Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И. Шляпникова Приказ № ___ от «___» ____20__г Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации для обучающихся 1 класса (2вариант) Составитель Ивакина Н.А Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж — 2023 Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработана в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель : создание условий для формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Задачи: -учить понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений, рисунков -развивать умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом -развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения и фиксировать взгляд на лице партнёра - учить понимать и выполнять словесные инструкции (на, дай, возьми) - учить реагировать на своё имя - учить понимать обращённую речь - формировать навыки адекватного реагирования на речь взрослого - побуждать к эмоционально-звуковому выражению чувств - развивать мышление и память в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин. На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем. Планируемые результаты: Предметные: Будет возможность научиться: -выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя; -называть предметы (узнавать) и соотносить их с картинками; -откликаться на свое имя, знать имена и отчества учителя, имена одноклассников и ближайших родственников. -различать звуки и простые звукосочетания в речи в связи с наблюдением окружающей действительности в играх; -подражать действиям учителя, повторять за учителем предложения о производимых действиях. -глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова: -графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов. -начальные навыки чтения и письма. -обобщающее слово «игрушки»; -понятие «слово»; -понятие «часть слова». Личностные: -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. -положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. -целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. -самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. -понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе. -готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс). -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. -договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. -входить и выходить из помещения со звонком -ориентироваться в пространстве класса (зала, помещения) -пользоваться мебелью -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) -работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала 1 класса является динамика становления коммуникативных умений и речевой активности в разнообразных ситуациях взаимодействия со сверстниками. Недельный учебный план по предмету «Речь и альтернативная коммуникация 3 часа в неделю. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. № Предметные результаты 1. Понимает слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. 2. Умеет самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях Первое полугодие Конец уч.года 3. 4. 5. 6 Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. Понимает обращенную речь, понимает смысл рисунков, фотографий Умеет пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности 7 Умеет вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. 8 Умеет использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей и т.д. 9 Узнаёт и различает напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. 10 Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации 11 Узнаёт и различает образов графем (букв). 12. Умеет копировать с образца отдельные буквы, слоги, слов. Критерии оценивания № 1. 2. 3. Уровни освоения (выполнения) действий/операций Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) по подражанию или по образцу самостоятельно с ошибками самостоятельно Сформированность представлений 1.представление отсутствует 2.не выявить наличие представлений 3.представление на уровне: использования по прямой подсказке критерии пв чп и по сш с ? пп использования с косвенной подсказкой (изображение) самостоятельного использования п + Календарно - тематическое планирование № Дата п/п Раздел Тема урока Коммуникация Кол-во часов Основные виды учебной деятельности обучающихся Наглядность 6 Установление контакта с собеседником, приветствие. 1 Установление контакта с собеседником:установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. 2 Моё имя. Реагирование на собственное имя 1 3 Урок-игра: «Покажи, кто?» 1 4 5-6 Сказка про имена. Привлечение к себе 1 2 Называть (реагировать на) свое имя, фамилию, называть имена других детейпо фотографии, понимать значение слов «моё», «не моё». Слушать сказку, внимательно слушатьучителя. Выражение своих желаний 1 Область развития жизненных компетенций - Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворно-го мира и деятельность человека. - Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико- грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. Карточкисимволы. Карточкисимволы. Презентация внимания звуком (словом, предложением). звуком(словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи,выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия)звуком (словом, предложением) Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. 810 Импрессивная речь Обобщающее понятие: «Семья». Узнавание (различение) имён членов семьи. 1113 Узнавание учащихся класса. 3 1415 Узнавание и называние» слов категории «Семья». 2 7 1 3 Подражает выражению лица учителя(перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладошии т. п.). Повторяют за учителем отдельные звуки, звукокомплексы в индивидуальном и групповом порядке. Самостоятельно и с помощью учителя называют и/или показывают простые по -Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами,тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствам -Понимание обращеннойречи, понимание смысла Предметные, сюжетные картинки Фото членов семьи Предметные, сюжетные картинки Презентация 1617 18 1920 Узнавание (различение) школьных принадлежностей. Экспрессивная речь Игра: «Повтори за мной» «Называние» отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. 2 звуковому составу слова из изученных категорий (семья, мама, папа, дети, класс, ручка, школа). 1 Использование средств невербальнойкоммуникации (сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства), сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства), использование графического изображения (электронного устройства)для обозначения предметов и объектов. 2 21 «Называние» простых по звуковому составуслов. 1 22 «Называние» своего имени. Узнавание и называние» слов категории «Школа». Чтение и письмо Развитие зрительного восприятия (конструирование). 