Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Принята на заседании педагогического совета от «___» _________2023 г. Утверждено приказом Директора ГБОУ «Центр «Дар» №____от «____» ________20__г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Английский для всех» Возраст обучающихся: 10-11 лет (5 класс) Срок реализации: 34 учебные недели. Автор-составитель: Пушкина Анна Павловна., педагог дополнительного образования Реж- 2023 год Пояснительная записка Рабочая программа ориентирована на обучающихся 10-11 лет и реализуется на основе нормативных документов и программ: - федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; - адаптированная основная общеобразовательная программа государственного бюджетного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»; - программа «Английский язык для начинающих «Spotlight Starter» Н.И. Быкова, Д.Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. Программа включает 34 часа в год ( 1 ч. в неделю). Общая характеристика учебного предмета «Английский язык». Федеральный компонент образовательного стандарта построен с учетом особенностей иностранного языка как учебного предмета, в число которых входят: • межпредметность (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.); • многоуровневость (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности); • полифункциональность (иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знания). Раннее начало обучения иностранному языку позволяет положительно использовать благоприятные возрастные особенности детей. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений о себе, об окружающем мире, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. В то же время, обучение английскому языку в начальной школе по предлагаемому учебно-методическому комплексу закладывает основу для последующего формирования универсальных (метапредметных) учебных действий. Младшие школьники учатся овладевать знаниями, самостоятельно работать над языком, что является основой для последующего саморазвития и самосовершенствования, положительно влияет на результативность всего процесса школьного иноязычного образования. Основной целью программы является развитие способности школьника к обучению на иностранном языке. Способность к общению на иностранном языке предполагает формирование у учащихся определенных качеств, делающих процесс овладения языком как средством межкультурной коммуникации эффективным. Важным является так же развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а так же эмоций, чувств учащихся, их готовность к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия. Реализация главной цели обучения в школе связана с расширением общеобразовательного кругозора учащихся. Основные задачи: 1) Приобретать начальные навыки общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; осваивать правила речевого и неречевого поведения; 2) Осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширять лингвистический кругозор; 2 3) Формировать дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Разделы программы: Знакомство, основные элементы речевого этикета. Я и моя семья. Семейные увлечения. Мир вокруг нас. Природа. Времена года. Мир моих увлечений, досуг. Городские здания, дом, жилище. Школа, каникулы. Путешествия. Человек и его мир. Здоровье и еда. Страны и города, континенты. Страны изучаемого языка. Родная страна. Содержание разделов: Знакомство. Знакомство с одноклассниками, сказочными персонажами. Расспросы об имени, фамилии, возрасте людей, их роде деятельности. Основные элементы речевого этикета. Я и моя семья. Члены семьи, родственники, их возраст, профессии, занятия, домашние любимцы. Распорядок дня членов семьи, домашние обязанности, семейные праздники, подарки. Мир вокруг нас. Природа. Времена года. Цветовые характеристики. Размер и местоположение предметов в пространстве. Время. Количество. Природа. Погода зимой, весной, осенью, летом. Дикие животные. Домашние животные. Животные на ферме. Мир моих увлечений. Досуг. Мои друзья. Любимые занятия. Мои любимые сказки. Занятия с домашними питомцами. Походы в кино, любимые программы по телевизору. Любимое время года. Любимые персонажи книг. Времяпровождение после занятий. Любимые виды спорта. Городские здания, дом, жилище. Мой дом (квартира, комната). Предметы мебели. Обстановка. Размеры жилища. Типичное жилище англичан. Английский сад. Местоположение строений и зданий в городе. Школа, каникулы. Школьный день, друзья в школе. Предметы школьного обихода. Распорядок дня школьника. Классная комната. Учебная работа в школе. Школьный год. Начальная школа в Англии. Школьные каникулы в России. Планы на летние каникулы. Типичное времяпрепровождение во время каникул. Путешествия. Путешествия поездом, самолетом, автобусом. Выезд за город. Путешествия к морю, в другие города. Планирование поездок. Гостиницы. Человек и его мир. Личностные качества и состояние человека. Возраст и физические характеристики человека. Профессиональная деятельность людей. Повседневные занятия. Здоровье и еда. Самочувствие человека. Еда. Овощи и фрукты. Семейные трапезы. Любимая еда. Английские названия трапез. Меню и выбор блюд. Посещение кафе. Праздничный стол. Поход в магазин, покупки. Страны и города, континенты. Страны изучаемого языка. Родная страна. Континенты. Отдельные сведения о культуре и истории стран изучаемого языка. Города Великобритании. Столица. Сведения о некоторых регионах страны (Озерный край, Шотландия). Названия некоторых европейских стран, языков, их флаги и символы, отдельные достопримечательности. Россия. Москва. Родной город. Отдельные достопримечательности столицы. Символы страны. 3 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дошкольный возраст Знакомство, основные элементы речевого 2 этикета. Я и моя семья. 2 Семейные увлечения. Мир вокруг нас. Природа. Времена года. 2 Мир моих увлечений, досуг. 2 Городские здания, дом, жилище. 1 Школа, каникулы. 2 Путешествия. 