Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании Педагогического совета Протокол № ___от «____»____________20__г Секретарь Дзбановская Н.А. Утверждаю: «Согласовано» Директор Зам.директора по УВР ________ Нифонтова /Н.И.Шляпникова З.Ф / Приказ «___» №____________20___г от « » ________ 2016 «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова Н.И. Приказ № __ от «___»_______20___г СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) 1 класса Бобров Андрей Структура СИПР 1. Общие сведения о ребёнке. 2. Психолого-педагогическая характеристика. 3. Индивидуальный учебный план. 4. Содержание образования. 4.1. Базовые учебные действия. 5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР. 6. Контроль и оценка достижения планируемых результатов по предметам 7. Программа сотрудничества с семьей. 8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов. 1.Общие сведения о ребёнке ФИО ребенка: Бобров Андрей Эдуардович Дата рождения: 14.12.2015 Возраст ребенка: 7 лет Место жительства: г. Реж, ул. Заводская 8\2 кв 22 Мать: Боброва Алина Эдуардовна Отец: Ступень обучения: 1 2. Психолого-педагогическая характеристика. Андрей поступил в 1 класс в ГБОУ СО «Центр «Дар» с 1 сентября 2023 года. По заключению ПМПК обучающемуся рекомендована Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант и срок реализации : Вариант 2 – СИПР – 12/13 лет. Относится к категории «ребенок-инвалид». Форма обучения: очно. Нуждается в предоставлении услуг тьютора. Другие специальные условия: дозирование учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности ребенка и времени поэтапного включения ребенка в образовательный процесс. У Андрея внятная речь отсутствует, пытается воспроизводить частичные звуки и слова. Мальчик эмоционально расторможен. Отмечается неловкость крупной и мелкой моторики. Не может самостоятельно обвести простые предметы по точкам. При раскрашивании цветными карандашами сильно вылазит за контуры, использует разные цвета. Трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Наблюдается недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, низкая познавательная активность. Обучающийся имеет негибкое мышление. Внимание на предмете не удерживает. Характерна повышенная утомляемость. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Мальчик понимает названия реальных предметов, «повторяет» за учителем названный предмет, реагирует на свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью постукивания по парте, двигательного беспокойства, дерганием за одежду. Обращенную речь понимает. Андрей пирамидки, мозаику собирает сам и с помощью учителя. Показывает части тела. Цвета путает, геометрические фигуры показывает не верно. Характер действий с предметами: хаотичный. Все игры проходят в форме совместного манипулирования предметами. В пространстве ориентируется слабо. К игрушкам проявляет неустойчивый интерес. Построенные другими ребятами башни, домики тут же может разрушить и весь конструктор раскидать. На замечания реагирует агрессивно, может залезть под парту, лечь на пол, покричать. Степень сформированности навыков самообслуживания – на достаточном уровне. Сам раздевается и одевается, замок расстегивает, с обувью справляется. Гигиенические навыки привиты: сам моет руки, пользуется туалетом. Самостоятельно принимает пищу, может убрать все за собой. Потребности в уходе самые минимальные. Рекомендуются занятия с учителем-логопедом, учителем –дефектологом, педагогом-психологом. 3. Индивидуальный учебный план на 2023 – 2024 учебный год Предметные области Учебные предметы Количесво часов в неделю I. Обязательная часть I. четверть II. четверть III. четверть IV. четверть 1. Язык и речевая практика 2. Математика 1.1. Речь и альтернативная коммуникация 3 3 3 3 2.1. Математические представления 2 2 2 2 3. Окружающий мир 3.1. Окружающий природный мир 2 2 2 2 3.2. Человек 2 2 2 2 3.3. Окружающий социальный мир 1 1 1 1 4.1. Музыка и движение 2 2 2 2 4.2. Изобразительная деятельность 3 3 3 3 2 2 2 2 4 4 4 4 4. Искусство 5.Физическая 5.1. Адаптивная физкультура культура 6.Коррекционноразвивающие занятия Итого ЧФУ 21 21 21 21 4 4 4 4 4. Содержание образования. 4.1. Базовые учебные действия. Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи: 1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. 2. Формирование учебного поведения: -направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); -умение выполнять инструкции педагога; -использование по назначению учебных материалов; -умение выполнять действия по образцу и по подражанию. 3. Формирование умения выполнять задание: -в течение определенного периода времени. Личностные : -принятие роли обучающегося; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; -личностное самоопределение с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потребностей; -формирование элементарных представлений о картине мира; -положительное отношение к окружающей действительности; -ориентация на самостоятельность и социально-бытовую независимость; Регулятивные : -умение выполнять инструкции учителя; -умение выполнять действия по образцу и по подражанию; -использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов; -умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности. Познавательные : -выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий; -алгоритмизация практического действия; -умение слушать учебные тексты; -освоение элементарных общих понятий. Коммуникативные : -умение слушать и вступать в диалог; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; -договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими; -владение элементарной диалогической речью. Рабочая программа по организации учебного процесса составлена на основе: 1.ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы, варианта 2, нацеленной на образование детей с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с учетом их индивидуальных образовательных потребностей; 2.Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой; 3.Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 4.Учебного плана Центра «Дар». Приоритетные образовательные предметы: 1.Речь и альтернативная коммуникация. 2. Математические представления. 3.Окружающий природный мир. 4. Человек. 5. Окружающий социальный мир. 4. Музыка и движение. 7. Изобразительная деятельность. 8. Адаптивная физкультура. 9. Коррекционно – развивающие занятия. Специалисты, участвующие в реализации СИПР. Учитель: Ивакина Н.А. Тьютор: Потапова С.В Педагог-психолог : Ивакина Наталия Александровна Учитель - логопед: Федорчук Ксения Валерьевна Учитель адаптивной физкультуры: Гладких Елена Станиславовна Учитель музыки и движения: Оксана Юрьевна Контроль и оценка достижения планируемых результатов предмета « Речь и альтернативная коммуникация» № Предметные результаты 1. Понимает слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. 2. Умеет самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях 3. Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. 4. Понимает обращенную речь, понимает смысл рисунков, фотографий 5. Умеет пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом 6 Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности 7 Умеет вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. 8 Умеет использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей и т.д. 9 Узнаёт и различает напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. 10 Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации 11 Узнаёт и различает образов графем (букв). 12. Умеет копировать с образца отдельные буквы, слоги, слов. Первое полугодие Конец уч.года Контроль и оценка достижения планируемых результатов предмета «Изобразительная деятельность» Предметные результаты соблюдает последовательность действий при работе с красками имеет представления об основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый); научился рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; научился рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы; рисует по контурным линиям рисует по опорным точкам самостоятельно рисует основные элементы изображений простой формы на листе бумаги закрашивает внутри контура (слева на право, сверху вниз) разминает пластилин отрывает кусочки пластилина от целого куска откручивает кусочки пластилина от целого куска отщипывает кусочки пластилина от целого куска катает шарик разными приемами (между ладонями, ладонью о рабочую поверхность) прищипывает складывает колбаски в форму улитки сплющивает сминает бумагу отрывает мелкие части бумаги складывает бумагу выполняет из рваной бумаги аппликации; намазывает рабочую поверхность клеем вырезает по контуру разрезает лист бумаги выполняет надрез собирает изображения объекта из нескольких деталей составляет композиции из 2-3 объектов 1 полугодие На конец года Контроль и оценка достижений планируемых результатов по предмету «Окружающий природный мир» Предметные результаты -узнаёт изученные объекты и явления неживой и живой природы; -сравнивает объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков, проводит простейшую классификацию изученных объектов природы; -умеет работать с пиктограммами по теме «растения»; -совместно с учителем отбирает картинки с изображением осени, зимы весны, лета; -показывает и берёт предмет одежды, называемый учителем; -рассматривает лист, раскрашивает; -проводит элементарные наблюдения; -умеет рассматривать картинки в книге, на мониторе; -узнает изученные природные объекты; -узнает и выделяет объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем; -узнаёт изученных животных; -узнаёт и определяет объекты окружающей действительности; -различает объекты природы и рукотворного мира; -классифицирует предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам - понимает необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице; 1 полугодие На конец года Контроль и оценка достижений планируемых достижений по предмету «Математические представления» Предметные результаты усвоил цвет, величину, размер, форму предметов; понятия «верх-низ», «право-лево», «один-много»; запомнил число и цифру 1; запомнил число и цифру 2; запомнил число и цифру 3; усвоил понятия «утро», «день», «вечер», «ночь». сравнивает предметы по величине, размеру; определяет положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение; устанавливает (называет) порядок следования предметов; узнаёт (называет) геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); определяет форму знакомых предметов; сравнивает количество предметов, определяя, где больше/меньше совместно с учителем; пишет цифры 1, 2,3 (по обводке); соотносит число, количество и цифры в пределах 3; находит нужную картинку к соответствующим частям суток; конструирует простейшие плоскостные фигуры (их счётных палочек, ) методом наложения на образец; выполнять пространственные постройки ( «Лего») по образцу совместно с учителем. 