Рабочая программа коррекционного курса по логопедии для 9 класса на 2023-2024 уч.год Назарова О. С.

Аннотация к рабочей программе
Цель

коррекционного

курса:

предупреждение,

профилактика,

коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение
речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский
язык».
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
утвержденной

нарушениями

приказом

далее

Министерства

ФАООПУО

(вариант

1),

просвещения

России

от

24.11.2022г.№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООПУО

(вариант

1)

адресована

обучающимся

с

легкой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
«Логопедические

занятия»

относятся

к

коррекционно-развивающей

области «Коррекционные занятия» и является обязательной частью
учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа
коррекционных курсов «Логопедические занятия» в 9 классе рассчитана на
68 часов (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в форме
групповых занятий.

1

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Утверждено приказом директора
ГБОУ «Центр «Дар»
№ _____ от «____»_________20_ г.

Рабочая программа по логопедие
для обучающихся 9 класса
(АООП вариант 1)

Составитель: Назарова О.С.
Должность: учитель, 1к.к.

Реж – 2023год
2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
утвержденной

нарушениями

приказом

далее

Министерства

ФАООПУО

(вариант

1),

просвещения

России

от

24.11.2022г.№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООПУО

(вариант

1)

адресована

обучающимся

с

легкой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
«Логопедические

занятия»

относятся

к

коррекционно-развивающей

области «Коррекционные занятия» и является обязательной частью
учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа
коррекционных курсов «Логопедические занятия» в 9 классе рассчитана на
68 часов (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в форме
групповых занятий:
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» в 9 классе определяет следующую цель и задачи:
Цель

коррекционного

курса:

предупреждение,

профилактика,

коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение
речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский
язык».
Задачи коррекционного курса:
− Повышать уровень речевого и общего психического развития
обучающихся;

3

− осуществлять профилактику специфических и
сопутствующих(графических,орфографических)ошибок;
− закреплять

практические

навыки

правильного

использованияязыковых средстввречевой деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся
вближнеми дальнемокружении;
− вырабатывать

навыки

правильного,

сознательного

чтения

иаккуратного,разборчивого,грамотногописьма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи,
профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных
организаций, реализующих
общеобразовательные

адаптированные
программы,

авторы:

основные
Э.В.Якубовская,

Н.Г.Галунчикова. Русский язык. 8класс.–М.: «Просвещение»,2022г.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Логопедические занятия» в 9 классе
Личностные результаты:
− принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места
внем;
− развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
− развитие

желания

вступать

в

устную

коммуникацию

для

межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в
различных видах.
4

− деятельности;
− умение выражать собственные мысли и чувства в простых по форме
устных

высказываниях

в

соответствии

с

грамматическими

и

синтаксическими нормами русского языка;
− формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
− наличие мотивации к овладению устной речью.
Уровни достижения предметных результатов
По учебному предмету «Логопедические занятия» в 9 классе
Минимальный уровень:
− производить звуко-буквенный анализ и синтез слов;
− дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и на письме;
− различать гласные и согласные в слове наслух;
− образовывать новые слова разными способами;
− правильно изменять существительные, прилагательные в роде, числе
и падеже, глаголы в роде и числе;
− употреблять личные местоимения в нужной форме;
− грамматически правильно связывать слова в предложении;
− грамматически и интонационно правильно оформлять предложения в
письменной и устной речи;
− интонационно оформлять высказывание;
− читать правильно, осознанно, целыми словами;
− писать под диктовку простой текст;
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику.

5

Достаточный уровень:
− быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
− подбирать синонимы, антонимы, многозначные слова, учитывать их
лексическую сочетаемость;
− знать способы проверки написания согласных и безударных гласных
в корне слова;
− пользоваться

различными

способами

словообразования

и

словоизменения;
− осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
− различать и уметь употреблять различные части речи (имя
существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения);
− пользоваться

различными

частями

речи

при

составлениипредложения;
− анализировать речь (на уровне текста, предложения);
− конструировать предложения разных видов и использовать в речи
предложения сложных синтаксических конструкций;
− работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и
главную мысль;
− писать изложения и сочинения;

− читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами,
используя логические ударения, читать«про себя»;
− владеть различными видами пересказа;
− писать по диктовку тексты (60-65слов);
− активизировать усвоенную лексику через речевую практику.

6

Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету
«Логопедические занятия» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0баллов-нет фиксируемой динамики;
− 1 балл-минимальная динамика;
− 2балла-удовлетворительная динамика;
− 3балла-значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
оцениваться

нарушениями)

только

строго

результативность

индивидуально

с

обучения

учетом

может

особенностей

психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого
обучающегося.
На

логопедических

занятиях

система

оценивания

является

безотметочной, в тоже время учитель-логопед постоянно отслеживает и
контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и
формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности
обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме
устного

опроса

(индивидуального,фронтального),письменных

работ,тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую
коррекционную

работу

с

учетом

частотности

допускаемых

ошибок.

Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга.

7

Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное
(наначало года);итоговое (конецгода).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной
речи обучающихся положена методика Т. А.Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии
оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является
учетстепени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах).
Этиградации отражают четкость и правильность выполнения, характер и
тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что
дает

возможность

получения

более

дифференцированного

результата.

Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с
одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
−высокий–100 -80%;
− выше среднего–79,9-65%;
−средний–64,9 -45%;
− низкий–44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой
профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее
сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить
динамику его речевого развития.

8

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучениеналогопедическихзанятияхтесносвязаносдругимиучебными
предметами,жизнью,готовитобучающихсякусвоениюречевых норм, учит
использованию их в различных ситуациях. Рабочаяпрограмма с одной
стороны,

представляет

собой

платформу

для

успешногоусвоенияиправильногопримененияобучающимисяграмматическ
ихправил,асдругой стороны-закреплениеучебногоматериала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов
вразвитиипсихологическихпредпосылоккполноценномуовладениючтением
и

письмом,

нормализацию

звуковой

стороны

речи

и

дальнейшеесовершенствование лексико-грамматических средств языка
(уточнение
ирасширениесловаря,свободное,активноеиадекватноеиспользованиеегов
целях

устного

общения,

развитие

и

совершенствование

грамматическогостроя речи), на отработку навыков чтения и письма,
формирование уменийи навыков устного связного высказывания и в
дальнейшем,

на

их

основе,

–

предпосылоккразвитиюуменийинавыковсоставленияразвёрнутыхписьменн
ыхтекстов.Даннаяпрограммапостроенапоцикличномупринципуипредполаг
аетповторениетемвкаждомклассе,наболеевысоком

уровне,

усложняется

речевой материал, формы звукового анализаи синтеза, лексические темы.
Обучение

основано

на

принципе

системно

-

деятельностногоподходасучетоммеждисциплинарногокомплексногоподход
а,жизненнымикомпетенциями,поэтапногоформированияумственных
действий.
Логопедическаякоррекцияосуществляетсяприиспользованииразличн
ых методов:
− практические–упражнения,игры,моделирование,инсценировки;
− наглядные–наблюдения,работаскартинками,аудио-и
9

видеоматериалами;

10

− словесные

–

беседа,

рассказ,

пояснение,

объяснение,

педагогическаяоценка.
Репродуктивныеметодыэффективнывразвитииимитационнойспособн
остиобучающихся,формированиянавыковчеткогопроизношения,

при

восприятии речевых образцов, особенно в контекстеинтересныхдля
ребенка видовдеятельности.
Продуктивные

методы

используются

при

построении

высказываний,различныхвидоврассказа,пересказаивыполнениятворческихз
аданий.
Количествочасов,указанныхвпрограмме,примерноеиможетварьирова
тьсявзависимостиотречевогодефектаитемпаусвоенияпрограммного
материалаобучающимися.
Вструктурузанятиямогутвходить:
− упражнениядляразвитияартикуляционноймоторики;
− упражнениядляразвитияобщейкоординациидвиженийимелкоймотори
кипальцеврук;
− дыхательнаягимнастика;
− коррекцияпроизношения,автоматизацияидифференциациязвуков;
− формированиефонематическихпроцессов;
− работасословами,звуко-слоговойанализслов;
− работанадпредложением,текстом;
− обогащениеиактивизациясловарногозапаса.
Специфическим

и

очень

важным структурным

компонентомлогопедическихзанятийявляетсясамо
контрользвукопроизношения.

11

Содержаниеразделов
№

Название раздела

п/п

Количество

Контрольные

часов

работы
2

1.

Обследование устной и письменной речи

6

2.

