Рабочая программа внеурочной деятельности Разговоры о важном для 5а класса на 2023-2024 учебный год, педагог Баянкина Л.Г.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Утверждено приказом директора
ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от
«___»___20__ г.

Рабочая программа «Разговоры о важном»
для обучающихся 5А класса
(АООП вариант 1)

Составитель:
Баянкина Лилия Геннадьевна
Учитель, высшая к.к.

Реж – 2023

Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это
позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем
пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Задачей

педагога,

реализующего

программу,

является

развитие

у

обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
 формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
 формирование интереса к познанию;
 формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
 выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм;
 создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
 развитие у школьников общекультурной компетентности;
 развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 осознание своего места в обществе;
 познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 формирование готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие
документы.
1. Федеральный

закон

"Об

образовании

от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2

в

Российской

Федерации"

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
05.07.2021 № 64100).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
05.07.2021 № 64101).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022
№ 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
17.08.2022 № 69676).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022
№ 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
17.08.2022 № 69675).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая

2012

г.

№413

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован
Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480)
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034).
9. Письмо

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

«О

направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных
занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.
3

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основногообщего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
Реализация программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 5а класса. В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 36
внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по понедельникам, первым уроком.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине –
России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о
важном» должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося,
необходимой емудля конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Занятия
позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных программ начального
4

общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это
проявляется:


в выделении в цели программы ценностных приоритетов;



в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и

конкретизацию в программе воспитания;


в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и

сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1)

соответствие датам календаря;

2)

значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:

В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
5

В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины
- России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественногопространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет- среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности
6

обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективногоблагополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися
социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость
опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться
у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи
природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов,возможных глобальных последствий.
7

8

Тематическое планирование
Темы
День знаний

Там, где Россия

Зоя.
К 100-летию со дня
рождения Зои
Космодемьянской

Основное содержание
Знакомство
с
проектами
Российского общества «Знание».
Возможности,
которые
предоставляют проекты общества
«Знание» для обучающихся различных
возрастов.
Родина — не только место
рождения. История, культура, научные
достижения: чем мы можем гордиться?
Зоя Космодемьянская – её подвиг
бессмертен, её имя стало символом
мужества и стойкости, а жизнь служит
примером беззаветной преданности
Отечеству, истиной любви к своей
Родине.

Деятельность школьников
Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика о
необходимости знаний для жизненного успеха.
Участие в мотивационной беседе о чертах характера, которые
присущи людям с активной жизненной позицией, о мечтах и о
том, как можно их достигнуть.
Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика
о России.
Интерактивная викторина.
Чем полезны фенологические наблюдения. Их роль в жизни
человека.
Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика о
жизни и подвиге Зои.
Участие в беседе о том, как воспитываются черты личности
героя.
Подвиг Зои был подвигом ради жизни будущих поколений. В
защиту всего, что любила эта молодая девушка. Просмотр
интерактивной карты, беседа о сохранении памятников героям.

9

Темы
Избирательная система
России (30 лет ЦИК)

День учителя
(советники по
воспитанию)

Основное содержание
Право избирать и быть избранным
гарантировано
Конституцией
Российской
Федерации
каждому
гражданину нашей страны.
Жизнь,
свобода,
права
и
благополучие граждан является одной
из главных ценностей, а проявление
гражданской
позиции,
желание
участвовать в развитии своего города,
региона, страны – достойно уважения.
Ценность
профессии
учителя.
Советник по воспитанию – проводник
в мир возможностей, которые создало
государство для каждого ребенка в
стране,
наставник
и
«старший
товарищ»,
помогающий
как
объединить школьный коллектив в
дружную команду, так и выстроить
личную траекторию развития каждому
ребенку.

Деятельность школьников
Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика об
истории Центральной избирательной комиссии.
Обсуждение ситуаций, возникающих в связи с голосованием и
выборами.
Выполнение интерактивного задания «Избирательная система
в России».

Просмотр видеоролика.
Участие в командной работе: каким должен быть современный
Учитель? (создание кластера).
Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы
я был учителем, какими качествами обладал…, как относился бы
к ученикам…, как готовился к занятиям…, какие
вспомогательные средства использовал для проведения уроков?»;
«Чем может помочь советник по воспитанию?»