1 23 24 1 1 Конструировать по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги. Рассматривать сюжетные картинки, ,соотносить с соответствующей предметной картинкой. рисунков, фотографий, пиктограмм,других графическихзнаков. -Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами,тетрадями, воспроиз- водящими (синтезирующими) речь устройствам Предметные, сюжетные картинки Таблица Электронное устройство Предметные, сюжетные картинки Предметные картинки Предметные, сюжетные картинки, презентация Предметные картинки, листы, бумаги, альбомы, счетные палочки и (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). 25- Коммуникация Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). 2 26 2729 3031 32 Узнавание игрушек. 3 Рассматривание сюжетных картинок «Зима», «Зимние забавы». Игра: «Общение» 2 1 Установление контакта с собеседником Коммуникация с использованием вербальных (ответы на вопрос звуком, словом, предложением) и невербальныхсредств (Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своихжеланий; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.) Использование в речи слов «спасибо», «пожалуйста». Практическое знакомство со словом, какединицей речи: выделение слова в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и др.); называние слов по заданию учителя (с опорой на предметные и сюжетные картинки,личный опыт детей). -Умение пользоваться доступнымисредствами коммуникации в практике экспрессивн ой и импрессивной речи длярешения соответствующих возрасту житейских задач. -Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и Предметные, сюжетные картинки Игрушки Сюжетные картинки Сигнальные карточки Импрессивная речь Обобщающая категория: «Игрушки» 1 34 Обобщающая категория: «Одежда.Обувь» 1 35 Сказка. Колобок. 1 33 Различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить предмет, Продуцирующий звук с картинкой. Понимание обобщающих понятий (игрушки, название игрушек, одежда, обувь, платье, рубашка, штаны, юбка, пальто, шуба, шапка, сапоги, туфли, босоножки, кроссовки) Участиев в играх-имитациях, сопровождаемых текстом песенок и потешек. Выполнение двигательных упражнений типа «Покажи, как это делают» Выполнение аудиальных и двигательных упражнений типа «Слушай и делайвместе со мной». Выполнение простых инструкций педагога. Экспрессивная речь 36 37 38 Игра: «Послушай и повтори». «Называние» слов категории «Игрушки». «Называние» слов категории «Одежда. Обувь». 1 1 1 Подражает выражению лица учителя(перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладошии т. п.). Повторяют за учителем отдельные звуки, звукокомплексы в индивидуальном и групповом порядке. Самостоятельно и с Предметные, сюжетные картинки -Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуни- кации. -Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: - использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций длявыражения индивидуальных потребностей. Предметные, сюжетные картинки Презентация, аудиозапись Предметные, сюжетные картинки Игрушки-предметы Предметные, сюжетные картинки-одежда, обувь 39 4041 42 43 44 4546 Составление рассказа по сюжетным картинкам. Чтение письмо. Звук и буква Аа. 1 Сюжетные картинки помощью учителя называют и/или показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий (игрушки, одежда, обувь,). Использование средств невербальной коммуникации (сообщение собственногоимени, сообщение имён членов семьи, учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства), использование графического изображения (электронного устройства)для обозначения предметов и объектов. и Рисование вертикальных линий от начальной точки. Рисование горизонтальных линий от начальной точки. Контрольная работа. Звук и буква Уу. 3четверть -30 час 2 1 1 1 2 Рассматривать сюжетные картинки,находить нужный объект по словесной инструкции, рассказы со слов учителя, аудио и видео- носителей. Формирование зрительных эталонов букв А, У: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков. -Узнавание и различение напеча танных слов,обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. -Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Азбука Тетради, карандаши Азбука Азбука 4748 49 5051 52 53 54 55 Праздник «Новыйгод» Чтение и письмо. Повторение. Звук и буква А, У. Звук и буква Мм. 1 2 Рисование горизонтальных линий по начальнойточке: разной, одинаковой длины, длиннее или короче образца. 1 Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам. Произвольное рисование наклонных линий вразных направлениях («Ветки дерева»). 1 Коммуникация Использование в речи этикетных выражений. Презентация 2 -Узнаваниеи различеРассматривать сюжетные ние букв. картинки,находить нужный объект -Копирование с образца отдельных по словесной инструкции, рассказы со слов учителя, аудио и букв, слогов, слов. -Начальные навыки видео- носителей. Формирование мелкой и крупной чтения и письма. моторики. Формирование зрительных эталонов буквА, У, М: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков. Азбука Карточки-символы Карточки-символы 1 1 Азбука Коммуникация с использованием вербальных (ответы на вопрос звуком, Карточки-символы, -Узнаваниеи предметные картинки различение букв. -Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. -Начальныенавыки чтения и письма. -Понимание слов, обозначающих объекты Карточки-символы и явления природы, объекты рукотворного 56 57 58 59 60 Поддержание диалога на заданнуютему: поддержаниезрительного контакта с собеседником. Соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Импрессивная речь Обобщающая категория: «Животные» Обобщающая категория: «Птицы» Экспрессивная речь «Называние» слов категории «Животные» 1 1 словом, предложением) и невербальныхсредств (Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своихжеланий; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.) Использование в речи слов «спасибо», «пожалуйста», «извини», «здравствуй», «до свидания». Практическое знакомствосо словом, как единицей речи: выделениеслова в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и др.); называние слов по заданию учителя (с опорой на предметные и сюжетные картинки, личный опыт детей). мира и деятельность человека. -Умение самостоятельно использовать усвоенный лексикограмматический материал вучебных и коммуникативных целях. 1 Понимание обобщающих понятий (животные, заяц, волк, лиса, птицы, ворона, сорока, воробей, голубь) Участие в играхимитациях, сопровождаемых текстом песенок и потешек. 1 -Качество сформирова Самостоятельно и с помощью нности устной речи в учителя называют и/или соответствии с возрастными 1 Карточки-символы Предметные и сюжетные картинки Предметные и сюжетные картинки Предметные и сюжетные картинки Предметные и сюжетные картинки, презентация 61 62 «Называние» слов категории «Птицы» Игра: «Угадай кто?» 1 1 показывают простые по звуковому составу слова из изученных категорий (животные, заяц, волк, лиса, птицы, ворона, сорока, воробей, голубь) Чтение и письмо 63 Время года. Зима. 1 6466 67 Звук и буква Оо. 3 Весна. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки. 1 69 Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке. 1 70 Рисование прямых наклонных линий по двум точкам. Печатание букв А, О, У. Печатание буквы М. Контрольная работа. 1 68 7172 73 74 1 Рассматривать сюжетные картинки,находить нужный объект по словесной инструкции, рассказы со слов учителя, аудио и видео- носителей. Формирование зрительных эталонов букв А, У, М, О: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков;; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок, проволоки и т.д. по образцу; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающегоэлемента буквы. Развитие крупной и мелкой моторики, сенсорное развитие. Формирование понятийного аппарата в категории: «время года, весна». показаниями -Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. -Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными тетрадями. Предметные и сюжетные картинки, презентация Кассы, палочки, проволока Сюжетные картинки Кассы, палочки Кассы, палочки, бумага Кассы, палочки 2 1 1 Предметные и сюжетные картинки, презентация -Умение вступать в 7577 7879 8081 8283 8486 РПО Закрепление изученного материала. Импрессивная речь Понимание слов, обозначающих действия предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета. Понимание слов, обозначающих признак действия,состояние. Экспрессивная речь Составление рассказа по последовательно продемонстрирован ным действиям. контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. 3 2 2 2 3 Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Понимание слов, обозначающих местарасположения о бъектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов исубъектов. «на верней полке» и т.д.).. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. -Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов,жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподра жательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; Кассы, палочки, тетради Предметные и сюжетные картинки, презентация Игрушки Предметные и сюжетные картинки сюжетные картинки 8789 90 9192 9394 95 96 97 9899 Пересказ текста поплану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы). Чтение и письмо Повторение изученных букв (А, О, У, М) Звук и буква Х. Письмо линий по образцу. Печатание элементов изученных букв. Печатание изученных букв. Контрольная работа за 4 четверть. Время года. Лето. Обобщение изученного материала. Повторение 3 1 2 2 1 1 1 2 Определение последовательности событий. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетныхкартинок. пользование Рассматривать сюжетные индивидуальными картинки,находить нужный объект коммуникативными тетрадями, по словесной инструкции, рассказы со слов учителя, аудио и карточками,с графическими видео- носителей. Формирование зрительных изображениями эталонов букв А, У, М, О, Х: объектов нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы. Развитие крупной и мелкой моторики, сенсорное развитие. Формирование понятийного аппарата в категории: «время года, лето». фотографии рисунки, пиктограммы Азбука Азбука Азбука Сюжетные картинки Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И. Шляпникова Приказ № ___ от «___» ____20__г Рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся 1 класса (2вариант) Составитель Ивакина Н.А Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж — 2023 Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» разработана в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель обучения– формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Задачи: - формировать умение различать количество предметов - выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов - сравнивать предметы по величине, форме - продолжать учить различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много) - учить различать части суток - учить соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой - учить пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах Планируемые результаты: Предметные : будет возможность узнать (научиться) цвет, величину, размер, форму предметов; положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга и слова, их обозначающие; понятия «верх-низ», «право-лево», «один-много»; число и цифру 1; число и цифру 2, 3; понятия «утро», «день», «вечер», «ночь». Предполагается (ожидается), что учащиеся будут уметь: сравнивать предметы по величине, размеру; определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение; устанавливать (называть) порядок следования предметов; узнавать (называть), классифицировать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); определять форму знакомых предметов; сравнивать количество предметов, определяя, где больше/меньше совместно с учителем; писать цифры 1, 2,3 (по обводке); соотносить число, количество и цифры в пределах 3; находить нужную картинку к соответствующим частям суток; конструировать простейшие плоскостные фигуры (их счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Деньеша) методом наложения на образец; выполнять пространственные постройки ( «Лего») по образцу совместно с учителем. Личностные: будет возможность научиться проявлять познавательный интерес; проявлять и выражать свои эмоции; обозначать свое понимание или непонимание вопроса; участвовать в совместной, коллективной деятельности; проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене; проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым. Контроль и оценка достижения планируемых результатов Предметные результаты 1 полугодие усвоил цвет, величину, размер, форму предметов; понятия «верх-низ», «право-лево», «один-много»; запомнил число и цифру 1; запомнил число и цифру 2; сравнивает количество предметов, определяя, где больше/меньше совместно с учителем; запомнил число и цифру 3; усвоил понятия «утро», «день», «вечер», «ночь». сравнивает предметы по величине, размеру; определяет положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение; устанавливает (называет) порядок следования предметов; узнаёт (называет) геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); определяет форму знакомых предметов; пишет цифры 1, 2,3 (по обводке); соотносит число, количество и цифры в пределах 3; находит нужную картинку к соответствующим частям суток; конструирует простейшие плоскостные фигуры (их счётных палочек, ) методом наложения на образец; выполнять пространственные постройки ( «Лего») по образцу совместно с учителем. Условные обозначения Уровни освоения (выполнения) действий / операций 1. Пассивное участие / соучастие: - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним) 1. Активное участие. Действие выполняется ребенком: - На конец года - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) - по подражанию или образцу - самостоятельно с ошибками - самостоятельно Сформированность представлений 1. Представления отсутствуют 1. Не выявить наличие представлений 2. Представления на уровне: - использования по прямой подсказке - использования с