Звуки и буквы

2

3.

Предложение.Текст

8

4.

Составслова

6

5.

Слово

28

6.

Связная устная речь

5

7.

Связная письменная речь

11

8.

Работа над выразительностью чтения

2
Итого:

68

2

12

№

Тема курса

1.

Обследование
грамматического
строя речи

2.

Обследование
словарного запаса
и связной речи

3.

Обследование
навыка чтения

Кол-во
часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1

1

Предметное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточныйуровень

Обследование устной и письменной речи–4часа
Выявление понимания
Умеют воспроизводить
иправильности
слова,словосочетания,
предложениясопряженно и
построенияграмматической
отраженно
структурыпредложения;
сопоройнанаглядныйматериал
использованияпадежных
формсуществительных;
правильноеупотреблениерода
различных
частей речи; форм
единственногоимножественногоч
исла
Выявлениеуровня
Восстанавливают
сформированности
последовательностьсюжетасо
развернутогосамостоятельного
поройнаинструкцию.
высказыванияиобъемасловарн
Составляют предложения
огозапаса
посерии сюжетных
картинок(сюжетной
картинке)
спомощьюучителя-логопеда
Читаютпростойтекстцелымис
Чтениетекстов.
Ответы на вопросы учителяловами.
логопеда.
Пересказывают текст
Пересказпрочитанноготекста
спомощьюнаводящихвопросов

Понимают смысл
различныхлогикограмматическихконструкций,
грамматическихсвязей
согласования,управления

Восстанавливают
последовательность
сюжета.Составляют
развернутыйрассказ по серии
сюжетныхкартинок(сюжетной
картинке)

Читают текст
правильно,целыми словами,
осознанно,соблюдая
интонационное
илогическоеударение.
Отвечают на вопросы учителялогопеда
распространеннымили
сложным
предложением.Пересказывают

прочитанныйтекст

4.

Обследование
навыка письма

1

5.

Акустические и
артикуляционные
свойства гласных
и согласных
звуков

1

Написаниедиктанта

Пишут под диктовку
доступныйтекст после
предварительногоразбора
Звуки и буквы –2 часа
Сопоставление и
Различают на слух гласные
сравнениегруппыгласныхзв
исогласные буквы с опорой
уков.
насхемы.
Признакиирольвречигласныхис
Подбираютслованагласныеисо
огласных.
гласные звуки с
Различение на слух и
помощьюучителя-логопеда
правильноевоспроизведениевреч Определяютналичи
и
е/отсутствие
смыслоразличительных
гласного/согласноговсловесо
звуковыхединиц(гласные:ударны поройнанаглядность.
еОпределяют
безударные,согласные:твердыепоследовательности звуков
мягкие,звонкие–глухие,
всловах с помощью учителяшипящие, свистящие,
логопеда
соноры)Выделение звука на
фонеполногослова.
Определениепоследовательн
ости звуков всловах.
Элементарныйфонетический
разбор.
Развитиеслуховоговосприятия

Умеют писать
поддиктовкутекст

Сравнивают и
различаютгласные и
согласные звуки
поихартикуляторнымсвойства
м.Выявляют особенности
звуковпри произношении.
Различаютнаслухгласныеисо
гласныебуквы.
наличие/отсутствиегласного
/согласноговслове.
Определяют
последовательности звуков
всловах.
Выполняютэлементарный
фонетическийразборпростыхс
лов

13

6.

Правописание
разделительных
мягкого и
твердого знаков в
словах

1

7.

Выделение
признаков
связного текста.
Тема текста.
Основная мысль
текста

1

Уточнение и расширение
знанийомягкоми твердом
разделительныхзнаках.
Различениеслитногои
раздельного
произношения,звучания
слогов, слов
сразделительным твердым
имягкимзнаками.
Закрепление представлений
отом,вкакихслучаяхпишемъ,авка
кихь разделительныйзнак.
Развитиенавыка
фонематическогоанализаслов

Слушают
сказку(стихотворен
ие)про
разделительныймягкийит
вердыйзнаки.
Называютразличия
разделительного мягкого
итвердого знака с опорой
натаблицу.
Вставляют
пропущенные
знакивсловаи словосочетания

Предложение.Текст–8часов
Формирование умения
Читаютпокарточке
отличатьтекст от группы
определение«связноготекста».
Различают текст и
предложений.Выделение
признаков связноготекста.
отдельныепредложения с
Определение темы
помощьюучителя-логопеда.
текста.Развитие умения
Определяют основную
мысльтекста с помощью
выделятьсредства связи
наводящихвопросов учителяпредложений втексте.
Развитиечувстваязыка
логопеда.Озаглавливаюттекс
т.
Составляют предложения
изслов, данных в
правильнойграмматической
форме.
Читаютпредложения

Слушают
сказку(стихотворен
ие)про
разделительныймягкийит
вердыйзнаки.
Умеют выделить их отличия
иобъясняют их значение
приправописаниислов.
Вставляют пропущенные
знакивслова,словосочетания и
предложения.
Правильнопереносятслова.
Выполняютэлементарный
фонетическийразборпростыхс
лов
Дают определение
связноготекста.
Различают текст и
отдельныепредложения.
Умеют определить
основнуюмысльтекста.
Озаглавливают
текст.Составляют
предложения изслов,
данных в
правильнойграмматической
форме.
Выразительно
читаютпредложения.
Делают вывод о
расположениипредложенийвте
кстев
14

определенномпорядке

15

8.

Составление
предложений из
слов.
Объединение их в
связный текст

1

Составление связного текста
изотдельныхпредложений.
Закреплениеумениясоставлятьп
редложения,
соблюдаяправильныйпорядокс
лов.
Определение темы
текста.Развитиеуменияприд
уматьзаголовокктексту.
Развитие ориентировки
вязыковомматериале

С помощью учителя-логопеда
инаводящих
вопросовустанавливаютпричин
носледственные
связи.Отвечают на вопрос
учителя-логопедапростым
предложением.
Составляют предложения
изданных слов с
помощьюопорныхсхем

9.

Деление
сплошного текста
на отдельные
предложения.
Обозначение
границ
предложения на
письме

1

Развитие умения
находитьграницы
предложения в
непунктируемом тексте
поинтонации.
Выделение предложений
изтекста.
Установление смысловой
связисловвпредложении.
Обозначение
границпредложения.
Правильное употреблениезнаков
препинания (.,?,!) в
концепредложения.
Развитие слухового
вербальногоанализа

Прослушиваюттекст.
Находят границы
предложенияпосле прочтения
текстаучителем-логопедом.
Ставятвконцекаждого
предложения знак
препинания.Озаглавливают
текст
спомощьюнаводящихвопросов

Умеют
устанавливатьпричинноследственные связимежду
явлениями и
событиями.Выделяют признаки
связноготекста.
Отвечают на вопросы учителялогопеда
полнымграмматически
правильнооформленнымпредл
ожением.
Составляют предложения
изданныхслов.
Располагают предложения
вправильномпорядке.
Могутозаглавитьтекст
Читают текст.
Определяютглавнуюмысльт
екста.
Определяют
количествопредложенийвтек
сте.Деляттекстнапредложен
ия.
Умеютделатьпаузы,выделяяг
лавное слово и
интонируяконецкаждогопред
ложения.
Ставятвконцекаждого
предложения знак
препинания.Озаглавливаюттек
ст

16

10. Работа с
деформированны
ми
предложениями
текста.
Грамматическое
оформление
предложений с
пропущенными
словами
11. Работа с
деформированны
ми
предложениями
текста.
Грамматическое
оформлениепре
дложений с
повторяющимися
словами

1

Развитие
умениявосстанавливать
неполноепредложение,
употребляяправильныесло
воформыи
вставляяпропущенныепредлоги

Читают текст с
пропущеннымисловами.
Вставляют в
предложенияподходящее по
смыслу
слово,используясловадляспра
вок

Читаюттекстспропущеннымис
ловами.
Определяют, какие
словапропущены.
Вставляют в
предложенияподходящее по
смыслу слово.Определяют
главную мысльтекста

1

Формирование умения
находитьи исправлять речевые
инеречевые (логические)
ошибкивпредложениях.
Развитие умения
составлятьсложноподчинен
ные
предложения из
простых.Развитие умения
грамотновыражать
своимысли.
Развитиечувстваязыка.

