Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова Н.И. Приказ № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по предмету: Окружающий природный мир для обучающихся 9в класса на 2023-2024 уч. год Составитель: Дзбановская Н.А. учитель высшая квалификационная категория Реж - 2023г. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету " Окружающий природный мир" адресована обучающимся 9 В класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Составлена на основе - Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2. - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2. Общая характеристика учебного предмета "Окружающий природный мир" Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире, формироватие у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег,дождь, туман), о цикличности в природе, суточных изменениях. Ребенок знакомитсяс разнообразием растительного и животного мира., учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связь между ними. Обращается внимание на связь живой и неживой природы: ветер переносит семена растений, животные приспосабливаются к погодным условиям. Наблюдая за трудом взрослых ребенок учится выполнять доступные действия: посадка растений, кормление домашних животных. Особое внимание уделяется воспмтанию любви к природе, бережному отношению к ней. Цель - формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Задачи: - формирование представлений об объектах живой и неживой природы - формирование временных представлений - формирование представлений о растительном и животном мире Место предмета в учебном плане Учебный предмет "Окружающий природный мир" входит в Образовательную область: Окружающий мир и является обязательным. На изучение учебного предмета отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели. Планируемые результаты Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся Планируемые предметныые результаты Достаточный уровень Ниже минимального 1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. -интерес к обьектам и явлениям неживой природы -интерес к обьектам и явлениям неживой природы -представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес) - находить на картинках явления неживой природы (снег, дождь, листопад, - представление о временах года, признаках времен года солнце) - умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил -умение совершать доступные практические действия с природным жизнедеятельности, охраны здоровья материалом: ощупывание, использование различных видов - Знать (понимать) основные формы поверхности Земли; захвата, удержание, пересыпание, переливание, -Знать (понимать) полезные ископаемые; перекладывание и др. -Знать (понимать) основные свойства воды; - Уметь с помощью учителя определять некоторые свойства полезных ископаемых; -Уметь различать живую и неживую природу; 2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека - проявлять интерес к обьектам живой природы - умение проявлять интерес к природным объектам; исследовать природные - уметь соблюдать правила безопасного поведения в природе объекты с использованием различных анализаторов (слуховой, зрительный и - Знать (понимать) почему нужно беречь растения; др.), узнавать природный объект. - Знать (понимать) простейшую классификацию животных; - Уметь различать дикорастущие и культурные растения; - Уметь с помощью учителя называть представителей растительного мира; - Уметь называть некоторые лекарственные растения; - Уметь различать животных суши и водоёмов; - Уметь различать насекомых, птиц, зверей, признаки рыб, млекопитающих; - Уметь называть представителей животного мира; -Знать (понимать) части тела и органы человека; -Знать (понимать) правила сохранения здоровья человека; -Знать (понимать) правила сохранения осанки; -Знать (понимать) основные органы чувств; -Знать (понимать) правила гигиены органа зрения; 3) Элементарные представления о течении времени -Уметь различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года - представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев году. Различать времена года, части суток на картинках Планируемые личностные результаты - Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной - Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности деятельности - Освоение досткпных социальных ролей - Освоение доступных социальных ролей - Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки Формирование интереса к объектам и явлениям живой и неживой природы. - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками - Формирование мотивации к труду, работа на результат Формирование интереса к объектам и явлениям живой и неживой природы. Выполнение правил жизнедеятельности, охраны здоровья. Заботливое и бережное отношение к растениям и животным, ухода за ними. Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.). СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися АООП и СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обучения учитывается, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении предмета, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Учитываются следующие факторы и проявления: − особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося; − выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ; − в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.; − при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей осуществляются в качественных критериях по итогам практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», 12 «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Система оценки достижения предметных результатов АООП (вариант 2) исключает наличие шкалы балльного (отметочного) оценивания. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. На её основе составляется характеристика каждого обучающегося. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД) Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью Основой для разработки рабочей программы учебного предмета «Окружающий природный мир» 9 класса является -Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее программа формирования БУД,), которая конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП (вариант 2). В основе формирования БУД лежит деятельностный подход к обучению, который позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью. Основная цель реализации программы формирования БУД в 9 классе состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе. Задачами реализации программы в 9 классе являются: 1. Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание); выполнение инструкции учителя; использование по назначению учебных материалов; выполнять действия по образцу и по подражанию. 2. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени от начала до конца, с заданными качественными параметрами. 