Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» ______________________ Н.И.Шляпникова Приказ №__ от «__» _____ 2023г. Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Математика» (для 7а, 7б класса) Составитель: Нифонтова З.Ф. КК: высшая Реж – 2023 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026. ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика». Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения. Задачи обучения: формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни; коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития; воспитание положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 7 классе определяет следующие задачи: совершенствование устных и письменных вычислительных навыков в пределах 1 000 000; совершенствование умения выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; формирование умения приводить дробь к общему знаменателю; формирование умения складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями; формирование умения выполнять умножение и деление многозначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000; формирование умения нахождения десятичных дробей; 2 совершенствование умения решать составные арифметические задачи (3 - 4 действия); формирование умения решать задачи, связанные с производственным процессом (производительность труда, время, объѐм всей работы); формирование умения решать задачи, связанные с процессом изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход); совершенствование умения решать задачи на расчет стоимости товара (цена, количество, общая стоимость); формирование умения решать задачи на время (начало, конец, продолжительность события); совершенствование умения решать задачи на нахождение части целого; совершенствование умения решать простые и составные арифметические задачи на движение (скорость, время, пройденный путь); совершенствование умения решать простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра прямоугольника (квадрата); формирование построения геометрических фигур (параллелограмм, ромб), симметрично расположенных относительно оси, центра симметрии; воспитание интереса к математике, стремления использовать знания в повседневной жизни. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение математике в 7 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, с обязательным учѐтом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается элементарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. Основными организационными формами работы на уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. 3 При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов: словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам); наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений); предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений); частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические работы); исследовательские (проблемное изложение); система специальных коррекционно – развивающих методов; методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение); методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка). Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. В учебном процессе чаще всего предполагается использование комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать задачи каждого урока. Содержание разделов № Название раздела, темы п/п Количество Контрольные часов работы Нумерация. Арифметические действия с числами в пределах 1 000 000 Умножение и деление чисел на однозначное число 17 1 13 2 32 3 4 Арифметические действия с числам, полученные при измерении Обыкновенные дроби 7 1 5 Десятичные дроби 14 1 6 Повторение пройденного 3 1 7 Геометрический материал 16 Итого 102 1 2 3 9 4 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ На основании рекомендаций заседания ШППк № 219 от 09.08.2023г. обучающиеся можно разделить на микрогруппы: Достаточный уровень: Сергеев Н., Шабурова В., Елсукова А., К. Минимальнй уровень: Новопашиной Е., Назарову М. рекомендовано пройти ТПМПК для перехода на 2 вариант. Личностные: формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; сформирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям; формирование эстетических чувств, отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Предметные: Минимальный уровень: знать числовой ряд 1—100 000 в прямом порядке (с помощью учителя); уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 100 000 (в том числе с использованием калькулятора); уметь получать числа из разрядных слагаемых в пределах 100 000; уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений (в том числе с использованием калькулятора); уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений (в том числе с использованием калькулятора); знать алгоритм выполнения сложения и вычитания чисел с помощью калькулятора; уметь использовать калькулятор с целью проверки правильности вычислений (устных и письменных); уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 100 000 на однозначное число, двузначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений (лѐгкие случаи), в том числе с использованием калькулятора; уметь выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 в пределах 100 000; 5 уметь выполнять сложение и вычитание чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно (с помощью учителя); уметь выполнять умножение и деление чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы на однозначное число письменно (с помощью учителя); знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать, сравнивать; уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, имеющие в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием калькулятора; уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, смешанные числа (в знаменателе числа 5— 20, с помощью учителя), без преобразований чисел, полученных в сумме или разности; уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, включая смешанные числа (лѐгкие случаи), с помощью учителя; уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей (с помощью учителя); уметь решать арифметические задачи в 2 действия; уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара); уметь решать задачи на время (начало, конец, продолжительность события); уметь решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния; уметь решать простые арифметические задачи на нахождение одной и нескольких частей от числа; уметь выполнять построение с помощью линейки, чертѐжного угольника, циркуля линий, углов, окружностей, в разном положении на плоскости; знать свойства элементов многоугольника (параллелограмм); узнавать симметричные предметы, геометрических фигур; находить ось симметрии симметричного плоского предмета. Достаточный уровень: знать числовой ряд в пределах 1 000 000 в прямом и обратном порядке; знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000 000; знать разряды и классы в пределах 1 000 000; уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чисел; уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пределах 1 000 000; 6 уметь сравнивать числа в пределах 1 000 000; уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000: без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений; уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой; уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 100 000 на однозначное число, двузначное число, круглые десятки, деление с остатком приемами письменных вычислений, с последующей проверкой правильности вычислений; уметь выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 в пределах 100 000; уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами мерами стоимости, длины, массы письменно; уметь выполнять умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, на однозначное число, круглые десятки, двузначное число письменно; уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа; уметь выполнять вычитание обыкновенных дробей из целого числа (целые числа от 1 – 20); уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, включая смешанные числа; уметь приводить обыкновенные дроби к общему знаменателю (легкие случаи); знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать, сравнивать, выполнять преобразования десятичных дробей; уметь записывать числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей; уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей; уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами времени (легкие случаи); уметь составлять и решать простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и окончания события; уметь решать составные задачи в 3 -4 арифметических действия; уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара); уметь решать задачи на время (начало, конец, продолжительность события); уметь выполнять решение простых задач на соотношение: расстояние, скорость, время; 7 уметь выполнять решение и составление задач на одновременное и противоположное движение двух тел; уметь выполнять построение с помощью линейки, чертѐжного угольника, циркуля, линий, углов, многоугольников, окружностей, в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии; знать виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат; свойства сторон, углов; приемы построения; узнавать симметричные предметы, геометрических фигур; находить ось симметрии симметричного плоского предмета; уметь располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов: Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются 1 – 2 недочѐта. Оценка «5» ставится, если обучающийся: дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; 8 правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы. Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не более недочѐта. Оценка «4» ставится, если обучающийся: при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве по отношению друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации еѐ выполнения. Оценка «2» - не ставится. 9 № 1 2 Тема предмета Кол-во часов IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Нумерация. Арифметические действия с целыми числами в пределах 1 000 000– 17 часов Устная и письменная Закрепление числового ряда в Читают, записывают, сравЧитают, записывают, сравни1 нумерация чисел в пределах 1 000 000. нивают числа в пределах 100 вают числа в пределах 100 000. пределах 1000 000. Класс единиц, класс тысяч; раз- 000, с помощью учителя. Располагают числа в порядке Таблица классов и ряды. Получение чисел в преНазывают разряды и классы возрастания и убывания. разрядов делах 1 000 000 из разрядных чисел в пределах 1 000 000 с Называют разряды и классы числагаемых, разложение чисел помощью учителя. сел в пределах 1 000 000. на разрядные слагаемые Записывают числа в разрядОпределяют сколько единиц ную таблицу, с опорой на каждого разряда содержится в образец (разрядная таблица) числе. Умеют пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чисел, умеют чертить нумерационную таблицу, обозначают в ней разряды и классы, вписывают в нее числа и читают их, записывают вписанные в таблицу числа. Представляют числа в виде суммы разрядных слагаемых и наоборот. Располагают числа в нужной последовательности и обратно (возрастание, убывание) Арифметические дейСравнение и упорядочение чиСравнивают числа в предеСравнивают числа в пределах 1 ствия с числами в сел. Сравнение чисел с вопролах 1 000 000, с опорой на 1 000 000, с опорой на число10 пределах 1 000 000 (сравнение чисел) 3 Устное и письменное сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 10 000 1 4 Арифметические действия с числами в пределах 1 000 000 (округление чисел, римская нумерация) 1 сами: «На сколько больше (меньше)…? Во сколько раз больше (меньше…?» Решение арифметических задач с вопросами: «На сколько больше (меньше)…? Во сколько раз больше (меньше…?» Повторение компонентов сложения и вычитания. Закрепление приѐмов сложения и вычитания чисел в пределах 10 000, решение арифметических задач в 2 – 3 действия Присчитывание и отсчитывание разрядных единиц в пределах 1 000 000. Округление чисел до десятков, десятков тысяч, до сотен, до сотен тысяч. Повторение римской нумерации чисел. Решение составных задач с вопросами: «На сколько легче (тяжелее)…? Во сколько раз длиннее?» числовую таблицу. Решают арифметические задачи в 1 действие вую таблицу. Решают арифметические задачи в 1 - 2 действия Называют компоненты действий сложения и вычитания, с опорой на образец. Выполняют письменные вычисления сложения и вычитания с помощью калькулятора, записывают примеры в строчку. Решают арифметические задачи в 1- 2 действия Называют компоненты действий сложения и вычитания, с опорой на образец. Выполняют письменные вычисления сложения и вычитания с помощью калькулятора, записывают примеры в строчку. Решают составные задачи в 1 -2 действие. Определяют круглое число среди других чисел по инструкции учителя. Округляют числа в пределах 100 000до указанного разряда (единиц тысяч, десятков Называют компоненты действий сложения и вычитания. Выполняют устные и письменные вычисления на сложение и вычитание. Решают арифметические задачи в 3-2 действия Называют компоненты действий сложения и вычитания. Выполняют устные и письменные вычисления на калькуляторе. Решают составные задачи в 2-3 действия. Определяют круглое число среди других чисел. Округляют числа в пределах 1 000 000 до указанного разряда (единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч). Используют в записи знак округления («≈») 11 Линии. Сложение и вычитание отрезков 1 Построение прямых кривых, замкнутых линий. Обозначение отрезков, линий буквами латинского алфавита. Нахождение суммы, разности длин отрезков 6 Числа, полученные при измерении величин 1 7 Числа, полученные при измерении величин. Двойное обозначение времени. Называние известных мер измерения (длины, массы, стоимости, времени). Дифференциация чисел: полученных при счете предметов и при измерении величин; полученных при измерении величин одной, двумя мерами. Соотношение мер: меры массы, меры длины, меры стоимости, меры времени. Решение арифметических задач Определение времени по циферблату часов. Решение простых арифметических задач га определение, продолжительности начала и окончания события Построение замкнутых и незамкнутых ломаных линий. Вычисление длины ломанной линии 8 5 Геометрический материал. Ломаная линия. Длина ломаной линии 1 1 тысяч, сотен тысяч) с помощью учителя. Используют в записи знак округления («≈») Называют линии: прямые, кривые, замкнутые, незамкнутые. Выполняют построение отрезков, находят суммы и разности длин отрезков, с помощью учителя Пользуются таблицей мер измерения (длины, массы, стоимости, времени), преобразовывают числа, полученные при измерении с помощью учителя. Преобразовывают числа из более мелких в более крупные меры и наоборот. Решают арифметические задачи Определяют время по циферблату электронных часов. Решают задачи арифметические задачи Чертят ломаную линию, вычисляют длину ломаной линии по формуле Чертят линии: прямые, кривые, замкнутые, незамкнутые. Выполняют построение отрезков, находят суммы и разности длин отрезков Называют меры измерения (длины, массы, стоимости, времени), умеют преобразовывать числа, полученные при измерении. Преобразовывают числа из более мелких в более крупные меры и наоборот. Решают арифметические задачи Определяют время по циферблату механических и электронных часов. Решают задачи арифметические задачи Чертят ломаную линию, вычисляют длину ломаной линии 12 9 Входная контрольная работа теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000» 1 Оценивание и проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000» Выполняют задания контрольной работы (с помощью калькулятора). Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Решают примеры по алгоритму устного сложения и вычитания чисел. Решают простые арифметические задачи Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию 10 Работа над ошибками. Устное сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000 1 11 Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора 1 Выполнение работы над ошибками. Знакомство с устным сложением и вычитанием пятизначных чисел без перехода через разряд. Повторение компонентов сложения и вычитания. Решение простых и составных задач Закрепление сложения и вычитания пятизначных чисел с помощью калькулятора. Решение арифметических задач на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара) Выполняют сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора. Решают примеры письменно (с записью примера в столбик). Проверяют правильность вычислений на калькуляторе. Решают арифметические задачи в 1 действие Знакомство с письменным сло- Решают примеры по алгожением и вычитанием многоритму письменного сложезначных чисел с переходом че- ния и вычитания. рез разряд (с записью примера в Записывают примеры в столстолбик). бик, выполняют сложение и Проверка правильности сложе- вычитание на калькуляторе. Выполняют сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора. Решают примеры письменно (с записью примера в столбик). Проверяют правильность вычислений на калькуляторе. Решают арифметические задачи в 1-2 действия 12 Письменное сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000 1 Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Решают примеры по алгоритму устного сложения и вычитания чисел. Решают составные арифметические задачи Решают примеры по алгоритму письменного сложения и вычитания. Записывают примеры в столбик, выполняют письменное сложение и вычитание. 