Умеютнаходитьдопущенныевт
ексте речевые ошибки
спомощьюучителя-логопеда.
Находят
повторяющиесяоднокор
енные слова
впредложении.
Подбирают и
заменяютповторяющиесяслова
,словамиблизкими по
значению,используясловадляс
правок.
Составляют по образцу из
двухпредложенийодно.
Списывают
предложения,соблюдая знаки
препинания скарточки

Находятдопущенныевтекстео
рфографические,синтаксичес
киеошибки.
Находят
повторяющиесяоднокор
енные слова
впредложении.
Подбирают и
заменяютповторяющиесяслов
асловамиблизкимипо
значению.
Составляют из
двухпредложений
одно (пообразцу).
Конструируютсложнопо
дчиненныепредложения
,
используяданныесоюзн
ыесловаи
помощь учителялогопеда.Записывают
предложения,соблюдаязнак
ипрепинания
17

12. Работа с
деформированны
ми
предложениями
текста.
Грамматическое
оформлениепре
дложений с
нарушенным
порядком слов

1

Закрепление умения находить
иисправлять речевые ошибки
впредложениях.
Развитие умения
грамотновыражать
своимысли.
Развитие чувства
языка.Развитие вербальнологическогомышления

13. Составление
связного текста из
деформированны
х предложений,
данных в
правильной
грамматической
форме

1

Развитиеуменияустанавливатьс
вязьсловвпредложении.
Объединение предложений
всвязныйтекст.
Развитие чувства
языка.Развитие вербальнологическогомышления

Восстанавливают
правильныйпорядок слов в
предложении
спомощью
наводящих вопросовучителялогопеда.
Уточняют
лексическоезначениес
лов.
Составляютграфическиесхемып
редложения с
обозначениемпредлогов и
интонации концапредложения.
Списывают
предложения,соблюдая знаки
препинания скарточки
С помощью
наводящихвопросов
устанавливаютпричинноследственные связи.Отвечают
на вопрос учителялогопедапростым
предложением.
Составляют предложения
изслов с помощью учителялогопеда.
Списываюттекстскарточки

Восстанавливаютправильный
порядок слов в
предложении.Уточняют и
объясняютлексическоезначен
иеслов.
Редактируютсложно
подчиненныепредло
жения.
Составляютграфическиесхемып
редложения с
обозначениемпредлогов и
интонации концапредложения.
Записывают
предложения,соблюдаязнак
ипрепинания
Устанавливают причинноследственные связи слов
впредложении.
Выделяют признаки
связноготекста.
Отвечают на вопросы учителялогопеда
полнымграмматически
правильнооформленным
предложением.Составляют
предложения изслов.
Читаютизаписываютс
оставленныйтекст

18

14. Составление
связного текста и
здеформированны
х предложений,
данных в
начальной форме

1

Развитиеуменияустанавливатьс
вязьсловвпредложении.
Объединение предложений
всвязныйтекст.
Развитие чувства
языка.Развитиевербальнологического

С помощью
наводящихвопросов
устанавливаютпричинноследственные связи.Отвечают
на вопрос учителялогопедапростым
предложением.

Устанавливают причинноследственные связи слов
впредложении.
Выделяют признаки
связноготекста.
Отвечаютнавопросыучителя-

19

мышления

15. Состав слова.
Анализ слова по
морфемам.
16. Правописание
слов с
удвоеннымис
огласными

17. Словообразовани
е слов с помощью
приставок и
суффиксов

1

1

1

Составляют предложения
изслов с помощью учителялогопеда.
Списываюттекстскарточки

Состав слова–6 часов
Составляютродственныесловасо Составляютродственныесловас
опорой насхему
поройнасхему
(приставка, корень,
(приставка, корень,
суффикс,окончание).
суффикс,окончание).
Образуютотосновсуществительн Выполняют морфемный
анализслов.
ых однокоренныеслова с
Образуютотосновсуществит
удвоенными
согласнымиспомощью учителяельныходнокоренные слова
логопеда.
судвоенными
Упражняются в написании слов
согласными.Находят слова с
удвоеннымисогласными.
сдвойнымисогласными
Записывают слова
судвоенными согласными
поддиктовку
Закрепление знаний
ипрактических
способовсловообразова
ния
словразличныхчастейр
ечи.Формирование
уменияопределять
способсловообразован
ия.
Обогащение словарного

Образовывают
словаприставочносуффиксальнымспособом с
опорой
накартинныйматериал.
Выделяют приставки
исуффиксы с помощью
учителя-логопеда.
Составляют словосочетания
собразованными

логопеда
полнымграмматически
правильнооформленным
предложением.Составляют
предложения изслов.
Читаютизаписываютс
оставленныйтекст
Составляютродственныесловас
опорой насхему
(приставка, корень,
суффикс,окончание). Образуют
от
основсуществительныходноко
ренные слова судвоенными
согласными
спомощьюучителя-логопеда.
Находят слова с
удвоеннымисогласными.
Упражняются в написании
словсдвойными согласными

Образовывают
словаприставочносуффиксальнымспособом.
Находят и
обозначаютграфически
приставки исуффиксы.
Составляют словосочетания
ипредложения с
образованнымисловами
20

запаса.Развитиеслуховоговним
анияи

21

18. Сложные
слова.Правопис
ание сложных
слов с
помощью
Соединительны
хгласных звуков

1

19. Безударные
гласные звуки.
Правописание и
способы проверки
одной и двух
Безударных
звуков в словах

1

логическогомышления
Закрепление
уменияобразовывать
сложные словапутемслияния
двухоснов.
Определениекорнейвсложныхс
ловах.
Правильное
написаниесоединительно
й гласной
всложныхсловах.
Развитие умения
составлятьсловосочетания и
предложениясословами.
Обогащение
словарного
запаса.Развитие
слухового
внимания
илогическогомышления
Закрепление правописания
однойили двух безударных
гласных вкорне слова,
проверяемыхударением.
Подбор проверочных
слов.Постановка ударения
впроверочныхсловах.
Запись слов с
пропущеннымибуквами.
Записьсловсбезударнымиг
ласнымиподдиктовку.
Расширение и
активизациясловарногозап
аса.
Развитиефонематическогослуха

словами
Образовываютсложныеслова,о
твечаяна
вопрос учителялогопеда.Составляют
словосочетания
собразованными
словами
Находят сложные слова
всловосочетаниях и
выделяюткорни с помощью
учителя-логопеда,выделяют
соединительныегласные

Выделяютбезударныегласныез
вуки в словах (одну
илинесколько).
Подбираютпроверочныесловак
слову с одной
безударнойгласной.
С помощью учителя –
логопедаподбирают
проверочные словак словам с
двумя безударнымигласными,
называют нужныегласные
буквы. Расширяютсловарный
запас черезнакопление«гнезд»
родственныхслов

Знаютпонятиесложногослова.О
бразовывают сложные
словаиздвух основ,выделяют
соединительные
гласные.Составляют
словосочетания ипредложения
с образованнымисловами.
Находят сложные слова
всловосочетанияхи
предложениях, объясняют
свойвыбор.
Выделяют корни в
сложныхсловах,
объясняютправописаниесоеди
нительныхгласных.
Пишут сложные слова
поддиктовку
Выделяют в слове
безударныегласные (одну или
несколько).Умеют подобрать
проверочныесловак
словусодной или
двумя безударными
гласными.Расширяют
словарный запасчерез
накопление
«гнезд»родственныхслов.
Записываютподдиктовкусловар
азной степени сложности
иподбирают к ним
проверочныеслова
22

ивосприятия
20. Парные звонкие
иглухие
согласные.Правоп
исание испособы
проверкивсловах

1

21. Грамматическиеп
ризнаки
именисуществите
льного
.
Значение
именисуществите
льноговречи

1

Закрепление умения
Изменяют слова по образцу
объяснятьправописание слов со
спомощью учителязвонкимиглухими согласными
логопеда.Вставляют
звуками наконцеи
пропущенные буквысопорой
всерединеслов.
нанаглядность.
Отработкаспособовпроверкин
Умеют закончить
аписания слов с
предложениепо картинке
помощьюсловоизменения
исловообразования.
Обогащение словарного
запаса.Развитие
фонематического
слухаивосприятия
Слово-29часов
Закреплениепонятияословах,о
Классифицируютиназываютс
бозначающихпредмет.
помощью учителяСовершенствованиенавыка
логопедаимена
дифференциацииодушевленного существительные иставят к
инеодушевленногопредмета.
ним правильныйвопрос.
Развитие умения ставить
Дифференцируютодушевлен
вопроскименисуществительном
ные
у.
инеодушевленныепредметыс
Употреблениевречив
опорой на
различныхформахвзависимостио картинныйматериал,
тсвязисдругимисловами.
собственные
Обогащение и
инарицательные с
расширениесловарногозап
помощьюнаводящихвопросо
аса.
в.
Развитие зрительного
Изменяют слова по
вниманияипамяти
образцу.Находят в
предложенииимена

