городской
исторический музей.
Школьный музей

Рассказ о своих
впечатлениях.
Составить
тематическую
выставку

Школьный музей
Школьный музей

План создания
экспозиции.
Опрос.

1

8.4. Направление работы
школьного музея.

Школьный музей

Беседа с опросом.

1

9. Историческое краеведение.
9.1. Историческое краеведение
как наука.
9.2. Записи историкокраеведческих наблюдений.

Школьный музей

План экскурсии

Школьный музей

9.3. Как проводить беседы с
очевидцами исторических
событий.

Школьный музей

Составить
характеристику
качеств
экскурсовода.
Составить вопросы
для беседы.
16

Апрель
Май

20

19

14-30

Экскурсия.

1

27

26

14-30

1

10.04.

09

14-30

17

16

14-30

24

23

14-30

Лекция-беседа
с примерами
местных
героев.
Лекциябеседа.
Лекциябеседа.
Практ. работа.

08

07

14-30

Практ. работа.

1

15

14

14-30

Практ. работа.

1

22

21

14-30

Ученическая
конференция.

1

ИТОГО:

1
1
1

9.4. Изучение и охрана
памятников Великой
Отечественной войны.
10. Военно-патриотическая
работа.
10.1. Воспитательное значение
военно-патриотической работы.
10.2. Учителя школы – ветераны
и труженики тыла ВОВ.
10.3. Пропаганда героических
подвигов советских воинов.
10.4. Ученики школы – защитники
Отечества.
11. Организация и проведение
исторических экспедиций,
поездок по местам боевой славы.
11.1. Как организовать
историческую поездку.
11.2. Как организовать поездку по
местам боевой славы.
Подведение итогов.
Организация отчетной выставки и
подготовка выступления на
конференции.

Экскурсия к Памятнику
«Слава героям»

Анкета, тест

Школьный музей

Выступление по
теме с испозованием
экспонатов музея

Школьный музей
Школьный музей

Составить обзорный
рассказ о музее
опрос

Школьный музей

Рассказ по фото

Школьный музей

Составление проекта
и плана

Школьный музей

Составление проекта
и плана
Защита экспозиции.
Выступление на
конференции

Школьный музей

34
часа

17

2.2. Условия реализации программы
 материально-техническое обеспечение
Школьный музей - помещение площадью 42,8 м. кв. на втором этаже двухэтажного здания
кирпичной постройки; t◦воздуха+18◦, относительная влажность 55%. Экспонаты размещены в
стеклянных стеллажах, на полках. Двери деревянные. Пол покрыт линолеумом. Стены покрашены
водоэмульсионной краской. В музее 2 окна. Искусственное освещение – лампы дневного света.
Музейное оборудование: экспозиционные стеллажи, стенды для экспозиций, столы, стулья,
шкафы. На окнах жалюзи для создания возможности качественной демонстрации электронных
презентаций и фильмов.
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр,
фотоаппарат.
Музей имеет постоянные и сменные экспозиции.
Постоянная экспозиция школьного музея построена по тематическому принципу и имеет
следующие разделы:
- «Быт уральской деревни конца 19- начала 20 века»
- «Деревенская бытовая утварь»
- «Ручной инструмент по обработке древесины»
- «Предметы деревенского подворья»
Сменные экспозиции:
- «Страницы школьной жизни (История школы)»
- «Эх, самовар!»
- «Из бабушкиного сундучка»
- «История улиц Режа»
- «Свеча» в музее (9 мая)»
 кадровое обеспечение – занятия проводит Демина Светлана Порфирьевна,
руководитель музея, педагог-библиотекарь, педагог дополнительного образования, 1
квалификационная категория.
Пройдены курсы повышения квалификации:
- «Методология и технологии дистанционного обучения в общеобразовательной
организации», 49 часов, ООО «Центр инновационного образования и воспитания», г. Саратов,
2020 год.
- «Обработка персональных данных в образовательных организациях», 35 часов, Центр
инновационного образования и воспитания, 2021год.
- «Профессиональное долголетие: личная эффективность и защита от профессионального
выгорания», 144 часа, РАНХ и ГС, г. Москва, 2021 год.
- «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в
соответствии с ФГОС», ООО «Инфоурок», 72 часа, 2021 год.
- «Особенности реализации ФГОС НОО ОВЗ для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)», ООО «Инфоурок», 72 часа, 2021 год.
- «Лучшие практики реализации патриотического воспитания в системе дополнительного
образования детей», АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного образования», 2022 год.
- «Формирование стратегий предотвращения насилия и жестокости в детско-подростковой
среде» - участие в мероприятиях Всероссийской компетентностной практики, г. Москва, 2022год
- «Аспекты применения государственных символов Российской Федерации в обучении и
воспитании», ООО «Центр инновационного образования и воспитания», г. Саратов, 36 часов, 2022
год.
18

