Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по чтению для обучающихся 5 «Б» класса (АООП вариант 1) Составитель: Смирнова О.Г. Должность: учитель, 1к.к. Реж – 2023год Пояснительная записка Рабочая программа по чтению составлена на основе: Федерального закона РФ «Об образовании» №273-ф от 29.12.2012; Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – ФАООП УО, утвержденная приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026, адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»; в соответствии с учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утверждённым приказом директора образовательного учреждения. Рабочая программа ориентирована на учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Чтение. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы. Автор составитель З.Ф.Малышева. М.: Просвещение, 2021. – 255 с. Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Значимость уроков чтения и развития речи состоит в том, что в комплексе решаются образовательные, коррекционные, воспитательные задачи. Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Задачи: - совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; - развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; - развитие положительных качеств и свойств личности. Программа создана из расчета 4 часа в неделю и рассчитана на 136 часов в год. Программой предусмотрены уровни требований к предметному результату: достаточный, минимальный, ниже минимального. На основании заседания ППК №219 от 09.08.2023г. обучающихся можно разделить на две группы. В первую группу (достаточный уровень) входят обучающиеся: 5 «Б» класс – Худякова Маргарита, Семенов Сергей, Манишин Ярослав, Бобков Илья, Петрованова Анастасия, Баринов Алексей. Вторую группу (минимальный уровень) составляют обучающиеся: 5 «Б» класс: Шестаков Артем. Планируемые результаты изучения учебного предмета Предметные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях – по слогам; Чтение про себя, выполняя аналитические задания к тексту; Отвечать на вопросы учителя; Пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно; Выражать своё отношение к поступкам героев и событиям; Знать наизусть 10 стихотворений. плавно читать по слогам слова, предложения; Получат возможность участвовать в анализе воспринятого на слух текста, выделении главной мысли, главных действующих лиц; ответы на вопросы учителя; Получат возможность пересказывать текст по плану с помощью учителя; Получат возможность выучить наизусть отрывки из стихотворений. Уровень ниже минимального Чтение слов, слогов с помощью учителя; Восприятие текста на слух, выделение главных действующих героев; Пересказывать текст по плану, по образцы, по наводящим вопросам; выучить стихотворение 12 Личностные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; владеть элементами оценки и самооценки; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умение строить сообщения в устной форме; самостоятельно видеть и исправлять ошибки; понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность выполнять задания. Владение элементами контроля учебной деятельности (с помощью памяток, алгоритмов, схем); Уметь слушать учителя, самостоятельно (или с помощью) выполнять предложенные виды заданий; Строить сообщения (ответы) в устной форме с помощью учителя. Адекватно реагировать на оценку учебных действий. Уровень ниже минимального Повторять ответы за учителем или ребятами. Работать по шаблоны, алгоритму с помощью учителя Календарно-тематическое планирование по чтению 5 класс Тема 1. Считалки, заклички, потешки. 2. Загадки, пословицы и поговорки. 3. Сказки. «Никита Кожемяка», аналитическое чтение. 4. Подготовка к пересказу сказки «Как наказали медведя». 5. Чтение и анализ сказки «Золотые руки». 6. Знакомство со сказкой «Морозко». 7. Чтение по ролям отрывков из сказки «Морозко». 8. Чтение по ролям сказки «Два Мороза». 9. Чтение и пересказ сказки «Три дочери». 10. А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…», знакомство со сказкой 11. Выразительное чтение и заучивание наизусть отрывка из сказки. 12. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Пересказ по плану 1 части. 13. Аналитическое чтение 2 части сказки «Серая Шейка». 14. Чтение по ролям отрывков из 3 части сказки «Серая шейка». 15. Заучивание наизусть отрывка из 4 части сказки «Серая Шейка». 16. Чтение и анализ 5 части, составление рассказа о Серой Шейке по плану. 17. Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество. Сказки». 18. Г.Скребицкий «Сентябрь», аналитическое чтение. 19. Экскурсия «Родная природа в творчестве поэтов». 20. И. Соколов-Микитов «Золотая осень». Аналитическое чтение. 21. К. Бальмонт «Осень». Выразительное чтение, заучивание наизусть. 22. Г. Скребицкий «Добро пожаловать». Составление плана для пересказа. 23. В. Астафьев «Осенние грусти», аналитическое чтение. 24. И. Бунин «Первый снег». Выразительное чтение, заучивание наизусть. 25. Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень». 26. Ю.Яковлев «Колючка» Выборочное чтение 1 части. 27. Чтение и пересказ 2 части рассказа «Колючка». 28. Знакомство с рассказом «Рыцарь Вася». 29. «Рыцарь Вася», пересказ отрывка из рассказа. 30. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Знакомство с отрывком из повести. 31. Чтение по ролям отрывков из повести «Витя Малеев в школе и Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата дома». 32. В.Медведев «Фосфорический мальчик». Знакомство с рассказом. 33. Пересказ отрывков из рассказа Фосфорический мальчик». 34. Л.Воронкова «Дорогой подарок». Составление вопросов к тексту 1 части. 35. Составление вопросов к тексту 2 части рассказа «Дорогой подарок». 36. «Дорогой подарок»,3 часть. Выделение главной мысли. 37. Я. Аким «Твой друг». Выразительное чтение. 38. Басни И. Крылова. «Ворона и Лисица», аналитическое чтение. 39. Аналитическое чтение басни «Щука и Кот». 40. Чтение по ролям басни «Квартет». 41. Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах». 42. Н. Хмелик «Будущий олимпиец». Знакомство с рассказом. 43. Пересказ рассказа «Будущий олимпиец». 44. О. Бондарчук «Слепой домик». Аналитическое чтение. 45. В.Осеева «Бабка», аналитическое чтение 1 части рассказа. 46. Выборочное чтение 2 части рассказа «Бабка». 47. Чтение по ролям 3 части рассказа «Бабка». 48. Аналитическое чтение 4 части рассказа «Бабка». 49. А. Платонов «Сухой хлеб». Составление вопросов по содержанию 1 главы. 50. Выборочное чтение 1 главы рассказа «Сухой хлеб». 51. Чтение и анализ 2 главы рассказа «Сухой хлеб». 52. В. Распутин «Люся». Знакомство с отрывком из повести. 53. В.Распутин «Люся», деление на части, пересказ. 54. В. Брюсов «Труд».выделение главной мысли произведения. 55. Р. Рождественский «Огромное небо». Выразительное чтение. 56. Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро». 57. Ф. Тютчев «Зима», заучивание наизусть. 58. Г. Скребицкий «Декабрь», пересказ по плану. 59. К. Бальмонт «К зиме». Заучивание наизусть. 60. Г. Скребицкий «Всяк по-своему». Аналитическое чтение 1 части сказки. 61. Постановка вопросов по содержанию 2 части сказки «Всяк посвоему». 62. С. Есенин «Поёт зима – аукает». Выразительное чтение. 63. С. Есенин «Берёза», заучивание наизусть. 64. А. Пушкин «Зимняя дорога». Выразительное чтение. 65. Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима». 66. Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Составление плана 1 главы. 67. «Тема и Жучка». Чтение и пересказ 2 главы. 68. А. Толстой «Желтухин». Выборочное чтение 1 части. 69. Аналитическое чтение 2 части рассказа «Желтухин». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 70. Выборочное чтение 3 части рассказа «Желтухин». 71. К. Паустовский «Кот Ворюга». Знакомство с рассказом. 72. «Кот Ворюга». Деление на части, пересказ. 73. Б. Житков «Про обезьянку». Чтение по ролям отрывков из 1 части. 74. «Про обезьянку».пересказ 2 части рассказа. 75. «Про обезьянку». Выборочное чтение 3 части. 76. Э. Асадов «Дачники». Чтение и анализ. 77. Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны». Общее знакомство. 78. Выборочное чтение «Из рассказов Олёны Даниловны». 