Сравнивают
произношениеинаписание
согласных
на
концеивсерединеслова.
Изменяют
слова
по
образцу,подбираяпроверочн
ыеслова.
Вставляютпропущенные
буквы,подбираяпроверочныес
лова.
Умеют закончить
предложение,выбрав
подходящее слово посмыслу
Имеют представление
обименахсуществительны
х,ставят к ним
правильныйвопрос.
Выделяют
именасуществительные среди
другихслов.
Дифференцируютодушевленн
ые инеодушевленные
предметы,собственныеинариц
ательные.Знают
правописанием
именсобственных.
Изменяют слова по
числам.Находят в
предложении
именасуществительные
23

существительные
спомощьюучителя-логопеда

24

22. Согласованиеиме
нсуществительны
хсместоимениям
и

1

Развитие умения находить
впредложениях и тексте
личныеместоимения.
Закрепление
умениясогласовыват
ьимена
существительные
единственногои множественного
числа сместоимениями.
Упражнения в
правильномупотреблении
местоимений впредложении.
Развитиечувстваязыка

Находят в предложении
итексте личные местоимения
иназывают,накого они
указывают.
Заменяют имя
существительноенаместоимени
ев
предложениях и тексте
воизбежание повтора слов
спомощьюучителялогопеда

23. Правописаниеим
енсуществительн
ыхмужскогои
женского рода
сшипящей
наконцев
единственномчи
сле и
Р.П.множествен
ногочисла

1

Закрепление правописания
именсуществительныхмужского
и
женского рода с шипящей
наконце.
Развитие
орфографическойзоркости
ичувстваязыка

Определяют род
именсуществительных,
используяопорные
карточкиСоставляют
словосочетания,правильноза
писываяимена
существительные с шипящей
наконце.
Изменяютслова,образуя
множественное
числосуществительных
Р.п. пообразцу

Находят в предложении
итексте личные местоимения
иназывают,накого они
указывают.
Заменяют имя
существительноенаместоимени
ев
предложениях и тексте
воизбежание повтора
слов.Исправляют ошибки
всловосочетанияхи
предложениях,
заменяяместоимение и
правильносогласовываяег
оссуществительным
Определяют род
именсуществительны
х.
Знают правописание
именсуществительных с
шипящей наконце.
Составляют словосочетания
ипредложения,
правильнозаписывая
именасуществительные с
шипящей наконце.
Изменяют слова,
образуямножественноеч
исло
существительныхР.п

25

24. Слова,обозначаю
щиепредметы –
именасуществите
льные.Антонимы

1

25. Тренировочные
упражнения
ввыделении
словантонимов,обоз
начающихпредм
ет

1

Закрепление и
расширениепонятия«антон
имы».
Подбор слов-антонимов
кименам
существительным.Выборс
ловантонимовизпредложенны
хслов
Составление предложений
сантонимами.
Расширение пассивного
иактивногословарногозапаса
Совершенствование
навыкаправильного
распознавания,подбора и
употребления словантонимоввречи.
Развитие умения
закончитьпредложение
словом-антонимом.
Развитиеслуховоговнимания.
Обогащение и
активизациясловарногозап
аса

Читают по
карточкеопределени
епонятия
«антонимы».
Подбираютсловаантонимыкименамсуществит
ельнымсопорой на
наглядныйматериал.
Подбирают к
словам,обозначающим
предметслова-антонимы из
слов длясправок
Подбирают к
именамсуществительны
м слова-антонимы с
помощьюучителялогопеда.
Находят в
предложенииантонимичны
е пары спомощьюучителялогопеда

Знаютопределениепонятия
«антонимы».
Подбирают слова-антонимы
ксловам,обозначающим
предметы.
Находят в ряду слов
словаантонимы.
Выписывают
выделенныеслова,обозначающ
иепредметыиподбираюткниман
тонимы.
Составляютпредложениясос
ловамиантонимами
Подбирают к
словам,обозначающимпр
едметыслова-антонимы.
Находят в предложении
итекстеантонимичныепары.
Умеютзакончить
предложение,
подобравантонимыкнужны
мсловам

26

26.

Слова,обозначаю
щиепредметы –
именасуществите
льные.Синонимы

1

Закреплениепонятия
«синонимы».
Развитиеуменияподбиратьс
лова синонимы к
именамсуществительным.
Составление предложений
ссинонимами.
Расширение пассивного
иактивногословарногозапаса

Даютопределениепонятия
«синонимы».
Подбирают словасинонимык именам
существительнымс
помощью учителя-логопеда.
Подбирают к
словам,обозначающим
предмет,слова синонимы из
слов длясправок

Объясняютлексическое
значениепонятия
«синонимы».
Подбирают слова-синонимы
ксловам,обозначающим
предметы.
Выбираютврядусловсловасинонимы.
Составляютпредложениясос
ловамисинонимами

27

27. Тренировочные
упражнения
ввыделении
словсинонимов,
обозначающих
предмет

1

Развитиеуменияподбиратьки
менам
существительнымсинонимы.
Обоснование выбора
синонимов.Развитие умения
заменить впредложении и тексте
слово насинонимичное,
устраняяповторяющеесяслово.
Расширениесловарногозапаса.
Развитиеслуховоговнимания

28. Слова,обозначаю
щиепредметы –
именасуществите
льные.Омонимы

1

Закрепление представлений
ословахомонимах.
Работанадсемантикойслова(с
оотнесениесловаи
предмета).
Чтение стихотворений
смногозначными
словами.Развитие умения
слышать
вречиивыделятьмногозначные
слова.
Развитиечувстваязыка.
Расширение пассивного
иактивногословарногозапаса

Соотносят близкие
позначению слова
сиспользованием
наглядности.Подбирают
синонимы ксловам,заменяя
их в
предложении,используя
словадля справок.
Составляют предложения
сословамисинонимами
Читаюттекст,заменяяслован
асинонимы,используя
словадлясправок
Даютопределениепонятия
«омонимы».
Находятмногозначныеслова
по картинкам,
объясняютзначениеслов.
Составляют
словосочетанияизслов
омонимов

Соотносят близкие
позначениюслова.
Подбираютсинонимыкс
ловам, заменяя их
впредложении.
Списывают
предложенияпарами,
находят иподчеркиваютв
предложениях каждой
парысинонимы.
Читаюттекст,заменяяслован
асинонимы
Объясняют
лексическоезначение понятия
«омонимы».Читаютстихотворе
ние,находятслова омонимы,
объясняютзначениекаждого
слова.
Составляют словосочетания
ипредложения из
словомонимов.
Находят в тексте
многозначныеслова, заменяют
их словамисинонимами

28

29. Слова,обознач
ающиепризнак
и
предметов
–
имяприлагательн
ое.Значение
имениприлагате
льного.

1

Определение
синтаксическойроли имени
прилагательного вречи.
Умение находить словапризнаки в предложении
итекстепо вопросам.
Закрепление
уменияобразовывать
прилагательныеот
существительных,сравнитель
ной степениприлагательных.
Развитиепрактическогонавыкав
подборе имен
прилагательных
Развитие слухового внимания
ипамяти

Умеют классифицировать
иназывать с помощью
учителя-логопеда
слова,обозначающиепризнак
предмета и ставить к
нимправильныйвопрос.
Выделяют
именаприлагательныеиз
предложения с
помощьюучителялогопеда.
Умеютзакончить
предложения,
подбирая
посмыслу
подходящие
словапризнаки

Подбирают к
именамсуществительным
подходящиепо смыслу
слова,обозначающиепризнаки.
Ставят вопрос к
именамприлагательным
.
Выделяют
именаприлагательные
изпредложенияитекст
а,
обозначают его
графически.Умеют закончить
предложения,подбирая по
смыслуподходящие слова
признаки,образуя
прилагательные
отсуществительных и,
используясравнительную
степеньприлагательных

29

30. Слова,обознач
ающиепризнак
и
предметов –
имяприлагательно
е.Согласованиеим
ениприлагательно
го
сименемсуществи
тельнымв роде,
числе ипадеже

1

Определение рода
именприлагательных с
помощьювопросов.
Закреплениесинтаксической
функции падежей
присогласовании
именсуществительных с
именамиприлагательными.
Развитие умения находить
впредложении сочетания
именисуществительного с
именемприлагательным.
Правильное
употреблениепредлогов
при
составлениисловосочетани
йимен
прилагательныхсименем

Соотносят
именасуществительные
ссоответствующими
именамиприлагательными с
опорой
накартинныйматериал,
записывают словосочетания
ипредложения
Согласовывают
именасуществительныесиме
намиприлагательными в
роде,числе и падеже с
помощьюнаводящихвопрос
ов.
Умеют выделить
изпредложения
сочетаниясуществитель
ногос

Согласовывают
именасуществительные с
именамиприлагательнымиврод
е,числеипадеже.
Умеют выделить
изпредложения
сочетаниясуществитель
ногос
прилагательным
и
поставитьправильный
вопрос
от
именисуществительного.
Выделяютокончанияимен
прилагательных.
Вставляют
пропущенныеокончанияпри
лагательныхвпредложениии
тексте.

