Министерство общего и профессионального образования Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «СОГЛАСОВАНО» Директор ГБОУ «Центр «Дар» ___________________ Н.И.Шляпникова «___» _____________ 2023г. Программа коррекционно - развивающих занятий: психокоррекционных занятий (психологических) педагога - психолога 9 класс Автор-составитель: педагог-психолог Пескова Ю.В. Реж - 2023 Пояснительная записка Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» адаптированные основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) и с учётом Федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ № 1026 от 24.11.2022г.) (далее – ФАООП обучающихся с УО). Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является обязательной частью коррекционно- развивающей области ФАООП обучающихся с умственной отсталостью. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5–9 классов, получающих образование в соответствии с ФООП обучающихся с умственной отсталостью. 1. Личностные результаты: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, - сформированность мотивации к обучению и познанию, - ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; - сформированность основ гражданской идентичности; 2. Планируемые результаты: - умение выстраивать логические цепочки, обеспечивающие решения проблем; - умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности, - умение слушать и вступать в диалог, - умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, - умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Цель и задачи курса Цель коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Задачи курса: формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов; коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки; развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование целостного «образа Я»; развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и навыков сотрудничества; стимулирование интереса к себе и социальному окружению; развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми; предупреждение школьной и социальной дезадаптации; становление и расширение сферы жизненной компетенции. Структура коррекционно-развивающих занятий: Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей. 1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов. 2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, ВПФ (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. Происходит формирование умения последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления, постановки цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность. 3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы. Организация занятий: Коррекционно-развивающие занятия проводятся педагогом-психологом. Преимущественна групповая форма работы (максимальное количество-5 человек). Планирование занятий осуществляется из расчёта 68 занятий в год. Занятия проводятся в течение года еженедельно: по 2 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 40 минут. Индивидуальная работа осуществляется по мере необходимости, в том числе по запросу педагогов или родителей. Планирование индивидуальной работы осуществляется из расчета 1 занятие в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 40 минут. При изучении большинства тем широко задействованы активные формыработы с обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками, элементы арт-терапии и тренинговых занятий. Место курса в учебном плане В соответствии с учебным планом ФАООП обучающихся с УО на изучение курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» отводится2 часа в неделю (68 часов в учебном году). Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута обучающегося с УО и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы. В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционноразвивающих занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 2 раза в неделю. Тематическое планирование № п/п 1 Тема раздела (количество часов) 2 часа Тема урока Входная диагностика 2 3 Введение в мир психологии Зачем человеку занятия психологией 4 Я – это я Кто я, какой я? Цель, задачи (к разделу) Цель: - проверка уровня социальной адаптации к новым условиям обучения - исследование психоэмоционального самочувствия в коллективе - диагностика психомоторного развития - диагностика познавательной сферы Цель: мотивировать учащихся на занятия психологией Цель: - способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки 5 Я могу 6 Я нужен 7 Я мечтаю 8 Я – это прошлое, настоящее, будущее мое Форма проведения, элементы, содержание, методические приемы (на каждый урок) Проведение проективного теста по методике И.А.Шевченко Проведение проективного теста «Дерево» по методике Л.П.Пономаренко Проведение теста по методике К.К.Платонова Проведение теста по методике А.Н.Леонтьева, по методике А.Р.Лаурия 1. Приветствие. 2. Что такое психология? Игра «У кого игрушка?» «Угадай, кто это?» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Угадай, чей голос» «То, кто…» «Кого загадал ведущий» 3. Основное содержание занятия «Как меняется человек» «Позитивные и негативные изменения» Работа со сказкой «Митькина жизнь» 1.Приветствие. 2. Психологическая разминка «Чьи ладони» «Ладошка» 3. Основная часть Игра «Потерянное могу». Работа со сказкой «Салон доброты» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка. «Что нужно школьнику» «Кто нужен школьнику» 3. Основная часть «Кому нужен я» Работа со сказкой «Некрасивая кошка» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Я невидимка» 3. Основная часть «Закончи предложение» «Зачем люди мечтают» Работа со сказкой «Про мальчика, который хотел посчитать звезды». 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Превратись в возраст» «Беседа» 3. Основная часть «Встреча» «Цели» 9 Я имею право чувствовать и выражать свои чувства Чувства разные бывают 10 Мои чувства 11 Чувства вокруг 12 Стыдно ли бояться 13 Имею ли я право сердиться и обижаться? 