Рабочая программа коррекционного курса Логопедические занятия для 4 класса на 2023-2024 учебный год. Учитель-логопед Ласкова А.О.

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И. Шляпникова
Приказ №___от «__» ______2023г

Рабочая программа
по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
для обучающихся 4 класса
(1 вариант)

Составитель: Ласкова А.О.
учитель логопед
1 квалификационная категория

Реж – 2023

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Логопедические занятия относятся к коррекционно-развивающей области и являются обязательной частью
учебного плана ГБОУ «Центр «Дар». В соответствии с учебным планом рабочая программа коррекционных курсов
«Логопедические занятия» в 4 классе рассчитана на 71 час (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в форме
групповых занятий; 1 час в неделю отводится на индивидуальные коррекционные занятия (по отдельному плану) – 3
часа в неделю:
9 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 6 часов, с 25 мая по 30 мая - 3 часа).
62 часа – на коррекционные групповые логопедические занятия.
Федеральная адаптированная основная образовательная программа определяет цель и задачи коррекционного
курса «Логопедические занятия».
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной
коммуникации.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 4 классе определяет следующую цель
и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной
этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
2

Задачи коррекционного курса:
− повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
− осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
− закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
− вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии,
дисграфии и дизорфографии.
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы, авторы:
Э. В. Якубовская, Я.В. Коршунов. Русский язык. 4 класс. – М.: «Просвещение», 2022 г.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» в 4 классе
Личностные результаты:
− осознание себя как ученика, заинтересованного посещением коррекционных занятий;
− умение слушать и понимать речь окружающих;
− умение вступать в контакт и работать в коллективе, используя принятые ритуалы
− социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик, ученики);
− овладение запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы, развитие умения
сформулировать запрос о помощи;
− умение начинать и поддерживать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание;
завершить разговор;
3

− умение оценивать совместно с учителем-логопедом результат своих действий и действий одноклассников.
Предметные результаты:
Имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех
обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень
− четко произносить автоматизированные звуки русского языка в
речевом потоке.
− производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
− дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустикоартикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
− определять место ударения в слове;
− с помощью педагога составлять и распространять предложения,
устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки
препинания в конце предложения;
− списывать рукописный и печатный текст целыми словами и
словосочетаниями;
− писать под диктовку предложения;
− связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;
− с помощью педагога составлять небольшие рассказы на
предложенную тему.

Достаточный уровень
− систематизировать обобщенные представления о звуковой
стороне речи.
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику,
активно использовать программную терминологию.
− владеть способами словообразования и словоизменения;
− интонационно правильно произносить предложения, выделять
главные и второстепенные члены предложения;
− выделять из предложения слова, обозначающие предметы,
действия, признаки;
− составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок
слов в предложении;
− составлять небольшие рассказы на предложенную тему;
− списывать рукописный и печатный текст целыми словами и
словосочетаниями;
− писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов);
− определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст;
− делить текст на части, устанавливать связь между частями
текста, выделять ключевые слова;
− составлять план текста;
− пересказывать текст по плану.

4

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов
освоения рабочей программы по коррекционному курсу
«Логопедические занятия» в 4 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может
оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей каждого обучающегося.
На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед
постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации
оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного опроса (индивидуального,
фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом
частотности допускаемых ошибок.
Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и
письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
5

В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика
Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании
заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти
градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество
использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное
выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
− высокий – 100 - 80%;
− выше среднего – 79,9 -65%;
− средний – 64,9 - 45%;
− низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее
несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить
динамику его речевого развития.

6

I.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной
стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися
грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к
полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование
лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и адекватное
использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку
навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их
основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная программа
построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне,
усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе
системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными
компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
− практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
− наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
− словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования
навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов
деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и
выполнения творческих заданий.
7

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта
и темпа усвоения программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
− упражнения для развития артикуляционной моторики;
− упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
− дыхательная гимнастика;
− коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
− формирование фонематических процессов;
− работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
− работа над предложением, текстом;
− обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является уточнение
артикуляции изучаемых звуков, самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).
Содержание разделов
№
п/п

Название раздела

Количество часов

Контрольные работы

2

1.

Обследование устной и письменной речи

9

2.

Гласные и согласные

1

3.

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда

15

4.

Дифференциация согласных по звонкости глухости

20

5.

Мягкий знак на конце в середине слова

3

6.

Сочетание гласных с шипящими

2
8

7.

Слово

4

8.

Ударение. Безударные гласные

5

9.

Предлоги. Дифференциация предлогов

8

Предложение

4

10.

Итого:

71

2

9

II.
Дата

№

Тема курса

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предметное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Минимальный уровень

Обследование устной и письменной речи – 6 часов
1.

Обследование звуко произносительной
стороны речи

1

Выявление умения ребенка
произносить тот иной звук
изолированно, в слове, в
предложении. Придумывание
короткой фразы с заданным
словом

Произносят звуки, слова (где
звук находится в разных
позициях). Подбирают картинки
на заданный звук с помощью
учителя – логопеда

Произносят звуки, слова (где
звук находится в разных
позициях), предложения.
Придумывают короткие
фразы с заданным словом.
Подбирают картинки на
заданный звук

2.

Обследование
экспрессивной стороны
речи и импрессивной
стороны речи

1

Понимание обращенной речи.
Выполнение предъявляемых на
слух словесных инструкций
различной сложности

Отвечают на вопросы учителя
логопеда.
Умеют воспроизводить слоговые
цепочки, слова, словосочетания,
предложения сопряженно и
отраженно.
Составляют фразы по
предметным картинкам с
помощью учителя-логопеда

Отвечают на вопросы
учителя-логопеда.
Произносят, воспроизводят
звуки, слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических
конструкций, грамматических
связей согласования,
управления.
Составляют
фразы
по
сюжетным картинкам

3.

Обследование связной
речи, словарного запаса

1

Выявление степени уровня
сформированности развернутого
самостоятельного высказывания

4.

Обследование
грамматического строя
речи, слоговой
структуры слова

1

5.

Обследование навыка
чтения

1

Выявление
правильности
построения
грамматической
структуры
предложения;
использования падежных форм
существительных;
правильное
употребление рода различных
частей речи; форм единственного
и множественного числа.
Произнесение звуков в слове,
определение их количества и
последовательность
Чтение предложений, простых
текстов.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Пересказ прочитанного
(прослушанного) текста.