13 ния многозначных чисел, путем перестановки слагаемых. Решение арифметических задач Отработка письменных приѐмов сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 000 (с записью примера в столбик). Проверка правильности вычислений сложения и вычитания, обратным действием. Решение арифметических задач Закрепление приѐмов нахождения неизвестных компонентов слагаемого. Закрепление решения примеров на основе связи суммы и слагаемых, решение простых и составных задач 13 Письменное сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000 1 14 Нахождение неизвестного слагаемого 1 15 Нахождение неизвестных компонентов вычитаемого, уменьшаемого 1 Закрепление приѐмов нахождения неизвестных компонентов уменьшаемого и вычитаемого. Закрепление умения решать простые и составные арифметические задачи на нахождение неизвестных компонентов вычитаемого, уменьшаемого 16 Геометрический материал. Углы 1 Виды углов. Построение прямых, острых, тупых углов Решают простые арифметические в 1 - 2 действия Решают составные арифметические задачи в 2 – 3 действия Решают примеры по алгоритму письменного сложения и вычитания. Решают арифметические в 1 действие Решают примеры по алгоритму письменного сложения и вычитания. Выполняют проверку правильности вычислений. Решают арифметические задачи в 2 – 3 действия Называют неизвестные компоненты слагаемого с опорой на схему. Записывают и решают уравнения, решают простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого с помощью учителя Называют компоненты действий вычитания с опорой на схему. Записывают и решают уравнения, решают простые арифметические задачи на нахождение неизвестных компонентов вычитаемого, уменьшаемого с помощью учителя Называют и показывают виды углов. Выполняют построение пря- Воспроизводят в устной речи правило нахождения неизвестного компонента слагаемого. Решают уравнение, проводят проверку. Решают простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого Воспроизводят в устной речи правило нахождения неизвестного компонента вычитаемого. Решают уравнение, проводят проверку. Решают составные арифметические задачи на нахождение неизвестных компонентов вычитаемого, уменьшаемого Называют виды углов. Выполняют построение прямых, тупых и острых углов с помощью 14 17 Самостоятельная работа 1 18 Устное умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000 000 1 19 Устное умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000 000 1 20 Письменное умножение трѐхзначных и четырѐхзначных чисел на однозначное число 1 мых, тупых и острых углов с помощью транспортира с помощью учителя Выполняют самостоятельную Записывают примеры в строчку, выполняют сложеработу ние и вычитание на калькуляторе. Решают арифметические задачи в 1 – 2 действия Умножение и деление чисел на однозначное число – 13 часов Ознакомление с устными приѐ- Называют компоненты мами умножения и деления на умножения и деления по однозначное число. опорной схеме. Повторение компонентов при Выполняют решение примеумножении и делении. ров на умножение и деление Решение простых арифметичес помощью калькулятора. ских задач на прямое приведеРешают простые арифметиние к единице ческие задачи Закрепление правила умножеНазывают компоненты ния и деления чисел на одноумножения и деления по значное число в пределах опорной схеме. 1 000 000. Выполняют решение примеРешение арифметических задач ров на умножение и деление на обратное приведение к едис помощью калькулятора. нице Решают простые арифметические задачи Знакомство с письменным Выполняют решение примеумножением трехзначных и че- ров на умножение трѐхзначтырехзначных чисел на одноных и четырѐхзначных чисел значное приемами устных вына однозначное число (с зачислений (с записью примера в писью примеров в столбик) с столбик). помощью калькулятора. Решение арифметических задач Решают арифметические за- транспортира Записывают примеры в строчку, выполняют письменное сложение и вычитание. Решают арифметические задачи в 2 – 3 действия Называют компоненты умножения и деления. Выполняют решение примеров на умножение и деление. Решают простые арифметические задачи Называют компоненты умножения и деления. Выполняют решение примеров на умножение и деление. Решают составные арифметические задачи Выполняют решение примеров на умножение трѐхзначных и четырѐхзначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик). Решают арифметические задачи 2 способ 15 разными способами 21 Письменное умножение пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число 1 Закрепление приема умножения трехзначных и четырехзначных чисел на однозначное приемами устных вычислений (с записью примера в столбик). Решение арифметических задач 22 Письменное умножение неполных многозначных чисел на однозначное число 1 Знакомство с письменным умножением трехзначных и четырехзначных чисел на однозначное приемами устных вычислений (с записью примера в столбик). Решение арифметических задач 23 Письменное деление четырѐхзначных чисел на однозначное число 1 24 Письменное деление пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число 1 Знакомство с письменным делением четырѐхзначных чисел на однозначное число в пределах 1 000 000 (с записью примера в столбик). Решение арифметических задач характеризующую процессы работы (производительность труда, время, объѐм всей работы) Знакомство с письменным делением пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число в пределах 1 000 000 дачи 1 способ (решение в 3 действия) Выполняют решение примеров на умножение пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик) с помощью калькулятора. Решают арифметические задачи 1 – 2 действия Выполняют решение примеров на умножение пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик) с помощью калькулятора. Решают арифметические задачи 1 – 2 действия Выполняют решение примеров на деление четырѐхзначных чисел на однозначное число (с записью примеров в строчку) с помощью калькулятора. Решают арифметические задачи по содержанию 1 действие (решение в 4 действия) Называют компоненты при умножении и делении, с опорой на схему. Выполняют решение приме- Называют компоненты при умножении и делении. Выполняют решение примеров на деление пятизначных и ше- Выполняют решение примеров на умножение пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик). Решают арифметические в 2 -3 действия Выполняют решение примеров на умножение пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик). Решают арифметические в 2 -3 действия Называют компоненты при умножении и делении. Выполняют решение примеров на умножение и деление (с записью примеров в столбик). Решают арифметические задачи по содержанию в 2 действия 16 (с записью примера в столбик). Решение арифметических задач с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?» 