1 полугодие Контроль и оценка достижений планируемых результатов по предмету «Окружающий социальный мир» Предметные результаты Имеет представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. -Научился соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах (с помощью). На конец года 1 полугодие На конец года -Имеет представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.). -Имеет представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях. -Научился соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, - Имеет представления о дружбе, товарищах, сверстниках. -Научился взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности. Контроль и оценка достижения планируемых результатов по предмету «Человек» Предметные результаты - имеет представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотносит себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; - имеет представления о собственном теле; - отнесит себя к определённому полу; -умеет сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст; - умеет решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.; - умеет сообщать о своих потребностях и желаниях. -умеет поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: -умеет определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому; - умеет соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета); - умеет следить за своим внешним видом. 1 полугодие На конец года Условные обозначения Уровни освоения (выполнения) действий / операций 1. Пассивное участие / соучастие: - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним) - 1. Активное участие. Действие выполняется ребенком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) - по подражанию или образцу - самостоятельно с ошибками - самостоятельно Сформированность представлений 1. Представления отсутствуют 1. Не выявить наличие представлений 2. Представления на уровне: - использования по прямой подсказке - использования с косвенной подсказкой (изображение) - самостоятельного использования зп чп и о сш с ? пп п + Программа сотрудничества с семьей обучающегося. Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий. Задачи Мероприятия Повышение осведомленности родителей (законных индивидуальные консультации родителей (законных представителей) об особенностях развития и представителей) со специалистами ( по запросу родителей) специфических образовательных потребностях ребенка обеспечение участия семьи (законных участие родителей (законных представителей) в разработке представителей) в разработке и реализации СИПР СИПР; посещение родителями уроков/занятий; консультирование родителей (законных представителей) по вопросам обучения ребенка. Отчет проведении о организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения организация участия родителей (законных представителей) в мероприятиях личные беседы; присутствие родителей (законных представителей) на занятиях и обсуждение результатов. привлечение родителей (законных представителей) к планированию, разработке и реализации мероприятий: «1 сентября – День Знаний» День Здоровья «Новогодний праздник» «Последний учебный день» и др. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов. В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.). Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.). Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр. Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д. Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.). В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д. Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационнокомпьютерные технологии. Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, футляры с вырезанными в их крышках контурами предметов, как для правильного помещения, так и для ошибочных вариантов; трафареты, закрепляемые неподвижно в приборе «Школьник», с внутренним контуром; доски, покрытые слоем пластилина или другими вяжущими веществами; геометрические фигуры, доступные для изучения в соответствии с возрастными возможностями; карточки с рельефными рисунками линий, геометрических плоских предметов (бархат, пластмасса, наждачная бумага); магнитные доски; строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО); наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров; сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные; наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы; наборы палочек; сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости; пуговицы разного размера и различных цветов; природный материал: ракушки, камушки, шишки; муляжи овощей и фруктов; материал для лепки: пластилин; палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке; наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков; детские музыкальные инструменты.