Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ №___от «__» ______20__г Рабочая программа по русскому языку для обучающегося 4 класса Томилова Николая (АООП 1 вариант) (индивидуальное обучение на дому) Составитель Карфидова Н.В. Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж – 2023 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобреноМинистерством Просвещения РФ 17 сентября 2020. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель обучения: выработать элементарные навыки грамотного письма. Задачи обучения: -Совершенствовать графические навыки. -закрепить звуковое, буквенное, слоговое строение слов; -уточнить знание о слогообразующей роли гласных звуков; -упражняться в слоговом и звукобуквенном анализе слов; -закрепить умения писать слова с твёрдыми и мягкими согласными, парными звонкими и глухими согласными, слова с разделительным Ь. -познакомить с правилом написания гласных после шипящих -формировать умение постановки знаков в предложении: точки, вопросительного и восклицательного знаков. Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык и речевая практика». На изучение учебного предмета по учебному плану отводится 1 часа в неделю, 34 учебных недели, 34 часа в год. Раздел 1.Повторение Содержание учебного предмета Дидактические единицы Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному). Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.. Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение количества предложений в диалоге. Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам. Коррекционная работа Упражнения на нахождение и исправлениеошибок Описание предметов по плану Использование картинного материала Этические беседы 2. Звуки и буквы 3.Слово Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице. Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь. Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительнымь. Правильный перенос таких слов. Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу. Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу. Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом, рисую (на чём?) на листе. Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый). Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая …; голодный, злой … . Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам. Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь – певец, красивый – красота. Подбор слов, противоположных по значению. Распространение предложений словами различных категорий. Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень и т.д. Знание домашнего адреса. Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами. Предлоги до за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов. Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл. Упражнения по поиску сходств и различийпри сравнении изображений Упражнения «Исключи лишнее» Игровые упражнения Тесты Физминутки Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Слуховые диктанты Упражнения на нахождение и исправление ошибок Описание предметов по плану Использование картинного материала Этические беседы Психологический настрой Создание «ситуации успеха» Проблемные ситуации Работа с бланками (рефлексия) Работа с перфокартами 3 4.Предложение 5.Повторение Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов предложении по вопросам. Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос. Звуки и буквы. Слова, обозначающие предмет, действие, признак. Предложение, составление и дополнение Предлоги в предложении Использование сигнальных карточек, схем Упражнения на тренировку произвольного внимания, запоминания Упражнения «Подбери слово» Игровые упражнения Тесты Физминутки Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Слуховые диктанты Игровые упражнения Тесты Физминутки Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Слуховые диктанты Планируемые результаты освоения программы обучающимся. Предметные планируемые результаты Достаточный уровень -будет различать звуки и буквы; -будет давать характеристику гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; -Расширение представлений о праздниках: личных и государственных, связанных с историей страны; -Закрепление представлений о различных социальных ролях: собственных и окружающих людей; -Закрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; -Закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения); -Закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения). -научится списывать с рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; -научится записывать под диктовку текст, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов); -научится дифференциации и подбору слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); 4 -научится составлению и распространению предложений, установлению связи между словами с помощью учителя, постановке знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); -научится делить текст на предложения; -научится определять темы текста (о чём идет речь), выбирать заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; -будет самостоятельно записывать 3-4 предложения из составленного текста после его анализа. Личностные планируемые результаты Достаточный уровень -формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; -развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; -владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; -способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Календарно-тематическое планирование-34 ч Тема 1.Предложение. Выделение его из текста. Предложение законченное и незаконченное 2.Завершение начатого предложения. Предложение и его схема. Распространение предложений. 3.Порядок слов в предложении. Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков 4.Вводная контрольная работа «Предложение» 5.Алфавит. Расположение слов по алфавиту. 6.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. 7.Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, я 8.Буква мягкий знак (ь) на конце слова. 9.Написание жи-ши, ча-ща, чу- щу в словах. Активизация словаря по теме 10.Упражнения в написании гласных после шипящих. 11.Разделительный мягкий знак перед гласными и, е, ё, ю, я 12.Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него 13.Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак Кол-во часов 1 1 1 Дата 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 14.Звонкие и глухие согласные. Их различение в словах 15.Написание звонких и глухих согласных на конце слова 16.Контрольная работа за 2 четверть по теме «Парные звонкие и глухие согласные» 17.Название предметов, действий и признаков предметов 18.