Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова Н.И. Приказ № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по Логопедии для обучающихся 6б класса на 2023-2024 уч. год Составитель: Дзбановская Н.А. учитель - логопед первая квалификационная категория Реж - 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 6 классе рассчитана на 68 часов (34 учебные недели) и составляет 1 час в неделю в форме групповых занятий, 1 час подгрупповые занятия, 1 час в неделю отводится на индивидуальные коррекционные занятия (по отдельному плану) – 3 часа в неделю: 9 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 6 часов, с 25 мая по 30 мая - 3 часа). 59 часов – на коррекционные групповые и подгрупповые логопедические занятия. Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 6 классе определяет следующую цель и задачи: Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык». Задачи коррекционного курса: повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся; осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок; закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности; расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении; вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма; обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии. Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 6 класс. – М.: «Просвещение», 2022 г. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны закрепление учебного материала. Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. 2 Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий. Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов: практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки; наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами; словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов: Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности. Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий. Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися. В структуру занятия могут входить: упражнения для развития артикуляционной моторики; упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; дыхательная гимнастика; коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; формирование фонематических процессов; работа со словами, звуко-слоговой анализ слов; работа над предложением, текстом; обогащение и активизация словарного запаса. Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения. Содержание разделов № Название раздела п/п Количество Контрольные часов работы 2 1. Обследование устной и письменной речи 9 2. Звуки и буквы 1 3. Согласные звуки и буквы 4 4. Предложение. Текст 3 5. Состав слова 11 6. Приставка и предлог 3 7. Слово 20 8. Связная устная речь 15 9. Работа над выразительностью чтения 2 Итого: 3 68 2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией; умение вступать в контакт и общаться со сверстниками по теме занятий в урочное и внеурочное время; умение произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; умение обращаться за помощью и принимать помощь; умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации; развитие мотивации к овладению устной речью. Предметные: Минимальный уровень: выделять имя прилагательное, определять падежные окончания; грамматически правильно связывать слова в предложении; производить звуко-слоговой анализ и синтез слова; быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль; пользоваться различными способами словообразования и словоизменения; писать под диктовку простой текст; осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение; составлять рассказ на определенную тему. Достаточный уровень: уметь располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем; дифференцировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки; проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова или подбора родственных слов; находить однокоренные слова; делать морфемный анализ слов; образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов; дифференцировать приставки и предлоги; объяснять лексическое значение слов; грамматически правильно оформлять предложения, интонационно правильно произносить их; строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя логические ударения, читать «про себя»; работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. владеть отдельными видами пересказов; уметь составлять рассказы на заданную тему, по серии картин; писать под диктовку тексты (50-55 слов); активизировать усвоенную лексику через речевую практику. 4 Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. Система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта. Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года). В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности. Предлагается 4 уровня успешности: высокий – 100 - 80%; выше среднего – 79,9 -65%; средний – 64,9 - 45%; низкий – 44,9% и ниже. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого развития. 