Рабочая программа по предмету Мир истории для 6а, 6б класса на 2023-2024 учебный год. педагог Яковлева Г.А.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Утверждено приказом директора
ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г.

Рабочая программа по предмету Мир истории
для обучающихся 6А и 6Б класса
(АООП вариант 1)

Составитель: Яковлева
Галина Александровна
Должность: учитель, 1к.к.

Реж – 2023год

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Мир Истории» составлена на основе:
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с УО (интеллектуальными
нарушениями), утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г.
- АООП «Центра «Дар»;
- Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «История», под редакцией Э. В. Якубовская
М. И. Шишкова И. М. Бгажнокова, Просвещение, 2019г:
- Мир истории. 6 класс: учеб. для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида, /И. М.
Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – М. : Просвещение, 2021. – 207с.: ил. Допущено Министерством образования и науки
Российской Федерации.
В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов,
позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой
цивилизации.
Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса "История Отечества"
в VII-IX классах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных
исторических этапах его развития;
формирование первоначальных исторических представлений о "историческом времени" и "историческом пространстве";
формирование исторических понятий: "век", "эпоха", "община" и некоторых других;
формирование умения работать с "лентой времени";
формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
воспитание интереса к изучению истории.
Программа создана из расчета 2 часа в неделю и рассчитана на 68 часов в год.
На основании протокола ППк №219 от 09.08.2023г. идет дифференциация обучающихся на группы.

Достаточный
уровень
Федоровских
Иван
Ушаков Денис

6А класс
Минимальный
уровень

Акимов
Вячеслав
Прохоров
Николай
Гарипова
Анастасия

Ниже
минимального
Захваткин
Арсений
Чернышева
Милана
Мусальников
Валерий
Сосновских
Мария

Достаточный
уровень
Каун Георгий
Елпанов Денис

6Б класс
Минимальный
уровень
Коробейников
Ярослав
Волков Андрей

Ниже
минимального
Новожанов Георгий

Калашников Роман
Бармин Максим

Планируемые результаты
Предметные планируемые результаты
Уровень выше
достаточного

Достаточный уровень
знание изученных понятий и
наличие представлений по всем
разделам программы;
использование усвоенных
исторических понятий в

Минимальный уровень
понимание доступных
исторических фактов;
использование некоторых
усвоенных понятий в активной
речи;

Уровень ниже
минимального

самостоятельных высказываниях; последовательные ответы на
вопросы, выбор правильного
участие в беседах по основным
ответа из ряда предложенных
темам программы;
вариантов;
высказывание собственных
суждений и личностное
отношение к изученным фактам;
понимание содержания учебных
заданий, их выполнение
самостоятельно или с помощью
педагогического работника;
владение элементами
самоконтроля при выполнении
заданий;
владение элементами оценки и
самооценки;

использование помощи
педагогического работника при
выполнении учебных задач,
самостоятельное исправление
ошибок;
усвоение элементов контроля
учебной деятельности (с
помощью памяток, инструкций,
опорных схем);
адекватное реагирование на
оценку учебных действий.

проявление интереса к изучению
истории.

Личностные планируемые результаты
Уровень выше
достаточного

Достаточный уровень


понимать содержание
учебных заданий,
выполнять их
самостоятельно или с
помощью учителя;

Минимальный уровень


уметь последовательно
отвечать на вопросы по
основным темам, выбирать
правильный ответ из ряда
предложенных вариантов

Уровень ниже
минимального
Повторять ответы за учителем или
одноклассниками






владеть элементами
самоконтроля при
выполнении заданий;
владеть элементами оценки
и самооценки.
уметь самостоятельно
исправлять ошибки.









(заданий);
уметь слушать учителя,
выполнять предложенные
виды заданий по образцу;
использовать помощь при
выполнении учебных
задач;
усвоить элементы контроля
учебной деятельности
(помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
адекватно реагировать на
оценку учебных действий.

Календарно-тематическое планирование
Тема
Введение : Почему надо изучать историю
История имени. Отчество и фамилия человека
Вводная контрольная работа: что такое история
Практическая работа: «Моя семья»
Практическая работа: биография (схема)
Поколения людей
О доме. Названия городов и улиц
Экскурсия по улице Черняховского, Калинина: «Названия улиц, таблички на домах»
Практическая работа: «улицы родного города»
Экскурсия по улице Черняховского,: «Знаки, указатели домов»

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

Родник «Двенадцать ключей»
Истоки
Наша Родина – Россия
Как устроено государство. Символы России
контрольная работа: «Моя семья»
Экскурсия по 6 участку: «Шестой участок, как часть родного города»
Москва- столица России . Санкт-Петербург – культурная столица России
Мы жители планеты Земля
Что такое время. Календарь.
Практическая работа: «Работа с календарем»
Русский земледельческий календарь
Счет лет в истории. Историческое время
Что такое история
Какие науки помогают истории
Как работают археологи
Практическая работа: Исторические памятники
Историческая карта
Земля и космос
От кого произошел человек
Контрольная работа: «Какие науки помогают истории»
Человек умелый. Следующее поколение людей каменного века
Наступление ледников
Как жили древние охотники, кочевники и собиратели
Практическая работа: Новые занятия людей
Практическая работа: «Огонь, глина, гончар.
Огонь открывает новую эпоху в жизни людей
Практическая работа: Вода, ее значение в жизни человека
История мореплавания
Вода и земледелие
Вода как источник энергии
Вода как источник энергии
Какие дома строили древние люди