3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности. Мониторинг базовых учебных действий В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется система реально присутствующего опыта деятельности и его уровня. деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом; деятельность осуществляется по подражанию: деятельность осуществляется по образцу; деятельность осуществляется по последовательной инструкции; деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности; самостоятельная деятельность; умение исправить допущенные ошибки. Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности используются условные обозначения: действие (операция) сформировано – «ДА»; действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ» действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО» действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ». Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, позволяет судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальной программы обучения.. Содержание учебного предмета "Окружающий природный мир" Тема раздела Содержание Растительный мир Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоёмов). Части растения, строение дерева. Дикорастущие и культурные растения. Деревья хвойные. Плодовые деревья. Кустарники. Травы. Лекарственные растения. Береги растения. Почему нужно беречь растения. Узнавание грибов, ягод. Узнавание культурных и дикорастущих травянистых растений. Значение растений в жизни человека. Красная книга. Животный мир Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов. Животные суши. Животные водоёмов. Земноводные. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы, внешний вид. Значение. Охрана. Средаобитания. Образ. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана животных. Связь строения животного с местом его обитания. Заповедники. Красная книга. Различение частей суток. Различение дней недели. Различение выходных и рабочих дней. Различение месяцев. Различение календарей, Временные представления Виды деятельности, формы работы Достаточный Ниже минимального Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя.. Наблюдение за действиями учителя. Работа с картинками. Узнавание и Дидактическая игра. Загадки. Работа с показ изученных объектов картинками. Узнавание, различение растительного мира в натуральном растений. Узнавание строения виде в естественных условиях, на растений. Узнавание и различение иллюстрациях, фотографиях. хвойный и лиственных деревьев. Узнавание и различение кустарников. Узнавание и различение ягод. Узнавание и различение грибов Дифференцирование объектов по группам с учетом различных оснований для классификации; Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Дидактическая игра. Загадки. Работа с картинками. Узнавание и называние изученных объектов животного мира в натуральном виде в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях. Дифференцирование объектов по группам с учетом различных оснований для классификации; Понимать правила безопасного поведения в природе. Наблюдение за действиями учителя.. Работа с картинками. Узнавание и показ изученных объектов животного мира в натуральном виде в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях. Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Дидактическая игра. Загадки. Работа с Наблюдение за действиями учителя.. Работа с картинками. Узнавание времён года на картинках; Объекты неживой природы ориентация в календаре. Узнавание времен года по характерным признакам. Изменения происходящие в жизни человека и животных в разное время года. Рассказ о погоде текущего дня. Что такое природа. Человек учится у природы. Наблюдение на территории школы за объектами природы, которые нас окружают. Небесные тела: планеты. Небесныетела: звёзды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Первый полёт в космос. Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы. Поверхность суши: овраги, горы. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способыдобычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. картинками. Названияе времён года, месяцев, их последовательность; узнавать времена года по нескольким характерным признакам; Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Дидактическая игра. Загадки. Работа с картинками Называть предметы и явления в окружающей обстановке. Узнавать основные формы поверхности Земли. Называть свойства почвы. Называть основные свойства воды. Узнавание и называние явлений природы; Наблюдение за действиями учителя.. Работа с картинками. Узнавание некоторых явлений природы; Практические действия с природным материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание, переливание, перекладывание и др. Календарно-тематическое планированирование №п/п Тема Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ОбъектыприродыЧто такое природа Человек учится у природы Небесные тела: планеты Небесныетела: звёзды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса Первый полёт в космос Планета Земля. Форма Земли. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Явления природы Звездопад Ураган Объектыприроды Поверхность суши: равнины, холмы. Поверхность суши: овраги, горы. Почва. Свойства почвы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 26 28 29 2 четверть Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства полезных ископаемых. Значение. Способы добычи. Вода. Свойства Вода в природе: осадки, воды суши. Вода в природе: осадки, воды суши. Растительныймир Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоёмов). Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные и плодовые Деревья хвойные Кустарники Травы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 четверть Дата 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 Лекарственные растения. Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга растений. 3 четверть Животныймир Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов. Животные суши Животные водоемов Земноводные. Насекомые. Рыбы. Птицы Звери (млекопитающие). Охрана животных. Заповедники. Красная книга Временные представления Части суток Неделя. Выходные и рабочие дни Год. 12 месяцев Времена года Календарь. Определение даты по календарю Изменения в жизни человека, растений и животных в разное время года Узнавание (различение) явлений природы Соотнесение явления природы с временем года. Рассказ о погоде сегодняшнего дня. 4 четверть Природа и человекКак устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека. Осанка (гигиена, костно -мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Объекты природы Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Города России. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 63 64 65 66 67 68 Повторение. Растительный мир. Значение растений в жизни человека. "Полезные" и "Вредные" растения" Животный мир. Дикие и домашние животные Бережное отношение к животным. Уход за домашними животными. Объекты природы. Природные явления. Правила безопасного поведения на природе Временные представления. Виды календарей. определение даты по календарю Заключительное занятие-игра: «Как прекрасен этот мир!Посмотри…..» 1 1 1 1 1 1