Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И. Шляпникова Приказ № ___ от «___» ____20__г Рабочая программа по ритмике для обучающихся 1 класса (1 вариант) Составитель: Потапова С.В. Реж — 2023 – 2024 уч. год I Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Ритмика» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель курса: создание условий для развития двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки. Задачи • Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях • Научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности. • Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления). • Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки; • Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением. • Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений. • Развивать координацию движений. • Развивать умение слушать музыку. • Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением. • Развивать творческие способности личности. • Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности. Программа курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Планируемые предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень: Достаточный уровень: Будет возможность научиться: Будет возможность научиться: • Готовиться к занятиям, строиться в колонну по • Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в одному; строю; • ходить свободным естественным шагом; • ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных • выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя; направлениях; • ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; • выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя. Личностные : Будет возможность научиться: • Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю. • Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию. • Принимать участие в творческой жизни коллектива. Содержание Раздел Упражнения на ориентировку в пространстве Дидактические единицы Правильное исходное положение. Ходьба и бег по ориентирам. Построение и перестроение. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга. Ритмико-гимнастические Общеразвивающие упражнения. упражнения. Упражнения на координацию движений. Упражнения на расслабление мышц. Упражнения с детскими Упражнения для кистей рук. музыкальными инструментами. Отстукивание простых ритмических рисунков на музыкальных инструментах. Игра на музыкальных (детских) инструментах. Музыкальные игры. Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки. Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов). Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением. Танцевальные упражнения. Знакомство с танцевальными движениями. Разучивание детских танцев. Формы организации учебных занятий: фронтальная, Формы организации учебного процесса: игры, изучение нового, Дата Раздел Упражнения на ориентировк ув пространств е Колво часов 10 Цель Задачи Тематическое планирование 34 ч в год, 1 ч в неделю Тема Методические приёмы. Элементы содержания Цель: научить детей ориентироваться в пространстве Задачи: учить отличать пространственные направления от себя -развивать координацию движений - формировать умение работать в коллективе, сотрудничать с одноклассниками. -умение двигаться в соответствии с музыкой выполнять предложенные упражнения Вводный урок. Игровые упражнения Стихотворение с движениями «Где вы были?» Ножки. Ножки, где вы были? За грибами в лес ходили. Что вы ручки, работали? Мы грибочки собирали. А вы глазки помогали? Игра «Будь внимателен» Мы искали да смотрели. Перестроение в круг, сужение и Все пенёчки оглядели. расширение их. Игра «Будь внимателен» 9дети показывают рукой направление движения уток осенью, выполняя команды учителя: Вверх!.., Вниз!.., Построение по росту, вперёд …. Назад. перестроение в круг, ориентировка Обучение построению по росту, в круг через по заданию игровые упражнения. Хождение по «болоту». Что такое звезда? Обучение перестроению Перестроение из простых и Игровые упражнения «Карусели» концентрических кругов в Знакомство с упражнением «Сова» звездочки и карусели Знакомство с игрой «Чучело» Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Разучивание распевки с движениями «Листопад» Круговые движения плеч, Игровые упражнения с предметами «Положи замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением на парту», «Холодно и горячо» Коммуникативная игра «Повернись и темпа движения Повороты туловища в положении поздоровайся» Игра «Не ошибись» Дети встают друг за другом. Каждый держит стоя, сидя с передачей предметов «руль в руках» Двигаются под музыку за Игровые упражнения на ведущим, изменяя направление движения в ориентировку в пространстве. соответствии со схемами, которые Упражнения с предметами. Ритмикогимнастичес кие упражнения 6 Упражнения 7 с детскими музыкальны ми инструмента ми. Цель: создание условий для знакомства с общеразвив упражнениями Задачи: Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений. -развивать координацию движений. -развивать умение слушать музыку. -коммуник. навыки Цель: создание условий для выполнения упражнений с музык. инструмент. Задачи: развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки Круговые движения плечами «паравозики» Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на колени. Упражнения на расслабление мышц. Имитация увядающего цветка Простые упражнения на детских музыкальных инструментах Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни. Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых изменений в музыке. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодий. Разучивание и придумывание новых вариантов игр. Упражнения на самостоятельную показывает педагог. Обучение круговым движениям плечами. Игра «Тропинка» (Дети, маршируя, идут за учителем. На слово «Копна» берутся за руки и встают в тесный кружок, на слово «дерево» - останавливаются и поднимают руки, на слово «кустик» -приседают. Упражнения на координацию движений «Отлёт птиц» Выполнение упражнений для расслабления мышц лица, шеи: «Подуй на шарик», «Рубка дров», «Ласковый ветерок» Имитация увядающего цветка «Утро наступило, ……ветер подул, цветок уснул2(показ за учителем движения руками) Ритмическая игра «Тук-тук». Дети прохлопывают ритмический рисунок за учителем, проговаривая ритмослоги. Тук, тук, туки-тук. Туки-туки-туки-тук. Туки-тук, туки-тук. Туки-туки, тук, тук Туки, тук, тук, тук. Тук, туки, туки, тук. Ритмическая игра «Мосток» Обучающиеся поют потешку и отстукивают ее ритм муз.молоточками. Скок, скок, поскок. Сколочу мосток, Серебром замощу. Всех ребят пущу. Ритмическая игра «Эхо». Дети встают в круг, берутся за руки и, покачиваясь из стороны в стороны поют: Эхо, эхо! Вот потеха! Не могу сдержать я смеха! Музыкальн ые игры. 7 Танцевальн 3 ые упражнения. Цель: создание условий для знакомства с музыкальными играми. Задачи: - познакомить с простыми музык. играми - развивать желание принимать в коллективной игре Учить выполнять движения с речевым сопровождением и пением. передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых изменений в музыке. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни. Элементы танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций Игры с пением Инсценирование музыкальных сказок. Исполнение элементов плясок и танцев Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий. Подскоки с продвижением назад (спиной) Поиграю я в игру: Всё, что хочешь, - повторю! Затем прохлопывают за педагогом ритмоформулы. Разучивание танца-импровизации «Падают листья» Упражнение на раскачивание «Лодочка» Качает лодочку волна Туда-сюда, туда-сюда. Качается она, плывёт Вот остановка. Стоп! Упражнения на координацию речи и движения «Мы шагаем» Дети выполняют движения в соответствии с текстом. (с123) Разучивание шага кадрили, поскоков. Разучивание игры с пением «Заяц и лис»(с182) Двигательные упражнения «Мы идём по кругу» (с166) Выполнение элементов русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком) по показу и по словесной инструкции учителя Разучивание упражнения «Пружинка» - и «рази» - ноги сгибаются в коленях, и выполняется маленькое приседание с последующим возвращением в и.п. Колени при этом слегка разводятся в стороны. На «два и» - повторение. Спина прямая. Цель: создание условий Простой хороводный шаг для знакомства с танцевальными упражнениями Задачи: познакомить с «Круговой галоп». Венгерская простыми танцев. народная мелодия упражнен. Научить выполнять под «Кадриль». Русская народная музыку различные мелодия движения, в том числе и танцевальные Материально – техническое обеспечение 1.Картушина М.Ю Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010 Детские музыкальные инструменты (барабан, деревянные палочки, бубен и др) мячи. Ноутбук. Лист согласований и изменений Дата внесения изменений Место внесения изменений Подпись лица, вносившего изменения Подпись лица, принявшего изменения