6.

Обследование навыка
письма

1

Написание диктанта

Восстанавливают
последовательность сюжета с
опорой на инструкцию.
Составляют фразы по сюжетным
картинкам с помощью учителялогопеда
Умеют воспроизводить слоговые
цепочки, слова, словосочетания,
предложения сопряженно и
отраженно

Восстанавливают
последовательность сюжета.
Составляют
фразы
по
сюжетным картинкам

Читают предложения по
смешанному типу.
Отвечают на вопросы с опорой на
картинку

Читают доступный текст
правильно, целыми словами,
осознанно, соблюдая паузы на
знаках препинания

Списывают с печатного шрифта
доступный текст, вставляя
пропущенные буквы.
Пишут под диктовку доступный
текст после предварительного
разбора

Умеют писать под диктовку
текст

Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических
конструкций, грамматических
связей согласования,
управления

11

7.

8.

Гласные и согласные
звуки.
Их различение

Гласные звуки
Артикуляция гласных,
способы образования.
Слогообразующая роль
гласных

1

Гласные и согласные звуки – 1 час
Закрепление связи между звуком Умеют слышать и выделять
гласные и согласные звуки из
и буквой.
ряда звуков и букв с помощью
Произношение гласных и
учителя-логопеда.
согласных звуков, их различие.
Делят слова на слоги, определяют
Выделение в словах гласных и
звук (гласный или согласный).
согласных звуков.
Осуществляют звуко-буквенный
Деление слов на слоги,
анализ с помощью учителя –
выделение гласных и согласных
логопеда

Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда – 15 часов
1
Уточнение и закрепление
Правильно произносят гласные
звуки и соотносят их с
артикуляции гласных звуков.
соответствующей буквой.
Произношение гласных звуков.
Умеют вычленять гласный звук в
Закрепление понятия о
слове в ударной позиции в начале
слогообразующей роли гласных
и конце слова, под ударением на
звуков. Определение гласных
слух.
звуков по беззвучной
Называют первый звук в слове с
артикуляции. Графическое
помощью учителя-логопеда
изображение гласных звуков в
словах

Знают и различают гласные и
согласные звуки.
Выявляют особенности
звуков при произношении.
Умеют изображать с помощью
условных символов гласные и
согласные звуки. Находят
заданную букву,
обозначающие гласный или
согласный звук из ряда букв.
Подбирают слова на гласные и
согласные звуки. Делят слова
на слоги, Умеют проводить
звукобуквенный анализ и
синтез слова с целью
высказывания

Знают характеристику и
нормы произношения гласных
звуков.
Умеют записать серию
гласных букв по беззвучной
артикуляции учителялогопеда. Соотносят звук с
буквой и цветовым символом.
Называют гласный звук в
слове в ударной позиции: в

12

9.

Выделение (узнавание)
звука из ряда гласных,
слогов, на фоне слова.
Определение места звука

1

Выделение гласных звуков в
начальной позиции, под
ударением в начале, середине,
конце слова.

10.

Дифференциация звуков
и букв И - Й

1

Произнесение звуков и называние
букв
Сравнение звуков по
артикуляции, букв – по
написанию и цветовым символам
(И-красный, Й-зеленый)
Выделение звуков в словах,
определение места звука в словах
и называние соответствующей
буквы.
Написание пропущенных букв в
словах.
Дифференциация предметных
картинок
Упражнения в словоизменении
слов.
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза

начале, середине, конце слова
по картинному материалу и на
слух.

Правильно произносят звуки и
соотносят их с буквами.
Сравнивают звуки по
артикуляции и произношению.
Вставляют пропущенные буквы в
слова с опорой на предметные
картинки.
Изменяют слова по образцу с
помощью учителя-логопеда

Правильно произносят звуки и
соотносят их с буквами.
Сравнивают звуки по
артикуляции и произношению.
Умеют правильно подобрать
цветовой символ к звукам.
Выделяют и определяют место
звуков в словах.
Вставляют пропущенные
буквы в слова,
словосочетания, простые
предложения. Изменяют слова
по образцу

13

11.

Образование
звуков 2 ряда

гласных

12.

Дифференциация
гласных 1 и 2 ряда: Ы-И
в слогах, словах и
словосочетаниях

1

Прослушивание сказки об
образовании гласных 2 ряда.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением.
Выделение голосом гласной в
начале и конце слова и запись
соответствующей буквы на слух и
по предметным картинкам.
Развитие фонематического слуха
и восприятия

Слушают сказку об образовании
гласных звуков второго ряда.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда односложно. Выделяют
голосом начальную гласную в
слове и записывают
соответствующую букву (на
слух)

Слушают сказку об
образовании гласных звуков
второго ряда.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным
предложением.
Выделяют голосом гласную в
начале и конце слова и
записывают соответствующую
букву (на слух и по
предметным картинкам)

1

Различение букв в слогах, словах
и словосочетаниях.
Проговаривание слоговых
цепочек.
Написание пропущенных гласных
в словах.
Составление словосочетаний.
Развитие слухопроизносительной
дифференциации твердых и
мягких согласных.
Формирование навыков анализа и
синтеза слов.
Развитие зрительного и слухового
восприятия и внимания

Повторяют слоговую цепочку за
учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную букву
с опорой на картинный материал.
Умеют закончить словосочетание,
подобрав нужное по смыслу
слово с помощью учителя
логопеда

Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной буквой
по смыслу и написанию.
Запоминают и повторяют ряды
слогов.
Вставляют в слова нужную
букву.
Умеют закончить
словосочетание, подобрав
нужное по смыслу слово.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую
букву

14

13.

Дифференциация
гласных 1 и 2 ряда: Ы-И
в предложениях и тексте

1

Чтение предложений и текстов,
насыщенных гласными И-Ы.
Дифференцированная запись слов
из предложений.
Написание пропущенных гласных
букв в словах, предложениях и
тексте.
Изменение окончания слов в
предложениях и тексте по
смыслу.
Написание под диктовку текстов.
Развитие фонематического слуха
Формирование навыков анализа и
синтеза слов.

Читают предложения и тексты.
Записывают простые
предложения.
Подчеркивают слова с
дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя логопеда

Читают предложения и тексты.
Умеют выбрать и записать из
предложений (текстов) слова с
дифференцируемыми
гласными.
Изменяют слова в
предложениях (текстах) по
смыслу. Читают и записывают
предложение (текст), вставляя
дифференцируемые буквы

14.

