Рабочая программа коррекционного курса Логопедические занятия для 3 класса на 2023-2024 учебный год. Учитель-логопед Ласкова А.О.

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И. Шляпникова
Приказ №___от «__» ______2023г

Рабочая программа
по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
для обучающихся 3 класса
(1 вариант)
Составитель: Ласкова А.О.
учитель логопед
1 квалификационная категория

Реж – 2023

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Логопедические занятия относятся к коррекционно-развивающей области и являются обязательной частью
учебного плана ГБОУ «Центр «Дар». В соответствии с учебным планом рабочая программа коррекционных курсов
«Логопедические занятия» в 3 классе рассчитана на 71 час (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в форме
групповых занятий; 1 час в неделю отводится на индивидуальные коррекционные занятия (по отдельному плану) –
3 часа в неделю:
9 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 6 часов, с 25 мая по 30 мая - 3 часа).
62 часа – на коррекционные групповые логопедические занятия.
Федеральная адаптированная основная образовательная программа определяет цель и задачи коррекционного
курса «Логопедические занятия».
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной
коммуникации.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 3 классе определяет следующую
цель и задачи:

2

Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной
этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
− повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
− осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
− закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
− вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии,
дисграфии и дизорфографии.
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы:
Э. В. Якубовская, Я.В. Коршунов. Русский язык. 3 класс. – М.: «Просвещение», 2022 г.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» в 3 классе
Личностные результаты:
− осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением;
− расширение представлений о многообразии окружающего мира;
− ориентировка в пространстве класса;
− умение слушать указания и инструкции учителя-логопеда, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним
строить ответ в устной форме;
− развитие умения оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений),
принимать участие в диалоге;
3

− умение корригировать собственную деятельность в соответствии с высказанным замечанием, оказанной
помощью, элементарной самооценкой результатов выполнения учебного задания; формирование умения оценивать
совместно с учителем-логопедом результат своих действий и действий одноклассников.
Предметные результаты:
Имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для
всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень
− четко произносить автоматизированные звуки русского языка
в речевом потоке;
− производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
− дифференцировать звуки;
− находить основные грамматические термины: предложение,
словосочетание, слово, слог, определять и обозначать на письме
гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки,
твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове,
обозначение звука буквой;
− находить и правильно писать предлоги;
− составлять и распространять предложения по картинке;
− подбирать по вопросам названия предметов и действий;
− списывать по слогам слова и короткие предложения с
печатного и рукописного текста;
− связно высказываться по предложенному плану в виде
вопросов (2-3 пункта).

Достаточный уровень
− иметь обобщенные представления о звуковой стороне речи;
− проводить звуко-буквенный и слоговой анализ слов;
− обозначать мягкость согласных на письме;
− дифференцировать согласные по звонкости-глухости;
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику,
использовать программную терминологию;
− объяснять лексическое значение слов; владеть способами
словообразования с помощью суффиксов и приставок;
− различать приставки и предлоги;
− распознавать имена существительные и прилагательные;
согласовывать существительные с прилагательными, изменять
по родам и числам, знать грамматические признаки глагола;
уметь изменять глаголы по числам и временам; согласовывать
существительные с глаголами в числе;
− интонационно правильно произносить предложения;
− выделять конец предложения соответствующими знаками
препинания;
− составляют предложение из слов и по картине;
− восстанавливать деформированный текст;
4

− устанавливать связь между словами в предложении;
− списывать текст целыми словами, писать под диктовку (15-20
слов);
− связно высказываться по предложенному плану в виде
вопросов (3-4 пункта).

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых
результатов освоения рабочей программы по коррекционному курсу
«Логопедические занятия» в 3 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может
оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей каждого обучающегося.

5

На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед
постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и
формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного опроса (индивидуального,
фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом
частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга.
Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена
методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании
заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти
градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и
количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата.
Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
− высокий – 100 - 80%;
− выше среднего – 79,9 -65%;
− средний – 64,9 - 45%;
− низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее
несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить
динамику его речевого развития.

6

I.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной
стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися
грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к
полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее
совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное
и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя
речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в
дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных
текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на
более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы.
Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного
подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
− практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
− наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
− словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования
навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка
видов деятельности.

7

Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и
выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого
дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
− упражнения для развития артикуляционной моторики;
− упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
− дыхательная гимнастика;
− коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
− формирование фонематических процессов;
− работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
− работа над предложением, текстом;
− обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является уточнение
артикуляции изучаемых звуков, самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).
Содержание разделов
№

Название раздела

Количество часов

Контрольные работы

2

п/п
1.

Обследование устной и письменной речи

9

2.

Звуки и буквы

1

3.

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда

8

4.

Дифференциация согласных звуков и букв

24
8

5.

Слоговой состав слова

5

6.

Ударение

3

7.

Предложение. Развитие анализа структуры предложения

14

8.

Грамматическое оформление предложения и его
распространение

7
Итого:

71

2

9

II.
Дата №

Тема курса

Колво
часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предметное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обследование устной и письменной речи – 6 часов
1.

Обследование звукопроизносительной
стороны речи

1

Выявление умения
ребенка произносить тот
иной звук изолированно,
в слове, в предложении.
Придумывание короткой
фразы с заданным словом

Произносят звуки, слова (звук
находится в разных позициях).
Подбирают картинки на
заданный звук с помощью
учителя – логопеда

2.

Обследование
экспрессивной
стороны речи и
импрессивной
стороны речи

1

Понимание обращенной
речи.
Выполнение
предъявляемых на слух
словесных инструкций
различной сложности

Отвечают на вопросы учителя
логопеда.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения
сопряженно и отраженно.
Составляют фразы по
предметным картинкам с
помощью учителя-логопеда

Произносят звуки, слова (где
звук находится в разных
позициях), предложения.
Придумывают короткие фразы с
заданным словом.
Подбирают картинки на
заданный звук
Отвечают на вопросы учителя
логопеда.
Произносят, воспроизводят
звуки, слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических
конструкций, грамматических
связей согласования, управления.
Составляют фразы по сюжетным
картинкам

3.