79. С. Михалков «Будь человеком». Выразительное чтение. 80. В. Бианки «Мышонок Пик». Чтение по ролям 1 части. 81. «Мышонок Пик». Пересказ 2 части сказки. 82. Обобщающий урок по теме «О животных». 83. О. Тихомиров «На поле Куликовом». Чтение и анализ главы «Москва собирает войско». 84. Пересказ по плану главы «Куликовская битва». 85. Выборочное чтение главы «Слава героям». 86. С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года». Общее знакомство. 87. Краткий пересказ отрывков из «Рассказов о войне 1812 года». 88. Выразительное чтение отрывка из поэмы Н.Некрасова «Мороз, Красный нос». 89. А. Куприн «Белый пудель». Аналитическое чтение 1 части. 90. «Белый пудель». Выборочное чтение 2 части. 91. «Белый пудель». Аналитическое чтение 3 части. 92. Чтение и анализ 4 части повести «Белый пудель». 93. Выборочное чтение отрывков из повести «Белый пудель». 94. Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью» Знакомство с рассказом. 95. Выборочное чтение рассказа «Снега, поднимитесь метелью». 96. Выразительное чтение стихотворения «У могилы неизвестного солдата». 97. Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа». 98. Г. Скребицкий «Март». Аналитическое чтение. 99. А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает». Заучивание наизусть. 100. Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы». Выборочное чтение. 101. «Весна-красна». Пересказ отрывка. 102. «Грачи прилетели». Выразительное чтение. 103. «Заветный кораблик». Пересказ от первого лица. 104. «В весеннем лесу». Аналитическое чтение. 105. А. Толстой «Весенние ручьи». Выборочное чтение. 106. А. Пушкин «Гонимы вешними лучами». Выразительное чтение. 107. А. Блок «Ворона». Выразительное чтение. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 108. И.Соколов-Микитов «Весна». Выборочное чтение. 109. И. Бунин «Крупный дождь…». Выразительное чтение. 110. С. Есенин «Черёмуха». Заучивание наизусть. 111. Я. Аким «Весна, весною, о весне». 112. Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна». 113. В. Гюго «Гаврош». Чтение и пересказ 1 главы. 114. «Гаврош», 2 глава. Анализ поступков главного героя. 115. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Чтение и пересказ 1 части. 116. «Приключения Тома Сойера», выборочное чтение 2 части. 117. «Приключения Тома Сойера», 3 часть. Выборочное чтение. 118. «Приключения Тома Сойера», пересказ 4 части. 119. «Приключения Тома Сойера», аналитическое чтение 5 части. 120. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Заучивание отрывка из сказки 121. Чтение и пересказ 2 главы сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». 122. Составление вопросов по содержанию 3 главы сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». 123. Аналитическое чтение 4 главы сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». 124. Г. Х.Андерсен «Русалочка». Выборочное чтение 1, 2 частей сказки. 125. Аналитическое чтение 3 части сказки «Русалочка». 126. Экскурсия в городскую библиотеку «Правила пользования библиотекой». 127. Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежных писателей». 128. Г. Скребицкий «Июнь», аналитическое чтение. 129. И. Суриков «Ярко солнце светит», заучивание наизусть. 130. А. Платонов «Июльская гроза», выборочное чтение 1 части. 131. «Июльская гроза», чтение и пересказ 2 части. 132. Составление вопросов по содержанию 3 части рассказа «Июльская гроза». 133. Анализ поступков героев рассказа «Июльская гроза». 134. А. Прокофьев «Берёзка», заучивание наизусть. 135. Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату», выразительное чтение. 136. Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование по чтению 5 класс Тема, раздел Содержание Виды деятельности, формы работы Мин.уровень I Устное народное творчество. Сказки (17ч). 1. Считалки, заклички, потешки. 2. Загадки, пословицы и поговорки. 3. Сказки. «Никита Кожемяка», аналитическое чтение. 4. Подготовка к пересказу сказки «Как наказали медведя». 5. Чтение и анализ сказки «Золотые руки». 6. Знакомство со сказкой «Морозко». 