Рабочая программа по ОСЖ для 6а, 6б класса на 2023-2024 учебный год. педагог Яковлева Г.А.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Утверждено приказом директора
ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г.

Рабочая программа по предмету Основы социальной жизни
для обучающихся 6А и 6Б класса
(АООП вариант 1)

Составитель: Яковлева
Галина Александровна
Должность: учитель, 1к.к.

Реж – 2023год

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» составлена на основании:
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с УО (интеллектуальными
нарушениями), утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г.
- АООП «Центра «Дар»;
Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в
ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование
умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых
бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Программа создана из расчета 2 часа в неделю и рассчитана на 68 часов в год.
На основании протокола ППк №219 от 09.08.2023г. идет дифференциация обучающихся на группы.

Достаточный
уровень
Федоровских
Иван
Ушаков Денис

6А класс
Минимальный
уровень

Ниже
минимального
Захваткин
Арсений
Чернышева
Милана

Достаточный
уровень
Каун Георгий
Елпанов Денис

6Б класс
Минимальный
уровень
Коробейников
Ярослав
Волков Андрей

Ниже
минимального
Новожанов Георгий

Акимов
Вячеслав
Прохоров
Николай
Гарипова
Анастасия

Мусальников
Валерий
Сосновских
Мария

Бармин Максим

Калашников
Роман

Планируемые результаты
Достаточный уровень

Предметные планируемые рузельтаты
Минимальный уровень

знание способов хранения и переработки продуктов
питания;
составление ежедневного меню из предложенных
продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых
блюд;
самостоятельное совершение покупок товаров
ежедневного назначения;
соблюдение правил личной гигиены по уходу за
полостью рта, волосами, кожей рук;
соблюдение правила поведения в доме и
общественных местах; представления о моральноэтических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства
(уборка дома, стирка белья, мытье посуды);
навыки обращения в различные медицинские
учреждения (под руководством взрослого);
пользование различными средствами связи для
решения практических житейских задач;
знание основных статей семейного бюджета;

знание отдельных видов продуктов питания,
относящихся к различным группам;
понимание их значения для здорового образа
жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под
руководством педагогического работника;
представления о санитарно-гигиенических
требованиях к процессу приготовления пищи;
соблюдение требований техники безопасности
при приготовлении пищи;
соблюдение усвоенных правил в повседневной
жизни;
знание правил личной гигиены и их
выполнение под руководством взрослого;
знание названий предприятий бытового
обслуживания и их назначения; решение
типовых практических задач под
руководством педагогического работника
посредством обращения в предприятия
бытового обслуживания;

Уровень ниже минимального
представления о разных группах продуктов
питания;
знание отдельных видов одежды и обуви,
некоторых правил ухода за ними;

коллективный расчет расходов и доходов семейного
бюджета;
составление различных видов деловых бумаг под
руководством педагогического работника с целью
обращения в различные организации социального
назначения.

Достаточный уровень






знание названий торговых организаций, их
видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под
руководством взрослого;
первоначальные представления о статьях
семейного бюджета;
представления о различных видах средств
связи;
знание и соблюдение правил поведения в
общественных местах (магазинах, транспорте,
музеях, медицинских учреждениях);
знание названий организаций социальной
направленности и их назначения;

Личностные планируемые результаты
Минимальный уровень

понимать содержание учебных заданий,
выполнять их самостоятельно или с
помощью учителя;
владеть элементами самоконтроля при
выполнении заданий;
владеть элементами оценки и самооценки.
уметь самостоятельно исправлять ошибки.










уметь последовательно отвечать на
вопросы по основным темам,
выбирать правильный ответ из ряда
предложенных вариантов (заданий);
уметь слушать учителя, выполнять
предложенные виды заданий по
образцу;
использовать помощь при
выполнении учебных задач;
усвоить элементы контроля учебной
деятельности (помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
адекватно реагировать на оценку
учебных действий.