Название предметов. Различение их по вопросам кто? Что? кого? Чего? 19.Различение названий предметов по вопросам кому? Чему? кем? Чем? о ком? О чём? 20.Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, в названиях городов, сёл, деревень, улиц 21.Название признаков предмета. Определение их по вопросам какой? Какая? Какое? Какие? Различие признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. 22.Предлоги по, к, от, над, под, о, в, на со совами 23.Предлог из, за, без, до, про со словами 24.Написание предлогов со словами. Закрепление знаний 25. Словарная работа по теме «Предлоги». 26.Выделение предложения из текста. 27.Деление текста на предложения. 28.Вопросительные предложения 29.Восклицательные предложения 30.Различение предложений по интонации. 31.Итоговая контрольная работа по теме «Предложение» 32.Правописание гласных и согласных в слове. Звонкие и глухие согласные. 33.Название предметов, действий, признаков 34.Предлоги. Выделение предложений из текста. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 Раздел, тема Содержание Повторение 4 ч 1.Предложение. Выделение его из текста. Предложение законченное и незаконченное 2.Завершение начатого предложения. Предложение и его схема. Распространение предложений. 3.Порядок слов в предложении. Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков 4.Вводная контрольная работа Звуки и буквы 9 ч 1.Алфавит. Расположение слов по алфавиту. 2.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные 3.Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, я 4.Буква мягкий знак (ь) на конце слова. 5.Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах. Активизация словаря по теме 6.Упражнения в написании гласных после шипящих. 7.Разделительный мягкий знак перед гласными и, е, ё, ю, я 8.Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него 9.Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак Парные звонкие и глухие согласные 3 ч 1.Звонкие и глухие согласные. Их различение в словах 2.Написание звонких и глухих согласных на конце слова 3. Контрольная работа за 2 четверть по теме «Парные звонкие и глухие согласные» Определение о ком или о чем говорится в предложении. Упражнения на нахождение и исправление ошибок. Описание предметов по плану. Использование картинного материала. Этические беседы. Виды деятельности, формы работы Достаточный уровень - Самостоятельно выделяет предложение из текста. - Понимает где законченное и незаконченное предложение. - Составляет предложение по схеме. Упражнения по поиску сходств и различий при сравнении изображений. Упражнения «Исключи лишнее». Игровые упражнения. Тесты. Физминутки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Слуховые диктанты. Упражнения по поиску сходств и различий при сравнении изображений. - Самостоятельно соотносит количество гласных и слогов в слове. - Понимает и называет ударные и безударные гласные. - Делает звукобуквенный анализ слова. - Определяет твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. - Графически изображает твердые и мягкие согласные. - Определяет слова с сочетаниями «Жи-ши, ча-ща, чу-щу». - Читает и выписывает слова со словосочетаниями. - Делит слова на слоги. - Определяет мягкой согласный в середине слова. - Обозначает графически. Упражнения «Исключи лишнее». Игровые упражнения. Тесты. Физминутки . Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Слуховые диктанты. Самостоятельно: - Подчеркивает парные звонкие и глухие согласные. - Подбирает слова с парными глухими и звонкими согласными на конце. - Объясняет написание слов с пропущенными парными согласными. - Объясняет написание слов с пропущенными буквами. 7 Слово 9 ч 1.Название предметов, действий и признаков предметов 2.Название предметов. Различение их по вопросам кто? Что? кого? Чего? 3.Различение названий предметов по вопросам кому? Чему? кем? Чем? О ком? О чём? 4.Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, в названиях городов, сёл, деревень, улиц 5.Название признаков предмета. Определение их по вопросам какой? Какая? Какое? Какие? Различие признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета 6.Предлоги по, к, от, над, под, о, в, на со совами 7.Предлог из, за, без, про со словами 8.Написание предлогов со словами. Закрепление знаний 9. Словарная работа по теме «Предлоги» Предложение 6 ч 1.Выделение предложения из текста 2.Деление текста на предложения 3.Вопросительные предложения 4.Восклицательные предложения 5.Различение предложений по интонации. 6.Итоговая контрольная работа по теме «Предложение» Повторение 3 ч 1.Правописание гласных и согласных в слове. Звонкие и глухие согласные. 2.Название предметов, действий, признаков 3.Предлоги. Выделение предложений из текста. Упражнения на нахождение и исправление ошибок. Описание предметов по плану. Использование картинного материала. Этические беседы. Психологический настрой. Создание «ситуации успеха». Проблемные ситуации. Работа с бланками (рефлексия). Работа с перфокартами. Самостоятельно: - Подчеркивает названия предметов, действий и признаков. - Определяет слова, обозначающие предметы, отвечающие на вопросы «Что это?». - Составляет предложения с заданными словами. - Определяет слова, обозначающие имя и фамилию человека. - Объясняет написание слов с заглавной буквы. - Подписывает картинки с изображением человека. - Составляет рассказ о своем друге. - Записывает имя, фамилию, отчество друга. - Определяет слова, которые пишутся с заглавной буквы. - Составляет и записывает простые предложения с этими словами. - Записывает предлоги со словами. - Подбирает вопросы. - Составляет предложения с предлогами. - Определяет место предлога. - Определяет значение предлога. Использование сигнальных карточек, схем. Упражнения на тренировку произвольного внимания, запоминания. Упражнения «Подбери слово». Игровые упражнения. Тесты. Физминутки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением . Слуховые диктанты. Игровые упражнения. Тесты. Физминутки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Самостоятельно: - Выполняет упражнения. - Списывает текст. - Списывает предложения. - Определяет границы предложений. - Определяет порядок слов в предложении. - Определяет предложения по интонации. - Определяет знаки препинания. Самостоятельно: - Списывает текст. - Выписывает слова с безударными гласными. - Подбирает проверочные слова. - Составляет словосочетания со словами синонимами и антонимами. 8 Слуховые диктанты. - Подбирает проверочные слова к словам с безударной гласной в корне. - Определяет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. 9