 методическое обеспечение:
Методические информационные материалы
№
п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

Название раздела, Материально- техническое
темы
оснащение, дидактикометодический
материал

Формы, методы, приемы
обучения.
Педагогические технологии

Формы учебного
занятия

Вводное занятие. Экспонаты музея, основной Словесный , наглядный метод. Лекция, беседа с
и вспомогательный фонд. Здоровьесберегающие
демонстрацией
технологии
музея, его фонда.
Изучение
Экспонаты музея, основной Словесный , наглядный метод. Лекция, беседа с
истории школы
и вспомогательный фонд. Технология развивающего
демонстрацией
Фото и видео-материалы по обучения
музея, его фонда.
истории школы.
Информационно –
Практ. работа.
коммуникационная технология
Здоровьесберегающие
технологии
Музей как
Экспонаты музея, основной Словесный , наглядный метод. Рассказ с
институт
и вспомогательный фонд. Здоровьесберегающие
элементами
социальной
технологии.
беседы.
памяти
Музейный
Экспонаты музея, основной Словесный , наглядный метод. Практ. работа.
предмет и
и вспомогательный фонд.
способы его
Здоровьесберегающие
изучения
технологии.
Проведение
Экспонаты музея, основной Словесный , наглядный метод. Встреча с
научных
и вспомогательный фонд. научно-исследовательский
ветераном труда,
исследований
Видео-материал.
метод.
создателем
активом
Здоровьесберегающие
нашего музея
школьного музея
технологии
Голендухиным
В.И.
Фонды
Экспонаты музея, основной Информационно –
Беседа с
школьного музея. и вспомогательный фонд. коммуникационная технология наглядным
Основные
Инвентарная книга.
Здоровьесберегающие
материалом.
направления
технологии.
Практ. работа с
фондовой работы
ПК – фонд музея.
Экспозиция
Экспонаты музея, основной Научно-исследовательский
Лекция с
школьного музея и вспомогательный фонд. метод.
демонстрациией.
Технология мастерских
Практ. работа.
Здоровьесберегающие
Работа на ПК
технологии
Фонд музея.
Работа с
Экспонаты музея, основной Информационно –
Лекция с
аудиторией.
и вспомогательный фонд. коммуникационная технология демонстрацией.
Работа с
Дидакт. Материал для
Здоровьесберегающие
Беседа
аудиторией
проведения экскурсии.
технологии
Экскурсия
Изучение
Экспонаты музея, основной научно-исследовательский
Практ. работа.
истории
и вспомогательный фонд. метод.
Лекция + практ.
школьного музея Видео-материал
Здоровьесберегающие
работа.
Голендухина В.И.
технологии
Рассказ с
демонстрацией.
19

9

Историческое
краеведение

10

Военнопатриотическая
работа

11

Организация и
проведение
исторических
экспедиций,
поездок по
местам боевой
славы
Подготовка
выставки и
выступления.

12

Виртуальные экскурсии.
Лекционный метод.
Экспонаты музея, основной Здоровьесберегающие
и вспомогательный фонд. технологии .

Беседа с
демонстрацией
материала.
Беседа.
Экскурсия.
Памятники Воинской Славы научно-исследовательский
Беседа с
в городе.
метод.
демонстрацией
Экспонаты музея, основной Технология интегрированного материала.
и вспомогательный фонд. обучения
Беседа.
Здоровьесберегающие
Экскурсия.
технологии
Виртуальная экскурсия.
научно-исследовательский
Практ. работа.
Экспонаты музея, основной метод.
и вспомогательный фонд. Проектная технология
Здоровьесберегающие
технологии
Экспонаты музея, основной Проектная технология.
и вспомогательный фонд. Здоровьесберегающие
технологии

Ученическая
конференция.