Уровень ниже минимального
Повторяют ответы за учителем или
одноклассниками

Календарно-тематическое планирование
Тема

Кол-во
часов

Повторение.
Виды жилья.
Вводная контрольная работа: что такое ОСЖ
Экскурсия «Пришкольный участок»
Практическая работа «Садовые работы на пришкольном участке.»
Практическая работа: уборка овощных культур.
Садовый инвентарь.
Практическая работа: уборка садового инвентаря после сезонной работы.
Виды комнатных растений.
Домашние животные.
Планировка жилища
Санузел и ванная комната.
Мебель в жилых помещениях.
Контрольная работа по разделу «Жилище»
Гигиена тела.
Выбор средств и предметов личной гигиены.
Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы).
Практическая работа: Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук.
Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Профилактика грибковых заболеваний.
Закаливание организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения).
Гигиена зрения
Виды медицинской помощи
Профилактика вирусных и простудных заболеваний.
Первая помощь при ушибах и травмах.
Практическая работа: оказание первой помощи при порезе, ушибе.

1
1
1
1
1
1
1

Дата

Уход за больным на дому
Экскурсия в аптеку.
Документы, подтверждающие нетрудоспособность
Контрольная работа по разделу «Охрана здоровья»
Особенности разных видов одежды.
Практическая работа: Ремонт одежды. Чистка одежды.

1
1
1
1
1
1

Практическая работа: Мелкий ремонт одежды: пришивание пуговиц.

1

Практическая работа: Мелкий ремонт одежды: пришивание вешалок, петель и крючков.
Экскурсия: виды одежды (праздничная, спортивная, повседневная)
Экскурсия: виды тканей
Обувь и здоровье человека
Значение питания в жизни и деятельности людей.
Виды продуктов питания.
Виды хлебной продукции.
Практическая работа: Приготовление простых и сложных бутербродов
Блюда из яиц
Практическая работа «Приготовления блюд из яиц»
Овощи, плоды, ягоды и грибы
Практическая работа: приготовление компота из сухофруктов
Виды муки, правила хранения
Практическая работа «Кухонная утварь. Уход за ней»
Гарниры
Практическая работа: каша из гречневой крупы
Виды теста
Практическая работа: оладьи
Контрольная работа по разделу: питание
Виды городского транспорта.
Основные виды транспортных средств, имеющихся в городе. Стоимость проезда на всех видах городского
транспорта (разовый билет, проездной билет, удостоверение); порядок приобретения билетов.
Правила поведения в транспорте и на улице. Правила проезда в транспорте; правила передвижения по
улице.
Правила дорожного движения.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Экскурсия «Городской транспорт». (район «Быстринский»)
Основные средства связи
Работа почтового отделения связи "Почта России"
Экскурсия «Почтовое отделение как средство связи» (отделение почты)
Экскурсия: Порядок отправления писем различного вида
Образовательные организации.
Исполнительные органы государственной власти (города, района)
Родственные отношения в семье
Годовая контрольная работа: я самостоятельный
Состав семьи.
Фамилии, имена, отчества ближайших родственников
Семейный досуг

Тема,
раздел

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание
Виды деятельности, формы работы
Минимальный
уровень

Повторение. (1ч)

Жилище. (13ч)
1.Виды жилья.
2.Вводная контрольная
работа:

Повторение материла
пройденного в 5 классе

Повторяют и обобщают
изученный материал за 5

Виды плит в городской
квартире; печь и плита в
сельской местности;
микроволновая печь.

Слушают объяснения
учителя и записывают в
тетрадь названия кухонной
мебели, с помощью учителя

класс. Участвуют в
викторине, отгадывают
загадки, ребусы. Выполняют
по образцу элементарные
задания с помощью учителя
от начала до конца.

Достаточный уровень
Повторяют и обобщают изученный

материал за 5 класс. Участвуют в
викторине, отгадывают загадки,
ребусы. Понимают учебные
задачи и стараются их
выполнять. Выполняют
элементарные задания по
инструкции с помощью учителя
от начала до конца.
Слушают объяснения учителя и
записывают в тетрадь названия
кухонной мебели, показывают её.
Объясняют её назначение.

