Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шдяпникова Н.И. Приказ № ___от «___» _______20___Г Рабочая программа по миру природы и человека для обучающихся 4 класса (АООП 1 вариант) Составитель: Карфидова Н.В. Учитель начальных классов, 1 квалификационная категория Реж – 2023 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель обучения - формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе, понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Задачи обучения: − первоначальное формирование естественнонаучных знаний; − обобщение и систематизация полученных ранее знаний; − первоначальное формирование умения наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром; − развитие способности раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека; − знакомство с объектами и явлениями окружающего мира. Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе определяет следующие задачи: − углубление имеющиеся у обучающихся представлений о неживой и живой природе, новых знаний об основных ее элементах; − расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий; − формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; − углубление знаний обучающихся о природе своего края; − формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, развитие у обучающихся бережного отношения к природе; − формирование начальных естественнонаучных знаний о взаимосвязи живой и неживой природы; − формирование у обучающихся четких представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о причинах, обуславливающих смену времен года, о влиянии Солнца на жизнь растений, животных, человека; − закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни растений, животных, человека; − раскрытие причинно-следственных связей между природными явлениями и жизнью человека; − воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения. Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). 2 Раздел Неживая природа Сезонные изменения. Живая природа - Растения - Животные - Человек Содержание учебного предмета Дидактические единицы Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы. Растения и животные в разное время года. Сад, огород,поле, лес в разное время года. Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года. Растения Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений. Животные Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Коррекционная работа Развитие навыка связного высказывания Упражнения на нахождение и исправление ошибок Этические беседы Работа с иллюстративным материалом для увеличения объема внимания Упражнения на нахождение и исправление ошибок Упражнение «Исключи лишнее» (классификация понятий) Слуховые диктанты, тесты Просмотр презентаций с послед. обсуждением Этические беседы Составление рассказов по наблюдениям в природе Описание предметов по картинному плану. Упражнения по поиску сходств и различий при сравнении изображений предметов. Отгадывание загадок Просмотр презентаций с послед. обсуждением Этические беседы Упражнение «Исключи лишнее» (классификация понятий) 3 Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомыевредители. Человек Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Поведение в быту, на дороге. Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество. Планируемые результаты освоения программы обучающимися. Предметные планируемые результаты Достаточный уровень − узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; − иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; − относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации; − давать развернутую характеристику своего отношения к изученным объектам; − знать правила гигиены тела; − знать отличительные существенные признаки групп объектов; − знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; − отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения; − соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы; − выполнять доступные природоохранительные действия; − проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; Минимальный уровень − иметь представления о назначении объектов изучения; − узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях; − относить изученные объекты к определенным группам (видородовые понятия); − называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе; − иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; − знать требования к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; − знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; − ухаживать за комнатными растениями; кормить зимующих птиц; − составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; − адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; соблюдать правила поведения в классе, в 4 − проявлять готовность к использованию сформированных умений при школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач; ситуации. − выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценивать свою работу и одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватное воспринимать похвалу. Личностные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень − развитие этических чувств, проявление доброжелательности, Будет возможность: эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление - определять и высказывать под руководством педагога самые простые сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным; общие для всех людей правила поведения; − воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, ценностей и чувства любви к природе; опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при − овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в поддержке других участников группы и педагога, как поступить. повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой; - осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, − осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; за свою Родину, любви к родной природе; - проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, − овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального договоренностей; взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными - понимать личную ответственность за свои поступки на основе коммуникативными компетенциями, использование доступных представлений об этических нормах и правилах поведения в современном информационных технологий для коммуникации. обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Календарно-тематическое планирование-34 ч Тема 1. Сезонные изменения в природе. Осень. Экскурсия. 2. Растения и животные осенью 3.Труд людей осенью. 4.Растения. Огород. 5.Лес. Сад. 6.Растеня культурные и дикорастущие. 7.Лекарственные растения 8.Красная книга 9.Парки. 10.Растения поля. 11.Зима. признаки зимы. Экскурсия. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 5 12.Растения и животные зимой. 13.Труд людей зимой. 14.Неживая природа. Почва. 15.Песок, глина, перегной. 16.Камни. 17.Рельеф. Горы и равнины. 18.Домашние животные. 19.Птицы 20.Дикие птицы 21.Весна. растения весной. 22.Животные весной. 23.Труд людей весной. 24.Экскурсия в природу. Наблюдение за изменениями в природе весной. 25.Человек. Мозг человека. 26.Режим дня. 27.Охрана природы. 28.Зоопарки. 29.Безопасное поведение в школе и дома. 30.Правила дорожного движения. Транспорт. 31.Лето. Растения летом. 32.Животные летом 33.Труд людей летом. 34.Безопасные летние каникулы. Экскурсия. Раздел, тема Времена года. Осень - 3 часа 1. Сезонные изменения в природе Осень. Экскурсия. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование- 34ч Содержание Виды деятельности, формы работы Обобщение полученных знаний о влиянии Солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев Минимальный Достаточный Обобщают полученные знания о влиянии Солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года по иллюстрациям Работают с календарем Обобщают полученные знания о влиянии Солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года Работают с календарем. Рассказывают о чередовании 6 Проговаривание названий месяцев Называние признаков осени 2. Растения и животные осенью Сравнение рисунков Нахождение различий Запоминание названий осенних цветов Называние овощей по рисункам Выполнение заданий по учебнику, ответы на вопросы Обобщение и закрепление представлений о жизни растений осенью Чтение текста Рассматривание рисунка Отгадывание загадок Называние известных животных, ответы на вопросы 3.Труд людей осенью. Чтение текста Ответы на вопросы Выполнение заданий по учебнику Рассматривание рисунка Называние садовых инструментов Составление рассказа о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе осенью Рассказывают о чередовании времен года Проговаривают названия месяцев с помощью учителя Называют 3-4 признака осени Сравнивают рисунки Находят 1-2 различия Читают 1-2 названия осенних цветов Называют 3-4 овоща по рисункам Выполняют задания по учебнику. Отвечают на вопросы кратко. Обобщают представления о жизни растений осенью Читают часть текста Рассматривают рисунки Отгадывают загадки по картинкам Называют 3-4 известных животных по картинкам Читают часть текста Отвечают на вопросы кратко Выполняют задания по учебнику Рассматривают рисунки Называют 1-2 садовых инструмента по картинке Составляют краткий рассказ о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе осенью по картинке времен года Проговаривают названия месяцев. Называют 4-5 признаков осени Сравнивают рисунки Находят 2-3 различия, называют их Проговаривают 2-3 названия осенних цветов. Называют 4-5 овощей Выполняют задания по учебнику. Отвечают на вопросы полным предложением Обобщают представления о жизни растений осенью Читают текст Рассматривают рисунки Отгадывают загадки Называют 4-5 известных животных по картинкам Читают текст Отвечают на вопросы полным предложением Выполняют задания по учебнику Рассматривают рисунки Называют 2-3 садовых инструмента Составляют рассказ о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе осенью 7 Живая природа. Растения - 7 часов 4.