Обследование
связной речи,
словарного запаса

1

4.

Обследование
грамматического
строя речи, слоговой
структуры слова

1

5.

Обследование
навыка чтения

1

6.

Обследование
навыка письма

1

Выявление
степени
уровня сформированности
развернутого
самостоятельного
высказывания

Восстанавливают
последовательность сюжета с
опорой на инструкцию.
Составляют фразы по
сюжетным картинкам с
помощью учителя-логопеда
Выявление правильности
Умеют воспроизводить
построения
слоговые цепочки, слова,
грамматической структуры словосочетания, предложения
предложения;
сопряженно и отраженно
использования падежных
форм существительных;
правильное употребление
рода различных частей
речи; форм единственного
и множественного числа.
Произнесение звуков в
слове, определение их
количества и
последовательность
Чтение слов, предложений, Читают слоги и слова.
Отвечают на вопросы с
простых текстов. Ответы
опорой на картинку
на вопросы учителялогопеда.
Пересказ прочитанного
(прослушанного) текста
Написание диктанта
Списывают с печатного
шрифта доступный текст.
Пишут под диктовку
доступный текст после
предварительного разбора

Восстанавливают
последовательность сюжета.
Составляют фразы по сюжетным
картинкам
Умеют воспроизводить слоговые
цепочки, слова, словосочетания,
предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических
конструкций, грамматических
связей согласования, управления

Читают правильно доступный
текст, по слогам, осознанно,
соблюдая паузы на знаках
препинания

Умеют писать под диктовку
текст

11

7.

Согласные и гласные
звуки
Их различение

1

8.

Уточнение и
артикуляция гласных
звуков

1

Звуки и буквы - 1 час
Знакомство с
Умеют на слух различать
гласные и согласные звуки в
артикуляцией звуков и
односложных и двусложных
способами их
образования. Различение словах.
понятий «гласный звук», Обозначают звуки цветовыми
сигнальными карточками.
«согласный звук».
Составляют звуковую схему
Называние гласных и
слов с помощью учителясогласных звуков.
логопеда
Подбор слов на гласные и
согласные звуки.
Обозначение гласных и
согласных звуков с
помощью условных
обозначений в словах
(звуковая схема слов)
Дифференциация гласных звуков– 8 часов
Уточнение и закрепление Правильно произносят гласные
звуки и соотносят их с
артикуляции гласных
соответствующей буквой.
звуков.
Умеют вычленять гласный
Произношение гласных
звук в слове в ударной
звуков. Закрепление
позиции на слух.
понятия о
Выделяют первый звук в слове
слогообразующей роли
с помощью учителя логопеда.
гласных звуков.
Вставляют пропущенный
Определение гласных
гласный звук в слово с опорой
звуков по беззвучной
на картинный материал
артикуляции.

Знают и различают, что такое
гласные и согласные звуки.
Умеют выявлять особенности
звуков при произношении.
Умеют изображать с помощью
условных символов гласные и
согласные
звуки.
Умеют
находить заданную букву,
обозначающие гласный или
согласный звук из ряда букв.
Составляют звуковую схему слов
с помощью учителя логопеда.
Умеют подбирать слова на
гласные и согласные звуки

Знают характеристику и нормы
произношения гласных звуков.
Умеют записать серию гласных
букв по беззвучной артикуляции
учителя- логопеда.
Соотносят звук с буквой и
цветовым символом. Умеют
вычленять гласный звук в слове
в ударной позиции, под
ударением по картинному
материалу и на слух.

12

Графическое
изображение гласных
звуков в словах

9.

Выделение гласного
звука из ряда слогов,
определение места в
ряду

10.

Гласные звуки и
1
буквы, вычленение
первого и последнего
звука и буквы в слове

1

Выделяют первый и последний
звук в слове.
Вставляют пропущенный
гласный в слово

Выделение гласных
звуков в начальной
позиции, под ударением.
Определение места
гласного звука в слове.
Звуковой анализ и синтез
слов
Выделение первого и
последнего звука в слове
с опорой на предметную
картинку и без нее.
Формирование навыков
анализ и синтез слов.
Развитие слухового
восприятия

13

11.

Различение гласных
по парам - а-о

1

12.

Различение гласных
звуков по парам - у-и
Различение гласных
звуков по парам – ыи
Различение гласных
звуков по парам - а-я
Различение гласных
звуков по парам – ёю

1

13.

14.
15.

1

1
1

Различение гласных по их
акустическим и артикуляционным
признакам.
Произнесение гласных звуков с
разной силой голоса.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных строчных
букв, обозначающих гласные звуки
в словах.
Развитие зрительного и слухового
восприятия.
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза
Соотнесение звука с символом и
буквой.
Различение звуков изолированно, в
слогах и словах.
Сравнение на слух слов,
различающихся одним звуком.
Проговаривание слоговых цепочек.
Написание пропущенных гласных
букв в словах.
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза.
Развитие зрительного и слухового
восприятия и внимания

Правильно произносят
гласные звуки и соотносят
их с соответствующей
буквой.
Повторяют слоговую
цепочку за учителем
логопедом.
Вставляют в словах
нужную букву с опорой на
картинный материал

Знают характеристику и
нормы
произношения
гласных звуков.
Умеют записывать серию
соответствующих букв по
беззвучной артикуляции
учителя- логопеда.
Повторяют слоговую цепочку
за учителем-логопедом.
Вставляют в словах нужную
букву

Правильно произносят
гласные звуки и соотносят
их с соответствующей
буквой.
Повторяют слоговую
цепочку за учителем
логопедом.
Списывают слова, выделяя
дифференцируемую букву.
Вставляют в словах
нужную букву с опорой на
картинный материал

Знают характеристику и
нормы
произношения
гласных звуков.
Умеют записать серию
гласных букв по беззвучной
артикуляции учителялогопеда.
Повторяют слоговую цепочку
за учителем-логопедом.
Вставляют в слова нужную
букву.
Пишут под диктовку слова,
выделяя дифференцируемую
букву

14

16.