Дифференциация
гласных звуков 1 и 2
ряда:
У-Ю в слогах, словах и
словосочетаниях

1

Различение звуков изолированно,
в слогах и словах,
словосочетаниях.
Проговаривание слоговых
цепочек.
Написание пропущенных гласных
звуков в словах.
Составление словосочетаний.
Развитие навыков звукового
анализа и синтеза.
Развитие слухопроизносительной
дифференциации твердых и
мягких согласных.
Развитие зрительного и слухового
восприятия и внимания

Повторяют слоговую цепочку за
учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную букву
с опорой на картинный материал.
Умеют закончить словосочетание,
подобрав нужное по смыслу
слово с помощью учителя
логопеда

Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной буквой
по смыслу и написанию.
Запоминают и повторяют ряды
слогов.
Вставляют в слова нужную
букву.
Умеют закончить
словосочетание, подобрав
нужное по смыслу слово.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую
букву

15

15.

Дифференциация
гласных звуков 1 и 2
ряда: У-Ю в
предложениях и
тексте

1

16.

Дифференциация
гласных звуков 1 и 2
ряда: А-Я в слогах,
словах и
словосочетаниях

1

Чтение предложений и текстов,
насыщенных гласными У-Ю.
Дифференцированная запись слов
из предложений
Написание пропущенных гласных
в предложениях и тексте.
Изменение окончания слов в
предложениях и тексте по
смыслу.
Написание под диктовку текстов.
Развитие фонематического слуха
Различение букв в слогах, словах
и словосочетаниях.
Проговаривание слоговых
цепочек.
Написание пропущенных гласных
в словах.
Составление словосочетаний.
Развитие слухопроизносительной
дифференциации твердых и
мягких согласных звуков.
Формирование навыков анализа
и синтеза слов
Развитие зрительного и слухового
восприятия и внимания

Читают предложения и тексты.
Записывают простые
предложения.
Подчеркивают слова с
дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя –
логопеда

Читают предложения и тексты.
Умеют выбрать и записать из
предложений (текстов) слова с
дифференцируемыми
гласными.
Изменяют слова в
предложениях (текстах) по
смыслу. Читают и записывают
предложение (текст), вставляя
дифференцируемые буквы

Повторяют слоговую цепочку за
учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в словах нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Умеют закончить словосочетание,
подобрав нужное по смыслу
слово с помощью учителя
логопеда

Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной буквой
по смыслу и написанию.
Запоминают и повторяют ряды
слогов.
Вставляют в словах нужную
букву.
Умеют закончить
словосочетание, подобрав
нужное по смыслу слово.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую
букву

16

17.

Дифференциация
гласных звуков 1 и 2
ряда: А-Я в
предложениях и
тексте

1

Чтение предложений и текстов,
насыщенных гласными звуков АЯ.
Дифференцированная запись слов
из предложений.
Написание пропущенных гласных
букв в словах, в предложениях и
тексте.
Изменение окончания слов в
предложениях и тексте по
смыслу.
Написание под диктовку текстов.
Развитие фонематического слуха

Читают предложения и тексты.
Записывают простые
предложения.
Подчеркивают слова с
дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя –
логопеда

Читают предложения и тексты.
Умеют выбрать и записать из
предложений (текстов) слова с
дифференцируемыми
гласными звуками.
Изменяют слова в
предложениях (текстах) по
смыслу. Читают и записывают
предложение (текст), вставляя
дифференцируемые буквы

18.

Дифференциация
гласных звуков 1 и 2
ряда: О-Ё в слогах,
словах и
словосочетаниях

1

Различение букв в слогах, словах
и словосочетаниях.
Проговаривание слоговых
цепочек.
Написание пропущенных гласных
звуков в словах.
Составление словосочетаний.
Развитие навыков звукового
анализа и синтеза.
Развитие слухопроизносительной
дифференциации твердых и
мягких согласных.
Развитие зрительного и слухового
восприятия и внимания

Повторяют слоговую цепочку за
учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную букву
с опорой на картинный материал.
Умеют закончить словосочетание,
подобрав нужное по смыслу
слово с помощью учителя
логопеда

Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной буквой
по смыслу и написанию.
Запоминают и повторяют ряды
слогов.
Вставляют в слова нужную
букву.
Умеют закончить
словосочетание, подобрав
нужное по смыслу слово.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую
букву

17

19.

Дифференциация
гласных звуков 1 и 2
ряда: О-Ё в
предложениях и
тексте

1

20.

Дифференциация
гласных: Ё-Ю в слогах,
словах и словосочетаниях

1

Чтение предложений и текстов,
насыщенных гласными О-Ё.
Дифференцированная запись слов
из предложений.
Написание пропущенных
гласных звуков в
предложениях и тексте.
Изменение окончания слов в
предложениях и тексте по
смыслу.
Написание под диктовку текстов.
Развитие фонематического слуха
Различение букв в слогах и
словах.
Проговаривание слоговых
цепочек.
Написание пропущенных
гласных звуков в словах.
Формирование навыков анализа
и синтеза слов.
Развитие зрительного и слухового
восприятия и внимания

Читают предложения и тексты.
Записывают простые
предложения.
Подчеркивают слова с
дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя –
логопеда

Читают предложения и тексты.
Умеют выбрать и записать из
предложений (текстов) слова с
дифференцируемыми
гласными.
Изменяют слова в
предложениях (текстах) по
смыслу. Читают и записывают
предложение (текст), вставляя
дифференцируемые буквы

Называют начальные буквы в
словах.
Повторяют слоговую цепочку за
учителем-логопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в слова нужную букву
с опорой на картинный материал.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда

Умеют сравнивать слова,
отличающиеся одной буквой по
смыслу и написанию.
Называют буквы в словах (в
начале, середине, конце) и
записывают их.
Запоминают и повторяют ряды
слогов.
Вставляют в слова нужную
букву.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую
букву

18

21.

Дифференциация
гласных: Ё-Ю в
предложениях и тексте

1

Чтение предложений и текстов,
насыщенных гласными Ю-Ё.
Дифференцированная запись слов
из предложений
Написание пропущенных гласных
в предложениях и тексте.
Написание под диктовку текстов.
Развитие фонематического слуха

Читают предложения и тексты.
Записывают простые
предложения.
Подчеркивают слова с
дифференцируемыми гласными.
Читают и записывают текст,
вставляя дифференцируемые
буквы с помощью учителя –
логопеда

Читают предложения и тексты.
Умеют выбрать и записать из
предложений (текстов) слова с
дифференцируемыми
гласными.
Читают и записывают
предложение (текст), вставляя
дифференцируемые буквы

22.