Растения. Огород. Показ объекта на рисунке (поле, огород) Перечисление инструментов для перекопки земли Ответы на вопросы об овощах Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица) Выполнение заданий по учебнику 5.Лес. Сад. Рассматривание рисунка Называние предметов мебели Наблюдение за растениями сада и леса осенью: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Перечисление названий лиственных и хвойных деревьев Ориентировка в пространстве (определение право, лево, сзади, спереди) Рассматривание прибора для ориентировки в пространстве (компас) 6.Растеня культурные и дикорастущие. Чтение текста Рассматривание рисунка Сравнение растений Выполнение заданий по учебнику Описание ягод клубники Знакомство с понятиями Показывают объект на рисунке (поле, огород) Перечисляют 1-2 инструмента для перекопки земли по картинке Отвечают на вопросы об овощах кратко Работают с опорными словами (корнеплоды, овощеводы, теплица) Выполняют задания по учебнику с помощью учителя Рассматривают рисунки Называют 1-2 предмета мебели по картинке. Наблюдают за растениями сада и леса осенью: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Перечисляют 2-3 названия лиственных и хвойных деревьев с помощью учителя. Ориентируются в пространстве (определение право, лево, сзади, спереди) с помощью учителя Рассматривают прибор для ориентировки в пространстве (компас) Читают часть текста Рассматривают рисунок Сравнивают 1-2 растения (наиболее распространенных) Выполняют задания по учебнику Описывают ягоды клубники Знакомятся с понятиями Показывают и называют объект на рисунке (поле, огород). Перечисляют 2-3 инструмента для перекопки земли в натуральном виде в естественных условиях Отвечают на вопросы об овощах полным предложением. Работают с опорными словами (корнеплоды, овощеводы, теплица) Выполняют задания по учебнику Рассматривают рисунки Называют 2-3 предмета мебели Наблюдают за растениями сада и леса осенью: яблоня, осина, липа, акация, орешник Перечисляют 3-4 названия лиственных и хвойных деревьев Ориентируются в пространстве (определение право, лево, сзади, спереди) Рассматривают прибор для ориентировки в пространстве (компас) Читают текст Рассматривают рисунок Сравнивают 2-3 растения (наиболее распространенных) Выполняют задания по учебнику Описывают ягоды клубники и 8 «сорт», «семена» «сорт», «семена» с помощью учителя 7.Лекарственные растения Просмотр видео о лекарственных растениях Чтение текста Рассматривание рисунка Знакомство с лекарственными растениями (чтение названия и информации на аптечной упаковке), способом их применения, сроком годности Просматривают видео о лекарственных растениях Читают часть текста. Рассматривают рисунки Знакомятся с лекарственными растениями (читают названия и информацию на аптечной упаковке) с помощью учителя. Отвечают на вопросы кратко 8.Красная книга Чтение рассказа о Красной книге Ответы на вопросы Рассматривание иллюстраций о редких видах растений и животных, их описание по внешнему виду Читают часть рассказа о Красной книге Отвечают на вопросы кратко Рассматривают иллюстрации о редких видах растений и животных. Отвечают на вопросы 9.Парки. Просмотр видео о парках Чтение текста Словарная работа (парк, аллея, сквер) Описание парка (сквера) Ответы на вопросы Называние известных парков, расположенных вблизи местожительства 10.Растения поля. Чтение текста Просматривают видео о парках Читают часть текста Работают с опорными словами (парк, аллея, сквер) Описывают парк (сквера) по картинке Отвечают на вопросы кратко Называют 1-2 известных парка, расположенных вблизи местожительства Читают часть текста показывают их на картинке Знакомятся с понятиями «сорт», «семена» с помощью учебника Просматривают видео о лекарственных растениях Читают текст Рассматривают рисунки Знакомятся с лекарственными растениями (читают названия и информацию на аптечной упаковке), способом их применения, сроком годности. Отвечают на вопросы полным предложением Читают рассказ о Красной книге Отвечают на вопросы полным предложением Рассматривают иллюстрации о редких видах растений и животных Дают их описание по внешнему виду Отвечают на вопросы Просматривают видео о парках Читают текст Работают с опорными словами (парк, аллея, сквер) Описывают парк (сквер) Отвечают на вопросы полным предложением. Называют 2-3 известных парка Читают текст 9 Составление рассказа об изготовлении продуктов питания из муки Словарная работа (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос, метелка) Чтение текста (работа в поле в разное время года), беседа по рисункам Отгадывание загадок Сравнение двух объектов (пшеница и рожь; овес и гречиха) Изготовление поделки из соломы Времена года. Зима - 3 часа 11.