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Экскурсия: современная архитектура
Практическая работа: Как появилась мебель
Как появились каша и хлеб
История об обыкновенной картошке
О керамике, фарфоре и деревянной посуде
Экскурсия в магазин «Магнит»: сравнение посуды из разных материалов.
История появления одежды
История появления одежды
Контрольная работа: «История вещей и дел человека»
Одежда и положение человека в обществе
Практическая работа: «Как люди украшали себя»
История появления обуви
О далеких предках – славянах и родовом строе
Как люди понимали мир природы в древности
Современные религии, как они появились
Экскурсия в Храм Св. Ксении Петербургской: «Красота христианской религии»
Искусство и культура
Практическая работа: заполнение таблицы
Письмо и первые книги
Практическая работа: письмо иероглифами
Контрольная работа: «Искусство и культура человека»
От изобретения колеса к новым открытиям
Изобретения 20-21 века
Человечество стремится к миру
Человечество стремится к миру
Обобщающий урок по изученным темам

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тема,
раздел

Введение (Имя,
отчество, семья,
родословная человека).
(6ч.)
1.
Введение:
Почему надо изучать
историю
2.
История имени.
Отчество и фамилия
человека.
3.
Вводная
контрольная работа: что
такое история
4.
Практическая
работа: рисунок «Моя
семья»
5.
Практическая
работа: биография
(схема)
6.

Поколения людей

Содержание
Виды деятельности, формы работы

История имени. Как
возникли имена. Значение
имен. Полное и неполное
имя. Понятие о тезках.
Имена вымышленные и
реальные. Знаменитые имена
России (2—3
примера).
История фамилии.
Происхождение фамилий.
Отчество в имени человека.
Понятие о семье.
Родственники близкие и
дальние. Семейный альбом.
Понятие о родословной.
Понятия: поколение, предки,
потомки.
Даты жизни. Понятие о
биографии. Твоя биография.

Минимальный
уровень

Достаточный уровень

Ниже
минимального

Выполнить
практическое
задание: составить
2-3
предложения по плану.
записать ответ на вопрос
«Почему люди во все
времена придавали особое
значение имени человека?»
работа с заданиями на
соотношение по карточкам.
объяснить смысл пословиц
и поговорок о семье,
составление
устного
рассказа о себе, членах
семьи,
родственниках,
друзьях;
рассказа «Моя
семья», рисование на тему:
«Моя семья».
умение называть свою дату
рождения.
составление автобиографии
по образцу.
умение составлять
родословную, соотнесение
числового ряда с
возрастом человека, с
помощью учителя; умение

Выполнить
практическое
задание: записать ответы на
вопрос «Почему надо изучать
историю?», составить рассказ
по плану.
умение
составлять
полные
ответы на вопросы с помощью
текста.
записать ответы на вопрос
«Почему люди во все времена
придавали
особое
значение
имени человека?»
заполнение анкеты, запись «Как
произошли фамилии», работа с
заданиями на соотношение.
умение составлять правильно
предложения.
объяснить смысл пословиц и
поговорок о семье, составление
устного рассказа о себе, членах
семьи, родственниках, друзьях;
написание короткого рассказа
«Моя семья», рисование на
тему: «Моя семья».
умение называть свою дату
рождения.

Выполнить
практическое
задание:
составить
2-3
предложения по плану.
записать
ответ
на
вопрос «Почему люди
во
все
времена
придавали
особое
значение
имени
человека?»
работа с заданиями на
соотношение
по
карточкам.
объяснить
смысл
пословиц и поговорок о
семье,
составление
устного рассказа о себе,
членах
семьи,
родственниках, друзьях;
рассказа «Моя семья»,
рисование на тему: «Моя
семья».
умение называть свою
дату рождения.
составление
автобиографии
по

Отчий дом. Наша
Родина – Россия. (12ч.)
1.
О доме. Названия
городов и улиц

Дом, в котором ты
живешь. Где находится
твой дом (регион, город,
поселок, село). Кто и
когда построил этот дом.

объяснять значение слов:
предки, потомки,
родственники; называть
родственников своей семьи с
помощью вопросов учителя.
составление родословного
дерева семьи (рисунок) по
образцу,
Уметь
работать
с
иллюстрацией, исторической
картой,
сравнивать
исторические события с
помощью учителя.

составление автобиографии.
умение
составлять
родословную,
соотнесение
числового ряда с возрастом
человека; умение выразительно
рассказывать,
объяснять
значение слов: предки, потомки,
родственники;
называть
родственников своей семьи.
составление родословного дерева
семьи
(рисунок),
написание
короткого
рассказа
«Мой
любимый человек».
Обобщить
и
закрепить
пройденный материал по теме
«Представления о себе, об
окружающих
людях
и
пространстве
вокруг
нас».
Уметь работать с иллюстрацией,
исторической
картой,
сравнивать
исторические
события.
Практическая работа: выполнить
задания на стр.28 по теме
«Представления о себе, об
окружающих
людях
и
пространстве вокруг нас».