2 Человек и его мир. 1 Здоровье и еда. 2 Страны и города, континенты. Страны 1 изучаемого языка. Родная страна. Итого 17 Разделы 1-4 класс 5 класс 2 2 2 3 2 2 1 2 2 1 2 1 3 3 3 4 4 4 4 4 17 34 Содержание занятий включает следующие компоненты: 1) сферы общения (темы, ситуации, тексты); 2) навыки и умения коммуникативной компетенции: — речевая компетенция (умения аудирования, чтения, говорения, письменной речи на начальном уровне); — языковая компетенция (лексические, грамматические, лингвострановедческие знания и навыки оперирования ими на начальном уровне); — социокультурная компетенция (социокультурные знания и навыки вербального и невербального поведения на начальном уровне); — учебно-познавательная компетенция (общие и специальные учебные навыки, приемы учебной работы); —компенсаторная компетенция (знание приемов компенсации и компенсаторные умения). Формами контроля реализации программы являются: - наблюдение; - двустороннее общение; - лексический диктант; - краткая самостоятельная работа. Входящая диагностика проводится на первом занятии, промежуточная на 8 занятии, итоговая - на последнем. Планируемые результаты К концу сопровождения обучающийся может научиться: Предметные результаты: Вести элементарный этикетный диалог приветствия, произносить свои имена поанглийски; этикетные диалоги на тему «Знакомство» по образцу. Приветствие, сообщение основных сведений о себе. Получение информации о собеседнике. Выражение благодарности. Выражение просьбы. Называть членов семьи; знать личные местоимения. Члены семьи. Домашние любимцы. Занятия членов семьи. Описывать погоду и природные явления. Цветовые характеристики и размер предметов. Описывать времена года, названия месяцев. 4 Описывать свои виды досуга дома. Спортивные занятия. Любимые занятия на досуге Описывать виды деятельности на улице, рассказать о своих секциях, кружках. Описывать свой дом, городские здания. Предметы мебели в доме. Рассказать о предметах в школе, помещениях школы. Описывать учебные занятия и досуг на переменах. Называть достопримечательности своего города. Описывать природу города (рельеф, водоемы, растительность, животный мир). Называть возрастную и половую принадлежность человека, части тела и лица человека, внешность. Называть продукты питания, различать полезную пищу от неполезной. Называть виды спорта, рассказать о своих любимых видах спорта. Рассказать о своей родной стране, назвать страны изучаемого языка, известных персонажей тех стран. Диалогическая форма Уметь вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения; Монологическая форма Уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи: описание. В области аудирования Воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке; В области чтения Читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; В области письма Владеть техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией), Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы английского алфавита. Основные буквосочетания. Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 200 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета. Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова: what, who, when, where, why, how. Безличные предложения в настоящем времени (It is cold. It's five o'clock ). Предложения с оборотом there is/there are. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с союзами and и but. Глагол-связка to be. Вспомогательный глагол to do..Глагольные конструкции «I'd like to». Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключению) с неопределенным, определенным и нулевым артиклем. Количественные числительные до 100. Метапредметные результаты. Вести словарь по изученным темам. Систематизировать слова по определенному признаку Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5 Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 4) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 5) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 6) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 7) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 8) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Тематическое планирование № Дата Раздел Тема урока п/п Знакомство. 1 Знакомс Входящая диагностика. тво, основн ые элемент ы речевог о Приятно 2 этикета познакомиться. -2 ч. Меня зовут… Основные виды учебной деятельности учащихся. Требования к результату. Говорение, аудирование, письмо, чтение. элементарный этикетный диалог приветствия, произносить свои имена по-английски; этикетные диалоги на тему «Знакомство» по образцу. Приветствие, сообщение основных сведений о себе. Получение информации о собеседнике. Выражение благодарности. Выражение просьбы Говорение, аудирование, письмо, чтение. элементарный этикетный диалог приветствия, произносить свои имена по-английски; этикетные диалоги на тему «Знакомство» по образцу. Приветствие, сообщение основных сведений о себе. Получение информации о собеседнике. Выражение благодарности. Выражение просьбы 6 3 4 Я и моя семья. Семейн ые увлечен ия- 3ч. 5 6 7 Мир вокруг нас. Природ а. Времен а года- 3 ч. 10 Мир моих увлечен ий, досуг- 3 ч. 11 12 13 14 15 16 Мир вокруг меня. Животные. Природа, погодные условия. Времена года. Месяцы. 8 9 Члены семьи, их характеристики . Личные местоимения. Люди, животные, предметы вокруг меня. Семейные праздники. Городск ие здания, дом, жилище - 3 ч. Школа, канику лы-4 ч. Мои любимые занятия дома. Чем можно заняться на улице? Проведение досуга в каникулы. Чтение книг. Мой дом (квартира). Названия комнат. Предметы мебели. Дома и здания вокруг нас. Промежуточна я диагностика. Мой класс. Досуг на школьных переменах. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Называть членов семьи; знать личные местоимения. Члены семьи. Домашние любимцы. Занятия членов семьи. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Кратко описывать домашних питомцев, Члены семьи. Домашние любимцы. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Называть семейные праздники, говорить о подарках. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Описывать погоду и природные явления. Цветовые характеристики и размер предметов. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Описывать времена года. Цветовые характеристики и размер предметов. Говорение, аудирование, письмо, чтение.Знать названия месяцев. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Описывать свои виды досуга дома. Спортивные занятия. Любимые занятия на досуге Говорение, аудирование, письмо, чтение. Описывать виды деятельности на улице, рассказать о своих секциях, кружках. Спортивные занятия. Любимые занятия на досуге Говорение, аудирование, письмо, чтение.Описывать досуг во время каникул. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Описывать свой дом, название комнат. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Описывать предметы мебели в доме Говорение, аудирование, письмо, чтение. Называть городские здания. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Рассказать о предметах в школе, помещениях школы. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Описывать досуг на переменах. 7 17 Мои занятия. 18 Готовлюсь к школьным занятиям. Интересные места в городе. 19 Путеше ствия-4 ч. Природа города. Рельеф, водоемы. Природа города, растительность , природный мир. Транспорт 20 21 22 23 Человек и его мир- 4 ч. Человек. 24 Части тела. 25 Части лица. 26 Внешность и настроение. Прилагательны е для описания. Здоровая пища. 27 Здоровь е и еда-4 ч. 28 Спорт 29 За столом 30 31 32 33 Мой рацион питания на неделю Моя страна. Страны Великобритани и я и ее города, контине Великобритани нты. я и ее основные Страны реалии изучаем Известные ого персонажи, языка. мультфильмы Говорение, аудирование, письмо, чтение. Рассказать о школьных предметах, о видах деятельности в школе. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Описать порядок сбора в школу. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Называть достопримечательности своего города. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Описывать природу города (рельеф, водоемы). Говорение, аудирование, письмо, чтение. Описывать природу города (растительность, животный мир). Говорение, аудирование, письмо, чтение. Называть виды транспорта. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Называть возрастную и половую принадлежность человека, части тела и лица человека, внешность. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Называть части тела. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Называть части лица. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Описывать внешность и настроение человека. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Называть продукты питания, различать полезную пищу от неполезной. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Называть виды спорта, рассказать о своих любимых видах спорта. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Вести диалог за столом. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Называть список блюд на неделю. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Рассказать о своей родной стране (Название страны, столица, национальность). Говорение, аудирование, письмо, чтение. Назвать страны Великобритании, ее основные реалии. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Назвать известных персонажей страны изучаемого языка, кратко описать их. 8 Родная страна4 ч. 34 страны изучаемого языка. Итоговое занятие по изученным темам. Рассказ о себе. Итоговая диагностика. Говорение, аудирование, письмо, чтение. Кратко рассказать о себе и о своей семье, домашних питомцах, назвать свои любимые занятия, вкусы, интересы. Описание материально-технического обеспечения 1.Английский язык для начинающих «Spotlight Starter» Н.И. Быкова, Д.Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс.– М: «Просвещение», 2013. 2.Английский язык. 1 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А64 [Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс]. — 5-е изд., перераб — М. : Express Publishing : Просвещение, 2017. — 144 с. : ил. — (Английский в фокусе). 3.Английский язык. 2 класс. Н.И. Быкова, Д.Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс.– М: «Просвещение», 2013. 4. Английский язык. 3 класс. Н.И. Быкова, Д.Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс.– М: «Просвещение», 2013. 5.Teddy's Train . Level 1. 2010 г. Lucia Tomas, Vicky Gil. Oxford University Press. 6.Teddy's Train . Level 2. 2010 г. Lucia Tomas, Vicky Gil. Oxford University Press. 7. Family and friends Starter. Naomi Simmons. Oxford University Press. 2014. Технические средства обучения. 1.Аудиозаписи к УМК 2-4 классы, используемые для изучения иностранного языка 2. Мультимедийный проектор 3. Экран 4.Компьютер Демонстрационные пособия. 1. Алфавит (настенная таблица, карточки) 2. Транскрипционные знаки (карточки) 3. Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по иностранному языку 4. Наборы тематических картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по иностранному языку 5. Географическая карты стран изучаемого языка (Великобритании, США). Используемая литература: 1.Английский язык для начинающих «Spotlight Starter» Н.И. Быкова, Д.Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс.– М: «Просвещение», 2013. 2.Английский язык. 1 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А64 [Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс]. — 5-е изд., перераб — М. : Express Publishing : Просвещение, 2017. — 144 с. : ил. — (Английский в фокусе). 3.Английский язык. 2 класс. Н.И. Быкова, Д.Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс.– М: «Просвещение», 2013. 4. Английский язык. 3 класс. Н.И. Быкова, Д.Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс.– М: «Просвещение», 2013. 5.Teddy's Train . Level 1. 2010 г. Lucia Tomas, Vicky Gil. Oxford University Press. 6.Teddy's Train . Level 2. 2010 г. Lucia Tomas, Vicky Gil. Oxford University Press. 7. Family and friends Starter. Naomi Simmons. Oxford University Press. 2014. 9