30

существительным
впредложенииитексте.
Развитиеорфографической
зоркостии чувства

прилагательным и
поставитьправильный вопрос
от именисуществительного с
помощьюучителя-логопеда

Вставляютпропущенныеименап
рилагательные в предложениеи
текст, соблюдая предложнопадежныеконструкции
Объясняют
лексическоезначение понятия
«антонимы».Подбирают словаантонимы ксловам,
обозначающим
признакпредмета.
Находят в ряду слов,
словаантонимы.
Выписывают
выделенныеслова,обозначающ
иепредметыи подбирают к ним
антонимы.Составляютпредлож
ениясо
словамиантонимами
Подбирают к
словам,обозначающим
признакпредмета словаантонимы.Находят в
предложении
итекстеантонимичныепары.
Умеютзакончить
предложение,
подобравантонимыкнужны
мсловам

31. Слова,обознач
ающиепризнак
и
предметов,
именаприлагател
ьные.Антонимы

1

Закреплениепонятия
«антонимы».
Подбор слов-антонимов
кименам
прилагательным.Выбор
слов антонимовизпредложенн
ыхслов
Составление предложений
сантонимами.
Расширение пассивного
иактивногословарногозапаса

Даютопределениепонятия
«антонимы».
Подбирают словаантонимык именам
прилагательным сопорой на
наглядныйматериал.
Подбирают к
словам,обозначающим
признакпредметасловаантонимыизсловдля справок

32. Именаприлагате
льныеантонимы,
тренировочныеу
пражнения в
ихвыделении

1

Закрепление
навыкаправильного
распознавания,подбора и
употребления словантонимоввречи.
Развитие умения
закончитьпредложение
словом-антонимом.
Развитиеслуховоговнимания.
Обогащение и
активизациясловарногозап
аса

Подбирают к
именамприлагательны
м слова-антонимы с
помощьюучителялогопеда.
Находят в
предложенииантонимичны
е пары спомощьюучителялогопеда

31

33. Слова,обознач
ающиепризнак
и
предметов,
именаприлагател
ьные.Синонимы

1

Закреплениепонятия
«синонимы».
Развитиеуменияподбиратьс
лова синонимы к
именамприлагательным.
Составлениепредложенийс

Даютопределениепонятия
«синонимы».
Подбирают словасинонимык именам
прилагательнымпомощью
учителялогопеда.Подбираютк
словам,

Объясняют
лексическоезначениепо
нятия
«синонимы».
Подбирают слова-синонимы
ксловам,
обозначающимпризнакпредме
та.

32

синонимами.
Расширение пассивного
иактивногословарногозапаса

обозначающимпризнак
предмета,словасинонимыизс
ловдля справок
Соотносят близкие
позначению слова
сиспользованиемнаглядности
.Подбирают синонимы
ксловам,заменяя их в
предложении,используясловад
лясправок.
Составляютпредложениясос
ловамисинонимами
Читаюттекст,заменяяслован
асинонимы,используя
словадлясправок
Даютопределениепонятия
«омонимы».
Находятмногозначныесловап
о картинкам,
объясняютзначениеслов.
Составляют
словосочетанияизсловомон
имов

34. Именаприлагате
льныесинонимы,
тренировочныеу
пражнения в
ихподборе

1

Развитиеуменияподбиратьки
менам
прилагательнымсинонимы.
Обоснование выбора
синонимов.Развитие умения
заменить впредложении и тексте
слово насинонимичное,
устраняяповторяющеесяслово.
Расширениесловарногозапаса.
Развитиеслуховоговнимания

35. Слова,обознач
ающиепризнак
и
предметов,
именаприлагател
ьные.Многозначн
остьприлагательн
ых

1

Закрепление представлений
ословахомонимах.
Формирование
уменияопределять
лексическоезначение
слов-омонимовЧтение
стихотворений
смногозначнымисловами
.
Развитие умения слышать
вречиивыделятьмногозначные
слова.
Правильное
построениевысказывания в
соответствии сегозначением.
Расширение пассивного
иактивногословарногозапаса.
Развитиечувстваязыка

Выбираютврядусловсловасинонимы.
Составляютпредложениясос
ловамисинонимами
Соотносят близкие
позначениюслова.
Подбираютсинонимыкс
ловам, заменяя их
впредложении.
Списывают
предложенияпарами, находят
иподчеркивают в каждой
парысинонимы.
Читаюттекст,заменяяслован
асинонимы
Объясняют
лексическоезначение понятия
«омонимы».Читаютстихотворе
ние,находятслова омонимы,
объясняютлексическое
значение каждогослова.
Дифференцируют
именаприлагательные (прямое
ипереносное значение
слова).Составляют
словосочетания ипредложения
из слов омонимов.Находят в
тексте многозначныеслова,
заменяют их
словамисинонимами

33

36. Слова,обознач
ающиепризнак
и
предметов,
именаприлагател
ьные.Образныесл
оваивыражения

1

37. Слова,обознач
ающиедействи
е
предметов –
глагол.
Значениеглагола.

1

Формирование
уменияопределять прямое
ипереносноезначениеслов.
Развитие
правильногоупотребления
образных слов ивыражений,
которые влияют
наяркостьивыразительность.
Расширениепассивногои
активногословарногозапаса.
Развитиечувстваязыка
Определениесинтаксической
роли глаголавречи.
Закрепление умения ставить
кглаголувопрос.
Развитиепрактическогонавыка
в подборе глаголов кименам
существительнымРазвитие
слухового внимания ипамяти

Дописывают подходящее
пообразу имя
прилагательное,используясл
овадлясправок.Находят в
связном
текстеобразныесравнения и
выраженияспомощьюу
чителя-логопеда

Умеют классифицировать
иназывать с помощью
учителя-логопеда
слова,обозначающиедействие
предмета и ставить к
нимправильныйвопрос.
Выделяют глаголы из
рядаслов с помощью
учителя-логопеда.
Находят в
предложенииглаголы

Умеют
подбиратьприлагательные к
именамсуществительным по
образу.Находят в
предложениях
исвязномтекстеобразныеслова
ивыражения.
Объясняютобразныеслова,к
оторые
выраженыприлагательным
и
Подбирают к
именамсуществительным
глаголы,подходящиепо
смыслу.
Ставят вопрос к глаголу
отимени
существительного.Выделя
ют глаголы из рядаслов.
Умеютзакончить
предложения, подбирая
посмыслуподходящиеслов
а,обозначающие
действиепредмета.
Находят
в
предложенииглаголы,
обозначают
егографически

34

38. Слова,обознач
ающиедействи
е
предметов –
глагол.
Словообразовани
еглаголов–

1

Закрепление
уменияобразовывать
глаголыпрефиксальнымсп
особом.
Выделениеприставкивглаголах.Р
азвитие умения
подбиратьподходящуюпо
смыслу
предложенияприставкувслова,

Образовывают
слова,обозначающиедейс
твияспомощьюприставки
.
Обозначают
приставкуграфически.
Вставляют подходящую
посмыслуприставкуспомощь
ю

Образовывают
слова,обозначающиедейс
твияспомощьюприставки
.
Обозначают
приставкуграфически.
Вставляют подходящую
посмыслуприставку.

