Рабочая программа по истории Отечества для 9а, 9б класса на 2023-2024 учебный год. педагог Яковлева Г.А.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр
«Дар» № ___ от «___»___20_ г.

Рабочая программа по предмету история Отечества
для обучающихся 9А и 9Б класса
(АООП вариант 1)

Составитель: Яковлева
Галина Александровна
Должность: учитель, 1к.к.

Реж – 2023год

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «История Отечества» составлена на основании:
- ФАООП приказ №1026 от 24.11.2022г.
- АООП «Центра «Дар»;
- Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «История», под редакцией Э. В. Якубовская
М. И. Шишкова И. М. Бгажнокова, Просвещение, 2019г:
- Истории Отечества. 8 класс: учеб. для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида,
/И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – М. : Просвещение, 2021. – 303с.: ил. Допущено Министерством образования
и науки Российской Федерации.
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции обучающихся,
воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления
исторического опыта своей страны;
развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при
умственной отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;
формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;
формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;
формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;

формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных
общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
воспитание гражданственности и толерантности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Программа создана из расчета 2 часа в неделю и рассчитана на 68 часов в год.
На основании протокола ППк №219 от 09.08.2023года, идет дифференциация обучающихся на группы
Класс
9а

9б

Достаточный уровень
Коровин Вячеслав
Ярмолович Артем
Шорин Илья
Трофимов Михаил
Дроздов Алексей
Субботин Артем
Сохарева Анастасия
Детков Даниил
Верзакова Анастасия
Долгоруков Дмитрий

Минимальный уровень
Маньков Сергей
Ряков Алексей

Ниже минимального
Ленц Артем

Корнилов Тимофей
Латария Гиоргий

Планируемые результаты
Предметные планируемые результаты
Уровень выше
достаточного

Достаточный уровень
знание хронологических рамок

Минимальный уровень
знание некоторых дат

Уровень ниже
минимального

ключевых процессов, дат
важнейших событий
отечественной истории;
знание некоторых основных
исторических фактов, событий,
явлений, процессов; их причины,
участников, результаты и
значение; составление рассказов
об исторических событиях,
формулировка выводов об их
значении;
знание мест совершения
основных исторических событий;
знание имен известных
исторических деятелей (князей,
царей, политиков, полководцев,
ученых, деятелей культуры) и
составление элементарной
характеристики исторических
героев;
формирование первоначальных
представлений о взаимосвязи и
последовательности важнейших
исторических событий;
понимание "легенды"
исторической карты и "чтение"
исторической карты с опорой на
ее "легенду";
знание основных терминов
понятий и их определений;
соотнесение года с веком,
установление
последовательности и

важнейших событий
отечественной истории;
знание некоторых основных
фактов исторических событий,
явлений, процессов;
знание имен некоторых наиболее
известных исторических
деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых,
деятелей культуры);
понимание значения основных
терминов-понятий;
установление по датам
последовательности и
длительности исторических
событий, пользование "Лентой
времени";
описание предметов, событий,
исторических героев с опорой на
наглядность, составление
рассказов о них по вопросам
педагогического работника;
нахождение и показ на
исторической карте основных
изучаемых объектов и событий;
объяснение значения основных
исторических понятий с
помощью педагогического
работника.

длительности исторических
событий;
сравнение, анализ, обобщение
исторических фактов;
поиск информации в одном или
нескольких источниках;
установление и раскрытие
причинно-следственных связей
между историческими
событиями и явлениями.

Личностные планируемые результаты
Уровень выше
достаточного

Достаточный уровень
проводить сравнения, находить
признаки сходства и различия;
уметь самостоятельно выполнять
задания по учебнику и в тетради;
уметь самостоятельно составлять
рассказ по плану в учебнике; уметь
объяснять значение новых понятий
и слов; уметь самостоятельно
устанавливать прямые и обратные
связи между датами и событиями;
уметь самостоятельно излагать
контекст исторических событий по
иллюстрациям, плану, ленте
времени, картам.

Минимальный уровень
уметь последовательно отвечать на
вопросы по основным темам,
выбирать правильный ответ из ряда
предложенных вариантов (заданий);
уметь слушать учителя,
самостоятельно выполнять
предложенные виды заданий;
использовать помощь учителя при
выполнении учебных задач, уметь
самостоятельно исправлять ошибки;
усвоить элементы контроля учебной
деятельности (с помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
адекватно реагировать на оценку
учебных действий

Уровень ниже
минимального
Повторять ответы за учителем или
обучающимися

Календарно-тематическое планирование
Тема
Повторение. Великая Российская революция: февраль.
Основные политические партии в 1917 году. Великая Российская революция: октябрь.
Вводная контрольная работа: Российское государство с 17-20 век
Экскурсия: к стене памяти на площадь ДК Горизонт
Неудачи временного правительства Захват власти большевиками
Практическая работа: установление советской власти.
Брестский мир
Экономическая политика большевиков
Практическая работа: гражданская война 1918-1920гг
Политика «военного коммунизма»
Практическая работа: Ход Гражданской войны (работа с картой)
Экскурсия в библиотеку п. Быстринский «Писатели о Гражданской войне»
Окончание Гражданской войны, Эмиграция
Контрольная работа: страна в годы российских революций и Гражданской войны
Итоги Гражданской войны
Краеведение. г. РЕЖ в годы революции и гражданской войны
Советская Россия в первой половине 1920-х годов
Отношения РСФСР со странами Европы
Экскурсия в прод. магазин: «Доступные сельхоз продукты»
Новая экономическая политика (НЭП). План электрификации РСФСР
Практическая работа: Образование СССР (работа с картой)
Национально- государственное устройство СССР в 1920-е годы
Смерть В.И.Ленина
Практическая работа: Индустриализация в СССР (работа с таблицей)
Переход к коллективизации