Зима. признаки зимы. Экскурсия. Называние зимних месяцев. Называние признаков зимы и зимних явлений природы Определение признаков зимы. Составление рассказа о зимних месяцах 12.Растения и животные зимой. Рассматривание и сравнение рисунков Чтение текста Описание зимнего леса Нахождение одинаковых снежинок Рассматривание рисунка Выполнение заданий по учебнику Составляют краткий рассказ об изготовлении продуктов питания из муки с помощью учителя Работают с опорными словами (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос, метелка), составляют словосочетания. Читают часть текста (работа в поле в разное время года). Беседуют по рисункам Отгадывают загадки по картинкам Сравнивают 2 объекта (пшеница и рожь; овес и гречиха) по картинке Изготавливают поделки из соломы с помощью учителя Называют зимние месяцы по картинкам Называют 3-4 признака зимы и зимних явлений природы Определяют 3-4 признака зимы Отвечают на вопросы кратко Составляют краткий рассказ о зимних месяцах Рассматривают рисунки Читают часть текста Описывают зимний лес по картинке Находят одинаковые снежинки Выполняют задания по учебнику с помощью учителя Составляют рассказ об изготовлении продуктов питания из муки Работают с опорными словами (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос, метелка), составляют словосочетания и предложения Читают текст (работа в поле в разное время года) Беседуют по рисункам Отгадывают загадки самостоятельно Сравнивают 2 объекта (пшеница и рожь; овес и гречиха) Изготавливают поделки из соломы Называют зимние месяцы. Называют 4-5 признаков зимы и зимних явлений природы. Определяют 4-5 признаков зимы Отвечают на вопросы полным предложением Составляют рассказ о зимних месяцах Рассматривают рисунки Читают текст Описывают зимний лес по картинке Находят одинаковые снежинки Выполняют задания по учебнику 10 Составление рассказа о жизни растений и животных зимой Отвечают на вопросы кратко Составляют краткий рассказ о жизни растений и животных зимой с помощью наводящих вопросов Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы кратко Читают часть рассказа Отвечают на вопросы Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе зимой. Рассказывают о безопасном поведении зимой: гололёд с помощью учителя 13.Труд людей зимой. Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Чтение рассказа Ответы на вопросы Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе зимой Безопасное поведение зимой: гололёд Неживая природа - 4 часа 14.Неживая природа. Почва. Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Рассматривание глобуса Нахождение морей и суши Чтение текста о почве Ответы на вопросы Рассматривание образцов почвы Показ видов почвы Знакомство обучающихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека Составление рассказа об обработке земли Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы Рассматривают глобус Находят моря и суши с помощью учителя Читают часть текста о почве Отвечают на вопросы кратко Рассматривают образцы почвы Показывают виды почвы Знакомятся со свойствами почвы по картинкам. Составляют краткий рассказ об обработке земли по картинкам 15.Песок, глина, перегной. Рассматривание образцов почвы Рассматривают образцы почвы Показывают виды почвы на Отвечают на вопросы полным предложением Составляют рассказ о жизни растений и животных зимой Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы Читают рассказ Отвечают на вопросы полным предложением Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе зимой Рассказывают о безопасном поведении зимой: гололёд Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы Рассматривают глобус Находят моря и суши Читают текст о почве Отвечают на вопросы полным предложением Рассматривают образцы почвы Показывают виды почвы Знакомятся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человек в натуральном виде в естественных условиях . Составляют рассказ об обработке земли Рассматривают образцы почвы 11 Показ видов почвы Простейшие свойства почвы, их значение для растений Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Практическая работа с песком и глиной Чтение текста Составление рассказа о глине Ответы на вопросы картинке. Слушают о простейших свойства почвы, их значение для растений Изучают способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. по картинке. Выполняют практическую работу с песком и глиной с помощью учителя Читают часть текста Составляют краткий рассказ о глине по картинке Отвечают на вопросы кратко 16.Камни. Чтение текста. Рассматривание разнообразных камней. Ответы на вопросы. Рассматривание изделий из поделочных и драгоценных камней. Просмотр видео. Составление рассказа о камнях Читают часть текста. Рассматривают разнообразные камни. Отвечают на вопросы кратко. Рассматривают изделия из поделочных и драгоценных камней. Просматривают видео. Составляют краткий рассказ о камнях по картинкам 17.