Звук и буква Д.
Артикуляция, звучание,
выделение звука в слове,
определение места звука
в слове

17.

Слоги, слова,
1
предложения со звуком и
буквой Д

1

Дифференциация согласных звуков и букв – 24 часа
Упражнения в правильном
Правильно произносят
звук.
произнесении звука.
Называют слова, в
Соотнесение звука с буквой и
которых есть изучаемый
символами для его обозначения.
звук. Выбирают
Определение наличие /отсутствие
(называют) предметные
звука в словах.
картинки, в которых есть
Определение места звука в слове.
изучаемый звук и буква.
Формирование навыков звукового
Вставляют в словах
анализа и синтеза
нужную букву с опорой на
картинный материал

Выделение звука из слогов, слов.
Определение места звука в слове.
Запоминание и воспроизведение
рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии
которых слышится изучаемый звук.
Изменение и словообразование
слов по образцу.
Составление и чтение слов из
слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением

Знают характеристику и
норму произношения звука.
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах и словах.
Определяют
наличие/отсутствие звука в
словах.
Умеют определить место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву
Выделяют звук из слогов
Выделяют звук из слогов и
и слов, записывают
слов, записывают
соответствующую букву с соответствующую букву.
опорой на картинный
Произносят слова отраженно,
материал.
выделяя изучаемый звук
Произносят слова
голосом.
сопряженно, выделяя
Изменяют слова по образцу
изучаемый звук голосом.
учителя-логопеда. Выбирают
Изменяют слова по
картинки, в названии
образцу учителя-логопеда. которых слышится
Читают и записывают
изучаемый звук.
Составляют, читают и
слова и предложения с
записывают слова.
изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы
15

18. Звук и буква Б.
Артикуляция, звучание,
выделение звука в слове,
определение места звука
в слове

19.

1

Слоги, слова,
1
предложения со звуком и
буквой Б

Упражнения в правильном
произнесении звука.
Соотнесение звука с буквой и
символами для их обозначения.
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза

Правильно произносят
звук.
Называют слова, в
которых есть изучаемый
звук. Выбирают
(называют) предметные
картинки, в которых есть
изучаемый звук и буква.
Вставляют в словах
нужную букву с опорой на
картинный материал

Знают характеристику и
норму произношения звука.
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах
и
словах.
Определяют
наличие/отсутствие звука в
словах.
Умеют определять место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву
Выделение звука из слогов, слов.
Выделяют звук из слогов
Выделяют звук из слогов и
и слов, записывают
слов, записывают
Определение места звука в слове.
соответствующую
букву
с
соответствующую букву.
Запоминание и воспроизведение
опорой на картинный
рядов слогов и слов.
Произносят слова отраженно,
материал.
выделяя изучаемый звук
Выбор картинок, в названии
Произносят
слова
голосом.
которых слышится изучаемый звук.
сопряженно,
выделяя
Изменяют слова по образцу
Изменение и словообразование слов
изучаемый звук голосом.
учителя-логопеда. Выбирают
по образцу.
Изменяют слова по
картинки, в названии
Составление и чтение слов из
образцу учителя-логопеда.
которых слышится
слогов.
Читают и записывают
изучаемый звук.
Составлений предложений по
слова и предложения с
Составляют, читают и
опорным словам.
изучаемой буквой.
записывают слова и
Отвечают на вопросы
Ответы на вопросы учителя
предложения с изучаемой
учителя-логопеда
логопеда полным предложением
буквой. Отвечают на вопросы
односложно

16

20.

Дифференциация
звуков и букв Д-Б.
Сравнение звуков по
артикуляции, звучанию,
букв по написании.

1

21.

Различение звуков и
букв Д-Б в слогах,
словах, предложениях.

1

Сравнение кинетически сходных
букв «б» и «д» путем выработки
четкой зрительно-моторной
координации.
Сравнение звуков по артикуляции и
звучанию.
Развитие умения соотносить звук с
графемой.
Поэлементная запись букв с
проговариванием.
Выделение начальных звуков в
слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно
Выделение звуков из слогов, слов.
Произнесение слоговых цепочек и
чистоговорок.
Определение места звука в словах.
Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение предложений.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением

Прописывают буквы в
воздухе, по трафарету.
Умеют поэлементно
записать буквы с
проговариванием.
Выделяют начальный
звук в слогах и словах.
Читают слоги хором

Выделяют начальный звук
в слогах и словах.
Повторяют за учителем
логопедом
слоговые
цепочки
чистоговорок.
Произносят
слова
сопряженно,
выделяя
изучаемый звук голосом.
Изменяют
слова
по
образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают
слова и предложения с
изучаемой
буквой.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
односложно

Знают характеристику и
норму
произношения
различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по
артикуляции.
Умеют соотносить звук с
графемой.
Умеют поэлементно записать
буквы с проговариванием.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Проговаривают слоговые
цепочки и чистоговорки.
Определяют место звука в
словах, записывают
соответствующую букву.
Образуют новые слова
приставочным способом.
Вставляют пропущенные
буквы в словах и
предложениях.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда полным
ответом
17

22.

Звук и буква Т.
Артикуляция, звучание,
выделение звука в
слове, определение
места звука в слове

1

23.