10

Темы
О взаимоотношениях в
коллективе
(Всемирный день
психического здоровья,
профилактика
буллинга)

По ту сторону экрана.
115 лет кино в России

Основное содержание
В
условиях
информационных
перегрузок, разнообразия быстро
решаемых
задач,
экономической
нестабильности,
стрессы
стали
неотъемлемой составляющей жизни
человека.
Они
приводят
к
депрессивному состоянию, которое, в
свою очередь, может привести к
проблемам физического здоровья,
конфликтам
с
близкими,
неуверенности, озлобленности. Знания
о том, как наладить отношения в
коллективе,
сохранить
свое
психическое здоровье, как смотреть на
мир позитивно, как не стать жертвой
«травли», и самому не опуститься до
«травли» других, необходимы всем.
Развитие отечественного кино
отражает не только основные вехи
развития страны, но и моделирует
образ ее будущего. Кино, наряду с
литературой и театром, позволяет
человеку увидеть себя, как в «зеркале»,
соотнести свои поступки с поступками
героев,
анализировать
и
рефлексировать, приобретать новые
знания,
знакомиться
с
миром
профессий,
с
творчеством
талантливых людей, с историей и
культурой страны.

Деятельность школьников
Мотивационная беседа о взаимосвязи физического и
психического здоровья.
Игра «Верю - не верю» о стереотипах в отношении здоровья и
здорового образа жизни.
Просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов, обсуждение
их. Беседа о буллинге, его причинах и вреде, который он
причиняет человеку.
Мастер-класс «Магия игры», в ходе которого школьники
участвуют в игровых упражнениях, помогающих снять стресс и
психологическое напряжение, выплеснуть негативные эмоции.
Мозговой штурм «Мои правила благополучия», в ходе
которого школьники составляют список лайфхаков класса о том,
как подростку справляться со стрессами, излишним давлением
взрослых.
Итоговая рефлексивная беседа, в ходе которой школьники
обсуждают характеристики идеального коллектива, в котором им
было бы комфортно находиться. .
Мотивационная беседа о любимых мультфильмах и
кинофильмах, жанрах кино.
Просмотр видеоролика об истории российского игрового кино.
Обсуждение ролика.
Беседа о будущем кинематографа в цифровую эпоху.
Интерактивная игра, в ходе которой школьники называют
мультфильм или фильм по его отрывку.
Игра «Ты - актер», где дети пробуют себя в роли актеров
немого кино.
Итоговая беседа о возможности создания собственного
фильма о классе, сделанного руками школьников.

11

Темы
День спецназа

День народного
единства

Основное содержание
Подразделения
специального
назначения (спецназ) в России имеют
особую значимость, они олицетворяют
служение Отечеству, мужество и силу
духа,
беспримерное
самопожертвование,
готовность
мгновенно прийти на помощь Родине.
Военнослужащие спецназа обладают
особыми
профессиональными,
физическими
и
моральным
качествами, являются достойным
примером настоящего мужчины.
Смутное время в истории нашей
страны. Самозванцы — одна из причин
продолжавшейся Смуты. Ополчение
во главе с князем Дмитрием
Пожарским и земским старостой
Кузьмой Мининым.
Примеры единения народа не
только в войне

Деятельность школьников
Участие во вступительной беседе, просмотр видеоролика о
видах подразделений специального назначения в России.
Участие в обсуждении: «Качества личности бойца спецназа».
Выполнение интерактивного задания «Что важнее для
спецназовца – ум или сила?»

Участие во вступительной беседе о появлении праздника День
народного единства.
Знакомство с исторической справкой о событиях Смутного
времени.
Работа в группах: если бы вы жили в Смутное время, в чем вы
бы увидели причины появления народных ополчений? Обмен
мнениями.
Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года воины народного
ополчения
продемонстрировали
образец
героизма
и
сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения,
вероисповедания и положения в обществе. Дискуссия о том, когда
еще люди чувствуют, что им надо объединяться?

12

Темы
Россия: взгляд в
будущее.
Технологический
суверенитет / цифровая
экономика / новые
профессии

О взаимоотношениях в
семье (День матери)

Основное содержание
Технологический
суверенитет
решает
задачи
обеспечения
безопасности, получения энергии,
продовольственной
независимости,
транспортной
связности.
Логика
развития экономики предполагает
защиту
и
формирование
высокотехнологичных отраслей с
высокой долей интеллектуальных
вложений.
Развитие
цифровой
экономики
предполагает
выстраивание
системы
экономических,
социальных
и
культурных отношений, основанных
на
использовании
цифровых
информационно-коммуникационных
технологий.
Появление
новых
профессий связано с цифровизацией
экономики,
движением
к
технологическому суверенитету.