Рельеф. Горы и равнины. Просмотр видео о горах Нахождение и называние на картинке гор и равнин Чтение текста учебника, ответы на вопросы Сравнение гор, холмов, нахождение сходства и различий Зарисовка гор и холмов в рабочей тетради Составление рассказа о нашей местности Просматривают видео о горах. Находят и показывают на картинке горы и равнины. Читают часть текста учебника Отвечают на вопросы кратко Сравнивают горы, холмы находят сходство . Срисовывают горы и холмы в Показывают виды почвы на картинке Читают о простейших свойства почвы, их значение для растений Изучают способы обработки почвы: рыхление, полив и т. Д. в натуральном виде в естественных условиях Выполняют практическую работу с песком и глиной Читают текст Составляют рассказ о глине Отвечают на вопросы полным предложением Читают текст. Рассматривают разнообразные камни. Отвечают на вопросы полным предложением. Рассматривают изделия из поделочных и драгоценных камней. Просматривают видео. Составляют рассказ о камнях Просматривают видео о горах. Находят и называют горы и равнины на картинке. Читают текст учебника Отвечают на вопросы полным предложением Сравнивают горы, холмы находят сходство и различия 12 рабочую тетрадь Составляют рассказ о нашей местности по картинке Живая природа. Животные - 3 часа 18.Домашние животные. Чтение текста о роли и значения домашних животных в жизни человека Знакомство с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных Называние домашних животных по рисунку Правила ухода за домашними животными Рассказ о домашних животных: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними Разнообразие пород домашних животных 19.Птицы Рассматривание рисунка Называние знакомых птиц Чтение текста о птицах Домашние птицы: курица, гусь, утка Внешний вид, повадки, забота о потомстве, уход за ними Развешивание кормушек для птиц 20.Дикие птицы Чтение текста о водоплавающих птицах (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде Читают часть текста о роли и значения домашних животных в жизни человека Знакомятся с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных Называют домашних животных по рисунку Слушают о правилах ухода за домашними животными Рассказывают о домашних животных: лошадь, овца, корова, свинья по картинкам Рассказывают о разнообразии пород домашних животных по картинкам домашних животных Рассматривают рисунки Называют 3-4 знакомые птицы по картинке Читают часть текста о птицах Отвечают на вопросы кратко Слушают о домашних птицах: курица, гусь, утка Описывают внешний вид и правила уход за ними Развешивают кормушки для птиц Читают часть текста о водоплавающих птицах (дикие и Зарисовывают горы и холмы в рабочей тетради Составляют рассказ о нашей местности Читают текст о роли и значения домашних животных в жизни человека Знакомятся с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных Называют домашних животных Читают о правилах ухода за домашними животными Рассказывают о домашних животных: лошадь, овца, корова, свинья. Рассказывают о разнообразии пород домашних животных по прочитанному Рассматривают рисунки Называют 4-5 знакомых птиц Читают текст о птицах Отвечают на вопросы полным предложением Слушают о домашних птицах: курица, гусь, утка. Описывают внешний вид, повадки, заботу о потомстве и правила уход за ними Развешивают кормушки для птиц Читают текст о водоплавающих птицах (дикие и 13 обитания Нахождение на картинке диких птиц: утка, гусь, лебедь Сравнение с домашними уткой и гусем Просмотр видео о лебедях Рассказ о птицах Времена года. Весна - 3 часа 21.Весна. растения весной. Просмотр видео о признаках весны Определение признаков весны по рисункам Наблюдение за погодой Чтение рассказа о весне Определение названия месяца по рисунку Обобщение и закрепление представлений о жизни растений весной Отработка названий весенних цветов Посев семян и уход за всходами 22.Животные весной. Чтение рассказа Ответы на вопросы Выполнение заданий по учебнику Обобщение и закрепление представлений о жизни животных весной Составление рассказа по рисункам Рисование муравейника в тетради домашние) Знакомятся с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания по картинке Находят на картинке 2-3 дикие птицы утка, гусь, лебедь Сравнивают с домашними уткой и гусем Просматривают видео о лебедях Кратко рассказывают о птицах с помощью учителя Просматривают видео о признаках весны Определяют 3-4 признака весны по рисункам Наблюдают за погодой Читают часть рассказа о весне Определяют названия месяца по рисунку Обобщают представления о жизни растений весной Называют 3-4 весенних цветка по картинке Высевают семена и наблюдают за всходами Читают часть рассказа