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

Вторая пятилетка (1933-1937 год)
Практическая работа: СССР накануне второй мировой войны
Образование и культура в 1930-е годы. Ситуация в мире в 1930-е годы
Экскурсия в ДК Горизонт: «Культура в наши дни»
Контрольная работа: страна в период правления В.И. Ленина
Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны
Накануне Великой Отечественной войны
Практическая работа: Начало Великой отечественной войны (июнь 1941-осень 1942)
Практическая работа: Оборона Москвы (работа с контурной картой)
Все для фронта, все для победы
Наука и образование. Партизанская война
Коренной перелом в ходе войны. Оборона Севастополя
Практическая работа: Сталинградская битва. (работа с контурной картой)
Практическая работа: Битва на Курской дуге (работа с картой)
Экскурсия на площадь ДК Горизонт к стене Памяти
Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944-сентябрь 1945 года)
Открытие второго фронта в Европе. Взятие Берлина.
Взятие Берлина. Конференция в Потсдаме.
Война СССР с Японией.
Возвращение СССР к мирной жизни.
Государственное устройство СССР после войны
Пора «Оттепели» (середина 1950-х первая половина1960-х годов)
Курс на строительство коммунизма
контрольная работа: СССР после ВОВ
СССР в международных отношениях в 1950-е-начале 1960-х годов
Покорение космоса.
Оттепель в советском искусстве
Образование в 1950-е –начале 1960-х годов.
Советский Союз в середине 1960- х – 1980-е годы: от стабильности к кризису.
Отношения СССР с государствами мира
Экскурсия в спортивный клуб Антей: «Развитие и доступность спорта в 21 веке»
Распад СССР. Россия в 1990-е годы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практическая работа: начало перестройки. Окончание «Холодной войны»
Годовая контрольная работа: от Российской империи к распаду СССР.
Отмена 6-й статьи Конституции СССР, первые демократические выборы
Практическая работа: Россия после распада СССР
Чеченский кризис: борьба за целостность государства
Отставка президента Б.Н.Ельцина
Отношения России с другими странами в 21 веке
Духовное возрождение современной России
Обобщающий урок по теме «Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце ХХ –
начале ХХ1 века

Тема,
раздел

Великая российская
революция и
Гражданская война
(16ч)
1.Повторение. Великая
Российская революция:
февраль.
2.Основные политические
партии в 1917 году.

Великая Российская
революция: октябрь.
3.Вводная контрольная
работа: Российское
государство с 17-20 век

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание
Виды деятельности, формы работы

Предпосылки возникновения
новой социальной системы
(повторение). Падение монархии.
Основные политические партии в
1917 г.
Партия большевиков, ее влияние
на общественную и политическую
жизнь государства. Программа
большевиков. Неудачи
Временного правительства. Поход
на Петроград Лавра Георгиевича
Корнилова. Захват власти
большевиками. II Всероссийский
съезд Советов рабочих и
солдатских депутатов. Первые

Минимальный
уровень

Достаточный
уровень

Ниже
минимального

Работа с учебником.
Знакомство с причинами,
ходом и участниками
революции. Составление 23 предложений на тему
«Первые политические
партии в России в начале
XX.», запись в тетрадях
имен их лидеров, новых
слов. Просмотр
презентаций по темам. С
помощью учителя
нанесение на ленте
времени дату Октябрьской
революции 1917 г.,

Работа с учебником.
Знакомство с причинами,
ходом и участниками
революции. Составление
устного рассказа на тему
«Первые политические
партии в России в начале
XX.», запись в тетрадях
имен их лидеров, новых
слов. Просмотр
презентаций по темам.
Нанесение на лете времени
дату Октябрьской
революции 1917 г.,
просмотр фильма «Взятие

Работа с учебником.
Знакомство с причинами,
ходом и участниками
революции. Составление 23 предложений на тему
«Первые политические
партии в России в начале
XX.», запись в тетрадях
имен их лидеров, новых
слов. Просмотр
презентаций по темам. С
помощью учителя
нанесение на ленте
времени дату Октябрьской
революции 1917 г.,

4.Экскурсия: к стене
памяти на площадь ДК
Горизонт
5.Неудачи временного
правительства Захват
власти большевиками
6.Практическая работа:
установление советской
власти.