Ниже
минимального
Повторяют за учителем
или одноклассниками
изученный материал за 5
класс. Выполняют
элементарные задания с
максимальной помощью
учителя или
одноклассников
Повторяют за учителем
или одноклассниками
названия кухонной
мебели, с максимальной

3.Экскурсия
«Пришкольный участок»
4.Практическая работа
«Садовые работы на
пришкольном участке.»
5.Практическая работа:
уборка овощных культур.
6.Садовый инвентарь.
7.Практическая работа:
уборка садового инвентаря
после сезонной работы.
8.Виды комнатных
растений.
9.Домашние животные.
10.Планировка жилища
11.Санузел и ванная
комната.
12.Мебель в жилых
помещениях.
13.Контрольная работа
по разделу «Жилище»
Личная гигиена и
здоровье. (8)
1.Гигиена тела.
2.Выбор средств и
предметов личной
гигиены.
3.Уход за руками (уход за
ногтями и кожей рук,
кремы).
4.Практическая работа:
Мытье рук, стрижка
ногтей, уход за кожей рук.
5.Уход за ногами (уход за
ногтями и кожей ног).

Правила техники
безопасности.
Электробытовые приборы на
кухне (холодильник,
морозильник). Назначение,
правила использования и
ухода, техника
безопасности.
Виды жилых комнат:
гостиная, спальня, детская
комната. Их назначение.
Виды нежилых помещений:
кухня, ванная комната,
санузел. Назначение
нежилых помещений.

показывают её. По вопросам
учителя объясняют её
назначение. Работают по
карточкам, с тестами.
Знакомятся с видами
коммунальных удобств в
городе и селе. По вопросам
учителя называют общие
коммунальные удобства.
Соблюдают правила
пользования общими
коммунальными удобствами
в многоквартирных домах
(лифт, домофон,
мусоропровод, почтовые
ящики). Выполняют
практические задания по
образцу, принимают помощь
учителя.

Работают по карточкам, с
тестами. Оценивают свою работу
и работу товарищей. Знакомятся
с видами коммунальных удобств
в городе и селе. Называют общие
коммунальные удобства.
Объясняют и соблюдают правила
пользования общими
коммунальными удобствами в
многоквартирных домах (лифт,
домофон, мусоропровод,
почтовые ящики). Выполняют
практические задания, понимают
инструкции учителя, принимают
помощь. Применяют полученные
знания, навыки в
самостоятельной жизни.

помощью учителя
показывают её.
Повторяют за учителем
или одноклассниками
правила пользования
общими коммунальными
удобствами в
многоквартирных домах
(лифт, домофон,
мусоропровод, почтовые
ящики)

Значение закаливания
организма для поддержания
здоровья человека. Способы
закаливания. Воздушные,
солнечные, водные
процедуры. Уход за кожей
рук и ногтями: значение
чистоты рук. Практическая
работа: приемы обрезания
ногтей на руках. Уход за
кожей ног: необходимость
ежедневного мытья ног.
Практическая работа:
приемы обрезания ногтей на
ногах.

Слушают объяснения
учителя о значении
закаливания для здоровья
человека. Отвечают на
вопросы. Называют способы
закаливания, правила и
приёмы выполнения
процедур. По аналогии
составляют комплекс
утренней гимнастики и
выполняют его. Объясняют
необходимость одеваться по
погоде, закалять свой
организм и соблюдать
правила личной гигиены.