образцу.
умение составлять
родословную,
соотнесение числового
ряда с возрастом
человека, с помощью
учителя; умение
объяснять значение слов:
предки, потомки,
родственники; называть
родственников своей
семьи с помощью
вопросов учителя.
составление
родословного
дерева
семьи
(рисунок)
по
образцу,
Уметь
работать
с
иллюстрацией,
исторической
картой,
сравнивать исторические
события с помощью
учителя.
с максимальной
помощью учителя

Выполнить практическое
задание: чтение
адаптированных текстов по
изучаемым темам;
составление рассказа «Мой

Выполнить практическое
задание: чтение и пересказы
адаптированных текстов по
изучаемым темам; объяснить
смысл пословиц и поговорок о

Выполнить
практическое задание:
чтение адаптированных
текстов по изучаемым
темам; составление

2. Экскурсия по

Соседи.
Толкование дом» по вопросам учителя,
пословиц и поговорок о рисование на тему «Дом, в
котором ты живешь».
доме, семье, соседях.

улице
Черняховского,
Калинина: «Названия
улиц, таблички на
История
улицы.
домах»
Название
улиц,
их
происхождение.
Улица
моего дома, моей школы.
Местность, где мы живем
(город, село). Название
местности,
3.
Практическая
происхождение названия.
работа: рисунок
Край
(область,
«улицы родного
республика), в котором
города»
мы живем, главный город
края.
Национальный
состав. Основные занятия
жителей края, города.
4.
Экскурсия по
улице
Черняховского,:
«Знаки, указатели
домов»
Родник
«Двенадцать ключей»
5.

6.

Истоки

Наша Родина –
Россия
7.

Как устроено
государство. Символы
8.

Страна, в которой мы
живем. Название страны.
Столица. Население,
национальный состав
страны. Республика в
составе РФ. Главный
город страны.
Руководство страны,
республики. Понятие о
большой и малой родине.
Соседние государства.
Другие страны мира
(обзорно, с примерами).
Понятие о

составление рассказа «Я
знаю свой город»,
рисование на тему: «Моя
улица».
Формировать представление
о роднике «Двенадцать
ключей»; составить 2-3
предложения по опорным
словам и фразам,.
Выполнить практическое
задание: выписать из
текста ответ на вопрос о
роднике «Двенадцать
ключей», чтение
адаптированных текстов по
изучаемым темам.
составление рассказ о
родном крае, описать его
природу по вопросам
учителя.
работа с картой (показ
границ Российской
Федерации, работа с
символами, цветами карты) с
помощью учителя,
прослушивание гимна
Российской Федерации,
рисование государственного
флага России.
Формировать представление
о естественной природе
мира, месте планеты Земля
в Солнечной системе.

доме, составление рассказа
«Мой дом», рисование на тему
«Дом, в котором ты живешь».
составление рассказа «Я знаю
свой поселок», рисование на
тему: «Моя улица».
Формировать представление о
роднике «Двенадцать ключей»;
умение самостоятельно работать
с информацией, составить
рассказ по опорным словам и
фразам, делать вывод с опорой на
факты.
Выполнить практическое
задание: выписать из текста
ответы на вопросы о роднике
«Двенадцать ключей», чтение и
пересказы адаптированных
текстов по изучаемым темам.
составление рассказ о родном
крае, описать его природу.
работа с картой (показ границ
Российской Федерации, работа с
символами, цветами карты),
чтение и пересказы
адаптированных текстов по
изучаемым темам
прослушивание гимна
Российской Федерации,
рисование государственного
флага России, объяснить смысл
пословиц и поговорок Родине,
мире.
Формировать представление о
естественной природе мира,
месте планеты Земля в

рассказа «Мой дом» по
вопросам учителя,
рисование на тему «Дом,
в котором ты живешь».
составление рассказа «Я
знаю свой город»,
рисование на тему: «Моя
улица».
Формировать
представление о
роднике «Двенадцать
ключей»; составить 2-3
предложения по
опорным словам и
фразам,.
Выполнить
практическое задание:
выписать из текста
ответ на вопрос о
роднике «Двенадцать
ключей», чтение
адаптированных текстов
по изучаемым темам.
составление рассказ о
родном крае, описать
его природу по
вопросам учителя.
работа с картой (показ
границ Российской
Федерации, работа с
символами, цветами
карты) с помощью
учителя,
прослушивание гимна
Российской Федерации,
рисование

России.
Контрольная
работа: «Моя семья».
9.

10. Экскурсия по 6
участку: «Шестой
участок, как
часть родного
города»

государственных
символах:
Государственные герб,
флаг, гимн Понятия:
человечество, Отечество,
страна, парламент,
президент.

название планеты, на
которой мы живем, имя
первого космонавта Земли,
работать в тетради (запись
словарных слов в словарь
терминов) с помощью
учителя.

Солнечной системе. Умение
пересказывать части текста с
использованием новых слов:
название планеты, на которой
мы живем, имя первого
космонавта Земли, работать в
тетради (запись словарных слов в
словарь терминов).
Обобщить и закрепить
пройденный материал по теме
«Отчий дом. Наша Родина Россия». Знать основные понятия
изучаемого раздела. Уметь
работать со словарными
словами, иллюстрацией,
исторической картой,
сравнивать исторические
события.
Практическая работа: выполнить
задания на стр.66 по теме
«Отчий дом. Наша Родина Россия».

государственного флага
России.
Формировать
представление о
естественной природе
мира, месте планеты
Земля в Солнечной
системе. название
планеты, на которой мы
живем, имя первого
космонавта Земли,
работать в тетради
(запись словарных слов в
словарь терминов) с
помощью учителя.
с максимальной
помощью учителя

Повторение.
Понятие
о
времени как о прошлом,
настоящем
и
будущем.
Понятия: вчера, сегодня,
завтра.