25 Арифметические действия с числами (сложение, вычитание, умножение, деление) 1 Закрепление умения решения сложных примеров в 3 – 4 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Решение арифметических задач на нахождение части от числа 26 Письменное деление пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число 1 Закрепление умения решать примеры на деление пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число в пределах 1 000 000 (с записью примера в столбик). Решение составных задач по краткой записи 27 Деление с остатком пятизначных и шестизначных чисел в пределах 1 000 000 1 Закрепление правила деления с остатком. Закрепление умения решать примеры на деления с остатком пятизначных и шестизначных чисел (с записью примеров в столбик) и выполнение с после- ров на деление пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик) с помощью калькулятора. Решают арифметические задачи с вопросами: «На сколько больше…?» Записывают числовые выражения. Решают примеры на (сложение, вычитание, умножение, деление) в 3 действия. Решают арифметические задачи на нахождение части от числа в 1 действие Выполняют решение примеров на деление пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик) с помощью калькулятора. Составляют задачи по краткой записи в 2 действия с помощью учителя Выполняют решение примеров на деление с остатком в пределах 1 000 000. Решают арифметические задачи на равные части с остатком с помощью учителя стизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик). Решают арифметические задачи с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?» Записывают числовые выражения. Решают примеры на (сложение, вычитание, умножение, деление) в 3 - 4 действия. Решают арифметические задачи на нахождение части от числа в 2 действия Называют компоненты при умножении и делении. Выполняют решение примеров на деление пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик). Составляют задачи по краткой записи в 3 – 4 действия Выполняют решение примеров на деление с остатком в пределах 1 000 000 с последующей проверкой. Решают арифметические задачи на равные части с остатком 17 28 Геометрический материал. Положение прямых в пространстве 1 29 Контрольная работа по теме: «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число» 1 30 Работа над ошибками. Умножение многозначных чисел на 10,100,1000 1 дующей проверкой. Решение арифметических задач на равные части с остатком Взаимное положение прямых на плоскости: параллельные, перпендикулярные. Построение параллельных прямых. Построение перпендикулярных прямых, отрезков. Точка пересечения. Положение прямых в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное Оценивание и проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число» Выполняют построение параллельных прямых, перпендикулярных прямых, отрезков с помощью чертѐжного угольника, используя образец Выполняют задания контрольной работы (с помощью калькулятора). Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполнение работы над ошиб- Выполняют работу над ками. ошибками, корректируют Закрепление правила умножесвою деятельность с учетом ния многозначных чисел на выставленных недочетов. 10,100, 1000. Выполнение Решают примеры на умноумножения чисел в пределах жение многозначных чисел 1 000 000 на 10,100, 1000. Рена 10, 100, 1000 с опорой на шение арифметических задач на образец. нахождение расстояния, скоро- Решают арифметические засти. дачи на нахождение расстояния, скорости в 2 действия Выполняют построение параллельных прямых, перпендикулярных прямых, отрезков с помощью чертѐжного угольника Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Решают примеры на умножение многозначных чисел на 10, 100, 1000. Решают арифметические задачи на нахождение расстояния, скорости в 2 - 3 действия 18 31 32 33 34 35 Деление многозначных чисел на 10,100,1000 Закрепление правила деления Решают примеры на деление Решают примеры на умножение многозначных чисел на 10,100, многозначных чисел на 10, многозначных чисел на 10, 100, 1000. Выполнение деления чи100, 1000 с опорой на обра1000. Решают арифметические сел в пределах 1 000 000 на зец. задачи на нахождение в 2 – 3 10,100, 1000. Решают арифметические за- действия Решение арифметических задач дачи на нахождение произна нахождение произведения ведения 2 действия Деление с остатком на Закрепление алгоритма деления Решают примеры на деление Решают примеры на деление с 1 10, 100, 1000 на 10,100, 1000. с остатком. Решают простые остатком. Решают простые Выполнение деления на 10,100, арифметические задачи на арифметические задачи на рав1000 с остатком. равные части с остатком с ные части с остатком Решение простых арифметичепомощью учителя ских задач на равные части с остатком Геометрический ма1 Построение окружности с заПоказывают предметы круг- Называют предметы круглой териал. данным радиусом. лой формы по учебнику. формы. Выполняют построение Окружность, круг. Линии в круге: радиус, диаметр, Выполняют построение окружности с заданным радиуЛинии в круге хорда. Взаимное положение окружности с заданным расом. Строят линии в круге окружности, круга и точки диусом с помощью учителя Арифметические действия с чисел, полученными при измерении – 32 часа Преобразование чиЗакрепление мер измерения Называют, читают числа, по- Называют, читают числа, полу1 сел, полученных при (длины, массы, стоимости, вре- лученные при измерении по ченные при измерении. Преобизмерении мени). опорной таблице. Преобраразовывают числа, полученные Запись чисел, полученных при зовывают числа, полученные при измерении. измерении двумя мерами, с при измерении. Переводят более крупные меры полным набором знаков в мелПереводят более крупные в мелкие и более мелкие в мелких мерах (5 м 04 см). меры в мелкие и более мелкие Выражение чисел, полученных кие в мелкие при измерении величин, в более мелких (крупных) мерах Устное сложение чиЗакрепление соотношения мер, Называют, читают числа, по- Называют, читают числа, полу1 сел, полученных при полученных при измерении лученные при измерении по ченные при измерении. Скла1 19 измерении двумя мерами 36 Письменное сложение чисел, полученных при измерении двумя мерами 1 37 Письменное вычитание чисел, полученных при измерении без преобразования суммы 1 длины, массы, стоимости. Сложение чисел, полученных при измерении двумя мерами, приѐмами устных вычислений (с записью примера в строчку). Решение простых и составных арифметических задач с мерами измерения (массы, длины) Закрепление соотношения мер, полученных при измерении длины, массы, стоимости. Закрепление алгоритма сложения чисел, полученных при измерении двумя мерами, приѐмами письменных вычислений (с записью примера в столбик). Составление и решение простых арифметических задач с мерами измерения по схематичному рисунку Закрепление соотношения мер, полученных при измерении длины, массы, стоимости. Закрепление алгоритма вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами, приѐмами письменных вычислений (с записью примера в столбик) без преобразования суммы. Решение простых арифметических задач с вопросами: «На сколько длиннее (короче)…?» опорной таблице. Складывают числа, полученные при измерении. Решают простые арифметические задачи с мерами измерения в 1- 2 действия дывают числа, полученные при измерении. Решают составные арифметические задачи с мерами измерения в 1- 2 действия Называют, читают числа, полученные при измерении по опорной таблице. Выполняют сложение чисел, полученные при измерении. Решают простые арифметические задачи с мерами измерения в 1 - 2 действия по схематичному рисунку с помощью учителя Называют, читают числа, полученные при измерении. Выполняют сложение чисел, полученные при измерении. Составляют и решают простые арифметические задачи с мерами измерения в 2 -3 действия по схематичному рисунку Называют, читают числа, полученные при измерении по опорной таблице. Выполняют вычитание чисел, полученные при измерении (с записью примера в столбик). Решают простые арифметические задачи в 1 – 2 действия с помощью учителя Называют, читают числа, полученные при измерении. Выполняют вычитание чисел, полученные при измерении (с записью примера в столбик). Решают простые арифметические задачи в 1 – 2 действия 20 38 Письменное вычитание чисел, полученных при измерении без преобразования суммы 1 39 Геометрический материал. Виды треугольников. Построение треугольников 1 40 Самостоятельная работа «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении» Умножение и деление чисел, полученных при измерении длины, массы, стоимости с 41 Закрепление соотношения мер, полученных при измерении длины, массы, стоимости. Закрепление приѐмов вычитания чисел, полученных при измерении (с записью примера в столбик) без преобразования суммы. Решение простых арифметических задач на нахождение целого числа Построение треугольников с помощью циркуля и линейки. Виды треугольников по величине углов, по длине сторон. Вычисление периметра треугольника. Построение высоты треугольника Называют, читают числа, полученные при измерении по опорной таблице. Выполняют вычитание чисел, полученные при измерении, решают простые арифметические задачи в 1 -2 действия с помощью учителя Называют, читают числа, полученные при измерении. Выполняют вычитание чисел, полученные при измерении. Решают простые арифметические задачи в 1-2 действия Называют предметы треугольной формы. Называют стороны треугольника (боковые стороны, основание) с опорой на образец. Выполняют построение с помощью чертѐжного угольника 1 Оценивание и проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении» 1 Закрепление соотношения мер, полученных при измерении одной мерой