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ групповые занятия по коррекции нарушений письменной речи Тема курса Предметное содержание Кол-во часов № 1 Обследование навыка чтения 1 2 Обследование навыка письма 1 3. Гласные и согласные звуки и буквы. Их различение 1 Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Обследование устной и письменной речи – 2 часа Чтение текстов. Читают простой текст целыми Ответы на вопросы учителясловами. логопеда. Отвечают на вопросы с опорой Пересказ прочитанного на картинку (прослушанного) текста Написание диктанта Пишут под диктовку доступный текст после предварительного разбора Звуки и буквы – 1 час Сравнение и различение Различают на слух гласные и гласных и согласных звуков на согласные буквы с опорой на слух и в собственном схемы. произношении. Подбирают слова на гласные и Развитие умения слышать согласные звуки с помощью заданный звук в ряду других учителя-логопеда. звуков. Определяют Выделение звука на фоне наличие/отсутствие полного слова. гласного/согласного в слове с Обозначение звука условным опорой на наглядность. значком. Определяют Подбор слов, начинающихся с последовательность звуков в заданного звука словах с помощью учителя(гласного/согласного). логопеда Определение последовательности звуков в словах. Развитие слухового восприятия Согласные звуки и буквы – 2 часа Читают текст правильно, целыми словами, осознанно, соблюдая паузы на знаках препинания. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением. Пересказывают прочитанный текст Умеют писать под диктовку текст Сравнивают и различают гласные и согласные звуки. Выявляют особенности звуков при произношении. Различают на слух гласные и согласные буквы. Умеют находить заданную гласную и согласную букву из ряда букв. Подбирают слова на гласные и согласные звуки. Определяют наличие/отсутствие гласного/согласного в слове. Определяют последовательность звуков в словах 4. Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и в середине слова 1 5. Тренировочные упражнения на правописание слов с парными звонкими и глухими согласными 1 6. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. Грамматическое оформление предложений 1 7 Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст 1 Сравнение звонких и глухих согласных звуков по артикуляции. Развитие умения объяснять правописание слов со звонкими глухими согласными звуками на конце и в середине слов. Отработка способов проверки написания слов с помощью словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия Изменяют слова по образцу с помощью учителя-логопеда. Вставляют пропущенные буквы с опорой на наглядность. Умеют закончить предложение по картинке Предложение. Текст – 2 часа Составление предложений из Составляют предложение из слов, данных в начальной разрозненных слов, соблюдая форме. нормы согласования с Упражнения в грамматическом помощью учителя-логопеда. оформлении предложений. Отвечают на вопрос учителяПроизнесение предложений с логопеда, используя данные различной интонацией. слова и соблюдая правильный Развитие умения составлять порядок слов. предложения по опорному слову Передают интонацию голосом с заданным количеством слов. с опорой на знаки в конце Формирование навыков предложения зрительного и слухового вербального анализа Составление связного текста из С помощью учителя-логопеда отдельных предложений. и наводящих вопросов Закрепление умения составлять устанавливают причиннопредложения, соблюдая следственные связи. правильный порядок слов. Отвечают на вопрос учителяОпределение темы текста. логопеда простым Развитие умения придумать предложением. заголовок к тексту. Составляют предложения из Развитие ориентировки в данных слов с помощью языковом материале опорных схем 7 Сравнивают произношение и написание согласных на конце и в середине слова. Изменяют слова по образцу, подбирая проверочные слова. Вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. Умеют закончить предложение, выбрав подходящее слово по смыслу Составляют предложение из разрозненных слов, соблюдая нормы согласования. Отвечают на вопрос учителя-логопеда, используя данные слова и соблюдая правильный порядок слов. Выделяют голосом слова, важные по смыслу предложения. Называют слова, которые нужно писать с заглавной буквы. Выделяют подлежащее и сказуемое. Умеют передать различную интонацию конца предложения Умеют устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Выделяют признаки связного текста. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным грамматически правильно оформленным предложением. Составляют предложения из данных слов. Располагают предложения в правильном порядке. Могут озаглавить текст 8. Корень как показатель лексического значения слова 1 9. Часть слова - приставка 1 10. Образование слов с помощью приставки 1 11. Часть слова – суффикс 1 Состав слова – 6 часов Роль корня как значимой части слова. Выделяют корень в словах с Общее лексическое значение помощью учителя-логопеда. родственных слов. Подбирают однокоренные слова Подбор однокоренных слов к данным из слов для справок. словам. Называют однокоренные слова с Называние слов с общим корнем. опорой на сюжетную картинку. Выделение корня в словах. Исключают “лишние” слова, не Дифференциация слов с одинаковым подходящего по смыслу к группе корнем, но разным смысловым родственных слов с помощью значением. учителя-логопеда Развитие навыка словообразования и подбора однокоренных слов. Расширение словарного запаса за счет уточнения значения слов Определение смыслового Находят часть слова, стоящую значения приставок. перед корнем. Закрепление знаний о правописании Выделяют приставку в словах с приставок. помощью учителя-логопеда. Развитие умения образовывать слова Образовывают слова приставочным способом. приставочным способом, с опорой Изменение лексического значения на наглядный материал. слова с помощью приставок. Составляют словосочетания Выделение приставки в словах. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления Закрепление понятия «суффикс» и Образовывают слова навыка образования слов при помощи приставочно-суффиксальным различных суффиксов. способом с опорой на картинный 8 Выделяют в каждом «гнезде» родственных слов главное, несущее основной смысл, от которого образованы все слова данной группы. Находят и выделяют корень в словах. Умеют подобрать однокоренные слова по корню слова. Выделяют на слух однокоренные слова. Умеют различать слова с одинаковым корнем, но разным смысловым значением. Образовывают однокоренные слова. Исключают “лишние” слова (слов), не подходящего по смыслу к группе родственных слов Умеют дать определение приставки. Выделяют приставку в словах, обозначают ее графически. Образовывают слова приставочным способом. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами. Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу глаголы со значением движения Умеют дать определение суффикса. Образовывают слова с при помощи суффиксов. 12. Образование слов с помощью суффиксов 1 Выделение общей части образованных слов. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Определение смыслового значения суффиксов. Изменение лексического значения с помощью суффиксов. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления материал. Выделяют приставки и суффиксы с помощью учителя-логопеда. Составляют словосочетания с образованными словами 13. Образование слов с помощью суффиксов и приставок 1 Закрепление знаний и практических способов словообразования. Формирование умения определять способ словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления. Образовывают слова приставочносуффиксальным способом с опорой на картинный материал. Выделяют приставки и суффиксы с помощью учителя-логопеда. Составляют словосочетания образованными словами Выделяют суффикс в словах, обозначают его графически. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами Образовывают слова приставочносуффиксальным способом. Находят и обозначают графически приставки и суффиксы. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами Приставка и предлог – 1 час 14. Предлог, как самостоятельное слово. Составление словосочетаний с предлогами 1 Различают пространственное значение предлогов. Выполняют инструкции учителялогопеда. Правильно используют предлоги с помощью учителялогопеда при составлении словосочетаний Закрепление представления о предлоге, как самостоятельной единицы речи. Развитие навыка распознавания и написания предлогов. Составление словосочетаний с предлогами. Развитие и уточнение пространственных представлений 9 Правильно пишут предлоги со словами, объясняя раздельное написание. Умеют найти и исправить ошибки в употреблении предлогов. Отвечают на вопросы учителялогопеда. Соединяют пары слов с помощью предлогов, образуя словосочетания Вставляют пропущенные предлоги в словосочетания Слово - 11 часов 15. Грамматические признаки слов, обозначающих предмет – имя существительное 1 Закрепление понятия о словах, обозначающих предмет. Совершенствование навыка дифференциации одушевленного и неодушевленного предмета. Развитие умения ставить вопрос к имени существительному. Обогащение и расширение словарного запаса. Развитие зрительного внимания и памяти 16 Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Антонимы 1 17. Подбор антонимов к слову, нахождение антонимов в предложении и тексте 1 Закрепление и расширение понятия «антонимы». Подбор слов-антонимов к именам существительным. Выбор слов - антонимов из предложенных слов Игра «Подбери пару». Составление предложений с антонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса Совершенствование навыка правильного распознавания, подбора и употребления словантонимов в речи. Развитие умения закончить предложение словомантонимом. Развитие слухового внимания. Обогащение и активизация 10 Классифицируют и называют с помощью учителя-логопеда имена существительные и ставят к ним правильный вопрос. Называют предмет по его признаку и действию с помощью учителя-логопеда. Дифференцируют одушевленные и неодушевленные предметы с опорой на картинный материал. Изменяют слова по образцу Читают по карточке определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к именам существительным с опорой на наглядный материал. Подбирают к словам, обозначающим предмет словаантонимы из слов для справок Имеют представление об именах существительных, ставят к ним правильный вопрос. Называют предмет по его признаку и действию. Выделяют имена существительные среди других слов. Дифференцируют одушевленные и неодушевленные предметы. Изменяют слова по числам Подбирают к именам существительным словаантонимы с помощью учителялогопеда. Находят в предложении антонимичные пары с помощью учителя-логопеда Подбирают к словам, обозначающим предметы слова-антонимы. Находят в предложении и тексте антонимичные пары. Умеют закончить предложение, подобрав антонимы к нужным словам Знают определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим предметы. Находят в ряду слов слова антонимы. Выписывают выделенные слова, обозначающие предметы и подбирают к ним антонимы. Составляют предложения со словами антонимами словарного запаса 18. Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Синонимы 1 19. Подбор синонимов к слову, нахождение синонимов в предложении и тексте 1 20. Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Многозначность - слова омонимы 1 Закрепление понятия «синонимы». Развитие умения подбирать слова синонимы к именам существительным. Игра «Подбери словечко». Составление предложений с синонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса Развитие умения подбирать к именам существительным синонимы. Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в предложении и тексте слово на синонимичное, устраняя повторяющееся слово. Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания Формирование представлений о словах омонимах. Работа над семантикой слова (соотнесение слова и предмета). Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова. Развитие чувства языка. Расширение пассивного и активного словарного запаса 11 Дают определение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к именам существительным с помощью учителя-логопеда. Подбирают к словам, обозначающим предмет, слова синонимы из слов для справок Объясняют лексическое значение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим предметы. Выбирают в ряду слов слова-синонимы. Составляют предложения со словами синонимами Соотносят близкие по значению слова с использованием наглядности. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении, используя слова для справок. Составляют предложения со словами синонимами Читают текст, заменяя слова на синонимы, используя слова для справок Читают по карточке определение понятия «омонимы». Находят многозначные слова по картинкам, объясняют значение слов. Составляют словосочетания из слов омонимов Соотносят близкие по значению слова. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении. Списывают предложения парами, находят и подчеркивают в предложениях каждой пары синонимы. Читают текст, заменяя слова на синонимы Знают определение понятия «омонимы». Читают стихотворение, находят слова омонимы, объясняют значение каждого слова. Составляют словосочетания и предложения из слов омонимов. Находят в тексте многозначные слова, заменяют их словами синонимами 21. Грамматические признаки слов, обозначающих признак предмета – имя прилагательное 1 Определение синтаксической роли имени прилагательного в речи. Закрепление умения ставить к имени прилагательному вопрос. Развитие практического навыка в подборе имен прилагательных Развитие слухового внимания и памяти Умеют классифицировать и называть с помощью учителялогопеда слова, обозначающие признак предмета и ставить к ним правильный вопрос. Выделяют имена прилагательные из ряда слов с помощью учителя-логопеда 22. Согласование имен прилагательных с именем существительным в роде, числе (в именительном падеже) 1 Определение рода имен прилагательных с помощью вопросов. Закрепление согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Образование новых слов, обозначающие признак предмета от имен существительных. Развитие орфографической зоркости и чувства языка Соотносят имена существительные с соответствующими именами прилагательными с опорой на картинный материал, записывают словосочетания. Согласуют имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Заканчивают предложения, используя имена прилагательные, выделяя голосом их окончания 23. Согласование имен прилагательных с именем существительным в родительном и винительном падежах Согласование имен прилагательных с именем существительным в дательном падеже 1 Согласование имен прилагательных с именем существительным в творительном падеже 1 Закрепление синтаксической функции падежей при согласовании имен существительных с именами прилагательными. Развитие умения находить в предложении сочетания имени существительного с именем прилагательным. Правильное употребление предлогов при составлении словосочетаний имен прилагательных с именем Согласовывают имена существительные с именами прилагательными в падеже с помощью наводящих вопросов. Умеют выделить из предложения сочетания существительного с прилагательным и поставить правильный вопрос от имени существительного с помощью учителя-логопеда 24. 25. 1 12 Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки. Ставят вопрос к именам прилагательным. Выделяют имена прилагательные из ряда слов. Умеют закончить предложения, подбирая по смыслу подходящие слова признаки Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные нужного рода и числа, составляют словосочетания. Образуют однокоренные имена прилагательные от имен существительных. Заканчивают предложения, используя имена прилагательные, выделяя голосом их окончания. Записывают текст, вставив в предложения подходящие по смыслу прилагательные Согласовывают имена существительные с именами прилагательными в падеже. Умеют выделить из предложения сочетания существительного с прилагательным и поставить правильный вопрос от имени существительного. Выделяют окончания имен прилагательных. Вставляют пропущенные окончания прилагательных в предложении и тексте. Вставляют пропущенные имена прилагательные в предложение и текст, соблюдая предложно-падежные 26. Согласование имен прилагательных с именем существительным в предложном падеже 1 27. Устное сочинение. Составление описательного рассказа по вопросам 1 28. Устное сочинение. Составление описательного рассказа по вопросам 1 существительным в предложении и тексте. Развитие орфографической зоркости и чувства языка Связная устная речь – 5 часов Развитие умения составлять Отвечают на вопросы учителяописательный рассказ по логопеда простым вопросам учителя-логопеда. предложением. Формирование умения Читают составленные составлять полный ответ на предложения. вопрос учителя-логопеда, Предлагают название рассказа учитывая связь слов в тексте. Развитие умения устанавливать связь заголовка с темой текста. Развитие умения использовать в тексте распространённые и сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи 13 конструкции Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением. Умеют объяснять лексическое значение слов. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Предлагают название рассказа. Пересказывают рассказ 29. Устное сочинение. Составление описательного рассказа по опорным словам и картинкам 1 30. Устное сочинение. Составление описательного рассказа по опорным словам и картинкам 1 31. Устное сочинение. Составление описательного рассказа по мнемотаблицам 1 Развитие умения составлять описательный рассказ, по опорным словам, и картинкам. Составление связного высказывания, по опорным словам, и словосочетаниям. Обогащение и развитие словарного запаса на материале группы родственных слов. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие умения обращать внимание на смысловую связь между предложениями. Развитие навыков устной связной речи Читают опорные слова и словосочетания. Подбирают родственные, однокоренные слова. Предлагают название рассказа. Рассматривают картинку и составляют по ней предложения, опираясь на опорные слова/словосочетания Читают опорные слова и словосочетания. Подбирают родственные, однокоренные слова. Предлагают название рассказа. Рассматривают картинку и составляют по ней предложения, опираясь на опорные слова/словосочетания. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ Развитие умения составлять описательный рассказ с использованием мнемотаблиц. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие умения использовать в тексте распространённые предложения. Развитие навыков устной связной речи Отгадывают загадку по лексической теме с опорой на предметную картинку. Отвечают на вопросы учителялогопеда простым предложением, опираясь на символы, изображенные в мнемотаблице и наводящие вопросы учителялогопеда. Предлагают название рассказа Отгадывают загадку по лексической теме. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением, опираясь на символы, изображенные в мнемотаблице. Подбирают слова-признаки, опираясь на знаковую схему. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ 14 Работа над выразительностью чтения – 1 час 32. Диалог. Чтение по ролям 1 33. Обследование устной речи 1 34. Обследование письменной речи 1 Знакомство с понятием «диалог». Читают по карточке Развитие умения построения определение понятия «диалог». Читают диалог. диалога с целью сообщения Отвечают на вопросы к диалогу. информации. Проигрывают диалог Ответы на вопросы к диалогу. Развитие интонационной выразительности речи. Проигрывание (инсценировка) диалога. Развитие умения выражать эмоциональное состояние героев. Развитие чувства языка Обследование устной и письменной речи – 2 часа Чтение слов, предложений, простых Читают доступный текст. текстов. Отвечают на вопросы с помощью Ответы на вопросы учителянаводящих вопросов учителялогопеда. логопеда Пересказ прочитанного текста Написание диктанта. Пишут под диктовку простой Работа над ошибками текст после предварительного разбора совместно с учителемлогопедом 15 Умеют дать определение понятию «диалог» Читают диалог. Отвечают на вопросы полным предложением к диалогу. Разыгрывают сценку (инсценируют), используя диалог. Пересказывают диалог по ролям Читают текст правильно, правильно, целыми словами, осознано, соблюдая паузы на знаках препинания. Пересказывают прочитанный материал Умеют писать под диктовку текст. Умеют находить допущенные ошибки и исправлять их после предварительного анализа и разбора учителем-логопедом ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ подгрупповые занятия по коррекции нарушений письменной речи Тема курса Предметное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Кол-во часов № 1. Обследование импрессивной стороны речи 1 2. Обследование экспрессивной стороны речи 1 3. Слова с непроизносимыми согласными звуками в словах 1 Обследование устной и письменной речи – 2 часа Понимание обращенной речи, Отвечают на вопросы учителяспособности к активному логопеда. устному высказыванию. Умеют воспроизводить Выполнение предъявленных на слоговые цепочки, слова, слух словесных инструкций словосочетания, предложения различной сложности сопряженно и отраженно. Составляют предложения по предметным картинкам с Понимание обращенной речи. помощью учителя-логопеда. Выполнение предъявляемых на Составляют простой рассказ слух словесных инструкций по серии картинок различной сложности Согласные звуки и буквы – 2 часа Сравнение звонких и глухих Изменяют слова по образцу с согласных звуков по помощью учителя-логопеда. артикуляции. Вставляют пропущенные Развитие умения объяснять буквы с опорой на правописание слов со звонкими наглядность. глухими согласными звуками на Умеют закончить предложение конце и в середине слов. по картинке Отработка способов проверки написания слов с помощью словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия 16 Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Произносят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логикограмматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по сюжетным картинкам. Составляют рассказ по серии сюжетных картинок Сравнивают произношение и написание согласных на конце и в середине слова. Изменяют слова по образцу, подбирая проверочные слова. Вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. Умеют закончить предложение, выбрав подходящее слово по смыслу 4. Правописание непроизносимых согласных звуков 1 5. Тренировочные упражнения по закреплению навыка составления предложений из слов и объединения их в связный текст 1 Развитие умения подбирать проверочные слова для проверки непроизносимых согласных. Развитие навыка словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия. Развитие орфографической зоркости Находят слова с непроизносимыми и