Выполнить практическое
задание: изображение схем
сменяемости времен года по
образцу.
изображение на «Ленте
времени» одного столетия,
одного тысячелетия с
помощью учителя;

Выполнить практическое
задание: объяснение смысла
пословиц и поговорок о времени,
изображение схем сменяемости
времен года.
изображение на «Ленте
времени» одного столетия,
одного тысячелетия;

Выполнить
практическое задание:
изображение схем
сменяемости времен года
по образцу.
изображение на «Ленте
времени» одного
столетия, одного

11. Москва- столица
России .
Санкт-Петербург –
культурная столица
России
Мы жители
планеты Земля
12.

О том, что такое время
и как его изучают. (4ч)
1. Что такое время.
Календарь.

Понятия (ориентировка):
давно, недавно, вчера —

2. Практическая
работа: «Работа с
календарем»

3. Русский
земледельческий
календарь

4. Счет лет в истории.
Историческое
время

Что изучает наука
история. (5ч)
1. Что такое история
2. Какие науки
помогают истории

прошлое; сегодня, сейчас —
настоящее; завтра, через
день, через месяц, через
год — будущее.
Приборы
для отсчета времени.
Понятия об
астрономическом времени:
солнечное время, лунное
время. Времена года,
месяцы, недели, сутки, части
суток. Меры времени. Новые
сведения. Понятие об
историческом времени: век
(столетие), тысячелетие,
историческая эпоха (общее
представление), лента
времени. История календаря.
Краткие исторические
сведения о названии месяцев
(римский календарь, русский
земледельческий календарь).
Части века: начало века,
середина века, конец века,
граница двух веков (конец
одного века и начало
другого); текущий век,
тысячелетие, основные
события XX века (обзорно, с
примерами). Новое
тысячелетие (XXI век).
Происхождение и смысл
понятия «история». Как
люди узнают о прошлом.
Типы и виды исторических
источников.
Понятие
культурного
слоя.

ориентировка на «Ленте
времени»», чтение
адаптированных текстов по
изучаемым темам.

ориентировка на «Ленте
времени»», чтение и пересказы
адаптированных текстов по
изучаемым темам. Обобщить и
закрепить пройденный
материал по теме
«Представления о времени в
истории». Знать основные
понятия изучаемого раздела.
Уметь работать со словарными
словами, иллюстрацией,
исторической картой,
сравнивать исторические
события.
Практическая работа: выполнить
задания на стр.82 по теме
«Представления о времени в
истории».

тысячелетия с помощью
учителя; ориентировка
на «Ленте времени»»,
чтение адаптированных
текстов по изучаемым
темам.
С максимальной
помощью учителя

Выполнить практическое
задание: игра «Путешествие
в страну Историю» с
помощью учителя.
заполнение таблицы
«Науки помогающие

Выполнить практическое
задание: игра «Путешествие в
страну Историю». заполнение
таблицы «Науки помогающие
истории», чтение и пересказы
адаптированных текстов по

Выполнить практическое
задание: игра
«Путешествие в страну
Историю» с помощью
учителя. заполнение
таблицы «Науки

3. Как работают
археологи
4. Практическая
работа:
Исторические
памятники
5. Историческая карта

Археология и археологи.
Раскопки.
Летописи.
Памятники истории вокруг
нас.
Историческая карта и
географическая
карта.
Особенности и условные
знаки исторической карты.
Чтение карты, определение
местоположения
исторических действий.

истории» с помощью
опорных карточек, чтение
адаптированных текстов по
изучаемым темам
Формировать представление
о археологах и их работе;
работать с иллюстрациями
(работе археологов).
составление таблицы
«Исторические памятники»
по алгоритму. перечислить
основные правила работы с
исторической картой,
сравнение географической
карты и исторической с
помощью вопросов учителя.

изучаемым темам Формировать
представление о археологах и
их работе; работать с
иллюстрациями (работе
археологов). составление
таблицы «Исторические
памятники». перечислить
основные правила работы с
исторической картой, сравнение
географической карты и
исторической. Обобщить и
закрепить пройденный
материал по теме «Начальные
представления об истории как
о науке». Знать основные
понятия изучаемого раздела;
уметь классифицировать
вещественные и невещественные
памятники истории; отличать
историческую карту от
географической; называть
основные правила работы с
исторической картой.

помогающие истории» с
помощью опорных
карточек, чтение
адаптированных текстов
по изучаемым темам
Формировать
представление о
археологах и их работе;
работать с
иллюстрациями (работе
археологов).
составление таблицы
«Исторические
памятники» по
алгоритму. перечислить
основные правила
работы с исторической
картой, сравнение
географической карты и
исторической с помощью
вопросов учителя.
С максимальной
помощью учителя

Уметь работать со словарными
словами, иллюстрацией,
исторической картой,
сравнивать исторические
события.
выполнить задания на стр.95 по
теме «Начальные
представления об истории как
о науке».

