Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждаю: Директор ________ /Н.И.Шляпникова / Приказ № от « » ________ 2016 «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» ______20___г Рабочая программа по рисованию для обучающихся 3 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024уч. год Составитель: Кочеткова О.С., учитель первой квалификационной категории Г.Реж, 2023 год Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар» Цель: создание условий для развития целенаправленной деятельности. Задачи: -вырабатывать способность размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов; -учить рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе, квадрате, круге с применением осевой линии; -учить различать и правильно называть цвета, подбирать их, соблюдая ритмическую основу узора - развитие зрительного восприятия картины, внимания -воспитывать любознательность, интерес к произведениям изобразительного искусства. Краткая характеристика контингента обучающихся 3 класса. По результатам консилиума № 217 от 8 августа 2023 года класс разделен на два уровня: минимальный и достаточный. У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. психических функций. Наблюдаются нарушения в эмоциональноволевой сфере. Обучающиеся выполняют задания самостоятельно по теме урока в меру своих возможностей. Помощь просят, принимают, но не переносят при выполнении подобных заданий. По результатам обучения во 2 классе, с заданиями справляются все, кроме одного человека, обучающийся самостоятельно с заданиями не справляется, требуется индивидуальная работа. Большая часть обучающихся предметы на листе располагают не соблюдая пропорции, при раскрашивании не соблюдают очертания. Планируемые результаты освоения учебного курса Предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень: Достаточный уровень: -будет возможность усвоить элементарные правила передачи формы предмета и др.; -будет возможность закрепить выразительные средства изобразительного -познакомятся с названиями некоторых народных и национальных промыслов (Хохлома и др.); -будут знать основные особенности некоторых 2 искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; -научатся пользоваться материалами для рисования; -будут знать названия предметов, подлежащих рисованию; -научатся организации рабочего места; -будут рисовать по образцу; -будут применять приёмы работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; -будет возможность научится ориентироваться в пространстве листа; размещении изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; -научатся передавать цвета изображаемого объекта материалов, используемых в рисовании; -будут знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объём и др.; -познакомятся с правилами построения орнамента и др.; -научатся оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); -будет возможность научиться рисованию с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; - научатся рисовать по воображению - Личностные: Будет сформировано положительное отношение и интерес к рисованию Будет возможность повторить основные правила поведения на уроках рисования; Будет возможность сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; уметь договариваться Содержание учебного курса № 1. 2. 3. 4. Раздел композиционной «Обучение деятельности» «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию» «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи» Обучение восприятию произведений искусства» Количество часов 10 Экскурсия 5 1 18 1 1 Календарно-тематическое планирование – 34 часа 3 Тема 1.Беседа на тему: «Осень. Изменения в природе» Деревья осенью. Дует сильный ветер. Экскурсия. 2.Рисование по образцу. Деревья осенью. Дует сильный ветер. 3.Рисование на тему. Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином. 4.Аппликация. Бабочка. Рисование. Бабочка и цветы. 5.Рисование узора с использованием трафарета. «Бабочка на ткани». 6.Разные способы изображения бабочек. Аппликация. Бабочка из гофрированной бумаги. 7.Рисование по образцу. Одежда ярких и нежных цветов. 8.Рисование по образцу. Превращение цветового пятна в изображение (цветы, листья, деревья). 9.Рисование кистью по сырой бумаге. Небо, радуга, листья, цветок. 10.Рисование с натуры человека в положении статики и динамики (стоит, идет, бежит). Дорисовывание. 11.Рисование на тему «Дети лепят снеговиков». 12.Рисование гуашью по образцу. Деревья зимой в лесу (лыжник). 13.Рисование угольком. Зима. 14.Лошадка. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки. 15.