Тренировочные
упражнения по
дифференциации
гласных звуков 1 и
2 ряда

1

Чтение слов парами.
Сравнение слов по смыслу и
написанию.
Называние гласных звуков,
стоящих после согласных в
словах. Составление
предложений с парами слов.
Написание пропущенных гласных
в предложениях.
Написание под диктовку слов и
предложений.
Развитие фонематического слуха

Читают слова парами.
Сравнивают пары слов по
звучанию.
Называют гласные звуки,
стоящие после согласных.
Составляют предложения с
опорой на картинку с парами
слов. Вставляют в предложение
пропущенные слова с помощью
учителя-логопеда.
Списывают слова и предложения

Читают слова парами. Умеют
сравнить и объяснить
значение слов.
Выделяют гласные, стоящие
после согласных.
Различают твердые и мягкие
согласные звуки.
Умеют подчеркнуть мягкие
согласные буквы в словах.
Составляют предложения без
опоры) на картинку с парами
слов.
Вставляют в предложение
пропущенные слова.
Пишут под диктовку слова и
предложения

Дифференциация согласных по глухости-звонкости - 20 часов
(дифференциация согласных звуков должна базироваться на результатах первичного обследования письменной речи обучающихся,
различаемые пары могут ежегодно варьироваться)

19

23.

Звук и буква К.
Артикуляция,
звучание, выделение
звука в слове,
определение места
звука в слове. Слоги,
слова, предложения со
звуком и буквой К

1

24.

Звук и буква Г.
Артикуляция, звучание,
выделение звука из
слов, определение места
звука в слове. Слоги,
слова, предложения со
звуком и буквой Г

1

Упражнения в правильном
произнесении звука.
Соотнесение звука с буквой и
символами для его обозначения.
Выделение звука из слогов, слов.
Определение наличие
/отсутствие звука в словах.
Определение места звука в слове.
Запоминание и воспроизведение
рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии
которых слышится изучаемый
звук. Изменение и
словообразование слов по
образцу.
Составление и чтение слов из
слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением
Развитие звукового анализа и
синтеза

Правильно произносят звук.
Называют слова, в которых есть
изучаемый звук.
Выбирают (называют)
предметные картинки, в которых
есть изучаемый звук и буква.
Вставляют в словах нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Выделяют звук из слогов и слов,
записывают соответствующую
букву с опорой на картинный
материал.
Произносят слова сопряженно,
выделяя изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда односложно

Знают характеристику и
норму произношения звука.
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и словах. Определяют
наличие/отсутствие звука в
словах. Умеют определить
место звука в слове.
Соотносят звук и букву устно
и на письме. Пишут под
диктовку слова, выделяя
букву. Выделяют звук из
слогов и слов, записывают
соответствующую букву.
Произносят слова отраженно,
выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в
названии которых слышится
изучаемый звук.
Составляют, читают и
записывают слова и
предложения с изучаемой
буквой. Отвечают на вопросы
учителя-логопеда полным
ответом

20

25.

Дифференциация звука
и буквы Г- К.
Сравнение звуков по
артикуляции, звучанию,
букв – по написанию

1

Сравнение звуков по способу
образования путем выработки
четкой артикуляторно-моторной
координации.
Развитие умения соотносить звук
с графемой.
Выделение начальных звуков в
слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно

Произносят звуки изолированно,
в слогах и словах.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах.
Читают слоги хором

26.

Различение звука и
буквы Г - К в слогах,
словах

1

Выделение звуков из слогов,
слов.
Произнесение слоговых цепочек
и чистоговорок.
Определение места звука в
словах.
Проговаривание и чтение слов
парами.
Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование и
словоизменение новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение
предложений.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением

Выделяют начальный звук в
слогах и словах.
Повторяют за учителем
логопедом слоговые цепочки,
чистоговорки.
Произносят слова парами
сопряженно, выделяя изучаемый
звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой
буквой.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда односложно

Знают характеристику и
нормативное произношение
различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по месту
и способу образования. Умеют
соотносить звук с графемой.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Проговаривают слоговые
цепочки, пары слов и
чистоговорки.
Определяют место звука в
словах, записывают
соответствующую букву.
Образуют новые слова
различными способами.
Вставляют пропущенные
буквы в слова и предложения.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным ответом

21

27.

Различение звука и
буквы Г - К в
предложениях, связных
текстах

1

Подбор подходящих по смыслу
пар слов в предложения.
Развитие умения находить
составлять предложения из
словосочетаний.
Запись предложений с
пропущенными буквами в словах,
подбор к ним проверочных слов.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического слуха
и восприятия

Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в
предложение с опорой на
картинку. Умеют составить из
словосочетаний простое
предложение. Записывают
предложения, вставляя
пропущенные буквы в слова с
помощью учителя-логопеда.
Отвечают простым
предложением на вопрос
учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
сопряженно с учителем
логопедом

28.

Звук и буква Ж.
Артикуляция, звучание,
выделение звука из слов,
определение места звука
в слове.

1

Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и
символами для его обозначения.

Правильно произносят звук.
Называют слова, в которых есть
изучаемый звук.
Выбирают (называют)
предметные картинки, в которых
есть изучаемый звук и буква.

Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в
предложение.
Умеют составить из
словосочетаний
распространенное
предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные буквы в
слова.
Умеют подобрать проверочное
слово.
Отвечают распространённым
предложением на вопросы
учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
Знают характеристику и
норму произношения звука.
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и словах. Определяют
наличие/отсутствие звука в

22

29.

Звук и буква Ш.
Артикуляция, звучание,
выделение звука из слов,
определение места звука
в слове.

1

Выделение звука из слогов, слов.
Определение наличие
/отсутствие звука в словах.
Определение места звука в слове.
Запоминание и воспроизведение
рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии
которых слышится изучаемый
звук. Изменение и
словообразование слов по
образцу.
Составление и чтение слов из
слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением.
Формирование навыков анализа и
синтеза слов.