35

образованиеслов,
обозначающих
действиепред
мета,
припомощипр
иставок
39. Правописаниераз
делительноготвер
дого знака
вприставках
вименахсуществи
тельныхи
глаголов,оканчив
ающихсянасоглас
ныйзвук

1

40. Слова,обознач
ающиедействи
е
предметов –
глагол.
Согласованиес
лов,обозначаю
щихдействие
предмета,
сословами,обозн
ачающимипредм
ет, в роде ичисле

1

обозначающие
действиепредмета.
Развитие и
обогащениесловарного
запаса.
Развитиечувстваязыка

учителя-логопеда
иликартинногоматери
ала

Подбирают в словосочетание
ипредложениенужный по
смыслуприставочныйглагол

Закрепление знаний
оправописании
разделительноготвердогознака
вприставках.
Различение раздельного
ислитного произношения
извучания глаголов с
приставкойнасогласный.
Формированиенавыка
фонематическогоанализасловио
рфографическойзоркости
Закрепление
умениясогласовыватьг
лаголы
прошедшеговременисименамис
уществительными в роде
ичисле.
Уточнение и
обогащениесловарногоза
паса.
Совершенствование
навыковграмматического
оформленияречи

Дополняют правило
написанияприставокнасогласн
ую.
Вставляютвслова
разделительный твердый знак
спомощьюучителя-логопеда
Выделяютприставку

Знают и умеют
правильноприменять правило
написанияприставокнасоглас
ную.
Вставляютвслова
разделительный твердый
знак.Выделяютприставкувсло
вах.Составляют предложения
изслов,данныхв«беспорядке»

Составляют словосочетания
сданнымиглаголами,подбирая
нужные по смыслу
именасуществительные.Выде
ляют
окончанияглаголовспомощьюу
чителя-логопеда

Составляют словосочетания
ипредложения с
даннымиглаголами, подбирая
нужные посмыслуимена
существительные.Выделяют
окончанияглаголов.
Согласовываютглаголы
данные в начальной форме
сименами существительными
впредложении

36

41. Слова,обознач
ающиедействи
е
предметов –
глагол.
Согласованиес
лов,обозначаю
щихдействие
предмета,
сличнымиместои
мениями вчислеи
лице

1

Практическое усвоение
навыкасогласования глагола с
личнымиместоимениями.
Изменение
словосочетанийглаголов с
местоимениями.Развитие
чувства языка
иукреплениеречевоговнимани
я

Образуют
словосочетанияглаголов с
местоимениями пообразцу,
акцентируяпроизнесение
окончаниявопросаи ответа.
Отвечают на вопросы
учителялогопедапростым
предложением

Образуют
словосочетанияглаголов с
местоимениями.Отвечают на
вопросы учителялогопеда
распространеннымпредложен
ием.
Составляютсложные
предложения,согласуяглаголсм
естоимением с опорой
насюжетнуюкартинку

42. Слова,обознач
ающиедействи
е
предметов,
глагол.
Антонимы

1

Закреплениепонятия
«антонимы».
Подбор слов-антонимов
кименам
прилагательным.Выбор
слов антонимовизпредложенн
ыхслов.
Словообразование
глаголовпрефиксальным
способом.Составление
предложений сантонимами.
Игра«Скажинаоборот»
Расширение пассивного
иактивногословарногозапаса

Даютопределениепонятия
«антонимы».
Подбирают словаантонимык глаголу с
опорой
нанаглядныйматериал.
Подбирают к
словам,обозначающим
действиепредметасловаантонимыизсловдля
справок.
Образовывают с
помощьюприставок
глаголы -антонимичные
данным сопорой на
наглядныйматериал

Объясняют
лексическоезначение понятия
«антонимы».Подбирают словаантонимы
ксловам,обозначающим
действие
предмета.Находят в ряду
слов словаантонимы.
Выписывают
выделенныеслова,обозначающ
иедействиепредмета и
подбирают к нимантонимы.
Образовывают с
помощьюприставок
глаголы антонимичныеданным.
Составляютсложные
предложения со
словамиантонимами

37

43. Тренировочные
упражнения
нанахождениеа
нтонимов
вконтексте

1

44. Слова,обознач
ающиедействи
е
предметов,
глагол.
Синонимы

1

Закрепление
навыкаправильного
распознавания,подбора и
употребления словантонимоввречи.
Развитие умения
закончитьпредложение
словом-антонимом.
Развитиеслуховоговнимания.
Обогащение и
активизациясловарногозап
аса
Закреплениепонятия
«синонимы».
Развитие
умения
подбиратьслова синонимы
к
глаголам.Составление
предложений ссинонимами.
Игра «Подбери
словечко»Расширение
пассивного
иактивногословарногозапаса

Подбирают к глаголам словаантонимы с
помощьюучителя-логопеда.
Находят в
предложенииантонимичны
е пары спомощьюучителялогопеда

Подбирают к
словам,обозначающим
действиепредмета словаантонимы.Находят в
предложении
итекстеантонимичныепары
глаголов.
Умеютзакончить
предложение,
подобравантонимыкнужны
мсловам

Даютопределениепонятия
«синонимы».
Подбираютслова-синонимык
глаголам помощью учителялогопеда.
Подбирают к
словам,обозначающим
действиепредмета,словасино
нимыизсловдля справок

Объясняют
лексическоезначениепо
нятия
«синонимы».
Подбирают слова-синонимы
ксловам,обозначающим
действиепредмета.
Выбираютврядусловсловасинонимы.
Составляютпредложениясос
ловамисинонимами

38

45. Тренировочные
упражнения
наразвитие
уменияподбират
ьсинонимы
ксловам,обознач
ающимдействие
предмета

1

Развитиеуменияподбиратьки
менам
прилагательнымсинонимы.
Обоснование выбора
синонимов.Развитие умения
заменить впредложении и тексте
слово насинонимичное,
устраняяповторяющеесяслово.
Расширениесловарногозапаса.
Развитиеслуховоговнимания

Соотносят близкие
позначению слова
сиспользованиемнаглядности
.Подбирают синонимы
ксловам,заменяя их в
предложении,используясловад
лясправок.
Составляютпредложениясос
ловами синонимами.
Читают текст,
вставляяподходящие по
смыслусинонимичные
глаголы,используясловадляс
правок

Соотносят близкие
позначениюслова.
Подбираютсинонимыкс
ловам, заменяя их
впредложении.
Списывают
предложенияпарами, находят
иподчеркивают в
предложенияхкаждойпарысин
онимы.
Читают
текст,
вставляяподходящие
по
смыслусинонимичныег
лаголы

39

46. Слова,обознач
ающиедействи
е
предметов,
глагол.
Многозначность
глаголов

1

Закрепление представлений
ословахомонимах.
Чтение стихотворений
смногозначными
словами.Развитие умения
слышать
вречиивыделятьмногозначные
слова.
Правильное
построениевысказывания в
соответствии сегозначением.
Расширение пассивного
иактивногословарногозапаса.
Развитиечувстваязыка

Даютопределениепонятия
«омонимы».
Находятмногозначныесловап
о картинкам,
объясняютзначениеслов.
Составляют
словосочетанияизсловомон
имов

47. Слова,обознач
ающиедействи
е
предметов,
глагол.
Образныеслова

1

Дописывают подходящий
пообразу глагол,
используясловадля справок.
Находят в предложении
исвязном тексте
образныесравнения и
выражения
спомощьюучителялогопеда

48. Фразеологизмы.
Фразеологически
еобороты

1

Формирование
уменияопределять прямое
ипереносноезначениеслов.
Развитие
правильногоупотребления
образных слов ивыражений,
которые влияют
наяркостьивыразительность.
Расширениепассивногои
активногословарногозапаса.
Развитиечувстваязыка
Формированиепонятия
«фразеологизм»,
«фразеологическийоборот»,
«крылатыесловаивыражения».
Усвоениепризнака
фразеологического оборота –
устойчивость.
Уточнениелексическогои

Заканчивают предложения
изсказок.
Читаютопределение
«фразеологическиеобороты».
Дополняют в
стихотворныхформах
фразеологизмынеобходимы
ми

Объясняют
лексическоезначение понятия
«омонимы».Читаютстихотворе
ние,находятслова омонимы,
объясняютлексическое
значениесловосочетаний.
Дифференцируют
глаголы(прямое и переносное
значениеслова).
Составляют предложения
изсловосочетаний.
Правильно
используютмногозначные
слова в устной иписьменной
речи, не нарушаясмысла
Умеют подбирать глаголы
кименамсуществительнымпо
образу.
Находят в предложении
исвязном тексте
образныеслова.
Правильно
используютобразные
выражения в
устнойиписьменной речи,не
нарушаясмысла
Заканчивают предложения
изсказок.
С помощью учителялогопедаформулируютопреде
ление
«фразеологическиеобороты».
Понимаютзначение
фразеологизмов, могут
40

словами,используясловадля
справок

егообъяснитьилинайтивсловар
е.