Рисование на тему «Лошадка везет из леса сухие ветки, дрова». 16.Аппликация с зарисовкой. Кружка, яблоко, груша. 17.Рисование по описанию. Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке. 18.Лепка на тему «Зимние забавы». 19.Рисование с натуры вылепленного человечка на тему «Зимние забавы». 20.Элементы косовской росписи. Декоративное рисование. Украшение силуэтов сосудов косовской росписью. 21.Декоративное рисование. Орнамент в круге. 22.Беседа по картинам. Сказочная птица на картинах И.Билибина. Декоративное рисование. Сказочная птица. 23.Декоративное рисование. Сказочная птица. Украшение узором рамки. 24.Беседа по картинам. И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели». Рисование на тему «Скворечник на березе. Весна» Количество часов 1 Дата 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 25.Рисование с использованием картофельного штампа. Закладка для книги. 26.Беседа на тему «Красота вокруг нас. Посуда». Демонстрация образцов посуды с орнаментом. Рисование элементов узора на посуде. 27.Аппликация. Украшение изображений посуды узором. 28.Беседа на тему «Святой праздник Пасхи». Декоративное рисование. Украшение узором яиц к празднику Пасхи. 29.Беседа на заданную тему «Городецкая роспись». Рисование элементов городецкой росписи. 30.Декоративное рисование. Украшение силуэта кухонной доски городецкой росписью. 31.Беседа на тему «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Рисование эпизодов к сказке «Колобок». 32.Рисование красками, гуашью по образцу «Колобок на окне». Украшение элементов рисунка городецкой росписью. 33.Творческая работа Лепка, рисование на тему «Летом за грибами». 34. Экскурсия «Деревья в лесу». Дата Раздел Тема Обучение композиционной 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию-2ч 1.Беседа на тему: «Осень. Изменения в природе» Деревья осенью. Дует сильный ветер. Экскурсия. 2.Рисование по образцу. Деревья осенью. Дует сильный ветер. 1 1 Наблюдение за изменениями в природе. Работа с рассказом; составление предложений для характеристики изменений в природе. Рисование по образцу после наблюдений, используя помощь учителя. Достаточный уровень Правильно пользуются карандашом, красками, кистью. Организовывают своё рабочее место, правильно сидят за партой, правильно держат бумагу, карандаш. Называют изображаемые предметы. Рисуют по шаблону и Минимальный уровень Организует рабочее место под контролем учителя Отвечает на вопросы учителя Составляет рассказ по наводящим вопросам по картинам Пошаговое 5 деятельности. Развитие восприятия цвета предметов, умений передавать в живописи.-1ч 3.Рисование на тему. Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином. Просматривание презентации и обсуждение изменений в живой и неживой природе осенью. Анализ рисунка по картинному плану. Рисование и раскрашивание цветными карандашами; Рассматривание работ учащихся, выражение отношения к рисункам и их оценивание. 4.Аппликация. Бабочка. Рисование. Бабочка и цветы. Рассматривание картин художника, рассуждение о своих впечатлениях; Ответы на вопросы по содержанию картин. Работа с понятиями: «контраст, фон, осевая симметрия»; анализ формы и частей предмета, работа в технике акварели. Оценка своей работы. 5.Рисование узора с использованием трафарета. «Бабочка на ткани». Рассматривание образца рисунка, рассуждение о своих впечатлениях обсуждение по содержанию рисунка. Раскрашивание цветными карандашами, акварелью и в технике аппликации, используя графические средства выразительности: пятно, линию. Ознакомление с понятием «узор». Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию-3ч раскрашивают Называют основные цвета и их оттенки, форму и размер предметов (большой – маленький) Раскрашивают рисунок (штриховать в одном направлении, не выходя за контур, не оставляя пробелов). Ориентируются на листе бумаги; Называют выразительные средства изобразительного искусства: «линия», «цвет Рисуют узор и декоративные предметы по образцам Участвуют в беседах по картинам Высказывают своё отношение к увиденному на картине изготовление и рисование изделий Рисует с помощью учителя Высказывают своё отношение к увиденному на картине 6 Работа с трафаретом. 6.Разные способы изображения бабочек. Аппликация. Бабочка из гофрированной бумаги. Овладевать практическими навыками работы в технике (объемной) аппликации. Осваивание техники сгибания, скручивания при работе с гофрированной бумагой. Оценивание своей деятельности. 7.