7.Брестский мир
8.Экономическая
политика
большевиков
9.Практическая работа:
гражданская война 19181920гг
10.Политика «военного
коммунизма»
11.Практическая работа:
Ход Гражданской войны
(работа с картой)
12.Экскурсия в
библиотеку п.
Быстринский
«Писатели о
Гражданской войне»
13.Окончание
Гражданской войны,
Эмиграция
14.Контрольная
работа: страна в годы
российских революций и
Гражданской войны

декреты «О мире», «О земле»..
Установление советской власти на
основной территории бывшей
империи. Созыв и роспуск
Учредительного собрания.
Конституция РСФСР. Брестский
мир. Экономическая политика
большевиков. Судьба царской
семьи. Церковь и государство.
Причины Гражданской войны.
Политика «военного
коммунизма». Белая Армия.
Рабоче-крестьянская Красная
армия и Рабоче-крестьянского
социалистического Красного
флота.
Ход гражданской войны.
Окончание Гражданской войны.
Эмиграция.
Итоги Гражданской войны.
Образование и культура в период
Гражданской войны.
Борьба красных и белых на
Северном Кавказе и в Закавказье,
на Украине, в Крыму, на Урале.
СЛОВАРЬ: Красная армия, белая
армия, Гражданская война,
национализация, эмиграция.

просмотр фильма «Взятие
Зимнего дворца». Запись в
тетрадях названий первых
декретов советской власти
и их содержание. Запись
новых слов в тетрадях.
Зарисовка в тетрадях
символов государственной
власти РСФСР по
Конституции 1918
г. Знакомство с причинами
перехода к политике
«военного коммунизма»,
итогом новой
экономической политики.
Запись новых слов и
понятий. Знакомство с
дополнительным
материалом о расстреле
царской семьи. Выяснение
причин, почему это
произошло. Объяснение,
почему в конце XX века
царскую семью
канонизировали и отнесли
к рангу мучеников. С
помощью учителя
нанесение на ленте
времени даты начала
Гражданской войны.
Знакомство с причинами ее
начала. Знакомство с
ходом войны. По образцу
показ на карте, где
проходили военные

Зимнего дворца».
Знакомство со II
Всероссийским съездом
Советов. Запись в тетрадях
названий первых декретов
советской власти и их
содержание. Запись новых
слов в тетрадях.
Описывание системы
государственного
управления, которая была
установлена в РСФСР,
пользуясь схемой в
учебнике. Зарисовка в
тетрадях символов
государственной власти
РСФСР по Конституции
1918 г. Знакомство с
причинами перехода к
политике «военного
коммунизма», итогом
новой экономической
политики. Краткая запись в
тетрадях. Просмотр
презентации по теме.
Запись новых слов и
понятий. Знакомство с
дополнительным
материалом о расстреле
царской семьи. Выяснение
причин, почему это
произошло. Объяснение,
почему в конце XX века
царскую семью
канонизировали и отнесли

просмотр фильма «Взятие
Зимнего дворца». Запись в
тетрадях названий первых
декретов советской власти
и их содержание. Запись
новых слов в тетрадях.
Зарисовка в тетрадях
символов государственной
власти РСФСР по
Конституции 1918
г. Знакомство с причинами
перехода к политике
«военного коммунизма»,
итогом новой
экономической политики.
Запись новых слов и
понятий. Знакомство с
дополнительным
материалом о расстреле
царской семьи. Выяснение
причин, почему это
произошло. Объяснение,
почему в конце XX века
царскую семью
канонизировали и отнесли
к рангу мучеников. С
помощью учителя
нанесение на ленте
времени даты начала
Гражданской войны.
Знакомство с причинами ее
начала. Знакомство с
ходом войны. По образцу
показ на карте, где
проходили военные

15.Итоги Гражданской
войны
16.Краеведение. г. РЕЖ в
годы революции
и
гражданской войны

Советское государство
в 1920-1930-е годы
(15ч)
1.Советская Россия в
первой половине 1920-х
годов
2.Отношения РСФСР со
странами Европы
3.Экскурсия в прод.
магазин: «Доступные
сельхоз продукты»
4.Новая экономическая
политика (НЭП). План
электрификации РСФСР

действия с Белой армией.
Запись в тетрадях
основных событий, новых
слов и понятий. подготовка
устного рассказа о борьбе
повстанческой армии
«зеленых» по вопросам
учителя.

«Малая гражданская война».
Восстание в Кронштадте.
Отношения РСФСР со странами
Европы.
Новая экономическая политика
1921—1929 гг.: отмена
продразверстки и замена ее
продналогом, денежное обложение
деревни, легализация рыночных
отношений на селе. Финансовая
реформа 1922-1924 гг.
Промышленное производство в
период нэпа. План
электрификации РСФСР. Итоги
нэпа. М.Н. Тухачевский. Л.Д.

Работа с учебником.
Просмотр презентации по
теме. Запись новых слов в
тетрадях. Знакомство с
причинами крестьянских
бунтов и выступлений
против власти
большевиков в 1920-1922
годы. Знакомство с
причинами, ходом,
участниками восстания в
Кронштадте и его итогами.
Знакомство с причинами
перехода к политике
«военного коммунизма»,

к рангу мучеников.
Нанесение на ленте
времени даты начала
Гражданской войны.
Знакомство с причинами ее
начала. Знакомство с
ходом войны. Определение
социального состава Белой
и Красной армии. Показ на
карте, где проходили
военные действия с Белой
армией. Запись в тетрадях
основных событий, новых
слов и понятий.
Прослеживание за
позицией крестьянства в
Гражданской войне,
подготовка устного
рассказа о борьбе
повстанческой армии
«зеленых».
Работа с учебником.
Просмотр презентации по
теме. Запись новых слов в
тетрадях. Знакомство с
причинами крестьянских
бунтов и выступлений
против власти
большевиков в 1920-1922
годы. Знакомство с
причинами, ходом,
участниками восстания в
Кронштадте и его итогами.
Знакомство с причинами
перехода к политике
«военного коммунизма»,

действия с Белой армией.
Запись в тетрадях
основных событий, новых
слов и понятий. подготовка
устного рассказа о борьбе
повстанческой армии
«зеленых» по вопросам
учителя.
С максимальной
помощью учителя.