7. Чтение по ролям отрывков из сказки «Морозко». 8. Чтение по ролям сказки «Два Мороза». 9. Чтение и пересказ сказки «Три дочери». 10. А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…», знакомство со сказкой 11. Выразительное чтение и заучивание наизусть отрывка из сказки. 12. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Знакомство с жанрами устного народного творчества: сказками, пословицами и поговорками, загадками, считалками, закличками, потешками. Формировать навыки правильного, осознанного чтения вслух целыми словами. Анализировать текст по вопросам учителя, характеризовать героев и их поступки, вычленять реплики персонажей при чтении по ролям, пересказывать содержание сказок. Работа над техникой чтения: правильность, осознанность, выразительность. Выборочное чтение. Характеристика внешности персонажей. Работа со сложными для Уметь читать текст целыми словами или по слогам; участвовать в анализе текста (по наводящим вопросам); пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам (плану). С помощью учителя и вопросов отвечать на вопросы по прочитанному. Участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий. Дост.уровень Ниже мнимального Знание малых фольклорных Повторять жанров: сказки, пословицы, ответы за загадка, считалки, заклички, учителем или потешки. одноклассниками Умение читать текст осознанно, правильно целыми словами; участвовать в анализе текста; ориентироваться в тексте; характеризовать главных героев произведения; пересказывать содержание сказок после анализа; выделять реплики героев, читать по ролям; заучивать наизусть считалки, заклички, отрывки сказок. Озаглавливание частей текста и пересказ по частям. Знание различий между произведениями малых народных форм (пословица, поговорка, потешка, считалка, загадка). Шейка» Пересказ по плану 1 части. 13. Аналитическое чтение 2 части сказки «Серая Шейка». 14. Чтение по ролям отрывков из 3 части сказки «Серая шейка». 15. Заучивание наизусть отрывка из 4 части сказки «Серая Шейка». 16. Чтение и анализ 5 части, составление рассказа о Серой Шейке по плану. 17. Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество. Сказки». IIКартины родной природы. Осень (8ч). 1. Г.Скребицкий «Сентябрь», аналитическое чтение. 2. Экскурсия «Родная природа в творчестве поэтов». 3. И. Соколов-Микитов «Золотая осень». Аналитическое чтение. 4. К. Бальмонт «Осень». Выразительное чтение, заучивание наизусть. 5. Г. Скребицкий «Добро пожаловать». Составление плана для пересказа. 6. В. Астафьев «Осенние грусти», аналитическое чтение. 7. И. Бунин «Первый снег». Выразительное чтение, заучивание наизусть. понимания словами. Знакомство с произведениями русских писателей и поэтов об осени, раскрыть прелесть и образность художественных описаний природы; - формировать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения вслух целыми словами; умения ориентироваться в тексте, сопоставлять пункты плана с частями текста, пересказывать по плану, рассказывать о собственном опыте общения с природой; Участвовать в анализе воспринятого на слух текста, выделении главной мысли, главных действующих лиц (с помощью учителя). С помощью учителя и вопросов отвечать на вопросы по прочитанному. Правильно читать текст вслух целыми словами, в трудных случаях – по слогам; читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту; Отвечать на вопросы учителя; Пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно. Повторять ответы за учителем или одноклассниками 8. Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень». - развивать внимание, наблюдательность, связную речь, воображение, образное мышление; - воспитывать любовь к природе, учить видеть её красоту. III О друзьях-товарищах (16ч) 1. Ю.Яковлев «Колючка» Выборочное чтение 1 части. 2. Чтение и пересказ 2 части рассказа «Колючка». 3. Знакомство с рассказом «Рыцарь Вася». 4. «Рыцарь Вася», пересказ отрывка из рассказа. 5. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Знакомство с отрывком из повести. 