Оценка результативности учебных занятий
Тема
1.

2.

3.

Вводное
занятие. Цели
и задачи
программы
обучения.
Изучение
истории
школы
Изучение
истории
школьного
музея

4.

5.

Музей как
институт
социальной
памяти
Музейный
предмет и
способы его
изучения – 2

Минимальный
Повышенный уровень
уровень
Слушают, понимают
Особенности работы
задачи, содержание и
историков-краеведов.
значение работы кружка
«Школьного музея».
Слушают, смотрят
презентацию и видео об
истории создания
школы.

Могут назвать основные
события в жизни школы,
учителей школы
прошлых лет.

Воспринимают готовую
информацию.
Школьный музей –
источник изучения
родного края.

Высказывают свое
мнение по значимости
деятельности школьного
музея.

Слушают, записывают
информацию о
происхождении музея,
профили и типы музеев.

Первые национальные
музеи.
Рассмотрение профилей
и типов музея.
Приводят свои примеры.
Знакомство с понятиями:
музейный предмет,
предмет музейного
назначения, экспонат и

Осознают понятия:
музейный предметпредмет музейного
назначения – экспонат.

Творческий
уровень
Высказывают свое
мнение по плану
работы, предлагают
новые
мероприятия.
Организация
экспозиции
«Школа – вчера,
сегодня, завтра»
Рассмотреть
школьный музей
как источник
изучения родного
края. Сбор
материала.
Делятся
информацией,
своими знаниями
по теме.
Классификация
музейных
предметов.
20

часа
6.

7.

8.

Проведение
научных
исследований
активом
школьного
музея
Фонды
школьного
музея.
Основные
направления
фондовой
работы
Экспозиция
школьного
музея

Понимают, записывают
информацию об
экспедициях и
краеведческих походах

работа с ними в рамках
школьного музея.
Экспедиции и
краеведческие походы
как способ изучения
темы и основная форма
комплектования фондов.

Рассказывают о
личном опыте.

Фонды школьного
музея и их значение.

Работа с понятием:
фонды школьного музея.
Термины: коллекция –
фонд – единица
хранения.

Поиск информации
в Интернете по
данной теме.

Понятия: экспонат,
экспозиция,
экспозиционный
комплекс.
Участвуют как
слушатели - аудитория
школьного музея.

Работа с понятиями:
экспонат, экспозиция,
экспозиционный
комплекс.
Апробация работы
экскурсовода для
младших школьников.

Предлагают
корректировку в
экспозициях музея.

9.

Работа с
аудиторией

10.

Историческое
краеведение

Историческое
краеведение как наука.

Объекты изучения.

11.

Военнопатриотическа
я работа

По презентации учителя
изучают информацию о
фронтовиках нашего
района.

По презентации учителя
изучают информацию о
фронтовиках нашего
района.

12.

Организация
отчетной
выставки и
выступление
(защита
выставки) на
ученической
конференции.

Помогают в
оформлении выставки.

Оформляют фото альбом
о проделанной работе.

Разнообразие форм
работы с
аудиторией.
Традиционные и
нетрадиционные
формы работы с
аудиторией.
Общественно
полезный характер
исторического
краеведения.
Осознают
воспитательное
значение военнопатриотической
работы.
Оформляют фото
альбом о
проделанной
работе, готовят
выступление и
защищают
выставку на уч.
конференции.

При определении уровня освоения обучающимся программы «Школьный музей»
используется 10-ти балльная система оценки освоения программы: -минимальный уровень
–1 балл, - средний уровень –от 2 до 5 баллов, -максимальный уровень – от 6 до 10 баллов.