История Древнего
мира. (7ч)

Древнейшие люди. Время
появления. Изменения во

Формировать представление
о происхождении Земли;

Формировать представление о
происхождении Земли; времени

Формировать
представление о

1. Земля и космос
2. От кого произошел
человек
3. Контрольная
работа: «Какие
науки помогают
истории».
4. Человек умелый
Следующее
поколение людей
каменного века
5. Наступление
ледников
6. Как жили древние
охотники,
кочевники и
собиратели
7. Практическая
работа: Новые
занятия людей.

внешнем облике. Появление
орудий труда,
совершенствование занятий.
Образ жизни. Охота,
собирательство. Причины
зарождения религиозных
верований. Изменение
климата Земли. Наступление
ледников. Смена образа
жизни древних людей из-за
климатических условий.
Борьба за выживание.
Способы охоты на диких
животных. Изобретение
лука. Приручение диких
животных. Пища и одежда
древнего человека, основные
занятия, образ жизни.
Развитие земледелия,
скотоводства. Появление
новых орудий труда. Начало
бронзового века. Оседлый
образ жизни. Коллективы
первых людей. Понятия о
семье, общине, роде,
племени.

времени появления
человека прямоходящего,
внешнем виде
первобытных людей, среде
обитания; умение
рассказывать о
происхождении Земли,
называть отличия Земли от
других планет по вопросам
учителя.
Уметь работать со
словарными словами,
иллюстрацией по
карточкам.
Выполнить практическое
задание: нарисовать орудия
труда и охоты человека
умелого, составление 2-3
предложений «Древние
люди», Формировать
представление о человеке
умелом; выделить главную
мысль, учить находить
слова, несущие основное
содержание и
смысл, работать в парах.
Формировать
представление о людях
каменного века, времени
появления, изменения во
внешнем облике,
появлении орудий труда,
совершенствование
занятий; Выполнить
практическое задание:
составление ответов на

появления человека
прямоходящего, внешнем виде
первобытных людей, среде
обитания; умение рассказывать
о происхождении Земли,
называть отличия Земли от
других планет.
Уметь работать со словарными
словами, иллюстрацией.
Выполнить практическое
задание: нарисовать орудия
труда и охоты человека
умелого, составление рассказа
«Древние люди», записать
ответы на вопросы.
Формировать представление о
человеке умелом; умение
выделять главную мысль,
учить находить слова, несущие
основное содержание и
смысл, работать в парах,
дополнять ответы
одноклассников. Формировать
представление о людях
каменного века, времени
появления, изменения во
внешнем облике, появлении
орудий труда,
совершенствование занятий;
умение выделять главную
мысль, учить находить слова,
несущие основное содержание
и смысл. Выполнить
практическое задание:
составление ответов на
вопросы с помощью учебника.

происхождении Земли;
времени появления
человека
прямоходящего,
внешнем виде
первобытных людей,
среде обитания; умение
рассказывать о
происхождении Земли,
называть отличия Земли
от других планет по
вопросам учителя.
Уметь работать со
словарными словами,
иллюстрацией по
карточкам.
Выполнить практическое
задание: нарисовать
орудия труда и охоты
человека умелого,
составление 2-3
предложений «Древние
люди», Формировать
представление о
человеке
умелом; выделить
главную мысль, учить
находить слова,
несущие основное
содержание и
смысл, работать в парах.
Формировать
представление о людях
каменного века, времени
появления, изменения
во внешнем облике,

вопросы с помощью
учебника, работа с
«Лентой времени».

История вещей.
Занятия человека на
Земле. (20ч)
1. Практическая работа:
Огонь, глина, гончар.
2.Огонь открывает новую
эпоху в жизни людей
3.Практическая работа:
Вода, ее значение в жизни
человека
4.История мореплавания

Понятие
о
жилище.
История появления жилища
человека. Первые жилища:
пещеры, шалаши, земляные
укрытия. Сборно-разборные
жилища,
материалы,
используемые
для
строительства
жилья
у
разных
народов
в
зависимости
от
климатических
условий
(чумы, яранги, вигвамы,

Формировать представление
о том, как люди добывали
огонь, источники огня в
природе. Способы добычи
огня древним человеком.
Очаг. Причины сохранения
огня древним человеком,
культ огня; умение
рассказать о значении огня в
жизни человека по вопросам
учителя, привести
доказательства, что огонь

Выполнить практическое
задание: составление ответов
на вопросы с помощью
учебника, работа с «Лентой
времени». Обобщить и
закрепить пройденный
материал по теме «История
Древнего мира». Уметь общие
представления об эволюции
человека. Умение делать
выводы о необходимости
коллективного взаимодействия
людей в сложных природных
и социальных условиях.
Уметь работать со словарными
словами, иллюстрацией,
исторической картой,
сравнивать исторические
события.
Практическая работа: выполнить
задания на стр.116 по теме
«История Древнего мира».

появлении орудий
труда,
совершенствование
занятий; Выполнить
практическое задание:
составление ответов на
вопросы с помощью
учебника, работа с
«Лентой времени».
С максимальной
помощью учителя

Формировать представление о
том, как люди добывали
огонь, источники огня в природе.
Способы добычи огня древним
человеком. Очаг. Причины
сохранения огня древним
человеком, культ огня; умение
рассказать о значении огня в
жизни человека, привести
доказательства, что огонь помог
предкам выжить в ледниковый
период.