Деятельность школьников
Беседа о сущности понятий «суверенитет», «технологический
суверенитет», «цифровая экономика».
Просмотр видеоролика о цифровых технологиях, вошедших в
современную жизнь многих россиян, в экономику, образование и
культуру страны. Дискуссия, в ходе которой школьники
высказывают свои мнения о возможностях и рисках, которые
появляются в связи с проникновением искусственного интеллекта
во многие сферы не только экономики, но и культуры,
образования, спорта.
Игра-викторина «Язык не для всех», в ходе которой
школьники знакомятся с новыми понятиями в области цифровых
технологий и с профессиями будущего.
Интерактивное путешествие по городу профессий будущего, в
ходе которого школьники знакомятся с двенадцатью
направлениями профессиональной деятельности, которые
охватывают 50 перспективных профессий.
Рефлексивная беседа, в ходе которой педагог просит
школьников завершить некоторые из предложений, например:
«Самое большое открытие, которое я сделал на этом занятии – это
…»; «Все говорят, что без цифры сегодняшняя жизнь просто
невозможна, я с этим утверждением …»; «Если у меня спросят,
готов ли я учится всю свою жизнь, то я отвечу …»
Мама — важный человек в жизни
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время
каждого. Материнская любовь — которой каждый школьник продолжает предложение «Первое,
простая и безоговорочная.
что приходит в голову, когда я слышу слово «мама» …»
Легко ли быть мамой?
Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам
и детей.
Поиск причин этого в процессе групповой работы.
Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми

13

Темы
Что такое Родина?
(региональный и
местный компонент)

Мы вместе

Главный закон страны

Основное содержание
Что для каждого человека означает
слово «Родина»? Это родители, семья,
дом, друзья, родной город, регион, вся
наша страна и народ. Чувство любви к
своей Родине человек несет в себе всю
жизнь, это его опора и поддержка.
Родина – это не просто территория,
это, прежде всего то, что мы любим и
готовы защищать.
История создания Красного Креста.
Особенности
волонтерской
деятельности. Волонтерство в России

Деятельность школьников
Участие в беседе о том, когда каждый из нас чувствовал
гордость при виде государственных символов нашей страны.
Какова региональная символика? Что означают элементы герба,
флага?
Знакомство с традициями народов, живущих на территории
России.
Участие в дискуссии о том, что объединяет людей разных
национальностей в одной стране, что им в этом помогает?

Знакомство школьников с информацией о создании в
Международного Комитета Красного Креста.
Участие в обсуждении вопроса: действительно ли создание
именно этой организации можно считать началом волонтерского
движения?
Работа в группах по составлению списка особенностей
волонтерской деятельности.
Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности
Значение Конституции для граждан
Участие во вступительной беседе о значении слова
страны. Знание прав и выполнение «конституция» и о жизни без конституции.
обязанностей. Ответственность — это
Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушение
осознанное поведение
прав или невыполнение обязанностей.
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время
которой каждый школьник продолжает предложение «Нужно
знать Конституцию, потому что…»
Участие в дискуссии об осознанном поведении и личной
ответственности

14

Темы
Герои нашего времени

Новогодние семейные
традиции разных
народов России

Основное содержание
Деятельность школьников
Россия — страна с героическим
Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей
прошлым. Современные герои — кто страны, о войнах, которые выпали на долю народа и о героизме
они? Россия начинается с меня?
тех, кто вставал на ее защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня?
Обсуждение мнений школьников.
Участие в игре «Качества современного героя»
Новый год — праздник всей семьи.
Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы знаете о Новом годе?)
Новогодние
семейные
традиции.
Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией,
Новогодние приметы.
которая объединяет народы нашей страны».
Различные
традиции
встречи
Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о
Нового года у разных народов России. материальных подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы
изменить в себе в Новом году?
Участие в разговоре о новогодних приметах, подарках.

От А до Я.
Способы передачи информации до
Беседа о разных способах передачи информации.
450 лет "Азбуке" Ивана
появления письменности. Разница
Блиц-опрос «Интересные факты об Азбуке».
Фёдорова
между азбукой и букварем. «Азбука»,
Эвристическая беседа «Первая печатная «Азбука»: в чем
напечатанная Иваном Федоровым:
особенности».
«Ради
скорого
младенческого
Интерактивные задания, связанные с содержанием «Азбуки».
научения».
Налоговая грамотность

Современный человек должен
обладать
функциональной
грамотностью, в том числе налоговой.
Для чего собирают налоги? Что они
обеспечивают для граждан? Выплата
налогов – обязанность каждого
гражданина Российской Федерации.