косвенной подсказкой (изображение) - самостоятельного использования зп чп и о сш с ? пп п + Содержание программы (66ч) Раздел Количественные представления Представления о форме Представления о величине Пространственные представления Дидактические единицы нахождение одинаковых предметов; объединение предметов в единое множество; различение множеств (один, много, мало, пусто); сравнение количества (один – много); изменение количества (один – много); число и цифра 1; число и цифра 2. - число и цифра 3 -геометрические фигуры , точка; прямая линия; большой – маленький, больше – меньше; длинный – короткий, длиннее – короче; высокий – низкий, выше – ниже; широкий – узкий; шире – уже; тяжелый – легкий, тяжелее – легче; глубокий – мелкий; глубже – мельче; толстый – тонкий, толще – тоньше. верх – низ; вверху – внизу; право – лево, справа – слева; впереди – сзади; посередине; первый – последний; перед, после, между. Временные представления времена года; сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь); рано – поздно Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Дата Тема Сравнение предметов по высоте: высокий – низкий. Сравнение предметов по ширине: широкий – узкий (разноцветные ленты). Различение предметов по толщине: толстый – тонкий. Сравнение предметов по массе: тяжелый – легкий. Сравнение предметов по длине: длинный. короткий Сравнение предметов по размеру: большой, маленький Отработка умений сравнивать предметы по двум признакам. Работа с конструктором по выкладыванию предметов разной высоты. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх(вверху), низ(внизу), Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): перед(спереди), зад(сзади). Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): правая, левая сторона тела. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вперед, назад, Перемещение в пространстве в заданном направлении: вправо, влево. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко(около, рядом, здесь), Определение месторасположения предметов в пространстве: далеко (там). Ориентация на плоскости: справа, слева. Ориентация на плоскости: вверху. внизу Знакомство с формой: круг. Геометрическая фигура: круг большой и маленький. 20 21 22 23 24 25 26. 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 Знакомство с формой: треугольник. Последовательность: круг, треугольник. Узор. Работа с трафаретом: круг; штриховка. Обводка треугольника, штриховка по диагонали. Знакомство с формой: квадрат. Работа с трафаретами: большие и маленькие квадраты. Повторение. Геометрические фигуры Сравнение и изменение сыпучих веществ: больше, меньше; изменение количество сыпучего вещества. Определение места расположения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, перед, напротив. Упражнения в определении места расположения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, перед, напротив. Рисование треугольника по опорным точкам. Рисование квадрата по опорным точкам Знакомство с названием объемных тел(цилиндр, конус). Знакомство с формой: прямоугольник. Работа с трафаретом. Штриховка Ориентация на плоскости: верхний(нижний), правый(левый) край листа. Обводка прямоугольника по шаблону. Штриховка. Ориентация на плоскости: верхний, нижний, правый, левый угол. Составления геометрических фигур(треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Составление предмета(изображения) из нескольких частей. Сборка геометрических фигур из 2-х, 3-х частей. Составление ряда из предметов(изображений) слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Соотнесение предметов по количеству в пределах 3 без называния чисел (один к одному) путем наложения и приложения слева направо, соблюдая интервалы. Число и цифра 1. Соотнесение количества предметов с числом 1. Узнавание геометрических тел: шар. Число и цифра 2. Соотнесение количества предмета с числами 1,2. Узнавание геометрических тел: куб. Соотнесение формы предмета с геометрическими телами: шар, куб. Закрепление: числа 1и2 Число и цифра 3. Соотнесение предметов по количеству в пределах 3 путем наложения. 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Числовой ряд 1, 2,3. Место числа 3 в числовом ряду. Счет от 1 – 3. Количественный, порядковый. Сказка «Три медведя». Определение отношения порядка следования: первый, последний. Порядок следования частей суток. Знакомство с линейкой. Вычерчивание прямых линий. Построение геометрических фигур по точкам. Определение места числа от 1 – 3 в числовом ряду. Различение дней недели. Составление узоров из геометрических фигур. Порядок следования сезонов в году: лето, осень, зима, весна. Повторение пройденного материала. Счёт в пределах 3. Повторение пройденного. Геометрический материал. Контрольная работа Экскурсия. Считаем, что видим. Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И. Шляпникова Приказ № ___ от «___» ____20__г Рабочая программа по окружающему природному миру для обучающихся 1 класса (2вариант) Составитель Ивакина Н.А Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж — 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); -Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); -Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Задачи : формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях неживой природы; формирование интереса к разнообразию окружающего мира; формирование временных представлений; формирование представлений о растительном и животном мире; формирование и расширение словарного запаса (пассивный словарь); знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения; формирование представлений о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь); формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание); развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности). Программа представлена следующими разделами «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы». Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметные результаты: Будет возможность научиться: -узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы; -сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; -уметь работать с пиктограммами по теме «растения»; -совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени, зимы весны, лета; -показывать и брать предмет одежды, называемый учителем; -рассматривать лист, раскрашивать; -проводить элементарные наблюдения; -уметь рассматривать картинки в книге, на мониторе; -узнавать изученные природные объекты; -узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем; -узнавать изученные объекты; -узнавать изученных животных; -узнавать и определять объекты окружающей действительности; -различать объекты природы и рукотворного мира; -классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам - понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице; Личностные: Будет возможность научиться: - определять свои внешние данные (с помощью); - определять состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит). - определять свою половую принадлежность (без обоснования); - проявлять уважение к людям старшего возраста. - понимать язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявлять собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.). - уметь устанавливать контакты (на элементарном уровне); - участвовать в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций); Формы контроля При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия. Контроль и оценка достижений планируемых результатов Предметные результаты 1 полугодие -узнаёт изученные объекты и явления неживой и живой природы; -сравнивает объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков, проводит простейшую классификацию изученных объектов природы; -умеет работать с пиктограммами по теме «растения»; -совместно с учителем отбирает картинки с изображением осени, зимы весны, лета; -показывает и берёт предмет одежды, называемый учителем; -рассматривает лист, раскрашивает; -проводит элементарные наблюдения; -умеет рассматривать картинки в книге, на мониторе; -узнает изученные природные объекты; -узнает и выделяет объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем; -узнаёт изученных животных; -узнаёт и определяет объекты окружающей действительности; -различает объекты природы и рукотворного мира; -классифицирует предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам - понимает необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице; Критерии оценивания № 1. 2. 3. Уровни освоения (выполнения) действий/операций Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) по подражанию или по образцу самостоятельно с ошибками самостоятельно Сформированность представлений 1.представление отсутствует 2.не выявить наличие представлений критерии пв чп и о сш с ? На конец года 3.представление на уровне: использования по прямой подсказке использования с косвенной подсказкой (изображение) самостоятельного использования пп п + Календарно-тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Тема урока Определение окружающего мира (предметные картинки: деление на группы живые – неживые). Предметы. Различать живые и неживые предметы. Растительный мир. Учить узнавать и называть цветы, траву, кусты, дерево. Находить отличительные признаки растений: трава зеленая, цветы бывают разные, дерево высокое, на нем много листьев, куст низкий. Помидор, огурец, морковь, лук – овощи. Внешний вид. Способ употребления. Различение овощей по цвет, форме, величине, вкусу, запаху. Употребление в пищу. Яблоко, груша, вишня, слива – фрукты. Внешний вид. Способ употребления в пищу. Различение фруктов по цвету, форме, величине, вкусу, запаху. Ягоды: малина, смородина. Внешний вид. Способ употребления в пищу. Признаки осени: похолодание, осенний листопад, дождь, пасмурно, отлет птиц. Изменение в природе жизни животных в осенние месяцы. Одежда детей осенью. Занятия детей осенью. Птицы: голубь, воробей, синица, ворона, сорока, снегирь. Различение по внешнему виду. Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост). Питание птиц, польза. Перелетные птицы. Зимующие птицы (ворона, дятел, голубь, воробей). Повторение пройденного. Домашние животные: кошка, собака, корова, коза. Внешний вид. Польза домашних животных. Домашние животные и их детеныши: корова, собака, кошка, коза. Дикие животные: лиса, волк, медведь, заяц. Внешний вид. Д/игра «Найди, где, чей дом». Дикие животные и их детеныши: медведь, лиса, волк. Домашние птицы: курица, петух, гусь, индюк. Внешний вид. Часы 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Дата 25 26 27 28 29 30 31 32 Польза домашних птиц для людей. Домашние птицы и их детеныши. Признаки зимы: холод, мороз, снег. Птицы и животные зимой. Подкормка зимующих птиц. Одежда детей зимой. Занятия детей зимой. Повторение пройденного. 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 33 34 35 36 37 38 Комнатные растения: герань, фиалка. Название. Распознавание по внешнему виду. Уход за цветами (полив, рыхление, обмывание листьев). Земля и солнце (картинки). Игра «Найди и покажи». День и ночь (днем – светло, ночью – темно). Чем заняты дети днем и ночью. Сутки (солнце в небе высоко – день, солнце опускается – вечер, ночью не видна солнца, солнце поднимается – утро). Д/игра «Какая часть суток пропущена?», «Определи по рисунку время суток» (утро, день, вечер, ночь). Сутки. Чем занимаются дети утром, днем, вечером, ночью. Название дней недели. Количество дней в неделе. Неделя. Закрепление. Признаки весны: потеплело, тает снег, тает лед, тают сосульки. Признаки весны: распускание почек, прилет птиц, появление насекомых. Первые весенние цветы: мать – и – мачеха, одуванчик. Деревья весной: береза, клен, тополь. Одежда детей весной. Занятия детей весной. Насекомые: жук, бабочка. Повторение пройденного. 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Объекты природы: почва, вода, лес, луг. Представления о почве, о воде, о лесе, о луге. Водоемы (реки, озера). 1ч 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Представления о рыбе (карась, щука). Где они живут? Чем покрыто тело рыб? Представления о морских обитателях (кит, дельфин). Признаки лета: тепло, на деревьях листья, поют птицы. Признаки лета: дни длинные, а ночи короткие. У зверей появляются детеныши. Ягоды летом: земляника, черника. Игра «Помоги детям добраться до дома и спрятаться от дождя». Одежда детей летом. Занятия детей летом. Разнообразие цветов. Полевые цветы. Садовые цветы. Семена. Повторение пройденного. Повторение пройденного. Повторение пройденного. 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И. Шляпникова Приказ № ___ от «___» ____20__г Рабочая программа по окружающему социальному миру для обучающихся 1 класса (2вариант) Составитель Ивакина Н.А Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж — 2023 Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» разработана в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» - Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель: создание условий для формирования представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Задачи: -познакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения); -формировать представления о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Планируемые результаты Предметные: будет возможность иметь -Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. -Научиться соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах (с помощью). -Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.). -Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях. -Научиться соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, - Представления о дружбе, товарищах, сверстниках. -Научиться взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности. Личностные: будет возможность научиться -реагировать на имя; -проявлять собственные чувства, желания; -обращаться за помощью и принимать помощь; -участвовать в субъектно - объектных отношениях (совместно с педагогом); -проявлять личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение -проявлять интерес к играм одноклассников; -наблюдать за действиями одноклассников, учителя; Формы контроля При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия. Контроль и оценка достижений планируемых результатов Предметные результаты 1 полугодие На конец года Имеет представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. -Научился соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах (с помощью). -Имеет представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.). -Имеет представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях. -Научился соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, - Имеет представления о дружбе, товарищах, сверстниках. -Научился взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности. Критерии оценивания № 1. 