21

2.3. Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль и
промежуточную аттестацию учащихся 2 раза в год.
Первая аттестация: осуществляется в конце первого полугодия обучения и направлена на
определение уровня усвоения изучаемого материала. Форма проводимой аттестации: тестирование
(Приложение 1).
Вторая аттестация: осуществляется в конце курса освоения программы и направлена на
определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН,
сформированности личностных качеств – представление своей экспозиции (выставки) и защита
проекта по музейной работе на ученической конференции.
Список литературы
Литература для педагога:
1. Алексеева Е. Школьные музеи в новой информационном пространстве / Е. Алексеева, П.
Белкин // Директор школы. – 2006. - №– С. 84-86.
1. Белкина О. Калейдоскоп музеев в школе / Ольга Белкина [и др.] // Мир музея. - 2008. - №
11. – С. 14-19.
2. Бикметова В. Воспитательный ресурс школьного музея / В. Бикметова //Учитель. – 2010. № 2. – С. 80-82
3. Божко Я.В., Атаева Л.И., Культура речи экскурсовода: методические рекомендации.
Сыктывкар 2009 г.
4. Введение в экскурсоведение: учебное пособие для юных экскурсоводов ГБНОУ «СанктПетербургский городской Дворец творчества юных». -Санкт-Петербург, 2015. – 128 с.
5. Выступец Н. П. Школьный музей – особая образовательная среда / Н.П. Выступец //
Директор школы. – 2008. - № 5. – С. 73-77.
6. Гаркуша И.М.. – Москва : Агентство "Мегаполис", 2014. - 247 с.: цв.фото.
7. Гаркуша, И.И. Здравствуй, музей!: интерактивные музейные занятия
8. Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма / В. Горбунов// Воспитание
школьников. – 2007. – № 5. – С. 17-21 ; № 7. – С. 2-7.
9. Детское творчество и музей : собирание, хранение и экспонирование: Метод. рекомендации
для музейных педагогов, учителей изобразительного искусства и руководителей школьных
музеев / сост.М. А. Литвинова, Б. А. Столяров ; науч. ред. Б. А. Столяров ; ФГУК
«Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. – СПб.: ГРМ, 2010. –32 с. (85.101 Д38 к883)
10. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2007. 216 с.
11. Краеведческий музей в школе : учеб. пособие / [З.Р. Аксенова, В.И.Лосева, Е.В. Храмова и
др.] ; Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова. –Ульяновск : УлГПУ, 1999. – 72 с.
12. Крючков А. Школьный музей : становление и функционирование / А.Крючков // Директор
школы. – 2004. - № 5. – С. 50-55.
13. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Пособие для классных руководителей.
Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.-288 с.
14. Макеева И. А. Школьный музей: история и перспективы // Педагогика: традиции и
инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск,
2012. С. 125–127
15. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.
22

16. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. Учебно-методическое
издание. М.: ФЦДЮТиК, 2007 – 160 с.
17. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. М. 2006 г.
18. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. Учебно-методическое пособие. М.:
ФЦДЮТиК, 2006. С. 10
19. Персин, А. Школьный музей: из века ХХ – в XXI / Анатолий Персин //Музей. – 2010. - № 7.
– С. 70-73.
20. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания: Учебно-методическое
пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2005. 160 с.
21. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.
22. Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. М.,2006 г.
23. Фролова И. Н. Детский музей в школе / И. Н. Фролова // Музей и общество. Проблемы
взаимодействия. – М., 2001. – С. 172-180. (79.1М89 к871426 кх)
24. Хеникин Я. Из опыта работы школьных музеев : М. / Я.Хенкин // Воспитание школьников.
– 2001. - № 3. – С. 7-9 (чз)
25. Школьный музей: теория и практика : метод. пособие / сост. Ю.М.Калинин. – М. : Б. и.,
1983. – 93 с.
26. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: учебное пособие / Л.М.Шляхтина. – Москва :
Высшая школа, 2005. - 183 с.: ил.
27. Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. – Тверь: МП
28. Элькин Г. Ю. Школьные музеи / Г. Ю. Элькин З. А. Огризко. – М: Просвещение, 1972. –
112 с. (79 Э53 946593 кх)
29. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Уч. пособие по музейной педагогике. М., 2001.
Юхневич М. Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный,детский). М., 2007
Информационные ресурсы:
 https://rezh1773.com/istoriya-rezha/istoriya-rezha-1618-1987-gody-po-knige-gorod-rezh-12pokolenij-a-rychkov/1-istoriya-goroda-rezha-predystoriya-1618-1773gody/?ysclid=lmcdota94q565571828 – история города Реж.
 http://podvig-naroda.ru/ - Электронный банк документов «подвиг народа в великой
отечественной войне 1941-1945 гг.»
 http://obd-memorial.ru/html/comments.htm - Обобщенный банк данных «Мемориал»
 https://rusmuseumvrm.ru/reference/news_category/virtualnie_vistavki/index.php?ysclid=lnrpa3pg
i7855274653 – виртуальные музеи и выставки.