длины, массы, стоимости. Выполняют задания самостоятельной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Используют таблицу соотношения меры измерения (длины, массы, стоимости, времени). Называют стороны треугольника (боковые стороны, основание). Выполняют построение треугольника с помощью чертежных инструментов (линейка, циркуль). Измеряют стороны треугольника. Распознают треугольники по величине углов, по длине сторон Выполняют задания самостоятельной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Называют меры измерения длины, массы, стоимости и их соотношение. Преобразовывают числа, полученные при из21 преобразованием крупных мер в мелкие на однозначное число приемами устных вычислений Решение примеров приемами устных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) Решают примеры приемами устных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) 42 Умножение и деление 1 чисел, полученных при измерении длины, массы, стоимости с преобразованием крупных мер в мелкие на однозначное число приемами письменных вычислений 43 Умножение и деление чисел, полученных при измерении длины, массы, стоимости с преобразованием крупных мер в мелкие на однозначное число приемами письменных вычислений 1 Закрепление соотношения мер, полученных при измерении двумя мерами длины, массы, стоимости. Решение примеров приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решение простых и составных арифметических задач на прямое и обратное приведение к единице с мерами измерения Закрепление соотношения мер, полученных при измерении двумя мерами длины, массы, стоимости. Решение примеров приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решение простых и составных арифметических задач с мерами измерения 44 Умножение и деление чисел, полученных 1 Называют меры измерения длины, массы, стоимости по таблице соотношения мер измерения (длины, массы, стоимости, времени). Решают примеры приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают простые арифметические задачи Называют меры измерения длины, массы, стоимости по таблице соотношения мер измерения (длины, массы, стоимости, времени). Решают примеры приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают простые арифметические задачи Называют меры измерения длины, массы, стоимости по Закрепление соотношения мер, полученных при измерении мерении. Решают примеры приемами устных вычислений с преобразованием крупных мер (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) Называют меры измерения длины, массы, стоимости и их соотношение. Преобразовывают числа, полученные при измерении. Решают примеры приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают составные арифметические задачи Называют меры измерения длины, массы, стоимости и их соотношение. Преобразовывают числа, полученные при измерении. Решают примеры приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают составные арифметические задачи Называют меры измерения длины, массы, стоимости и их 22 при измерении длины, массы, стоимости с преобразованием крупных мер в мелкие на однозначное число приемами письменных вычислений 45 Умножение и деление чисел, полученных при измерении на 10,100,1000 46 Геометрический материал. Прямоугольник (квадрат) двумя мерами длины, массы, стоимости. Решение примеров приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решение составных арифметических задач разными действиями по схематичному рисунку Закрепление правила умножения на 10,100,1000. Решение примеров на умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, на 10, 100, 1000 с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решение простых и составных арифметических задач на прямое приведение к единице с мерами измерения 1 1 Построение прямоугольника (квадрата). Высота прямоугольника (квадрата). Вычисление периметра прямоугольника (квадрата) таблице соотношения мер измерения (длины, массы, стоимости, времени). Решают примеры приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают составные арифметические задачи в 1-2 действия Называют меры измерения длины, массы, стоимости по таблице соотношения мер измерения (длины, массы, стоимости, времени). Преобразовывают числа, полученные при измерении по образцу в учебнике. Решают примеры на умножение на 10,100,1000 (с записью примеров в строчку), с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают простые арифметические задачи Называют стороны прямоугольника (квадрата) с помощью букв. Выполняют построение прямоугольника (квадрата) по заданным размерам. Проводят высоту, находят пери- соотношение. Преобразовывают числа, полученные при измерении. Решают примеры приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают составные арифметические задачи в 2- 3 действия Преобразовывают числа, полученные при измерении. Решают примеры на умножение на 10,100,1000 (с записью примеров в строчку) с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают составные арифметические задачи Называют элементы, свойства и стороны прямоугольника (квадрата). Выполняют построение прямоугольника (квадрата) по заданным размерам. Проводят высоту, находят периметр прямо23 47 48 49 Контрольная работа по теме «Все действия с числами, полученными при измерении» Работа над ошибками. Умножение и деление чисел, полученных при измерении длины, массы, стоимости с преобразованием крупных мер в мелкие на однозначное число приемами письменных вычислений Умножение и деление неполных трѐхзначных и четырѐхзначных чисел на круглые десятки 1 1 Оценивание и проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Все действия с числами, полученными при измерении» 1 Выполнение работы над ошибками. Закрепление соотношения мер, полученных при измерении двумя мерами длины, массы, стоимости. Решение примеров приѐмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решение составных арифметических задач разными действиями по схематичному рисунку Знакомство с алгоритмом умножения и деления неполных трѐхзначных и четырѐхзначных чисел на круглые десятки приемами устных вычислений. Решение арифметических задач на зависимость между скоростью, временем, расстоянием с вопросами: «На сколько больше метр прямоугольника (квадрата) Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Называют меры измерения длины, массы, стоимости по таблице соотношения мер измерения (длины, массы, стоимости, времени). Решают примеры приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают составные арифметические задачи в 1-2 действия Решают примеры на умножение и деление неполных трѐхзначных и четырѐхзначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в строчку). Решают арифметические задачи на зависимость между скоростью с вопросами: «На угольника (квадрата) Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Называют меры измерения длины, массы, стоимости и их соотношение. Преобразовывают числа, полученные при измерении. Решают примеры приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают составные арифметические задачи в 2- 3 действия Решают примеры на умножение и деление неполных трѐхзначных и четырѐхзначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в строчку). Решают арифметические задачи на зависимость между временем, расстоянием с вопросами: «Во сколько раз больше (мень24 50 Умножение и деление неполных четырѐхзначных и пятизначных чисел на круглые десятки в пределах 1 000 000 1 51 Деление неполных пятизначных и шестизначных чисел на круглые десятки в пределах 1 000 000 1 52 Деление неполных пятизначных и шестизначных чисел на круглые десятки в пределах 1 000 000 53 Геометрический материал. Параллелограмм. По- (меньше)…? «Во сколько раз больше (меньше…?» Отработка навыков умножения и деления неполных четырѐхзначных и пятизначных чисел на круглые десятки приемами письменных вычислений. Решение составных арифметических задач Закрепление умножения и деления неполных пятизначных и шестизначных чисел на круглые десятки приемами письменных вычислений. Решение составных арифметических задач на нахождение части от числа Закрепление умножения неполных пятизначных и шестизначных чисел на круглые десятки приемами письменных вычислений. Решение составных арифметических задач в 2 – 4действия 1 1 Параллелограмм: узнавание, называние. Выполнение построения параллелограмма с сколько больше (меньше)…?» Решают примеры на умножение и деление неполных трѐхзначных и четырѐхзначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в столбик) приемами письменных вычислений. Решают арифметические задачи в 