Работа с учебником.
Просмотр презентации по
теме. Запись новых слов в
тетрадях. Знакомство с
причинами крестьянских
бунтов и выступлений
против власти
большевиков в 1920-1922
годы. Знакомство с
причинами, ходом,
участниками восстания в
Кронштадте и его итогами.
Знакомство с причинами
перехода к политике
«военного коммунизма»,

5.Практическая работа:
Образование СССР

Троцкий.
Болезнь и смерть В. И. Ленина.
Личность И. В. Сталина, его
(работа с картой)
приход к власти. Создание
6.Национальнопионерской и комсомольской
государственное
устройство СССР
в организаций. Объединение
советских республик.
1920-е годы
Национально-государственное
7.Смерть В.И.Ленина
устройство СССР в 1920-е гг.
8.Практическая работа:
Смерть В.И. Ленина.
Индустриализация в
СЛОВАРЬ: социализм,
СССР (работа с таблицей) советская власть, СССР, нэп.
Предпосылки индустриализации.
9.Переход к
Первая пятилетка (1928-1932гг):
коллективизации
ускоренное развитие
10.Вторая пятилетка
промышленности.
(1933-1937 год)
Коллективизация сельского
11.Практическая работа:
хозяйства (колхозы). Итоги
СССР накануне второй
коллективизации. Вторая
мировой войны
пятилетка (1933-1937гг).
12.Образование и
Конституция 1936 г.
культура в 1930-е годы.
Экономический подъем в годы
Ситуация в мире в 1930- первых пятилеток. Система
ГУЛАГ. Советское общество в
е годы
1930-е гг. Образование и культура
13.Экскурсия в ДК
Горизонт: «Культура в в 1930-е гг. М. Горький. М.А.
Шолохов. Ситуация в мире в 1930наши дни»
е гг. Возникновение и развитие
14.Контрольная
в центре Европы военной машины
работа: страна в период Германии, ее бурный
правления В.И. Ленина
экономический, технический рост,
15.Внешняя политика
стремление к насильственному
СССР накануне Второй
переделу территорий и сфер
мировой войны
влияния. Приход к власти в
Германии А. Гитлера, идеи
мирового господства.

итог. Знакомство с
экономической политикой
советской власти.
Знакомство с
промышленным
производством в период
НЭПа, планом
электрификации, итогами
НЭПа. Запись новых
слов в тетрадях.
знакомство с краткими
биографическими
сведениями о В.И. Ленине,
И.В. Сталине, Л.Д.
Троцком – руководителях
партии и государства в
период возникновения
СССР. Знакомство со
схемой государственного
устройства Советского
Союза. Зарисовка схемы в
тетрадях. Знакомство с
понятием
«индустриализация», ее
основными задачами.
Краткая запись в тетрадях.
Знакомство с понятием
«коллективизация», с ее
основными задачами.
Знакомство с
Конституцией СССР 1936
г. и правами граждан
СССР. Знакомство с
развитием науки в СССР в
30-е гг. XX в., объяснение
роли советских ученых.

итог. Знакомство с
экономической политикой
советской власти.
Знакомство с
промышленным
производством в период
НЭПа, планом
электрификации, итогами
НЭПа. Запись новых
слов в тетрадях.
знакомство с краткими
биографическими
сведениями о В.И. Ленине,
И.В. Сталине, Л.Д.
Троцком – руководителях
партии и государства в
период возникновения
СССР. Выяснение причин,
из-за чего появились
разногласия, споры в
партии большевиков и
почему И.В. Сталин
расправлялся со своими
друзьями. Знакомство со
схемой государственного
устройства Советского
Союза. Зарисовка схемы в
тетрадях. Знакомство с
понятием
«индустриализация», ее
основными задачами.
Краткая запись в тетрадях.
Знакомство с понятием
«коллективизация», с ее
основными задачами.
Знакомство с

итог. Знакомство с
экономической политикой
советской власти.
Знакомство с
промышленным
производством в период
НЭПа, планом
электрификации, итогами
НЭПа. Запись новых
слов в тетрадях.
знакомство с краткими
биографическими
сведениями о В.И. Ленине,
И.В. Сталине, Л.Д.
Троцком – руководителях
партии и государства в
период возникновения
СССР. Знакомство со
схемой государственного
устройства Советского
Союза. Зарисовка схемы в
тетрадях. Знакомство с
понятием
«индустриализация», ее
основными задачами.
Краткая запись в тетрадях.
Знакомство с понятием
«коллективизация», с ее
основными задачами.
Знакомство с
Конституцией СССР 1936
г. и правами граждан
СССР. Знакомство с
развитием науки в СССР в
30-е гг. XX в., объяснение
роли советских ученых.