Отвечают на вопросы Выполняют задания по учебнику Обобщают представления о жизни животных весной по картинкам Составляют краткий рассказ по домашние), Знакомятся с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания Находят на картинке 3-4 дикие птицы утка, гусь, лебедь Сравнивают с домашними уткой и гусем Просматривают видео о лебедях Рассказывают о птицах Просматривают видео о признаках весны Определяют 4-5 признака весны Наблюдают за погодой Читают рассказ о весне Определяют названия месяца Обобщают представления о жизни растений весной Называют 3-4 весенних цветка в натуральном виде в естественных условиях Высевают семена и ухаживают за всходами Читают рассказ Отвечают на вопросы Выполняют задания по учебнику Обобщают и закрепляют представления о жизни животных весной Составляют рассказ 14 Название детенышей животных 23.Труд людей весной. Чтение текста Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе весной Называние весенних месяцев на картинках Чтение стихотворения о весне Составление рассказа о труде людей весной 24.Экскурсия в природу. Наблюдение за изменениями в природе весной. Умеют наблюдать в природе Рассказывают о правилах поведения во время экскурсии Живая природа. Человек – 4 часа 25.Человек. Мозг человека. Показ частей тела человека Чтение рассказа Ответы на вопросы Выполнение практических заданий Объяснение и показ неправильного поведения по картинке Проговаривание правил профилактики рисункам Срисовывают муравейник в тетрадь Называют 2-3 детенышей животных по картинке Читают часть текста Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы кратко Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе весной по учебнику Называют весенние месяцы по картинкам Читают часть стихотворения о весне Составляют рассказ о труде людей весной по картинкам и с помощью наводящих вопросов учителя -определение времени года, описывание его основных признаков, признаков месяцев, их составляющих, особенностей жизни растений, животных, человека. Рисуют муравейник в тетради Называют 3-4 детенышей животных Показывают части тела человека на картинке Читают часть рассказа Отвечают на вопросы кратко Выполняют практические задания с помощью учителя Показывают неправильное Показывают части тела человека на картинке Читают часть рассказа Отвечают на вопросы полным предложением Выполняют практические задания с помощью учителя Читают текст Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы полным предложением Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе весной по учебнику Называют весенние месяцы Читают стихотворение о весне Составляют рассказ о труде людей весной по картинкам - знание названий весенних месяцев; -названий растений и животных; -труд людей, какие работы проводятся в огороде весной 15 травм головного мозга поведение по картинке Читают правила профилактики травм головного мозга 26.Режим дня. Рассматривание схемы Называние частей суток Закрепление знаний о режиме дня Чтение текста о режиме дня Ответы на вопросы Составление рассказа о разнообразии часов Изучение таблицы режима дня Рассказ о предупреждении перегрузок, правильном чередование труда и отдыха 27.Охрана природы. Чтение текста Ответы на вопросы Рассматривание рисунка Обсуждение состояния природы и ее влияние на здоровье человека Сравнение рисунков Ответы на вопросы Расширение представлений о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека Рассматривают схемы Называют части суток по картинке Закрепляют знания о режиме дня Читают часть текста о режиме дня Отвечают на вопросы кратко Составляют рассказ о часах Рассказывают о правильном чередовании труда и отдыха с помощью наводящих вопросов Читают часть текста Отвечают на вопросы Рассматривают рисунок Обсуждают состояния природы и ее влияние на здоровье человека Отвечают на вопросы кратко Расширяют представления о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека 28.Зоопарки. Чтение текста Рассматривание картинки Называние известных животных Просмотр видео о зоопарках Запись понятия в тетрадь Читают часть текста Рассматривают картинки Называют 3-4 известных животных по картинкам Просматривают видео о Показывают и объясняют неправильное поведение Проговаривают правила профилактики травм головного мозга Рассматривают схемы Называют части суток Закрепляют знания о режиме дня Читают текст о режиме дня Отвечают на вопросы полным предложением Составляют рассказ о разнообразии часов Рассказывают о предупреждении перегрузок, правильном чередование труда и отдыха по картинкам Читают текст Отвечают на вопросы Рассматривают рисунок Обсуждают состояния природы и ее влияние на здоровье человека Сравнивают рисунки Отвечают на вопросы полным предложением Расширяют представления о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека Читают текст Рассматривают картинки Называют 4-5 известных животных 16 Составление рассказа о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах Словарная работа (заповедник, лесничество) зоопарках Составляют рассказ о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах с помощью учителя Работают с опорными словами (заповедник, лесничество), составляют словосочетания Безопасное поведение – 2 часа 29.