сомнительными согласными с помощью учителя-логопеда. Образуют слова с непроизносимыми согласными от данных слов по образцу. Вставляют пропущенную согласную, опираясь на проверочное слово Предложение. Текст – 1 час Составление связного текста из С помощью учителя-логопеда отдельных предложений. и наводящих вопросов Закрепление умения составлять устанавливают причиннопредложения, соблюдая следственные связи. правильный порядок слов. Отвечают на вопрос учителяОпределение темы текста. логопеда простым Развитие умения придумать предложением. заголовок к тексту. Составляют предложения из Развитие ориентировки в данных слов с помощью языковом материале опорных схем Находят слова с непроизносимыми и сомнительными согласными. Вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. Объясняют правописание слов. Составляют словосочетания. Пишут слова с непроизносимыми согласными под диктовку Умеют устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Выделяют признаки связного текста. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным грамматически правильно оформленным предложением. Составляют предложения из данных слов. Располагают предложения в правильном порядке. Могут озаглавить текст Состав слова – 5 часов 6. Сложные слова 1 Образовывают сложные слова, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Составляют словосочетания с образованными словами. Находят сложные слова в словосочетаниях и выделяют корни с помощью учителя-логопеда 17 Знают понятие сложного слова. Образовывают сложные слова. Образовывают слова из двух основ. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами. Находят сложные слова в словосочетаниях и предложениях, объясняют свой выбор. Образовывают сложные слова, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Составляют словосочетания с образованными словами. Находят сложные слова в словосочетаниях и выделяют корни с помощью учителя-логопеда Выделяют корни в сложных словах. Пишут сложные слова под диктовку 7. Безударные гласные в словах 1 8. Способы проверки безударных гласных в корне слова 1 9. Две безударные гласные, проверяемые ударением 1 10. Непроверяемые безударные гласные (словарные слова) 1 Закрепление правописания безударных гласных звуков в корне слова, проверяемых ударением. Подбор проверочных слов. Запись слов с пропущенными буквами. Запись слов с безударными гласными под диктовку. Расширение и активизация словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия Закрепление правописания двух безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. Подбор проверочных слов. Постановка ударения в проверочных словах. Развитие умения вставлять две пропущенные безударные гласные. Расширение и активизация словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия Выделяют безударную гласную в словах. С помощью учителя –логопеда подбирают проверочные слова и называют нужную гласную букву Выделяют в слове безударную гласную. Умеют подобрать проверочные слова к слову с безударной гласной. Расширяют словарный запас через накопление «гнезд» родственных слов. Записывают под диктовку слова разной степени сложности и подбирают к ним проверочные слова Выделяют безударные гласные в словах. С помощью учителя –логопеда подбирают проверочные слова и называют нужные гласные буквы. Ставят ударение в проверочных словах Находят две безударные гласные в словах. Умеют подобрать проверочные слова к слову с двумя безударными гласными. Ставят ударение в проверочных словах. Расширяют словарный запас через накопление «гнезд» родственных слов. Записывают под диктовку слова с двумя безударными гласными в корне Постановка ударения в словах, выделение безударной гласной. Отработка умения правильного написания слов с непроверяемыми безударными гласными. Развитие умения работать со словарными словами. Развитие орфографической зоркости Ставят ударение в словах. Выделяют безударную гласную с помощью учителя-логопеда. Вставляют пропущенные безударные гласные с опорой на словарные слова Ставят ударение в словах. Находят и выделяют безударную гласную. Вставляют пропущенные буквы. Умеют проверить правильность написания по словарю. Пишут слова под диктовку 18 Приставка и предлог – 2 часа 12. Различение предлогов и приставок в словосочетаниях и предложениях Тренировочные упражнения по различению предлогов и приставок в словосочетаниях и предложениях 13. Притяжательные прилагательные 1 Развитие навыка словообразования притяжательных прилагательных. Упражнения в постановке вопросов с вопросительными местоимениями. Согласование притяжательных прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Расширение пассивного и активного словарного запаса Образуют притяжательные прилагательные с помощью суффиксов по образцу. Составляют словосочетания с притяжательными прилагательными по картинкам. Отвечают на вопросы учителялогопеда Образуют притяжательные прилагательные с помощью суффиксов. Составляют словосочетания с притяжательными прилагательными. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением с соблюдением орфографических норм Умеют исправить ошибку, правильно согласовывая в словосочетании прилагательное с именем существительным 14. Сравнительная степень прилагательных 1 Употребление в речи Образовывают различные Образовывают различные формы 11. 