СССР в Великой
Отечественной войне
(1941-1945) (13ч)
1.Накануне Великой
Отечественной войны
2.Практическая работа:
Начало Великой
отечественной войны
(июнь 1941-осень 1942)
3.Практическая работа:

Оборона Москвы
(работа с контурной
картой)
4.Все для фронта, все для
победы

5.Наука и образование.
Партизанская война

Блок фашистских государств:
Германия, Италия, Япония.
Положение на Дальнем Востоке.
Внешняя политика СССР
накануне Второй мировой войны.
Герои первых пятилеток: А.
Стаханов. Вклад в мировую
литературу: Нобелевская премия.
Новая советская школа: педагог
Макаренко С.И. Развитие спорта.
СЛОВАРЬ: фашистское
государство, Лига Наций, Европа,
переговоры.

Составление 2-3
предложений на тему
«СССР накануне Второй
мировой войны». С
помощью учителя
нанесение на ленте
времени даты войны с
Японией.

Нападение гитлеровской армии на
Польшу (1.09.39 г.).
Действия СССР в начале
Второй мировой войны. Отказ
Финляндии от подписания
договора об изменении ее границ с
СССР. «Зимняя» война 1939—
1940 гг..
Реорганизация Красной Армии,
укрепление обороноспособности
страны. Ослабление Красной
армии и флота из-за репрессий
высшего командного состава.
22 июня 1941 г. — начало
Великой Отечественной войны.
Первые дни войны. Реакция запада
на начало великой Отечественной

Работа с учебником.
Составление 2-3
предложений на тему
«СССР накануне Второй
мировой войны».
Просмотр презентации по
теме. Запись новых слов в
тетрадях. По вопросам
учителя объяснение,
почему СССР в
преддверии Второй
мировой войны укреплял
свою оборону. По образцу
нанесение на ленте
времени даты начала
Второй мировой войны.
Знакомство с первыми

Конституцией СССР 1936
г. и правами граждан
СССР. Знакомство с
развитием науки в СССР в
30-е гг. XX в., объяснение
роли советских ученых.
Запись в тетрадях имен
ученых и их достижения.
Знакомство с развитием
культуры в СССР в 20-30-е
годы. Запись в тетрадях
имен деятелей культуры.
Составление устного
рассказа на тему «СССР
накануне Второй мировой
войны». Краткая запись в
тетрадях. Нанесение на
ленте времени даты войны
с Японией.
Работа с учебником.
Составление устного
рассказа на тему «СССР
накануне Второй мировой
войны». Краткая запись в
тетрадях. Просмотр
презентации по теме.
Запись новых слов в
тетрадях. Объяснение,
почему СССР в
преддверии Второй
мировой войны укреплял
свою оборону. Нанесение
на ленте времени даты
начала Второй мировой
войны. Знакомство с
первыми днями начала

Составление 2-3
предложений на тему
«СССР накануне Второй
мировой войны». С
помощью учителя
нанесение на ленте
времени даты войны с
Японией.
С максимальной
помощью учителя

Работа с учебником.
Составление 2-3
предложений на тему
«СССР накануне Второй
мировой войны».
Просмотр презентации по
теме. Запись новых слов в
тетрадях. По вопросам
учителя объяснение,
почему СССР в
преддверии Второй
мировой войны укреплял
свою оборону. По образцу
нанесение на ленте
времени даты начала
Второй мировой войны.
Знакомство с первыми

6.Коренной перелом в
ходе войны. Оборона
Севастополя

войны. Заявление президентов
США и Англии о поддержке
Советского Союза в войне против
7.Практическая
работа: Германии, создание
Сталинградская
битва. антигитлеровской коалиции
(работа
с
контурной государств. Оборона Москвы.
Разгром фашистов под
картой)
Москвой — первая значительная
8.Практическая работа:
победа Красной армии в Великой
Битва на Курской дуге
Отечественной войне. Герои
(работа с картой)
первых военных дней: защитники
9.Экскурсия на площадь
брестской крепости. Подвиг Н.
ДК Горизонт к стене
Гастелло и В. Талалихина. Блокада
Памяти
Ленинграда..
10.Освобождение СССР и
Перестройка экономики
Европы от фашизма (1944страны на военные нужды.
сентябрь 1945 года)
Эвакуация предприятий из
11.Открытие второго
европейской части страны на
фронта в Европе. Взятие
восток. Разработка и внедрение
Берлина.
новых видов вооружений.
12.Взятие
Берлина.
Всесоюзная кампания по сбору
Конференция
в средств и пожертвований в фонд
Потсдаме.
обороны. Трудовой героизм
13.Война СССР с Японией. народа: 11-часовой рабочий день,
отмена отпусков, овладение
смежными профессиями, жизнь во
имя победы.
Наука и образование.
Партизанская война и подпольное
движение: создание на
оккупированных территориях
подполья, сопротивление в тылу
врага: рейды, диверсии, создание
партизанского движения.
«Молодая гвардия», Методы
партизанской войны, координация