2. 3. Уровни освоения (выполнения) действий/операций Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) по подражанию или по образцу самостоятельно с ошибками самостоятельно Сформированность представлений 1.представление отсутствует 2.не выявить наличие представлений 3.представление на уровне: использования по прямой подсказке использования с косвенной подсказкой (изображение) критерии пв чп и по сш с ? пп п самостоятельного использования + СОДЕРЖАНИЕ Программа представлена следующими разделами «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи». Для 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Город», «Транспорт». Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач. Содержание обучения на уроках «Окружающий социальный мир» разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении. Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке. Количество учебных часов На изучение предмета «Окружающий социальный мир» в 1 классе отведено 33 часа, 1 час в неделю Тематическое планирование № Дата Тема 1 Здравствуй, школа! Я – ученик. ИОТ и ТБ. 2 Школа. Экскурсия по школе. 3 Школа. Правила поведения в школе (на уроке, на перемене) 4 Мой класс. Моя парта. 5 Школьные принадлежности (действия с ними). Тетрадь, карандаш. 6 Предметы (созданные человеком) вокруг нас. 7 Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). ИОТ и ТБ. 8 Свойства игрушек (мягкие –твердые; музыкальные) 9 Одежда. 10 Мебель ( назначение, виды). 11 Я и моя семья. Члены семьи. 12 Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери". ИОТ и ТБ. 13 Дом, в котором я живу. Мой дом (квартира). 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Назначение комнат. Мебель (диван, стул, стол). Дом, в котором я живу. Посуда (тарелка, чашка, ложка). Посуда (тарелка, чашка, ложка). ИОТ и ТБ. Игровые действия: стирка. Игровые действия: чаепитие. Улица. Двор. Игровая и спортивная площадки. Уличное движение. Светофор. Транспорт. Виды и значение транспорта. Автобус. ИОТ и ТБ. Мир людей. Профессии. Водитель(шофер). Игровые действия. Профессии. Врач. Игровые действия. Профессии. Продавец. Игровые действия. ИОТ и ТБ. Профессии. Повар. Игровые упражнения. Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И. Шляпникова Приказ № ___ от «___» ____20__г Рабочая программа по предмету «Человек» для обучающихся 1 класса (2вариант) Составитель Ивакина Н.А Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж — 2023 Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Человек» разработана в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель обучения: создание условий для формирования представления о себе самом и ближайшем окружении. Задачи программы: -формирование гигиенических навыков; -коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук; -обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов; -формирование организационных умений и навыков; -формирование навыков культурой еды; -развитие умений ориентироваться в задании; -воспитание доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания; - развитие самостоятельности в выполнении навыков самообслуживания. Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья». Планируемые результаты Предметные результаты: будет возможность научиться - представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; - представления о собственном теле; - отнесение себя к определённому полу; - сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст; - решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.; - сообщать о своих потребностях и желаниях. - поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому; - соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета); - следить за своим внешним видом. Личностные: будет возможность научиться: - показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). -следить за чистотой рук; мыть их без напоминания. -различать и называть предметы одежды и обуви. -складывать и убирать снятые с себя предметы одежды. - бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. -осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»; Система оценки достижения планируемых результатов Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов. Контроль и оценка достижения планируемых результатов Предметные результаты - имеет представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотносит себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; - имеет представления о собственном теле; - отнесит себя к определённому полу; -умеет сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст; - умеет решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять 1 полугодие На конец года гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.; - умеет сообщать о своих потребностях и желаниях. -умеет поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: -умеет определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому; - умеет соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета); - умеет следить за своим внешним видом. Критерии оценивания № 1. 2. 3. Уровни освоения (выполнения) действий/операций Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) по подражанию или по образцу самостоятельно с ошибками самостоятельно Сформированность представлений 1.представление отсутствует 2.не выявить наличие представлений 3.представление на уровне: использования по прямой подсказке использования с косвенной подсказкой (изображение) самостоятельного использования Календарно-тематическое планирова критерии пв чп и по сш с ? пп п + № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема урока Представление о себе. Кто ты: мальчик или девочка? Как тебя зовут? Отождествление себя в зеркале. Отождествление себя на фотографии. Части тела человека. Лицо человека. Основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши). Рассматривание своего лица в зеркале. Найти глаза нос, рот, брови. Лица людей и настроение. Сравнение лиц девочки и мальчика (сходство различия). Глаза – орган зрения. Их значение для человека. Строения глаза (брови, веки, ресницы). Забота о зрении. Правило бережного отношения к глазам. Уши. Элементарные представления о строении и значении органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха. Нос. Элементарные представления об органе обоняния (и дыхания). Значение носа для жизни человека, правила ухода за ним Профилактика простудных заболеваний. Урок – практикум «Как правильно одеться на прогулку». Рот. Элементарные представления о строении ротовой полости. Кожа. Представления о такой способности человека, как осязание. Часы 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 17 Значение осязания для жизни человека. Уход за кожей. 