Рисование по образцу. Одежда ярких и нежных цветов. Объяснение значения одежды для человека, значения понятия «яркие цвета» и «разбеленные цвета». Обсуждение выбора цвета для одежды мальчика и девочки. Работают с трафаретом. Составление рисунка в соответствии с условиями творческого задания. Обсуждение творческих работ одноклассников; оценивание результатов своей деятельности и работ одноклассников. 8.Рисование по образцу. Превращение цветового пятна в изображение (цветы, листья, деревья). Ознакомление с пониманием понятия «цветовое пятно, «насыщенность цвета» в рисунке; понятия «контраст». Использование прорисовки в работе. Последовательное выполнение рисунка согласно замыслу и композиции; овладевание техникой акварели. 9.Рисование кистью по сырой бумаге. Небо, радуга, листья, цветок. Ознакомление и понимание понятия «рисование по- сырому», «мазок»; рисование цветовых пятен необходимой формы и нужного размера в технике рисования Развитие восприятия цвета предметов, умений передавать в живописи.-3ч 7 «по-сырому»; прорисовывание полусухой кистью по сырому листу; закрепление правил работы с акварелью; правильное смешивание краски во время работы. Оценивание своей работы. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. Обучение композиционной деятельности-10ч. 10.Рисование с натуры человека в положении статики и динамики (стоит, идет, бежит). Дорисовывание. Рассматривание иллюстрации картин художника А. Дейнеки «Раздолье», «Бег», в которых художник изобразил людей в движении; ответы на вопросы по теме. Называние частей тела человека; понимание расположения тела человека в движении относительно вертикальной линии. Рисование по трафарету; освоение понятий статика (покой), динамика (движение). Овладение навыками работы с цветными мелками. Самостоятельное рисование. 11.Рисование на тему «Дети лепят снеговиков». Называние частей фигуры человека; объяснение, как выглядит снеговик; закрепление навыка работы от общего к частному; анализируют формы частей с соблюдением пропорций; выполняют работу в технике акварели с соблюдением пропорций при изображении детей на рисунке, с соблюдением плановости (задний, передний планы), при создании рисунка; оценивание своей работы и работ одноклассников. 8 12.Рисование гуашью по образцу. Деревья зимой в лесу (лыжник). Называние отличительных особенностей техники работы с краской гуашью от техники работы акварелью. Выполнение эскиза живописного фона для зимнего пейзажа; определение цвета для передачи радостного солнечного зимнего состояния природы; прорисовывание деталей кистью, фломастером; участие в подведении итогов работы; обсуждение работ одноклассников и оценка результатов своей и их деятельности. 13.Рисование угольком. Зима. Называние разных художественных материалов (гуашь, акварель, мелки, уголь); выполнение рисунка (зарисовки) деревьев зимой. Участвуют в подведении итогов творческой работы. 14.Лошадка. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки. Ознакомление с каргопольской игрушкой, промыслом; просматривают слайды; отвечают на вопросы; выполняют определение центра композиции рисунка, изображение и лепку каргопольских лошадок, состоящих из нескольких частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. 15.Рисование на тему «Лошадка везет из леса сухие ветки, дрова». Характеризуют красоту природы, зимнее состояние природы. Выполняют анализ формы частей с соблюдением пропорций. Изображают характерные особенности деревьев зимой. Оценивают свою работу и одноклассников. 16.Аппликация с Рассматривание картин художников, 9 зарисовкой. Кружка, яблоко, груша. ответы на вопросы по их содержанию. Называние фамилий художников; называние фруктов, разных по цвету и форме. Понимание значения «натюрморт»; работа акварелью и в технике аппликации. 17.Рисование по описанию. Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке. Анализ формы частей с соблюдением пропорций; работа в технике акварели с соблюдением пропорций при изображении; составление предложений о красоте, зимнем состояние природы; оценивание своей работы и работ одноклассников. 18.Лепка на тему «Зимние Рассматривание произведения забавы». художников, изобразивших зимние игры детей, состояние и настроение природы в зимнем пейзаже; выделение общего и различного в передаче движения детей, изображения зимних игр и зимнего пейзажа; выполнение работы в технике «лепка в рельефе»; участие в подведении итогов, обсуждении и оценке творческой работы. 19.