Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ №___от «__» ______20__г Рабочая программа по чтению для обучающегося 4 класса Томилова Николая (АООП 1 вариант) (индивидуальное обучение) Составитель Карфидова Н.В. Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж – 2023 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель: Формирование у обучающихся умений читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. Задачи: - Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. - Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу. -формировать у детей навыки сознательного чтения: читать доступный понимаю текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа. -Учить самостоятельно работать с книгой. - Расширять и активизировать словарный запас. Учебный предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык и речевая практика». На изучение учебного предмета по учебному плану в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели, 34 часа в год. Содержание рабочей программы Раздел Дидактические единицы Примерные лексические «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время- потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима, темы аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло». Техника чтения Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами. Выразительное чтение Чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонация конца предложения, вопросительной и восклицательной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов. Прослушивание текста с установкой на его эмоциональную оценку. Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно Сознательное чтение 2 узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи. Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем. Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно – целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой» картинке, по картинному плану к рассказу и др.) Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста. Внеклассное чтение Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроке чтения. Планируемые результаты освоения программы обучающимся. Предметные планируемые результаты Достаточный уровень -научится чтению текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; -будет составлять ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; -научится определять основную мысль текста после предварительного его анализа; -будет читать текст молча с выполнением заданий учителя; -научится определять главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; -будет возможность читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); -научаться пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; -будет выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений Личностные планируемые результаты Достаточный уровень -осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; -воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других 3 народов; -сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; -сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; -сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; -проявление готовности к самостоятельной жизни. Календарно-тематическое планирование-136ч Тема 1.Снова в школу. По Н.Носову 2.Как Маруся дежурила. По Е.Шварцу 3.Зарубите на носу. По М.Бартеневу 4.Обобщающий урок по разделу «Школьная жизнь» 5.Жёлтой краской кто-то…Н.Антонова 6.Три сойки. По Ю.Ковалю 7.Холодная зимовка. По Н.Сладкову 8.Скучная картина! А.Плещеев 9.Сказка про маленького жучка. По О.Иваненко 10.Пекла кошка пирожки…Русская потешка 11.Карусели. По Л.Пантелееву 12.Жмурки. По М.Булатову 13.Бодливая корова. По К.Ушинскому 14.Барсучья кладовая. По А.Баркову. 15.Лиса. По Ю.Дмитриеву. Обобщение по разделу «В мире животных». Тест 16.Миша-мастер. Г.Ладонщиков 17..Пичугин мост. По Е.Пермяку 18.Снег идёт. По Л.Воронковой 19.Декабрь. С.Маршак 20.Как солнце с морозом поссорились. А.Бродский Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 4 21.Не ветер бушует над бором. Н.Некрасов Заучив. наизусть 22.Обобщение по разделу «Зима наступила». 23.Почему комары кусаются. В.Бирюков 24.Вот какой рассеянный. С.Маршак 25.Март. В Алфёров 26.Последняя льдина. По В.Бианки 27.Полюбуйся, весна наступает. И.Никитин 28.Знакомство с сказкой.Хаврошечка. Русская народная сказка 29.Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Русская народная сказка 30.Подарки феи. По Ш.Перро 31.Царь-колокол. М.Ильин 32.День Победы. Т.Белозёров 33.Хитрый одуванчик. Н.Павлова 34.Летние приметы. По А.Спирину. Как я проведу летние каникулы. Составление рассказа Тема, раздел Школьная жизнь (Выразительное чтение – 4 ч 1.Снова в школу. По Н.Носову 2.Как Маруся дежурила. По Е.Шварцу 3.Зарубите на носу. По М.Бартеневу 4.Обобщающий урок по разделу «Школьная жизнь» Время листьям опадать (Сознательное чтение) – 5 ч 1.Жёлтой краской кто-то…Н.Антонова 2.Три сойки. По Ю.Ковалю 3.Холодная зимовка. По Н.Сладкову 4.Скучная картина! А.Плещеев 5.Сказка про маленького жучка. По О.Иваненко Делу- время, потехе- час 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Умение осознанно читать предложенный текст, передавать его содержание по вопросам учителя. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос. Чтение по ролям. Установление смысловых связей между поступками героев; эмоциональным состоянием героя и причинами, его вызвавшими. Нахождение ответа на вопрос в тексте стихотворения. Выразительное чтение диалога с интонацией, соответствующей знакам препинания. Умение передавать голосом вопросительную и восклицательную интонации. Рассматривание иллюстраций; подбор к иллюстрациям отрывков из текста, составление к ним предложений. Объяснение значения слова с опорой на материал учебника. Виды деятельности, формы работы Достаточный -умеет выразительно читать, соблюдать паузы, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. -умеет прослушивать текст с установкой на его эмоциональную оценку. -устанавливают причинности событий и поступков героев. -умеет узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. -умеет объяснить слова, определяет тон 5 (Внеклассное чтение) – 3 ч 1.Пекла кошка пирожки…Русская потешка 2.Карусели. По Л.Пантелееву 3.Жмурки. По М.Булатову В мире животных (Развитие речи) – 3 ч 1.Бодливая корова. По К.Ушинскому 2.Барсучья кладовая. По А.Баркову 3.Лиса. По Ю.Дмитриеву. Обобщение по разделу «В мире животных».Тест Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение по ролям. Заучивание наизусть. Называние животных, изображенных на иллюстрации. Составление рассказа по иллюстрации и вопросам учебника. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Пересказ части текста с опорой на иллюстрацию. Элементарная оценка поступков героев; выявление собственного отношения к поступку героя. голоса подходящего для передачи эмоционального настроя. -умеет заучивать наизусть. -выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого; -придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана; -выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы; Жизнь дана на добрые дела (Техника чтения) – 2 ч 1.Миша-мастер. Г.Ладонщиков 2.Пичугин мост. По Е.Пермяку Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Ответы на вопросы словами из текста. Коллективное определение идеи текста. Соотнесение содержания произведения со смыслом предварительно разобранной пословицы. Зима наступила (Внеклассное чтение) – 5 ч 1.Снег идёт. По Л.Воронковой 2.Декабрь. С.Маршак 3.Как солнце с морозом поссорились. А.Бродский 4.Не ветер бушует над бором. Н.Некрасов Заучив. наизусть 5.Обобщение по разделу «Зима наступила» Объяснение образных выражений (фразеологизмов). Понимание нравственного смысла выражения (выбор одного правильного из двух предложенных). Выбор заголовка, подходящего по смыслу к содержанию части, из двух предложенных. Рассказывание сказки по иллюстрациям и готовому словесно-логическому плану. -будет составлять ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; -научится определять основную мысль текста после предварительного его анализа; -будет читать текст молча с выполнением заданий учителя; -учится чтению текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; -будет составлять ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; 6 Весёлые истории (Развитие речи) – 2 ч 1.Почему комары кусаются. В.Бирюков 2.Вот какой рассеянный. С.Маршак Объяснение слова с опорой на иллюстрацию. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Восстановление деформированного картинного плана. Полный подробный пересказ. Полюбуйся, весна наступает! (Выразительное чтение) – 3 ч 1.Март. В Алфёров 2.Последняя льдина. По В.Бианки 3.Полюбуйся, весна наступает. И.Никитин В мире волшебной сказки. (Сознательное чтение) – 3 ч 1.Знакомство со сказкой «Хаврошечка». Русская народная сказка 2.Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Русская народная сказка 7.Подарки феи. По Ш.Перро Определение настроения автора; подтверждение вывода строчками из стихотворения. Объяснение смысла образных выражений своими словами. Выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть. Обобщение знаний о литературном жанре сказка. Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение отдельных выражений сказки. Элементарная оценка поступков героев сказки. Определение основных черт героев с опорой на вопросы. Нравственный смысл сказки. Родная земля. (Техника чтения) – 2 ч 1.Царь-колокол. М.Ильин 2.День Победы. Т.Белозёров Рассматривание иллюстрации; ответы на вопросы по ее содержанию. Знание названия страны, в которой мы живем, столицы, главной площади столицы. Ответы на вопросы словами из текста. Рассматривание сюжетной картинки, определение ее содержания; определение и объяснение эмоционального состояния отдельных объектов, изображенных на картинке. Установление причинно-следственных связей между событием, изображенным в сказке, и эмоциональным состоянием ее персонажей. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального состояния персонажей сказки. Лето пришло (Внеклассное чтение) – 2 ч 1.Хитрый одуванчик. Н.Павлова 2.Летние приметы. По А.Спирину. Как я проведу летние каникулы. Составление рассказа. -научиться определять главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; -будет возможность читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); -научится пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; -умеет выразительно читать, соблюдать паузы, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. -умеет читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; -будет составлять ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; -знает название страны, и символику в которой живут, умеет отвечать на вопросы по тексту. -умеет пересказывать текст. -будет составлять ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; -научится определять основную мысль текста после предварительного его анализа; -будет читать текст молча с выполнением заданий учителя; -научится определять главных действующих лиц произведения; -элементарная оценка их поступков; 7 8