41

грамматического
значенияфразеологических
оборотов.Обогащение
пассивного
иактивногословаря
фразеологизмами

49. Составление
рассказа
изданных
предложений.
Определениете
мы,
главноймысли
рассказа

1

Связная устная речь–11часов
Закрепление умения
Составляют
рассказ
из
составлятьсвязный рассказ из
данныхпредложений,
предложений.Развитиеуменияоп располагая их вправильной
ределятьтему и главную мысль
последовательностиспомощьюу
рассказа.Беседапо рассказу.
чителя-логопеда.
Развитие навыка связной
Выделяютглавнуюмысльт
устнойречи
екста.
Отвечают на вопросы учителялогопеда
распространеннымпредложени
ем

Дополняют в
стихотворныхформах
фразеологизмынеобходимы
мисловами.
Составляют
сложныепредложения,исп
ользуяи
правильно согласовывая
словафразеологическогооборо
та
Составляют
рассказ
из
данныхпредложений,
располагая их вправильной
последовательности.
Изменяют
окончанияотдельных
слов.
Выделяют главную
мысльтекста.
Определяют тему
рассказа.Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
распространенным
исложнымпредложениемс
соблюдением
правилоформления

42

50. Составлениеплана
рассказа.Определ
ение типатекста

1

Развитие умения делить текст
начасти.
Определение типа
текста.Выделениеосновной
мыслирассказа.
Озаглавливание
рассказа.Составлениепланар
ассказа.

Читают текст
рассказа.Вставляют в текст
подходящиепо смыслу слова с
помощьюсловдля справок.
Предлагаютназваниерассказа.
Делят рассказ на части
спомощьюучителя-логопеда.

Читают текст
рассказа.Вставляют в текст
подходящиепосмыслуслова.
Определяют тип
текста.Озаглавливают
рассказ.Делят рассказ на
части.Соблюдают логику
даннойформы рассказа,
опираясь
настрогуюпоследовательнос
ть
информациисоставляютплан

43

51. Устноесочи
нение.Соста
влениерасск
азапо
данномуплану

1

Закрепление
умениясоставлятьописат
ельныйрассказпо плану.
Беседа по
рассказу.Развитие
уменияиспользовать в
текстераспространённые
илисложные
предложения.Развитие
навыков
устнойсвязнойречи.
Обогащение и
развитиесловарногозап
аса

Читают
предложенныйучителемлогопедом
планописательного
рассказа.Выделяютоснов
нуютемурассказа.
Отвечают на
вопросыучителя-логопеда
простымпредложением.
Предлагаютназваниерассказа

рассказа.
Читают
предложенныйучителемлогопедом
планописательного
рассказа.Выделяютоснов
нуютемурассказа.
Отвечают на
вопросыучителялогопедараспространенн
ымилисложнымпредлож
ением.
Предлагаютназваниерассказа.
Грамотно,четкои
последовательно
составляютрассказ.
Пересказывают
рассказ,учитывая связь
предложенийвтексте

44

52. Устноесочинени
е.Составлениера
ссказа
поопорнымслов
ам

1

Закрепление
умениясоставлять
описательныйрассказпоопо
рнымсловам.Составление
связноговысказывания по
опорнымсловам, и
словосочетаниям.Обогащен
ие и развитиесловарного
запаса наматериале
группыродственныхслов.
Обогащение и
развитиесловарногозап
аса.
Развитие умения
обращатьвнимание на
смысловуюсвязьмеждупредл
ожениями.

Читают опорные слова
исловосочетания.
Подбираютродственные,
однокоренныеслова.
Предлагают
названиерассказа.
Составляютпредложения,
опираясь на
опорныеслова/словосочет
ания

Читают опорные слова
исловосочетания.
Подбираютродственные,
однокоренныеслова.
Предлагают
названиерассказа.
Составляют
предложения,опираясь на
опорныеслова/словосочет
ания.
Грамотно,четкои
последовательно
составляютописательныйрас
сказ.
Пересказываютрассказ

45

53. Устноесочи
нение.Соста
влениерасск
азаописания

1

Развитиенавыковустной
связнойречи
Закрепление
умениясоставлятьописат
ельныйрассказ по
вопросамучителялогопеда.
Беседа по
рассказу.Развитие умения
составлятьполный ответ на
вопросучителялогопеда,учитываясвязьсло
ввтексте.
Развитие
уменияустанавливать
связьзаголовкастемойтек
ста.Развитие
уменияиспользовать в
текстераспространённые
исложныепредложения.
Развитие навыков
устнойсвязнойречи

Отвечают на
вопросыучителя-логопеда
простымпредложением.
Читают
составленныепредло
жения.
Предлагаютназваниерассказа

Отвечают на вопросы учителялогопеда
распространеннымпредложен
ием.
Умеютобъяснятьлексическоез
начениеслов.
Грамотно,четкои
последовательно
составляютописательныйрас
сказ.
Предлагают
названиерассказа.
Пересказываютрассказ

46

54. Устноесочи
нение.Соста
влениерасск
аза
повопросам

1

Закрепление
умениясоставлятьописат
ельныйрассказ по
вопросамучителялогопеда.
Беседа по
рассказу.Развитие умения
составлятьполный ответ на
вопросучителялогопеда,учитываясвязьсло
ввтексте.
Развитие
уменияустанавливать
связьзаголовкастемойтек
ста.

Отвечают на
вопросыучителя-логопеда
простымпредложением.
Читают
составленныепредло
жения.
Предлагаютназваниерассказа

Отвечают на вопросы учителялогопеда
распространеннымпредложени
ем.
Умеютобъяснятьлексическоез
начениеслов.
Грамотно,четкои
последовательно
составляютописательныйрас
сказ.
Предлагают
названиерассказа.
Пересказываютрассказ

47

55. Устноесочине
ние.Составлен
иерассказапоег
оназванию
иначалу

1

56. Устноесочин
ение.Работа
надсоставлен
иемрассказа.
Придумывание
окончаниярасс
каза

1

Развитие
уменияиспользовать в
текстераспространённые
исложные
предложения.Развитие
навыков
устнойсвязнойречи
Развитие умения
продолжатьрассказ,опираясьнае
гоначало.Беседапо рассказу.
Установление причинноследственных связей
всодержаниирассказа.
Соблюдение
последовательностидействий
при составлениирассказа.
Развитие образного мышления
ивоображения.
Развитие навыков устной
связнойречи
Развитиеумениязаканчиватьр
ассказ.
Беседа по
рассказу.Установление
причинно-следственных
связей
всодержаниирассказа.
Соблюдение
последовательностидействий
при составлениирассказа.
Развитие образного мышления
ивоображения.
Развитие навыков устной

Прослушивают(прочитывают)
началорассказа.
Определяют, какая это
частьрассказа (начало,
середина,конец) с помощью
наводящихвопросов.
Составляют план рассказа
спомощьюучителялогопеда

Прослушивают(прочитывают)
началорассказа.
Определяют,какаяэточастьр
ассказа (начало,
середина,конец).
Составляют план
рассказа.Составляют рассказ,
используятворческое начало, и
опираясьнасоставленный план.
Пересказываютрассказ

Прослушивают(прочитывают)
рассказ.
Определяютглавнуюмысльит
емурассказа.
Предлагаютназваниерассказа.
Составляют план рассказа
спомощьюучителя-логопеда.
Придумывают
окончаниерассказа, используя
простыераспространенныепред
ложения

Прослушивают(прочитывают)
рассказ.
Определяют главную мысль
итемурассказа.
Озаглавливают
рассказ.Составляютпланра
ссказа.Придумывают
окончаниерассказа,
используясложносочинен
ные исложноподчиненные
предложения.Пересказ
ываютрассказ
48

связнойречи

49

57. Работа
надвыбороч
нымпересказ
ом

1

Чтениерассказа.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Установление причинноследственных связей
всодержаниирассказа.
Выяснение
последовательностидействийвр
ассказе.
Выборочныйпересказпопамяти

58. Работа
надполным
пересказом

1

Чтениерассказа.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Нахождениеглавноймыслир
ассказа.
Деление текста на
части,озаглавливание
частей.Составление плана
рассказа.Полныйпересказ

59. Работа
надполнымперес
казом сзаменой в
текстелицарасск
азчика

Чтениерассказа.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Нахождениеглавноймыслир
ассказа.
Деление текста на
части,озаглавливание
частей.Составление плана
рассказа.Полныйпересказ

Читают рассказ
иустанавливаютпричинно
следственныесвязиспомощьюу
чителя-логопеда.
Отвечают на вопросы учителялогопедапростыми
предложениями.Пересказы
ваютвыборочносодержани
ерассказас
помощьюнаводящихвопросов
Читают рассказ и
находятглавнуюмысльспо
мощьюучителя-логопеда.
Отвечают на вопросы учителялогопедапростыми
предложениями.Озаглавливают
частирассказаисоставляют план
с помощьюучителя-логопеда.
Пересказывают
содержаниерассказа в полном
объеме
спомощьюнаводящихвопросов
Читают рассказ и
находятглавнуюмысльспо
мощьюучителя-логопеда.
Отвечают на вопросы учителялогопедапростыми
предложениями.Озаглавливают
частирассказаисоставляют план
с помощьюучителя-логопеда.
Пересказываютсодержание