Вставляют в словах нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Выделяют звук из слогов и слов,
записывают соответствующую
букву с опорой на картинный
материал.
Произносят слова сопряженно,
выделяя изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда односложно

словах. Умеют определить
место звука в слове.
Соотносят звук и букву устно
и на письме. Пишут под
диктовку слова, выделяя
букву. Выделяют звук из
слогов и слов, записывают
соответствующую букву.
Произносят слова отраженно,
выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в
названии которых слышится
изучаемый звук.
Составляют, читают и
записывают слова и
предложения с изучаемой
буквой. Отвечают на вопросы
учителя-логопеда полным
ответом

23

30.

Дифференциация звуков
и букв Ж - Ш.
Сравнение звуков по
артикуляции, звучанию,
букв – по написанию

1

31.

Различение звуков и
букв Ж - Ш в слогах,
словах

1

Сравнение звуков по способу
образования путем выработки
четкой артикуляторно-моторной
координации.
Развитие умения соотносить звук
с графемой.
Выделение начальных звуков в
слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно

Произносят звуки изолированно,
в слогах и словах.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах.
Читают слоги хором

Знают характеристику и
нормативное произношение
различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по месту
и способу образования. Умеют
соотносить звук с графемой.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Автоматизация звука в слогах, Выделяют начальный звук в
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
словах, фразах.
слогах и словах.
соответствующую букву.
Выделение звуков из слогов,
Повторяют за учителем
Проговаривают слоговые
логопедом слоговые цепочки и
слов.
цепочки, пары слов и
Произнесение слоговых цепочек чистоговорки.
чистоговорки.
Произносят слова парами
и чистоговорок.
сопряженно, выделяя изучаемый Определяют место звука в
Определение места звука в
словах, записывают
звук голосом.
словах.
соответствующую букву.
Изменяют слова по образцу
Проговаривание и чтение слов
Образуют новые слова
учителя-логопеда.
парами.
различными способами.
Читают и записывают слова и
Запись слов в два столбика по
предложения с изучаемой буквой. Вставляют пропущенные
наличию звука.
буквы в слова и предложения.
Отвечают на вопросы учителя
Словообразование и
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно
словоизменение новых слов.
логопеда полным ответом
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение
предложений.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением

24

32.

Различение звуков и букв
Ж - Ш в предложениях,
связных текстах

1

Подбор подходящих по смыслу
пар слов в предложения.
Развитие умения составлять
предложения из словосочетаний.
Запись предложений с
пропущенными буквами в
словах, подбор к ним
проверочных слов. Ответы на
вопросы учителя логопеда
полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического слуха
и восприятия

Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в
предложение с опорой на
картинку. Умеют составить из
словосочетаний простое
предложение. Записывают
предложения, вставляя
пропущенные буквы в слова с
помощью учителя-логопеда.
Отвечают простым
предложением на вопрос
учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
сопряженно с учителем
логопедом

33.

Звук и буква В.
Артикуляция, звучание,
выделение звука из слов,
определение места звука
в слове.

1

Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и
символами для его обозначения.

Правильно произносят звук.
Называют слова, в которых есть
изучаемый звук.
Выбирают (называют)
предметные картинки, в которых
есть изучаемый звук и буква.

Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в
предложение.
Умеют составить из
словосочетаний
распространенное
предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные буквы в
слова.
Умеют подобрать проверочное
слово.
Отвечают распространённым
предложением на вопросы
учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
Знают характеристику и
норму произношения звука.
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и словах. Определяют
наличие/отсутствие звука в

25

34.

Звук и буква Ф.
Артикуляция, звучание,
выделение звука из слов,
определение места звука
в слове.

1

Выделение звука из слогов, слов.
Определение наличие
/отсутствие звука в словах.
Определение места звука в слове.
Запоминание и воспроизведение
рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии
которых слышится изучаемый
звук. Изменение и
словообразование слов по
образцу.
Составление и чтение слов из
слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением
Развитие звукового анализа и
синтеза

Вставляют в словах нужную
букву с опорой на картинный
материал.
Выделяют звук из слогов и слов,
записывают соответствующую
букву с опорой на картинный
материал.
Произносят слова сопряженно,
выделяя изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда односложно

словах. Умеют определить
место звука в слове.
Соотносят звук и букву устно
и на письме. Пишут под
диктовку слова, выделяя
букву.
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают
соответствующую букву.
Произносят слова отраженно,
выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда. Выбирают
картинки, в названии которых
слышится изучаемый звук.
Составляют, читают и
записывают слова и
предложения с изучаемой
буквой. Отвечают на вопросы
учителя-логопеда полным
ответом

26

35.

Дифференциация звуков
и букв В - Ф.
Сравнение звуков по
артикуляции, звучанию,
букв – по написанию

1

Сравнение звуков по способу
образования путем выработки
четкой артикуляторно-моторной
координации.
Развитие умения соотносить звук
с графемой.
Выделение начальных звуков в
слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно

36.

Различение звуков и букв
В - Ф в слогах,
словах

1

Выделение звуков из слогов,
слов.
Произнесение слоговых цепочек
и чистоговорок.
Определение места звука в
словах.
Проговаривание и чтение слов
парами.
Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование и
словоизменение новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение
предложений. Ответы на вопросы
учителя логопеда полным
предложением

Знают характеристику и
нормативное произношение
различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по месту
и способу образования. Умеют
соотносить звук с графемой.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук в
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
слогах и словах.
соответствующую букву.
Повторяют за учителем
Проговаривают слоговые
логопедом слоговые цепочки,
цепочки, пары слов и
чистоговорки.
чистоговорки.
Произносят слова парами
сопряженно, выделяя изучаемый Определяют место звука в
словах, записывают
звук голосом.
соответствующую букву.
Изменяют слова по образцу
Образуют новые слова
учителя-логопеда.
различными способами.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой буквой. Вставляют пропущенные
буквы в слова и предложения.
Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителялогопеда односложно
логопеда полным ответом
Произносят звуки изолированно,
в слогах и словах.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах.
Читают слоги хором

27

37.

Различение звуков и
букв
В - Ф в
предложениях, связных
текстах

1

38.