Формировать
представление о том,
как люди добывали
огонь, источники огня в
природе. Способы
добычи огня древним
человеком. Очаг.
Причины сохранения
огня древним человеком,
культ огня; умение
рассказать о значении
огня в жизни человека по

5.Вода и земледелие
6. Вода как источник
энергии
7. Вода как источник
энергии
8. Какие дома строили
древние люди
9. Экскурсия:
современная архитектура
10.Практическая работа:
Как появилась мебель
(заполнение таблицы
сравнения мебели 19 века
и современной)
11. Как появились каша и
хлеб
12. История об
обыкновенной картошке
13. О керамике, фарфоре и
деревянной посуде
14. Экскурсия в магазин
«Магнит»: сравнение
посуды из разных
материалов.
15. История появления
одежды
16. История появления
одежды
17.Контрольная работа:
«История вещей и дел
человека»
18. Одежда и положение
человека в обществе

юрты и др.). История помог предкам выжить в
совершенствования жилища. ледниковый период с
Материалы
для помощью опорных карточек.
строительства,
Выполнить практическое
используемые с глубокой задание: составление
древности до наших дней. ответов на вопросы с
Влияние
климата
и помощью учебника.
национальных традиций на чтение адаптированных
строительство
жилья
и текстов по изучаемым
других зданий. Понятие об темам, работа с «Лентой
архитектурных памятниках в времени» с помощью
строительстве, их значение учителя. Формировать
для изучения истории.
представление о том, как
огонь и медь изменили
Как
вещи
могут жизнь человечества;
рассказывать
о
своих использование огня для
хозяевах:
о
занятиях, жизни: тепло, пища, защита
от диких животных;
интересах, вкусах?
Связь
вещей
с использование огня в
потребностями
эпохи. производстве: изготовление
Родословная
кувшина, посуды, орудий труда,
сундука, вилки ( по выбору). выплавка металлов,
Вещи,
которые приготовление пищи и др.,
сопровождают человека с огонь в военном деле,
глубокой древности. Новые изобретение пороха, виды
вещи
и
предметы, энергии: электрическая,
появившиеся с прогрессом тепловая, атомная (общие
техники.
Уточнение представления). Умение
представлений учащихся о составлять ответы на
мебели, о назначении, видах, вопросы с помощью текста.
материалах
для
ее Формировать
представление о значении
изготовления.
История
появления воды для

Выполнить практическое
задание: составление ответов на
вопросы с помощью учебника.
Выполнить практическое
задание: чтение и пересказы
адаптированных текстов по
изучаемым темам, работа с
«Лентой времени».
Формировать представление о
том, как огонь и медь изменили
жизнь человечества;
использование огня для жизни:
тепло, пища, защита от диких
животных; использование огня в
производстве: изготовление
посуды, орудий труда, выплавка
металлов, приготовление пищи и
др., огонь в военном деле,
изобретение пороха, виды
энергии: электрическая,
тепловая, атомная (общие
представления). Умение
составлять полные ответы на
вопросы с помощью текста.
Формировать представление о
значении воды для
земледелия, поливное
земледелие, причины его
возникновения. Роль поливного
земледелия, в истории
человечества; умение составлять
полные ответы на вопросы с
помощью текста. Выполнить

вопросам учителя,
привести доказательства,
что огонь помог
предкам выжить в
ледниковый период с
помощью опорных
карточек.
Выполнить практическое
задание: составление
ответов на вопросы с
помощью учебника.
чтение адаптированных
текстов по изучаемым
темам, работа с
«Лентой времени» с
помощью учителя.
Формировать
представление о том,
как огонь и медь
изменили жизнь
человечества;
использование огня для
жизни: тепло, пища,
защита от диких
животных;
использование огня в
производстве:
изготовление посуды,
орудий труда, выплавка
металлов, приготовление
пищи и др., огонь в
военном деле,
изобретение пороха,

19.Практическая работа:
«Как люди украшали себя»

20. История появления
обуви

первой мебели. Влияние
исторических
и
национальных традиций на
изготовление мебели (общие
представления).
Изучение
мебельного производства в
исторической
науке.
Изготовление мебели как
искусство.
Современная
мебель.
Профессии
людей,
связанные с изготовлением
мебели. История появления
посуды. Глиняная посуда.
Гончарное
ремесло,
изобретение
гончарного
круга, его значение для
развития
производства
глиняной посуды. Народные
традиции в изготовлении
глиняной
посуды
(3-4
примера).
Деревянная
посуда.
История
появления
и
использования деревянной
посуды,
ее
виды.
Преимущества деревянной
посуды
для
хранения
продуктов,
народные
традиции в ее изготовлении
(3-4 примера).
Посуда
из
других
материалов.
История
фарфора, история хрусталя;
посуда
из
драгоценных
металлов.
Изготовление

земледелия, поливное
земледелие, причины его
возникновения. Роль
поливного земледелия,
в истории человечества;
умение составлять полные
ответы на вопросы с
помощью текста.
Выполнить практическое
задание: чтение
адаптированных текстов по
изучаемым темам,
рисование разных видов
жилья. отгадывание загадок
и выполнение к ним
рисунков – ответов по
образцу. объяснение смысла
пословиц и поговорок о
хлебе. написание 2-3
предложений «Мебель и
посуда в русской избе 18
века», выполнение рисунка
к рассказу, игра
«Историческое лото»
объяснение смысла
пословиц и поговорок об
одежде, составление
ответов на вопросы с
помощью учебника, работа
с «Лентой времени» с
помощью учителя.
выполнение рисунков
«Мужская и женская
одежда жителей твоего
края», чтение
адаптированных текстов по