днями начала войны. По
образцу работа с картой,
новыми словами.
Составление 2-3
предложений об обороне
Москвы. По вопросам
учителя объяснение,
почему защита Москвы
волновала всю страну.
Знакомство с героями
войны. Запись в тетрадях
роли тыла как одного из
факторов победы
советского народа над
Германией, причины,
почему нужно было
эвакуировать
промышленные
предприятия в тыл.
Знакомство с Всесоюзной
кампанией по сбору
средств и пожертвований в
фонд обороны. По
вопросам учителя рассказ
о том, как во время войны
советские люди боролись с
оккупантами, и что за это
их ожидало. По вопросам
учителя приведение
примеров борьбы партизан
и подпольщиков на
оккупированной
территории,
подчеркивание их вклада в
общую победу над
врагами. Знакомство с

войны. Работа с картой,
новыми словами.
Составление устного
рассказа об обороне
Москвы. Объяснение,
почему защита Москвы
волновала всю страну.
Знакомство с героями
войны. Знакомство с
мероприятиями
Советского правительства
по перестройке экономики
страны на военный лад.
Запись в тетрадях роли
тыла как одного из
факторов победы
советского народа над
Германией, причины,
почему нужно было
эвакуировать
промышленные
предприятия в тыл.
Знакомство с Всесоюзной
кампанией по сбору
средств и пожертвований в
фонд обороны. Приведение
примеров героического
труда в тылу. Рассказ о
том, как во время войны
советские люди боролись с
оккупантами, и что за это
их ожидало. Приведение
примеров борьбы партизан
и подпольщиков на
оккупированной
территории,

днями начала войны. По
образцу работа с картой,
новыми словами.
Составление 2-3
предложений об обороне
Москвы. По вопросам
учителя объяснение,
почему защита Москвы
волновала всю страну.
Знакомство с героями
войны. Запись в тетрадях
роли тыла как одного из
факторов победы
советского народа над
Германией, причины,
почему нужно было
эвакуировать
промышленные
предприятия в тыл.
Знакомство с Всесоюзной
кампанией по сбору
средств и пожертвований в
фонд обороны. По
вопросам учителя рассказ
о том, как во время войны
советские люди боролись с
оккупантами, и что за это
их ожидало. По вопросам
учителя приведение
примеров борьбы партизан
и подпольщиков на
оккупированной
территории,
подчеркивание их вклада в
общую победу над
врагами. Знакомство с

действий партизанских
соединений, создание
Центрального штаба
партизанского движения. Мастера
культуры – фронту.
Планы немцев по захвату
нефтяных районов Кавказа,
плодородных областей юга
России. Неудачи советских войск в
Крыму. Оборона Севастополя.
Сталинградская битва. Битва на
курской дуге. Битва за Днепр.
Битва на Северном Кавказе.
Тегеранская конференция. Приказ
Верховного Главнокомандующего
И. В. Сталина № 227 от 28 июля
1942 г. «Ни шагу
назад!».
Зверства фашистов на
оккупированных территориях
(судьба белорусской деревни
Хатынь). Массовые уничтожения
евреев на территории СССР и
других европейских стран.
Блокада Ленинграда и ее
последствия.
СЛОВАРЬ: блокада, осадное
положение, резервы.
Усиление военно-экономической
мощи СССР. Освобождение
территории СССР и Европы
от фашистских захватчиков.
Открытие Второго фронта в
Европе. Ялтинская конференция.
Взятие берлина. Конференция в
Потсдаме. Война СССР с
Японией.

обороной Севастополя, ее
историческим значением.
Знакомство с ходом
Сталинградской битвы, ее
историческим значением.
Знакомство с именами
защитников и
военачальников
Сталинградской битвы.
Знакомство с ходом
Курской битвы. По
образцу показ на карте ее
ход. Знакомство с
Всесоюзной кампанией по
сбору средств и
пожертвований в фонд
обороны. Знакомство с
завершением сражений
Красной армии в Европе,
об освобождении всей
территории ССС, начале
освободительной миссии в
Европе. По образцу показ
на карте, какие государства
были
освобождены советскими
войсками. Знакомство с
ходом Ялтинской
конференцией и
конференцией в Потсдаме,
их итогами. Составление 23 предложений о взятии
Берлина. Запись в
тетрадях, что означал
разгром Японии.

подчеркивание их вклада в
общую победу над
врагами. Знакомство с
обороной Севастополя, ее
историческим значением.
Знакомство с ходом
Сталинградской битвы, ее
историческим значением.
Знакомство с именами
защитников и
военачальников
Сталинградской битвы.
Знакомство с ходом
Курской битвы. Показ на
карте ее ход. Объяснение,
какое значение имела
победа советских войск на
Курской дуге. Знакомство
с Всесоюзной кампанией
по сбору средств и
пожертвований в фонд
обороны. Приведение
примеров героического
труда в тылу. Знакомство
с завершением сражений
Красной армии в Европе,
об освобождении всей
территории ССС, начале
освободительной миссии в
Европе. Показ на карте,
какие государства были
освобождены советскими
войсками. Знакомство с
ходом Ялтинской
конференцией и
конференцией в Потсдаме,

