Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова Н.И. Приказ № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по предмету: Домоводство для обучающихся 9в класса на 2023-2024 уч. год Составитель: Дзбановская Н.А. учитель высшая квалификационная категория Реж - 2023г. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету "Домоводство" адресована обучающимся 9 В класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Составлена на основе - Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2. - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2. Общая характеристика учебного предмета "Домоводство" Обучение обучающихся с умственной отсталостью ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия обучающегося в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно-бытовыми навыками не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Освоенные действия ребенок может в последующем применять, как в быту, так и в трудовой деятельности. Цель- повышение самостоятельности обучающихся в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Задачи: - формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами - освоение действий по приготовлению пищи - осуществление покупок - уборка помещения и территории - уход за вещами Место предмета в учебном плане Учебный предмет "Домоводство" входит в Образовательную область: Окружающий мир и является обязательным. На изучение учебного предмета отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели. . Планируемые результаты Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Планируемые предметныые результаты Достаточный уровень Ниже минимального -овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), - по инструкции, совместно со взрослым, выполнять действия в жизненносвязанные с выполнением повседневных дел дома значимых бытовых ситуациях - умение выполнять доступные бвтовые виды работ Приготовление пищи Уборка Стирка Глажение Чистка одежды и обуви Сервировка стола - умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности - умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения - умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности Планируемые личностные результаты - Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной - Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности деятельности - Освоение досткпных социальных ролей - Освоение доступных социальных ролей - Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками - Формирование мотивации к труду, работа на результат СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися АООП и СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обучения учитывается, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении предмета, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Учитываются следующие факторы и проявления: − особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося; − выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ; − в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.; − при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей осуществляются в качественных критериях по итогам практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», 12 «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Система оценки достижения предметных результатов АООП (вариант 2) исключает наличие шкалы балльного (отметочного) оценивания. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. На её основе составляется характеристика каждого обучающегося. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД) Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью Основой для разработки рабочей программы учебного предмета «Домоводство» 9 класса является - Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее программа формирования БУД,), которая конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП (вариант 2). В основе формирования БУД лежит деятельностный подход к обучению, который позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью. Основная цель реализации программы формирования БУД в 9 классе состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе. Задачами реализации программы в 9 классе являются: 1. Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание); выполнение инструкции учителя; использование по назначению учебных материалов; выполнять действия по образцу и по подражанию. 2. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени от начала до конца, с заданными качественными параметрами. 3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности. Мониторинг базовых учебных действий В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется система реально присутствующего опыта деятельности и его уровня. деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом; деятельность осуществляется по подражанию: деятельность осуществляется по образцу; деятельность осуществляется по последовательной инструкции; деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности; самостоятельная деятельность; умение исправить допущенные ошибки. Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности используются условные обозначения: действие (операция) сформировано – «ДА»; действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ» действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО» действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ». Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, позволяет судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальной программы обучения.. Содержание учебного предмета "Домоводство" Тема раздела Содержание Покупки Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Выбор продуктов. Срок годности продуктов. Взвешивание товаров. Оплата покупки. Места хранения покупок. Знакомство со списком запланированных для покупки продуктов. Складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения Кухня. Правила уборки на кухне. Моющие средства для кухни. Кухонные приборы. Ложки и вилки. Правила мытья кухонных приборов. Мытье ложек и вилок. Кухонная мебель. Назначение кухонной мебели. Стол и стулья. Мытье кухонного стола. Электробытовые приборы на кухне. Газовая и электрическая плита. Техника безопасности при работе с плитой. Правила ухода за плитой. Холодильник. Назначение холодильника. Правила ухода за холодильником Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления салата. Соблюдение последовательности при приготовлении бутерброда. Обработка овощей. Резание овощей ножом. Соблюдение последовательности при жарке продукта. Соблюдение последовательности при запекании. Поддержание чистоты рабочего места. Обращение с кухонным инвентарем Приготовление пищи Виды деятельности, формы работы Достаточный Ниже минимального Наблюдение за действиями учителя. Наблюдение за действиями учителя. Практические упражнения. Работа с картинками. По инструкции Дидактическая игра. Работа с «найди такую же» совместно со картинками. Ориентирование в взрослым, выполняют действия магазине, расположение отделов. (Разложить предложенные монеты, Определение срока годности на изображения монет, напечатанные продуктов. Составление списка на листе). запланированных продуктов. Взвешивание товаров на весах. Оплата покупок. Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Наблюдение за действиями учителя. По инструкции совместно со Практические упражнения. взрослым, выполняют действия Дидактическая игра. Загадки. (Выбрать посуду и столовые приборы Работа с картинками. Различение по инструкции. Ополоснуть посуду). чистой и грязной посуды. По инструкции совместно со Замачивание посуды. Протирание взрослым, выполняют действия посуды губкой. Чистка посуды. (Узнать бытовые приборы). Работа с Ополаскивание посуды. Сервировка картинками. Работа с карточками по стола. Умение применять на системе Г.Домана. практике технику безопасности при работе с электроприборами. Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Наблюдение за действиями учителя. Рассматривание сюжетных Практические упражнения. иллюстраций по теме (наблюдение за Дидактическая игра. Загадки. трудом взрослых). Работа с Работа с картинками. Выбор нужных карточками по системе продуктов. Выбор нужного Г.Домана. Перемешивают продукты инвентаря. Обработка овощей. ложкой. Совместно со взрослым, Чистка овощей. Работа с теркой. моют продукты (овощи) Сервировка стола. Уход за вещами Уборка помещений и территории Сервировка стола. Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины. Сортировка белья перед стиркой. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Глажение утюгом. Различение составных частей утюга. Соблюдение последовательности действий при глажении белья. Складывание белья и одежды. Глажение кухонной салфетки. Уход за обувью. Соблюдение последовательности при чистке обуви. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пола пылесосом. Соблюдение последовательности действий при мытье пола. Знакомство с мытьем окон. Мытье окон, зеркал Беседа по картинкам. Слушание объяснений учителя. Наблюдение за действиями учителя. Практические занятия. Изучение техники ручной и машинной стирки. Глажение утюгом. Чистка одежды. Знакомство с составными частями утюга: подошва утюга, шнур. Уход за обувью Протирание обуви влажной тряпкой. Протирание обуви сухой тряпкой Удаление пыли и налипшей грязи с кожаной обуви Мытье обуви. Наблюдение за действиями учителя. Работа с картинками. Работа с карточками по системе Г.Домана. По инструкции совместно со взрослым, выполняют действия по уходу за вещами. Выполняют инструкции по уборке рабочего места, совместно с учителем, (сложи в пакет, положи в шкаф). По инструкции совместно со взрослым, выполняют действия (Протирают обувь влажной тряпкой, протирают обувь сухой тряпкой, ставят обувь на просушку). Слушание объяснений учителя. Практические работы. Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега. Рассматривание иллюстраций. Наблюдение за действиями учителя. Практические работы. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Знакомство с пылесосом. Соблюдение последовательности действий при мытье пола. Добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки Мытье пола, выливание Наблюдение за действиями учителя. Работа с картинками. Протирают поверхность стола влажной тряпочкой, с помощью, (совершают действия протирания, собирают мусор со стола.) Держат щетку (веник) в руке, совершают действия сметания, при необходимости оказывается помощь). Подметают территорию веником (метлой) совместно со взрослым. Совместно с учителем убирают рабочий инвентарь. Уход за уборочным инвентарем. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочным инвентарем. использованной воды. Просушивание мокрых тряпок. Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Соблюдение последовательности действий при мытье пола. Мытье стекла. Мытье зеркала. Календарно-тематическое планирование №п/п 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Тема 1 четверть Покупки. Где совершают покупки. a. Виды магазинов. Приобретение продуктов на рынке Список продуктов. Знакомство со списком запланированных для покупки продуктов. Составление списка необходимых продуктов Продуктовый магазин. Отделы магазина. (бакалея, молочный отдел, овощной отдел) Продуктовый магазин. Отделы магазина. (мясной отдел, рыбный отдел, хлеб) Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы. Нахождение нужного товара в магазине. Выбор продуктов. Срок годности продуктов. Оплата товара. Складывание покупок в сумку. Места хранения покупок. Раскладывание продуктов в места хранения. Правила хранения продуктов в холодильнике Правила хранения мясных и рыбных продуктов Правила хранения молочных продуктов Правила хранения овощей и фруктов Правила хранения хлебо-булочных изделий Уборка территории. Пришкольный участок. Виды работ на участке (экскурсия). Инвентарь для уборки: название, назначение и правила техники безопасности. Спецодежда в зависимости от вида работ. Практическая работа - подметание дорожек. Практическая работа - сгребание травы и листьев Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. Практическая работа - Сбор сухой травы и листьев мусорный пакет Практическая работа - уборка бытового мусора, утилизация в контейнеры УУход за уборочным инвентарем. Места хранения. Обращение с кухонным оборудованием и инвентарем Санитарно-гигиеническое Требования к состоянию кухни. Кухонное оборудование. Повторение. Название и назначение кухонного оборудования. Бытовая электроплита. Назначение эксплуатация. Включение и выключение конфорок электроплиты. Соотношение размера конфорки с дном посуды. Микроволновая печь: назначение, правила эксплуатации и ухода. Техника безопасности при работе с микроволновой печью. Холодильник. Назначение. Правила эксплуатации. Хранение продуктов в холодильнике. Уход за кухонным оборудованием. Средства и приспособления для ухода. Техника безопасности при работе с моющими средствами. Пактическая работа: мытье поверхностейкухонного оборудования: мойка, плита, холодильник. Узнавание /различение кухонных принадлежностей (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник и др.). Уход за салфетками, щетками для мытья посуды. 2 четверть Обращение с кухонным оборудованием и инвентарем Столовая посуда и ее назначение. Правила пользования столовой посудой и столовыми приборами. Мытье посуды и ее хранение. Организация рабочего места для мытья посуды Правила техники безопасности при работе с моющими средствами и горячей водой. Правила личной гигиены при мытье посуды Практическая работа: мытье посуды и столовых приборов. уборка их в шкаф. Сервировка стола к ужину. Практическая работа: сервировка стола к ужину. Правила поведения за столом. Приготовление пищи. Виды обработки овощей (первичная) Практическая работа: чистка овощей - картофеля, моркови Приспособления для нарезки овощей (измельчитель, терка) Блюда из сырых овощей Практическая работа: приготовление салата из сырой моркови и изюма. Виды тепловой обработки овощей (варка, жарка) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. Блюда из отварного картофеля Практическая работа: отваривание картофеля, приготовление пюре Блюда из отварных овощей Практическая работа: приготовление винегрета Технология жарки овощей Практическая работа: приготовление жареного картофеля Приготовление гарниров из круп Практическая работа: отварной рис Практическая работа: отварная греча Приготовление гарниров из макаронных изделий Практическая работа: отварные макароны Блюда из полуфабрикатов Практическая работа: приготовление полуфабрикатов (отваривание пельменей) Практическая работа: приготовление полуфабрикатов ( жарка котлет) Практическая работа: приготовление полуфабрикатов( блинчики с начинкой) Оформление блюд и подача их на стол Практическая работа: выбор посуды и приборов для сервировки стола, укладка салфеток в салфетницу. Правила поведения за столом. Уборка территории. Виды работ по уборке территории зимой. Инвентарь для уборки снега (метла, широкая деревянная лопата, скребок) Техника безопасности работы на участке в зимнее время Практическая работа : уборка снега, сгребание, перебрасывание Практическая работа : уборка снега, сгребание, перебрасывание Практическая работа: Скалывание льда с пешеходной тропинки ледорубом Уход за уборочным инвентарем. Места хранения. 