Слушают объяснения учителя о
значении закаливания для
здоровья человека. Задают
вопросы, отвечают на вопросы,
делают выводы. Называют
способы закаливания, правила и
приёмы выполнения процедур.
Составляют комплекс утренней
гимнастики и выполняют его.
Объясняют необходимость
одеваться по погоде, закалять
свой организм и соблюдать
правила личной гигиены. Учатся
ухаживать за телом: за кожей
рук, ног, ногтями. Знакомятся с

Повторяют за учителем
или одноклассниками
значение закаливания
для здоровья человека.
- способы закаливания,
правила и приёмы
выполнения процедур,
необходимость одеваться
по погоде, закалять свой
организм и соблюдать
правила личной гигиены.
Узнают о гигиенических
требованиях к
использованию личного
белья, выполняют их по

Учатся ухаживать за телом:
за кожей рук, ног, ногтями.
Знакомятся с приёмами
обрезания ногтей на руках,
ногах. По вопросам учителя
называют косметические
средства для ухода за кожей,
рассказывают о
необходимости чтения
инструкций. Узнают о
гигиенических требованиях
к использованию личного
белья, выполняют их.
Просматривают учебный
фильм о вреде наркотиков и
токсических веществ.
Участвуют в беседе по
содержанию фильма.

6.Профилактика
грибковых заболеваний.
7.Закаливание организма
(зарядка, обтирание,
сезонная одежда,
физические упражнения).
8.Гигиена зрения

Охрана здоровья. (8)
1.Виды медицинской
помощи
2.Профилактика вирусных
и простудных заболеваний.
3.Первая помощь при
ушибах и травмах.
4.Практическая работа:
оказание первой помощи
при порезе, ушибе.
5.Уход за больным на дому
6.Экскурсия в аптеку.
7.Документы,
подтверждающие
нетрудоспособность

Виды доврачебной помощи.
Способ измерения
температуры тела.
Профилактические средства
для предупреждения
вирусных и простудных
заболеваний. Практическая
работа. .

Знакомятся с видами
медицинских учреждений,
профессиями работников
медицинских учреждений,
записывают их названия в
тетрадь. По вопросам
учителя называют функции
основных врачей –
специалистов. Узнают о
видах медицинской помощи:
доврачебной и врачебной.
работают с сюжетными
картинками. Изучают виды
доврачебной помощи.
Учатся измерять

приёмами обрезания ногтей на
руках, ногах, выполняют это
самостоятельно. Называют
косметические средства для
ухода за кожей, рассказывают о
необходимости чтения
инструкций. Узнают о
гигиенических требованиях к
использованию личного белья,
выполняют их. Просматривают
учебный фильм о вреде
наркотиков и токсических
веществ. Участвуют в беседе по
содержанию фильма, делают
выводы о губительном влиянии
вредных привычек. Умеют
слушать и понимать инструкцию,
обращаться за помощью,
принимать помощь. Моделируют
и анализируют различные
житейские ситуации.
Знакомятся с видами
медицинских учреждений,
профессиями работников
медицинских учреждений,
записывают их названия в
тетрадь. Называют функции
основных врачей –специалистов.
Узнают о видах медицинской
помощи: доврачебной и
врачебной. Самостоятельно
работают с сюжетными
картинками. Изучают виды
доврачебной помощи. Учатся
измерять температуру,
обрабатывать раны, порезы с

аналогии.
Просматривают учебный
фильм о вреде
наркотиков и
токсических веществ.

Повторяют за учителем
или одноклассниками
виды медицинских
учреждений, профессий
работников медицинских
учреждений. Узнают о
видах медицинской
помощи: доврачебной и
врачебной. С
максимальной помощью
учителя измеряют
температуру,
обрабатывают раны,
порезы с помощью
специальных средств.

8.Контрольная работа по
разделу «Охрана
здоровья»

Роль одежды и головных
уборов для сохранения
здоровья человека.
Особенности разных видов
одежды. Правила и приемы
Ремонт одежды. Чистка повседневного ухода за
одеждой: стирка, глажение,
одежды.
чистка, починка. Ручная
3.Практическая работа: стирка изделий замачивание,
Мелкий ремонт одежды: кипячение, полоскание.
Практическая работа.
пришивание пуговиц.
Стиральные средства для
ручной стирки. Техника
4.Практическая работа:
безопасности при
Мелкий ремонт одежды:
использовании моющих
пришивание вешалок,
средств. Правила сушки
петель и крючков.
белья из различных тканей.
5.Экскурсия: виды
Практическая работа.
одежды (праздничная,
Значение правильного
спортивная,
выбора обуви для здоровья
повседневная)
человека. Правила ухода за
6.Экскурсия: виды тканей
обувью из различных
7.Обувь и здоровье
Одежда и обувь. (7)
1.Особенности разных
видов одежды.
2.Практическая
работа:

температуру, обрабатывать
раны, порезы с помощью
специальных средств.
Слушают объяснения
учителя, просматривают
презентации, отвечают на
вопросы. С помощью
учителя выполняют учебные
задания, используют
полученные на уроках
навыки и знания в
повседневной жизни,
соблюдая правила
безопасности.
Обсуждают и объясняют
значение опрятного вида
человека. По вопросам
учителя перечисляют
санитарно-гигиенические
требования к одежде,
правила личной гигиены и
внешнего вида. Учатся
правилам повседневного
ухода и поддержания
одежды в порядке.
Соблюдают правила ТБ с
колючими и режущими
инструментами. По
вопросам учителя называют
виды белья, рассказывают о
его назначении. Делают
зарисовки и записи в
тетрадях. Узнают о правилах
и приёмах ручной стирки
изделий из х/б тканей. По
образцу стирают носовые

помощью специальных средств.
Умеют находить эти средства в
аптечке, читать инструкцию.
Слушают объяснения учителя,
просматривают презентации,
делают выводы, отвечают на
вопросы. Самостоятельно
выполняют учебные задания.
Умеют использовать полученные
на уроках навыки и знания в
повседневной жизни, соблюдая
правила безопасности.

Слушают объяснения
учителя, просматривают
презентации. С
максимальной помощью
учителя выполняют
учебные задания,
используют полученные
на уроках навыки и
знания в повседневной
жизни, соблюдая
правила безопасности.

Обсуждают и объясняют
значение опрятного вида
человека. Перечисляют
санитарно-гигиенические
требования к одежде, правила
личной гигиены и внешнего
вида. Учатся правилам
повседневного ухода и
поддержания одежды в порядке.
Классифицируют пуговицы.
Самостоятельно пришивают
пуговицы, крючки. Соблюдают
правила ТБ с колючими и
режущими инструментами.
Называют виды белья,
рассказывают о его назначении.
Делают зарисовки и записи в
тетрадях. Узнают о правилах и
приёмах ручной стирки изделий
из х/б тканей. Самостоятельно
стирают носовые платки,
небольшие полотенца, умеют

Повторяют за учителем
или одноклассниками
значение опрятного вида
человека,
-санитарногигиенические
требования к одежде,
правила личной гигиены
и внешнего вида. С
максимальной помощью
учителя делают
зарисовки и записи в
тетрадях. Узнают о
правилах и приёмах
ручной стирки изделий
из х/б тканей. С
максимальной помощью
учителя стирают
носовые платки,
небольшие полотенца. С
максимальной помощью
учителя гладят мелкие

человека

материалов. Использование
кремов для чистки обуви.
Виды кремов. Сушка обуви.
Практическая работа.

платки, небольшие
полотенца. Изучают
устройство утюга. По
образцу гладят мелкие
изделия. С помощью
учителя выполняют
практические задания,
принимают помощь.

Питание (15)
1.Значение питания в
жизни и деятельности
людей.
2.Виды продуктов
питания.
3.Виды хлебной
продукции.
4.Практическая работа:
Приготовление простых и
сложных бутербродов
5.Блюда из яиц
6.Практическая работа
«Приготовления блюд из
яиц»
7.Овощи, плоды, ягоды и
грибы
8.Практическая работа:
приготовление компота из
сухофруктов
9.Виды муки, правила

Режим питания. Гигиена
приготовления пищи. Блюда
для горячего и холодного
завтрака. Виды круп, их
вредители. Правила
хранения круп. Посуда для
сыпучих продуктов и уход за
ней. Блюда для завтрака.
Каши. Приготовление
манной каши. Яйца. Место
хранения яиц. Блюда из яиц
(яйца отварные, яичница глазунья). Напитки для
завтрака. Виды кофе. Польза
и негативные последствия
чрезмерного употребления
чая и кофе. Составление
меню для завтрака. Отбор
необходимых продуктов.
Стоимость и расчет
продуктов. Основные