1-2 действия Решают примеры на умножение и деление неполных пятизначных и шестизначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в столбик) приемами письменных вычислений. Решают арифметические задачи в 2 действия Решают примеры на умножение и деление неполных пятизначных и шестизначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в столбик) приемами письменных вычислений. Решают арифметические задачи в 2 действия Показывают параллелограмм по картинке. Выполняют построение па- ше…?» Решают примеры на умножение и деление неполных трѐхзначных и четырѐхзначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в столбик) приемами письменных вычислений. Решают арифметические задачи в 2- 3 действия Решают примеры на умножение и деление неполных пятизначных и шестизначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в столбик) приемами письменных вычислений. Решают арифметические задачи в 2- 4 действия Решают примеры на умножение и деление неполных пятизначных и шестизначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в столбик) приемами письменных вычислений. Решают арифметические задачи в 2- 4 действия Показывают и называют свойства параллелограмма. Выполняют построение параллело25 строение параллелограмма помощью линейки и угольника 54 Деление с остатком на круглые десятки 1 55 Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки 1 56 Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки 1 раллелограмма с помощью линейки и угольника по образцу Закрепление приема деления с Выполняют деление с остатостатком на круглые десятки в ком на круглые десятки в пределах 1 000 000. Решение пределах 1 000 000 (с запипростых и составных арифмесью примера в столбик). Ретических задач на деление с шают простые арифметичеостатком ские задачи на деление с остатком Закрепление приѐма умножения Решают примеры на умнои деления чисел, полученных жение и деление чисел, попри измерении стоимости, мас- лученных при измерении на сы двумя мерами на круглые круглые десятки, приѐмами десятки приѐмами письменных письменных вычислений с вычислений с преобразованием преобразованием крупных крупных мер в мелкие (1 р.=100 мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с ц= 100 кг, 1 м=100 см) с зазаписью примера в столбик. писью примера в столбик. Решение составных арифметиРешают составные задачи в 1 ческих задач с мерами измере-2 действия ния Закрепление приѐма умножения Решают примеры на умнои деления чисел, полученных жение и деление чисел, попри измерении стоимости, мас- лученных при измерении на сы двумя мерами на круглые круглые десятки, приѐмами десятки приѐмами письменных письменных вычислений с вычислений с преобразованием преобразованием крупных крупных мер в мелкие (1 р.=100 мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с ц= 100 кг, 1 м=100 см) с зазаписью примера в столбик. писью примера в столбик. Решение составных арифметиРешают составные задачи на грамма с помощью линейки и угольника Выполняют деление с остатком на круглые десятки в пределах 1 000 000 (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи на деление с остатком Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении на круглые десятки, приѐмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решают составные задачи в 2-3 действия Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении на круглые десятки, приѐмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решают составные задачи по содержанию, дополняют вопрос 26 57 Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел на двузначное число» 1 58 Работа над ошибками. Геометрический материал. Элементы параллелограмма Умножение двузначных и трѐхзначных чисел на двузначное число 1 Умножение четырѐхзначных и пятизначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000 1 59 60 1 ческих задач с мерами измерения по содержанию и на равные части Оценивание и проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Умножение и деление многозначных чисел на двузначное число» Выполнение работы над ошибками. Понимание элементов параллелограмма, их свойства. Построение высоты в параллелограмме Знакомство с алгоритмом умножения двузначных и трѐхзначных чисел на двузначное число. Решение составных арифметических задач на нахождение остатка Отработка алгоритма умножения четырѐхзначных и пятизначных чисел на двузначное число. Решение составных арифметических задач с вопросами «На сколько больше (меньше)…?», равные части к задаче Выполняют задания контрольной работы (с помощью калькулятора). Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют построение параллелограмма, по образцу, проводят высоту Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Называют компоненты при умножении по опорной схеме. Выполняют примеры на умножение двузначных и трѐхзначных чисел на двузначное число (с записью примера в столбик) по образцу в учебнике. Решают составные арифметические задачи 1- 2 действия с помощью учителя Решают примеры на умножение четырѐхзначных и пятизначных чисел на двузначное число (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи с вопросами Дают определение параллелограмма, называют основные его элементы и их свойства. Выполняют построение параллелограмма, проводят высоту Называют компоненты при умножении. Выполняют примеры на умножение двузначных и трѐхзначных чисел на двузначное число (с записью примера в столбик) по образцу в учебнике. Решают составные арифметические задачи 1- 2 действия Решают примеры на умножение четырѐхзначных и пятизначных чисел на двузначное число (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи с дополнением числовых данных 27 решение составных арифметических задач с дополнением числовых данных Закрепление алгоритма умножения четырѐхзначных и пятизначных чисел на двузначное число. Решение составных арифметических задач по краткой записи с дополнением числовых данных 61 Умножение четырѐхзначных и пятизначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000 1 62 Геометрический материал. Ромб 1 Параллелограмм (ромб). Обобщение понятия элементов ромба, и его свойства 63 Деление двузначных и трѐхзначных чисел на двузначное число с остатком 1 64 Деление четырѐхзначных и пятизначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000 1 Ознакомление с алгоритмом деления двузначных и трѐхзначных чисел на двузначное число с остатком. Решение составных арифметических задач с остатком Отработка навыков решения примеров на деление четырѐхзначных и пятизначных чисел на двузначное число. Решение составных арифметических задач с вопросами «На сколько больше (меньше)…?» «На сколько больше (меньше)…?» Решают примеры на умножение четырѐхзначных и пятизначных чисел на двузначное число (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи по краткой записи с дополнением числовых данных с помощью учителя Называют элементы и основные свойства ромба с опорой на образец. Выполняют построение ромба с помощью учителя Выполняют примеры на деление (с записью примера в столбик) по образцу в учебнике. Решают составные арифметические задачи с помощью учителя Решают примеры на деление (с записью примера в строчку) на калькуляторе. Решают составные арифметические задачи в 1 -2 действия Решают примеры на умножение четырѐхзначных и пятизначных чисел на двузначное число (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи с дополнением числовых данных Дают определение ромба, называют его элементы и основные свойства. Выполняют построение ромба Называют компоненты при делении по наглядной таблице. Выполняют примеры на деление (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи Решают примеры на деление (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи в 2 -3 действия 28 65 Деление пятизначных и шестизначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000 1 66 Деление пятизначных и шестизначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000 1 67 Геометрический материал. Многоугольники 1 68 Деление с остатком трехзначных, четырехзначных, пятизначных чисел на двузначное число. 