6. Чтение по ролям отрывков из повести «Витя Малеев в школе и дома». 7. В.Медведев «Фосфорический мальчик». Знакомство с рассказом. 8. Пересказ отрывков из рассказа Фосфорический мальчик». 9. Л.Воронкова «Дорогой подарок». Составление вопросов к тексту 1 части. 10. Составление вопросов к тексту 2 части рассказа «Дорогой подарок». Знакомство с произведениями русских писателей о дружбе. - развитие навыков правильного, осознанного чтения целыми словами; - формирование умения ориентироваться в тексте, выделять нужные фрагменты для ответов на вопросы; анализировать прочитанный текст; давать оценку героям и их поступкам; делить текст на части с помощью учителя, пересказывать по плану; - развивать мышление, память, наблюдательность, связную речь; - воспитывать умение дружить, честность, Анализировать прочитанный текст по вопросам учителя, по плану, опорным словам; давать оценку героям и их поступкам с помощью учителя. Делать краткий пересказ с помощью учителя. Знание содержания изученных произведений. Умения ориентироваться в тексте, выделять нужные фрагменты для ответов на вопросы; анализировать прочитанный текст по вопросам учителя; давать оценку героям и их поступкам; делить текст на части с помощью учителя, пересказывать по плану; вычленять реплики персонажей, правильно их интонировать при чтении по ролям. Повторять ответы за учителем или одноклассниками 11. «Дорогой подарок»,3 часть. Выделение главной мысли. 12. Я. Аким «Твой друг». Выразительное чтение. 13. Басни И. Крылова. «Ворона и Лисица», аналитическое чтение. 14. Аналитическое чтение басни «Щука и Кот». 15. Чтение по ролям басни «Квартет». 16. Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах». IVСпешите делать добро (15ч) 1. Н. Хмелик «Будущий олимпиец». Знакомство с рассказом. 2. Пересказ рассказа «Будущий олимпиец». 3. О. Бондарчук «Слепой домик». Аналитическое чтение. 4. В.Осеева «Бабка», аналитическое чтение 1 части рассказа. 5. Выборочное чтение 2 части рассказа «Бабка». 6. Чтение по ролям 3 части рассказа «Бабка». 7. Аналитическое чтение 4 части рассказа «Бабка». 9. А. Платонов «Сухой хлеб». Составление вопросов по содержанию 1 главы. 10. Чтение и анализ 2 главы рассказа «Сухой хлеб». 11. В. Распутин «Люся». Знакомство ответственность; умение принимать решение. Знакомство с произведениями русских писателей о людях, совершающих добрые и плохие поступки; - развивать навыки правильного, осознанного чтения целыми словами; - формировать умения ориентироваться в тексте, выделять нужные фрагменты для ответов на вопросы; анализировать прочитанный текст; давать оценку героям и их поступкам; делить текст на части с помощью учителя, пересказывать по плану; вычленять реплики Знание содержания изученных произведений. Анализировать прочитанный текст с помощью учителя. Делать краткий пересказ произведения с помощью учителя. Давать оценку героям, сравнивать поступки героев. Составлять вопросы по содержанию с помощью учителя. Высказывают своё отношение к поступкам героев (в доступной форме). Знание содержания изученных произведений. Умения ориентироваться в тексте, выделять нужные фрагменты для ответов на вопросы; анализировать прочитанный текст по вопросам учителя; составлять вопросы по содержанию; давать оценку героям и их поступкам; делить текст на части с помощью учителя, составлять план, пересказывать по плану; вычленять реплики персонажей, правильно их интонировать при чтении по ролям. Повторять ответы за учителем или одноклассниками с отрывком из повести. 12. В.Распутин «Люся», деление на части, пересказ. 13. В. Брюсов «Труд».выделение главной мысли произведения. 14. Р. Рождественский «Огромное небо». Выразительное чтение. 15. Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро». V Картины родной природы. Зима. (9ч) 1. Ф. Тютчев «Зима», заучивание наизусть. 2. Г. Скребицкий «Декабрь», пересказ по плану. 3. К. Бальмонт «К зиме». Заучивание наизусть. 4. Г. Скребицкий «Всяк по-своему». Аналитическое чтение 1 части сказки. 5. Постановка вопросов по содержанию 2 части сказки «Всяк посвоему». 