Беседа о том, что такое налоговая система.
Блиц-опрос «Для чего государству необходим бюджет?».
Беседа «Права и обязанности налогоплательщика».
Интерактивное задание «Создай и распредели бюджет».

15

Темы
Непокоренные.
80 лет со дня полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской блокады

Основное содержание
Голод, морозы, бомбардировки —
тяготы
блокадного
Ленинграда.
Блокадный паек. Способы выживания
ленинградцев.
О провале планов немецких войск.
О героизме советских воинов,
освободивших город на Неве.

Союзники России

Кто
такой
союзник?
Какие
обязанности он на себя принимает,
какими обладает правами? Что дает
заключение союзного договора для
государств? Союзники России –
государства, которые разделяют и
поддерживают
наши
общие
традиционные ценности, уважают
культуру, стремятся к укреплению
союзных государств и поддерживают
их.

Деятельность школьников
Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда;
каким образом город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел
захватить город; почему Ладожское озеро называют дорогой
жизни; чем стало полное освобождение Ленинграда от
фашистской блокады для всей страны, для хода Великой
Отечественной войны?»
Беседа о том, что помогало людям выстоять в осажденном
городе.
Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планам
Гитлера не суждено было сбыться?
Беседа о государствах-союзниках Российской Федерации.
Блиц-опрос: «Какие традиционные ценности разделяют
союзники?».
Дискуссия: права и обязанности союзных государств.
В чем заключается союзническая поддержка? Что Россия
делает для союзников?

16

Темы
Основное содержание
Цивилизация
без
научных
190 лет со дня рождения
достижений. Научные и технические
Д. Менделеева.
День российской науки достижения в нашей стране. Вклад
российских ученых в мировую науку.
Д.И. Менделеев и роль его
достижений для науки.
Достижения науки в повседневной
жизни. Плюсы и минусы научнотехнического прогресса
День первооткрывателя

Россия является не только самой
большой страной в мире, которую за ее
продолжительную историю шаг за
шагом
исследовали,
изучали,
открывали русские землепроходцы.
Удивительные уголки нашей страны
сегодня может открыть для себя любой
школьник.

Деятельность школьников
Участие во вступительной беседе о том, какой была бы жизнь
человека без научных достижений.
Участие в беседе об основных научных и технических
достижениях в нашей стране.
Участие в интерактивном задании «Д.И. Менделеев: не только
химия».
Участие в блиц – опросе «Примеры использования
достижений науки в повседневной жизни».
Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы и
минусы научно-технического прогресса»
Мотивационная беседа о первооткрывателях, открытиях и
удивительных местах России. Мозговой штурм, в ходе которого
школьники за 1 минуту должны назвать 15 российских городов;
за вторую минуту - 15 российских рек; за третью – 15 названий
деревьев, кустарников и цветов, которые растут в их регионе.
Просмотр
и
обсуждение
видеоролика
Русского
географического общества о русских землепроходцах.
Игра «Своя игра», в которой разыгрываются вопросы об
уникальных местах России и их первооткрывателях.
Рефлексивная беседа со школьниками, в процессе которой они
продолжают предложения, начало которых произносит педагог:
«Я никогда не знал, что …»; «Если бы я делал пост в социальных
сетях по итогам нашего сегодняшнего разговора, то я назвал бы
его …»; «Каждый может стать первооткрывателем, потому что
…».

17

Темы
Основное содержание
День
защитника
Отечества:
День защитника
исторические традиции. Профессия
Отечества.
280 лет со дня рождения военного: кто её выбирает сегодня.
Федора Ушакова
Смекалка в военном деле. 280-летие
со дня рождения великого русского
флотоводца,
командующего
Черноморским флотом (1790—1798);
командующего
русско-турецкой
эскадрой в Средиземном море (1798—
1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова.
Что нужно для того, чтобы найти
Как найти свое место в
друзей и самому быть хорошим
обществе
другом? Примеры настоящей дружбы.
Что нужно для того, чтобы создать
хорошую семью и самому быть
хорошим семьянином. Поддержка
семьи в России. Что нужно, чтобы
найти свое призвание и стать
настоящим
профессионалом.
Поддержка
профессионального
самоопределения
школьников
в
России.