1 69 Умножение и деление чисел, полученных при измерении стои- 1 Отработка навыков решения примеров на деление пятизначных и шестизначных чисел на двузначное число. Решение составных арифметических задач с вопросами «На сколько больше (меньше)…?» Закрепление навыков решения примеров на деление пятизначных и шестизначных чисел на двузначное число. Решение составных арифметических задач по таблице с вопросами: «Сколько…?»; «На сколько больше …?»; «На сколько меньше …?» Закрепление видов фигур – многоугольников. Выполнение построения многоугольников Решают примеры на деление с остатком, решают задачи практического содержания, с помощью учителя Решают примеры на деление с остатком, решают задачи практического содержания Выполняют решение примеров на деление (с записью примера в строчку) на калькуляторе. Решают составные арифметические задачи по таблице с вопросами: «Сколько…?» с помощью учителя Выполняют примеры на деление (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи с вопросами: «На сколько больше …?»; «На сколько меньше …?» Называют различные виды многоугольников с опорой на образец. Выполняют построение геометрических фигур, находят их периметр по инструкции учителя Закрепление приѐма деления с Выполняют примеры на деостатком трехзначных, четыление (с записью примера в рехзначных, пятизначных чисел столбик) по образцу в учебна двузначное число. Решение нике. Решают составные составных арифметических заарифметические задачи с дач с остатком помощью учителя Закрепление приѐма умножения Решают примеры на умнои деления чисел, полученных жение и деление чисел, попри измерении стоимости, мас- лученных при измерении на Называют элементы многоугольников. Выполняют построение геометрических фигур, находят их периметр Выполняют примеры на деление (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении на двузначное 29 мости, длины, массы двумя мерами на двузначное число 70 Умножение и деление чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы двумя мерами на двузначное число 1 71 Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел на двузначное число» 1 72 Работа над ошибками. Геометрический ма- 1 сы двумя мерами на двузначное число приѐмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решение составных арифметических задач с мерами измерения по содержанию и на равные части Закрепление приѐма умножения и деления чисел, полученных при измерении стоимости, массы двумя мерами на двузначное число приѐмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решение составных арифметических задач с мерами измерения с вопросами: «Сколько…?» и на прямое приведение к единице Оценивание и проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Умножение и деление многозначных чисел на двузначное число» Выполнение работы над ошибками. Взаимное положение двузначное число, приѐмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решают составные задачи на равные части с помощью учителя число, приѐмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решают составные задачи на равные части Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении на двузначное число, приѐмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решают составные задачи с вопросами: «Сколько…?» Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении на двузначное число, приѐмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решают составные задачи на прямое приведение к единице Выполняют задания контрольной работы (с помощью калькулятора). Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют работу над ошибками, корректируют Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют работу над ошибками, корректируют свою дея30 териал. Взаимное положение фигур на плоскости геометрических фигур на плоскости: пересекаются, не пересекаются, касаются, находятся внутри, вне. Построение геометрических фигур по указанному положению их взаимного расположения на плоскости 73 Обыкновенные дроби. Сравнение обыкновенных дробей 1 74 Виды дробей. Преобразование дробей 1 75 Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковы- 1 свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Выполняют построение по заданным параметрам геометрических фигур по указанному положению их взаимного расположения на плоскости, с помощью чертежного угольника, по образцу Обыкновенные дроби – 7 часов Закрепить знания об обыкноЧитают и записывают обыквенной дроби, числителе и зна- новенные дроби. менателе дроби. Повторение Называют числитель и знаспособов сравнения обыкноменатель дроби, с опорой на венных дробей с одинаковыми образец. числителями и знаменателями Сравнивают дроби с одинаковыми числителями и знаменателями Нахождение обыкновенной Читают, записывают обыкдроби от числа. новенные дроби по образцу. Запись чисел, полученных при Сокращают числитель и знаизмерении, в виде обыкновенменатель. Решают составные ных дробей. арифметические задачи на Нахождение обыкновенной нахождение части от числа с дроби от числа. помощью учителя Решение составных арифметических задач на нахождение части от числа Закрепление правила сложения Выполняют сложение и выи вычитания обыкновенных читание обыкновенных дродробей с одинаковыми знамебей с одинаковыми знамена- тельность с учетом выставленных недочетов. Выполняют построение по заданным параметрам геометрических фигур по указанному положению их взаимного расположения на плоскости, с помощью чертежного угольника Читают и записывают обыкновенные дроби. Называют числитель и знаменатель дроби. Сравнивают дроби с одинаковыми числителями и знаменателями Читают, записывают обыкновенные дроби. Сокращают числитель и знаменатель. Решают составные арифметические задачи на нахождение части от числа Выполняют сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. 31 ми знаменателями 76 Сложение и вычитание смешанных чисел 1 77 Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю 1 78 Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями 1 79 Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями 1 80 Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» 1 нателями. Решение составных арифметических задач с обыкновенными дробями Закрепление умения решать примеры на сложение и вычитание смешанных чисел (с преобразованием результата). Решение арифметических задач на сложение и вычитание смешанных чисел Знакомство с правилом нахождения дополнительного множителя, с последующим приведением дроби к общему знаменателю. Ознакомление с приѐмом сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями телями. Решают задачи с обыкновенными дробями с помощью учителя Решают задачи с обыкновенными дробями Выполняют решение примеров и задач на сложение и вычитание смешанных чисел, с помощью учителя Выполняют решение примеров и задач на сложение и вычитание смешанных чисел Выполняют приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю, с помощью учителя Выполняют приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю Приводят дроби к общему знаменателю, находят общий множитель. Складывают обыкновенные дроби с помощью учителя Закрепление приѐма сложения и Приводят дроби к общему вычитания обыкновенных дро- знаменателю, находят общий бей с разными знаменателями множитель. Складывают обыкновенные дроби с помощью учителя Оценивание и проверка уровня Выполняют задания конзнаний обучающихся по теме: трольной работы (с помо«Сложение и вычитание обыкщью калькулятора). Пониновенных дробей» мают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Приводят дроби к общему знаменателю находят общий множитель. Складывают обыкновенные дроби Приводят дроби к общему знаменателю, находят общий множитель. Складывают обыкновенные дроби Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя 32 81 Работа над ошибками. Геометрический материал. Симметрия. Ось симметрии 1 82 Десятичные дроби. Получение, запись и чтение десятичных дробей 1 83 Десятичные дроби. Получение, запись и чтение десятичных дробей 1 84 Запись чисел, полученных при измерении в виде десятичных дробей 1 85 Запись чисел, полученных при измерении в виде десятичных дробей 1 Выполнение работы над ошибками. Симметричные предметы, геометрические фигуры. Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно оси симметрии. Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Называют окружающие симметричные фигуры. Выполняют построение симметричных фигур по образцу Десятичные дроби – 14 часов Формирование понятия «ДесяЧитают, записывают десятичная дробь». тичные дроби Знакомство с правилом записи десятичных дробей, чтение, запись десятичных дробей Закрепление правила записи Читают, записывают десядесятичных дробей, чтение, за- тичные дроби. пись десятичных дробей При чтении десятичной дроби сначала называют целое число, затем доли по образцу в учебнике Ознакомление с записью чисел Читают, записывают числа, (именных и составных) в виде полученные при измерении в десятичных дробей (1 км = 1000 виде десятичных дробей (1 м; 1 м = 0,001км) км = 1000 м; 1 м = 0,001км) по образцу Формирование умения записы- Читают, записывают числа, вать (именные и составные чис- полученные при измерении в ла) в виде десятичных дробей виде десятичных дробей де(десятые доли метра – децимет- сятые доли метра – дециметры 0,1м = 1 дм; сотые доли ры 0,1м = 1 дм; сотые доли Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Называют окружающие симметричные фигуры. Выполняют построение симметричных фигур, симметричные данной относительно оси симметрии Читают, записывают десятичные дроби Читают, записывают десятичные дроби. При чтении десятичной дроби сначала называют целое число, затем доли Читают, записывают числа, полученные при измерении в виде десятичных дробей (1 км = 1000 м; 1 м = 0,001км) Читают, записывают числа, полученные при измерении в виде десятичных дробей десятые доли метра – дециметры 0,1м = 1 дм; сотые доли центнера – ки33 86 Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких) одинаковых долях 1 87 Сравнение десятичных долей и дробей 1 88 Геометрический материал. Центр симметрии 1 89 Сложение и вычитание десятичных дробей 1 90 Сложение и вычитание десятичных дробей 1 центнера – килограммы 0,01 ц = центнера – килограммы 0,01 1 кг; тысячные доли метра – ц = 1 кг; тысячные доли метмиллиметры 0,001 = 1 мм) ра – миллиметры 0,001 = 1 мм) по образцу Знакомство с правилом выраВыражают десятичные дроби жения десятичной дроби в бов более крупных долях (0,7 = лее крупных (мелких) одинако- 0,70 = 0,700; 2,800 = 2,8; 0,5 вых долях (0,7 = 0,70 = 0,700; = 0,50) по образцу 2,800 = 2,8; 0,5 = 0,50) Знакомство с правилом сравне- Выполняют сравнение десяния десятичных дробей. тичных дробей с опорой на Решение арифметических задач правило. на нахождение стоимости Решают задачи на нахождение стоимости в 1 действие Симметричные предметы, геоНазывают окружающие метрические фигуры. симметричные фигуры. Предметы, геометрические фи- Выполняют построение точгуры, симметрично располоки, симметричной данной женные относительно оси сим- относительно оси, центра метрии. симметрии Центр симметрии. Построение точки, симметричной данной относительно оси, центра симметрии Знакомство с правилом сложеВыполняют сложение и выния и вычитания десятичных читание десятичных дробей. дробей. Решают арифметические заРешение простых арифметичедачи в 1 - действие ских задач Отработка навыков сложения и Выполняют сложение и вывычитания десятичных дробей. читание десятичных дробей. Решение составных арифметиРешают арифметические за- лограммы 0,01 ц = 1 кг; тысячные доли метра – миллиметры 0,001 = 1 мм) Выражают десятичные дроби в более крупных долях (0,7 = 0,70 = 0,700; 2,800 = 2,8; 0,5 = 0,50) Выполняют сравнение десятичных дробей. Решают задачи на нахождение стоимости в 2 действия Называют окружающие симметричные фигуры. Выполняют построение точки, симметричной данной относительно оси, центра симметрии Выполняют сложение и вычитание десятичных дробей. Решают арифметические задачи в 2 действия Выполняют сложение и вычитание десятичных дробей. Решают арифметические задачи 2 34 ческих задач на нахождение десятичной дроби от числа Закрепление умения сложения и вычитания десятичных дробей. Решение арифметических задач Закрепление умения сложения и вычитания десятичных дробей. Решение составные арифметических задач Оценивание и проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» 91 Сложение и вычитание десятичных дробей 1 92 Сложение и вычитание десятичных дробей 1 93 Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» 1 94 Работа над ошибками. Нахождение десятичной дроби от числа 1 Выполнение работы над ошибками. Знакомство с правилом на нахождение десятичной дроби от числа. Решение арифметических задач 95 Геометрический материал. Куб, брус 1 Актуализация знаний элементов бруса: грань, ребро, вершина; их свойства. – выделение противоположных, смежных дачи в 1 – 2 действия действия Выполняют сложение и вычитание десятичных дробей. Решают арифметические задачи в 1 – 2 действия Выполняют сложение и вычитание десятичных дробей. Решают арифметические задачи в 1 – 2 действия Выполняют сложение и вычитание десятичных дробей. Решают арифметические задачи в 2 – 3 действия Выполняют сложение и вычитание десятичных дробей. Решают арифметические задачи в 2 – 3 действия Выполняют задания контрольной работы (с помощью калькулятора). Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Читают правило в учебнике нахождения десятичной дроби от числа. Находят десятичную дробь от числа, с опорой на образец. Решают задачи в 1 действие Называют предметы окружающего мира, имеющие форму куба, бруса. Называют элементы куба Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Читают правило нахождения десятичной дроби от числа. Находят десятичную дробь от числа. Решают задачи в 2 действия Называют предметы окружающего мира, имеющие форму куба, бруса. Называют элементы бруса 35 граней бруса. Изготовление бруса 96 Меры времени 1 97 Решение задач на движение в одном направлении 1 98 Решение задач на движение в противоположном направлении 1 (грань, ребро, вершина), с модели куба, опорой на образец. Изготавливают модель куба по наглядной и словесной инструкции учителя Повторение – 3 часа Закрепление умения преобразо- Называют основные меры вывать числа, выраженные еди- времени, их соотношение по ницами времени. Вычисление опорной таблице. Выполнясуток в 1 году (обычном и виют преобразование чисел, сокосном). выраженных единицами Сложение и вычитание чисел, времени. полученных при измерении Выполняют сложение и вывремени двумя мерами, приечитание полученных при измами письменных вычислений. мерении времени двумя меРешение простых арифметичерами, приѐмами письменных ских задач на определение про- вычислений. должительности, начала и Решают простые арифметиокончания события ческие задачи на определение продолжительности, начала и окончания события с помощью учителя Закрепление умения решения Выполняют схематические составные арифметических за- чертежи, рисунки. Решают дач на встречное движение задачи на движение в одном (равномерное, прямолинейное) направлении с опорой на обдвух тел разец (грань, ребро, вершина). Изготавливают модель бруса Закрепление умения решения составных арифметических задач на движение в одном и противоположном направлении Выполняют схематические чертежи, рисунки, решают задачи на движение в противоположном направлении Выполняют схематические чертежи, рисунки, решают задачи на движение в противоположном направлении по Называют основные меры времени, их соотношение. Выполняют преобразование чисел, выраженных единицами времени. Выполняют сложение и вычитание полученных при измерении времени двумя мерами, приѐмами письменных вычислений. Решают простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и окончания события Выполняют схематические чертежи, рисунки. Решают задачи на движение в одном направлении 36 99 Масштаб 1 100 Умножение и деление чисел, полученных при измерении на двузначное число 1 101 Все действия с числами, полученными при измерении 1 102 Итоговая контрольная работа по теме: «Все действия с целыми и дробными числами» 1 двух тел Закрепление понятия «масштаб». Закрепление умения изображать фигуры в указанном масштабе, вычисление масштаба изображѐнных фигур Закрепление приѐмов умножения и деления чисел, полученных при измерении на двузначное число. Решение арифметических задач с мерами измерения Закрепление мер измерения. Называние известных мер измерения, их соотношения. Закрепление приѐмов сложения и вычитания, умножения и деления чисел, полученных при измерении. Решение арифметических задач с мерами измерения Оценивание и проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Все действия с целыми и дробными числами» образцу Изображают фигуры в укаИзображают фигуры в указанзанном масштабе, вычисляют ном масштабе, вычисляют масмасштаб с помощью учителя штаб Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении, с опорой на образец. Решают арифметические задачи с мерами измерения с помощью учителя Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении, с опорой на образец. Решают арифметические задачи с мерами измерения с помощью учителя Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении. Решают арифметические задачи с мерами измерения Выполняют задания контрольной работы (с помощью калькулятора). Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют задания контрольной. Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении. Решают арифметические задачи с мерами измерения 37