Слоги, слова,
предложения со звуком
и буквой Т

1

Упражнения в правильном
произнесении звука.
Соотнесение звука с буквой и
символами для их обозначения.
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза

Правильно произносят
звук.
Называют слова, в
которых есть изучаемый
звук. Выбирают
(называют) предметные
картинки, в которых есть
изучаемый звук и буква.
Вставляют в слова нужную
букву с опорой на
картинный материал

Знают характеристику и
норму произношения звука.
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах
и
словах.
Определяют
наличие/отсутствие звука в
словах.
Умеют определить место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву
Выделение звука из слогов, слов.
Выделяют звук из слогов
Выделяют звук из слогов и
и слов, записывают
слов, записывают
Определение места звука в слове.
соответствующую букву с соответствующую букву.
Запоминание и воспроизведение
опорой на картинный
рядов слогов и слов.
Произносят слова отраженно,
материал.
выделяя изучаемый звук
Выбор картинок, в названии
Произносят
слова
голосом.
которых слышится изучаемый звук.
Изменяют слова по образцу
Изменение и словообразование слов сопряженно, выделяя
изучаемый звук голосом.
учителя-логопеда. Выбирают
по образцу.
Изменяют слова по
картинки, в названии
Составление и чтение слов из
образцу учителя-логопеда.
которых слышится
слогов.
Читают и записывают
изучаемый звук.
Составлений предложений по
слова и предложения с
Составляют, читают и
опорным словам.
изучаемой буквой.
записывают слова и
Отвечают на вопросы
Ответы на вопросы учителя
предложения с изучаемой
учителя-логопеда
логопеда полным предложением
буквой. Отвечают на вопросы
односложно
18

24.

Звук и буква П.
Артикуляция,
звучание, выделение
звука в слове,
определение места
звука в слове

1

25.

Слоги, слова,
предложения со
звуком и буквой П

1

Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и
символами для их обозначения.
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза

Правильно произносят
звук.
Называют слова, в
которых есть изучаемый
звук. Выбирают
(называют) предметные
картинки, в которых есть
изучаемый звук и буква.
Вставляют в словах
нужную букву с опорой на
картинный материал

Знают характеристику и
норму произношения звука.
Различают произношение
твердого и мягкого звука в
слогах
и
словах.
Определяют
наличие/отсутствие звука в
словах.
Умеют определить место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву
Выделение звука из слогов, слов.
Выделяют звук из слогов
Выделяют звук из слогов и
и слов, записывают
слов, записывают
Определение места звука в слове.
соответствующую
букву
с
соответствующую букву.
Запоминание и воспроизведение
опорой на картинный
рядов слогов и слов.
Произносят слова отраженно,
материал.
выделяя изучаемый звук
Выбор картинок, в названии
Произносят
слова
голосом.
которых слышится изучаемый звук.
сопряженно, выделяя
Изменяют слова по образцу
Изменение и словообразование слов
изучаемый звук голосом.
учителя-логопеда.
по образцу.
Изменяют слова по
Выбирают картинки, в
Составление и чтение слов из
образцу учителя-логопеда.
названии которых слышится
слогов.
Читают и записывают
изучаемый звук.
слова и предложения с
Составлений предложений по
Составляют, читают и
изучаемой буквой.
опорным словам.
записывают слова и
Отвечают на вопросы
Ответы на вопросы учителя
предложения с изучаемой
учителя-логопеда
логопеда полным предложением
буквой. Отвечают на вопросы
односложно

19

26.

Дифференциация
звуков и букв П-Т.
Сравнение звуков по
артикуляции,
звучанию, букв – по
написании

1

Сравнение оптически сходных букв
«п» и «т» путем выработки четкой
зрительно-моторной координации.
Сравнение звуков по артикуляции и
звучанию.
Развитие умения соотносить звук с
графемой.
Поэлементная запись букв с
проговариванием.
Выделение начальных звуков в
слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно

Прописывают буквы в
воздухе, по трафарету.
Умеют поэлементно
записать буквы с
проговариванием.
Выделяют начальный
звук в слогах и словах.
Читают слоги хором

27.

Различение звуков П- 1
Т в слогах, словах,
предложениях

Выделение звуков из слогов, слов.
Произнесение слоговых цепочек и
чистоговорок.
Определение места звука в словах.
Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение предложений.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением

Выделяют начальный звук
в слогах
и
словах.
Повторяют за учителем
логопедом
слоговых
цепочек
чистоговорок.
Произносят
слова
сопряженно,
выделяя
изучаемый звук голосом.
Изменяют
слова
по
образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают
слова и предложения с
изучаемой
буквой.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
односложно

Знают характеристику и
норму
произношения
различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по
артикуляции.
Умеют соотносить звук с
графемой.
Умеют поэлементно записать
буквы с проговариванием.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую
букву.
Проговаривают
слоговых
цепочек и чистоговорок.
Определяют место звука в
словах,
записывают
соответствующую букву.
Образуют новые слова
приставочным способом.
Вставляют пропущенные
буквы в словах и
предложениях.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда полным
ответом
20

28.

Звук и буква С.
Артикуляция,
звучание, выделение
звука в слове,
определение места
звука в слове

1

29.