Деятельность школьников
Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Дне
защитника Отечества».
Участие в дискуссии о причинах выбора профессии военного.
Участие в работе в парах: знакомство с примерами военных
действий, в которых выручала смекалка.
История и современность: уроки адмирала Ушакова.
Участие в беседе о том, как жители России выражают свою
благодарность защитникам Отечества
Проблематизирующая беседа о трех слагаемых успешной
самореализации человека в обществе: дружбе, семье и профессии.
Выступление федерального спикера (о примерах и способах
самореализации человека в различных сферах общественной
жизни).
Рефлексивная беседа «Мое будущее», в ходе которой
школьники обсуждают вопросы о том, как найти хороших друзей,
как найти спутника/спутницу жизни, чем руководствоваться в
выборе профессии.
Групповая работа «Что я возьму с собой во взрослую жизнь?»,
в ходе которой школьники в каждой группе из набора карточек
выбирают 5 и аргументируют всему классу свой выбор. В набор
могут входить, например, карточки «умение готовить», «умение
дружить», «умение учиться», «знать языки», «умение шутить» и
т.д.

18

Темы
Всемирный фестиваль
молодежи

Основное содержание
Деятельность школьников
Всемирный фестиваль молодежи –
Групповая работа по созданию кластера «Всемирный
2024. Сириус – федеральная площадка фестиваль молодежи».
фестиваля.
Исторические
факты
Историческая справка об истории возникновения Всемирного
появления всемирного фестиваля фестиваля молодежи.
молодежи и студентов. Фестивали,
Беседа «Эмблемы и символы фестивалей».
которые проходили в нашей стране.
Дискуссия «Всемирный фестиваль молодежи – 2024 в
подробностях».
Легендарная история развития
Проблематизирующая беседа «Почему человек всегда хотел
«Первым делом
российской гражданской авиации. подняться в небо?», в ходе которой обсуждаются события,
самолеты».
О гражданской авиации Героизм конструкторов, инженеров и связанные с первыми попытками человека «обрести крылья».
летчиков-испытателей
первых
Видеоролик об истории российской авиации, от первого
российских
самолетов.
Мировые полета в 1913 году на первом в мире четырехмоторном самолете
рекорды российских летчиков.
«Русский витязь» до современных авиалайнеров "Суперджет",
Современное
авиастроение. МС-21, Ил-114-300, Ту-214, Ил-96, "Байкал".
Профессии, связанные с авиацией.
Интерактивная игра «33 ступеньки в небо», в ходе которой
школьники знакомятся с легендарными российскими пилотами,
испытателями, конструкторами.
Мастер-класс «Тренажер летчика», в ходе которого
школьники выполняют некоторые упражнения и задания
(например, «Компас», «Часы» и др.) которые предлагают
современным пилотам при профотборе.
Рефлексивная беседа «Я могу стать кем захочу, или уже нет?»,
в ходе которой подростки рассуждают об ограничениях, которые
накладывает профессия пилота, о том, как может реализоваться
мечта о небе, даже если нельзя стать летчиком.

19

Темы
Крым. Путь домой

Россия - здоровая
держава

Цирк! Цирк! Цирк!
(К Международному
дню цирка)

Основное содержание
Деятельность школьников
Красивейший полуостров с богатой
Участие в беседе о географическом положении Крыма с
историей.
История
Крымского использованием карты.
полуострова.
Значение
Крыма.
Самостоятельная работа по изучению информации по истории
Достопримечательности Крыма
Крыма. Работа в группах с обобщением: что с древних времен
привлекало разные народы в Крымском полуострове?
Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму
Здоровый
образ
жизни
–
Дискуссия «Основные правила здорового образа жизни».
приоритетное
направление
в
Групповая работа: составление памятки о ЗОЖ.
большинстве
государств
мира.
Дискуссия «Следуешь моде – вредишь здоровью» (о тату,
Основные составляющие здоровья. пирсинге, энергетиках и т.д.).
Современные проекты, связанные со
здоровьем.
Цирк как фантазийное и сказочное
Просмотр видеоролика об истории цирка в России, начиная с
искусство. Цирк в России, История первого стационарного цирка, построенного в Петербурге в 1877
цирка, цирковые династии России. году.
Знаменитые на весь мир российские
Беседа о современном цирке, причинах его популярности у
силачи, дрессировщики, акробаты,
детей и взрослых, о видах циркового искусства (клоунаде,
клоуны,
фокусники.
Цирковые акробатике, эквилибристике, гимнастике, жонглировании,
профессии.
эксцентрике, иллюзионизме, пантомиме, дрессировке животных).
Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в ходе которого
школьники разучивают несколько простых фокусов.
Видео-викторина «Клоун», в ходе которой школьники
знакомятся великими российскими клоунами (Юрий Никулин,
Олег Попов, Юрий Куклачев, Вячеслав Полунин).
Рефлексивная беседа о том, как важно уметь поддерживать
оптимизм в себе и в окружающих.