обороной Севастополя, ее
историческим значением.
Знакомство с ходом
Сталинградской битвы, ее
историческим значением.
Знакомство с именами
защитников и
военачальников
Сталинградской битвы.
Знакомство с ходом
Курской битвы. По
образцу показ на карте ее
ход. Знакомство с
Всесоюзной кампанией по
сбору средств и
пожертвований в фонд
обороны. Знакомство с
завершением сражений
Красной армии в Европе,
об освобождении всей
территории ССС, начале
освободительной миссии в
Европе. По образцу показ
на карте, какие государства
были
освобождены советскими
войсками. Знакомство с
ходом Ялтинской
конференцией и
конференцией в Потсдаме,
их итогами. Составление 23 предложений о взятии
Берлина. Запись в
тетрадях, что означал
разгром Японии.
С максимальной

Послевоенное развитие
СССР. Российская
Федерация в конце XX
(20) – начале XXI (21)
века. (22ч)
1.Возвращение СССР к
мирной жизни.
2.Государственное
устройство СССР после
войны

3.Пора
«Оттепели»
(середина 1950-х первая
половина1960-х годов)
4.Курс на строительство
коммунизма
5.контрольная работа:
СССР после ВОВ
6.СССР в международных
отношениях в 1950-е-

Хиросима и Нагасаки – атомные
удары. Нюрнбергский процесс над
фашистскими преступниками.
Послевоенный Парад Победы (24
июня 1945 г)
СЛОВАРЬ: эвакуация, тыл,
подполье, партизаны, рейды,
диверсии.
Насильственное переселение
советских людей в Германию для
рабского труда. Бесчеловечное
отношение к советским
военнопленным и гражданским
лицам в концентрационных
лагерях (Освенцим, Дахау,
Бухенвальд).
Итоги Великой Отечественной
войны. Обстановка в мире после
войны. Возвращение СССР к
мирной жизни. Государственное
устройство СССР после войны.
Наука 1945-начала 1950-х гг.
Культурная жизнь общества 1945начала 1950-х гг.
Смерть Сталина. Конец эпохи
культа личности. Курс на
строительство коммунизма.
Социальная и хозяйственноэкономическая деятельность Н.С.
Хрущева. СССР в международных
отношениях в 1950-начале 1960-х
гг. Покорение космоса. Оттепель в
советском искусстве. Образование
в 1950-начале 1960-х
гг.Образование в 1950- начале
1960-х гг. Ю. Гагарин. В.

Работа с учебником. С
помощью опорных
карточек подготовка
рассказа на тему: «Уроки
второй мировой войны для
человечества». По образцу
нанесение на ленте
времени даты начала и
окончания Второй
мировой войны.
Составление 2-3
предложений на тему:
«Советский Союз после
Великой Отечественной
войны». Запись в тетрадях,
какие крупные
предприятия были
восстановлены в первую
очередь. Знакомство с
достижениями в науке и

их итогами. Составление
устного рассказа о взятии
Берлина. Показ на карте,
какие территории были
переданы СССР. Запись в
тетрадях, что означал
разгром Японии.

помощью учителя

Работа с учебником.
Подготовка рассказа на
тему: «Уроки второй
мировой войны для
человечества». Нанесение
на ленте времени даты
начала и окончания Второй
мировой войны, краткая
запись в тетрадях.
Составление устного
рассказа на тему:
«Советский Союз после
Великой Отечественной
войны». Запись в тетрадях,
какие крупные
предприятия были
восстановлены в первую
очередь. Знакомство с
достижениями в науке и
технике в 50-60-е гг. XX в,

Работа с учебником. С
помощью опорных
карточек подготовка
рассказа на тему: «Уроки
второй мировой войны для
человечества». По образцу
нанесение на ленте
времени даты начала и
окончания Второй
мировой войны.
Составление 2-3
предложений на тему:
«Советский Союз после
Великой Отечественной
войны». Запись в тетрадях,
какие крупные
предприятия были
восстановлены в первую
очередь. Знакомство с
достижениями в науке и

начале 1960-х годов

Терешкова
Экономическая и
7.Покорение космоса.
политическая ситуация в стране в
8.Оттепель в советском
60-80-е гг. Изменения в жизни
искусстве
9.Образование в 1950-е – советских людей
Отношения СССР с
начале 1960-х годов.
государствами
мира: от разрядки
10.Советский Союз в
до кризиса. Образование и спорт.
середине 1960- х –
Советское искусство 1970-1980-х
1980-е годы: от
гг.
Л.И. Брежнев. И. Роднина.
стабильности к кризису.
Олимпиада
1980 г.
11.Отношения СССР с
Политическая ситуация после
государствами мира
смерти Л.И. Брежнева. Начало
12.Экскурсия в
перестройки. Период гласности и
спортивный клуб Антей: свободы мнений. Окончание
«Развитие и доступность «холодной войны». Отмена 6-й
спорта в 21 веке»
статьи Конституции СССР.
13.Распад СССР. Россия Первые демократические выборы.
в 1990-е годы.
Распад СССР. Россия после
14.Практическая работа:
распада СССР. Экономические
начало перестройки.
реформы 1990-х гг. Чеченский
Окончание «Холодной
кризис: борьба за целостность
войны»
государства. Отставка президента
15.Годовая контрольная
Бориса Ельцина.
работа: от Российской
Первые реформы В. Путина.
империи к распаду
Экономическое и социальное
СССР.
развитие в 2000-2008-м гг.
16.Отмена 6-й статьи
Развитие образования, науки,
Конституции СССР,
культуры, спорта. Новый этап
первые демократические
реформ. Отношения России с
выборы
другими странами в 21-м в.
17.Практическая работа:
Духовное возрождение
Россия после распада
современной России.
СССР
Государственное устройство
18.Чеченский кризис:
современной России.