Слоги, слова,
предложения со
звуком и буквой С

1

Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и
символами для их обозначения.
Развитие звукового анализа и
синтеза

Правильно произносят
звук.
Называют слова, в которых
есть изучаемый звук.
Выбирают (называют)
предметные картинки, в
которых есть изучаемый
звук и буква.
Вставляют в словах
нужную букву с опорой на
картинный материал
Выделение звука из слогов, слов.
Выделяют звук из слогов
и слов, записывают
Определение места звука в слове.
соответствующую букву с
Запоминание и воспроизведение
опорой на картинный
рядов слогов и слов.
материал.
Выбор картинок, в названии
которых слышится изучаемый звук. Произносят слова
Изменение и словообразование слов сопряженно, выделяя
изучаемый звук голосом.
по образцу.
Изменяют слова по
Составление и чтение слов из
образцу учителя-логопеда.
слогов.
Читают и записывают
Составлений предложений по
слова и предложения с
опорным словам.
изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы
Ответы на вопросы учителя
учителя-логопеда
логопеда полным предложением
односложно

Знают характеристику и
норму произношения звука.
Определяют
наличие/отсутствие звука в
слове. Умеют определить
место
звука
в
слове.
Соотносят звук и букву устно
и на письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву
Выделяют звук из слогов и
слов, записывают
соответствующую букву.
Произносят слова отраженно,
выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда. Выбирают
картинки, в названии
которых слышится
изучаемый звук.
Составляют, читают и
записывают слова и
предложения с изучаемой
буквой. Отвечают на вопросы
учителя-логопеда полным
ответом

21

30.

Звук и буква Ш.
Артикуляция,
звучание, выделение
звука в слове,
определение места
звука в слове

1

Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и
символами для их обозначения.
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза

Правильно произносят
звук.
Называют
слова,
в
которых есть изучаемый
звук. Выбирают
(называют) предметные
картинки, в которых есть
изучаемый звук и буква.
Вставляют в словах
нужную букву с опорой на
картинный материал

Знают характеристику и
норму произношения звука.
Определяют
наличие/отсутствие звука в
слове. Умеют определять
место звука в слове.
Соотносят звук и букву устно
и на письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву

31.

Слоги, слова,
предложения со
звуком и буквой Ш

1

Выделение звука из слогов, слов.
Определение места звука в слове.
Запоминание и воспроизведение
рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии
которых слышится изучаемый звук.
Изменение и словообразование слов
по образцу.
Составление и чтение слов из
слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением

Выделяют звук из слогов и
слов, записывают
соответствующую букву с
опорой на картинный
материал.
Произносят слова
сопряженно, выделяя
изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по
образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают
слова и предложения с
изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
односложно

Выделяют звук из слогов и
слов, записывают
соответствующую букву.
Произносят слова отраженно,
выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда. Выбирают
картинки, в названии
которых слышится
изучаемый звук.
Составляют, читают и
записывают слова и
предложения с изучаемой
буквой. Отвечают на вопросы
учителя-логопеда полным
ответом

22

32.

Дифференциация СШ.
Сравнение звуков по
артикуляции,
звучанию, букв - по
написанию

1

Сравнение звуков по месту и
способу образования путем
выработки четкой артикуляторномоторной координации.
Развитие умения соотносить звук с
графемой.
Выделение начальных звуков в
слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно

Произносят звуки
изолированно, в слогах и
словах.
Выделяют начальный звук
в слогах и словах. Читают
слоги хором

33.

Различение звуков и
букв С-Ш в слогах,
словах,
предложениях

1

Выделение звуков из слогов, слов.
Произнесение слоговых цепочек и
чистоговорок.
Определение места звука в словах.
Проговаривание и чтение слов
парами.
Запись слов в два столбика по
наличию звука.
Словообразование и
словоизменение новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение предложений.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением

Выделяют начальный звук
в слогах
и словах.
Повторяют за учителем
логопедом
слоговые
цепочки и чистоговорки.
Произносят слова парами
сопряженно,
выделяя
изучаемый звук голосом.
Изменяют
слова
по
образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают
слова и предложения с
изучаемой
буквой.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
односложно

Знают характеристику и
норму произношения
различаемых звуков.
Сопоставляют звуки по месту
и способу образования.
Умеют соотносить звук с
графемой.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Проговаривают слоговые
цепочки, пары слов и
чистоговорки.
Определяют место звука в
словах, записывают
соответствующую букву.
Образуют новые слова
различными способами.
Вставляют пропущенные
буквы в словах и
предложениях.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда полным
ответом

23

34.

Звук и буква Ч.
Артикуляция,
звучание, выделение
звука в слове,
определение места
звука в слове

1

Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и
символами для их обозначения.
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза

Правильно произносят
звук.
Называют слова, в
которых есть изучаемый
звук. Выбирают
(называют) предметные
картинки, в которых есть
изучаемый звук и буква.
Вставляют в словах
нужную букву с опорой на
картинный материал

Знают характеристику и
норму произношения звука.
Определяют
наличие/отсутствие звука в
словах.
Умеют определять место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву

35.

Слоги, слова,
предложения со
звуком и буквой Ч

1

Выделение звука из слогов, слов.
Определение места звука в слове.
Запоминание и воспроизведение
рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии
которых слышится изучаемый звук.
Изменение и словообразование слов
по образцу.
Составление и чтение слов из
слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением

Выделяют звук из слогов
и слов, записывают
соответствующую букву с
опорой на картинный
материал.
Произносят слова
сопряженно, выделяя
изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по
образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают
слова и предложения с
изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
односложно

Выделяют звук из слогов и
слов, записывают
соответствующую букву.
Произносят слова отраженно,
выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда. Выбирают
картинки, в названии
которых слышится
изучаемый звук.
Составляют, читают и
записывают слова и
предложения с изучаемой
буквой. Отвечают на вопросы
учителя-логопеда полным
ответом

24

36.

Звук и буква Щ.
Артикуляция,
звучание, выделение
звука в слове,
определение места
звука в слове

1

Автоматизация звука в слогах,
словах, фразах.
Соотнесение звука с буквой и
символами для их обозначения.
Формирование навыков звукового
анализа и синтеза

Правильно произносят
звук.
Называют слова, в
которых есть изучаемый
звук. Выбирают
(называют) предметные
картинки, в которых есть
изучаемый звук и буква.
Вставляют в словах
нужную букву с опорой на
картинный материал

Знают характеристику и
норму произношения звука.
Определяют
наличие/отсутствие звука в
словах.
Умеют определить место
звука в слове. Соотносят
звук и букву устно и на
письме.
Пишут под диктовку слова,
выделяя букву

37.