3 четверть Уход за вещами. Виды одежды по назначению. Повторение Повседневный уход за одеждой. Способы чистки одежды. Практическая работа - чистка одежды сухой и влажной одёжной щёткой. Подготовка одежды к хранению. Размещение одежды на плечиках. Повторение: виды сезонной обуви. Ежедневный уход за обувью. Практическая работа: мытьё, сушка, чистка. Принадлежности для ухода за обувью и место их хранения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. Сушка мокрой обуви. Хранение обуви (правила, способы). Ручная стирка. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке. Ручная стирка. Емкости для стирки (таз). Наполнение емкости водой. подходящая температура воды. Ручная стирка. выбор моющего средства. Определение количества моющего средства. Правила безопасной работы с моющими средствами Практическая работа: ручная стирка мелких вещей Виды стиральных машин. Практическая работа: машинная стирка белого и цветного белья. Средства для стирки белья: мыло, порошок. Дополнительные средства для сирки:кондиционер, пятновыводитель. Техника безопасности при работе со средствами для стирки. Правила безопасной работы со стиральной машиной - автоматом. Установка программы и температурного режима Сортировка белого и цветного белья для стирки в стиральной машине-автомат. Закладывание и вынимание белья из машины. Практическая работа: машинная стирка белого и цветного белья. Утюг. Устройство утюга. Назначение Правила безопасной работы с утюгом. Технология глажения белья. Практическая работа: глажение кухонных полотенец Порядок хранения выглаженного белья ( на плечиках, в шкафу) Уборка помещения. Профессии обслуживающего труда. Значение в жизни общества. Виды учебных и служебных помещений в школе. Гигиенические требования к состоянию помещений. Правила и последовательность уборки помещения Инвентарь , приспособления для уборки Спецодежда для уборки Виды покрытий поверхности мебели в школе Моющие, чистящие средства для ухода за различными поверхностями мебели. Техника безопасности при работе с моющими средствами Последовательность ухода за поверхностями мебели Практическая работа: удаление пыли с поверхности мебели Практическая работа:Удаление пыли с подоконников 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. 137. 138. 139. 140. 141. 142. 143. 144. 145. 146. 147. 148. 149. 150. 151. 152. 153. 154. 155. 156. Практическая работа: Удаление пыли с книжных полок и книг Подметание пола, сбор и вынос мусора. Влажная протирка пола: крепление тряпки на швабру, промывка тряпки во время работы. Пылесос. Устройство пылесоса. (повторение) Правила пользования пылесосом. Подготовка пылесоса к работе. Чистка мешка пылесоса. Практическая работа: уборка коврового покрытия. 4 четверть Приготовление пищи. Приготовление бутербродов. Виды бутерброда. Выбор продуктов для приготовления бутерброда. Сотавление списка необходимых продуктов для приготовления бутербродов. Приобретение необходимых продуктов в магазине. ВЫбор кухонного инвентаря для приготовления бутербродов. Практическая работа: приготовление бутерброда Практическая работа: сервировка стола для завтрака Изделия из теста. Разные виды теста Выбор продуктов для приготовления печенья Сотавление списка необходимых продуктов для приготовления печенья. Приобретение необходимых продуктов в магазине. Выбор кухонного инвентаря для приготовления печенья. Практическая работа: приготовление печенья Практическая работа: сервировка стола для чаепития Выбор продуктов для приготовления блинов Сотавление списка необходимых продуктов для приготовления блинов. Приобретение необходимых продуктов в магазине. Выбор кухонного инвентаря для приготовления блинов. Практическая работа: приготовление блинов Практическая работа: сервировка стола для чаепития Уборка территории. Инструменты и приспособления для работы на школьном участке.Виды, назначение. Виды дорожек на пришкольном участке (асфальтированные, грунтовые) Практическая работа: подметание дорожек, сбор, переноска и утилизация мусора. Виды деревьев и кустарников на школьном участке. Правила ухода за кустарниками в весеннее время. Секатор, устройство, назначение, правила безопасной работы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 157. 158. 159. 160. 161. 162. 163. 164. 165. 166. 167. 168. 169. 170. Правила обрезания сухих веток секатором. Санитарно-гигиенические правила безопасной работы с землей (повторение) Подготовка контейнеров для высеивания семян бархатцев. Подготовка почвенной смеси Практическая работа: Посев семян. Полив. Маркировка. Практическая работа.Посев семян овощных культур (тыква, огурец). Полив. Маркировка. Правила ухода за сеянцами. Сроки и приемы высадки рассады в открытый грунт. Подготовка почвы для посадки рассады в цветнике. Инвентарь необходимый для работы. Спецодежда Практическая работа: перекапывание, выравнивание граблями. Высаживание рассады в цветник. Практическая работа: посадка рассады в лунку, полив саженцев из лейки. Уход за высаженной рассадой Уход за высаженной рассадой 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1