Литература для обучающихся (родителей):
Книги об истории Урала, Свердловской области, о городе Реж и Режевском районе.
1. Бесова В. М. Мы живем в глубине России : История села Черемисского / Бесова В. М. - Реж :
Б. и., 1997. - 521 с.
2. Вавилов Б. В. Моя Малая родина - Гавань : [публицистика, стихи, песни] / Б. Вавилов. - Реж :
[б. и.], 2012. - 176, [5] с.
3. Волков С. Н. Город Реж и его окрестности: природа, техника, человек / С. Н. Волков, Э. Ф.
Емлин, О. Г. Кецко ; Урал. гор. ин-т, каф. минерологии, петрографии и геохимии ; научно23

практ. центр "Геон". - Реж ; Екатеринбург : [б. и.], 1992. - 149 с.
4. География Режевского района : учебное пособие / О.Ю. Гурьевских, В.Г. Капустин, Д.Н.
Липухин [и др.]. - Реж : [б. и.], 2019. - 219 с.
5. Город Реж : путеводитель / [авт. текст. А. В. Рычков]. - [Реж : Малыш и Карлсон, 2011]. - 15
с.
6. Город Реж и Режевской район в годы Великой Отечественной войны : библиографический
указатель / МБУ "Централизованная библиотечная система" ; сост. Т. Ю. Каргаполова [и
др.]. - Реж : МБУ "ЦБС", 2015. - 24 с.
7. Город Реж: 12 поколений / [текст: А. В. Рычков]. - Реж : Малыш и Карлсон, 2013. - 255, [1] с.
8. Дань веку ушедшему : сборник статей о Реже и режевлянах XX века / авт. проекта: Б.
Вавилов. - Реж : [б. и.], 2011. - 114, [1] с.
9. Емлин Э. Ф. Самоцветная полоса Урала : Реж. гос. природно-минералог. заказник :
путеводитель / Э. Ф. Емлин, Н. В. Вахрушева, В. И. Кайнов. - Екатеринбург ; Реж : [б. и.],
2002. - 156 с.
10. Ивунин А. Режевские православные храмы / Ивунин. - Реж : Б. и., 1994. - 39 с.
11. Из истории старого Режа / [Коновалов Ю. В., Чаиркин С. Е., Широков В. Н., Токарев В. В.]. Реж : [б. и.], 2013. - 187, [11] с.
12. Икрин Н. Г. Режский никелевый завод : события, люди, факты : [1936-2016] / Н. Г. Икрин. Реж : ПО "Режникель", 2016. - 222 с.
13. Коньшин Ю. А. Кузницы уральского железа : Первоуральск, Нижняя Салда, Верхняя Салда,
Реж : [культурно-исторические очерки] / Ю. Коньшин, В. Сутырин, А. Рычков ; [авт. проекта
Ю. А. Горбунов]. - Екатеринбург : Сократ, 2007. - 372, [3] с.
14. Макаренкова А. И. Имена в истории Режа : [к 85-летию газеты "Режевская весть"] / А. И.
Макаренкова. - Реж : [б. и.], 2014. - 314, [2] с.
15. Медведев А. В. Забытая история села : [дд. Воронина, Узяново, Марково, Белоусово,
Мостовая, Колташи, с. Черемисское] / церков. староста Алексей Медведев ; Мест. православ.
религиоз. орг., Приход в честь Богоявления Господня, с. Черемисское Режев. р-на Свердл.
обл. - Черемисское : [б. и.], 2015 (Екатеринбург : Типография Екатеринбургской епархии). 163, [1] с.
16. Медведева Н. А. Книга памяти Режевской школы №1 : к 115-летнему юбилею школы /
Медведева Н. А. - Реж : МБОУ СОШ №1, 2016. - 109 с.
17. Общество с ограниченной ответственностью "Режевское предприятие "ЭЛТИЗ". 70 лет /
Всерос. о-во слепых. - [Екатеринбург] : Всероссийское общество слепых, 2015. - 36 с.
18. Режевская старина : личность и время : краеведческий альманах. - Реж : [б. и.], 2014- (Реж :
Режевская типография).
19. Режевские сокровища: 40 путешествий по Режевскому району : путеводитель / [текст А.
Рычков ; фот.: Д. Рычков, А. Рычков]. - Реж : Издательство турфирмы "Малыш и Карлсон",
2017. - 63, [1] с.
20. Режевские сокровища: по реке Реж : [путеводитель / текст А. Рычков ; фот.: Д. Рычков, А.
Рычков]. - Реж : Издательство турфирмы "Малыш и Карлсон", 2015. - 112 с.
21. Режевское историко-родословное общество за 15 лет : [фотоальбом / авт.-сост.: Медведева Н.
А.]. - Реж : Издательско-полиграфический комплекс Лазурь, 2018. - 22 с.
22. Режевской экопарк : Режевская экотропа, Мироново, Арамашево : путеводитель / [текст: А.
В. Рычков]. - [Реж : Малыш и Карлсон, 2012]. - 15 с.
23. Режский никелевый завод ордена "Знак почета". 80 лет : [он наш завод - он наша гордость :
альбом / авт.-сост.: Икрин Н. Г., Рыкунов А. В.]. - Реж : Режникель, 2016. - 79 с.
24