6. С. Есенин «Поёт зима – аукает». Выразительное чтение. 7. С. Есенин «Берёза», заучивание наизусть. 8. А. Пушкин «Зимняя дорога». Выразительное чтение. 9. Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима». VI О животных (17ч) персонажей, правильно их интонировать при чтении по ролям; - воспитывать чувства любви и заботы о близких людях, уважение к старшим, сострадание, трудолюбие знакомство с произведениями русских писателей и поэтов о зиме, раскрыть прелесть и образность художественных описаний природы; - развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; - формировать умения ориентироваться в тексте, выделять нужные фрагменты для ответов на вопросы; анализировать прочитанный текст; делить текст на части с помощью учителя, пересказывать по плану; рассказывать о собственном опыте общения с природой; Знакомство с Называть основные признаки зимы. Строить свое высказывание с помощью учителя. Пересказ текста по опорным словам к пунктам плана. Составление вопросов по содержанию с помощью учителя. Заучивать стихотворения наизусть. Знать об изменениях в природе зимой. Умения строить своё высказывание; читать осознанно, правильно вслух; передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении наизусть; работать с текстом: ориентироваться в тексте; делить на части с помощью учителя и пересказывать по плану; заучивать наизусть стихотворения. Повторять ответы за учителем или одноклассниками Знать содержания Знать содержания Повторять 1. Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Составление плана 1 главы. 2. «Тема и Жучка». Чтение и пересказ 2 главы. 3. А. Толстой «Желтухин». Выборочное чтение 1 части. 4. Аналитическое чтение 2 части рассказа «Желтухин». 5. Выборочное чтение 3 части рассказа «Желтухин». 6. К. Паустовский «Кот Ворюга». Знакомство с рассказом. 7. «Кот Ворюга». Деление на части, пересказ. 8. Б. Житков «Про обезьянку». Чтение по ролям отрывков из 1 части. 9. «Про обезьянку».пересказ 2 части рассказа. 10. «Про обезьянку». Выборочное чтение 3 части. 11. Э. Асадов «Дачники». Чтение и анализ. 12. Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны». Общее знакомство. 13. Выборочное чтение «Из рассказов Олёны Даниловны». 14. С. Михалков «Будь человеком». Выразительное чтение. 15. В. Бианки «Мышонок Пик». Чтение по ролям 1 части. 16. «Мышонок Пик». Пересказ 2 части сказки. 17. Обобщающий урок по теме «О произведениями русских писателей о животных; - развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; - формировать умения анализировать произведение, выделять его главную мысль; делить текст на части, пересказывать по плану; вычленять в тексте нужные фрагменты; характеризовать поступки героев; давать правильную оценку изменениям эмоционального состояния героев; - развивать наблюдательность, внимание, память, связную речь; - воспитывать бескорыстное отношение к природе, любовь и сочувствие к животным; чувство ответственности. произведений. Участвовать в анализе текста (по наводящим вопросам). Высказывать личное отношение к событиям и поступкам описанных в произведении. Описывать по плану главных героев. Принимают участие в беседе по прочитанным произведениям. Учатся давать ответы (в доступной форме). произведений. Уметь читать текст осознанно; анализировать произведение, выделять его главную мысль; делить текст на части, пересказывать по плану вычленять в тексте нужные фрагменты; характеризовать поступки героев; давать правильную оценку изменениям эмоционального состояния героев; строить своё высказывание. Высказывать личное отношение к событиям и поступкам описанных в произведении. Описывать внешность и характер героев. ответы за учителем или одноклассниками животных». VII Из прошлого нашего народа (15ч) 1. О. Тихомиров «На поле Куликовом». Чтение и анализ главы «Москва собирает войско». 2. Пересказ по плану главы «Куликовская битва». 3. Выборочное чтение главы «Слава героям». 4. С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года». Общее знакомство. 5. Краткий пересказ отрывков из «Рассказов о войне 1812 года». 