Звук и буква З.
Артикуляция, звучание,
выделение звука из
слов, определение места
звука в слове. Слоги,
слова, предложения со
звуком и буквой З

1

Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в
предложение.
Умеют составить из
словосочетаний
распространенное
предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные буквы в
слова.
Умеют подобрать проверочное
слово.
Отвечают распространённым
предложением на вопросы
учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
Автоматизация звука в слогах, Правильно произносят звук.
Знают характеристику и норму
Называют
слова,
в
которых
есть
произношения звука.
словах, фразах.
изучаемый звук.
Различают произношение
Соотнесение звука с буквой и
Выбирают
(называют)
символами для его обозначения.
твердого и мягкого звука в
Выделение звука из слогов, слов. предметные картинки, в которых слогах и словах. Определяют
есть изучаемый звук и буква.
Определение наличие
наличие/отсутствие звука в
Вставляют в словах нужную
/отсутствие звука в словах.
словах. Умеют определить
Определение места звука в слове. букву с опорой на картинный
место звука в слове. Соотносят
материал.
Запоминание и воспроизведение
звук и букву устно и на письме.
Выделяют звук из слогов и слов,
рядов слогов и слов.
Пишут под диктовку слова,
записывают соответствующую
Выбор картинок, в названии
выделяя букву. Выделяют звук
букву с опорой на картинный
которых слышится изучаемый
из слогов и слов, записывают
материал.
звук. Изменение и
соответствующую букву.
Произносят слова сопряженно,
словообразование слов по
выделяя изучаемый звук голосом. Произносят слова отраженно,
образцу.
выделяя изучаемый звук
Подбор подходящих по смыслу
пар слов в предложения.
Развитие умения находить
составлять предложения из
словосочетаний.
Запись предложений с
пропущенными буквами в словах,
подбор к ним проверочных слов.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического слуха
и восприятия

Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в
предложение с опорой на
картинку. Умеют составить из
словосочетаний простое
предложение. Записывают
предложения, вставляя
пропущенные буквы в слова с
помощью учителя-логопеда.
Отвечают простым
предложением на вопрос
учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
сопряженно с учителем
логопедом

28

39.

Звук и буква С.
Артикуляция, звучание,
выделение звука из
слов, определение места
звука в слове. Слоги,
слова, предложения со
звуком и буквой С

1

40.

Дифференциация звуков
и букв З - С.
Сравнение звуков по
артикуляции, звучанию,
букв – по написанию

1

Составление и чтение слов из
слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением
Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.

Изменяют слова по образцу
учителя логопеда. Читают и
записывают слова и предложения
с изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда односложно

голосом. Изменяют слова по
образцу учителя-логопеда.
Выбирают картинки, в
названии которых слышится
изучаемый звук.
Составляют, читают и
записывают слова и
предложения с изучаемой
буквой. Отвечают на вопросы
учителя-логопеда полным
ответом

Сравнение звуков по способу
образования путем выработки
четкой артикуляторно-моторной
координации.
Развитие умения соотносить звук
с графемой.
Выделение начальных звуков в
слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно.

Произносят звуки изолированно,
в слогах и словах.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах.
Читают слоги хором

Знают характеристику и
нормативное произношение
различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по месту
и способу образования. Умеют
соотносить звук с графемой.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Читают слоги по слоговой
таблице

29

41.

Различение З - С в
слогах, словах

1

Выделение звуков из слогов,
слов.
Произнесение слоговых цепочек
и чистоговорок.
Определение места звука в
словах.
Проговаривание и чтение слов
парами.
Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование и
словоизменение новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение
предложений.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением

Выделяют начальный звук в
слогах и словах.
Повторяют за учителем
логопедом слоговые цепочки,
чистоговорки.
Произносят слова парами
сопряженно, выделяя изучаемый
звук голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда.
Читают и записывают слова и
предложения с изучаемой бук
вой.
Отвечают на вопросы учителя
логопеда односложно

Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Проговаривают слоговые
цепочки, пары слов и
чистоговорки.
Определяют место звука в
словах, записывают
соответствующую букву.
Образуют новые слова
различными способами.
Вставляют пропущенные
буквы в слова и предложения.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным ответом

30

42.

Различение З - С в
предложениях, связных
текстах

1

43.

Мягкий знак для
обозначения мягкости
согласных на письме (на
конце слова)

1

Подбор подходящих по смыслу
пар слов в предложения.
Развитие умения находить
составлять предложения из
словосочетаний.
Запись предложений с
пропущенными буквами в
словах, подбор к ним
проверочных слов. Ответы на
вопросы учителя логопеда
полным предложением.
Чтение чистоговорок.
Развитие фонематического слуха
и восприятия

Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в
предложение с опорой на
картинку. Умеют составить из
словосочетаний простое
предложение. Записывают
предложения, вставляя
пропущенные буквы в слова с
помощью учителя-логопеда.
Отвечают простым
предложением на вопрос
учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки
сопряженно с учителем
логопедом

Мягкий знак на конце в середине слова – 3 часа
Различение твердых и мягких
Умеют определять в слове
согласных.
последний согласный по
Называние мягкого согласного.
твердости мягкости с помощью
Чтение слов парами.
учителя логопеда.
Сравнение пар слов по смыслу,
Называют мягкий согласный
звук.
звучанию и написанию.
Изменение слов с помощью
Читают слова парами
мягкого знака.
Развитие умения писать слова с
мягким знаком на конце.
Развитие фонематического слуха

Подбирают подходящие по
смыслу слова-пары в
предложение.
Умеют составить из
словосочетаний
распространенное
предложение.
Записывают предложения,
вставляя пропущенные буквы
в слова.
Умеют подобрать
проверочное слово.
Отвечают распространённым
предложением на вопросы
учителя-логопеда.
Проговаривают чистоговорки

Умеют определять в слове
последний согласный по
твердости-мягкости.
Называют мягкий согласный
звук.
Читают слова парами.
Различают слова по смыслу,
звучанию и написанию. Умеют
писать слова с мягким знаком
и без него на конце слов под
диктовку

31

44.

Мягкий знак для
обозначения мягкости
согласных (в середине
слов)

1

45.

Тренировочные
упражнения по
обозначению мягкости
согласных с помощью
мягкого знака

1

46.