1ч 18 19 20 21 Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов. Игра « У кого кожа, а у кого шерсть?» , «Кого любят гладить?». Осанка. Скелет и мышцы человека. Элементарные представления об опорно- двигательном аппарате человека, его значение. Профилактика заболевания позвоночника. 1ч 1ч 1ч Дата 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Гигиена тела. Различение вентилей с холодной и горячей водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта. Обращение с одеждой и обувью. Узнавание (различение) предметов одежды: пальто,(куртка, шуба),шапка, шарф, варежки и др. Значение назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы, молния ,рукав, воротник). Знание назначения деталей предметов одежды. Дифференциация одежды для девочки и мальчика. Различение лицевой и изнаночной стороны одежды. Выворачивание одежды. Расстёгивание пуговиц, молнии. Последовательность одевания и раздевания Выбор одежды по погоде. Чистка одежды щёткой Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, ботинки, туфли, кроссовки). Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, повседневная) Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Распознавание обуви по их функциональному использованию. Различение обуви на правую и левую ногу. Упражнения в обувании. Уход за обувью. Узнавание (различение) головных уборов (шапка, платок, кепка). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды, предметов обуви, головных уборов. Приём пищи. Сообщение о желании пить. Питьё из кружки (стакана). Наливание жидкости в кружку. Предметы для приёма пищи: ложка, тарелка, стакан. Умение различать и называть предметы, нужные для приёма пищи. Обучение пользоваться ложкой, вилкой. Дифференциация пищи (узнавание, называние). 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Правила поведения во время приёма пищи. Использование салфетки во время еды и после приёма пищи по указанию и с помощью педагога. Туалет. Сообщение о желании сходить в туалет. Соблюдение последовательности действий в туалете. Пользование туалетной бумагой. Культура поведения. Формирование навыков здороваться, прощаться, благодарить. Элементарные правила культурного поведения: не мусорить, не кричать, не мешать другим детям во время занятий, игр. Понимание слов «нельзя», «можно», «нужно»; умение действовать в соответствии с их значением. Обращение к взрослым по имени (по возможности по имени и отчеству),к учащимся класса по имени. Культура поведения на праздниках в школе. Культура поведения в общественных местах. Культура поведения на улице и в транспорте. Семья. Родители - мама, папа самые важные для ребёнка люди в семье Ребёнок-сын (дочь ) , брат, сестра. Бабушки, дедушки, внук, внучка. Совместные занятия ребёнка с другими членами семьи (труд, развлечения). Охрана жизни и здоровья. Умение обозначать необходимость помощи (жестом, словом ) в различных ситуациях. Умение определять своё самочувствие (хорошо, плохо) ,показывать или сообщать о болезненных ситуациях. Наш режим дня. Умение следить за своим внешним видом. Осторожно – ядовитые растения! Оздоровительная прогулка с игровыми упражнениями. Безопасность в доме. Безопасность на улице. 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И. Шляпникова Приказ № ___ от «___» ____20__г Рабочая программа по изобразительной деятельности для обучающихся 1 класса (2вариант) Составитель Ивакина Н.А Учитель начальных классов 1 квалификационная категория Реж — 2023 Изобразительная деятельность Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» разработана в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель : создание условий для формирования умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей. Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Планируемые результаты Предметные: будет возможность(научиться) иметь Рисование: соблюдать последовательность действий при работе с красками; представления об основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый); рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы; рисовать по контурным линиям; по опорным точкам; рисовать основные элементы, изображения простой формы на листе бумаги; закрашивать внутри контура (слева на право, сверху вниз). Лепка: разминать материал (пластилин, тесто, глина); отрывать (откручивание, отщипывание) кусочка материала от целого куска; катать шарики разными приемами (между ладонями, ладонью о рабочую поверхность); прищипывать; складывать колбаски в форму улитки; Аппликация: сминать бумаги; отрывать мелкие части бумаги; складывать бумагу; выполнять рваную аппликацию; намазывать рабочую поверхность клеем; вырезать по контуру; разрезать лист бумаги; выполнять надрез; собирать изображения объекта из нескольких деталей; составлять композиции из 2-3 объектов. Личностные результаты: будет возможность научиться Овладеть начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, проявлять собственные чувства; осознавать, что может, а что ему пока не удается. Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки. Определять свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); определяет состояние своего здоровья. Контроль и оценка достижения планируемых результатов Предметные результаты соблюдает последовательность действий при работе с красками имеет представления об основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый); научился рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; научился рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы; рисует по контурным линиям рисует по опорным точкам самостоятельно рисует основные элементы изображений простой формы на листе бумаги закрашивает внутри контура (слева на право, сверху вниз) разминает пластилин отрывает кусочки пластилина от целого куска откручивает кусочки пластилина от целого куска отщипывает кусочки пластилина от целого куска катает шарик разными приемами (между ладонями, ладонью о рабочую поверхность) прищипывает складывает колбаски в форму улитки сплющивает сминает бумагу отрывает мелкие части бумаги складывает бумагу выполняет из рваной бумаги аппликации; намазывает рабочую поверхность клеем вырезает по контуру разрезает лист бумаги выполняет надрез собирает изображения объекта из нескольких деталей составляет композиции из 2-3 объектов 1 полугодие На конец года Условные обозначения Уровни освоения (выполнения) действий / операций 2. Пассивное участие / соучастие: - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним) 2. Активное участие. Действие выполняется ребенком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) - по подражанию или образцу - самостоятельно с ошибками - самостоятельно Сформированность представлений 2. Представления отсутствуют 3. Не выявить наличие представлений 4. Представления на уровне: - использования по прямой подсказке - использования с косвенной подсказкой (изображение) - самостоятельного использования зп чп и о сш с ? пп п + Тематическое планирование Лепка № Тема урока Часы 1 Знакомство с пластилином. 