20

Темы
«Я вижу Землю!
Это так красиво».

Основное содержание
Главные события в истории
покорения космоса. Отечественные
космонавты-рекордсмены.
Подготовка
к
полёту
—
многолетний процесс.
Художественный фильм «Вызов» героизм персонажей и реальных
людей.

215-летие со дня
рождения Н. В. Гоголя

Николай Гоголь – признанный
классик русской литературы, автор
знаменитых «Мертвых душ»,
«Ревизора», «Вечеров на хуторе близ
Диканьки». Сюжеты, герои, ситуации
из произведений Николая Гоголя
актуальны по сей день.

Экологичное
потребление

Экологичное
потребление
—
способ позаботиться о сохранности
планеты. Экологические проблемы как
следствия
безответственного
поведения человека.
Соблюдать эко-правила — не так
сложно

Деятельность школьников
Участие во вступительной беседе об основных исторических
событиях в космонавтике. Самостоятельная работа в группах:
найти в интернете информацию о космонавте и сделать
сообщение для одноклассников (Герман Титов, Валентина
Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий
Поляков, Елена Кондакова, Сергей Крикалев, Геннадий Падалка,
Анатолий Соловьев).
Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту.
Обсуждение фильма «Вызов» - в чем заключался героизм главных
действующих лиц и актрисы и режиссера фильма.
Проблематизирующая беседа «Классик есть классик», в ходе
которой школьники обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуации
из произведений Гоголя можно было назвать современными.
Игра «Закончи фразу, ставшую крылатой», в ходе которой
школьники продолжают знаменитые фразы из произведений Н.
Гоголя.
Интерактивная игра, в ходе которой школьники по отрывкам
из телеспектаклей, кинофильмов, иллюстраций, созданных по
произведениям Николая Гоголя, называют произведение и его
главных героев.
Дискуссия, в ходе которой школьники обсуждают фразу И.А.
Гончарова «Он, смеша и смеясь, невидимо плакал…».
Участие во вступительной беседе об экологическом
потреблении.
Обсуждение
экологических
проблем,
существующих в России, и роли людей в их появлении, поиски
решений.
Работа в группах по составлению общего списка эко-правил,
которые легко может соблюдать каждый

21

Труд крут

Урок памяти

Будь готов!
Ко дню детских
общественных
организаций

Русский язык. Великий
и могучий.
225 со дня рождения А.
С. Пушкина

История Праздника труда.
Вступительная беседа об истории Праздника труда.
Труд — это право или обязанность
Участие в дискуссии: «Труд — это право или обязанность
человека?
человека?»
Работа мечты. Жизненно важные
Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты.
навыки
Блиц-опрос «Владеете ли вы элементарными трудовыми
навыками?»
Участие во вступительной беседе об истории появления
История появления праздника День
Победы. Поисковое движение России. праздника День Победы. Участие в беседе о том, что заставляет
Могила Неизвестного Солдата.
тысячи человек заниматься поиском и захоронением останков
Семейные традиции празднования Дня погибших защитников Отечества?
Победы. Бессмертный полк
Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать
День Победы? Участвует ли семья в шествиях Бессмертного
полка?
Участие во вступительной беседе о пионерской организации.
19 мая 1922 года — день рождения
Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское
пионерской организации. Цель её
общественное объединение, чтобы вам захотелось в него
создания и деятельность. Распад
пионерской организации. Причины, по вступить.
которым дети объединяются
Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по
которым дети объединяются.
Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные
объединения
Брейн- ринг «Узнай произведение по иллюстрации».
Неизвестный Пушкин.
Творчество Пушкина объединяет
Историческая справка «Малоизвестные факты из жизни А. С.
поколения. Вклад А. С. Пушкина в
Пушкина».
формирование современного
Эвристическая беседа «Мы говорим на языке Пушкина».
Интерактивные задания на знание русского языка.
литературного русского языка.

22

Лист согласования изменений
Дата
внесения
изменений

Содержание изменений

Место внесения
изменений

Подпись
ответствен
ного лица


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».