Работа над
преодолением ошибок
на правописание: чу-щу,
ча-ща

1

Различение твердых и мягких
согласных звуков в середине
слова.
Называние мягкого согласного в
середине слова. Чтение слов
парами.
Сравнение пар слов по смыслу,
звучанию и написанию.
Изменение слов с помощью
мягкого знака.
Развитие умения писать слова с
мягким знаком в середине.
Развитие фонематического слуха
Закрепление написания слов с
мягким знаком на конце и
середине слова в предложениях и
тексте.
Развитие фонематического слуха

Умеют определять в слове
последний согласный по
твердости мягкости с помощью
учителя логопеда.
Называют мягкий согласный
звук.
Читают слова парами.
Записывают слова по
предметным картинкам

Умеют определять в слове
последний согласный по
твердости-мягкости.
Называют мягкий согласный.
Читают слова парами.
Различают слова по смыслу,
звучанию и написанию.
Выделяют произношением
мягкие согласные звуки и
обозначают их на письме.
Пишут слова под диктовку

Записывают слова с мягким
знаком на конце и середине слова
по картинкам.
Вставляют пропущенный мягкий
знак в словах, предложениях с
помощью учителя-логопеда

Записывают слова с мягким
знаком на конце и середине
слова по картинкам, на слух.
Вставляют пропущенный
мягкий знак в словах,
предложениях.
Пишут под диктовку текст

Сочетание гласных с шипящими – 2 часа
Различение звуков по
Закрепляют правописание слов с
сочетаниями гласных звуков с
акустическим признакам.
шипящими.
Дифференциация звуков и букв
для обозначения на письме после Изменяют слова по образцу.
Пишут слова на изучаемое
шипящих.

Закрепляют правописание слов
с сочетаниями гласных звуков
с шипящими.
Умеют объяснить орфограмму.
Отгадывают загадки,
записывают слова-отгадки.

32

47.

Работа над
преодолением ошибок
на правописание: жи-ши

1

48.

Родственные слова

1

49.

Родственные слова

1

Закрепление правописания слов с
сочетаниями шипящих и гласных
звуков.
Чтение и написание слов с
сочетаниями ча-ща, чу-щу; шижи.
Изменение слов по образцу.
Развитие умения находить в
словах данные сочетания.
Образование слов из
предложенных слогов.
Отгадывание загадок,
закрепление правописания словотгадок

правило с помощью учителя
логопеда.
Отгадывают загадки

Слово - 4 часа
Умение находить и выделять
Находят и выделяют
родственные слова, ориентируясь
группы родственных слов.
на цветовые символы.
Подбор родственных слов к
данным словам.
Выделение общей части в
родственных словах.
Выделение из ряда слов
неподходящего по смыслу слово.
Развитие навыка
словообразования и подбора
родственных слов

Выделяют общую часть в
родственных словах с помощью
учителя-логопеда

Накапливают слова с
изучаемой орфограммой

Находят и выделяют
родственные слова.
Выделяют общую часть в
родственных словах.

Умеют подобрать родственные
слова по главному слову
«гнезда» родственных слов.
Выделяют на слух
родственные слова.
Образовывают новые
родственные слова

33

Состав слова.
Образование слов
Состав слова.
Образование слов

1

52.

Ударение (фонетическая
и смыслоразличительная
роль)

1

53.

Формо-различительная
роль ударения

1

50.
51.

1

Выделение в словах корня,
приставки и суффикса.
Словообразование слов с
помощью приставки и суффикса.
Развитие слухового восприятия и
внимания

Читают слова находят корень,
выделяют его; суффикс и
приставку – с помощью учителя
логопеда.
Изменяют слова по образцу

Ударение. Безударные гласные в слове– 5 часов
Выделение голосом ударного
Умеют отхлопывать ритмический
слога.
рисунок слова.
Определение сильной позиции
Воспроизводят ритм слова с
выделением ударного гласного
гласного звука в слове.
путём отстукивания,
Постановка ударения в словах.
Подбор к слову соответствующей отхлопывания с помощью
учителя-логопеда
картинки.
Выбор слова с одинаковым
написанием, но разным
значением. Расширение и
активизация словарного запаса
Развитие фонематического слуха
и восприятия
Чтение предложений парами.
Читают предложения парами.
Развитие умения находить слова с Находят слова с одинаковым
написанием.
одинаковым написанием.
Ставят ударение в выделенных
Постановка ударения.
словах с помощью учителя
Грамматическое значение слов
логопеда

Умеют образовывать новые
слова от корня с помощью
приставки и суффикса.
Изменяют слова по образцу.
Умеют подобрать подходящее
по смыслу слово в
предложении
Умеют отхлопывать
ритмический рисунок слова.
Воспроизводят ритм слова с
выделением ударного гласного
путём отстукивания,
отхлопывания.
Умеют слышать ударный
гласный в слове.
Умеют понимать значение
слова, когда ударение
перемещается

Читают предложения парами.
Находят слова с одинаковым
написанием.
Умеют поставить ударение в
словах в соответствии со
смысловым значением.
Объясняют грамматическое
значение слов в предложении

34

54.

Ударные и безударные
гласные в слове.

1

Прослушивание
стихотворения
про ударение.
Постановка ударения в словах.
Выделение безударных гласных
звуков в словах.
Словоизменение и
словообразование слов.
Запись слов с пропущенными
буквами

Слушают стихотворение про
ударение.
Ставят ударение в словах с
помощью учителя-логопеда.
Выделяют безударные гласные с
помощью учителя-логопеда.
Вставляют в слова пропущенные
безударные гласные, используя
слова для справок

55.

Подбор проверочных
слов к словам с
безударным гласным
звуков
Тренировочные
упражнения по подбору
проверочных слов к
словам с безударной
гласной

1

Выделение безударного слога и
безударной гласной. Подбор
проверочных слов. Запись слов
с пропущенными буквами.
Расширение и активизация
словарного запаса.
Развитие фонематического слуха
и восприятия

Выделяют безударный слог и
безударную гласную в словах. С
помощью учителя –логопеда
подбирают проверочные слова и
называют нужную гласную
букву

56.

57.

Предлог, как
самостоятельное слово

1

1

Предлоги. Дифференциация предлогов – 8 часов
Закрепление знаний о предлоге
Повторяют предлоги и находят их
в словосочетании и предложении
как слове и его роли в речи.
с помощью учителя логопеда
Отработка пространственного
значения предлогов.
Развитие умения находить
предлоги в предложении.
Правильное использование
предлогов в речи

Слушают стихотворение про
ударение.
Умеют поставить ударение в
словах.
Выделяют безударные гласные
и подбирают проверочные
слова.
Вставляют в слова
пропущенные безударные
гласные
Выделяют в слове безударный
слог и безударную гласную.
Умеют подобрать
проверочные слова к слову с
безударной гласной.
Расширяют словарный запас
через накопление гнезд
родственных слов.
Записывают под диктовку
слова разной степени
сложности и подбирают к
ним проверочные слова
Повторяют предлоги, их
значение и роль в
словосочетаниях и
предложениях. Находят
предлоги в предложении
Правильно используют
предлоги в речи

35

1

Различение предлогов между
собой.
Ответы на вопросы учителя
логопеда.
Чтение словосочетаний
(предложений),

Отвечают на вопросы учителя
логопеда односложно с
использованием предлогов.
Выбирают нужный предлог с
опорой на картинку.