1ч 2 Отщипывание маленького кусочка от целого куска. 1ч 3 Откручивание маленького кусочка от целого куска. 1ч 4 Отрезание кусочка пластилина стекой. 1ч Дата 5 Размазывание пластилина по шаблону. 1ч 6 Размазывание пластилина внутри контура. 1ч 7 Раскатывание пластилина продольными движениями ладоней (колбаски) на доске и в руках. 1ч 8 Катание толстых и тонких колбасок. 1ч 9 Катание длинных и коротких колбасок. 1ч Рисование № Тема урока Часы Дата 1 Знакомство с простым карандашом. 1ч 2 Знакомство с цветными карандашами. 1ч 3 Графический след на бумаге (доске) с помощью пальца, карандаша, фломастера, мела. 1ч 4 «Ниточки к шарикам». Прямые вертикальные линии. 1ч 5 «Дорожки», «Цветные веревочки». Прямые горизонтальные линии. 1ч 6 «Идет косой дождь». Наклонные линии. 1ч 7 Рисование замкнутых круговых линий «Мыльные пузыри». 1ч 8 Игровые графические изображения «Дым идет», «Волны», «Ручьи». 1ч 9 «Горошек для петушка». Рисование пальчиковыми красками. 1ч Аппликация № Тема урока Часы 1 Ознакомление со свойствами бумаги, с некоторыми сортами (газетная, альбомная, цветная). 1ч 2 Различение разных видов бумаги среди других материалов. 1ч 3 Знакомство с основными цветами бумаги: красный, зеленый, синий, желтый, черный, белый. 1ч 4 Знакомство с клеящим карандашом, клеем. Приемы работы с кистью. 1ч 5 Сминание бумаги двумя руками. Разглаживание ее ладонью. 1ч 6 Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям произвольно. 1ч 7 Сгибание и разгибание бумаги пополам путем совмещения сторон и углов, разгибание и разглаживание по месту сгиба ладонью, ребром руки и пальцами. 1ч 8 Скручивание листа бумаги. Разглаживание ладонью. 1ч 9 Разрывание бумаги заданной формы, размера. 1ч Дата Лепка № Тема урока Часы 1 Раскатывание пластилина вращательными движениями (шарики на доске и в руках). 1ч 2 Катание больших и маленьких шариков. Неваляшка. 1ч Дата 3 Выдавливание формы из пластилина разными формочками. 1ч 4 Вырезание стекой, формой по шаблону, по контуру. 1ч 5 Соединение составных частей путем плотного прижатия (бусы). 1ч 6 Соединение путем примазывания пальцами. 1ч 7 «Украшаем ёлку». Дополнение изделий мелкими деталями. 1ч Рисование № Тема урока Часы 1 Рисование и раскрашивание кругов (по трафарету). 1ч 2 «Красные ленты». Прямые, вертикальные, горизонтальные линии. 1ч 3 «Дом». Рисование по опорным точкам. 1ч 4 «Бусы». Рисование предметов, состоящих из нескольких частей. 1ч 5 «Веточки ели». Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов. 1ч 6 «Ёлка». Рисование по шаблону с последующим раскрашиванием. 1ч 7 Рисование на тему «Украшение новогодней ёлки». Оттиск пробкой. 1ч Дата Аппликация № 1 Тема урока Работа с клеем (открывание, закрывание клея, намазывание всей поверхности листа клеевым карандашом, части поверхности). Часы 1ч Дата 2 Размещение на листе бумаги элементов аппликации «Шары». Смазывание деталей клеем и наклеивание. 1ч 3 Накладывание и приклеивание детали на трафарет (Окошко на домик). 1ч 4 Составление и приклеивание аппликации из готовых форм (Снежинка). 1ч 5 Составление и приклеивание изображений из нескольких частей по образцу (Снеговик). 1ч 6 Изготовление ёлочных украшений «Шарики из салфеток». 1ч 7 «Ёлочка» (аппликация с использованием техники обрывания). 1ч Лепка № Тема урока Часы 1 Лепка баранок. Сгибание колбаски. 1ч 2 Лепка: «Золотое яичко». 1ч 3 Расплющивание пластилина между ладонями (лепешки). 1ч 4 Лепка знакомых предметов (тарелка). 1ч 5 Округление и заострение концов колбаски (карандаш). 1ч 6 Вытягивание столбика из короткого толстого цилиндра. 1ч 7 Лепка овощей. 1ч 8 Лепка из двух кусочков пластилина (чашка с ручкой). 1ч 9 Размазывание пластилина по шаблону. 1ч Дата Рисование № Тема урока Часы 1 «Разноцветные мячики» (большие, маленькие). 1ч 2 Рисование на тему: «Снеговик». Раскрашивание. 1ч 3 «Укрась шарфик». Печать по трафарету поролоном. 1ч 4 Рисование геометрического орнамента по опорным точкам. 1ч 5 «Кораблики в море». Открытка для папы. 1ч 6 Рисование на тему: «Дома разной величины». 1ч 7 Рисование геометрического узора с чередованием цвета: красный круг, синий круг. 1ч 8 «Ваза для цветов». Открытка для мамы. 1ч 9 Обводка и раскрашивание цифр. 1ч Дата Аппликация № Тема урока Часы 1 Наклеивание готовых деталей (геометрических фигур 2х контрастных цветов). 1ч 2 Составление узора из геометрических форм с опорой на образец, чередуя их по величине на полосе: «Шарфик». 1ч 3 Составление узора из растительных форм, чередуя их по цвету в круге: «Расписная тарелка». 1ч Дата 4 Накладывание и приклеивание одной детали к другой (приклеивание крыши к домику). 1ч 5 Наклеивание на поверхность ткани. 1ч 6 Составление и приклеивание изображения из деталей разного цвета: «Разноцветный мяч». 1ч 7 «Косынка для куклы» аппликация с использованием техники обрывания. 1ч 8 Составление и приклеивание сюжетной аппликации из готовых форм: «Катиться колобок по дорожке». 1ч 9 Дополнение сюжета отдельными деталями. 1ч Лепка № Тема урока Часы 1 Лепка: «Рыбка». 1ч 2 Знакомство с тестом. 1ч 3 Лепка из теста фруктов (яблоко). 1ч 4 Размазывание пластилина по шаблону (шарик). Нанесение рисунка инструментом. 1ч 5 Лепка: «Колобок». 1ч 6 Лепка :цифры 1, 2, 3. 1ч 7 Лепка: букв А, О , У. 1ч 8 Лепка: «Человечек». 1ч Рисование Дата № Тема урока Часы 1 «Узор в полосе» (круг, квадрат). 1ч 2 «Светофор». Рисование по шаблону с последующим раскрашиванием. 1ч 3 «Тарелочка». Рисование узора в круге. 1ч 4 «Разноцветные флажки». Большие, маленькие. 1ч 5 Связка воздушных шаров. Раскрашивание. 1ч 6 «Салют». Рисование пальчиковыми красками. 1ч 7 Рисование на тему: «Ярко светит солнышко». 1ч 8 Рисование на тему: «Цветы растут на поляне». 1ч Дата Аппликация № Тема урока Часы 1 Работа ножницами: правильно держать ножницы, выполнение надреза, серии надрезов. 1ч 2 Работа ножницами: разрезание поперек, вдоль бумагу, выполнение косых срезов, разрезание по линии. 1ч 3 Вырезание предметов по контуру. 1ч 4 Составление узора по образцу из геометрических форм, чередуя их по форме (квадрат, круг) в квадрате. 1ч 5 «Одуванчик» аппликация с использованием техники обрывания. 1ч Дата 6 Работа с нитью: разрезание нити, наматывание на клубок. 1ч 7 Сюжетная аппликация из готовых форм «Цветы на лугу». 1ч 8 Составление узора самостоятельно из растительных форм. 1ч