24. Родовед Режа : [сборник статей / Режевское ист.-родослов. о-во]. - Реж : РИРО, 201125. Русаков И. А. Село Останино : (история, воспоминания, факты) / И. А. Русаков. - Реж : [б. и.],
1995. - 83, [1] с.
26. Рычков А. Город Реж: Рекорды и достижения / Рычков А. - Реж : Б. и., 2002. - 297 с.
27. Рычков А. Реж: прогулка по городу / А. Рычков. - Реж : [б. и., 2000]. - 32 с.
28. Рычков А. Режевские сокровища / А. Рычков. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та,
2004. - 39 с.
29. Серебряное кольцо Урала : [путеводитель + карты схемы-GPS / авт.-сост. С. Логинова]. Екатеринбург : Азимут, 2012. - 101,[2] с.
30. Старкова В. Ф. Социальная защита в Реже : становление и развитие / Старкова В. Ф. - Реж :
[б. и.], 2014. - 52 с.
31. Старов А. П. История Режевской средней школы №1 / Старов А. П.-Реж : [б. и.], 2001 - 290 с.
32. Старов А. П. Реж накануне перемен / Старов А. П. - Реж : [б. и.], 1995. - 75, [1] с.
33. Храмы Режевской земли : [буклет / авт. текст. А. Рычкова, фото Д. Рычкова]. - Реж : [Малыш
и Карлсон], 2007. - 14 с.
Сайты:
https://det-rezh.ucoz.ru/?ysclid=lnrqhwsun3335943916 – сайт детской библиотеки г. Реж
(викторины, конкурсы по истории г. Реж и Режевского района.
https://muzey-rezh.ru/?ysclid=lnrqjwywm9103069164 – сайт городского исторического музея
г. Реж

25

Приложение 1.
Оценочные материалы
Промежуточная аттестация (декабрь)
Тест
1.Отметьте правильный ответ
Кто ввел в научный оборот термин
«музеология»?
+ Дж Грессе
- И. Неуступный
- К. Шрайнер
2. Отметьте правильный ответ
Какие разделы входят в прикладное
музееведение (отметьте верные)?
+ Научная методика
+ Техника музейной работы
- Общая теория музееведения
+ Организация музейного дела и управление
музейной деятельностью
- Историческое музееведение
3. Отметьте правильный ответ
Что означает в переводе слово «museion»?
+ Музей
- Место, посвященное музам
- Музыка
- Коллекционирование
4. Отметьте правильный ответ
Пинакотеки – это:
+ Специальные хранилища для произведений
живописи в Древней Греции
- Картины, выполненные восковыми красками
- Древнегреческие скульптурные композиции
5. Отметьте правильный ответ
Прообраз всех музеев:
- Александрийская библиотека
- Пергамский мусейон
+ Александрийский мусейон
6. Отметьте правильный ответ
Кто основал Александрийский мусейон?
+ Птолемей I Сотер
- Аристарх Самофракийский
- Каллимах
- Атталиды
7.Отметьте правильный ответ
Движимый объект природы или материальный
результат человеческой деятельности, который
в силу своей значимости для музейного
использования изъят из среды обитания и
включен в состав музейного собрания –
- Предмет музейного значения
+ Музейный предмет
- Музейный экспонат
Отметьте правильный ответ