6. Выразительное чтение отрывка из поэмы Н.Некрасова «Мороз, Красный нос». 7. А. Куприн «Белый пудель». Аналитическое чтение 1 части. 8. «Белый пудель». Выборочное чтение 2 части. 9. «Белый пудель». Аналитическое чтение 3 части. 10. Чтение и анализ 4 части повести «Белый пудель». 11. Выборочное чтение отрывков из повести «Белый пудель». 12. Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью» Знакомство с рассказом. 13. Выборочное чтение рассказа «Снега, поднимитесь метелью». 14. Выразительное чтение стихотворения «У могилы Знакомство с историческими литературными произведениями; - развитие навыков правильного, осознанного, выразительного чтения; - формировать умения анализировать произведение, выделять его главную мысль; делить текст на части, пересказывать по плану; ориентироваться в тексте, выделять нужные фрагменты для ответов на вопросы; характеризовать героев и их поступки; высказывать собственное отношение к героям; - развивать воображение, внимание, память, связную речь, коммуникативные способности; - воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории своего народа; чувство товарищества и взаимопомощи. Знать исторические события, о которых говорится в произведениях. Правильное чтение текста вслух по слогам или целыми словами. характеризовать героев их поступки и поведение. Строить своё высказывание с помощью учителя. Отвечают на вопросы (спомощью учителя). Читают объяснение непонятных слов. Высказывают своё отношение к поступкам главных героев (в доступной форме) Знать исторические события, о которых говорится в произведениях; содержания произведений. Умения читать текст осознанно; анализировать произведение, выделять его главную мысль; делить текст на части, пересказывать по плану; вычленять в тексте нужные фрагменты для ответов на вопросы; характеризовать героев их поступки и поведение; строить своё высказывание. Повторять ответы за учителем или одноклассниками неизвестного солдата». 15. Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа». VIII Картины родной природы. Весна. (15ч) 1. Г. Скребицкий «Март». Аналитическое чтение. 2. А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает». Заучивание наизусть. 3. Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы». Выборочное чтение. 4. «Весна-красна». Пересказ отрывка. 5. «Грачи прилетели». Выразительное чтение. 6. «Заветный кораблик». Пересказ от первого лица. 7. «В весеннем лесу». Аналитическое чтение. 8. А. Толстой «Весенние ручьи». Выборочное чтение. 9. А. Пушкин «Гонимы вешними лучами». Выразительное чтение. 10. А. Блок «Ворона». Выразительное чтение. 11. И.Соколов-Микитов «Весна». Выборочное чтение. 12. И. Бунин «Крупный дождь…». Выразительное чтение. 13. С. Есенин «Черёмуха». Заучивание наизусть. 14. Я. Аким «Весна, весною, о весне». Расширить представления о признаках ранней весны; - актуализировать собственный опыт обучающихся при наблюдения за природой; - развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; - формировать умения работать с текстом: анализировать, выделять нужные фрагменты, пересказывать, заучивать наизусть; - развитие умения сравнивать описания признаков весны в разных произведениях, наблюдательности, творческого воображения, памяти, чувства эмоционального настроя произведения, умения передавать его при чтении; - воспитывать любовь и бережное отношение к Называть основные признаки весны. Строить свое высказывание с помощью учителя. Пересказ текста по опорным словам к пунктам плана. Составление вопросов по содержанию с помощью учителя. Заучивать стихотворения наизусть. Знать причинноследственные закономерности наступления весны; содержания произведений. Уметь анализировать текст, выделять нужные фрагменты для ответов на вопросы, пересказывать прочитанный текст, заучивать наизусть стихотворения; сравнивать описания признаков весны в разных произведениях; передавать при чтении эмоциональный настрой произведения. Повторять ответы за учителем или одноклассниками 15. Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна». родной природе, учить видеть её красоту. IX Из произведений зарубежных писателей (15ч) 1. В. Гюго «Гаврош». Чтение и пересказ 1 главы. 2. «Гаврош», 2 глава. Анализ поступков главного героя. 3. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Чтение и пересказ 1 части. 4. «Приключения Тома Сойера», выборочное чтение 2 части. 5. «Приключения Тома Сойера», 3 часть. Выборочное чтение. 6. «Приключения Тома Сойера», пересказ 4 части. 7. «Приключения Тома Сойера», аналитическое чтение 5 части. 8. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Заучивание отрывка из сказки 9. Чтение и пересказ 2 главы сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». 10. Составление вопросов по содержанию 3 главы сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». 11. Аналитическое чтение 4 главы сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Знакомство с произведениями зарубежных писателей; - развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; - формировать умения выделять главную мысль произведения; характеризовать героев, оценивать их поступки; формулировать вопросы по содержанию текста; пересказывать фрагменты произведения; составлять рассказ о герое; - развивать творческое воображение, внимание, память, связную речь, умение делать выводы; - воспитывать сочувствие, сопереживание, милосердие, умение дружить, интерес к чтению. Уметь читать текст целыми словами или по слогам; участвовать в анализе текста (по наводящим вопросам); пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам (плану). С помощью учителя и вопросов отвечать на вопросы по прочитанному. Участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий. Знать содержания произведений. Уметь выделять главную мысль произведения; характеризовать героев, оценивать их поступки; формулировать вопросы по содержанию текста, составлять рассказ о герое; пересказывать фрагменты произведения. Озаглавливание частей текста и пересказ по частям. Составлять вопросы по содержанию. Повторять ответы за учителем или одноклассниками 12. Г. Х.Андерсен «Русалочка». Выборочное чтение 1, 2 частей сказки. 13. Аналитическое чтение 3 части сказки «Русалочка». 14. Экскурсия в городскую библиотеку «Правила пользования библиотекой». 15. Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежных писателей». X Картины родной природы. Лето (9ч). 1. Г. Скребицкий «Июнь», аналитическое чтение. 2. И. Суриков «Ярко солнце светит», заучивание наизусть. 3. А. Платонов «Июльская гроза», выборочное чтение 1 части. 4. «Июльская гроза», чтение и пересказ 2 части. 5. Составление вопросов по содержанию 3 части рассказа «Июльская гроза». 6. Анализ поступков героев рассказа «Июльская гроза». 7. А. Прокофьев «Берёзка», заучивание наизусть. 8. Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату», выразительное чтение. 9. Обобщающий урок по теме Познакомить с произведениями русских писателей и поэтов о лете, раскрыть прелесть и образность художественных описаний природы; - развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; - формировать умения работать с текстом: анализировать, выделять нужные фрагменты, формулировать вопросы, характеризовать героев, пересказывать, заучивать наизусть; - развивать творческое воображение, внимание, Знать произведения русских писателей и поэтов о лете. Называть основные признаки весны. Строить свое высказывание с помощью учителя. Пересказ текста по опорным словам к пунктам плана. Составление вопросов по содержанию с помощью учителя. Заучивать стихотворения наизусть Знать произведения русских писателей и поэтов о лете. Умения анализировать текст, выделять нужные фрагменты для ответов на вопросы, формулировать вопросы по содержанию текста, характеризовать героев и их поступки, пересказывать содержание текста, заучивать наизусть стихотворения, передавать при чтении чувства и настроение автора Повторять ответы за учителем или одноклассниками «Картины родной природы. Лето». память, связную речь, коммуникативные способности; - воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, учить видеть её красоту.