Узнают о правилах гигиены
приготовления пищи,
записывают их в тетрадь.
Повторяют правила выбора
доброкачественных
продуктов, с помощью
учителя определяют срок
хранения. По вопросам
учителя называют способы
хранения продуктов и
готовой пищи. Изучают
устройство холодильника,
работают с иллюстрациями.
Учатся по образцу
размещать продукты и
готовую пищу в
холодильнике и других
местах, ухаживать за
холодильником.
Перечисляют блюда из круп.
Узнают рецепт

подбирать моющие средства
согласно инструкции.
Выполняют правила безопасной
работы с бытовыми химическими
средствами. Изучают устройство
утюга. Называют символы
обозначения температуры
нагрева на утюге, правила ТБ.
Самостоятельно гладят мелкие
изделия. Выполняют
практические задания, понимают
инструкции учителя, принимают
помощь. Применяют полученные
знания, навыки в
самостоятельной жизни.
Узнают о правилах гигиены
приготовления пищи,
записывают их в тетрадь.
Повторяют правила выбора
доброкачественных продуктов,
определяют срок хранения.
Называют способы хранения
продуктов и готовой пищи.
Изучают устройство
холодильника, работают со
схемами, иллюстрациями. Учатся
размещать продукты и готовую
пищу в холодильнике и других
местах, ухаживать за
холодильником. Показывают
виды круп, правильно их
называют, знают правила
хранения. Записывают названия в
тетрадь. Перечисляют блюда из
круп. Узнают рецепт
приготовления каш и их виды. С

изделия

Повторяют за учителем
или одноклассниками
правила гигиены
приготовления пищи. с
максимальной помощью
учителя учатся находить
срок годности на
продуктах. Повторяют за
учителем или
одноклассниками
устройство
холодильника, по
образцу размещать
продукты и готовую
пищу в холодильнике и
других местах,
ухаживать за
холодильником. С
максимальной помощью
учителя готовят
гречневую (манную)

хранения
10.Практическая работа
«Кухонная утварь. Уход за
ней»
11.Гарниры
12.Практическая работа:
манная каша
13.Виды теста
14.Практическая работа:
оладьи
15.Контрольная работа по
разделу: питание

отделы в продуктовых
магазинах. Виды товаров:
фасованные, на вес и в
разлив.

Транспорт. (5)
1.Виды городского
транспорта.
2.Основные виды
транспортных средств,
имеющихся в городе.
Стоимость проезда на всех
видах городского
транспорта (разовый
билет, проездной билет,
удостоверение); порядок
приобретения билетов.
3.Правила поведения в

Проезд из дома в школу.
Выбор рационального
маршрута проезда из дома в
разные точки населенного
пункта. Расчет стоимости
проезда. Практическая
работа

приготовления каш и их
виды. С помощью учителя
готовят гречневую (манную)
кашу. Моют посуду.
Изучают правила хранения и
первичной обработки
овощей, плодов, ягод,
грибов. Учатся их мыть,
чистить, резать. С помощью
учителя готовят салаты. По
образцу заваривают чай,
сервируют стол к чаепитию.
По вопросам учителя
перечисляют молочные
продукты, правила их
хранения.. Соблюдают
правила гигиены
приготовления пищи и ТБ. С
помощью учителя
применяют знания,
полученные на уроках в
быту.