практическое задание: чтение и
пересказы адаптированных
текстов по изучаемым темам,
рисование разных видов жилья.
Выполнить практическое
задание: чтение и пересказы
адаптированных текстов по
изучаемым темам, отгадывание
загадок и выполнение к ним
рисунков – ответов. Выполнить
практическое задание:
объяснение смысла пословиц и
поговорок о хлебе. написание
рассказа «Мебель и посуда в
русской избе 18 века»,
выполнение рисунка к
рассказу, игра «Историческое
лото» Выполнить практическое
задание: объяснение смысла
пословиц и поговорок об
одежде, составление ответов на
вопросы с помощью учебника,
работа с «Лентой времени».
выполнение рисунков
«Мужская и женская одежда
жителей твоего края», чтение и
пересказы адаптированных
текстов по изучаемым темам.
Обобщить и закрепить
пройденный материал по теме
«Итоговый урок по разделу
«История вещей. Занятия
человека на Земле». Уметь
общие представления
деятельности людей по
изменению быта, эволюции

виды энергии:
электрическая, тепловая,
атомная (общие
представления). Умение
составлять ответы на
вопросы с помощью
текста. Формировать
представление о
значении воды для
земледелия, поливное
земледелие, причины его
возникновения. Роль
поливного земледелия,
в истории человечества;
умение составлять
полные ответы на
вопросы с помощью
текста. Выполнить
практическое задание:
чтение адаптированных
текстов по изучаемым
темам, рисование
разных видов жилья.
отгадывание загадок и
выполнение к ним
рисунков – ответов по
образцу. объяснение
смысла пословиц и
поговорок о хлебе.
написание 2-3
предложений «Мебель
и посуда в русской
избе 18 века»,
выполнение рисунка к
рассказу, игра
«Историческое лото»

посуды
как
искусство.
Профессии
людей,
связанные с изготовлением
посуды.
Материалы
для
изготовления одежды и
обуви. Различия в мужской и
женской одежде. Пословицы
и поговорки об одежде, о
внешнем облике человека.
Одежда как потребность
защиты
человеческого
организма
от
неблагоприятных
условий
среды. Изменения в одежде
и обуви в разные времена у
разных народов. Образцы
народной
одежды
(на
примере региона). История
появления обуви. Обувь в
разные
исторические
времена: лапти, сапоги,
туфли, сандалии и др.
Профессии
людей,
связанные с изготовлением
одежды и обуви.
Питание как главное
условие
жизни
любого
живого
организма.
Уточнение представлений о
пище человека в разные
периоды развития общества.
Способы
добывания:
собирательство,

изучаемым темам.

уклада жизни из поколения в
поколение. Формировать
умения поисковой ориентации
в предметной среде (мода,
архитектура, культурные
традиции и др.)
Практическая работа: выполнить
задания на стр.166 по теме
«Итоговый урок по разделу
«История вещей. Занятия
человека на Земле».

объяснение смысла
пословиц и поговорок об
одежде, составление
ответов на вопросы с
помощью учебника,
работа с «Лентой
времени» с помощью
учителя. выполнение
рисунков «Мужская и
женская одежда
жителей твоего края»,
чтение адаптированных
текстов по изучаемым
темам.
С максимальной
помощью учителя

бортничество, рыболовство,
охота;
земледелие
(выращивание
зерновых
культур,
огородничество,
садоводство),
скотоводство.
История
хлеба
и
хлебопечения.
Способы
хранения,
накопления
продуктов
питания в связи с климатом,
средой
обитания,
национально-культурными
традициями.
Источники огня в природе.
Способы
добычи
огня
древним человеком. Очаг.
Причины сохранения огня
древним человеком, культ
огня. Использование огня
для жизни: тепло, пища,
защита от диких животных
Вода в природе. Значение
воды в жизни человека.
Охрана водных угодий.
Причины
поселения
древнего
человека
на
берегах рек, озер, морей.
Рыболовство. Передвижение
человека
по
воде.
Судоходство,
история
мореплавания,
открытие
новых
земель
(общие
представления).
Виды
энергии:
электрическая,
тепловая, лазерная, атомная

Человек и общество.
(14ч)
1. О далеких предках –
славянах и родовом строе
2. Как люди понимали мир
природы в древности
3. Современные религии,
как они появились
4. Экскурсия в Храм Св.
Ксении Петербургской:
«Красота христианской
религии»
5. Искусство и культура
6. Практическая работа:
заполнение таблицы
7. Письмо и первые книги
8. Практическая работа:
письмо иероглифами
9. Контрольная работа:
«Искусство и культура

(общие
представления).
Изобретение электричества
как новый этап в жизни
людей.
Современные
способы
получения
большого
количества
энергии.
Экологические
последствия при получении
тепловой
энергии
от
сжигания
полезных
ископаемых: угля, торфа,
газа,
лесов.
Роль
энергетических
ресурсов
Земли для жизни всего
человечества.
Первобытные
люди.
Содружество людей как
способ
выживания
в
трудных
природных
условиях.
Зарождение
традиций и религиозных
верований у первобытных
людей. Появление семьи.
Освоение человеком морей
и океанов, открытие новых
земель,
изменение
представлений
о
мире
(общие представления).
Причины
зарождения
религиозных
верований.
Язычество.
Истоки
возникновения
мировых
религий:
буддизм,
христианство,
иудаизм,
ислам.
Взаимодействие