борьба за целостность

технике в 50-60-е гг. XX в,
техникой, которая была
создана учеными в 50-60-е
гг. XX в Просмотр
презентации по теме.
Запись новых слов и
понятий. Знакомство с
этапами борьбы за власть
после смерти И.В.
Сталина, развернувшейся
борьбе за власть после
смерти И. Сталина.
Знакомство с первыми
шагами Хрущева к
изменению системы
управления страной.
Составление 2-3
предложений на тему:
«Никита Сергеевич
Хрущев», используя
иллюстрации к теме.
Знакомство с освоением
космоса советскими
учёными. Знакомство с
экономическим и
политическим развитием
страны в период правления
Л.И. Брежнева, объяснение
на конкретных примерах
смысл понятия «период
застоя», показ смены
политического курса
Советского Союза. Запись
новых слов и
понятий. Знакомство с
советскими учёными и

техникой, которая была
создана учеными в 50-60-е
гг. XX в Просмотр
презентации по теме.
Запись новых слов и
понятий. Знакомство с
этапами борьбы за власть
после смерти И.В.
Сталина, развернувшейся
борьбе за власть после
смерти И. Сталина.
Знакомство с первыми
шагами Хрущева к
изменению системы
управления страной.
Запись в тетрадях, что
нового для развития
сельского хозяйства
предпринял Н. Хрущев.
Составление устного
рассказа на тему: «Никита
Сергеевич Хрущев»,
используя иллюстрации к
теме. Показ политического
курса Советского Союза.
Краткая запись в тетрадях,
запись новых слов и
понятий. Знакомство с
освоением космоса
советскими учёными.
Знакомство с
экономическим и
политическим развитием
страны в период правления
Л.И. Брежнева, объяснение
на конкретных примерах

технике в 50-60-е гг. XX в,
техникой, которая была
создана учеными в 50-60-е
гг. XX в Просмотр
презентации по теме.
Запись новых слов и
понятий. Знакомство с
этапами борьбы за власть
после смерти И.В.
Сталина, развернувшейся
борьбе за власть после
смерти И. Сталина.
Знакомство с первыми
шагами Хрущева к
изменению системы
управления страной.
Составление 2-3
предложений на тему:
«Никита Сергеевич
Хрущев», используя
иллюстрации к теме.
Знакомство с освоением
космоса советскими
учёными. Знакомство с
экономическим и
политическим развитием
страны в период правления
Л.И. Брежнева, объяснение
на конкретных примерах
смысл понятия «период
застоя», показ смены
политического курса
Советского Союза. Запись
новых слов и
понятий. Знакомство с
советскими учёными и

государства
19.Отставка
Б.Н.Ельцина

президента

20.Отношения России с
другими странами в 21
веке
21.Духовное возрождение
современной России

22.Обобщающий урок
по теме «Послевоенное
развитие СССР.
Российская Федерация
в конце ХХ – начале
ХХ1 века

спортсменами. Запись в
тетрадях причин, по
которым советские войска
были направлены в
Афганистан, показ, к
каким результатам привело
участие СССР в
Афганской
войне. Знакомство с
основными реформами в
экономике, политике,
получившие название
«перестройка». Знакомство
с основными событиями и
обстановкой в СССР в
1991г. Запись причин
распада СССР. Подготовка
2-3 предложений на тему
«Владимир Владимирович
Путин – второй Президент
России». Знакомство с
реформами В.В. Путина,
запись их в тетрадях.

смысл понятия «период
застоя», показ смены
политического курса
Советского Союза. Краткая
запись в тетрадях, запись
новых слов и
понятий. Знакомство с
советскими учёными и
спортсменами. Запись в
тетрадях причин, по
которым советские войска
были направлены в
Афганистан, показ, к
каким результатам привело
участие СССР в
Афганской
войне. Знакомство с
основными реформами в
экономике, политике,
получившие название
«перестройка». Подготовка
устного рассказа «Михаил
Сергеевич Горбачев –
Президент СССР».
Знакомство с основными
событиями и обстановкой
в СССР в 1991г. Запись
причин распада
СССР. Подготовка устного
рассказа на тему
«Владимир Владимирович
Путин – второй Президент
России». Знакомство с
реформами В.В. Путина,
запись их в тетрадях.
Знакомство с

спортсменами. Запись в
тетрадях причин, по
которым советские войска
были направлены в
Афганистан, показ, к
каким результатам привело
участие СССР в
Афганской
войне. Знакомство с
основными реформами в
экономике, политике,
получившие название
«перестройка». Знакомство
с основными событиями и
обстановкой в СССР в
1991г. Запись причин
распада СССР. Подготовка
2-3 предложений на тему
«Владимир Владимирович
Путин – второй Президент
России». Знакомство с
реформами В.В. Путина,
запись их в тетрадях.
С максимальной
помощью учителя

общественнополитическим и
экономическим развитием
страны, культурной
жизнью на современном
этапе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».