помощью учителя готовят
гречневую (манную) кашу. Моют
посуду. Изучают правила
хранения и первичной обработки
овощей, плодов, ягод, грибов.
Учатся их мыть, чистить, резать.
Готовят по рецептам салаты.
Рецепт записывают. Называют
виды чая и кофе, способы
заварки чая. Заваривают чай,
сервируют стол к чаепитию.
Понимают пользу и негативные
последствия чрезмерного
употребления чая. Перечисляют
молочные продукты, правила их
хранения. Объясняют значение
кипячения молока. Записывают в
тетради рецепт молочного супа.
Соблюдают правила гигиены
приготовления пищи и ТБ. Точно
выполняют инструкции учителя.
Применяют знания, полученные
на уроках в быту.
Рассматривают
Рассматривают иллюстрации,
иллюстрации,
просматривают презентацию,
просматривают
участвуют в беседе по
презентацию, участвуют в
содержанию. Классифицируют
беседе по содержанию. По
транспортные средства.
вопросам учителя
Формулируют определение
классифицируют
городского транспорта.
транспортные средства.
Называют и показывают виды
Называют и показывают
городского транспорта. Знают
виды городского транспорта стоимость проезда по городу и
по карточкам. Знают
рассчитывают стоимость проезда
стоимость проезда по
от дома до школы и обратно.
городу. По вопросам учителя Формулируют понятие

кашу. Моют посуду.
Повторяют за учителем
или одноклассниками
правила хранения и
первичной обработки
овощей, плодов, ягод,
грибов.. С максимальной
помощью учителя
готовят салаты.

Рассматривают
иллюстрации,
просматривают
презентацию. По
карточкам соотносят
виды транспорта. С
максимальной помощью
учителя показывают
виды городского.
Повторяют за учителем
или одноклассниками
правила дорожного
движения и правила

транспорте и на улице.
Правила проезда в
транспорте; правила
передвижения по улице.
4.Правила дорожного
движения.
5.Экскурсия «Городской
транспорт». (район
«Быстринский»)

Средства связи (4)
1.Основные средства связи
2.Работа почтового
отделения связи "Почта
России"
3.Экскурсия «Почтовое
отделение как средство
связи» (отделение почты)
4.Экскурсия: Порядок
отправления писем
различного вида

Работа почтового отделения
связи «Почта России». Виды
почтовых отправлений:
письмо, бандероль, посылка.
Письмо. Письма. Деловые
письма: заказное, с
уведомление. Личные
письма. Порядок
отправления писем
различного вида. Стоимость
пересылок. Практическая
работа.

формулируют понятие
«пригородный транспорт»,
называют виды. С помощью
учителя учатся
ориентироваться в
расписании движения
автобусов и электричек. По
вопросам учителя называют
службы вокзалов и
объясняют их назначение.
Знают и соблюдают правила
дорожного движения и
правила поведения в
общественных местах.
Умеют слушать, обращаться
за помощью, принимать
помощь.
Слушают объяснения
учителя, просматривают
видеоматериалы из истории
развития средств связи.
Записывают в тетради
основные средства связи. С
помощью учителя различают
виды почтовых отправлений,
делают их зарисовки в
тетрадях. Знакомятся с
видами писем, порядком
отправления писем
различного вида и
стоимостью пересылки. По
образцу учатся находить
индекс почтового отделения
по справочнику, в интернете
и записывать адрес на
конверте.

«пригородный транспорт»,
называют виды. Учатся
ориентироваться в расписании
движения автобусов и
электричек. Называют службы
вокзалов и объясняют их
назначение. Активно участвуют в
деятельности, контролируют и
оценивают свои действия и
действия одноклассников. Знают
и соблюдают правила дорожного
движения и правила поведения в
общественных местах. Умеют
слушать и понимать инструкцию,
обращаться за помощью,
принимать помощь.

поведения в
общественных местах.

Слушают объяснения учителя,
просматривают видеоматериалы
из истории развития средств
связи. Называют и записывают в
тетради основные средства связи.
Сравнивают и объясняют их
назначение. Различают виды
почтовых отправлений, делают
их зарисовки в тетрадях.
Знакомятся с видами писем,
порядком отправления писем
различного вида и стоимостью
пересылки. Учатся находить
индекс почтового отделения по
справочнику, в интернете и
записывать адрес на конверте.
Умеют положительно относиться
к окружающей
действительности, пользоваться

Слушают объяснения
учителя, просматривают
видеоматериалы из
истории развития
средств связи. С
максимальной помощью
учителя делают
зарисовки в тетрадях. С
максимальной помощью
учителя учатся
записывать адрес на
конверте.