Слоги, слова,
предложения со
звуком и буквой Щ

1

Выделение звука из слогов, слов.
Определение места звука в слове.
Запоминание и воспроизведение
рядов слогов и слов.
Выбор картинок, в названии
которых слышится изучаемый звук.
Изменение и словообразование слов
по образцу.
Составление и чтение слов из
слогов.
Составлений предложений по
опорным словам.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением

Выделяют звук из слогов
и слов, записывают
соответствующую букву с
опорой на картинный
материал.
Произносят слова
сопряженно, выделяя
изучаемый звук голосом.
Изменяют слова по
образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают
слова и предложения с
изучаемой буквой.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
односложно

Выделяют звук из слогов и
слов, записывают
соответствующую букву.
Произносят слова отраженно,
выделяя изучаемый звук
голосом.
Изменяют слова по образцу
учителя-логопеда. Выбирают
картинки, в названии
которых слышится
изучаемый звук.
Составляют, читают и
записывают слова и
предложения с изучаемой
буквой. Отвечают на вопросы
учителя-логопеда полным
ответом

25

38.

Дифференциация
звуков и букв Ч-Щ.
Сравнение звуков по
артикуляции,
звучанию, букв – по
написании

1

Сравнение звуков по артикуляции.
Развитие умения соотносить звук с
графемой.
Выделение начальных звуков в
слогах и словах.
Произнесение слогов отраженно

Произносят звуки
изолированно, в слогах и
словах.
Выделяют начальный
звук в слогах и словах.
Читают слоги хором

39.

Различение звуков и
букв Ч-Щ в слогах,
словах,
предложениях

1

Выделение звуков из слогов, слов.
Произнесение слоговых цепочек и
чистоговорок.
Определение места звука в словах.
Проговаривание и чтение слов
парами. Запись слов в два столбика
по наличию звука.
Словообразование и
словоизменение новых слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Составление и чтение предложений.
Ответы на вопросы учителя
логопеда полным предложением

Выделяют начальный звук
в слогах
и
словах.
Повторяют за учителем
логопедом
слоговые
цепочки и чистоговорки.
Произносят слова парами
сопряженно,
выделяя
изучаемый звук голосом.
Изменяют
слова
по
образцу учителя-логопеда.
Читают и записывают
слова и предложения с
изучаемой
буквой.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
односложно

Знают характеристику и
норму
произношения
различаемых звуков.
Умеют соотносить звук с
графемой.
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Читают слоги по слоговой
таблице
Выделяют начальный звук в
слогах и словах, записывают
соответствующую букву.
Проговаривают слоговые
цепочки, пары слов и
чистоговорки. Определяют
место звука в словах,
записывают
соответствующую букву.
Образуют новые слова
различными способами.
Вставляют пропущенные
буквы в словах и
предложениях.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда полным
ответом

26

40.

Деление слов на
слоги

1

41.

Слогообразующая
роль гласного звука

1

42.

Выделение гласных
звуков из слов.
Определение
количества слогов в
слове

1

Слоговой состав слова - 5 часов
Определение количества
Умеют делить слова на
слоги с помощью
слогов в словах.
Составление из данных слогов слов ритмической опоры.
Повторяют заданное
с опорой на картинку.
слово по слогам
Развитие слухового внимания и
памяти

Умеют делить слова на слоги.
Повторяют заданное слово
по слогам и записывают его.
Составляют из слогов слова.
Определяют
количество
слогов в слове.
Называют первый, второй,
третий слог.
Подбирают и называют
слово с заданным слогом
Выделение гласных звуков в словах. Называют гласный звук
Называют гласный звук слога
слога и все гласные звуки в и все гласные звуки в слове.
Изображение слова графически.
Расширение и активизация
Записывают только гласные
слове.
словарного запаса
буквы названных слогов и
Записывают только
гласные буквы названных слов.
слогов
Подбирают и называют слог с
соответствующим гласным
звуком, записывают его
Выделение гласных звуков в словах.
Определение количества слогов в
слове.
Составление из слогов слов и запись
по слогам. Расширение и
активизация словарного запаса

Определяют количество
слогов в слове.
Выделяют гласные звуки и
буквы в словах

Определяют
количество
слогов в слове.
Называют первый, второй,
третий слог. Придумывают и
называть слово с заданным
слогом.

27

43.

Выделение гласных
звуков из слов.
Закрепление и
умение делить слова
на слоги

1

44.

Выделение гласных
1
звуков из слов.
Определение порядка
слогов в слове

45.

Ударение. Выделение 1
ударного слога

Выделение гласных звуков в словах.
Определение количества слогов в
слове.
Дополнение слов недостающим по
смыслу слогом.
Развитие слухового внимания и
памяти
Определение количества слогов в
словах.
Дополнение слов недостающим по
смыслу слогом.
Развитие слухового внимания и
памяти. Расширение и активизация
словарного запаса
Ударение – 3 часа
Выделение голосом ударного слога. Умеют отхлопывать
Определение сильной позиции
ритмический рисунок
слова.
гласного звука в слове.
Воспроизводят ритм слова
Постановка ударения в словах.
с выделением ударного
Развитие фонематического слуха и
гласного звука путём
восприятия
отстукивания,
отхлопывания с помощью
учителя-логопеда

Выделяют гласные звуки и
буквы в словах.
Наращивают слово с
помощью слогов

Умеют отхлопывать
ритмический рисунок слова.
Воспроизводят ритм слова с
выделением ударного
гласного звука путём
отстукивания, отхлопывания.
Умеют слышать ударный
гласный звук в слове.
Умеют понимать значение
слова, когда ударение
перемещается

28

46. Выделение ударной
гласной

1 Выделение голосом ударного слога.
Умение находить ударный гласный
звук.
Развитие фонематического слуха и
восприятия.
Развитие чувства языка
47. Смыслоразличительная 1 Подбор к слову соответствующей
роль ударения
картинки.
Выбор слова с одинаковым
написанием, но разным значением.
Расширение и активизация
словарного запаса

Подбирают к слову
соответствующую
картинку.
Сравнивают звучание пар
слов.
Определяют место
ударения в слове с
помощью учителялогопеда. Заканчивают
предложения, выбирая
подходящую по смыслу
картинку

Выбирают из предложений
слова с одинаковым
написанием, но разным
значением. Подбирают к
слову соответствующую
картинку.
Сравнивают звучание пар
слов.
Определяют место ударения
в слове.
Умеют делать вывод о
изменении смысла слова при
перенесении ударения.
Заканчивают предложения,
выбирая подходящее по
смыслу слово

29

48.