Выполнить
практическое
задание: составление ответа
на вопрос с помощью
учебника,
работа
с
«Лентой
времени»
с
помощью
учителя,
выполнение
рисунка
«Поселение
родовой
общины славян», работа с
заданиями на соотношение.
Формировать представление
о религии славян, основных
богах
языческого
славянского пантеона, о
главных
языческих
праздниках; находить слова,
несущие
основное
содержание и смысл по
аналогии.
Формировать
представление об искусстве

Выполнить
практическое
задание: составление ответов на
вопросы с помощью учебника,
работа с «Лентой времени»,
выполнение
рисунка
«Поселение родовой общины
славян», работа с заданиями на
соотношение.
Формировать
представление
о
религии
славян, основных
богах
языческого
славянского
пантеона, о главных языческих
праздниках; умение выделять
главную мысль, учить находить
слова,
несущие
основное
содержание
и
смысл.
Формировать представление об
искусстве и культуре на Руси;
умение
работать
с
дополнительной литературой.

Выполнить практическое
задание:
составление
ответа на вопрос с
помощью
учебника,
работа
с
«Лентой
времени» с помощью
учителя,
выполнение
рисунка
«Поселение
родовой
общины
славян»,
работа
с
заданиями
на
соотношение.
Формировать
представление
о
религии
славян, основных богах
языческого славянского
пантеона, о главных
языческих праздниках;
находить слова, несущие

человека»
10. От изобретения колеса
к новым открытиям
11. Изобретения 20-21 века
12. Человечество
стремится к миру
13. Человечество
стремится к миру
14. Обобщающий урок по
изученным темам

науки и религии. Значение
религий для духовной жизни
человечества.
Понятия
о
науке.
Направления
в
науке,
астрономия,
математика,
география и др. Изменение
среды и общества в ходе
развития науки.
Виды
письма:
предметное
письмо,
клинопись, иероглифическое
(образные
примеры).
История
латинского
и
славянского
алфавита.
История
книги
и
книгопечатания
(общие
представления).
История воспитания и
образования.
История
школы.
Влияние
образования на развитие
науки,
духовной
и
культурной среды человека.
Понятие о культуре и
человеке
как
носителе
культуры.
Понятия
об
общечеловеческих
ценностях и культурных
нормах.
Культура
материальная и духовная.
Понятие о цивилизации.
Искусство как особая
сфера
человеческой
деятельности.
Виды
и
направления
искусства

и
культуре
на
Руси;
работать с дополнительной
литературой.
Выполнить
практическое
задание:
рассматривание
иллюстраций,
работа
с
заданиями на соотношение
по аналогии, работа
с
«Лентой времени».
составление ответа на
вопрос с помощью
учебника, чтение
адаптированных текстов по
изучаемым темам,
отгадывание загадок и
выполнение к ним
рисунков – ответов. работа с
индивидуальной и настенной
картами, составление
ответов на вопросы с
помощью учебника, работа
с «Лентой времени».
Составление
2-3
предложений «Моя мечта
о будущем».

Выполнить
практическое
задание:
рассматривание
и
анализ иллюстраций, работа с
заданиями
на
соотношение,
работа с «Лентой времени».
Выполнить практическое
задание: составление ответов на
вопросы с помощью учебника,
чтение и пересказы
адаптированных текстов по
изучаемым темам, отгадывание
загадок и выполнение к ним
рисунков – ответов. Выполнить
практическое задание: работа с
индивидуальной и настенной
картами, составление ответов на
вопросы с помощью учебника,
работа с «Лентой времени».
написание
рассказа
«Моя
мечта
о
будущем».
Обобщить и закрепить
пройденный
материал
по
разделу
«Человек
и
общество». Уметь работать с
текстами
учебника
ми
заданиями рабочей тетради.
Способность к простейшим
сравнениям и обобщениям
изученных
исторических
сведений.
Практическая работа: выполнить
задания на стр.203 по теме
«Человек и общество».

основное содержание и
смысл по аналогии.
Формировать
представление
об
искусстве и культуре на
Руси;
работать
с
дополнительной
литературой.
Выполнить практическое
задание: рассматривание
иллюстраций, работа с
заданиями
на
соотношение
по
аналогии,
работа
с
«Лентой времени».
составление ответа на
вопрос с помощью
учебника, чтение
адаптированных текстов
по изучаемым темам,
отгадывание загадок и
выполнение к ним
рисунков – ответов.
работа с индивидуальной
и настенной
картами, составление
ответов на вопросы с
помощью учебника,
работа с «Лентой
времени».
Составление 2-3
предложений «Моя
мечта о будущем».
С максимальной
помощью учителя

(общие представления).
Сообщества первых людей
(повторение и уточнение
понятий). Выделение семьи.
Родовая община. Племя.
Условия для возникновения
государства.
Устройство
государства.
Аппарат
власти. Право, суд, армия.
Гражданин.
Виды
государств:
монархия,
диктатура, демократическая
республика.
Понятия
о
политике,
гражданских
свободах, государственных
законах,
демократии
(доступно, на примерах).
Экономика
как
показатель
развития
общества и государства.
История денег, торговли.
Понятие о богатом и бедном
государстве.
Войны. Причины
возникновения войн. Войны
религиозные,
захватнические,
освободительные.
Исторические уроки войн.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».