Рисование с натуры Изображение фигур детей в движении, вылепленного человечка соблюдая пропорции; овладение на тему «Зимние забавы». навыками работы гуашью. Самостоятельная работа. Оценивание своей работы. Обучение композиционной деятельности. Развитие восприятия цвета предметов, умений передавать в живописи.-9ч 20.Элементы косовской Называние города, где изготавливают 10 росписи. Декоративное рисование. Украшение силуэтов сосудов косовской росписью. косовскую керамику; изделий косовской керамики; использование линии, точки, пятна как основы для выполнения узора косовской росписи; овладение первичными навыками в создании косовской росписи в технике акварели; работа с понятием «узор» («орнамент»); выполнение простых элементов косовской росписи; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. 21.Декоративное рисование. Орнамент в круге. Работа с понятиями: сосуд, силуэт, узор, орнамент; называть, что такое роспись; украшение силуэта сосуда элементами косовской росписи; работа красками с максимальной самостоятельностью; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. 22.Беседа по картинам. Сказочная птица на картинах И.Билибина. Декоративное рисование. Сказочная птица. Работа с понятиями: элемент росписи, силуэт; называние имени художника И. Билибина; составление предложений о своих впечатлениях; ответы на вопросы по содержанию произведений художника; работа в технике акварели; оценка своей работы. 23.Декоративное рисование. Сказочная птица. Украшение узором рамки. Знакомство с видами орнамента, узора, его символами и принципами композиционного построения; выполнение орнаментальную композицию; работа с рассказом об отражении элементов природы в произведениях художника; украшение рамки для рисунка «Сказочная птица» красивым узором; работа в технике акварели. 11 24.Беседа по картинам. И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели». Рисование на тему «Скворечник на березе. Весна» 25.Рисование с использованием картофельного штампа. Закладка для книги. Обсуждение содержания картин; составление предложений об изменениях в природе весной; выполнение работы в технике акварели. 26.Беседа натему «Красота вокруг нас. Посуда». Демонстрация образцов посуды с орнаментом. Рисование элементов узора на посуде. 27.Аппликация. Украшение изображений посуды узором. Беседа, ответы на вопросы; объяснение значения понятия «декоративность»; выполнение творческого задания согласно условиям; самостоятельность при работе; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. 28.Беседа на тему «Святой праздник Пасхи». Декоративное рисование. Украшение узором яиц к празднику Пасхи. Ответы на вопросы по теме; сравнение своей работы с оригиналом (образцом); усвоение понятий: роспись, расписывать, орнамент, Пасха, пасхальное яйцо, самостоятельность при работе; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. Рассматривание разных узоров в закладках для книги; усвоение понятий: ритм, ритмично, повторение, чередование, элементы узора, штамп. Освоение процесса изготовления штампа. Усвоение значений понятий «декоративность» и «изменение» (трансформация); работа в технике аппликации с определением центра композиции и характера расположения растительных мотивов, связь декора с формой украшаемого предмета. Обучение восприятию произведений 12 искусства.-1ч 29.Беседа на заданную тему «Городецкая роспись». Рисование элементов городецкой росписи. Объяснение смысла понятия «городецкая роспись», обсуждение средств художественной выразительности для передачи формы, колорита. Работа гуашью самостоятельно. 30.Декоративное рисование. Украшение силуэта кухонной доски городецкой росписью. Рисование по образцу, в технике гуаши; выполнение узоров росписи составными, осветленными цветами; участие в подведении итогов, обсуждении и оценке творческой работы. 31.Беседа на тему «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Рисование эпизодов к сказке «Колобок». 32.Рисование красками, гуашью по образцу «Колобок на окне». Украшение элементов рисунка городецкой росписью. 33.Творческая работа Лепка, рисование на тему «Летом за грибами». Рассматривание иллюстраций в книгах, высказывание своего мнения о роли цвета, атрибутов при создании образов героев; 34. Экскурсия «Деревья в лесу». Наблюдение, рассматривание деревьев, беседа, обсуждение; составление Обучение композиционной деятельности. Развитие восприятия цвета предметов, умений передавать в живописи.-5ч Выделение этапов работы в соответствии с поставленной целью; обсуждение и оценка творческой работы. Работа в технике акварели. Самостоятельная работа в технике лепки и рисования акварелью. 13 предложений по теме. 14