Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ________ от «____»___________2023_г. Секретарь ________Н.А.Дзбановская «Согласовано» Зам. директора _____________ О.С.Кочеткова «____»____________2023_ г. «Утверждено» Директор ГБОУ «Центр «Дар» ______________Н.И.Шляпникова Приказ № ___ от «___»_______2023 г. Рабочая программа по внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Юные художники» 3 А класс на 2023-2024 учебный год Составитель: учитель Авдюкова С.О. г. Реж 2023 г. 1 Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Юные художники» разработана в соответствии с: - Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 - Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599) - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с УО (ИН) (вариант 1) ГБОУ «Центр «Дар» - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573). Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные художники» рассчитана на обучающихся 3Акласса - 1 учебный год, 68 часов, два часа в неделю. Данная программа направлена на: -создание условий для полноценного и комплексного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; -организацию эстетического воспитания обучающихся; -творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся. Общая характеристика внеурочного курса. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют трудности в социализации и адаптации в образовательном пространстве. Эти трудности, с одной стороны, обусловлены индивидуальными особенностями детей, характером имеющихся нарушений в развитии, а с другой стороны, низким уровнем толерантности и трудностями интеграции таких детей в среде сверстников. В то же время рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, распространение представлений о ценности подрастающий личности усиливают значимость социально-реабилитационной и социокультурной деятельности, целью которой является социально-образовательная подготовка и максимально-достижимая адаптация к жизни, предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья шанса сформировать навыки социальной ориентации, этики и культурного социального поведения. Все это определяет значительную актуальность проблем социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, их качественной интеграции в общественно значимые отношения. Важная роль в осуществлении данного процесса принадлежит искусству. Адаптационные возможности искусства по отношению к ребенку с умственной отсталостью связаны с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, содействует реализации его творческих потребностей, предоставляет ему неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в процессе познания своего «Я». Создание обучающимся продуктов художественной деятельности облегчает процесс его коммуникации и установления отношений с окружающими. Художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа, мировой культуре и изучению народных традиций. Программа построена с включением в занятия разнообразных приемов и методов, способствующих формированию и поддержанию у обучающихся мотивации к творчеству. 2 Использование ИКТ, сказочные ситуации, театрализованные действия, стимулируют фантазийные поиски обучающихся, в результате чего каждый ребенок может, независимо от своих способностей, ощутить себя творцом, художником. Содержание программы «Юные художники» связано с такими учебными предметами, как чтение, живой мир, музыка, рисование и включает в себя знакомство с народными промыслами Урала и Свердловской области и календарными праздниками. Работы обучающихся, после каждого занятия, размещаются в портфолио внеурочной деятельности: «Календарь праздников 3А класса». o o o o o o o Дидактические принципы построения программы: Принцип наглядности; Принцип доступности; Принцип последовательности и постепенности; Принцип систематичности; Принцип научности и достоверности; Принцип сознательности. учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Цель программы. Повышение уровня социализации и адаптации обучающихся с умственной отсталостью средствами изобразительной деятельности и изобразительного искусства. Задачи программы. Формировать теоретическое и практическое понимание основных элементов изобразительной грамоты – линия, штрих, мазок, тон, основные и дополнительные, холодные и теплые цвета. Расширять и углублять представления о свойствах красок графическихматериалов, о контрастах форм, о правилах смешивания красок на палитредля получения нужных оттенков. Развитие и коррекция зрительно-двигательной координации через использование вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала. Формировать положительное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни. Методы и приемы работы: Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности обучающихся имеет большое значение в воспитательном процессе. Экспериментирование с изобразительными техниками гуашевого и акварельного рисования; создание ситуаций успеха; игровые приемы; рассматривание и обсуждение; показ технических приемов; 3 пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение; использование сюрпризных моментов; использование синтеза искусств. Формы работы с обучающимися: самостоятельная деятельность; совместная деятельность педагога и обучающихся. Структура занятия: 1.