14 Каждый видит мир и чувствует по-своему Я и мой внутренний мир 15 Любой внутренний мир ценен и уникален Цель: Предоставить ребятам возможность обсудить значимый для них интерес общения со сверстниками Помочь осознать и проявить чувства, связанные с изменениями взаимоотношений между полами Помочь понять свое мест среди одноклассников Вредные советы 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Закончи предложение» « Изобрази чувство» «Отрицательный герой» 3. Основная часть «Подростки чувствуют» «Испорченный телефон» Работа со сказкой «Девочка, которая никогда не злилась» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «5 фотографий» 3. Основная часть «Что я делаю» Работа со сказкой « Мальчик, который волновался в школе» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Ты прав, и я прав» «Кто как злится» 3. Основная часть «Что я делаю» Работа со сказкой «Засохшее дерево» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Отгадай чувство» «Страшный персонаж» 3. Основная часть «Страхи девятиклассников» Работа со сказкой «Мальчик, который боялся ошибок » 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Найди лишнее слово» 3. Основная часть «Помогите маме» Работа со сказкой «Дом с большим забором» Цель подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Найди слово» «Психологические примеры» 3. Основная часть «Взрослые и подростки» Работа со сказкой «Два окна». 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Психологические примеры» «Внутренний мир» 3. Основная часть «С чем ты согласен» Работа со сказкой «Тополек и березка» 16 Кто в ответе за мой внутренний мир 17 Я и ты Трудные ситуации могут научить меня Я и окружающие Цель: обсудить проблемы подростковой дружбы 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Самое длинное» «Объясни значение» 3. Основная часть «»Копилка трудных ситуаций» «Тест» Работа со сказкой «Сказка о Дрюпе Дрюпкине» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Объясни слова» «Слон» 3. Основная часть «Сколько друзей» «Реальное и виртуальное общение» Работа со сказкой «Бессмертный дуб» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Загадай друга». «Самые непохожие» 3. Основная часть «Что я делаю, если…» «Надо ли наказывать и как» Работа со сказкой «Василек» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Покажи ситуацию» 3. Основная часть «Мои колючки» «Мои липучки» «Стихи» «Выбери нужное» Работа со сказкой «Шиповник» 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Да» «Два подсказчика» 3. Основная часть «Трудные ситуации» Работа со сказкой «Шарик» 18 Мои друзья 19 Я и мои колючки 20 Трудности школе 21 Трудности дома 1. Приветствие. 2. Психологическая разминка «Объясни слова» «Волк-коза» 3. Основная часть «Трудные ситуации» Работа со сказкой «Про мальчика, который забыл добрые слова» 22 Другие культуры – другие друзья 1. Приветствие 2. Психологическая разминка «Другие приветствия» «Другие имена» 3. Основная часть Работа со сказкой «Подъемный кран и одуванчик» 1. Приветствие 2. Психологическая разминка «Что ел на обед» «Подросток, слон, карандаш» «Самый-самый» 3. Основная часть «Я изменился» «С чем ты согласен» 23 Мы начинаем взрослеть Нужно человеку взрослеть в ли Цель: - помочь подросткам осознать свои изменения - мотивировать подростков к позитивному самоизменению Работа со сказкой «Парковая роза» 24 Взросление и отношения с окружающими 1. Приветствие 2. Психологическая разминка «Покажи предмет» «Четыре буквы» «Хвастоство» 3. Основная часть «Что важно подросткам» «Хочется больше свободы» «Когда дети начинают взрослеть» Работа со сказкой «Капитан и каштаны» 25 Мое взросление 1. Приветствие 2. Психологическая разминка «Объясни слова» «Рекламный агент» 3. Основная часть «Письмо самому себе» Работа со сказкой «Планета Детство» 26 Агрессия и ее роль в развитии человека У меня появилась агрессия Цель: Помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других 1. Приветствие 2. Психологическая разминка «Кинг-Конг» 3. Основная часть «Агрессия и агрессивность» «Золотые мысли» 3. Работа со сказкой «Сказка про Рона» 27 Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? 28 Конструктивное реагирование на агрессию 1. Приветствие 2. Психологическая разминка «Встаньте сколько» «Свет мой, зеркальце» 3. Основная часть «Трудно» «Если я сильный» 3. Работа с притчей «Живот с пристежками» 29 Агрессия во взаимоотношений между родителями и детьми 30 Итоговое занятие 2. «Пылесос» 3. Основная часть «Чем недовольны родители» «Чем недовольны подростки» «Учимся договариваться» 3. Работа со сказкой» Сказка про Крича» Подведение итогов за весь курс занятий 31 - Саморегуляция Развитие памяти 1. Приветствие 2. Психологическая разминка «Звезды-Киллеры» 3. Основная часть ««Покажи агрессию» «Агрессивный продавец» «Отбросить старое, чтобы измениться» 3. Работа со сказкой «Время» Упражнения на развитие памяти 39 40 48 Развитие внимания Упражнения на развитие внимания 49 57 58 66 Развитие мышления Упражнения на развитие мышления Развитие восприятия Упражнения на развитие восприятия 67 68 2 часа Выходная диагностика Цель: - проверка уровня социальной адаптации к новым условиям обучения - исследование психоэмоциональног о самочувствия в коллективе - диагностика психомоторного развития - диагностика познавательной сферы в динамике Проведение проективного теста по методике И.А.Шевченко Проведение проективного теста «Дерево» по методике Л.П.Пономаренко Проведение теста по методике К.К.Платонова Проведение теста по методике А.Н.Леонтьева, по методике А.Р.Лаурия Приложение Литература 1. О.В.Хухлаева Тропинка к своему Я Начальная школа (1-4). Москва, 2020г. 2. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V-VI класс) Москва, 2001г. 3. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой Программа уроков психологии для младших подростков Спб, 2007г. Материально-техническое оснащение: колбы, магнитная доска, бизиборды, мяч, фломастеры (карандаши, альбомы), карточки с изображениями.