49.

Понятие
«Предложение»

Определение
границы
предложения в
тексте

Предложение. Развитие анализа структуры предложения – 14 часов
1 Определение
понятия Составляют и записывают
«Предложение» Составление и предложения по
запись предложений по картинкам. картинкам.
Составляют графические
Составление графической схемы
схемы предложений.
предложения.
Определяют количество
Определение количества слов в
слов в предложении с
предложении.
помощью учителяЗакрепление правила записи
логопеда
предложения.

1

Формирование навыков зрительного
и слухового вербального анализа
Дифференциация понятия
«Предложение, Текст».
Закрепление правила записи
предложения.
Формирование умения
анализировать
интонацию
предложений.
Формирование
умения
находить
границы
предложений по интонации и
смысловой законченности

Различают понятия
«Предложение», «Текст».
Умеют правильно
оформлять предложение.
Делят текст на
предложения с помощью
учителя логопеда

Различают понятия «слово»,
«словосочетание»,
«предложение».
Осознают предложение как
минимальную единицу речи.
Составляют и записывают
предложения по картинкам.
Составляют
графические
схемы предложений.
Определяют количество слов
в предложении
Различают понятия
«Предложение», «Текст».
Умеют правильно оформлять
предложение.
Умеют делить текст на
предложения.
Анализируют интонацию
предложения, соотносят с
правилом
обозначения

30

50.

Деление текста на
предложения

1

Выделение признаков связного
текста.
Развитие умение отграничивать
речевые единицы.
Деление связного текста на
предложения по интонационной
законченности.
Формирование навыков зрительного
и слухового вербального анализа

51.

Составление
предложений
по
сюжетной картинке
и
определение
количества слов

1

52.

Составление
предложений с
определенным
количеством слов

1

53.

Увеличение
количества слов в
предложении

1

Составление и запись предложений
по картинкам.
Составление схемы предложений.
Ответы на вопросы учителя
логопеда.
Формирование навыков зрительного
и слухового вербального анализа
Составление предложений из
данного количества слов.
Составление графической схемы
предложения.
Формирование навыков зрительного
и слухового вербального анализа
Распространение предложений,
постепенно наращивая количество
слов.
Развитие языкового анализа

границ
письме

Составляют предложения
по сюжетной картинке.
Определяют количество
слов в составленном
предложении с помощью
учителя-логопеда.
Распространяют
предложение, постепенно
наращивая
количество
слов
с
помощью
наводящих
вопросов
учителя-логопеда

предложения

на

Составляют
предложения по сюжетной
картинке.
Определяют количество слов
в составленном предложении.
Составляют графические
схемы предложений.
Распространяют
предложение, постепенно
наращивая количество слов

31

54. Составление
1
предложений из слов,
данных в беспорядке

55.

Работа с
деформированным
предложением

1

56.

Составление
предложений из
данных слов

1

57.

Составление
предложений по
нескольким
картинкам с
изображением
предмета в
различных ситуациях

1

Установление смыслового и
грамматически правильного порядка
слов в предложении.
Закрепление правил записи
предложения.
Составление из разрозненных слов
предложений.
Формирование навыков зрительного
и слухового вербального анализа.
Составление из слов, данных в
правильной грамматической форме,
предложений. Формирование
навыков зрительного и слухового
вербального анализа.
Составление предложений по
картинкам.
Определение места заданного слова в
предложении.
Ответы на вопросы учителя-логопеда.
Формирование навыков зрительного и
слухового вербального анализа

Составляют предложения
из слов, данных в
правильной
грамматической форме с
помощью учителялогопеда.

Составляют
предложения по
нескольким картинкам,
на которых изображен
один и тот же предмет в
различных ситуациях с
помощью учителялогопеда. Отвечают на
вопросы учителялогопеда односложно

Составляют предложения из
слов, данных в правильной и
неправильной
грамматической форме.
Составляют предложения из
данных слов так, чтобы
выделенные слова были
первыми в предложении.
Составляют предложения,
поставив слова в нужном
порядке и падеже.

Составляют предложения по
нескольким картинкам, на
которых изображен один и
тот же предмет в различных
ситуациях.
Определяют место заданного
слова в предложении.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда полным
предложением

32

58.

Составление
предложений с
определенным
словом

1

59.

Графический анализ
предложения.
Графические схемы.
Составление
предложений по
графической схеме

1

Ответы на вопросы учителя-логопеда.
Составление и запись предложения.
Выделение главных членов
предложения.
Формирование навыков зрительного и
слухового вербального анализа

Отвечают на вопросы
учителя-логопеда с
опорой на ключевое
слово. Составляют и
записывают предложения
с определенным словом с
помощью учителялогопеда

Отвечают на вопросы
учителя-логопеда с опорой на
ключевое слово.
Составляют и записывают
предложения
с
определенным словом.
Выделяют главные члены
предложения.
Правильно грамматически
оформляют предложение
Составление предложений по заданию. Составляют предложение Составляют предложение из
по графической схеме.
Изображение предложений
слов
с
использованием
Составляют графические опорной схемы.
графически.
Формирование навыков зрительного и схемы предложений.
Составляют графические
слухового вербального анализа.
Определяют количество схемы предложений.
слов в предложении с
Различение предложений по схемам.
Определяют количество слов
Составление и запись предложения.
помощью учителя
в предложении.
Определение количества слов в
логопеда.
Выделяют заданное слово из
предложении
Отвечают на вопросы
предложения и определяют
учителя-логопеда
его место.
односложно
Грамматически правильно
оформляют предложение.
Умеют распространять
предложение по заданному
количеству слов.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда полным
предложением

33

60.