Постановка темы занятия и задач предстоящей работы. 2.Знакомство с данной темой, различными методами и формами, демонстрационный показ педагогом работы (рисунок). 3.Воспроизведение детьми знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий. 4.Выполнение различных заданий, задач, упражнений, в том числе направленных на решение коррекционно-развивающих задач. 5. Проверка выполненных работ. 6. Уборка рабочего места. 7. Подведение итогов занятия, рефлексия. Планируемые результаты освоения программы. Личностные: Осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению. Формирование положительного отношения к мнению педагога, сверстников. Развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно. Умение обращаться за помощью, принимать помощь. Умение организовать своё рабочее место и содержать его в порядке. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения. Формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно). Формирование мотивации к творческому труду. Формирование бережного отношения к материальным ценностям. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу учебного года Обучающиеся научатся: Называть основные и составные цвета. Понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия; аппликация, силуэт, пятно. Изобразительным основам декоративных элементов. Называть материалы и технические приёмы оформления. Называть инструменты, приспособления . Обучающиеся получат возможность научиться: Пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой, красками и нетрадиционными материалами. Полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы. Подбирать краски в соответствии с настроением рисунка. Владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением. Моделировать художественно-выразительные формы геометрических и растительных форм. 4 Предметные результаты. Минимальный уровень: Достаточный уровень: Обучающиеся овладеют знаниями: Обучающиеся получат возможность -названий художественных материалов, овладеть знаниями: инструментов и приспособлений; их -названий художественных материалов, свойств, назначения, правил хранения, инструментов и приспособлений; их свойств, санитарно-гигиенических требований при назначения, правил хранения, санитарноработе с ними; гигиенических требований при работе с ними; - характерных признаков изображаемых - характерных признаков изображаемых предметов; предметов; - значений новых слов. - значений новых слов . Обучающиеся овладеют умениями: Обучающиеся получат возможность - рисовать простым карандашом, кисточкой овладеть умениями: волнистые, ломаные, прямые линии в - рисовать простым карандашом, кисточкой разных направлениях с помощью педагога, волнистые, ломаные, прямые линии в разных опорных точек; направлениях самостоятельно; - рисовать предметы простой формы с - рисовать предметы простой формы помощью опорных точек, шаблона; самостоятельно от руки; - рисовать растения сразу кистью с - рисовать растения сразу кистью помощью педагога; самостоятельно, передавая отличительные - изображать предметы с опорой на признаки и учитывая строение; образец, используя помощь педагога; - изображать предметы с опорой на образец - рисовать в соответствии с предложенным самостоятельно; порядком действий с помощью педагога. - рисовать в соответствии с предложенным - изображать с натуры, порядком действий. изображать предметы несложной формы; - ориентироваться в пространстве листа; -ориентироваться в пространстве листа; - создавать простые композиции на заданную тему. Оценка достижений планируемых результатов. Контроль полученных знаний, умений и навыков проводится методами итоговой рефлексии и самооценки. Обсуждение выполненных работ активизирует внимание обучающихся, формирует опыт творческого общения. Содержание программы. Программа состоит из теоретической и практической частей. № 1 2 3 4 Основные понятия теоретической части Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними. Понятие «Живопись», виды живописи. Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. Тёплые цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, отпечаток клякса. Нетрадиционные техники рисования: рисование пальцами руки, ватными палочками, трубочками (Кляксография); рисование на мокрой бумаге, рисование восковыми мелками, оттиском, пастелью. 5 Используемая литература. 1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс - М.: ВАКО, 2008. -212с.- (в помощь школьному учителю). 2. Методическое пособие 1-4 класс. Б.М. Неменский-М: Просвещение, 2005. -188с. 3. Флерина Е.А.-Изобразительное творчество для детей дошкольного возраста. 4. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009. 5. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С. Кузин.М.,2011 6. Н.В. Миклеева «Комментированное рисование» 7. Пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009. 8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2000 г. 9. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,2013г. Интернет-ресурсы: 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru. 2. Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru 3. Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school 4. Газета «1 сентября»: www.1september.ru 5. nedcoeem.org. Всероссийский Интернет-педсовет. - Режим доступа : http://pedsovet.org 6. «Proшколу.ru». Календарно-тематическое планирование. 3А класс (68 часов) № Дата Тема 1 1 четверть 07.09 Праздник барабанщиков (раскрашивание карандашами) 2 08.09 Международный день грамотности (рисование акварелью первой буквы имени) 3 14.09 День раскрашивания (фломастерами) 4 15.09 Российский день леса (кляксография) 5 21.09 День поиска сказок (гуашь) 6 22.09 День защиты слонов (гуашь) 7 28.09 День кремового пирога с клубникой (восковые мелки) 6 8 29.09 Всемирный день сердца (гуашь) 9 05.10 День учителя (обводка) 10 06.10 День безумного шляпника (цветные карандаши) 11 12.10 День шоколадных сюрпризов (выставка рисунков фломастерами) 12 13.10 Международный день костюма (аппликация) Экскурсия в костюмерную 13 19.10 День новых друзей (гуашь) 14 20.10 Международный день повара (восковые мелки) 15 26.10 16 27.10 17 2 четверть 09.11 День тыквы (гуашь) Международный день плюшевого мишки (пальчиковые краски) Всемирный день рекордов Гиннесса (гуашь) 18 10.11 День незабудок (рисование ватными палочками) 19 16.11 День пуговиц (кляксография) 20 17.11 День черной кошки (рисование ватными палочками) 21 23.11 Международный день акварели (использование обводки) 22 24.11 День моржа (рисование гуашью) 23 30.11 Всемирный день домашних животных (раскраски) 24 01.12 Всемирный день хоккея (акварель) 25 07.12 Праздник свечей (пастель) 7 26 08.12 Международный день художника (экскурсия в городскую художественную школу) 27 14.12 День обезьян (гуашь) 28 15.12 Международный день чая (аппликация) 29 21.12 День зимнего солнцестояния (ватные диски) 30 22.12 День энергетика (фломастеры) 31 28.12 День шоколадных конфет (гуашь) 32 29.12 День «Тик-так» (цветные карандаши) 33 3 четверть 11.01 День Винни Пуха (гуашь) 34 12.01 День апельсиновых сказок (рваная бумага) 35 18.01 День счастливых снеговиков (выставка рисунков гуашью) 36 19.01 День Австралии (фломастеры) 37 25.01 День Робинзона Крузо (цветные карандаши) 38 26.01 Блинный день (гуашь) 39 01.02 День воздушных змеев (выставка рисунков фломастерами) 40 02.02 День зимних видов спорта в России (акварель) 41 08.02 День круглых леденцов (аппликация) 42 09.02 День ананаса (фломастеры) 8 43 15.02 День кошки (восковые мелки) 44 16.02 День сражений подушками (пастель) 45 22.02 День Кощея Бесмертного (фломастеры) 46 23.02 Праздник весны (акварель) 47 29.02 День основания Общества спасения на водах (гуашь) 48 01.03 День весенних крыльев (восковые мелки) 49 07.03 День изучения бабочки (выставка рисунков в технике кляксография) 50 08.03 Масленица (гуашь) Экскурсия в городскую библиотеку 51 14.03 Международный день цвета (цветные карандаши) 52 15.03 Международный день танкиста (гуашь) 53 21.03 54 22.03 Международный день моркови (восковые мелки) День одуванчика (пастель) 55 4 четверть 04.04 День подводной лодки (пастель) 56 05.04 День космонавтики Экскурсия в городской исторический музей 11.04 День пожарной охраны Республики Карелия (гуашь) 58 12.04 День велосипеда (обводка) 59 18.04 Всемирный день пингвинов (цветные карандаши) 9 60 19.04 Международный день варки картофеля (пальчиковые краски) 61 25.04 Международный день скрапбукинга (фломастеры) 62 26.04 День основания Российской книжной палаты (цветные карандаши) 63 02.05 День любви к деревьям (пастель) 64 10.05 День грецкого ореха (гуашь) 65 16.05 Всемирный день черепахи (рваная бумага) 66 17.05 Всемирный день видеоигр (фломастеры) 67 23.05 День поливания цветов (пальчиковые краски) 68 24.05 Международный день близнецов (гуашь) 10