1 1 Выделяют приставки и Закрепление знаний о предлоги. предлогах и приставках. Составляют словосочетания с Дифференциация предлогов и предлогами и приставками с приставок. опорой на картинный материал. Вставляют подходящие по Развитие умения выделять смыслу приставки и предлоги в приставку и предлог. предложения с помощью Развитие умения правильно учителя-логопеда употреблять приставки и предлоги в речи. Формирование навыка слитного написания приставки и раздельного написания предлога. Развитие орфографической зоркости Слово - 8 часов Выделяют приставки и предлоги. Составляют словосочетания с предлогами и приставками. Вставляют подходящие по смыслу приставки и предлоги в предложения. Исправляют допущенные ошибки, подбирая подходящую по значению приставку. Составляют предложения из слов 19 15 Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Антонимы 1 16. Подбор антонимов к слову, нахождение антонимов в предложении и тексте 1 17. Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Синонимы 1 прилагательных в сравнительной степени. Развитие навыка образования сравнительной степени прилагательных. Обогащение и активизация словарного запаса формы степеней сравнения прилагательных с помощью опорной таблицы или по образцу. Составляют словосочетания с прилагательными в сравнительной степени степеней сравнения прилагательных. Находят в предложении прилагательные в сравнительной степени. Составляют словосочетания с прилагательными в сравнительной степени. Умеют закончить предложение по смыслу, используя прилагательные в сравнительной степени Закрепление и расширение понятия «антонимы». Подбор слов-антонимов к именам прилагательным. Выбор слов - антонимов из предложенных слов Игра «Подбери пару». Составление предложений с антонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса Совершенствование навыка правильного распознавания, подбора и употребления словантонимов в речи. Развитие умения закончить предложение словомантонимом. Развитие слухового внимания. Обогащение и активизация словарного запаса Закрепление понятия «синонимы». Развитие умения подбирать слова синонимы к именам Читают по карточке определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к именам прилагательным с опорой на наглядный материал. Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова-антонимы из слов для справок Знают определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим признак предмета. Находят в ряду слов слова антонимы. Выписывают выделенные слова, обозначающие признак предмета и подбирают к ним антонимы. Составляют предложения со словами антонимами Подбирают к именам существительным словаантонимы с помощью учителялогопеда. Находят в предложении антонимичные пары с помощью учителя-логопеда Подбирают к словам, обозначающим признак предмета слова-антонимы. Находят в предложении и тексте антонимичные пары. Умеют закончить предложение, подобрав антонимы к нужным словам Дают определение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к Объясняют лексическое значение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим признак предмета. 20 прилагательным. Игра «Подбери словечко». Составление предложений с синонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса 18. Подбор синонимов к слову, нахождение синонимов в предложении и тексте 1 19. Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Многозначность имен прилагательных 1 20. Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. 1 именам прилагательным с помощью учителя-логопеда. Подбирают к словам, обозначающим признак предмета, слова синонимы из слов для справок Развитие умения подбирать к Соотносят близкие по значению именам прилагательным синонимы. слова с использованием Обоснование выбора синонимов. наглядности. Развитие умения заменить в Подбирают синонимы к словам, предложении и тексте слово на заменяя их в предложении, синонимичное, устраняя используя слова для справок. повторяющееся слово. Составляют предложения со Расширение словарного запаса. словами синонимами Развитие слухового внимания Читают текст, заменяя слова на синонимы, используя слова для справок Читают по карточке Закрепление представлений о определение понятия словах омонимах. «омонимы». Формирование умения определять Находят многозначные слова лексическое значение словпо картинкам, объясняют омонимов значение слов. Чтение стихотворений с Составляют словосочетания из многозначными словами. слов омонимов Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова. Правильное построение высказывания в соответствии с его значением. Расширение пассивного и активного словарного запаса. Развитие чувства языка Формирование умения определять Подбирают подходящее по прямое и переносное значение смыслу имя прилагательное, слов. используя слова для справок 21 Выбирают в ряду слов слова-синонимы. Составляют предложения со словами синонимами Соотносят близкие по значению слова. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении. Списывают предложения парами, находят и подчеркивают в предложениях каждой пары синонимы. Читают текст, заменяя слова на синонимы Знают определение понятия «омонимы». Читают стихотворение, находят слова омонимы, объясняют лексическое значение каждого слова. Дифференцируют имена прилагательные (прямое и переносное значение слова). Составляют словосочетания и предложения из слов омонимов. Находят в тексте многозначные слова, заменяют их словами синонимами Умеют подбирать прилагательные к именам существительным, основанные на сходстве и сравнении. Образные слова и выражения 21. 22. 23. 24. 