Различают предлоги.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным
предложением с соблюдением
предложно-падежных

выбор нужного предлога.
Запись предложений с
использованием предлогов.
Развитие пространственных
представлений

Записывают предложения с
использованием предлога с
помощью учителя-логопеда

конструкций.
Вставляют нужный
пропущенный предлог в
словосочетание
(предложение)

Различение предлогов между
собой.
Ответы на вопросы учителя
логопеда.
Чтение словосочетаний
(предложений), выбор нужного
предлога.
Составление предложений из
слов с использованием нужных
предлогов.
Развитие пространственных
представлений

Отвечают на вопросы учителя
логопеда односложно с
использованием предлогов.
Составляют предложения из
данных слов, правильно выбирая
нужный предлог с помощью
учителя-логопеда

Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным
предложением с соблюдением
предложно-падежных
конструкций.
Составляют предложения из
данных слов, правильно
выбирая нужный предлог.
Вставляют нужные
пропущенные предлоги в
предложения.
Составляют предложении из
данных слов, изменяя слова по
смыслу

58.

Дифференциация
предлогов. На – в

1

59.

Дифференциация
предлогов С – из

60.

Дифференциация
предлогов. По – к

1

61.

Дифференциация
предлогов.
За - из-за
Дифференциация
предлогов. Над – под

1

63.

Употребление предлогов
в связной речи

1

64.

Тренировочные
упражнения по
употреблению
предлогов в речи

1

62.

1

36

согласных звуков.
Деление слов на слоги,
выделение гласных и согласных

65.

Уточнение и
закрепление понятия
«предложение»

1

ют звук (гласный или согласный).
Осуществляют звуко-буквенный
анализ с помощью учителя –
логопеда

Предложение – 4 часа
Определение понятия
С помощью учителя-логопеда
составляют распространенное
«Предложение».
Составление
и
запись предложение с опорой на
картинку.
предложений по картинкам.
Составление графической схемы Умеют составлять и записывать
предложения по картинкам.
предложения.
Составляют графические схемы
Определение количества слов в
предложений.
предложении.
Определяют количество слов в
Формирование навыков
предложении с помощью
зрительного и слухового
учителя-логопеда
вербального анализа

щью условных символов
гласные и согласные звуки.
Находят заданную букву,
обозначающие гласный или
согласный звук из ряда букв.
Подбирают слова на гласные
и согласные звуки. Делят
слова на слоги,
Умеют
проводить звукобуквенный
анализ и синтез слова
Умеют чувствовать
синтаксическую основу
предложения. Составляют
распространенное
предложение; следят за
правильностью произнесения
фразы.
Составляют и записывают
предложения по картинкам,
графическим схемам,
предложений.
Определяют количество слов в
предложении

37

66.

Интонационное
оформление
предложений

1

Слушание, чувствование и
понимание интонационной
законченности предложения.
Понимание видов предложения
по цели высказывания. Функции
предложения.
Развитие слухового восприятия

Умеют произносить простые
предложения, делая остановку в
конце предложения.
По образцу учителя-логопеда
правильно произносят
предложения по цели
высказывания. Ставят знаки в
конце предложения с помощью
учителя-логопеда и в
соответствии с целью
высказывания

Умеют слышать, чувствовать,
понимать интонационную
законченность предложения
по цели высказывания;
правильно передавать
тембровую окраску
предложения в соответствии с
заданием учителя-логопеда,
опираясь на слуховое
восприятие. Ставят
правильный знак в конце
предложения в соответствии с
целью высказывания

67.

Предложение.
Составление
предложений по вопросу,
по
началу, из набора слов,
«деформированные
предложения»

1

Составление предложений из
разрозненных слов, по началу
предложения, вопросу учителя
логопеда.
Составляют из слов, данных в
правильной и неправильной
грамматической форме,
предложение.

Отвечают на вопрос учителя
логопеда полным ответом.
Составляют предложения по его
началу с помощью наводящих
вопросов учителя-логопеда.
Составляют предложения из слов,
данных в правильной
грамматической форме с
помощью учителя-логопеда

Отвечают на вопрос учителя
логопеда полным ответом.
Составляют предложения по
его началу.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной и
неправильной грамматической
форме.
Составляют предложения из
данных слов так, чтобы

38

68.

69.

Предложение.
Тренировочные
упражнения по
составлению
предложений по
вопросу, по началу, из
набора слов,
«деформированные
предложения»

Обследование
экспрессивной и
импрессивной стороны
речи

1

1

Формирование навыков
зрительного и слухового
вербального анализа

Обследование устной и письменной речи – 3 часа
Понимание обращенной речи.
Умеют отвечать на вопросы
Выполнение предъявляемых на
учителя-логопеда.
слух словесных инструкций
Умеют воспроизводить слоговые
различной сложности
цепочки, слова, словосочетания,
предложения сопряженно и
отраженно.
Составляют фразы по
предметным картинкам с
помощью учителя-логопеда

выделенные слова были
первыми в предложении.
Составляют предложения,
поставив слова в нужном
порядке и падеже

Умеют отвечать на вопросы
учителя-логопеда.
Произносят, воспроизводят
звуки, слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических
конструкций, грамматических
связей согласования,
управления.
Составляют фразы по
сюжетным картинкам

39

70.

Обследование устной
речи

1

Чтение слов, предложений,
простых текстов.
Ответы на вопросы учителя
логопеда.
Пересказ прочитанного
(прослушанного) текста

Читают предложения по
смешанному типу.
Отвечают на вопросы с опорой на
картинку

Читают доступный текст
правильно, целыми словами,
осознано, соблюдая паузы на
знаках препинания.
Пересказывают прочитанный
материал

71.

Обследование
письменной речи

1

Написание диктанта. Работа
над ошибками

Умеют списывать предложенный
текст с печатного варианта.
Умеют написать слова или
простую фразу с помощью
учителя логопеда

Умеют писать под диктовку
текст.
Умеют находить допущенные
ошибки и исправлять их после
предварительного анализа и
разбора учителем-логопедом

40

Лист согласований и изменений
Дата
Место внесения изменений
внесения
изменений

Подпись лица,
вносившего
изменения

Подпись лица,
принявшего
изменения

41

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».