Предприятия,
организации,
учреждения. (2)
1.Образовательные
организации.
2.Исполнительные органы
государственной власти
(города, района)

Образовательные
организации. Местные и
промышленные и
сельскохозяйственные
предприятия. Названия
предприятия, вид
деятельности, основные
виды выпускаемой
продукции, профессии
рабочих и служащих.
Исполнительные органы
государственной власти
(города, района).
Муниципальные власти.
Структура, назначение.

Семья. (5)
1.Родственные отношения
в семье
2.Годовая контрольная
работа: я самостоятельный
3.Состав семьи.
4., имена, отчества
ближайших родственников
5.Семейный досуг

Распределение обязанностей
в семье. Помощь старших
младшим: домашние
обязанности. Виды досуга:
чтение книг, просмотр
телепередач, прогулки и др.
правильная, рациональная
организация досуга.
Любимые и нелюбимые
занятия в свободное время.

Узнают из рассказа учителя
о деятельности
образовательных
учреждений: дошкольных,
школьных и
дополнительного
образования. По образцу
записывают в тетрадь виды
этих учреждений. Узнают
основные направления их
работы. Слушают и с
помощью учителя
выполняют элементарные
инструкции, эмоционально
реагируют на окружающую
школьную среду в
соответствии с
психофизическими
особенностями. По вопросам
учителя рассказывают о
правилах поведения в
общественных местах.
Просматривают видеофильм
о профессиях, отвечают на
вопросы по содержанию. По
вопросам учителя
рассказывают о составе
своей семьи, называют
имена, отчества, фамилии
членов семьи, возраст, место
работы, должность.
Записывают эти сведения в
тетрадь. Изучают права и
обязанности членов семьи.

современными средствами связи,
принимать помощь взрослых.
Узнают из рассказа учителя о
деятельности образовательных
учреждений: дошкольных,
школьных и дополнительного
образования. Записывают в
тетрадь виды этих учреждений.
Знают основные направления их
работы. Слушают и выполняют
элементарные инструкции,
эмоционально реагируют на
окружающую школьную среду в
соответствии с
психофизическими
особенностями. Самостоятельно
работают по карточкам, с
раздаточным материалом.
Рассказывают о правилах
поведения в общественных
местах.

Просматривают видеофильм о
профессиях, отвечают на
вопросы по содержанию.
Рассказывают о составе своей
семьи, называют имена, отчества,
фамилии членов семьи, возраст,
место работы, должность.
Записывают эти сведения в
тетрадь. Анализируют
взаимоотношения в семьях,
распределение хозяйственнобытовых обязанностей между

Узнают из рассказа
учителя о деятельности
образовательных
учреждений:
дошкольных, школьных
и дополнительного
образования. Узнают
основные направления
их работы. Слушают и
эмоционально реагируют
на окружающую
школьную среду в
соответствии с
психофизическими
особенностями.

Просматривают
видеофильм о
профессиях. По
карточкам рассказывают
о составе своей семьи,
называют имена,
отчества, фамилии
членов семьи, возраст,
место работы,
должность. Изучают
права и обязанности
членов семьи. Учатся

Знают и выполняют правила
поведения в семье. Учатся
общаться и
взаимодействовать с
людьми. Уважительно
относятся к старшим по
возрасту, помогают им по
дому и заботятся о младших
членах семьи.

членами семьи. Обсуждают
проблемные ситуации.
Анализируют житейские
ситуации. Изучают права и
обязанности членов семьи. Знают
и выполняют правила поведения
в семье. Учатся общаться и
взаимодействовать с людьми.
Уважительно относятся к
старшим по возрасту, помогают
им по дому и заботятся о
младших членах семьи.

общаться и
взаимодействовать с
людьми. Уважительно
относятся к старшим по
возрасту, помогают им
по дому и заботятся о
младших членах семьи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».