Определение места
слова в предложении

61.

Определение места
1
слова в предложении,
количества слов и их
последовательность

62.

63.

1

Выделение слова из предложения.
Определение места слова в
предложении. Изображение
предложения графически
Определение количество слов в
предложении и их порядка.
Ответы на вопросы учителя-логопеда

Грамматическое оформление предложения и его распространение – 7 часов
Грамматическое
1 Составление предложений по
Умеют грамматически
Умеют грамматически
оформление
картинкам, вопросам и
правильно оформлять
правильно
оформлять
предложения и его
самостоятельно. Распространение
предложение,
предложение,
распространение
предложений, используя правила
распространять его с
распространять
его
согласования слов. Ответы на
помощью учителясамостоятельно.
вопросы учителя-логопеда
логопеда.
Согласовывают различные
Согласование
1 Развитие умения отвечать на вопросы Согласовывают с
части речи, вставляют
глагола с именем
учителя-логопеда полным
помощью наглядности
подходящее по смыслу
существительным в
предложением с соблюдением
слово. Распространяют
слова предметы со
роде
правильного согласования глагола с
предложения в следующей
словами действиями,
именем существительным в роде.
последовательности: Кто?
Умеют закончить
Упражнения в дополнении
Что? Что делает?
предложение по образцу
Составляют самостоятельно
предложений по образцу.
учителя-логопеда.
Развитие умения вставлять
Составляют предложение предложения с опорой (без
опоры) на картинку из 2-х и
пропущенные слова в
из 2-х слов с опорой на
3-х слов и распространяют
словосочетаниях и предложениях.
картинку.
его

34

64.

Согласование
глагола с именем
существительным в
числе

65.

Тренировочные
упражнения по
согласованию
глагола с именем
существительным в
роде и числе

66.

Согласование имени
прилагательного с
именем
существительным в
роде

1 Развитие умения отвечать на вопросы
учителя-логопеда полным
предложением с соблюдением
правильного согласования глагола с
именем существительным в числе.
Развитие умения использовать
подходящее слово по смыслу,
картинкам.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
1 Построение связного высказывания по
заданной теме.
Формирование навыка
грамматического оформления
предложения. Дополнение
предложений с помощью
недостающих по смыслу слов.
Укрепление речевого внимания
1 Ответы на вопросы учителя-логопеда
по сюжетной картинке.
Развитие навыка грамматического
оформления предложения.
Описание предмета с опорой на
вопрос, картинку.
Расширение активного словаря

Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
односложно

Умеют описать основные
признаки предметов.
Подбирают к именам
прилагательным слова,
обозначающие
предметы-имена
существительные в роде

Отвечают на вопросы
учителя-логопеда полным
предложением

Умеют описать основные
признаки предметов.
Подбирают к именам
прилагательным слова,
обозначающие предметыимена существительные в
роде и числе. Умеют ставить

35

67.

68.

Согласование имени
прилагательного с
именем
существительным в
числе
Тренировочные
упражнения по
согласованию имени
прилагательного с
именем
существительным в
роде и числе

1

Называние слов-признаков предмета.
Дополнение предложений с помощью
недостающих по смыслу слов

1

Дополнение предложений с помощью
недостающих по смыслу слов признаков предмета.
Развитие умения использовать
подходящие слова-признаки по смыслу,
картинкам.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания

и числе с помощью
учителя логопеда.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
односложно

вопрос к имени
прилагательному от имени
существительного.
Согласовывают имена
прилагательные с именами
существительными в роде и
числе.
Подбирают имена
прилагательные к именам
существительным по
вопросам, картинкам.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда полным
предложением

36

Обследование устной и письменной речи – 3 часа
Понимание обращенной речи.
Умеют отвечать на
Выполнение предъявляемых на слух
вопросы учителясловесных инструкций различной
логопеда. Умеют
сложности
воспроизводить слоговые
цепочки, слова,
словосочетания,
предложения сопряженно
и отраженно.
Составляют фразы по
предметным картинкам с
помощью учителя
логопеда

69.

Обследование
экспрессивной и
импрессивной
стороны
речи

70.

Обследование устной 1
речи

Чтение слов, предложений, простых
текстов.
Ответы на вопросы учителя логопеда.
Пересказ прочитанного
(прослушанного) текста

Читают слоги и слова.
Отвечают на вопросы с
опорой на картинку

71.

Обследование
письменной речи

Написание диктанта. Работа над
ошибками

Умеют
списывать
предложенный текст с
печатного варианта.
Умеют писать слова или
простую фразу с
помощью
учителя-логопеда

1

1

Умеют отвечать на вопросы
учителя-логопеда.
Произносят, воспроизводят
звуки, слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания,
предложения. Понимают
смысл различных логикограмматических
конструкций,
грамматических связей
согласования, управления.
Составляют фразы по
сюжетным картинкам
Читают доступный текст
правильно, по слогам,
осознанно, соблюдая паузы
на знаках препинания.
Пересказывают прочитанный
материал
Умеют писать под диктовку
текст.
Умеют находить допущенные
ошибки и исправлять их
после предварительного
анализа и разбора учителем
логопедом

37

Лист согласований и изменений
Дата
Место внесения изменений
Подпись лица,
внесения
вносившего
изменений
изменения

Подпись лица,
принявшего
изменения

38

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».