25. Развитие правильного употребления образных слов и выражений Расширение пассивного и активного словарного запаса. Развитие чувства языка Связная устная речь – 10 часов Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (с опорой на предметную картинку) Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (с опорой на предметную картинку) 1 Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (без опоры на предметную картинку) Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (без опоры на предметную картинку) 1 Устное сочинение. Составление описательного рассказа по плану 1 1 1 Подбирают подходящее по смыслу имя прилагательное. Находят в связном тексте образные сравнения имен прилагательных Развитие умения составлять описательный рассказ предмета с опорой на предметную картинку. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. Развитие монологической речи Рассматривают предметную картинку. Подбирают слова-признаки, которые характеризуют предметную картинку по разным признакам с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда. Отвечают на вопросы учителялогопеда простым предложением. Предлагают название рассказа Рассматривают предметную картинку. Подбирают слова-признаки, которые характеризуют предметную картинку по разным признакам. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ Развитие умения составлять описательный рассказ предмета с опорой на предметную картинку. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи. Обогащение и развитие словарного запаса Отгадывают название предмета по описанию учителя-логопеда. Определяют тему рассказа. Подбирают слова-признаки, которые характеризуют предмет по разным признакам с помощью наводящих вопросов учителя-логопеда. Отвечают на вопросы учителялогопеда простым предложением. Предлагают название рассказа Развитие умения составлять описательный рассказ по плану. Читают предложенный учителем-логопедом план описательного рассказа. Отгадывают название предмета по описанию учителя-логопеда. Определяют тему рассказа. Подбирают слова-признаки, которые характеризуют предмет по разным признакам. Называют опорные слова и словосочетания для составления рассказа. Подбирают синонимы к словам. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ Читают предложенный учителемлогопедом план описательного рассказа. Выделяют основную тему рассказа. 22 26. Устное сочинение. Составление описательного рассказа по плану 1 Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи. Обогащение и развитие словарного запаса Выделяют основную тему рассказа. Отвечают на вопросы учителялогопеда простым предложением. Предлагают название рассказа 27. Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок 1 Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи. Обогащение и развитие словарного запаса Рассматривают серию сюжетных картинок. Располагают сюжетные картинки в правильной последовательности. Определяют тему рассказа. Рассматривают каждую картинку и составляют по ней простые предложения. Предлагают название рассказа Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке 1 Развитие умения составлять рассказ по сюжетной картинке. Определение и раскрытие темы текста. Составление связного высказывания, используя разнообразные языковые средства. Развитие навыков монологической речи Обогащение и развитие словарного запаса Рассматривают сюжетную картинку. Определяют основную тему рассказа. Предлагают название рассказа. Составляют простые предложения. Записывают составленный рассказ по образцу 28. 29. 30. 31. 31. 33. Логическое ударение. Интонационное ударение 1 1 1 1 1 Работа над выразительностью чтения – 1 час Развитие навыков выразительного Читают текст выразительно после чтения. предварительного разбора. Выделение логического и Слушают и выделяют слово, на 23 Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением или сложным предложением. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют рассказ. Пересказывают рассказ, учитывая связь предложений в тексте Рассматривают серию сюжетных картинок. Располагают сюжетные картинки в правильной последовательности. Определяют главную мысль рассказа. Рассматривают каждую картинку и составляют по ней распространенные предложения. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют рассказ. Пересказывают рассказ, учитывая связь предложений в тексте Рассматривают сюжетную картинку. Определяют основную тему рассказа. Называют опорные слова и словосочетания для составления рассказа. Подбирают синонимы к словам. Предлагают название рассказа. Составляют распространенные или сложные предложения. Грамотно, четко и последовательно составляют рассказ, учитывая связь предложений в тексте. Пересказывают рассказ, Записывают коллективно составленный рассказ Читают текст выразительно. Умеют выделять логическим ударением главное во фразе в 34. Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи 1 интонационного ударения. котором сделано логическое Работа над интонационной ударение. выразительностью речи. Читают предложения с Развитие навыков связной устной правильной интонацией. речи Обследование устной и письменной речи – 1 час Понимание обращенной речи. Умеют отвечать на вопросы Выполнение предъявляемых на учителя-логопеда. слух словесных инструкций Воспроизводят слоговые цепочки, различной сложности слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда 24 зависимости от ее смысла. Соблюдают паузу, интонацию в вопросах, ответах, при чтении и пересказе связных текстов Умеют отвечать на вопросы учителялогопеда. Произносят и воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы. Произносят, воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы.Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логикограмматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по предметным, сюжетным картинкам. Составляют рассказ по серии сюжетных картинок