8.К свойствам музейного предмета относятся:
+ Информативность
+ экспрессивность
- историчность
+ аттрактивность
+ репрезентативность
- предметность.
9.Отметьте правильный ответ
Исторические музеи делятся на (выберите
верные):
+ общеисторические
+ археологические
- архитектурные
- педагогические
+ этнографические
+ промышленные
- монографические
10.Отметьте правильный ответ
Музеи по принадлежности (юридическому
положению) бывают:
+ Государственные
- Республиканские
- Краевые
+ Общественные
+ Частные
- Учебные
11.Отметьте правильный ответ
Палеонтологические, антропологические,
географические, биологические музеи являются:
- Художественными
+ Естественнонаучными
- Промышленными
- Сельскохозяйственными
12.Отметьте правильный ответ
Научно-исследовательская деятельность музеев
складывается из:
+ Профильных изысканий
+ музееведческих изысканий
- исторических изысканий
- географических изысканий
13.Отметьте правильный ответ
Деятельность, направленная на обеспечение
длительной сохранности музейных предметов:
- Реставрация
+ Консервация
- Тезаврирование
- Документирование

26

14.Отметьте правильный ответ
Понятием «фонды музея» обозначают:
+ научно организованную совокупность
материалов, принятых музеем на постоянное
хранение
- памятники истории и культуры, а также объекты
природы, изъятые из среды бытования
- Витрины, стенды и другие виды музейного
оборудования, а также аудиовизуальные средства
15.Отметьте правильный ответ
Предметы, обладающие высокой степенью
эмоционального воздействия и особо
почитаемые как память о выдающемся
человеке или событии:
- мемориальные предметы
- уникальными музейными предметами
+ реликвии
16.Отметьте правильный ответ
Фонд музейных предметов делится на:
+ Основной
+ Обменный
- Научно-вспомогательный
- Фонд сырьевых материалов
17.Отметьте правильный ответ
Что не относится к шести типам музейных
предметов (источников):
+ археологические
- вещественные
- изобразительные
- письменные
+ мемориальные
- фонические источники
- фото-источники
+ архитектурные
18. Отметьте правильный ответ
Планы комплектования фондов могут быть:
+ перспективными
+ текущими
- систематическими
- тематическими
- комплексными
19.Отметьте правильный ответ
Для хранения предметов в музее оборудуется
специальное помещение:
+ Запасник
- Склад
- Подсобное помещение
Отметьте правильный ответ

20.К какому виду экспозиции относится музейная
выставка?
- композиционным экспозициям
+ временным экспозициям
- постоянным экспозициям
Отметьте правильный ответ
21.Выделите основные методы экспонирования:
+ систематический
+ ансамблевый
+ ландшафтный
+ тематический
- перспективный
- вещественный
22.Отметьте правильный ответ
Копию живописного, графического или
фотографического изображения, сделанную
печатным способом, обычно в ином, увеличенном
или уменьшенном размере, называют:
- Муляжом
+ Репродукцией
- Слепком
23.Отметьте правильный ответ
Объемное воспроизведение внешнего вида объекта,
которое создается в определенном масштабе и
допускает некоторую условность в показе:
+ Макет
- Модель
- Муляж
24.Отметьте правильный ответ
Тексты в музееведении обычно подразделяются на:
- повествовательные
+ заглавные (оглавительные)
+ ведущие
+ пояснительные
+ этикетаж
+ указатели
- разделительные
25.Отметьте правильный ответ
Экскурсия, лекция, консультация, научные чтения
(конференции, сессии; заседания), клуб (кружок,
студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча
с интересным человеком, концерт (литературный
вечер, театрализованное представление,
киносеанс), праздник, историческая игра». Все
вместе это:
+ формы культурно-образовательной деятельности
музея
- методы построения экспозиции
- научно-фондовая работа

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом, неправильный ответ – 0 баллов.
Уровневая оценка:
Низкий уровень – 5-10 баллов,
Средний уровень - 11-19 баллов
Высокий уровень – 20-25 баллов

27

Приложение 2.

Постоянные экспозиции.
«Крестьянская изба», «Предметы быта»

Сменные экспозиции «К юбилею школы», СВО, «История пионерской и комсомольской
организации школы».
28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».