Безопасное поведение в школе и дома. Чтение текста Рассматривание рисунка Рассказ о правилах поведения и безопасности дома и в школе Чтение стихотворение Чтение и запоминание телефонов экстренных служб 30.Правила дорожного движения. Транспорт. Чтение текста о правилах поведения на улице Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу) Рассматривание рисунка Правила безопасного поведения в общественном транспорте Показ и называние разных транспортных средств на фото Чтение стихотворения о разных транспортных средствах Читают часть текста Рассматривают рисунки Рассказывают о правилах поведения и безопасности дома и в школе по картинкам Читают часть стихотворение Читают и запоминают телефоны экстренных служб Читают часть текста о правилах поведения на улице Повторяют ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу) Рассматривают рисунки Повторяют правила безопасного поведения в общественном транспорте по картинкам Показывают и называют разные транспортные средства на фото Читают часть стихотворения о Просматривают видео о зоопарках Составляют рассказ о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах по картинкам Работают с опорными словами (заповедник, лесничество), составляют словосочетания и предложения Читают текст Рассматривают рисунки Рассказывают о правилах поведения и безопасности дома и в школе Читают стихотворение Читают и называют телефоны экстренных служб Читают текста о правилах поведения на улице Повторяют ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу) Рассматривают рисунки Повторяют правила безопасного поведения в общественном транспорте Показывают и называют разные транспортные средства Читают стихотворение о разных транспортных средствах 17 Времена года. Лето - 3 часа 31.Лето. Растения летом. Рассматривание рисунка Называние признаков лета Рассказ по схеме о влиянии солнца Чтение рассказа Ответы на вопросы Сравнение рисунков Называние деревьев по фото Зарисовка фруктов и цветов по памяти Чтение стихотворения Составление рассказа о растениях леса летом Обобщение и закрепление представлений о жизни растений летом. 32.Животные летом Рассматривание рисунков Нахождение и показ известных животных Называние детенышей животных Составление рассказа о звере по плану Рассказ о домашних животных по рисунку Обобщение и закрепление представлений о жизни животных летом 33.Труд людей летом. Рассматривание картинок Чтение рассказа Ответы на вопросы Составление рассказа разных транспортных средствах Рассматривают рисунки Называют 3-4 признака лета по картинкам Рассказывают по схеме о влиянии солнца Читают часть рассказа Отвечают на вопросы Сравнивают рисунки Называют 2-3 дерева по фото Раскрашивают фрукты и цветы по памяти Читают часть стихотворения Составляют рассказ о растениях леса летом по картинкам Обобщают представления о жизни растений летом по картинкам Рассматривают рисунки Находят 3-4 известных животных по картинке Называют 3-4 детенышей животных по картинке Составляют рассказ о звере по картинке Рассказывают о домашних животных по рисунку Закрепляют представления о жизни животных летом Рассматривают картинки Читают часть рассказа Отвечают на вопросы Составляют рассказ Рассматривают рисунки Называют 4-5 признаков лета Рассказывают по схеме о влиянии солнца Читают рассказ Отвечают на вопросы Сравнивают рисунки Называют 3-4 дерева Зарисовывают фрукты и цветы по памяти Читают стихотворение Составляют рассказ о растениях леса летом Обобщают представления о жизни растений летом по памяти Рассматривают рисунки Находят 4-5 известных животных Называют 3-4 детенышей животных Составляют рассказ о звере по плану Рассказывают о домашних животных по рисунку Закрепляют и обобщают представления о жизни животных летом Рассматривают картинки Читают рассказ Отвечают на вопросы Составляют рассказ 18 Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе летом Чтение стихотворения Проговаривание правил купания и нахождения на солнце Выполнение заданий по учебнику 34.Безопасные летние каникулы. Экскурсия. Проговаривание правил безопасности летом. Зарисовка любимого времени года. Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе летом Читают часть стихотворения Проговаривают 2-3 правила купания и нахождения на солнце Выполняют задания по учебнику Зарисовывают любимое время года. Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе летом Читают стихотворение Проговаривают 2-3 правила купания и нахождения на солнце Выполняют задания по учебнику Зарисовывают любимое время года. 19