Читают рассказ
иустанавливают
причинноследственныесвязи.
Отвечают на вопросы учителялогопеда
распространеннымипредложен
иями.
Пересказываютвыборочно
содержаниерассказа
Читают рассказ и
находятглавную мысль
рассказа.Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
распространеннымипредложен
иями.
Делят текст на
части.Озаглавливаютчастирас
сказа.Составляютплан.
Пересказывают
содержаниерассказавполно
мобъеме
Читают рассказ и
находятглавную мысль
рассказа.Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
распространеннымипредложен
иями.
Делят текст на
части.Озаглавливаютчастирас
сказа.Составляютплан.
Пересказывают
50

содержаниерассказавполно
мобъеме,

51

60. Изложениеповествование
наосновезрительн
оговосприятия
текстапо
вопросам
ккаждому
предложению

1

61. Изложениеповествование
наосновезрительн
оговосприятия
текстапо
готовомуплану,
опорнымсловам

1

рассказа в полном объеме
спомощьюнаводящихвопросов,
заменяяпервоелицотретьим
Связнаяписьменнаяречь–5часов
Прослушивают
Формирование умения
писатьизложениеповопросам.
выразительноечтение текста
учителем-логопедом.
Закрепление
Читают текст
уменияустанавливать связь
вслух.Озаглавливают
заголовка стемой.
Составление предложений
текст.Отвечают на вопросы
повопросам.
учителя-логопеда
полнымраспространенным
Определение типа
предложением.
текста.Развитие письменной
связнойречи
Записываюттекст

Формирование умения
писатьизложение по готовому
плану иопорнымсловам.
Развитие умения
устанавливатьпоследовательно
сть частей втексте.
Определение типа
текста.Развитие письменной
связнойречи

Прослушивают
выразительноечтение текста
учителем-логопедом.
Читают текст вслух.
Умеютобъяснить название
текста.Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
полнымраспространенным
предложением, опираясь
напланиопорныеслова.
Записываюттекст

заменяяпервоелицотретьим

Прослушивают
выразительноечтение текста
учителем-логопедом.
Читаюттекствслух.
Выделяют основные признаки
имысльтекста.
Определяют тип
текста.Отвечают на вопросы
учителя-логопеда
полнымраспространенным
предложением.Перес
казываюттекст,испол
ьзуявопросы.
Записывают текст и
выполняютсамопроверку
Прослушивают
выразительноечтение текста
учителем-логопедом.
Читаюттекствслух.
Выделяют основные признаки
имысльтекста.
Определяют тип
текста.Умеют объяснить
названиетекста.
Отвечают на вопросы учителялогопеда
полнымраспространенным
предложением,опираясьна
52

62. Сочинениеповествование
посерии
картинок
ивопросам

1

Знакомствоспонятием
«сочинение»
Формирование
уменияписьменно излагать
рассказ
посериикартинокивопросам.
Закрепление умения
составлятьполный ответ на
вопрос учителя-логопеда,
учитывая связь слов
впредложении.
Развитие
уменияиспользовать в
текстераспространённы
е илисложные
предложения.Обогаще
ние и
развитиесловарногозап
аса.
Развитие
навыковписьменнойсвяз
нойречи

Рассматривают
сериюсюжетных
картинок.Располагают
сюжетныекартинки в
правильнойпоследоват
ельности.
Определяют тему
сочинения.Рассматривают
каждуюкартинку и
составляют по
нейпростыепредложения.
Предлагают
названиесочинения.
Записывают
составленноесочинениепо
образцу

план и опорные
слова.Пересказывают
текст,используя план
текста иопорныеслова.
Записывают текст и
выполняютсамопроверку
Рассматривают
сериюсюжетных
картинок.Располагают
сюжетныекартинки в
правильнойпоследоват
ельности.
Определяют главную мысль
итемусочинения.
Определяют тип
текста.Рассматривают
каждуюкартинку и составляют
по нейраспространенные
предложения.
Предлагают
названиесочинения.
Грамотно,четкои
последовательно
составляютрассказ.
Составляютустноесочинение,у
читываясвязьпредложенийвте
ксте.
Записывают
коллективносоставленно
есочинение

53

63. Сочинение –
описаниепре
дмета

1

Закреплениеуменияписатьс
очинениепо плану.
Повторение признаков
истроения текстаописания.Формирование
умения строитьсобственное
описание
поаналогиисобразцом.
Обогащение и
развитиесловарногозап
аса.
Развитие
навыковписьменнойсвяз
нойречи

64. Сочинение
понаблюдениям
засезоннымииз
менениямивесн
ой

1

Развитие умение
замечатьосновныепризнакиврем
енигода
«Весна».
Закрепление умения
писатьсочинение по плану,
опорнымсловам.
Использование
средстввыразительности для
описаниянаблюдений.
Обогащение и
развитиесловарногозап
аса.
Развитиенавыковписьменнойс
вязнойречи

Прослушивают план рассказаописания.
Определяют
основную
мысль.Предлагаютзаголовок.
Определяют
количество
частейврассказе.
Отвечают на вопросы учителялогопеда,
опираясь
на
опорнуютаблицу.
Составляют устный рассказописание. с помощью учителялогопеда.
Записывают план сочинения
втетрадь.
Записывают
составленноесочинениепо
образцу
Прослушивают
музыкальноепроизведение
П.И.Чайковскогоизциклапроиз
ведений
«Временагода».
Описываюткартину,которуюо
ни представили в
процессепрослушивания.
Указывают приметы
раннейвесны.
Отвечают на вопросы учителялогопеда
полнымраспространенным
предложением.
Определяютосновнуюмысльит
емусочинения.

Прослушивают план рассказаописания.
Определяютосновнуюмысль.
Предлагаютзаголовок.
Определяютколичествочастейв
рассказе.
Отвечают на вопросы учителялогопеда
полнымраспространенным
предложением, опираясь
наопорнуютаблицу.
Составляют устный рассказописание.
Записывают план сочинения
втетрадь.
Пишут сочинение-описание
поплану
Прослушивают
музыкальноепроизведениеП.И.
Чайковскогоизциклапроизведе
ний
«Временагода».
Описываюткартину,которуюо
ни представили в
процессепрослушивания.
Указывают приметы
раннейвесны.
Отвечают на вопросы учителялогопеда
полнымраспространенным
предложением.
Определяютосновнуюмысльит
емусочинения.
54

Записывают
составленноесочинениепо
образцу

65. Работа
надтехникойчтен
иявыразительность
юпрочитанного
66. Работа
надтехникой
чтения.Ударение
–
компонентинтон
ации

1

67.

1

Обследование
устнойречи

1

Работа над выразительностью чтения–2часа
Развитие
Читают текст
навыковвыразительного
выразительнопосле
чтения.Развитие умения
предварительногоразбора.
правильнойпостановки
Слушают и выделяют слово,
логического
накотором сделано
иинтонационногоударения.
логическоеударение.
Работа над
Читают предложения
интонационнойвыразитель
справильнойинтонацие
ностьюречи.
й
Развитие навыков
связнойустнойречи
Обследование устной и письменной речи–2часа
Чтение слов,
Читают доступный
предложений,простыхтекс
текст.Отвечают на вопросы
тов.
спомощью наводящих
Ответы на вопросы учителявопросовучителя-логопеда
логопеда.
Пересказ
прочитанного(прослуш
анного)текста

Составляют план
сочинения,называютопорны
еслова.
Пишутсочинение,опираясьнан
аблюдения, план и
опорныеслова.
Записываютсочинение
Читаюттекствыразительно.
Умеютвыделять
логическим ударением
главноево фразе в зависимости
от еесмысла.
Соблюдают паузу, интонацию
ввопросах, ответах, при чтении
ипересказесвязныхтекстов

Читают текст
правильно,правильно,
целыми словами,осознано,
соблюдая паузы
назнакахпрепинания.
Пересказывают
прочитанныйматериал

55

68.

Обследование
письменнойр
ечи

1

Написание
диктанта.Работанадо
шибками

Пишутподдиктовкутекстп
осле
предварительногоразбора

Умеютписатьподдиктовкут
екст.
Умеют находить
допущенныеошибкииисправл
ятьихпослепредварительного
анализа иразбораучителемлогопедом

56


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».